Мифический герой сила в волосах. PR в библейской мифологии. Коммуникативные средства создания образов и символов

Самсон с детства поражал окружающих своей силой. Когда настало время жениться, то по пути к невесте он увидел молодого льва, не побоялся его, схватил в свои объятия и задушил. Однажды он одной ослиной челюстью убил тысячу врагов, филистимлян. Как-то заночевал он у одной филистимлянской блудницы. Прознали об этом жители и решили его убить. Всю ночь караулили его. А он в полночь вышел к городским воротам, схватил их и унес высоко в горы. Филистимляне боялись его, но жаждали уничтожить.

Самсон был силен, красив и любил разных женщин. Особенно увлекала его одна филистимлянка по имени Далида, красивая, но коварная. Прознали о любви Самсона к Далиде богатые филистимляне, и в его отсутствие наведались к ней. Они просили ее выведать у Самсона, в чем его сила. За это обещали дать ей много серебра.

Далида согласилась, и когда пришел к ней Самсон, принялась выпытывать у него, в чем его сила. Он сказал, что его надо связать семью сырыми нитями тетивы, и тогда он станет как прочие люди. Далида сообщила об этом богатым филистимлянам, и они сразу принесли ей сырые нити тетивы и оставили у нее в доме одного своего человека, чтобы он наблюдал. И когда Самсон уснул, Далида связала его этими нитями и крикнула: «Самсон, проснись, филистимляне на тебя идут». Он вскочил и как ни в чем не бывало легко порвал эти нити.

Далида очень обиделась на него, поняв, что он обманул ее. И снова пристала к нему с расспросами, в чем его сила и как сделать, чтобы он потерял ее. На этот раз Самсон сказал ей, что надо связать его новыми веревками, и тогда он сделается бессилен, станет как все прочие люди. И снова в соседней комнате спрятался соглядатай и снова, едва Самсон уснул, Далида связала его.

И снова она крикнула, что идут филистимляне. И на этот раз Самсон быстро вскочил и легко разорвал веревки как нити.

Так обманывал он Далиду несколько раз. Но она не отставала от него, очень ей хотелось получить обещанные деньги. Наконец Самсон не выдержал и признался ей, что он назорей Божий, что бритва не касалась его головы. И вся сила его в волосах. Если их остричь, то он ослабеет, станет как все обычные люди.

Далида поверила, что на этот раз он сказал ей правду. Она тайно пригласила богатых филистимлян, сообщила им, что знает тайну Самсона, и просила их принести ей деньги. Филистимляне дали ей обещанное серебро. На этот раз, когда вернулся Самсон, она усыпила его и позвала человека, чтобы он остриг его голову. После этого Далида снова крикнула: «Самсон, филистимляне идут на тебя!» Он проснулся, но уже не мог скинуть набросившихся на него филистимлян. Они жестоко поступили с ними - выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в дом узников. Там он сидел долгое время. И за это время его волосы выросли.

Наконец богатые филистимляне захотели увидеть его унижение. Самсона привели в один богатый дом с колоннами. Кругом сидели мужчины и женщины, все смотрели на ослепшего богатыря. А он попросил одного отрока подвести его к колонне, чтобы удобнее стоять возле нее. Отрок подвел его к колонне.

Самсон поднял голову к небу и попросил Господа наделить его прежней силой. Затем он схватил руками две колонны и резко сдвинул их с места. И моментально дом обрушился на всех, кто пришел посмотреть на Самсона. Погиб и сам Самсон. Люди говорили, что в этот раз он убил столько филистимлян, сколько не убивал за всю свою жизнь.

протоиерей Николай Попов

Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар

Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и Бог отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим ().

Судьи Девора и Варак

За грехи израильтян Бог предал их в руки Иавину, царю Ханаанскому, который царствовал в Acope и который угнетал их 20 лет. Когда они покаялись и обратились к Богу, Господь повелел чрез пророчицу Девору одному мужу, по имени Вараку, собрать воинов и истребить войско царя Асорского, находящееся под начальством Сисары. Варак сказал пророчице: «Если ты пойдешь со мною, я пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора сказала: «Пойди, пойду с тобою, только слава окончания победы не достанется тебе; Сисару Господь предаст в руки женщины». Варак собрал войско (10000 человек) и взошел на гору Фавор. Узнав об этом, Сисара собрал войско. Но Варак, по пророческому слову Деворы, напал на него, обратил его в бегство и истребил его войско. Когда Сисара спасался бегством, его пригласила в свой шатер одна женщина, по имени Иаиль, муж которой был в мире с царем Асорским, напоила его молоком, уложила спать и, когда он уснул, вонзила кол в висок его. После этой победы израильтяне мало-помалу совершенно уничтожили царство Иавина, царя Асорского, и наслаждались миром 40 лет. Девора и Варак прославили Господа за победу благодарственною песней ().

Судья Гедеон

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и Бог предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь».

В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя».

Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, Бог дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, Бог сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек. Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить . Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет ().

После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих , кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир ().

Судья Иеффай

Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. Бог прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая. Отправляясь на войну против аммонитян, Иеффай дал обет Богу принести Ему после победы над врагами во всесожжение то, что прежде всего выйдет из ворот дома его навстречу ему . Когда он победил аммонитян и возвращался домой, навстречу ему вышла единственная дочь его, в сопровождении собранных ею девиц с тимпанами и пением. Увидев ее, Иеффай разодрал на себе одежду и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня: я обещал тебя Господу, и не могу отказаться от своего слова». Она отвечала ему: «Отец мой! Ты обещал меня Господу, исполни обет, потому что Бог тебе помог отомстить врагам», – и попросила только у него два месяца оплакать девство свое с подругами. Через два месяца Иеффай исполнил свой обет, посвятив ее Богу ().

Ефремляне, завидуя Иеффаю, перешли Иордан и хотели сжечь дом его и самого его за то, что он не позвал их на войну. Иеффай разбил их. Когда они под чужими именами стали возвращаться домой, жители Галаадские, заняв переправу чрез Иордан, стали заставлять их произносить: «Шибболет» (колос), и когда они произносили: «Сибболет», поэтому узнавали их и убивали. Так погибло 42000 человек (Иеффай был судьею 6 лет).

После Иеффая были судьями: Есевон (7 лет), имевший 30 сыновей и 30 дочерей, Елон (10 лет) и Авдон (8 лет), имевший 40 сыновей и 30 внуков ().

Судья Самсон

Израильтяне делали злое пред Господом, и Он предал их в руки филистимлян на 40 лет. В это время в земле Израильской (в городе Цоре) был один человек, Маной. Жена его была неплодна и не рождала. Однажды явился ей Ангел Господень и сказал: «Скоро ты родишь сына. Отныне, ты не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, и бритва не коснется головы этого сына твоего, потому что он с самого рождения будет назорей Божий (посвященный Богу), и он начнет спасать Израиль от филистимлян». Жена сказала об этом мужу своему. По молитве Маноя, Ангел явился опять жене его. Она привела мужа своего, и Ангел подтвердил свои наставления. Маной спросил его: «Как тебе имя?» Ангел отвечал: «Оно чудно». Маной принес жертву Господу на камне. Когда пламень жертвы стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел поднялся в пламени. Маной в страхе сказал: «Верно, мы умрем, потому что видели Бога». Но жена сказала: «Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы жертвы и не открыл бы нам сего».

Жена Маноя родила сына и дала ему имя Самсон. Вырос Самсон, и Дух Господень начал действовать в нем. Он стал показывать необыкновенную силу. Понравилась ему одна филистимлянка из Фимнафы, и он стал просить родителей женить его на ней. Родители долго не соглашались женить его на иноплеменнице, наконец, уступили его просьбам и отправились с ним в Фимнафу. На пути Самсон отстал от родителей. Вдруг видит: навстречу ему идет молодой лев и рыкает. Дух Господень сошел на него, он схватил льва и руками своими растерзал его, как козленка, догнал отца и мать и не сказал им, что он сделал. В Фимнафе предложение Самсона было принято, и положено было чрез некоторое время праздновать брак. Спустя несколько дней, Самсон из дома своего шел тою же дорогою в Фимнафу на брак, зашел посмотреть на труп льва и нашел в нем рой пчел и мед. Он взял мед, ел его дорогой и дал родителям своим, но не сказал, откуда взял его. Сделал Самсон брачный пир. Филистимляне, боясь Самсона, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. Он загадал им загадку и обещал, если отгадают ее в семь дней пира, дать им 30 тонких рубашек и 30 перемен одежд. Они согласились. Тогда Самсон сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Филистимляне заставили молодую жену Самсона выпытать от него и сказать им, что значит загадка, и в конце седьмого дня сказали ему: «Что слаще меду и сильнее льва?» Самсон пошел в Аскалон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды, отдал их разгадавшим загадку, а жену оставил и ушел домой. С этого времени Самсон стал во множестве истреблять филистимлян.

Когда гнев Самсона прошел, он пришел к своей жене, но узнал, что она выдана за одного из бывших брачных друзей его. Тогда Самсон поймал 300 лисиц, связал их по две хвостами, привязал между хвостами их факелы, зажег факелы и отпустил лисиц в поля. Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил.

Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору.

Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами .

В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы. Дом обрушился на всех, кто был в нем . Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою ().

Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила

По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий . При нем Господь воздвиг пророка Самуила.

Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, Бог исполнит твое прошение».

Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Meccиeй, или Христом, то есть Помазанником Божиим ().

Призвание Самуила

Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их . Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем . Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой» . Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним ().

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; ).

Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение

Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа смертью (50.070 человек) . После сего ковчег Господень был поставлен в Kapиафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ().

Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Угнетаемые филистимлянами и видя чудеса от ковчега Господня, израильтяне обратились с покаянием к Господу и бросили идолов. Тогда Самуил собрал народ израильский в Массифу для молитвы и принесения жертвы Богу. Филистимляне, как скоро услышали об этом собрании, тотчас пошли воевать с израильтянами. Самуил принес жертву и помолился Богу, и Господь загремел над филистимлянами сильным громом, навел на них ужас, и израильтяне поразили их. Освободив израильтян от филистимлян, Самуил был судьею израильтян во все дни жизни своей ().

История Руфи

В то время, когда управляли израильтянами судьи, был голод в земле Израильской . По сему случаю один житель Вифлеема, Елимелех, со своею женой Ноеминью и двумя сыновьями, переселился в землю Моавитскую. Здесь он умер, сыновья его женились на моавитянках и тоже умерли. Одна из этих моавитянок называлась Орфа, другая Руфь. После смерти сыновей своих, Ноеминь пошла в свой город Вифлеем. Орфа и Руфь последовали за нею. Ноеминь сказала им о своей бедности и стала убеждать их возвратиться к своим родителям. Орфа возвратилась домой, но Руфь сказала свекрови своей: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; твой народ будет моим народом, и Бог твой будет моим Богом; одна разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Не имея пищи, Руфь пошла на поле подбирать оставшиеся колосья и пришла на поле Вооза, родственника покойного мужа своего. Вооз, пришедши на свое поле, заметил Руфь, предложил ей пообедать со жнецами и позволил ходить на свое поле собирать колосья, а жнецам велел оставлять их больше. Так Руфь подбирала колосья на поле Вооза, доколе не окончилась жатва. Ноеминь, узнав о милостивом расположении Вооза к Руфи, посоветовала ей просить Вооза исполнить Моисеев закон ужичества , взять ее за себя в замужество. Вооз согласился на это и женился на ней. Она родила сына Овида, от которого родился Иecceй, отец Давида. Таким образом, Руфь стала прабабкою Давида, от рода которого произошел Спаситель мира (Книга Руфи).

По смерти Иисуса Навина до месопотамского рабства какое-то время было правление старейшин и безначалие. Это время, не означенное в Библии числом лет, было непродолжительно. Иефеай в своё время говорил царю Аммонитскому, отнимавшему у израильтян заиорданские земли, что израильтяне живут на этих землях уже 300 лет (). По показаниям книги Судей, 301 год прошел от начала порабощения месопотамского до порабощения аммонитского. Значит, время правления старейшин и безначалия было так непродолжительно, что Иефеай и в счет его не ставил. Ап. Павел, говоря о временах после раздела Ханаанской земли израильтянам, не упоминает о времени правления старейшин и безначалия (). Иосиф Флавий хотя и назначает для этого времени 18 лет, но эти 18 лет не включает в общую сумму лет от исхода израильтян из Египта до основания Соломоном храма. По всей вероятности, древние библейские хронологи ставили это непродолжительное время в счет тех неполных годов, которые в книге Судей считаются за полные. Продолжительность времени Судей Апостол Павел определяет около 450 лет. Он говорит: Бог, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после этого около 450 лет давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула. Так прошло 40 лет. (). По книге Судей и 1-й книге Царств, начиная месопотамским порабощением израильтян и оканчивая порабощением филистимским, до пророка Самуила насчитывают немного более 451 года, следующим образом: порабощение месопотамское продолжалось 8 лет (), мир Гофониила 40 лет (); порабощение моавитское – 18 лет (), мир Аода – 80 лет (), правление Самегара – неполный год (), порабощение ханаанское – 20 лет (), мир Варака и Деворы – 40 лет (), порабощение мадианитское 7 лет (), мир Гедеона – 40 лет (), правление Авимелеха – 3 года (), Фолы – 23 года (), Иаира – 22 года (), порабощение аммонитское – 18 лет (), правление Иеффая – 6 лет (), Есевона – 7 лет (), Елона – 10 лет (), Авдона – 8 лет (), порабощение филистимское, во время которого судил 20 лет Самсон, продолжалось 40 лет (), правление Илия – 40 лет (), порабощение филистимское – 20 лет и 7 месяцев ()

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Самсон.

Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Филистимляне были одним из самых воинственных народов земли ханаанской. Они пришли сюда со стороны моря и заняли прибрежную долину на юго-западе страны. Само название Палестины произошло от названия этого народа: филистимляне по-еврейски - Пелешет , отсюда - Палестина. Филистимляне имели пять городов, в которых правили пять князей. Прошло немного времени - пришельцам стало тесно на побережье, и они продвинулись вглубь Палестины на земли колен Иуды и Дана. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое мало тогда было распространено в Ханаане, филистимляне быстро сокрушили раздробленные силы израильтян, так что в течение сорока лет Израиль вынужден был терпеть их иго. Народ пал духом и стал терять надежду на свое избавление. И вот, когда евреи осознали свою вину перед Богом, Господь послал Израилю избавителя по имени Самсон. В колене Дановом жил тогда еврей по имени Маной, жена которого была бесплодна. Однажды супругам явился Ангел Господень и сказал, что вскоре у них родится сын, который будет назореем Божиим, не будет пить вина, стричь волос и спасет Израиль от филистимлянского ига. Предсказание Ангела исполнилось. Мальчик, которого назвали Самсон, быстро рос на глазах своих родителей и вскоре возмужал. Юноша с длинными волосами на голове и могучим телосложением обладал необыкновенной физической силой. Пылкий и порывистый характером, он отличался одной слабостью: он был необычайно влюбчив. Однажды, прогуливаясь по городу Фимнаф, где жили филистимляне, он увидел девушку-филистимлянку, которая с первого взгляда понравилась ему, и он сразу же решил на ней жениться. Об этом Самсон сообщил своим родителям. Те стали его уговаривать не вступать в супружеский союз с дочерью необрезанного филистимлянина, но упрямый юноша настаивал на своем и даже потребовал от отца: «Ее возьми мне, потому что она мне понравилась» (Суд. 14:3). Увидев, что их сопротивление будет бесполезным, родители решили подчиниться прихоти своего пылкого сына и согласились женить его на филистимлянке. Не желая откладывать свадьбу на долгое время, Самсон с родителями пошел к невесте, чтобы договориться о дне свадьбы. По дороге он отстал от своих родителей, и вдруг из виноградника на него бросился молодой лев. Силач схватил льва, растерзал его, как козленка, и как ни в чем ни бывало, пошел дальше своей дорогой, не рассказав даже родителям о случившемся. В доме невесты предложение Самсона было принято, и был назначен день свадьбы. И вот настал наконец долгожданный для Самсона день свадьбы. Со своими родителями он отправился к невесте. Проходя мимо того места, где лежал растерзанный им лев, он с удивлением увидел, что в скелете льва гнездится рой пчел и уже скопилось изрядное количество меда; Самсон взял мед, лакомился им всю дорогу и угостил медом своих родителей.

По филистимлянскому обычаю, свадебные торжества продолжались семь дней. Во время пира Самсон предложил загадку тридцати своим брачным дружкам-филистимлянам и пообещал, что если они ее разгадают, то он даст им за это тридцать тонких рубашек и тридцать переменных одежд. Те с удовольствием согласились. Тогда Самсон сказал им: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14). Филистимляне были озадачены. В течение трех дней они ломали голову над странной загадкой и никак не могли решить, что имел в виду Самсон. Отчаявшись, они пошли к его жене и сказали ей: «Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?» (Суд. 14:15). Что было делать этой женщине? Напуганная дерзкой угрозой, она употребила всю свою женскую хитрость, чтобы Самсон разгадал ей эту загадку. Женщина плакала, ластилась к нему и кокетничала до тех пор, пока ее супруг не выдал ей секрета. На седьмой день пира филистимляне с торжествующей усмешкой сказали Самсону: «Что слаще меда, и что сильнее льва !» (Суд. 14:18). Самсон понял, что жена выдала его тайну. Сдерживая негодование, он с притворным спокойствием ответил им: «Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки» (Суд. 14:18). Разгневанный и оскорблённый Самсон после брачного пира пошел в город Аскалон, убил там тридцать филистимлян, снял с них одежду и отдал «разгадавшим» загадку. На вероломную жену он даже не посмотрел и ушел к своим родителям. Спустя некоторое время Самсон остыл от гнева и стал тосковать о своей супруге. Захватив с собой козленка для трапезы в знак примирения, Самсон поспешил к супруге. Но в доме тестя его ждало совершенно неожиданное оскорбление: он узнал, что его любимая жена отдана в жены другому. Униженный и оскорбленный Самсон пришел в негодование и сказал: «Теперь я буду прав перед Филистимлянами, если сделаю им зло» (Суд. 15:3).

Так началась война в одиночку Самсона с филистимлянами. Прежде всего он решил отомстить филистимлянскому городу, где жила его бывшая жена. С этой целью он поймал в силки триста лисиц, связав их хвост с хвостом, привязал к хвостам горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед, как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и сады. За короткое Время все достояние филистимлянских земледельцев обратилось в прах. Жители Фимнафа, обезумев от отчаяния, убили бывшую жену Самсона и ее отца. Но это не успокоило Самсона. Словно из-под земли вырастал он на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что даже храбрые из храбрых боялись встречи с Самсоном. Это не могло так долго продолжаться, и филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали Самсона. Испугавшиеся иудеи послали три тысячи воинов в горы, где в одной из пещер скрывался Самсон. Узнав, что иудеи не хотят убить его, Самсон добровольно вышел из пещеры и позволил связать себя веревками. Когда же он был доставлен в лагерь филистимлян и те стали его оскорблять, Самсон разорвал веревки, как нитки, схватил свежую ослиную челюсть, валявшуюся на земле, и в гневе накинулся на своих мучителей. В лагере филистимлян началась паника и многие обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек. Возвращаясь в свою пещеру, он весело напевал хвастливую песнь: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек» (Суд. 15:16).

Самсон недолго оставался в горах, так как благодарные израильтяне избрали его судьею. С тех пор в течение двадцати лет он управлял ими, и его имя приводило в трепет филистимлян. Надеясь на свои силы, Самсон не боялся в одиночку ходить в филистимские города. Однажды в городе Газе он зашел к одной блуднице и остался у нее ночевать. Узнав об этом, городские власти вечером закрыли ворота города и поставили возле них стражей, которым было приказано под утро внезапно напасть на Самсона и убить его. Но Самсон каким-то образом догадался, что против него готовят засаду, и еще в полночь ушел из дома блудницы. Стражи, не ожидавшие внезапного появления Самсона, разбежались. Тогда Самсон выломал городские ворота с косяками и запором, взвалил их на свои могучие плечи и отнес на вершину ближайшей горы. Хотя и на этот раз Самсон избежал гибели от руки филистимлян и даже поставил их в смешное положение, но своим распутством он осквернил обет назорейства. Продолжая идти по этому безнравственному пути, Самсон шел к своей гибели, и, нося еще на себе длинные волосы, он уже не носил в себе Духа Божия. Вскоре влюбчивый Самсон попал в сети другой блудницы-филистимлянки по имени Далида. Об этом узнали филистимляне и решили действовать подкупом. За большие деньги они уговорили коварную Далиду выведать у Самсона секрет его необычайной силы. Дождавшись ближайшей нежной встречи, Далида с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом, старался держать в тайне свои секреты и не рассказывать о них даже своим близким. Подозревая в предательстве свою коварную любовницу, Самсон всякий раз, когда она приставала к нему с этим вопросом, обманывал ее. Но Далида узнавала обман и требовала от Самсона искренности. Наконец, Самсон не выдержал и признался ей: «Бритва не касалась головы моей, ибо я назарей Божий от чрева матери моей, если же остричь меня, то отступит от меня сила моя…» (Суд. 16:17). Далида тотчас уведомила своих земляков, чтобы они пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и повелела состричь семь кос с его головы. Затем, разбудив его, она крикнула: «Филистимляне идут на тебя, Самсон!» (Суд. 16:20). В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, но силы его оставили, и он оказался в руках своих врагов. Филистимляне заковали Самсона в цепи, выкололи ему глаза и заставили его в городе Газе, в подземелье, вращать мельничный жернов. Победу над своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Развеселившиеся язычники потребовали привести к ним Самсона, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него терпели. Бледный, с пустыми глазницами, Самсон стоял в храме между колоннами и терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто и не догадался о том, какие перемены произошли за это время в его душе. Никто не заметил также, что у него снова отросли волосы, источник его великой силы. Тихо шевеля губами, он шептал молитву: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отомстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд. 16:28). Затем с помощью мальчика-поводыря он подошел к двум столбам, на которые опирался храм, уперся в них руками и воскликнул: «Умри, душа моя, с Филистимлянами ! (Суд. 16:30). В храме Дагона внезапно наступила тишина. Только теперь филистимляне поняли, что они еще не победили Самсона, но уже было поздно. Самсон напряг свои силы и сдвинул колонны. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребая под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там веселились.

Так Самсон среди всеобщего уныния и подавленности осмелился выступить против жестоких угнетателей и в одиночку вести с ними героическую борьбу.

История жизни Самсона имела глубоко поучительный характер для всего израильского народа. Весь смысл ее заключался в том, что он был назорей. Когда он соблюдал обет назорейства, он был необычайно сильным, когда же он, увлекаясь чувственными наслаждениями, нарушал свой обет, он становился слабым. В обоих отношениях он был не только типом, но и зеркалом, в котором Израиль мог узнавать и себя, и свою историю. Израиль также был своего рода назорей, как народ, посвященный Богу, и пока он соблюдал свой завет с Богом, он был непобедим. Когда же он нарушал этот завет, предаваясь чувственным страстям и идолопоклонству - этому духовному прелюбодейству, то силы его слабели и он становился жалким рабом у какого-нибудь языческого народа. Таким образом, история жизни Самсона есть как бы олицетворение истории самого израильского народа. Она показала, что сила народа заключается в ревностном хранении своего союза с Богом.

13:1–16:31 Самсон Структура истории Самсона ясна. После вводного стиха (13:1), где кратко дан исторический фон, в стихах 13:2–25 рассказывается о чудесном рождении Самсона. Его взрослая жизнь разворачивается в два этапа в главах 14 - 16. Первый повествует о его визите в Фимнафу (14:1) и

XXVII Самсон Следовавшие за Иеффаем трое судей израильских мирно правили народом – Есевон семь лет, Елон десять лет и Авдон восемь лет. Все они пользовались семейным благословением, имели многочисленных сыновей, а также и владели значительными богатствами, так что,

Судья Самсон Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Закаленные в боях воины, закованные в железо, которое тогда было мало распространено в Ханаане, филистимляне быстро

Самсон Спустя много времени после Гедеона за грехи евреев Бог послал на них филистимлян. Для спасения их от врагов Бог призвал Самсона.Отец Самсона был Маной. Жена Маноя долго не имела детей, но вот однажды явился к ней ангел и сказал: «Скоро ты родишь сына, который будет

Самсон Упорными противниками израильтян в течение долгого времени оставались филистимляне, расселившиеся, как уже говорилось выше, в первой половине XII в до Р. Х. в приморской части Ханаана. Их городами здесь стали Аскалон, Газа, Азот, Екрон и Геф. Единого государства

Самсон. Суд. 13–17Когда евреи опять начали увлекаться идолопоклонством, национальное единство их стало слабеть, и они вскоре попали под власть филистимлян. Филистимляне были одним из самых воинственных народов земли ханаанской. Они пришли сюда со стороны моря и заняли

Самсон Судья Самсон знаменит был необычайною, сверхъестественною силою. Он с самого рождения своего, по наставлению ангела Господня, был посвящен своими родителями Богу и в знак этого не должен был стричь своих волос. Однажды в поле напал на него молодой лев. Самсон

САМСОН. Самсон раздирает льва.Следующие судьи израильские Есевон, Елон, Авдон - не были чем-либо примечательны, кроме, пожалуй, удивительной даже по тем временам плодовитости. Библия их лишь упоминает.Зато Самсон в веренице судей является фигурой самой яркой Самсон,

Самсон Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. 3 И явился Ангел Господень жене, и сказал ей: вот, ты

Самсон и Далида Бог излечивает еще одно бесплодие Неугомонные сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа. По воле Господа были они переданы на этот раз в руки Филистимлян на сорок лет.В то время был человек из Цоры по имени Маной. Жена его была неплодна и не

Самсон и Далида Но вот пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней. Ну, это обычное мужское дело: ведь Господь запретил жен да девиц пользовать, а блудницы - не в счет, это у них работа такая.Жители Газы прослышали, что Самсон пришел в их место. И ходили

Как Самсон лоханулся Вконец достала Далида Самсона, и он открыл ей все сердце свое. Ему, лопуху придорожному, и невдомек было, что неспроста она у него про его силу тайну выведать хочет, что она всего-навсего подставная проститутка. Устав от Далидиных упреков, Самсон

Самсон-камикадзе Между тем волосы на голове его начали отрастать, а с ними возвращалась и сила. Но об этом не подумали Филистимляне, а ведь приставь к Самсону местного цирюльника или даже простого овечьего стригаля, не было бы последующих забот.Однажды Филистимляне

Самсон Длинноволосым назареем Стал новорожденный Самсон. Сильней он будет всех евреев, И лев им будет побежден. И верен будет Богу он. Вина и впрямь он не пригубит, Но будет в женщину влюблен: И женщина его погубит. И продолжали сыны Израиля чинить зло перед глазами

Самсон Был ослеплен Самсон, был Господом обижен, Был чадами греха поруган и унижен И приведен на пир. Там, опустив к земле Незрячие глаза, он слушал смех и клики, Но мгла текла пред ним – и в этой жуткой мгле Пылали грозные архангельские лики. Они росли, как смерч, – и

Самсон Самсон отличался своей необыкновенной силой. Как-то раз он шел полем и увидел молодого льва, который хотел на него броситься, но Самсон подбежал к нему, руками разорвал ему пасть и убил его.В другой раз, когда враги, филистимляне, окружили Самсона, он схватил кость,

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги Герои мифов автора

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже