Программы музея. Культурно-досуговая программа «Музей для детей» рабочая программа на тему Социально-эстетические функции музея

Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.

В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.

Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.

Цели кружка "Юный этнограф":

  • расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;
  • знакомство с первичными навыками исследовательской работы;
  • развитие навыков сбора и обработки первичного материала;
  • развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;
  • воспитание интереса к истории родной деревни и края.
  • развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;
  • стимулировать развитие творческих способностей;
  • способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;
  • стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.

Программа кружка "Юный этнограф" предназначена для учащихся 6-8 классов, рассчитана на 30 часов (1 час в неделю с 1 октября). Использует в качестве программно- методического сопровождения:

  • методическое пособие "Содержание и методы этнографической работы школьников";
  • методическое пособие "Методика изучения и собирания народных игр, обрядов, сбор материала о жилище:
  • Настоящая программа определяет содержание экспедиционной работы школьников по этнографическому изучению своего края. Она включает в себя анкеты - "вопросники" для сбора информации о традиционной культуре населения и рекомендации по сбору экспонатов для школьного краеведческого музея.

    В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.

    Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.

    Информаторами могут стать только жители деревни. Ими должны быть представители разного пола и возраста.

    При опросе населения по анкетам необходимо "снимать" как бы два слоя информация: "как было раньше" и "как теперь", при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.

    Участники не должны подсказывать информатору ответ.

    Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.

    Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.

    Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда деревню.

    Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы.

    История посёлка. Откуда Чемаши пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни. Самая старая улица деревни. Названия улиц.

    Поселение, его тип, планировка, количественная характеристика, общественные сооружения, благоустройство.

    История возникновения школы в деревне. Постройки. Тип. Работники школы.

    Усадьба и жилище. Тип усадьбы, тип жилого дома, планировка жилого дома, интерьеры жилых помещений.

    Живая история нашей деревни. Старожилы деревни.

    Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые жителями. Сказки и загадки. Народные песни.

    Местный диалект.

    Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет.

    Животноводство. Виды скота, разводимого в деревне прежде и теперь. Заготовка кормов.

    Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей: основное занятие, любительское. Участники рыбной ловли. Орудия лова, их описание.

    Одежда. Составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.

    Свадебные обряды. Знакомство парней и девушек. Где оно происходило. Название всего ритуала свадьбы. Свадебная обрядность.

    Игры, которые игрались прежде и играются теперь.

    Календарно - тематическое планирование занятий кружка.

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
    1. Вводное занятие. Составление списка участников. Режим работы. Собрание.
    2- 3. История посёлка. Откуда Чемаши

    пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни?

    Лекция с элементами беседы.
    4. Экскурсия по самой старой улице.

    Названия улиц. Почему они так называются?

    Экскурсия.

    Беседа. Исследование.

    5. Поселение, его тип. Застройки: жилые дома, хозяйственные и общественные застройки. Исследование - записи в полевой дневник.
    6-13. История возникновения школы в деревне. Тип школы раньше и теперь. Работники школы.

    Сбор экспонатов.

    Переписка с музеями.

    Работа с литературой.

    Исследование.

    14. Усадьба и жилище. Тип усадьбы.

    Тип жилого дома. Интерьер.

    Исследование. Беседа с жителями.
    15-17. Живая история деревни. Старожилы. Встреча с жителями.
    18-19. Пословицы и поговорки, употребляемые в деревне.

    Народные песни.

    Исследование.

    Запись в полевой дневник.

    Обработка записей.

    20- 21. Местный диалект. Исследование.
    22. Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства раньше и теперь.

    Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Их определение по народным приметам.

    Встреча с жителями деревни.
    23. Животноводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов. Изучение литературы.

    Встреча с жителями.

    24. Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей.

    Орудия лова.

    Изучение литературы.

    Исследование.

    25-26. Одежда. Составные части костюма: девичьего, женского, мужского, детского.

    Орнаментация предметов одежды. Значение орнамента и его расположение на одежде.

    Изучение литературы.
    27. Свадебные обряды. Место знакомство юношей и девушек.

    Сватовство и свадьба.

    Изучение литературы.

    Оформление материала.

    28-29. Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь. Запись игр.

    Исследование.

    30. Итоговое занятие.

    Празднование юбилея района.

    "Круглый стол".

    Творческий отчёт.

    Программа

    этнографического музея при ПДПДЦ «Ковчег»

    1. Пояснительная записка

    2. Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

    Задачи:

    Развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

    Развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;

    Развитие творческих способностей учащихся;

    Воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

    Сохранение исторического наследия и исторической памяти;

    Развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;

    Пополнение и обновление музея материалами, связанными с жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

    Организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;

    Укрепление сотрудничества с музеями других школ, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;

    Привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

    3. Прогнозируемые результаты

    Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения;

    постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;

    положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

    стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

    пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

    создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

    переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

    развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в селе, районе более чем достаточно;

    активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;

    учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;

    музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;

    руководитель музея, преподаватели, сотрудники музея отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;

    музей становится центром воспитательной работы в ПДПДЦ.

    Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.

    4.Основные направления деятельности музея:
    1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения: учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
    2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
    3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
    4. Развитие сетевого взаимодействия.
    5.Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
    Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
    1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

    2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

    3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.

    4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

    5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.

    6. Составление картотеки музейных предметов.

    7. Создание условий для хранения экспонатов.

    Работа с активом музея

    1. Обучение актива основам музееведения.

    2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.

    3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.

    4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.

    5. Участие в издательской деятельности.

    Поисковая научно-исследовательская работа

    3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

    4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

    5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.

    6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

    7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

    8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.

    9. Результаты исследований представлять на районные, городские конференции.

    Экскурсионно-просветительская работа

    1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

    2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

    3. Встречи с краеведами, художниками, другими интересными людьми нашего края.

    4. Дни открытых дверей.

    5. Творческие отчеты.

    6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

    Творческая работа

    1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.

    2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.

    3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.

    4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, и других мероприятиях школы, района, города, области.

    5. Студия, созданная для пополнения экспонатов музея аналогами подлинников.

    Организационная работа

    1. Создание актива музея.

    2. Планирование работы музея.

    3. Создание творческих групп.

    4. Составление программы исследовательской деятельности.

    5. Организация встреч, досуговой деятельности учащихся.

    6. Оснащение и оборудование школьного музея.

    Методическая и консультативная работа

    1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

    2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

    3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

    4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.

    5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ.

    6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе музея.

    Материально-техническая база

    1. Изготовление стендов, витрин, макетов.

    2. Ремонтные и технические работы.

    3. Приобретение технических и канцелярских средств.

    5. Реализация программы

    1) Этнографический кружок

    2) Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;

    3) Интегрированные уроки;

    4) Уроки технического и художественного труда;

    5) Студия,

    6) Этнографические экскурсии и походы;

    7) Организация свободного времени подростков.

    6. Основные блоки программы.

    Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность учителям Центра и школ и детских садов района формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 3-м блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.

    Это следующие блоки:

    - «Неиссякаемый источник»

    - «Родословные истоки»

    - «Истоки славы и доблести»

    I . Неиссякаемый источник .

    Задачи:

    использование фольклора в воспитании любви к Родине;

    воспитание на традициях русской культуры;

    развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;

    воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.

    Знания:

    Знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;

    Знать русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;

    Знать народную игрушку;

    Знать народные ремесла России;

    Знать народные игры;

    Знать народные приметы;

    Знать природу родного края;

    Знать лекарственные травы;

    Умения:

    Уметь исполнять народные песни и танцы;

    Уметь охранять родную природу;

    Уметь инсценировать сказки;

    Уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;

    Уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.

    Действия:

    Собирать и пропагандировать детский фольклор;

    Выпускать народный календарь;

    Проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;

    Возрождать народные обычаи, ремесла;

    Участвовать в национальных праздниках и обрядах;

    Участвовать в озеленении класса, микрорайона;

    Посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;

    Правильно вести себя в храмах и монастырях и в других религиозных центрах нашей Родины..

    Возможные формы работы:

    Конкурсы, фестивали народного фольклора;

    Народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество»,

    «Богатырские потешки», праздник народной песни и частушки;

    Сказочные фестивали

    Выставки

    II Родословные истоки.

    Задачи : формирование, у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;

    воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;

    развитие творческой деятельности учащихся;

    развитие потребности к изучению родословной своей семьи;

    Знания:

    Знать биографии своих родителей, предков, родословную;

    Знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;

    Знать семейные законы и обычаи;

    Знать увлечения и интересы своих родных;

    Знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.

    Умения:

    Уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;

    Уметь рассказать о своей семье, родственниках;

    Уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;

    Уметь рассказать о своих бабушках и дедушках

    Действия:

    Оказывать помощь родным и близким;

    Сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;

    Создавать семейную летопись;

    Организовывать досуг семьи.

    Возможные формы работы:

    Конкурс сочинений;

    Рождественские встречи

    V. Истоки славы и доблести.

    Задачи:

    воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;

    формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;

    осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

    привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;

    использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;

    воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

    воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.

    Знания:

    Знать военную и трудовую историю Отечества;

    Знать символы, святыни, людей, прославивших государство;

    Знать культурные центры и достопримечательности родного края;

    Знать священные обязанности защитника Отечества.

    Умения:

    Уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;

    Уметь трудиться на благо Родины;

    Беречь и продолжать традиции;

    Уметь заниматься исследовательской работой;

    Уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;

    Уметь отстаивать честь и достоинство Родины;

    Уметь анализировать и оценивать происходящие события;

    Уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.

    Действия:

    Проводить культурно-просветительскую работу;

    Участвовать в охране памятников истории и культуры;

    Проводить экскурсию;

    Проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;

    Способствовать углублению и расширению школьного музея;

    Проектировать свое будущее в системе будущего страны;

    Вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;

    Готовиться к службе в армии РФ.

    Возможные формы работы:

    Уроки мужества;

    Рыцарский турнир;

    Историко-познавательные игры;

    Военно-спортивная игра;

    Слет мальчишек;

    Военно-спортивная игра «Зарница»;

    Спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;

    Исследовательский походы

    Научно-исследовательские работы «Великие имена России»;

    Сборник путевых рисунков, фотографий

    7. Критерии оценки результатов реализации программы.

    Результаты будут отслеживаться учителями, родителями, руководителем музея:

    диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

    Собеседования с учащимися;

    Наблюдения;

    Анкетирования;

    Метода самооценки;

    ведение «Книги отзывов»;

    публикации материалов в газету «Известия-Тур»

    творческие отчеты;

    фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

    Критерии:

    Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств.

    Сформированность познавательной активности обучающихся.

    Сформированность основных ценностных отношений.

    Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.

    Сформированность готовности защищать Отечество.

    Сформированность чувств сострадания и сопереживания.

    Сформированность отношения к окружающей действительности.

    БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В МУЗЕЕ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

    Культурно-досуговая деятельность музеев

    Изменения в экономике и прочное установление рыночных отношений оказали заметное влияние на все сферы общества. Произошел пересмотр, казалось бы, незыблемых представлений о функциях и задачах многих социальных институтов, в том числе и музеев.

    Социально-эстетические функции музея:

    Создают фонды художественной культуры;

    Предоставляют материалы для изучения;

    Знакомят население с ценностями культуры и искусства;

    Обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы;

    Создают атмосферу духовного общения с прошлым и современностью;

    Чтят художественно-мемориальную и историческую память без которой нет будущего культуры.

    В настоящее время требования, предъявляемые социумом к музею как к общественному институту, значительно расширились.

    С одной стороны, общество взглянуло на него как на особое пространство, обладающее силой излечивать кризисные состояния души.

    С другой, оказавшись в условиях рынка и испытав достаточно серьезные потрясения, выразившиеся в сокращении посещаемости, музей стал активно работать над привлечением посетителей и созданием востребованных форм работы.

    К музейной деятельности относятся:

    Научное комплектование, организация учета и хранение музейных коллекций;

    Научные исследования на основе музейных коллекций, архивных библиотечных материалов;

    Создание музейных экспозиций и выставок;

    Все виды реставрации и консервации музейных предметов;

    Подготовка и издание каталогов музейных коллекций и другой печатной продукции;

    Популяризация музейных коллекций.

    В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, концерты, конкурсы, фестивали, обряды, праздники и спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, вовлекают посетителя в непосредственное участие в музейном празднике, обряде, представлении, уроке.

    в этих музеях собраны материалы по

    быту, культуре народа, фольклор,

    история костюма народа данной

    местности

    деятелей, здесь представлены

    вещественные экспонаты, которые

    воссоздают атмосферу творческого

    процесса, общественно историчес кую, культурно-художественную

    ситуацию


    Видное место в сфере культурно-досуговой деятельности занимают парки культуры и отдыха. Это комплексное многофункциональное учреждение культуры.

    Парк (от позднелатинского passicus – отгороженное место), участок земли, предназначенный для прогулок, отдыха, игр с естественной и специально посаженной растительностью, аллеями, водоёмами и т.д.

    Парки культуры и отдыха – культурно-досуговое учреждение, работа которых направлена на содействие нравственному, эстетическому и физическому воспитанию человека и общества, повышению социальной активности, формированию высоких эстетических и нравственных вкусов в процессе организованного проведения досуга.

    Парки культуры и отдыха создаются решением исполнительных комитетов Советов народных депутатов с учетом количества населения, территории, характера планирования населенных пунктов и природных условий.

    В своей деятельности парки культуры и отдыха руководствуются Законом «О культуре в Республике Беларусь» и «Положением о парках культуры и отдыха», а также другими нормативными документами.

    В современных условиях парковые сооружения используются как летом, так и зимой. В парках культуры и отдыха должны быть самые разнообразные зоны отдыха : зона тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами, зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.

    На территории парка могут находиться памятники архитектуры и садово-паркового искусства.

    В зависимости от использования в парке культуры и отдыха выделяются:

    Зрительно-массовый сектор;

    Сектор культурно-просветительной работы;

    Сектор спортивно-физкультурных мероприятий;

    Сектор тихого отдыха.

    Для осуществления своей деятельности парк формирует совре-менную материально-техническую базу: строит и открывает «зеленые» и эстрадные театры, танцевально-концертные и спортивные залы, летние эстрады, выставочные залы, игровые площадки и павильоны, бильярдные залы, видеотеки, игротеки, дискотеки, тиры, стадионы, спортивные площадки, лыжные и лодочные станции, экологические и прогулочные тропинки, солярии, базы проката культурно-бытового и спортивного инвентаря и другие объекты культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения в соответ-ствии с законодательством Республики Беларусь; приобретает аттракционы и игровые автоматы, стационарные и передвижные аттракционные комплексы.

    Формы социально-культурной и досуговой деятельности:

    Традиционные праздники «красного» календаря;

    Профессиональные праздники;

    Праздники народного календаря;

    Молодежные праздники;

    Детские праздники;

    Праздники и фестивали искусств;

    Танцевально-развлекательные программы;

    Дискотеки;

    Концерты коллективов художественного творчества;

    Вернисажи самодеятельных и профессиональных художников;

    Дни семейного отдыха;

    Спортландии;

    Игровые программы для детей;

    Конкурсы детского рисунка на асфальте;

    Конкурсы снежной скульптуры;

    Выставки народных мастеров, ремесленников;

    Любительские объединения и клубы по интересам;

    Кружки и студии самодеятельного художественного творчества;

    Спортивные секции.

    ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

    Главным богатством любой страны является человек. И каким вырастет этот человек – таким станет и будущее страны. Внешкольные учреждения являются составной частью государственной системы образования и воспитания и предназначены для развития способностей детей, подростков и юношества, получения ими дополнительного образования. Реализуя целевые установки Закона «Об образовании в Республике Беларусь» система учреждений внешкольного воспитания и обучения обеспечивает «детям, подросткам и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном само-определении, формирование здорового образа жизни». Системе внешкольного воспитания и образования отводится особая роль: дать детям гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе, развить не только умение и навыки, но и воспитать человека будущего.

    Современное учреждение внешкольного воспитания и обучения представляется как многоуровневое культурно-образовательное пространство, в котором ребенок в сотворчестве с педагогом взаимодействует с окружающим миром. Такой подход ставит в центр системы деятельности учреждения личность ребенка, исходя из его потребностей, возможностей и интересов. Итогом внешкольного педагогического процесса и деятельности учреждения в целом становится создание таких условий, при которых развивающаяся личность способна высвобождать свой творческий потенциал и, приобщаясь к культуре, осознавать себя творцом собственной судьбы. Внешкольное воспитание и обучение формирует личность ребенка в развивающейся среде, которая культивирует позитивный социально-психологический потенциал свободного времени за счет основных воспитательных средств:

    Неформального диалогического общения;

    Досуговой деятельности;

    Сотворчества в системе отношений;

    Дополнительного образования.

    В учреждении внешкольного воспитания и обучения можно научить человека с детства умно наполнять свое свободное время для того, чтобы данное ценное качество стало источником его духовного богатства, основой нормального эмоционального, нравственного, физического состояния на всю жизнь.

    Внешкольные учреждения всех типов и профилей создаются государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и отдельными гражданами по согласованию с Советами народных депутатов. Они пользуются государственной поддержкой, направляют и координируют их деятельность соответствующие органы образования. Учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех внешкольных учреждений на территории республики осуществляет Министерство образования, которое также создает, реорганизует и ликвидирует внешкольные учреждения республиканского подчинения; регистрирует их уставы. Финансовые средства внешкольного учреждения формируются из госбюджетных ассигнований и собственных средств, которые поступают от разного рода хозяйственной деятельности и других источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

    Осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании в Республики Беларусь», «О правах ребенка», «Примерным положением о внешкольном учреждении» и Уставом, который разрабатывает каждое внешкольное учреждение, в котором определены задачи и функции учреждения, нормы и правила жизни коллектива с учетом его профиля.

    Основные цели внешкольных учреждений:

    Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

    Удовлетворение их интересов и профессионального самоопределения;

    Адаптация личности к жизни в обществе;

    Укрепление здоровья;

    Организация содержательного свободного времени;

    Развитие интеллектуального и духовного потенциала;

    Активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа.

    Сложившаяся в Республике Беларусь система внешкольных учреждений имеет четкую:

    - региональную структуру (республиканская, областная, городская, районная, ведомственная);

    - профильную (экологический центр, техническая станция, художественная школа и т. д.).

    Основой учебно-воспитательного процесса во внешкольных учреждениях являются занятия кружка, секции, клуба, научного объединения, студий, школы юного… и др.

    Досуговая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания и образования неразрывно связывается с формированием культуры поведения и знанием этикета


    Детские театры
    Игротеки

    КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

    Среди учреждений культурно-досуговой сферы, содействующих снятию физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановлению сил посредством активного отдыха, приоритет принадлежит клубным учреждениям как самым массовым, доступным для каждого члена общества, учитывающим эстетические потребности различных категорий населения.

    Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни, становясь важнейшими центрами общения людей.

    Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы и большие Дома и Дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие в возможностях, которыми они располагают – в объеме и масштабе работы. Клубные учреждения, в отличие от других культурно-досуговых учреждений, являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем в регионе, внедрение новых моделей образа жизни.

    Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как учреждения, способного уменьшить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, осуществлять психологическую релаксацию.

    Современные клубных учреждения – это центры развития рекреационной культуры различных групп и слоев общества, творческие лаборатории любительского искусства, организаторы празднично-зрелищных программ на основе как традиционных, так и инновационных технологий, а также координаторы культурной жизни и социально-культурных процессов в регионах страны

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

    С конца XX в. универсальной моделью музея в зарубежных странах считается "открыт музей", то есть культурно-образовательный комплекс музейного типа, который, кроме функции музея (сбор фондов, их сохранения, экспонирования), выполняет образовательные, воспитательные и развлекательные функции. До недавнего времени в зарубежных музеях культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведения), подробную же информацию можно получить на экскурсии. Культурно-просветительская деятельность музеев претерпела существенных изменений: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функция - в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в созданных на территории музеев коммерческих структурах: ресторанах, барах, торговых палатках. Постепенно музеи становятся составной индустрии досуга.

    Зарубежные музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры по конкретным экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы, компьютерные программы. Перепечатка, записи и видеодокументы, использование копий, муляжей, виртуальных эффектов на этнической и естественных выставках позволяют посетителям музея стать активными участниками процесса.

    Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный экспонат, являются посредниками между посетителями и научными работниками.

    Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:

    Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга - концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;

    Проникновение "индустрии досуга" в музее - открытие магазинов, сувенирных достопримечательностей, кафе, аренда музейных для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;

    Использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий.

    Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:

    Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

    Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

    Создание "мистецтвотек";

    Систематические трансляции художественных радио- и телепередач;

    Совершенствование маркетинговой деятельности музеев

    Активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;

    Реализация образовательных и культурных программ для взрослых;

    Создание условий для доступа к музейным ценностям инвалидов; - Предоставление системы льгот для волонтеров.

    Так, 1997г. В Лос-Анджелесе (США) открылся новый музей - Центр Гетти (Дж. Пол Гетти - нефтяной магнат. Умер 1976 Завещал музея 700 млн долл. За время управления фондом Гетти Гарольда М. Уильямса эта сумма выросла до 4 млрд долл. Сегодня Центр Гетти считается одним из самых богатых музеев мира), построенный по проекту известного американского архитектора Ричарда Мейера как воплощение концепции "идеального" коммуникативного пространства. Основная идея музейного проекта заключалась в использовании света и пропорций экспозиционного пространства для организации оптимального восприятия произведений искусства.

    Сейчас в Центре действуют: Исследовательский институт истории искусства и гуманитарных дисциплин, Институт консервации, Институт подготовки руководителей музейного дела, Институт грант-программ, Институт информации и Институт художественного образования. И хотя музейный центр должен работать прежде всего с поклонниками высокого искусства, работники музея приложили немало усилий, чтобы привлечь к его деятельности широкие слои населения, выбрав тактическим приемом своей деятельности популяризаторством.

    Такая музейная политика сегодня органической в контексте общей мировой тенденции и направлена на расширение круга посетителей. Реализуется она через специальные программы для различных социально-демографических групп, образовательные акции, работу информационных комнат, «семейных» центров, мероприятий досуга, наконец, просто из-за общения с друзьями в кафе или ресторане музейного заведения.

    Итак, современные музеи есть культурно-художественными центрами досуга. В них работают социальные отделы, службы досуга, создаются художественные объединения. Так, в штате Нью-Джерси (США) создан специальный центр, который организует семейный досуг, выступления музыкальных коллективов, специальные программы для жителей отдельных микрорайонов. Центр имени Кен-Неди (Вашингтон) содержит сувенирные магазины и рестораны, систематически проводит бесплатные культурно-художественные и развлекательные мероприятия для молодежи. Выставочный комплекс "Тейт-Модерн" (Великобритания) имеет экспозиционные залы, магазины, сувенирные палатки, кафе, смотровые площадки, зрительный зал. Музей науки (Испания) имеет компьютерный планетарий, выставочные залы, зрительный зал, мастерскую для школьников, учебные аудитории.

    В то же время в зарубеж странах многие не одобряет превращения музеев и художественных центров в центры досуга, считая, что такие методы работы являются целесообразными в бизнесе, а привлечение посетителей к художественным учреждений путем организации досуга заставляет воспринимать искусство как средство развлечения, а не как духовное обогащение личности; использования музейных методов работы в учебном процессе педагоги-консерваторы рассматривают как пустая трата времени, отвлечение от занятий, преобразования музея на "супермаркет" или "парк аттракционов", в котором собственно музей играет роль рекламного средства. По их мнению, цель посещения музея должна совпадать с целью его создания и функционирования - непосредственным общением с памятниками истории и культуры.

    Сторонники функционирования музея как центра досуга, наоборот, считают, что музеи, не способны принимать и обслуживать посетителей различных социально-демографических групп, сознательно ограничивают свои возможности привлечения дополнительной аудитории и не способствуют расширению доступа населения к художественным ценностям. Интеграция музейной педагогики и педагогики досуга, по их мнению, способствует гармонизации личностного развития человека; формирует ее историческое сознание, творческое восприятие действительности, развивает научное мировоззрение и культуру.

    Рост требований к деятельности музеев при одновременном усложнения экономических условий побуждает музейных работников к поиску дополнительных источников финансирования, без которых музеи не способны пополнять свои коллекции, содержать выставочные залы, использовать новейшие технологии работы с общественностью. Обычно финансовые расходы музеев значительно превышают государственные субсидии, поэтому параллельно с культурной деятельностью они осуществляют коммерческую, осваивают вспомогательные виды деятельности: организуют досуг, образовательные мероприятия, торговлю, открывают кафе, бары и рестораны.

    Результатом сотрудничества музеев и коммерческих структур становится внедрение музеями различных премий, финансируемых коммерческими структурами и направлены на повышение популярности музея и увеличение его посещаемости.

    Своеобразную форму сотрудничества с взрослым населением предлагают музее Великобритании: в Британском музее можно арендовать помещения для частных приемов, торжественного обеда или вечера отдыха. Досуг можно организовать в Египте галереи скульптур, Египетской галереи мумий, Античной зале, специальных помещениях музея. Музей Виктории и Альберта предлагает отдохнуть в зале английского художника, писателя, теоретика искусства Уильяма Морриса; пообщаться с друзьями под открытым небом в Саду Шрелли. Королевская Академия искусств обслуживает корпоративные вечеринки. Обслуживание предполагает общение гостей, экскурсию по Академии и торжественный обед. Такие услуги предоставляют и другие музеи страны.

    Основными источниками дополнительных финансовых поступлений музеев:

    Продажа репродукций, каталогов выставок, открыток, книг, видеоматериалов;

    Работа кафе, ресторанов, баров;

    Аренда помещений музея для проведения коммерческих выставок, встреч, вечеров отдыха;

    Выполнение музеями социально-культурных заказов юридических и физических лиц;

    Сбор пожертвований через средства массовой информации (телемарафоны, радиоконкурсе т.д.).

    Современные музеи вынуждены разрабатывать маркетинговые стратегии для создания собственного имиджа и привлечение внимания населения к своей работе. Эффективными признаются популяризация логотипа музея на афишах, транспортных средствах, рекламных проспектах, рекламные акции, презентации культурной продукции, систематическое изучение потребностей населения и мотиваций социальных групп к участию в музейной деятельности и тому подобное.

    Подобные методы позволяют повысить конкурентоспособность музейных программ, успешно использовать в своей деятельности рыночные механизмы, уменьшать производственные затраты.

    Государственными программами в области культуры многих стран предусмотрено создание музейных центров в старинных дворцах, замках и монастырях. В результате сочетания памятников прошлого с современными технологиями отдыха и общения появились "экомузеи" - учреждения культуры нового типа, учитывающие историческую, географическую, культурную специфику конкретного региона и выполняют культурно-образовательные, воспитательные, рекреационные и коммуникативные функции. Известными примерами таких музеев Экомузей в Лондоне (Великобритания), музей городского типа в Крезо-Монте-Ла-Мин (Франция).

    В зарубежных странах все чаще музеи, картинные галереи, культурные центры размещаются в старых помещениях фабрик, заводов, электростанций, складов и т. Например, фабрика по производству хрусталя (Бургундия, Франция) реконструирована в промышленный музей "Екомюзе Лё Крезо"; на территории заброшенной верфи в Ливерпуле (Великобритания) расположился культурно-художественный центр "Альберт-Док"; в помещении бывшей электростанции в Бенксайди (Лондон, Великобритания) размещено выставочный комплекс национальной галерее Тейт - "Тейт-модерн"; римские катакомбы отреставрирован для Музея современного искусства (Италия); во французском городке Мюлуз на территории бывшей текстильной фабрики открыт музей старинных автомобилей "Мюзе Насиональ дельОто-мобиль"; вокзал Орсэ (Франция), в качестве образца железнодорожно-транспортной архитектуры конца XIX в., переоборудован в Музей д"Орсе,

    В разных странах мира музеи используют различные технологии и методы организации досуга, чтобы по-новому раскрыть роль искусства и культуры в технологизированной обществе, взаимодействие культур и их развитие, ценность самобытных локальных народностей.

    Мероприятия досуга музее реализуют с использованием различных методов - обучение путем творческой деятельности, ролевых игр, метода экспериментального обучения. Эти методы можно разделить на две группы: импрессивная и экспрессивные. Импрессивная методы (от лат. Impressio - впечатления, переживания) направлены на восприятие посетителями музея форм досуга; экспрессивные методы (от лат. expressio - выражение) предусматривают создание ситуаций, в которых посетители музеев становятся участниками конкретного мероприятия. Так, экспериментальная программа Кобленцького музея "Построение игрушечного дома из пемзы" рассчитана на детей 5-10 лет и предусматривает различные меры: изготовление собственноручно брикетов из пемзы и коллективную разработку проекта игрушечного дома, рассказы о жизни и профессии строителей, встречи со специалистами отрасли, праздничные мероприятия, посвященные завершению строительства.

    Во время школьных каникул музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования.

    Образовательные и научные программы музеев разрабатывают и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место, где хранятся большие художественные коллекции, музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивы, справочная документация, научная литература и др. Распространенными формами работы музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикаций.

    Относительно новым направлением музейной деятельности стала работа с социально незащищенными слоями населения. С этой целью в музеях созданы комитеты, группы советников и консультантов. Для централизации музейных услуг в Нью-Йорке, например, создан консорциум доступных музеев, осуществляющий информационную деятельность, предоставляет консультации, создает консультативные советы. Зарубежные музеи предлагают свои услуги для людей с различными физическими и умственными недостатками (доступные виды информации, экскурсии на языке жестов, световые указатели и сигнализации, знаковая символика, экскурсии для слепых, мастерские, трапы, пассажирские лифты и т.п.). Впервые программа арт-терапии для инвалидов была реализована в музеях Нью-Йорка еще 1944 по инициативе Музея современного искусства и Центра искусств ветеранов войны. С 1972 г.. Проводят "экскурсии на ощупь" (the touch tour), выпускают брошюры шрифтом Брайля, осуществляющих подготовку персонала для работы с инвалидами, создают группы "Художественное образование для слепых". Сегодня Музей современного искусства сотрудничает с Еврейским гильдией слепых, Лекарственным аудиторией, Британской ассоциацией художественных терапевтов, Обществом слепых художников, другими организациями инвалидов.

    В Великобритании действуют Музейная и Галерейная ассоциации, которые изучают возможности расширения доступа к музейных учреждений различным слоям населения, поддерживают связи с организациями инвалидов, школами, социальными службами, молодежными организациями.

    Вокруг большинства музеев собираются "друзья" - люди, которые в свое свободное время помогают музейным работникам. Волонтеры работают в музеях, выполняя разную работу: кассира, дизайнера, экскурсовода, воспитателя, программиста, художественного руководителя, консультанта, администратора, социолога. Такую помощь музее рассматривают как основной ресурс организации, как источник жизненной силы культуры и искусства.

    Добровольные помощники музея не только помогают работникам музейных учреждений, но и создают собственные. Общество "Друзья Лувра", созданное еще 1897, насчитывает сегодня 35 тыс. Членов. Волонтеры покупают для музея картины, обеспечивают проведение променад-концертов, детских праздников, выступлений оркестров, маркетинговых мероприятий, обслуживают зрителей в буфетах, выполняют канцелярские работы.

    Приоритетными в музейной деятельности остаются образовательные программы для подростков, целью которых является культурное развитие детей, углубление их знаний об истории своей страны, ее искусство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебники. Музее тесно сотрудничают с общеобразовательными учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы.

    Посетителям (и не только детям) разрешается ближе ознакомиться с некоторыми музейными экспонатами: примерить старинную одежду, смастерить по древним схемам предметы быта, разработать родовой герб, посмотреть тематические видеоматериалы, поработать с изделиями из стекла и фарфора, создать новый экспонат (модель, рисунок, схему).

    Специальные образовательные программы разрабатываются с учетом возраста и развития детей и подростков и реализуются в таких формах работы, как экскурсии ", семинары, диспуты, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренинги. Например, образовательные проекты современного музея" Центр Магна "для детей предлагают историю научного познания Земли, Воды, Воздуха, Огня, раскрывают прикладное значение науки, ее влияние на окружающую среду, анализируют развитие промышленных ценностей и экологических проблем человечества. Интерактивное оборудование Центра позволяет разнообразить традиционные экскурсии виртуальными путешествиями: «побывать» в шахте, почувствовать себя в роли горняка, наблюдать формирование современного ландшафта страны, извержение вулкана, посетить кузницу или

    электростанцию, оказаться в долине гейзеров или на максимальной глубине Мирового океана.

    Использование педагогического потенциала музеев по иностранным странах не является инновацией. Популярностью пользуются воспитательные системы Германии (проекты "Город для детей - город для всех", Хертен, "Город как школа", Берлин; межведомственные музейно-педагогические программы Гамбурга и Штутгарта, "Мини-Мюнхен", Мюнхен); Нидерландов (проекты "Город-музей", "Наше будущее: Нидерланды-2 050"); Австрии («Вена - молодым **," Живописное Агистам **) Северной Ирландии ("Культурное наследие", "Образование для взаимопонимания") и др.

    Перечисленные проекты музейные работники реализуют за пределами музеев и имеют целью научить ребенка воспринимать действительность, самостоятельно осваивать культурное наследие, понимать взаимосвязаны * связанность исторических эпох, усваивать навыки межличностного общения.

    Перед музейно-образовательными проектами стоят и профориентационные задачи: познавательные экскурсии на предприятия, в различные учреждения и организации, редакции газет, книжные магазины, научно-исследовательские центры, рестораны, туристические комплексы, библиотеки, парки, отели помогают ребенку получить элементарные профессиональные знания и навыки, пообщаться со специалистами, сформировать собственное понимание сущности определенной профессии.

    Укрепление контактов между музейными и образовательными учреждениями позволило разнообразить учебный процесс, сделать его интересным, учесть индивидуальные потребности подростка, расширить мировоззрение молодого человека, усовершенствовать преподавание дисциплин. Однако воплотить в жизнь образовательные о * екты не всегда удается, в первую очередь из-за нехватки квалифицированных специалистов, которые были бы не только искусствоведами, но и педагогами, умели работать с подростками.

    Итак, основными тенденциями развития музейного дела являются:

    Интеграция музейных программ в сфере досуга;

    Сохранение и популяризация жизни местных культурных общин и их самобытности на фоне глобализации;

    Обогащение духовной жизни человека путем активизации связи "искусство - история - индивидуальный опыт";

    Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

    Расширение музейной деятельности за пределы музейного учреждения, в регионы страны;

    Развитие музеев как туристических объектов.


    Концепция развития школьного этнографического музея.

    Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу - во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа - это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.

    Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.

    Школьный этнографический музей может стать тем местом, откуда начнётся путешествие к глубинам отечественной культуры.

    Цели создания музея:

    воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордость за своих соотечественников;

    познакомить с предметами быта XIX-XX века;

    использовать экспонаты на уроках и внеклассных мероприятиях;


    Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея :: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

    Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели и становится основой музейно-педагогической программы.

    Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

    1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.

    2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее-мастерской является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

    3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

    4) Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
    Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

    5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник, ярмарка, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, и пр.).
    Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

    Музей относится к этнографическим, и экспозиция представлена в виде фрагмента русской избы. Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки и др.) Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты и др.) и женского рукоделия (прялки, веретёна, швейка,).

    Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.

    Музей хорошо вписывается в общую систему дополнительного образования. Здесь могут проходить дополнительные уроки по крымоведению для учащихся начальной школы, а также факультативы других предметов, по желанию педагогов. Большое место в работе музея занимает приобщение детей к народным праздникам и традициям.

    Развитие нашего музея-мастерской будет проходить в несколько этапов:

    1 этап - создание экспозиции, сбор экспонатов, организация экспедиции по селам нашего района, проведение бесед с жителями нашего региона.

    2 этап - изучение подлинных предметов быта, их описание, художественное оформление этнографического музея.

    3 этап – может идти параллельно со вторым - проведение экскурсий для учащихся и их родителей, организация и подготовка уголка «Быт народов, которые проживают в Крыму». Выставка вышивки разных областей России.

    4 этап- перспективный. Планируется выполнить проект по созданию коллекции кукол в различных национальных костюмах; изучение различных способов росписи пасхальных яиц; знакомство детей с обрядовой выпечкой и традиционной кухней, исследовательская работа по темам экспозиции, организация посещения активом музея других школ, организация встреч с местными мастерицами вышивки. Большим и долгосрочным проектом является создание виртуального варианта музея.

    Программа деятельности этнографического музея

    В нашем музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Предполагается, что фонд экспозиций будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного воспитания. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых скрыта «мудрость избяных заповедей». Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность.Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать способ деятельности.
    Цель деятельности:

    Зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Крыма в разное историческое время

    Задачи:

    познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой,национальными блюдами;

    прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обычаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство;

    формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;

    воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

    развивать творческие способности детей;

    дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности;

    налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;

    приобщить родителей к краеведению;

    Содержание деятельности:

    I. Поисково-краеведческая работа

    Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.

    Изготовление стендов, плакатов, карт, схем, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.


    II. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность

    Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, составление тематических картотек.

    Собирание производителей фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

    Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.

    Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

    Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п.


    III. Творчество учащихся, ремесло.

    Привлечение родителей к оборудованию музея.

    Изготовление поделок из дерева, соломы, ниток (пояса), связанных с народной жизнью, старинными праздниками, обрядами (писанки), выполнение народных игрушек (кукол).

    Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей.

    Проведение в музее занятий кружков по крымоведению, рукотворчеству и т.д.


    IV. Методическая, консультативная работа

    Семинары, методические часы для учителей по крымоведению.

    Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с краеведческой тематикой.

    Сбор библиотеки по народной культуре, использование её в работе с учителями, учащимися.

    Сотрудничество с музеями, архивом.


    V. Образовательно-воспитательная работа

    Развитие познавательных интересов и творческих

    Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись произведений фольклора, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни, участие в семинарах, научных конференциях).


    VI. Работа с фондами

    Заполнение инвентарной книги

    Составление картотек на музейные предметы

    Исследование и описание каждого предмета

    Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ учащихся.


    Требования к оформлению музея:

    доступность;

    ассоциативность;

    наглядность;

    рациональность использования площади;

    интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

    Тематика бесед и практических занятий.

    Заглянем в избушку. Ознакомительная беседа для первоклассников и их родителей.

    Наряжаем красну девицу. Сарафан, рубаха, понёва, пояс, головной убор.

    Наряжаем добра молодца. Рубаха, порты, пояс, головной убор.

    Прочитаем сказку. Чтение русских народных сказок с показом предметов, о которых идёт речь.

    Что нам лето принесло. Знакомство с летними поступлениями.

    Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки.

    Обрядовые блюда народов Крыма.

    Гость в дом - радость в нём.. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа и народов Крыма.

    Из истории утюга. Познакомить детей с предметами обихода (рубель и скалка, угольные утюги и т.д.).

    Из чего ели. Знакомство с крестьянской посудой: деревянной, чугунной и глиняной.

    Как рубашка в поле выросла. Познакомить детей с веретеном, прялкой, ткацким станом, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

    Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

    Раз в крещенский вечерок. Занятие с простейшими формами гадания, информацией об этом народном празднике.

    Широкая масленица. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

    Посиделки у самовара. История русского самовара. Познакомить с чайными обычаями русского народа.

    Чудесный сундучок. Познакомить с видами женского рукоделия (поясами, кружевом и т. д.) и с различными видами приспособлений для их выполнения (возможно не одно занятие).

    Куколки-помощницы. Познакомить детей с разными народными рукотворными куклами и выполнением их (1-2 по выбору).

    Писанки и крашенки. Когда, как и для чего их делали. Что обозначали символы на них, сроки их хранения. Выполнение росписи яиц писаками с воском и красками.

    Жемчужины народной речи. Народная лексика, связанная с крестьянским трудом, с одеждой и обувью (пословицы, прибаутки). Народные названия растений.

    Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки, колобаны.

    Музей-мастерская может принимать посетителей (классы) из школ на экскурсии и мероприятия по предварительной договорённости во внеурочное время.

    Прогнозируемые результаты:

    Результатами работы музея-мастерской должны стать:

    ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами найденными и подаренными музею,

    проведение выставок новых поступлений,участие в профильных выставках и конкурсах (районных, окружных, городских),

    отчёт о проведении экскурсий, семинаров, мастер классов и массовых мероприятий,

    проведение фотовыставок и выставок детского рисунка,

    качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов.