Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание". «Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма.

Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета — желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне.

Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее — желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. У Раскольникова «исхудалое, бледно-желтое лицо», в комнате его — «грязные, желтые обои», когда Родиону становится плохо, ему подают «желтый стакан, наполненный желтою водою». «Больное, темно-желтое лицо» у Порфирия Петровича, в кабинете его — казенная мебель, «из желтого, отполированного дерева». У Катерины Ивановны — «бледно-желтое, иссохшееся лицо», «отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони — «желтоватые обшмыганные и истасканные обои».

В желтых тонах дан в «Преступлении и наказании» и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом». Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства. Раньше она «удавиться хотела», «с веревки сняли». В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов.

Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского?

Известно, что желтый цвет — цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «желтой каморе», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его — все те же грязные, желтые обои.

В постоянном, демонстративном использовании этого цвета — горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, — это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.

Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе — очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.

Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки — импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным.

Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими — именно этого жаждет герой в романе.

Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.

Кроме того, не стоит забывать о том, что «Преступление и наказание» — петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века — город «золотого мешка». «Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок...превращаются в товар, которым можно торговать...» — писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения.

Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит «бабенка» в красном. На мосту Раскольников видит закат «яркого, красного солнца». Процентщице он закладывает «маленькое золотое колечко с тремя красными камешками». Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, «обитую красным сафьяном». Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, «крытая красным гарнитуром». Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его — кровь.

Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

Показать роль библейских деталей, эпизодов, аллюзий в романе «Преступление и наказание»

Учить работе с источниками (Священное писание, дневники писателя)

Ход урока

1.Постановка проблемы:

В романе одним из главных является вопрос: есть ли для Раскольникова возможность спасения?

Число Одиннадцать упоминается в романе неоднократно. Что оно означает?

В Евангелии от Матфея есть притча о работниках в винограднике: «...Царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» (Мф.,20,1-6) Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию» (Мф., 20,9). «Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных» (Мф., 20,16). Виноградник в притче уподоблен царству небесному. С теми, кто вольно или невольно способствуют спасению Раскольникова - с Мармеладовым и Порфирием Петровичем, и с Соней, - он встречается в одиннадцать часов, в участок с повинной он тоже приходит в одиннадцать часов. Сам озабоченно спрашивает: «Одиннадцать часов уже есть?», для Сони в этих одиннадцати часах «весь исход». Для Раскольникова одиннадцать часов символизируют последнюю возможность спасения.

Число «семь», неоднократно употребляемое в романе, теологи называют «истинно святым числом», так как число семь - это соединение числа «три», символизирующее Божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка; следовательно, число «семь» является символом союза Бога с человеком.

В семь часов вечера Раскольников пошел на преступления, как бы разрывая союз Бога и человека: «...Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

На последней странице романа вновь появляется число семь, означающее союз Бога с человеком: «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет...»

б) символика образов:

В сне Родиона Раскольникова представлена проблема адекватности восприятия действительности героем. Восприятие лошади как «бедной лошадки», пытающейся сдвинуть непосильный воз, лошадки, олицетворяющей все страдание и несчастие этого мира, его несправедливость и безжалостность - все это факт сна Раскольникова. Бедная савраска - это лишь представление Родиона о состоянии мира. Здесь впервые закладывается мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается более, чем он может снести. Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом нереальных своих обид и забот (которые очень велики, но сносимы, тем более, что Бог не отнимает Своей руки, и когда доходит до края, всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов).

На серебряных часах Раскольникова, которые он понес в заклад старухе-процентщице «изображен глобус». Эти часы достались ему от отца. Это своего рода «держава», знак власти и ответственности за мир. Не случайно он закладывает часы, прежде чем совершить убийство: он отдает истинную власть за самоволие.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым напоминает сцену Сретения (пророк Симеон встретил во храме младенца Христа), «..продолжал он восклонясь» - боле, чем странное описание позы Мармеладова, однако, «восклонясь» единственное слово, которое адекватно может описать положение Симеона на иконах Сретения.

- «Наш большой драдедамовый зеленый платок». Драдедам (от франц. Drap de dames) - тонкое сукно. Зеленый цвет - цвет Богородицы, покровительницы и заступницы Земли. «Наш драдедамовый» и по сочетанию смысла разноязычных слов и даже по звучанию напоминает Noter Dame - французское именование Богородицы. Соня своим жестом и кается и отдает себя под покровительство Богородицы, под её защиту. Тридцать целковых, принесенных Соней, очевидно соотносятся с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Христа.

- «...у портного Капернаумова...» - очень многозначительная и до конца не объясненная аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум. Город Магдала, из которого происходила Мария Магдалина, находился близ Капернаума. В просторечии существовало и фамильярное значение слова «капернаум», что означало веселое заведение - кабак.

- «...сыграть свадьбу сразу после госпожинок...» - Госпожинки - Успенский пост, заканчивающийся в день Успения Пресвятой Богородицы. Брак, заключенный после того, как Богородица покидает землю, вряд ли можно считать благословенным.

В письме матери Родиону читаем: «...она тебя беспредельно, больше себя самой любит...». Одна из заповедей Христа гласит: « люби Бога своего больше самого себя», «возлюби ближнего своего как самого себя». Дуня любит брата как Бога. Подражание Христу - поведение, предписанное для верующего. В каком-то смысле можно сказать, что всякий человек Христос. Это любимая мысль Достоевского. В его записках читаем: «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть» . Воспоминания матери о том, как в детстве Родя шептал молитвы свои у меня на коленях, свидетельствуют о том, что вера жила в сердце Родиона, пока был жив отец.

в) символика денег:

На протяжении романа Родион Раскольников неоднократно помогает деньгами Мармеладовым, пьяненькой девочке. Все деньги, которыми он оказывает помощь, являются деньгами, которые достались ему от отца. (Пенсия, от заклада часов.) Таким образом, Достоевский решает проблему средств, которыми можно оказывать помощь. Деньги, украденные у старухи, становятся непригодными ни для жизни, ни для благодеяний.

г) символика родства душ:

В романе читаем: «А куда ж я иду? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно.»

В момент, когда угроза продажи сестры в «законные наложницы» господину Лужину ставит Раскольникова перед выбором, что-то немедленно предпринять, ему предлагается вариант Божьего решения - найти человека, который поможет. Люди спасаются друг другом. Раскольников спасает девочку от нового надругательства, его спасает Соня от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он - Соню от греха и позора; его сестру - Разумихин, Дуня - Разумихина. Человек спасается человеком и никак иначе спасен быть не может. Не нашедший человека гибнет (Свидригайлов).

д) символика снов:

В первом страшном сне Раскольников теряет веру в могущество отца, а значит и Бога. Символична перекличка имен главного действующего лица убийства лошади и маляра, который примет на себя убийство Раскольникова. Миколка «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию, но и Миколка - сознающий, что нет чужого греха, а значит надо взять грех на себя и пострадать за другого. Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию. В этом же сне Раскольников видит церковь и кабак. Для него, как для трагического героя, весь мир делится на два пространства: пространства церкви и пространства кабака. Во сне маленький Родион любит церковь, но ненавидит кабак, но дорога к церкви лежит мимо кабака, и именно перед ним пыльная и черная дорога (в последствии место покаяния). Раскольникову приходится выбирать, потому что он не знает ещё, что оба эти пространства не противопоставлены друг другу, а включены в целое мира. Восстав на кабак, он восстает и на церковь, восстав на людской грех, он восстает и на Бога. В романе кабак и церковь одним. Пространство церкви в эпилоге романа преобразуется в пространство кабака (когда в церкви каторжане бросятся на Раскольникова), а кабак становится церковью (когда происходит встреча с Мармеладовым). Зеленый купол церкви во сне и зеленый платок Сони прямо соотносятся. Она как бы всегда под сводом его детской церкви, в которую он ещё не скоро вернется.

е) символика предметов:

- «Он вынул топор... опустил на голову обухом» - Многократно отмечалось, что в этой сцене, топор лезвием обращен на самого Раскольникова. Недаром он потом скажет Соне: «Я себя убил, а не старушонку!» Лизавету он убивает лезвием топора, но впоследствии даже не вспоминает об этом убийстве, как будто и не убивал её вовсе. Здесь разница между вольным и непреднамеренным убийством. Плюс Лизавета протянула руку, будто простила ему грех.

Вместо серебряных часов отца Раскольников получает золотые часы. Золото связывается с кесарем и земным сокровищем, несовместимым с любовью и служением Господу.

- «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться... подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута...»

Пока Раскольников не в силах выносить смеха, он не сможет вернуться к людям, вернуться к жизни. Осмеяние - это единственно возможное прощение. Этот смех постоянно кажется герою издевательством над ним, надругательством над его идеей и предназначением. В этом эпизоде Раскольников идет погруженный в свои мысли не там, где принято ходить, сосредоточившись на своих переживаниях и мыслях, не замечая вокруг него жизни. Удар кнута возвращает его к действительности, ставит на то место, которое он должен занимать. А смех закрепляет это положение, делая его «одним из». Но ему тут же дается милостыня (милость) и прощение. Но Раскольников не принимает милостыню (выбрасывает монетку), как и не принимает себя «одним из».

- «Пьян, не пьян, а Бог их знает...» Восстав на Бога, Раскольников стремиться примкнуть к кабаку, но кабак постоянно его отторгает. Его все время принимают за пьяного, хотя он почти все время трезв. Он не в состоянии объединить в своем сознании церковь и кабак, он может только выбирать. Он не понимает этого мира, где люди убивают лошадь, но лошади убьют человека (Мармеладова), где невозможно найти однозначно правого или виноватого, где возможно только получить или даровать прощение тем, кто понимает, что все едины в грехе; мира, где давно прозвучало: «Мне отмщение и Аз воздам», провозгласив, что суд - прерогатива Бога, а люди - «не судите, да не судимы будете». Пьяный не противопоставлен Богу или его служителю, а часто сам им является. Дунечка скажет про Разумихина: «Нам этого господина Бог послал, хоть он и прямо с какой-то попойки». Разумихин рассуждает о вранье - пьяный знает, что он врет, и не претендует на истину в конечной инстанции, но трезвый врет и себе верит. Пьяный знает, что пьян, грешный знает, что грешен, но страшен уверенный в своей праведности.

е) символика имён:

Дмитрий Прокофьевич Разумихин - Дмитрий, посвященный греческой богине плодородия Деметре (земной), Прокофий - преуспевающий (греч.)

- «..Лазаря петь..» - льстиво выпрашивать. Богач из евангельской притчи про «Двух Лазарей» называется Лазарем, как и его нищий брат. Нищий Лазарь, оказавшись в раю «возле Авраамия», говорит неправедному богачу, что ему нужно было, чтобы не терпеть адские муки, «про имене Христово» подавать, «нищих и убогих в дом» принимать, вдов, сирот «призирать», «во гробе умерших» провожать. Следует заметить, что все эти условия Раскольников выполняет. Единственно, чем он похож на богатого Лазаря - это своеволием. Как только он изживет из души своей грех, то обретет рай. В эпилоге, при описании картины за рекой: «точно не прошли ещё века Авраама и стад его». Имя Лазарь связывает этот ассоциативный ход с евангельской притчей о воскресении Лазаря.

- «Так вы все-таки веруете в Новый Иерусалим?..» - это выражение равнозначно пришествию Царствия Небесного. Вера в Новый Иерусалим означала веру в наступление нового земного рая - «золотого века», царства добра и справедливости, на старой земле, т.е., социальное преобразование общества, а не пришествия Царствия Божия (по учению Сен-Симона - социалиста-утописта). Теория Раскольникова была близка теории Сен-Симона.

символика чисел: «Она энергично ударила на слово: четыре...» - Чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства, если не считать дней беспамятства. В беспамятстве он тоже пролежал четыре дня.

Символика образов : «...закудахтал с дружественным участием Порфирий Петрович...» - этот странный глагол употребляется не раз Достоевским на протяжении беседы с Раскольниковым, что создает впечатление, что Порфирий носится с Раскольниковым как курица с яйцом. Яйцо - древний символ воскресения и новой жизни, которую пророчит герою Порфирий Петрович.

- «Но тут случилось странное происшествие...» (стр.367) Господь как будто оберегает Раскольникова, избавляя его от вынужденного признания, к которому тот ещё не готов, но которое хочет вырвать у него следователь.

- «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... (стр.426). Герой пытается добиться торжества справедливости. Но это требование оборачивается только страданием для него. Мало того, самих героев, настаивающих на справедливости, оказывается возможно только вопреки справедливости, Любить Раскольникова - убийцу. Любить Катерину Ивановну, отправившую падчерицу на панель. Соня воспринимает стремление к справедливости как черту детскую, исходящую от непонимания мира. Кроме того, справедливость бывает разная. Порфирий предлагает Раскольникову поступить по справедливости - учинить явку с повинной: «Исполните-ка, что требует справедливость». А Раскольников не находит в этом справедливости. Выходит, что справедливость - вещь в высшей степени относительная, тем более, что каждый избирает точку отсчета произвольно. Соня, посылая Раскольникова признаться в совершенном преступлении, не о справедливости думает, а о том, что если он «страданием себя искупит, то Бог ему опять жизни пошлет». Она мыслит другими категориями, её истина - Христос, который есть Жизнь и Любовь, она не рассчитывает степень правоты и разумность доводов.

- «Для Раскольникова наступило странное время...». Время в таком состоянии представляет петли и сплетения самые неожиданные и непредсказуемые. Раскольников на протяжении всего романа петляет во времени: три захода к старухе-процентщице - проба, убийство, возвращение «нанять квартиру». Но есть ещё и возвращение во сне, где смех не дает герою возможности убить - т.е., оборвать время, окончательно разрушить связь времен.

Вывод: Идейное преступление Раскольникова внушено ему извне:

Раскольников говорит, что он написал статью по поводу одной книги. Возможно, речь идет о книге М.Штирнера «Единственный и его собственность» или о книге Наполеона III «История Юлия Цезаря».

Вот что написал Штирнер в своей книге: «Победить или покориться - таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный обращается в подвластного...я...не стану бояться мысли, как бы дерзка и «демонична» она не была. Потому что в моей власти уничтожить её, если она мне станет представляться неудобной... Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше, и ты будешь больше... Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, противозакония.» (По иронии судьбы эта книга стала единственной у Штирнера, он умер в полной нищете в 50 лет, другой немецкий философ Фридрих Ницше закончил жизнь в сумасшедшем доме.)

Достоевский поступает со своим героем гуманно: 8 лет каторги за двойное (а может быть, и тройное) убийство - спасение. Но спасение ещё и в покаянии, оно ещё не пришло, но обязательно прийдёт, потому что в любви к Соне другого выхода не может быть. А то, что Родион полюбил Соню - безусловно, об этом свидетельствуют его слёзы. Возрождение возможно только с Богом!

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны пейзажи, интерьеры, портреты, имена и фамилии персонажей.

Символика имён

Главный герой романа — Родион Романович Раскольников. Само имя — Родион греческого происхождения, что означает «житель острова Родос ». Этимологически к тому же корню восходят слова «руда», «рыжий», «роза». «Руда» — в старославянском языке означает «кровь ». Так, уже в самом имени главного героя задается мотив крови, который затем реализуется в сюжете.

Однако здесь есть связь и с самой теорией героя. Остров Родос славился великими полководцами, там обучались Помпей, Цезарь, Тиберий . Так, здесь возникает мотив сильных мира сего, людей, которые смогли преступить через кровь и страдания. Раскольников не может стать Цезарем и Тиберием, поэтому он становится «обыкновенным» убийцей. Здесь у Достоевского воспроизводится известный афоризм Эзопа: «Здесь Родос, здесь и прыгай!». Эта басня рассказывала о некоем путешественнике, прибывшем на Родос и хваставшем тем, что некогда он совершил грандиозный прыжок в длину. В ответ на его хвастовство местные жители предложили ему «продемонстрировать свое умение». Так и Раскольников в романе Достоевского. Его Родосом становится убийство старухи-процентщицы.

Отчество Раскольникова — Романович. Роман — в переводе с латинского означает «римлянин», происходит от греческого слова «крепость», «сила». Обращаясь к содержанию романа, вспомним, что Раскольников хотел силу в себе испытать, крепость духа, хотел «Наполеоном сделаться». Таким образом, в отчестве героя продолжает развиваться мотив «наполеонов», сильных мира сего.

Наконец, сама фамилия — Раскольников — указывает на мучительное раздвоение его личности, раскол души героя на две половинки. Одна часть души его — бескорыстна, сострадательна и по-детски невинна (детская улыбка Раскольникова, детский плач его в первом сне), другая — холодна, эгоистична, самолюбива, переполнена гордыней и индивидуализмом.

Раскольников бескорыстно помогает Мармеладовым, товарищу по учебе. Обожженный, он спасает из огня детей. Благороден он и по отношению к Дуне, не принимая ее жертвы в виде брака с «прекрасным человеком» Лужиным. И вместе с тем жизнь человеческая для Раскольникова ничего не стоит: проверяя свою теорию, вместе со «злой и вредной старушонкой» он убивает ни в чем не повинную Лизавету.

Интересную интерпретацию имени, отчества и фамилии Раскольникова мы также находим у С. В. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». «Раскольников „раскалывает" породившую его мать-землю, „раскалывает" родину» Романовых (отчество героя — Романович).

Таким образом, Достоевский выступает здесь как бы гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась «расколотой» в буквальном смысле этого слова.

Побочная сюжетная линия романа — линия Мармеладовых . Эта фамилия, напоминающая о сладостях и ассоциирующаяся с довольством, комфортом , чем-то приятным, призвана оттенить бедственное положение героев. Жизнь этого несчастного семейства совершенно противоположна этим ассоциациям. Постоянная нужда, нищета, голод, болезнь Катерины Ивановны, пьянство Мармеладова, Соня, вынужденная получить «желтый билет», — беды и несчастья сопровождают героев на протяжении всего повествования. «Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного... общества, и, как „сладок" этот мир, рисуется уже горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским», — писал В. Я. Кирпотин.

Многозначительно в романе и имя Лизаветы, ставшей невинной жертвой Раскольникова. Имя Елизавета древнееврейского происхождения, означает «Божья клятва», «Обет Богу». Лизавета изображена в романе наподобие юродивой. Это «высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, ... бывшая в полном рабстве у сестры своей». В лице Лизаветы есть что-то детское, защищаясь от нападения Раскольникова, она по-детски закрывается рукой.

Юродивые всегда считались на Руси людьми, близкими к Богу . Убив Алену Ивановну, а заодно и Лизавету, оказавшуюся в квартире случайно. Раскольников, по Достоевскому, убивает обет Богу, почтение к нему. И после этого жизнь как будто уходит из него. А затем в финале романа его воскрешает любовь к Соне, той самой Соне, которая читала ему Лизаветино Евангелие и которая сама казалась похожей на нее.

Ситуация здесь в высшей степени символична: в духовном воскресении героя, возвращении его к жизни незримо участвует та, которую он этой жизни лишил. И в этом Достоевский видит высший смысл и высшую мудрость, заложенную в христианстве.

Таким образом, имена и фамилии героев в романе Достоевского глубоко знаменательны, связаны с идейным смыслом произведения, с символикой, с развитием сюжета.

Символика в романе. Крест

В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа. Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнаёт и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион всё мгновенно понял: «Нет, Дунечка, всё вижу и знаю, о чём ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причём кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их.

Символика цифр в романе

Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, «кроткая», «безответная» Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос.

Цифры в романе — одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами.

Число «три» в романе

Раскольников (трижды позвонил в колокольчик старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола)

Соня (в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых»)

Свидригайлов (хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета, за три дня достает билет за границу)

Марфа Петровна (оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию; выкупила Свидригайлова за 30 тыс.сребреников; 3 раза приходила к Свидригайлову)

Разумихин (3 часа дожидается, пока проснётся Раскольников)

Дуня (стреляет в Свидригайлова в 3-х шагах)

Достоевский не случайно выделяет число «четыре». Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия). После преступления Раскольником четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна.

Число « семь » в романе

Роман состоит из 6 частей и эпилога

1-я и 2-я части романа состоят из 7гл.

7 часов вечера - роковое время для Раскольникова (назначает убийство)

7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной)

7детей у портного Капернаумова

Раскольников видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком

730 шагов до дома старухи - процентщицы

7 лет каторги - срок, определённый в качестве наказания герою романа.

Символика цвета.

Основной цвет романа - жёлтый . Раскольников (жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »). Соня (комната с « желтоватыми обоями »). Порфирий Петрович (мебель из « жёлтого отполированного дерева »). Свидригайлов (жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой). Старуха - процентщица (одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева).