Космос в культуре и искусстве. Космос в искусстве. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос - тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм - особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела ». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника - это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм : зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем - Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, - «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

На картине - чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» - это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Евгений Ковтун, искусствовед

из статьи «“Победа над солнцем” - начало супрематизма»

Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Главный элемент на картинах Малевича - супремы (от лат. supremus - наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Конечно, перечисленными направлениями космическая тема не ограничивается: чего стоит причудливый «соцфутуризм», рисовавший светлое будущее освоения других планет и контактов с инопланетными существами. И хотя в XXI веке появились новые, небывалые возможности для изучения Вселенной, стоит признать, что в прошлом столетии тема космоса вызывала гораздо больший ажиотаж - по крайней мере, в искусстве.

Живопись дает возможность увидеть несозданное, поместить взгляд в точку, где еще не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо в ней представлена. Эта публикация - ни в коем случае не обзор всех художников, изображавших космос, а скорее пробежка по вехам через призму моего вкусового восприятия.


Художник Анатолий Мущенко

Вряд ли получится найти первого "космического художника", но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна. "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны" читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

В 1920-х годах в СССР была группа художников-космистов "Амаравелла", но они вдохновлялись в основном идеями Рерихов, Блаватской, Чюрлёниса и культур Востока, поэтому рисовали всякую неопределенную мистику. Вряд ли картина Сергея Шиголева "Работа в космосе", написанная в 1927 году, изображает реальных людей, работающих в реальном космосе.

Судьба Шиголева сложилась печально, но другим представителям его поколения удалось сделать больше. Челси Боунстелл (старше Шиголева на 7 лет) стал маяком в живописи для американцев, мечтающих о космосе. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге "Покорение космоса" 1949 года, которую зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.


В 10 км над полюсом Луны,


Маленький спутник

В СССР работал Юрий Швец. Он больше трудился для кино, художником-постановщиком, и его труд виден в прекрасных фильмах Клушанцева, но и картины вполне могли вам попадаться.


Увы, в реальности 1996 год прошел под знаком совсем других событий


Стартовая площадка орбитальной космической станции

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические полеты непосредственно. Пол Калли (официальный сайт), например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов "Аполлона-11" перед стартом. Кроме этого он писал картины и активно рисовал для почтовых марок.


Нил Армстронг


"Мощь"

Заметного успеха уже успела добиться молодая художница Анастасия Просочкина. Ее работы сочетают художественный взгляд и внимание к техническим деталям (Анастасия консультируется у работников отрасли). Самобытный стиль пользуется популярностью, картины заказывали и Роскосмос, и частные космические компании.

На краудфандинговой платформе "Планета" заканчивается проект Анастасии по выпуску космического календаря, и уже собрано в пять раз больше требуемой суммы. Радует, что идея повесить себе на стену календарь на следующий год с космическими рисунками интересна и широкой общественности.

Кроме указанных выше ссылок на сайты художников, огромную и уникальную коллекцию космического арта собрал паблик

«Вернер фон Браун. Человек, который продал Луну» Денниса Пишкевича

«Марсианин» Энди Вейера


Лев Данилкин : «Один из лучших переводных - несмотря на «жанровое» обременение - романов в этом году. Недалекое будущее. Очередная американская миссия на Марс терпит крушение; экипаж астронавтов в панике эвакуируется, оставляя одного из своих товарищей мертвым. На самом деле он жив; однако в ближайшие несколько лет вряд ли кто‑то об этом узнает. Несмотря на неизбежные в таком случае приключения в жанре «ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге», Робинзон оказывается рукастым и головастым - настолько, что скоро плоды его деятельности становятся очевидны уже не только ему; и уже через несколько глав роман, ранее выглядевший как дневник обреченного, переключается на вторую - далеко не самую высшую - передачу; и очень-очень хорошо «тянет». Странно, что никому раньше не приходило в голову написать «Робинзона Крузо» про Марс; зато ничего удивительного в том, что «Марсианина» тут же, с колес, переформатировали в для Ридли Скотта».

«Интерстеллар. Наука за кадром» Кипа Торна


Всемирная слава нагнала Торна с большим опозданием: научные , положенные в основу нолановской картины, были предложены физиком еще за двадцать лет до выхода фильма. Зато сейчас перед первооткрывателем объекта Торна - Житков, профессором Калифорнийского технологического института и почетным доктором МГУ , открыты двери всех киностудий мира: глядишь, в скором будущем сайфай окончательно встанет на рельсы строгого знания.


Лев Данилкин : «Автор «многие годы проработал в ракетной области» и умудрился вместить в одну книгу сотни историй, имеющих отношение к советскому ракетному проекту на его ранней стадии - от подготовки запуска первого спутника до судьбы лунного проекта после смерти Королева. Книга ломится от любопытных фактов; единственный, пожалуй, очень странный момент - описание пресс-конференции 28 марта 1961 года, когда иностранные журналисты пытались узнать у вице-президента АН СССР Топчиева что‑нибудь о советской космической программе. Среди прочего автор транслирует якобы заданные иностранцами вопросы «Почему же исключены из списка кандидатов на космический полет летчики Карташов и Варламов?» и «Что случилось 23 марта в Центре подготовки космонавтов с кандидатом Бондаренко?». Разумеется, это могло бы заинтересовать американских корреспондентов - однако у американской прессы в марте 1961 никоим образом не могло быть ни этих сведений, ни тем более точных имен; еще очень-очень нескоро они узнают о том, что один из космонавтов первого отряда погиб в сурдокамере».

Издательство «Вече», 2011, Москва

«Разведка далеких планет» Владимира Сурдина


Самая известная книга главного отечественного астронома, принесшая автору премию «Просветитель» за 2012 год. Сурдин - не только блестящий ученый, но и прирожденный лектор, который умеет доступно и вместе с тем корректно, не спрямляя углов, объяснить самые сложные космические процессы - будь то история Солнечной системы, процесс образования звезд, эволюция галактик или проблемы освоения экзопланет. Интервью с выдающимся современником можно прочитать .

«Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» Криса Хэдфилда


Космонавты давно уже не поп-идолы, но подробности их тщательно организованного быта продолжают интересовать публику - а тут еще и проводник попался улыбчивый, доброжелательный и с

Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»

Методические «подсказки»

Возможные направления работы

1. Поэтическая память о Юрии Гагарине

2. Русский фантастический роман

3. Космос в русской поэзии

4. Зарубежная новеллистика о космосе

5. Тема «контакта» в мировой литературе

6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких

Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,

А. Казанцев, Р. Шекли.

7. Древние мифы о космосе

Содержание (структура работы)

    Вступление (обоснование выбора темы)

    Цели проекта и проблематика (основные вопросы)

    Основная часть:

Тезисы (предположительные ответы);

Исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)

    Итоги (выводы, обобщение)

    Используемые источники (список)

Основное содержание работы (представление проекта)

Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность...)

Проблематика

Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?

Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?

Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?

Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?

Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?

Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?

Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)

Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:

Изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;

Собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;

Подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;

Сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.

Примерное содержание презентации

    Титульный слайд

    Содержание работы

    Цели и проблематика

    Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)

    Итоги

    Источники

Источники

Интернет-источники:

(поэзия)

(образ космоса)

(Гагарин)

(Гагарин)

(космические путешествия)

(космос и литература, космические мифы)

(фантастическая литература о космосе)

(всё о космосе)

(космос в искусстве)

Литература :

Сирано де Бержерак, «Иной свет».

Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера».

Рудольф Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена».

По Эдгар А., «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля».

Жюль Верн, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».

Жюль Верн, «Вокруг Луны».

Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики. Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра». ( К. Э. Циолковский)

Циолковский К. На Луне. - М., 1957. I 722593

Толстой А. Аэлита. - М., 1955. I 634434

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987. I 1848377

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965. II 1064836

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991. I 1948142

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д. И. Менделеев)

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43. IV 1936429

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40. III 1578947

Плотнов А. И. До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2. 85.14 О-232 гум

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта А. А. Леонова // Люди земли советской. - Л., 1986

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15. III 1671231

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987. II 1849072

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1. 85.14 О-232 гум 1708591

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое задание науке и технике». (К. А. Федин)

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987. I 1838648

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997. I 2001027 Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004. II 2048697 Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009. II 2083879

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008. II 2076614

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008. II 2079473

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

« Сила воображения увеличивается по мере роста знаний». ( К. Г. Паустовский)

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. - № 7. - С. 9.

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

Что влечет человека в космос ? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики

Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну - очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.

В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто . Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер , открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть « Сон », которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса . В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны - с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе « Первые люди на Луне » Герберт Уэллс .

Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла « Мертвый рубеж », увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.

Человек проникает в космос . Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин , 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина - первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, - стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.

Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.

Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.

Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?

Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.

Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.

Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.

Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.

Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!