Литературный музей имени. Государственный музей истории Российской литературы им. В.И. Даля (государственный литературный музей). Личные архивы Литературного музея

В 1934 году произошло слияние Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики и Литературного музея при Библиотеке имени Ленина в Государственный литературный музей. Сейчас в нем собраны личные архивы, переданные в дар государству от множества деятелей русской культуры с XVIII по XX век. Здесь же демонстрируются редчайшие старинные гравюры с видами столиц РФ и Российской империи, миниатюры и живописные портреты государственных деятелей, оставивших свой след в истории.

Огромная часть государственной экспозиции – первые печатные и рукописные церковные книги, первые светские издания петровских времен, редкие экземпляры с автографами, рукописи, написанные людьми, навсегда вошедшими в историю России: Державин Г., Фонвизин Д., Карамзин Н., Радищев А., Грибоедов А., Лермонтов Ю. и другие не менее достойные представители литературы. Всего в экспозиции насчитывается более миллиона ценных экземпляров подобного рода.

Сегодня государственная коллекция литературного музея включает в себя одиннадцать филиалов, находящихся в разных местах и известных даже в отдаленных странах. Это дома-музеи и квартиры-музеи людей, оставивших яркий след в истории России всех времен:

  • Федора Достоевского (Москва, ул. Достоевского, д. 2);
  • Ильи Остроухова (Москва, Трубниковский переулок, д. 17);
  • Антона Чехова (Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 6);
  • Анатолия Луначарского (Москва, Денежный пер. 9/5, кв. 1, закрыт на реконструкцию);
  • Александра Герцена (Москва, переулок Сивцев Вражек, д. 27);
  • Михаила Лермонтова (Москва, ул. Малая Молчановка, д. 2);
  • Алексея Толстого (Москва, ул. Спиридоновка, 2/6);
  • Михаила Пришвина (Московская область, Одинцовский район, д. Дунино, д. 2);
  • Бориса Пастернака (Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3);
  • Корнея Чуковского (Москва, пос. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Серафимовича, д. 3);
  • Музей Серебряного века (Москва, Проспект Мира, д. 30).

К этому же музейному комплексу относится и Музей Серебряного века, открытый в 1999 году. Каждая литературная выставка настолько полна и глубока по своему содержанию, что сама по себе может служить основой для открытия еще одного полноценного и востребованного музея. Совсем недавно, в конце 2014 года, был отреставрирован и передан этому учреждению старинный двухэтажный особняк XIX века, принадлежавший знаменитому русскому меценату Савве Морозову. В этом же году окончена реконструкция мемориального здания-особняка в Кисловодске, где бывал Солженицын – это тоже один из филиалов, который задумано использовать не только как музейную площадку, но и как культурный центр, где будут постоянно проходить встречи с литераторами.

Фонды музея хранят архивные рукописи писателей и культурных деятелей XVIII–XXI веков, уникальные древние гравюры XVII-XVIII веков с видами Москвы и Петербурга, миниатюры и портреты политических и культурных деятелей, первые печатные книги и древнейшие рукописи, редчайшие издания произведений классиков литературы, рукописи Николая Гоголя, Денис Фонвизина, Николая Карамзина, Михаила Лермонтова и других выдающихся литераторов.

Лучшие произведения живописи, оригинальная и печатная графика, фотографии и негативы, скульптура и книги, звукозаписи и афиши, коллекции лубков и плакатов, фольклора и окон ТАСС - вся история страны нашла свое отражение в этих стенах.

Государственный Литературный музей обладает бесценным фондом, его сотрудники - огромным опытом по организации выставочных вернисажей. Каждое из них вызывает огромный культурно-просветительный резонанс. Ежемесячно в музейных помещениях проводится 20-40 мероприятий различного характера - выставка и конференция, олимпиада и концерт, литературный вечер и пленэр. Список можно продолжать до бесконечности.

Музей имеет свой издательский дом, который предлагает общественности научные издания, художественную и методическую литературу и ежегодный альманах. В последнее время активную спонсорскую помощь музею оказывают частные коммерческие структуры.

Государственный Литературный музей

Государственный Литературный музей – это одно из богатейших в мире хранилище рукописей, литературных материалов, рисунков и эскизов к литературным произведениям. Музей является ведущим в мире научным центром, в котором проводятся исследования отечественных и зарубежных литературных произведений, а также главным методическим центром такого профиля в России.

Фонды музея за годы существования учреждения накопили множество экспонатов – литературных архивов писателей, деятелей русской культуры разных эпох, гравюр с видами старой Москвы, живописных портретов деятелей государства, науки и культуры, рукописных и печатных духовных изданий, гражданской печати эпохи царя Петра, прижизненных изданий с автографами авторов, материалов, связанных с историей русской классической и современной литературы. Всего архивы музея насчитывают свыше 700 000 экспонатов.

История Литературного музея Москвы

Годом образования музея считается 1934. Тогда было принято решение о создании единого Литературного музея на базе Центрального музея литературы, критики и публицистики и музея при библиотеке им. Ленина. Но начало истории музея состоялось тремя годами раньше, когда известный революционер и деятель культуры В.Д. Бонч-Бруевич создал комиссию по подготовке к созданию Центрального Литературного музея и начал отбирать для него коллекцию экспонатов.

Для нового музея выделили здание, которое размещалось рядом с библиотекой им. Ленина. Уже тогда Литературный музей являлся крупнейшим в мире и содержал 3 млн. архивных документов. Позже большая часть хранившихся в музее документов, была передана в Центральный архив. Бонч-Бруевич продолжал активно курировать работу музея и наполнять его рукописные фонды. В 1951 году в музей было передано много документов из архивов КГБ. Это были рукописи книги и литературные материалы, отобранные у репрессированных писателей. Они не выставлялись в экспозицию и рассматривались как дополнительные фонды музея.

Музей рос и развивался, уже в 1970 году он занимал 17 зданий, расположенных по всей Москве. В 1995 году их количество увеличилось до 20.

Основная экспозиция музея касается истории русской литературы периода 18-19 веков. Она размещается в бывшем дворце князей Нарышкиных, расположенном на территории Высоко-Петровского монастыря. Экспозиция периода советской литературы располагается в здании галереи Остроухова.

Отделы Литературного музея

Музей располагает несколькими отделами, которые представляют самостоятельные экспозиции, касающиеся жизни и творчества выдающихся русских и советских писателей, а также отражают основные периоды развития русской литературы. Структурными частями музея являются дома-музеи Лермонтова, Герцена, Пастернака, Чехова, Чуковского, Пришвина; музеи-квартиры Достоевского, Толстого, Луначарского. Интерес представляет и музей «Серебряного века».

Все отделы музея занимаются образовательной деятельностью. Здесь разработано много интерактивных экскурсий для посетителей разных возрастов. Особенно много познавательных экскурсий разработано для детей. Им предлагается попробовать писать перьями, потрогать папирус и кожу ягненка, которые ранее применялись в качестве бумаги, побить по кнопкам пишущей машинке, на которой писал свои стихи и сказки К.И. Чуковский. Школьники старших классов приглашаются в литературные салоны 19 века, где они в игровой форме окунаются в атмосферу салона, решают ребусы, загадки, анаграммы, составляют шарады, пробуют себя в искусстве рифмования и эпиграммы.

Личные архивы Литературного музея

Архив Достоевского;
- архив Чехова;
- архив Фета;
- архив Гаршина;
- архив Лескова;
- архив Белинского.

Государственный Литературный музей – крупнейшее в мире собрание материалов, касаемых литературной деятельности русских и зарубежных писателей.

Копия иконы 1870 г. с изображением святых Космы и Дамиана. Праобразами святых послужили Пушкин и Даль. Оригинал иконы храниться в музее истории религий.

Впоследствии В. И. Даль и А. С. Пушкин неоднократно встречались, они беседовали о русской литературе, народном творчестве, русском языке, обсуждали лингвистические находки Даля. В. И. Даль в воспоминаниях пишет, что именно Пушкин настаивал на обязательном и скорейшем завершении словаря.

Последнюю ночь перед смертью Пушкина Даль провел у его постели, позже он напишет очерк о его смерти. Далю умирающий поэт передал на память свой золотой перстень с изумрудом. Даль отказывался, но Пушкин настоял. Через год из Оренбурга Даль писал князю Одоевскому:

«Теперь перстень Пушкина для меня настоящий талисман. Как гляну на него, пробежит по мне искорка и хочется приняться за что-нибудь порядочное»

К счастью, перстень — подарок Пушкина Далю, сохранился до наших дней. После кончины В. И. Даля перстень находился у его средней дочери Ольги Владимировны Демидовой. Ольга вышла замуж за Платона Демидова, семья Даля породнилась с знаменитым родом русских горнозаводчиков Демидовых. Ольга передавала перстень на знаменитую пушкинскую выставку 1880 года. А после выставки подарила перстень великому князю Константину Константиновичу — президенту Российской Академии наук, который в свою очередь по завещанию передал его в Пушкинский дом — Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. В 1950-е годы, когда создавался музей-квартира Пушкина на Мойке, перстень был передан в этот музей и его приключения на этом закончились. К сожалению, перстень находится в запасниках музея, увидеть его можно только на выставках.

Словарь В. И. Даля как сокровищница русского языка

Было такое выражение в дореволюционной России: «Комната русского культурного человека — это стол, стул и Даль». Словарь Даля — явление исключительное. Даль составил свой словарь один, без помощников и этому труду было отдано пятьдесят три года жизни. Первое слово для словаря Даль записал в 17 лет, когда молодым мичманом направлялся к месту службы, а последние четыре новых слова, услышанных от прислуги, он записал уже прикованный к постели, за неделю до смерти. В середине XIX в., в период расцвета русской классической литературы, он, как и Пушкин, призывал современников обратиться к живой русской речи. Даль критиковал ранее издававшиеся академические словари, в основе которых лежала книжно-письменная речь. «Пришла пора, — писал В. И. Даль в „Напутном слове“ к своему словарю, — подорожить народным языком». Официальные академики того времени в ответ на критику всячески игнорировали труд Даля и отказывались с ним сотрудничать. Но словарь Даля увидел свет. Издание словаря было уникальным культурным событием того времени. По количеству включённых в него слов (более 200 тысяч) этот словарь остался непревзойденным и поныне. В словаре собрано бесчисленное количество синонимов, эпитетов, образных выражений русского языка. Словарь и сегодня является настольной книгой этнографов и лингвистов, к нему постоянно обращаются писатели и переводчики. По сути, словарь Даля стал энциклопедией русской народной жизни середины XIX века, по словарю можно изучать язык, быт и нравы наших предков.

Всего было четыре издания словаря Даля. Последнее изданние было напечатано в 1998 году и оно явилось повторением третьего еще дореволюционного издания, никаких изменений в него не было внесено.

Не все современники разделяли взгляды В. И. Даля. Пропагандируя народную речь, Даль несколько принижал значение нормированного литературного языка. Известен такой эпизод его словесной полемики с поэтом В. А. Жуковским. Они обсуждали две формы выражения одной и той же мысли. Общелитературная форма в то время выглядела так: «Казак седлал лошадь как можно поспешнее, взял товарища своего, у которого не было верховой лошади, к себе на круп и следовал за неприятелем, имея его всегда на виду, чтобы при благоприятных обстоятельствах на него напасть». А Даль предложил такой вариант этой фразы: «Казак седлал уторопь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить» и считал этот вариант более выразительным. Жуковский с ним не соглашался и говорил, что мысль выражена на местном диалекте и в целом непонятна для русского человека.

Еще одной крайностью была позиция В. И. Даля относительно иноязычных слов в русском языке, которые считал «сухой прищепой» на живом теле русского языка. Включая иноязычные слова в свой словарь, Даль подыскивал, а иногда и сам изобретал подходящие для них русские замены. Вместо слова инстинкт он предлагал употреблять слово побудок, вместо слова горизонт рекомендовалась целая серия русских синонимов: кругозор, небозём, небоскат, завес, закрой, озор. Французское слово пенсне у Даля превратилось в смешное русское слово — носохватка. Вместо слова эгоист предлагал использовать слова самотник или себятник. Замены интересные, остроумные, но не естественные. Разумеется, псевдорусские слова не прижились в нашем языке.

Московский зоопарк - один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год - до 3,5 млн. человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости. В 1862 г. в московском Манеже прошла выставка животных, организованная Комитетом по акклиматизации животных и растений. По окончании выставки на руках у организаторов осталось много живых «экспонатов». Тогда и встал вопрос об открытии в Москве зоологического сада. Главным инициатором его создания был профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Рассматривались несколько вариантов размещения зоосада: Измайлово, Царицыно, Пресненские пруды. Выбор был сделан в пользу Пресни. Решающим фактором стала достаточная близость к центру города, а значит, удобство для потенциальных посетителей. Для устройства «живого музея на открытом воздухе» был засыпан один из прудов, у частных лиц были выкуплены соседние участки земли. И 31 января 1864 г. (12 февраля н. с.) Московский зоологический сад открылся. Любопытный факт. В 1681 г. подле Пресненских прудов был построен загородный дворец царя Федора Алексеевича. При царской резиденции находился Потешный двор, для которого в 1685 г. «на дело ларя белому медведю» опустили 13 досок полуторных сосновых, да под ларь этот смастерили «колеса самые добрые». Таким образом, первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке. Первые постройки Зоологического сада спроектировал архитектор П.С. Кампиони. Он же доставил в Москву группу животных, подаренных Парижским акклиматизационным садом. Многие любители животных жертвовали Зоосаду деньги, дарили зверей. Командир фрегата «Светлана» И.И. Бутаков привез из кругосветного плавания коллекцию австралийских животных. Император Александр II подарил слона. В конце 1870-х – начале 1880-х годов в Ботаническом отделении Зоологического сада действовал «Семейный сад», устроенный известным антрепренером М.В. Лентовским. В последующие годы в Зоосаде были построены дополнительные павильоны и вольеры. При этом работали здесь известные московские зодчие: Л.Н. Кекушев, С.К. Родионов. В конце XIX века на углу Б. Грузинской и Б. Пресненской (ныне – Красная Пресня) улиц вместо простенькой деревянной арки появился нарядный вход с двумя башнями по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Действовала Биологическая станция, здание которой в неоклассическом стиле было возведено по проекту Р.И. Клейна (Конюшковская улица, дом 31, стр. 1). Существенно пострадал зоосад во время событий 1905 г.: был разрушен целый ряд зданий, сгорела библиотека, уничтожен Аквариум. В 1919 г. Зоологический сад национализировали. В последующие годы его территория существенно увеличилась, были созданы научные лаборатории и научно-исследовательские подразделения, а сам он получил новое, привычное для нас название, – Зоопарк. В 1936 г. в Зоопарке был построен новый вход, по проекту скульпторов В.А. Ватагина и Д.В. Горлова, просуществовавший до 1964 г. К 850-летию Москвы, в 1990-е годы, Зоопарк реконструировали (работы велись МНИИП «Моспроект 4»). Появилась новая входная группа, целый ряд новых вольеров, различные тематические экспозиции. В настоящее время в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8000 экземпляров различных представителей фауны.