Некролог анне павловой. Балерина Анна Павлова: она любила лишь раз и не бежала от ранней смерти

Родилась одна из величайших актрис балета Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. Существуют две версии относительно того, кто был ее отцом. Первая из них гласит о солдате-караиме по имени Матвей Павлов (настоящее имя Шабетай Шамаш). Косвенно подтверждает этот факт и место рождения Анны — госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, где служил Матвей. Вторая версия повествует о неком банкире еврейского происхождения, в доме которого мать Анны – Любовь Федоровна — служила гувернанткой. Якобы именно он приходится отцом девочки. Документальных подтверждений данному факту нет, а потому эта информация используется скорее в качестве легенды.

Зарождение огромной любви

Впервые побывать на балетном представлении маленькой Ане удалось в возрасте восьми лет. Тогда на сцене Мариинского театра, который через много лет станет для нее родным, шло представление «Спящая красавица». Анна с первых минут поняла, — быть балериной – ее призвание. С тех самых пор в доме только и было разговоров что о танцах, хореографии и грации легких, как пушинки, балерин. Мать, видя огромное стремление дочери, отвела ее в балетную школу. В возрасте 10 лет Анна стала ученицей престижного Императорского театрального училища. Девочка демонстрировала неплохие успехи, и еще будучи ученицей, не раз выходила на сцену «мариинки». В 1899 году Павлова успешно сдала выпускные экзамены и была зачислена в состав труппы Мариинского театра.

Изначально, конечно, Анне доставались небольшие и «невыразительные» роли, — начинающая актриса, что говорить. Но с каждым годом мастерство юной красавицы оттачивалось, и уже в 1903 году ей доверили главную роль – она сыграла Жизель в одноименной постановке. Ей удалось поразить всех не только грациозностью и красотой исполнения каждого движения, но и глубиной понимания образа ее героини. Готовясь к роли, Павлова буквально сутками не покидала студию, а ее негласным наставником стал Мариус Петипа, к которому она обращалась за советами для более детальной проработки образа.

Далее были главные роли во многих постановках, среди которых «Дон Кихот», «Корсар» и другие. В 1906 году, в возрасте 25-ти лет, Павлова была удостоена звания балерины Императорской сцены, что говорило о том, что отныне она – ведущая танцовщица.

Одним из самых плодотворных творческих союзов Павловой можно выделить работу с Михаилом Фокиным, учившимся на курс старше. От других балетмейстеров его отличал нетрадиционный взгляд на балет, он в свое время не стал отделять танец от пантомимы, а его целью было введение в постановку импровизации. Импровизация, по его мнению, вполне могла стать основой балетного искусства, избавив зрителя от необходимости наблюдать исполнение готовых форм, связок и комбинаций.

В одной из первых постановок Фокина — «Виноградная лоза» — он танцевал па-де-де с Анной. И постановка в целом, и работа танцоров, вызвали самые положительные эмоции и отзывы, а также были отмечены выдающимися деятелями, в том числе и Мариусом Петипа. Павлова участвовала и в последующих постановках Фокина, таких как «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды» и других. Особое внимание привлекла поставленная Фокиным специально для Павловой миниатюра «Лебедь». Исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре, она поразила многих до глубины души и уже совсем скоро стала одним из символов русского балета XX века.

Гастроли

Впервые оказаться за границей Павловой посчастливилось в 1097 году в составе небольшой труппы. Они колесили по европейским городам, первым из которых оказался Стокгольм. В 1909 году Анна Павлова приняла участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а спустя некоторое время уже блистала на премьерах постановок «Сильфида» и «Клеопатра». В том же 1909 году впервые Павлова сочинила собственную лирическую миниатюру, продолжив делать это и в дальнейшем. Время, проведенное в зарубежных командировках, способствовало становлению Павловой как самостоятельного балетмейстера, в дальнейшем ее жанр будет назван Юрием Беляевым как «хореографическая мелодекламация». Со своими танцовщиками и музыкантами Павлова объездила весь мир: Индия, Северная и Южная Америка, Филиппины и Европа – ей везде рукоплескали стоя, приклоняясь перед ее талантом.

Личная жизнь

У талантливой и привлекательной Анны с самого начала ее деятельности было огромное количество поклонников. Возвращаясь со сцены в гримерку, изо дня в день она находила десятки шикарнейших букетов, и в каждом из них по записке- с предложением провести вместе вечер. Гордая и непокорная, Анна один за другим отправляла их в мусорную корзину. И лишь перед одним букетом она устоять не смогла – это были цветы от Виктора Дандре.

Дандре был аристократом – выходец из дворянского рода, интеллигент, знавший несколько языков и великолепно разбирающийся в искусстве. Юная балерина была сражена. Тогда же молодой человек взял покровительство над балериной, что в то время было очень даже модно среди представителей богемы. Только если Анна уже представляла дальнейшую совместную жизнь с Виктором, день ото дня влюбляясь в него все сильнее, то он не торопился звать ее под венец. Он снял для балерины апартаменты, обеспечивал лучшими контрактами и дарил невероятные подарки, но о женитьбе речи не шло. И тогда она просто ушла – собрав всю волю в кулак, Анна покинула квартиру снятую ей как содержанке. Она с удвоенной силой приступила к работе – тренировалась, ставила представления, гастролировала. Но даже это не спасло ее – даже находясь в Париже, она все еще продолжала думать о нем.


В это же время, в Питере, Дандре ожидали большие неприятности – его обвинили в финансовых махинациях, взятках и аферах, не забыв упомянуть при этом и Анну, которая якобы и уехала заграницу, дабы не быть причастной к темным делишкам покровителя. Вскоре Виктор появился на пороге лондонского отеля, в котором остановилась труппа Анны. И она не смогла устоять – Дандре был прощен, влюбленные снова были вместе.

В то время Павлова уже покончила с Дягилевым и подписала контракт с агентством «Браффл». По окончанию контракта с лондонским агентством, Анна занялась организацией деятельности собственной группы, в чем ей неплохо помог ее возлюбленный – предпринимательская хватка Виктора пригодилась мягкой Анне как никогда. Ради Виктора, которому навсегда был заказан въезд на Родину, Анна отказалась от жизни в столь горячо любимом Питере — пара обосновалась в Лондоне. Последний визит великой балерины на родину припал на 1914 год – тогда она вместе со своей группой выступала с гастролями в Москве и Питере.

Не стало Анны Павловой январским днем 1931 года – актриса скончалась вследствие перенесенной пневмонии в Гааге (Нидерланды), так и не побывав больше на родине.

  • Среди многочисленных поклонников Анны Павловой был сам Чарли Чаплин. Однажды он сказал балерине «Мы похожи с вами, Анна! Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
  • Анна вела активную благотворительную деятельность. Во времена Первой мировой войны, куда бы она не приезжала с гастролями, в любом городе она давала представление в пользу Красного Креста. По окончанию войны балерина часть денег, вырученных с представлений, отправляла на Родину – для возобновления учебных заведений.
  • Анна безумно любила животных, а еще больше — птиц. В ее поместье даже жил настоящий лебедь, звали которого Жак. Многие ошибочно думают, что именно он вдохновил артистку на такое чувственное исполнение «Умирающего лебедя», однако это не так – Жак появился гораздо позже всемирно известного выступления.

Анна Лазаревна Павлова является легендой русского балета. Ей поклонялись, ею восхищались и боготворили.

Ее танец умирающего белого лебедя смогла повторить только Майя Плесецкая. Вся ее жизнь была подчинена балету.

Она отказалась от семьи ради искусства. Анна считала, что балерина, как монахиня должна служить сцене и не иметь отвлечений.

Детские годы и учеба

Информация, касающаяся даты рождения великой балерины существует разная. По одним источникам она родилась 31 января, а согласно другим – 12 февраля 1881 г.

По документам, Анна родилась в семье прачки Любовь Федоровны Павловой и крестьянина, служившего простым солдатом – Матвея Павловича.

Однако большее распространение получила другая версия.

Девочка стала незаконнорожденным плодом любви богатого помещика и ее матери, которая работала у них одно время горничной.

Анна в детстве

Банкир Лазарь Поляков не мог признать малышку своей дочерью, это нанесло бы непоправимый урон его репутации.

Однако разрешил дать ей свое отчество. Так Анну в документах записали как Лазаревну, но с фамилией матери — Павлова.

Девочка родилась недоношенной. Из-за слабого здоровья росла худенькой, имела бледную кожу и часто болела.

Первые годы жизни они с матерью жили в небольшой деревне на чистом воздухе под Санкт- Петербургом.

Жизнь их была бедной, но мама старалась иногда баловать девочку.

Самым удивительным событием, которое перевернуло всю жизнь малышки, стало посещение Мариинского театра.

Мама купила билеты на спектакль «Спящая красавица». Девочка была очарована действиями на сцене. И с тех пор все ее мысли были сосредоточены на балете.

В 8 лет Анну привели на вступительные испытания в балетную школу, но педагоги порекомендовали прийти через 2 года.

В 1891 г. девочку приняли в балетное училище. Дисциплина там была очень строгая.

Занятия только балетному искусству длились по 8 часов ежедневно.

Однако уже тогда у Анны Павловой проявился боевой дух.

Она старалась быть лучше всех, хотя из-за слабого здоровья переносить такие колоссальные нагрузки ей было тяжело.

Во время учебы к ним в училище приехала с визитом царская семья. Анна вместе с другими воспитанницами тогда впервые вышла на сцену перед такой важной публикой.

В 1898г. 16-летняя Анна окончила училище с «красным» дипломом и присвоением звания «первой танцовщицы».

Выпускной партией была роль дочери дворецкого в спектакле «Мнимые дриады».

Становление балерины

Молодая выпускница сразу попала в состав Мариинского театра. Первый раз на большой сцене она выступила в танце втроем в балете «Тщетная предосторожность».

Через 2 года ей доверили танцевать центральную партию в постановке «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни.

Чуть позже Анне Павловой поступило предложение станцевать роль Никии от Мариуса Петипа, который ставил «Баядерку».

В 1903 танцует партию Жизель в одноименном балете.

Начало XX в. было ознаменовано новаторскими идеями и реформами в балетном искусстве. Активным сторонником перемен был хореограф Михаил Фокин.

Анна Павлова стала первой, кто стал участвовать в постановках М. Фокина. Он стал ее новым учителем.

Она танцевала партии в таких его постановках, как «Эвника», «Шопениана», «Египетские ночи».

Однако самым выдающимся плодом их сотрудничества стал балет «Умирающий лебедь», в котором звучала музыка К. Сен-Санса.

Анна выполнила эту партию практически на полной импровизации. И этот танец стал символом и шедевром всего балетного искусства.

Сам композитор, присутствовавший на исполнении этого балета, был потрясен современной трактовкой его музыки и тем, как балерина смогла передать эту гамму чувств через танец.

Так к Анне Павловой пришла известность и про нее стали говорить: «В ее танце живет сам Бог».

Мировая известность и зарубежные гастроли

В 1907 г. Мариинский театр поехал с гастролями за границу в Стокгольм. Там выступления прошли с большим успехом.

Однако Анна хотела свободы в действиях и самостоятельности в принятии решений.

В 1909 г. она сама ставит спектакль «Ночь Рубинштейна». Этот танцевальный монолог о безумной страстной любви публика встретила овациями.

Тогда балерина, оглушенная успехом, принимает решение уйти из театра. Театр не хотел отпускать свою приму, и Анна идет на компромисс.

Она заключает контракт лишь на участие в некоторых, наиболее любимых спектаклях.

Но идея создать свою мобильную труппу, и заявить о русском балете на весь мир не оставляет великую балерину.

В 1910 она выплачивает театру большую неустойку за преждевременное расторжение контракта и уходит в «свободное плавание».

Самостоятельные гастроли со своей уже труппой она начала с оглушительного успеха во Франции и Англии.

В Москве вышла на сцену Зеркального театра, установленную в саду Эрмитаж. Затем организовывается длительный тур по Европе.

После своим балетом Анна поразила публику в США, Чили, Бразилии и Аргентине.

В каждой стране балерина любила изучать местные танцевальные традиции. Потом она включала их в свои балетные постановки.

Балетная труппа Анны Павловой была единственной, у которой в репертуаре можно было увидеть восточные мотивы, африканские и индийские движения.

В Австралии были так покорены грацией и легкостью балетных па танцовщицы, что в ее честь придумали воздушный десерт и назвали его «Павлова».

Во многих английских городах воздвигли памятники, изображающие русскую приму балета.

Личная жизнь

Молодую, восходящую «звезду» балета увидел на спектакле богатый, влиятельный предприниматель Виктор Дандре.

Он был потомком известного дворянского рода, поэтому имел хорошее образование, знал несколько языков.

Ему льстили ухаживания за девушкой, перед талантом которой преклонялись даже царские особы. Однако о браке он даже и не думал.

Виктор стал покровителем балерины. Снял для нее уютную квартиру с личным танцевальным классом, водил в шикарные рестораны и дарил дорогие подарки.

С Виктором Дандре

Вскоре Анна поняла, что у этих отношений нет будущего. Они были не равны по социальному положению, и балерина разорвала их роман.

Она окунулась с головой в работу, гастроли. А у Виктора пошла «черная» полоса.

Он стал банкротом, задолжал большую сумму денег и не смог погасить долг. На него завели судебное дело.

Предпринимателя посадили в тюрьму и назначили сумму для залога, которую его родственники собрать не могли.

Анна Павлова узнала о том, что ее возлюбленный в тюрьме, находясь на гастролях в Париже.

Она выслала необходимую сумму для залога и вызвала Виктора к себе.

Предпринимателю пришлось тайно покидать Россию, так как он был под подпиской о невыезде, и у него не было паспорта.

В Париже в 1911 молодые люди тайно обвенчались в церкви. Анна взяла у Виктора обещание, что он никому не расскажет об их браке.

В Лондоне они поселились в собственном особняке, вблизи которого был пруд с лебедями.

Впоследствии Виктор Дандре стал организатором ее гастрольной жизни. Он вел бухгалтерию, хозяйство, проводил деловые встречи, и отвечал за бытовые вопросы.

Последний танец и смерть

Русская артистка балета

О подлинной жизни Анны Павловой известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импрессарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - Вдохновение, что жило во всей ее творческой натуре!

Наверное, секрет отличия Павловой от других танцовщиц, блиставших на сцене до и после нее, крылся в неповторимой индивидуальности ее характера. Современники говорили, что, глядя на Павлову, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. Она казалась воздушной и неземной, летая по сцене. В ее речи сквозило нечто детское, чистое, не вяжущееся с реальной жизнью. Она щебетала, как птичка, вспыхивала, как дитя, легко плакала и смеялась, мгновенно переходя от одного к другому. Такой она была всегда: и в 15, и в 45.

Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».

«Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Как быстро и пышно расцвел этот яркий, разносторонний талант», - так восторженно отзывалась пресса о выступлениях Анны Павловой.

Одна из подруг и преданных последовательниц балерины, Наталья Владимировна Труханова позже вспоминала с искренней горечью: «Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что - то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!»

Образ, который обессмертил балерину – это, конечно, Лебедь. Поначалу он не был умирающим. Балетмейстер и друг Николай Фокин придумал для Анны концертный номер на музыку Сен-Санса буквально за несколько минут, импровизируя вместе с нею. Сначала «Лебедь» в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла «рана» – рубиновая брошь.

Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»

Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух.

Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера.

Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.

Анна включала «Умирающего лебедя» во все свои программы, и кто бы ни были зрители – искушенные балетоманы или впервые увидевшие балет простые люди – этот номер в ее исполнении всегда потрясал публику. М.Фокин писал, что «Лебедь» в исполнении Павловой был доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Ее танец, импрессионистический по своей природе, был пластическим воплощением музыки, образный и поэтичный, танец Павловой был одухотворен и возвышен, и поэтому его нельзя было повторить и копировать. Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца. «Секрет моей популярности - в искренности моего искусства»,- не раз повторяла Павлова. И была права.

Анна Павлова боготворила искусство, любила его с такой страстью, с которой к нему, вероятно, способны были относиться лишь женщины «серебряного века». Ни один музей мира не остался без ее внимания. Ренессанс казался ей самой прекрасной из эпох в истории культуры. Любимыми скульпторами Павловой были Микеланджело и Донателло, а любимыми художниками - Леонардо да Винчи, Боттичелли и Содома. И в балете ее вкусы сложились под влиянием чистых линий искусства Возрождения. Все ее партнеры обладали атлетическими фигурами, подобными фигуре «Давида» Микеланджело.

Anna Pavlova and Algeranoff in `Russian Dance`

Anna Pavlova and Mikhail Mordkin

Однако, было бы неправильно думать, что великая Павлова была приверженцем исключительно петербургской школы классического балета и оттого отвергала новые искания Парижа и Монте-Карло. Нет, некоторые из ее хореографических миниатюр: «Калифорнийский мак» с образом красных разлетающихся лепестков.

«Стрекоза», которую балерина исполняла в костюме с крылышками в стиле art nouveau.

«Ассирийский танец», напоминавший ожившие барельефы Древнего Вавилона - явно относились к поискам нового жанра.

Она даже посетила школу Мэри Вигман в Дрездене, поборницы нового движения в танце. Между тем, Павлова любила повторять, что красота танца значила для нее всё, а уродство - ничего (и она категорически отвергала, все то, что казалось ей уродливым, и, в частности, некоторые пластические элементы новой хореографии). По ее суждению, красота дарила людям счастье и приближала к совершенству.

Интересовалась Анна и авангардным притягательным танцем талантливой американки Айседоры Дункан, не раз приезжала к ней в студию, но сама продолжала неустанно пропагандировать неувядающее искусство русского классического балета везде, где только могла и где хоть чуть – чуть позволяли условия быта! Анна Павлова не просто несла людям свое любимое искусство, она прокладывала новые пути, по которым классический балет приходил в жизнь разных народов. Для гастролей Павлова выбирала такие страны, как Индия, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайе, на Кубе, Филиппинах, выступала перед зрителями, которые до нее никогда не видели балета. Танцовщица поставила перед собой цель доказать, что классический балет не является тем искусством, что доступен лишь немногим знатокам.

Самозабвенно выступала Павлова в школах маленьких американских городков в далекой провинции, перед мексиканскими пастухами, жителями горных индийских деревушек. Мексиканцы бросали в знак восхищения к ее ногам свои сомбреро, индусы осыпали ее цветами лотоса, сдержанные шведы огромной молча провожали ее карету до самой гостиницы, после выступления в Королевском оперном театре, голландцы столь любили ее, что вывели особый сорт тюльпанов и назвали его «Анна Павлова».

А.Павлова в Новой Зеландии

При всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова, безусловно, оставалась человеком своей эпохи. Как всякая красивая женщина, она любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. Так, в феврале 1926 года в Париже она позировала для обложки модного журнала «L’оfficiel» в панбархатном манто, отороченным соболями из дома «Дреколь».

В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H.& M.Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно. Балерина любила и шляпки. Ее придирчивость при покупке нарядов вошла в легенду. Бароном Дандре прекрасно описана привередливость примы в выборе каждой новой вещи.

Она придумала себе особый стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми обматывала тело.

Анна Павлова протежировала русским Домам моды в Париже: одним из ее личных кутюрье был Пьер Питоев. Показательно, что программку выступлений труппы Павловой в парижском «Театре Елисейских полей» в мае 1928 года украшала реклама дома моды князя Феликса Юсупова - «ИРФЕ».

Программки выступлений Анны Павловой:

1915 г.

Искусство Павловой неотделимо от творчества замечательных театральных художников своего времени. В 1913 году по эскизам Бориса Анисфельда были выполнены сказочно прекрасные костюмы и декорации к балету Фокина «Прелюды» на музыку Листа. Константин Коровин создал для Павловой декорации к двум спектаклям. Это были «Снежинки» - фрагмент из первого акта «Щелкунчика» Чайковского, поставленный в ее труппе как самостоятельный одноактный балет - и «Дон-Кихот», первый акт которого балерина танцевала во время своего американского турне 1925 года. Костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» были выполнены по эскизам Леона Бакста, а русский костюм Павловой – по рисунку талантливого Сергея Соломко, любимого художника Императора Николая II. Мстислав Добужинский был автором декораций и костюмов для ее «Феи кукол». Впоследствии, правда, они были заменены оформлением Сергея Судейкина. Современники отмечали сценическое сходство «Феи кукол» из репертуара Павловой с поставленным у Дягилева «La Boutique Fantasque» («Причудливый магазинчик»), старинным венским балетом, который шел на сценах многих европейских театров в начале ХХ века. Спектакль «Приглашение к танцу» был оформлен Николаем Бенуа (сыном Александра Бенуа). В 1917 году в репертуар Анны Павловой был включен «Египетский балет» в постановке Ивана Хлюстина на музыку Верди и Луиджини. Оформление к нему было создано Иваном Билибиным. Билибин оформил для труппы Павловой и постановку «Русской сказки» на сюжет «Золотого петушка» в хореографии Лаврентия Новикова.

Сомов К. Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в "Арлекинаде" (б., акварель, карандаш); 1909

Leon (Samoilovitch) Bakst "Diana" (Costume Design for Anna Pavlova) 1910

"The Butterfly" (Costume Design for Anna Pavlova) 1913

J. Rous Paget (Costume Design for Anna Pavlova), 1926

В костюме Феи кукол по эскизам Льва Бакста. С Анной Павловой на балетную сцену пришел новый идеал красоты: пышнотелых Венер эпохи Петипа сменили бесплотные Сильфиды

Деятельность Анны Павловой выходит далеко за пределы ее исполнительского творчества. Маршруты ее путешествий, пересекшие все континенты земли, были маршрутами, по которым русская хореографическая культура входила в жизнь народов разных стран. В лице Анны Павловой русская балетная школа получила мировую славу и признание.

А где больше всего хотела жить она, перелетная птица, странствующая балерина, до конца остававшаяся русской во всем? «Где-нибудь в России», – неизменно отвечала Павлова, но это ее желание так и оставалось невозможной мечтой.

Ее английский особняк Айви-Хаус «дом, увитый плющом», встречал гостей прудом с лебедями, среди которых был ее любимец – белоснежный и гордый красавец Джек (он, словно собака, ходил за хозяйкой по саду, не боясь брать их рук лакомство).

С лебедями балерина любила фотографироваться. Известен ее снимок, где фотограф обыграл действительное сходство – изгиб лебединой шеи и гибкость женской балетной фигуры.

Павлова, в отличие от других выдающихся балерин, не передала свой репертуар последовательницам и не потому, что не хотела сделать этого или потому, что у нее не было учениц – в Англии она организовала целую балетную школу и уделяла своим воспитанницам много внимания, и профессионального, и человеческого. Ее искусство, как точно отметил лучший балетный критик эмиграции Андрей Левинсон, «рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».

Ее жизнь в танце можно было бы назвать подвигом. Так ее потом и назвали. Но она вовсе не воспринимала ее как подвиг. Она просто жила, словно готова была вечно танцевать вместе со своею труппой, обожавшей в ней все: стиль одежды, шляпы, туфли, поведение, срывы, капризы, походку, манеру говорить и смеяться и трогательно оберегавшей ее, словно своего любимого звездного ребенка… Ребенка. Она им и была, ребенком, очарованным с детства балетом. Не собиралась умирать, для нее смерти не существовало, ведь она сумела остановить время в изящном беге по сцене, в медленном грациозном па своего неповторимого «Лебедя», в романтическом кружении прозрачной Сильфиды, в медленном танце грациозно - безумной Жизели. Даже уходя навсегда, в хмурое утро 23 января 1931 года, в жару и горячечном бреду неожиданной, и, казалось, пустячной инфлюэнцы, резко осложнившейся быстротечным воспалением легких, Анна готовилась к очередному выходу на сцену...По легенде, ее последние тихие слова в бреду были обращены к костюмеру собравшейся у постели труппы: «Приготовьте мой костюм Лебедя!»

…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас». Искусство Анны Павловой завораживало и увлекало. И время оказалось не властно над ним. Казалось бы, классический танец – пируэты, батманы, плие, па-де-буре – все хорошо известно, но гениальная Павлова могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии при помощи балетных па. И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами ее искусства, они остаются неразгаданными.

Об Анне Павловой был снят документальный фильм «Без права на дубль».

Your browser does not support the video/audio tag.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.ricolor.org (Павлова Анна. История жизни и любви)
Текст статьи «Анна Павлова», автор С.Шевцова
Материалы журнала «Искусство» №18/2008г.
Материалы журнала «Женский Петербург», 2002.
В.Дандре, книга «Анна Павлова. История жизни»

1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.

Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству.

Творческая биография Анны Павловой

Однажды мама отвела Аню в Мариинский театр. Давали "Спящую красавицу" Петра Ильича Чайковского. С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом не отрываясь смотрела балет, затаив дыхание, сердце ее трепетало от восторга, как от прикосновения к прекрасному.

Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.

Ты хотела бы так танцевать? - спросила мать Аню в антракте, имея ввиду танец кордебалета.

Нет... Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица... - ответила девочка.

После посещения сказочного места под названием Мариинский театр Аня стала мечтать о балете. Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.

Мать, видя это, отвела Аню в балетную школу. На тот момент девочке едва исполнилось восемь лет. Педагоги посоветовали прийти через два года, отметив при этом несомненные способности Ани. В 1891 году будущая балерина была принята в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение.

Учеба носила спартанский характер, все было подчинено строжайшей дисциплине, занятия длились по восемь часов в день. Но в 1898 Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался "Мнимые дриады", в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого.

Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете "Тщетная предосторожность" в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни "Дочь Фараона". Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в "Баядерке", которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете "Жизель".

Развитие

В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.

Анна Павлова и Михаил Фокин

В начале 20 века русский балет был под влиянием реформаторских течений. Одним из самых ярых сторонников радикальных перемен в балетном искусстве был хореограф Михаил Фокин. Он отказался от традиционного отделения танца от пантомимы. Следующей целью реформатора Фокина была отмена использования в балете готовых форм, движений и комбинаций. Он предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства.

Анна Павлова выступила первой исполнительницей основных партий в постановках Это были "Египетские ночи", "Береника", "Шопениана", "Виноградная лоза", "Эвника", "Павильон Армиды". Но главным результатом сотрудничества стал балет "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которому суждено было стать одним из символов русского балета 20 века. История балерины Павловой неразрывно связана с этим шедевром хореографии. Балетная сцена об умирающем лебеде потрясла весь мир.

В декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов Анна Павлова исполнила "Умирающего лебедя". Композитор Камиль Сен-Санс, присутствовавший при этом, был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением миниатюры. Он лично благодарил балерину за доставленное удовольствие, преклонив колена со словами: "Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку".

Лучшие балерины на всех континентах пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.

Зарубежные гастроли

В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.

Личная жизнь

Анна Павлова, балерина с обширными творческими планами, уехала в Париж, где начала участвовать в "Русских сезонах" и вскоре стала звездой проекта. Тогда же она встретилась с Виктором Дандре, большим ценителем балетного искусства, который сразу взял шефство над Анной, снял ей апартаменты в Парижском пригороде, оборудовал танцкласс. Однако все это стоило достаточно дорого, и Дандре растратил казенные деньги, за что был арестован и отдан под суд.

Тогда Павлова Анна Павловна заключила очень дорогой, но кабальный договор с лондонским агентством "Брафф", по условиям которого она должна была выступать ежедневно, причем дважды в день. Полученные деньги помогли вызволить Виктора Дандре из тюрьмы, так как его долги удалось погасить. Влюбленные обвенчались в одной из парижских православных церквей.

Лебеди в жизни балерины

После того как Павлова частично отработала по контракту с агентством "Брафф", она создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции и Великобритании. Полностью рассчитавшись с агентством, Анна Павлова, личная жизнь которой уже была налажена, поселилась вместе с Дандре в Лондоне. Их домом стал особняк Айви-Хауз с прудом неподалеку, где обитали прекрасные белые лебеди. Отныне жизнь Анны Павловой была неразрывно связана и с этим замечательным домом, и с благородными птицами. Балерина находила успокоение, общаясь с лебедями.

Дальнейшее творчество

Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду "Эрмитаж". После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в "Тщетной предосторожности", Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды.

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого стала атрибутом спектаклей типа "Лебединое озеро", где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

Творчество и споры

Сама Анна Павлова называла себя первооткрывательницей и реформатором. Она гордилась тем, что ей удалось отказаться от "тю-тю" (юбочки-кринолина) и одеться более подобающим образом. Ей пришлось долго спорить с ценителями традиционного балета и доказывать, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям. И что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам.

Оппоненты Павловой утверждали, что открытые ноги - это прежде всего демонстрация техники танца. Анна соглашалась, но при этом высказывалась за большую свободу в выборе костюма. Она считала, что кринолин давно стал академическим атрибутом и совершенно не располагает к творчеству. Формально правы были обе стороны, однако последнее слово решили оставить за публикой.

Анна Павлова сожалела только об одном недостатке длинной одежды - туника лишала балерину "порхливости". Это слово придумала она сама, термин означал, что складки сковывали летящие движения тела, вернее, они скрывали сам полет. Но потом Анна научилась использовать этот недостаток. Балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. В танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.

Серж Лифарь: впечатления

"Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений". Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.

"С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность..."

"Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества".

Гастроли и статистика

Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой по две тысячи пар пуантов в год.

В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем доме, среди ручных лебедей, в тени деревьев, возле по-прежнему чистого пруда. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем. Сегодня эти фотографии воспринимаются как память о великой балерине 20 века.

В Австралии в честь русской балерины Анны Павловой придумали из экзотических фруктов с добавлением безе. Кстати, новозеландцы утверждают, что это они создали фруктовое лакомство.

Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец "харабе тапатио", что означает "танец со шляпой", в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену шляпами. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.

Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.

В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз, в котором Павлова прожила большую часть своей жизни.

Анна отличалась редким человеколюбием, она занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.

Отдельной акцией благотворительности Анны Павловой была ее помощь голодающим Поволжья. Кроме того, по ее поручению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.

Кончина великой танцовщицы

Анна Павлова умерла от пневмонии 23 января 1931 года в городе Гаага, во время гастролей. Балерина простудилась на репетиции в холодном зале. Прах ее находится в колумбарии "Голдерс Грин", в Лондоне. Урна расположена рядом с останками ее супруга Виктора Дандре.

Фильм, созданный в память Анны Павловой

Жизнь и судьба всемирно известной балерины была отражена в пятисерийном телефильме, поставленном по сценарию Эмиля Лотяну.

Киноистория рассказывает о короткой, но полной событий жизни великой балерины и прекрасного человека по Павлова. 1983 год, время выхода сериала на экран, был годом 102-летия со дня рождения танцовщицы. В фильме участвует множество персонажей, а роль Павловой исполнила актриса

«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ставшая легендой при жизни, она сделала необыкновенно много для того, чтобы слава о русском балете пронеслась по всему миру.

Павлова переосмысляла затанцованные роли, сохранила очарование романтизмом. Ее манера исполнения дала новый этап в истории русского балета. Классический балет, едва не погибший, обретает современность, оттого и вечную ценность. Ее отличное от других танцовщиц толкование Жизели, Никии, Одетты перенято последующими поколениями. Поэтому именно на русской сцене сохранилось то неумирающее, вечное, что было присуще Анне Павловне Павловой. В ее день рождения предлагаем рассмотреть некоторые необычные факты из биографии великой балерины.

Очарование балетом

Кажется, что Анна Павлова танцевала всегда. Она будто родилась, уже очарованная балетом. Но настоящая любовь к балету пришла лишь после увиденного в девятилетнем возрасте утреннего представления «Спящей красавицы». Интересно, что это была премьера спектакля, поставленного Петипа. Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. Можно представить, сколько девочек, также пришедших на представление, сказали: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!» И только одна сдержит слово.

Туфли Анны Павловой

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли. Поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар, который периодически пополнялся новыми. Старые же туфли раздавались.

Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Поэтому туфли часто приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Это объяснялось тем, что техника танца был несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука. Они были мягче, чем современные туфли, тонкой работы, отличались изяществом. Но это вовсе не означает, что раньше балерины танцевали на цыпочках. Они учились как бы зависать и сохранять равновесие на кончиках пальцев. Для этого порой носок балетной туфли мог быть прошит для большей устойчивости балерины.

Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет. Дягилев долго не соглашался, но после одобрения некоего комитета он все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

Павлова и Чаплин

Чарли Чаплин был большим поклонником Анны Павловой. «Мы похожи с вами, Анна! – как-то сказал Чаплин. – Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Благотворительность Анны Павловой

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. Позже она стала посылать деньги в Россию для раздачи более нуждающимся артистам петербургской и московской труппы.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами. В итоге она организовала женский приют в Сен-Клу. Теперь большая часть денег, вырученных от спектаклей, шла на приютские нужды. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Все девочки учились или в русской гимназии, или во французских колледжах. Каждой Павлова предоставляла свободу выбора специальности.

Портрет Анны Павловой

Многие ошибочно думают, что Анна Павлова в своем известном номере «Умирающий лебедь» вдохновилась грацией своего лебедя. Это не так, ведь номер был поставлен задолго до появления ее любимца. И первоначально танец назывался просто «Лебедь», и лишь через несколько лет появился эпитет «умирающий».

Непривычно пустынная сцена. Нет кордебалета, декораций. Нет оркестра. Нет аккордов вступительной вариации. Вспыхивает беспощадно резкий, концертный свет. Танцовщица стоит в дальнем углу сцены, опустив голову, уронив скрещенные руки. После одного такта вступления арфы, с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену.

Фокин вкладывал в номер тему лирического покоя. Танец сам был музыкой. Это был монолог. И пускай в конце Лебедь все же умирал, но его смерть была умиротворенной.

Но облик Лебедя меняется с приходом войны и революций. Анна Павлова, проникая своим танцем в души, как бы вбирала в себя их отклик. Постепенно лиризм Лебедя окрашивался трагизмом. Менялся смысл движений. Поступь ног становилась напряженнее, резче обозначались повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали и вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На грудь склонялось лицо.

Ксения Тимошкина