Чем различаются парадный портрет. Как понять парадный портрет XVIII века. Художественное своеобразие портрета Екатерины II Боровиковского

Стефано Торелли. «Коронационный портрет Екатерины II»

Диего Веласкес (?), копия оригинала Рубенса, «Конный портрет Филиппа IV»

Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Характеристика

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй .

Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха - регалии , символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.

Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).

Подтипы

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
      • Полупарадный - обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары

До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции.

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках - М. Просвещение 1988 г.

В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Академия художеств, основанная в 1757 г., определяла пути русского искусства во второй половине XVIII в. Возрожденное Академией пенсионерство уже не было простым ученичеством, как в начале века, оно стало быстрее художественным сотрудничеством, принесшим русским художникам европейское признание. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно сплотились в историческом жанре, трактовавшем античные, библейские и национально-патриотические сюжеты соответственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства. Фролова А. Р. Федор Рокотов руку приложил // Панорама искусств 9. М., 1989. Основоположником исторического жанра в России был А.П. Лосенко (1737 - 73). Рано осиротевший крестьянский сын, детство он провел на Украине. Затем волею случая оказался в Петербурге, где сначала пел в придворном хоре. Затем, получив первые уроки у И.П. Аргунова, одним из первых закончил Академию художеств и прошел пенсионерство в Париже и Риме. В его творчестве появились черты классицизма, в котором во 2-ой половине XVIII в. сильны реалистические тенденции ("Владимир и Рогнеда", 1770, ГРМ; "Прощание Гектора с Андромахой", 1773, ГТГ). С подлинным мастерством писал Лосенко и портреты своих современников, причем в основном выдающихся деятелей русской культуры (портреты Ф. Волкова. ГТГ и ГРМ; А.П. Сумарокова. И.И. Шувалова, актера Я. Д. Шумского, все в ГРМ). На рубеже XVIII - XIX вв. выдающимся мастером исторической живописи был Г. И Угрюмов (1764 - 1823), в работах которого проявился рост общественного интереса к отечественной истории ("Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной победы над немецкими рыцарями", 1793-94; "Призвание Михаила Федоровича на царство", ок. 1800, обе в ГРМ, и др.). Савинов А. Н. [Вступ. ст.] // Федор Степанович Рокотов и художники его круга: Каталог выставки. М., 1960.

Ведущим жанром в российской живописи второй половины XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М.; Л., 1959

Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов. рокотов парадный портрет

Художники второй половины 18 века начинают больше интерисоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным. Развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотова отличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах. Балакина Т. И. История русской культуры - учебное пособие. М Издательский центр 1996 г.

В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Главное отличие парадного портрета от исторических портретов других стилей и направлений в его броской выразительности и торжественности. Парадные портреты создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет. Исторический портрет в парадном военном мундире актуален и сегодня, многие влиятельные особы желают запечатлеть себя также как их предки из благородного сословия позапрошлых веков. Романычева И. Г. К биографии Ф.С. Рокотова // Памятники культуры. Ежегодник. 1989. М.,1990.

Парадный портрет в XVIII веке - это яркий, образно выраженный оттиск благородного человека, созданный художником, имеющим свой исключительный набор средств, для описания парадного портрета, свою тональную окраску и историческую наглядность, в которых большую роль играет яркий костюмированный образ.

Военная форма указывает на принадлежность к определенному военному статусу, ордена отражают особые заслуги перед отечеством. Мундир образца XVIII века просуществовал до начала октябрьской революции 1917 г., и был самой желанной наградой для высшего чиновничьего руководства.

Парадный портрет в военном морском мундире, по красоте восприятия занимает особое место в портретном искусстве и часто создавался художниками, после славных военных побед и победоносных морских сражений Русского флота.

В наше время также стало модным явлением, изображать современного человека в военных мундирах XVIII--XIX века, военные портреты тех времен с увешанными различными наградами, красивыми и яркими орденами, добавляют парадному портрету ту самую необычную нашему времени парадность восприятия.

Исторические портреты военных в красивом мундире всегда торжественны и создают поднятое настроение у его обладателей.

Исторический портрет в парадном военном мундире XVIII--XIX веков - это славное продолжение традиций наших предков.

В годы, когда Антропов еще создавал свои портреты -- точные, несколько сухие и тяжеловатые по живописи, -- уже выступила, решительно утверждая новое понимание образа человека и живописных средств его воплощения, целая плеяда молодых мастеров второй половины XVIII века. В короткий срок эти мастера выдвинули русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями современного им западноевропейского искусства. . Савинов А. Н. [Вступ. ст.] // Федор Степанович Рокотов и художники его круга: Каталог выставки. М., 1960.

Во главе этой плеяды стояли Рокотов и Левицкий.

Федор Степанович Рокотов (1735/36--1808/09) принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета XVIII столетия. Своеобразие его творчества уже вполне сказалось в 60-х годах, отмеченных появлением ряда лучших произведений Антропова. Однако сравнение даже ранних произведений Рокотова со зрелыми произведениями Антропова совершенно ясно свидетельствует о наступлений нового периода в развитии русского искусства, нового этапа в представлениях о человеческой личности. Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи. Воронина Н. Блестящий портретист XVIII века. - Художник 1972 г. №5

Чаще всего живописные представления о царственных особах (и особенно в XVIII веке) складываются на основе парадных портретов, с которых активно снимались и распространялись копии. Такие портреты можно «читать», ведь модель на них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные или мнимые заслуги и качества человека, которого мы видим перед собой.
Большей частью парадных портретов невозможно не восхищаться. Но вопрос о том, насколько портрет соответствует действительности, остается открытым.

Так, например, очень привычен образ Екатерины I, созданный Жаном-Марком Натье в 1717 году:

Но совершенно иначе смотрится более интимный портрет Екатерины в пеньюаре, написанный Луи Караваком в 1720-х годах.
Вроде бы исследователи пришли к выводу, что изначально на портрете императрица была изображена с декольте, а потом появилась голубая лента, которую можно понимать как намек на ленту ордена Андрея Первозванного и на высокий статус персоны. Единственный намек.

Луи Каравак получил назначение официального придворного живописца – гофмалера только при Анне Иоанновне, но до этого успел написать ряд портретов семьи Петра Великого. Есть среди них и несколько непривычных по современным меркам.
Во-первых, лично мне сразу же вспоминается портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона

Здесь, разумеется, следует сказать о том, что Россия перенимала у Европы галантность рококо вместе с ее особой атмосферой маскарада, игрой в героев и богов античной мифологии, манерами поведения, что не могло не сказаться на живописной традиции.
И все-таки есть нечто своеобразное в том, что маленького Петра, «Шишечку», как называли его любящие родители, возлагавшие на него большие надежды, мы видим именно таким. А ведь рождение этого мальчика, не прожившего и четырех лет, а также его относительно крепкое поначалу здоровье, фактически предрешили судьбу царевича Алексея.
Старшую сестру Петра Петровича Елизавету мы тоже можем представить, вспомнив портрет работы того же Каравака, написанного в 1750 году:

Или портрет работы его ученика Ивана Вишнякова, написанный в 1743:

Но большим успехом еще при жизни императрицы пользовался другой написанный в средине 1710-х годов Караваком портрет Елизаветы Петровны, на котором она изображена в образе богини Флоры:

Будущая императрица изображена обнаженной и лежащей на синей, подбитой горностаем мантии - знак принадлежности к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента.
Да, традиция, но есть и определенного рода пикантность в таком изображении. Интересное замечание по поводу портрета оставил Н. Н. Врангель: "Вот маленькая девочка, восьмилетний раздетый ребенок с телом взрослой девушки. Она полулежит, кокетливо придерживая портрет своего отца и так ласково и нежно улыбается, будто уже теперь думает о Салтыкове, Шубине, Сиверсе, Разумовском, Шувалове и всех прочих, кого любило после это прекрасное существо".
Впрочем, он же отмечал, что у Елизаветы было много образов.
Вот Елизавета Петровна в мужском костюме, который так шел ей:

А.Л. Вейнберг считала портрет работой Каравака и датировала его 1745 годом. С.В. Римская-Корсакова полагала, что это ученическая копия Левицкого с работы Антропова, восходящая к иконографическому типу Каравака.

А вот еще один портрет Елизаветы в мужском костюме - хрестоматийный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», написанный Георгом Христофом Гроотом в 1743 году:

Этот портрет можно назвать парадным. Тут и орден Андрея Первозванного, голубая муаровая орденская лента со знаком, маршальский жезл в руке императрицы, преображенский мундир, а также - то обстоятельство, что Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, и военный флот, виднеющийся в заливе.
Есть еще у Каравака «Портрет мальчика в охотничьем костюме», по поводу которого строились различные версии. Называли его и Портретом Петра II, и портретом Петра III и … портретом Елизаветы. Отчего-то мне весьма близка именно последняя версия.

Парадных портретов Екатерины II достаточно много. Писали их как приглашенные в Россию иностранцы, так и русские художники. Можно вспомнить, например, написанный Вигилиусом Эриксеном портрет Екатерины перед зеркалом, в котором художник использует своеобразный прием, позволяющий показать императрицу и в профиль и в анфас.

Профильное изображение императрицы послужило для парадного портрета, написанного Рокотовым:

Сама Екатерина по всей видимости любила другой написанный Эриксеном портрет, изображающей ее верхом:

Еще бы! Ведь портрет символизирует судьбоносный для императрицы день 28 июня 1762 года, когда она во главе заговорщиков о направляется в Ораниенбаум для совершения дворцового переворота. Екатерина сидит верхом на своем знаменитом коне Бриллианте и одета по-военному - на ней мундир офицера гвардейской пехоты.
Портрет имел грандиозный успех при дворе, по заказу государыни трижды повторял свое произведение, варьируя размеры полотна.

Написал Эриксен и портрет Екатерины II в шугае и кокошнике:

Можно вспомнить непарадный портрет Екатерины II в дорожном костюме, написанный Михаилом Шибановым, художником, о котором почти ничего не известно. Разве только то, что он был близок к Потемкину?:

Вспоминаю непарадные портреты Екатерины Великой, невозможно пройти мимо образа созданного Боровиковским.

Художник показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям Царскасельского парка, опираясь на посох. Рядом с ней - любимая собачка, английская левретка.
Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке НиколаяЛьвова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) Перекусихина.
Кстати, достаточно интересен факт того, что в XVIII веке в России работало всего 8 официальных придворных живописцев, среди которых только один был русским, да и то кончившим свою жизнь почти трагически. Поэтому неудивительно, что у русских художников не было возможности писать императоров и императриц живьем.
За это произведение Боровиковский, о котором хлопотал Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством.
Но именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в «повести о чести» «Капитанской дочке».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Диего Веласкес (?), копия оригинала Рубенса, «Конный портрет Филиппа IV»

Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Характеристика

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй .

Художник изображает модель, акцентируя внимание зрителя на социальном амплуа изображённого. Поскольку основная роль парадного портрета была идеологической, это вызывало некоторую одноплановость характеристики: подчеркнутую театральность позы и достаточно пышный антураж (колонны, драпировки, в портрете монарха - регалии , символы власти), которые отодвигали на второй план духовные свойства модели. Все же в лучших произведениях жанра модель предстает в подчеркнуто заданном варианте, который оказывается весьма выразительным.

Парадному портрету свойственна откровенная демонстративность и стремление «историзировать» изображённого. Это влияет на колористическую гамму, которая неизменно нарядна, декоративна и отвечает колористическим особенностям интерьера (хотя в зависимости от стиля эпохи меняется, становясь локальной и яркой в барокко, смягченной и полной полутонов в рококо, сдержанной в классицизме).

Подтипы

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
      • Полупарадный - обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары

Коронационный портрет

Коронационный портрет - торжественное изображение монарха «в день его коронации», вступления на престол, в коронационных регалиях (короне, мантии, со скипетром и державой), обычно в полный рост (иногда встречается сидячий тронный портрет).

«Императорский портрет мыслился как запечатление на века важнейшей в настоящий момент государственной идеи. Существенную роль в демонстрации непреходящей ценности настоящего, устойчивости государственной власти и т. д. играли неизменяемые формы. В этом смысле особое положение занимал т. н. „коронационный портрет“, предполагающий изображение правителя с атрибутами власти и претендующий на такое же сакральное постоянство, как и сама церемония коронации. Действительно, от петровского времени, когда впервые короновалась по новым правилам Екатерина I, до эпохи Екатерины II этот тип портрета претерпел лишь небольшие вариации. Императрицы - Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II - величественно возвышаются над миром, уподобляясь в силуэте незыблемой пирамиде. Царственная неподвижность подчеркнута и тяжеловесным коронационным одеянием с мантией, знаковая весомость которого равнозначна короне, скипетру и державе, неизменно сопровождавшим образ самодержицы»

Главное отличие парадного портрета от исторических портретов других стилей и направлений в его броской выразительности и торжественности. Парадные портреты создавались в основном для лиц высокого сословия и звания, имеющих в обществе высокий статус и авторитет. Исторический в парадном военном мундире актуален и сегодня, многие влиятельные особы желают запечатлеть себя также, как их предки из благородного сословия позапрошлых веков.

Парадный портрет в стиле пушкинских времен это яркий, образно выраженный оттиск благородного человека, созданный художником, имеющим свой исключительный набор средств для описания парадного портрета , свою тональную окраску и историческую наглядность, в которых большую роль играет яркий костюмированный образ .

Военная форма указывает на принадлежность к определенному военному статусу, ордена отражают особые заслуги перед отечеством. Мундир образца XVIII века просуществовал до начала октябрьской революции 1917 г., и был самой желанной наградой для высшего чиновничьего руководства.

Парадный портрет в военном морском мундире, по красоте восприятия занимает особое место в портретном искусстве и часто создавался художниками, после славных военных побед и победоносных морских сражений Русского флота.

В наше время также стало модным явлением, изображать современного человека в военных мундирах XVIII-XIX века, военные портреты тех времен с увешанными различными наградами, красивыми и яркими орденами, добавляют парадному портрету ту самую необычную нашему времени парадность восприятия.

Исторические портреты военных в красивом мундире всегда торжественны и создают поднятое настроение у его обладателей.

В России истоки парадного портрета зародились еще в Петровскую эпоху. Мода на такие портреты исходила соответственно от самого царя, который стремился во всем подражать Европе, тем самым принуждая к новомодному течению князей и бояр.

Многие исторические парадные портреты подобного плана, как правило писались, как бы по однотипному шаблону. Однажды художник , удачно находивший правильное решение в построении композиции парадного портрета , использовал его многократно, потому, как приходилось изображать людей почти, что в одних и тех же позах, с небольшим различием орденов и наград, блеск и наглядность, которых постоянно совершенствовалась художниками.

Иногда в парадном портрете изображались высокопоставленные люди в тяжелых рыцарских доспехах с увесистой шпагой сбоку.

Исторический портрет в парадном военном мундире XVIII-XIX веков - это славное продолжение традиций наших предков.



Портрет Александра III .
И. Крамской .