Как рисовать мелками на бумаге. Смешанная техника рисования: акварель и восковые мелки. Основной этап работы

Рисование восковыми мелками может стать любимым занятием вашего малыша

Восковые мелки - один из лучших материалов для рисования, который отличается не только широким спектром творческих возможностей, но экологичностью и безопасностью. Мелки от известных производителей изготовлены из натурального пчелиного воска, а в качестве красящих пигментов используются натуральные растительные красители. Рисовать мелками могут даже годовалые крохи - для самых маленьких художников придуманы крупные карандаши треугольной формы. Такой необычный мелок удобно держать в руках, он реже ломается и оставляет широкий след, поскольку имеет утолщенный грифель. Но даже если вы предложите своему малышу обычный набор тонких цилиндрических мелков, можете не сомневаться - урок рисования пройдет на ура!

Сплошные преимущества

Начинать знакомство с новым материалом можно с помощью раскраски, предназначенной для детей младшего дошкольного возраста, то есть с жирным контуром и простыми рисунками. В процессе работы малыши легко поймут преимущество восковых мелков перед другими материалами. Во-первых, мелки, в отличие от цветных карандашей не нуждаются в постоянной заточке. Во-вторых, мелки не пачкаются как фломастеры или краски. В-третьих, они рисуют не только кончиком, но даже боковой поверхностью! Правда, чтобы это обнаружить, нужно избавиться от бумажной обертки. Также заранее разломите тонкие длинные мелки пополам, так как они все равно сломаются во время раскрашивания - малыши всегда работают с невероятным усердием.


Для всех и каждого

Творческим натурам можно предложить порисовать мелками на плотной цветной бумаге или на специальной бумаге для пастели - ее бархатистая поверхность подходит
как нельзя лучше. Особенно выразительны рисунки на темном фоне. Например, бумага черного цвета - замечательная основа для изображения фейерверка или ночного города. А на темно-синем фоне будут отлично смотреться ярко-желтые звездочки и месяц или сиреневые рыбки. Не беда, если для сюжетного рисования малыш слишком мал - у двухлетних художников получаются великолепные абстрактные композиции. А еще малышам нравится сжимать в ладошке одновременно несколько мелков и рисовать разноцветную радугу!


По шаблону

Также малышей можно научить штриховать шаблоны - работы, выполненные в этой технике, будто нарисованы настоящими художниками, настолько они графичны и воздушны. Для занятий
потребуются картонные шаблоны размером около 5 см. Подбирая образы, остановите свой выбор на персонажах или объектах, имеющих несложный контур, иначе ребенок вряд ли справится с заданием. Вырезанный шаблон следует поместить на лист бумаги и, придерживая его ладошкой, попытаться нанести штриховку как на край шаблона, так и на область вокруг него. Когда шаблон будет удален, на его месте останется незакрашенная фигура.


Водоотталкивание

Помимо цветной бумаги и шаблонов у восковых мелков есть еще один компаньон - акварельные краски. На первый взгляд кажется, что эти два материала
несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов - картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны. Особых секретов в этой технике нет: сначала нужно нарисовать «восковую» картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Единственное пожелание заключается в том, чтобы бумага была специальной, т.е предназначенной для рисования акварелью, поскольку обычный альбомный лист от влаги может деформироваться, вздувшись волнами.


Безотходное производство

Если малыша увлечет «восковое» рисование, то одной коробочкой мелков вам не обойтись. И совсем скоро наступиттакой момент, когда мелки длиной в
один сантиметр будут повсюду. Но не спешитеих выбрасывать - обломки можнопустить во вторичную переработку, после которой у малыша появится множество новых мелков, причем особенных! Переработка происходит в несколько этапов: первый - складывание мелков в жаропрочную форму, например, в выемки для печенья; затем - запекание в микроволновой печи или в духовке в течение 2-3 минут; далее - охлаждение расплавленной восковой массы при комнатной температуре; последний этап - извлечение из формы. Обновленными мелки будут по-прежнему оставлять яркие следы на бумаге, но также их можно взять на прогулку для того, чтобы порисовать на асфальте - эти рисунки не смоет никакой дождик!

    /1.fantik-bantik.ru/resources/images/bullet_orange-dot.gif" target="_blank">http://1.fantik-bantik.ru/resources/images/bullet_orange-dot.gif); padding-left: 0px; margin-left: 15px; font-size: 11px; font-family: verdana, geneva, sans-serif; color: rgb(0, 0, 0);">
  • /1.fantik-bantik.ru/resources/images/bullet_orange-dot.gif" target="_blank">http://1.fantik-bantik.ru/resources/images/bullet_orange-dot.gif); padding-left: 0px; margin-left: 15px; font-size: 11px; font-family: verdana, geneva, sans-serif; color: rgb(0, 0, 0);">
  • Прогулка с мелками - это не только рисунки на асфальте, но и веселые игры, и увлекательные занятия.
  • Мелки - это не только рисунки на асфальте, но и веселые игры, и увлекательные занятия.

    Место и экипировка


    К прогулке с мелками, как и к любому новому мероприятию, нужно немного подготовиться. Во-первых, следует уделить особое внимание выбору мелков: они должны оставлять четкий жирный след, не крошиться и не ломаться при сильном нажиме, быть достаточно крупными. Во-вторых, нужно заранее определиться с местом. Главные требования к площадке - ровная поверхность, удаленность от проезжей части, отсутствие велосипедистов, скейтбордистов и роллеров. Ну и в-третьих, для прогулки следует подобрать удобную и практичную одежду и обувь, ведь большую часть времени малыш проведет сидя на корточках. О своих нарядах следует позаботиться и взрослым - отсидеться на скамейке на этот раз не удастся. Мамам и папам придется постоянно приседать и наклоняться, так что высокие каблуки и строгие костюмы будут не совсем уместны. Хорошо, если в «дорожной» сумке окажется пачка влажных салфеток - они помогут быстро очистить детские ладошки и мордашки.


    Наземные художества

    Чтобы научить малыша рисовать на асфальте, достаточно рассыпать перед ним несколько мелков - он тут же выберет самый яркий и чиркнет им по земле.
    Начало положено: несколько таких штрихов и получатся зернышки. Маме осталось нарисовать цыпленка и первая картина готова! Таким же образом можно изобразить дождик и облако, травку и цветочек - то есть ребенок рисует точки или штрихи, а взрослые дорисовывают более сложный объект.

    Следующий этап - рисование линии. Какая она получится - ровная или кривая, совершенно неважно, главное, чтобы малыш не отрывал мел от земли хотя бы несколько секунд. Выполнить это задание можно с помощью истории о дорожке: нарисовав домик и человечка, мама должна показать, как нарисовать дорожку, которая поможет не потеряться. Затем такую же дорожку пытается изобразить кроха. Если малыша постигла неудача, не стоит расстраиваться - в следующий раз у него обязательно все получится. В любом случае пример мамы, увлеченно рисующей лягушку или самолетик, вдохновит его на новые достижения.

    Генеральный план

    Если рисование кроху не впечатлило, предложите ему поиграть в нарисованный город - эта забава должна прийтись по душе маленьким автомобилистам. Для этой игры понадобится белый мелок и игрушечные машинки. На бескрайних асфальтовых просторах поместится и любимый гоночный болид, и грузовик со автобусом, и полный набор строительной техники - в общем, весь домашний автопарк! Избежать аварий и происшествий поможет дорожная разметка. Состояние дорог - безупречное: новенькие дорожные знаки, четкие разделительные полосы, свободные парковки, светофоры и, конечно, пешеходные переходы для кукол! Помимо дорог можно нарисовать дома, магазины, скверы и парки развлечений - возможно, именно так и выглядит идеальный город.


    Веселая разминка

    Мелки - незаменимая вещь во многих подвижных играх. Трехлетних малышей можно развлечь веселой игрой «Грибной дождик», которая является
    разновидностью известного конкурса «Музыкальные стулья». До начала игры на площадке нужно нарисовать большие круги, количество которых должно быть на единицу меньше количества играющих детей. Ведущий объявляет, что круги - это шляпки грибов, а игроки - лесные зверушки, которые прячутся под грибами, когда начинается дождик. По команде «Солнышко!» игроки начинают бегать вокруг кругов, а когда ведущий крикнет: «Дождик!», малыши должны спрятаться под грибок, то есть занять свободный кружок. Тому, кто не успеет это сделать, придется выйти из игры. После каждого этапа ведущий берет мел и зачеркивает один круг, поясняя, что этот гриб сорвал грибник и положил к себе в корзинку, поэтому под него прятаться уже нельзя. Победитель игры - игрок, который занял последний домик.

    Работа на дому

    Прятаться от выдуманного дождика - это одно, а вот попасть под настоящий ливень - совсем другое дело. И если люди могут спрятаться под зонтиком, то рисункам на асфальте, увы, ничем не поможешь - их безжалостно смоет вода. Огорченного кроху можно утешить тем, что благодаря дождику на площадке появится место для новых картинок, а пока не выглянуло солнышко, можно порисовать мелками дома. Как известно, главная подружка мелков - это грифельная доска, но если ее нет, то рисовать можно и на цветной бумаге, но важно, чтобы она была не глянцевой. Специальную бумагу для рисования мелками можно приобрести в магазине для художников или сделать самим - для этого нужно взять губку и затонировать большой лист разбавленной гуашевой краской. Рисование мелками на бумаге имеет ряд преимуществ: например, малыша можно научить растирать мел пальцами и тогда у него будут получаться пушистые овечки и нежные облака. Если необычный материал пришелся юному художнику по душе, и он делает очевидные успехи, ему можно подарить набор настоящей художественной пастели - она поможет обогатить палитру и расширит творческие возможности.

    Но это все впереди, а пока малышу достаточно и обычных мелков - несмотря на свою простоту, они помогут совершить множество ярких открытий!

      /1.fantik-bantik.ru/resources/images/bullet_orange-dot.gif" target="_blank">http://1.fantik-bantik.ru/resources/images/bullet_orange-dot.gif); padding-left: 0px; margin-left: 15px; font-size: 11px; font-family: verdana, geneva, sans-serif; color: rgb(0, 0, 0);">
    • Сломанным восковым мелкам можно дать Второе рождение
    • Сломанным восковым мелкам можно дать вторую жизнь: все кусочки нужно положить в небольшую форму для запекания, предварительно смазанную маслом или жиром. Температура духовки должна быть не больше 100 градусов. Время плавки - от пяти до десяти минут.

      Мелки должны размягчиться и перемешаться, а после полного остывания из формы достаем цветной блин, которым можно опять рисовать.

      К сожалению, из всех перечисленных действий крохе позволительно лишь собрать мелки и положить их в формочку, зато потом он вдоволь развлечется, когда покатает новый мелок по бумаге или асфальту!

Вам понадобится

  • Восковые мелки или карандаши, плотная и гладкая (лучше мелованная) бумага, нож для заточки мелков. Техника «сграффито» потребует либо мастихин, либо канцелярский нож, либо ремесленный нож, либо стекер для гравировки. Для техники «энкаустика» нужен утюг со сплошной подошвой. Для витражной росписи будут нужны: выдерживающая нагревание свечами фарфоровая тарелка, металлический поднос или лист для запекания; греющие свечи; подставка, для размещения тарелки или подноса над свечами.

Инструкция

Рисование восковыми мелками требует от художника знания основ карандашного рисунка. В пастели, как и при работе с простым , существуют понятия перспективы и пропорций. Форма и текстура объектов рисунка передаются при помощи света, тени, градации цвета и направленности штрихов. Для начала вам нужно понять, как ведет себя восковая пастель на бумаге. Попробуйте закрасить одним цветом разные типы бумаги (ватман, акварельная, для пастели, картон или мелованная). Это даст вам представление о том, как восковые мелки ведут себя на разном материале. Смешайте несколько разных цветов, нанося их на бумагу и растирая. Так вы поймете, как смешиваются различные цвета, а также какой результат вы можете получить при . Восковые мелки затачиваются ножом, как обычные карандаши.

Рисование восковыми мелками начинается с наброска, который выполняется легкими штрихами. Набросок можно сделать простым карандашом или мелком доминирующего цвета будущей картины. На наброске обозначаются контуры объектов, которые будут изображены на рисунке, а также контуры белых или светлых участков. Следующий этап рисунка – это заполнение наброска цветом. Восковые мелки, как и масляные, наносятся на рисунок слоями, от темного цвета к светлому. Если нужно смешать два цвета, то: сначала накладывают более темный, затем светлый цвет, потом цвета смешиваются втиранием их в бумагу кончиками пальцев. Прежде чем начать смешивать тона на рисунке, смешайте их на другом кусочке бумаги. Так вы не ошибетесь с выбором смешиваемых тонов. Когда вы разнесете все цвета по наброску, согласно задуманной композиции, нужно втереть их в бумагу рисунка. Крошки мелков стряхиваем, а цвет постепенно добавляем по мере необходимости. Восковая пастель должна иметь ровную, глянцевую поверхность, через которую не просвечивает фактура бумаги. В конце, работа доводится до совершенства нанесением бликов и теней, прорисовкой более тонких линий и мелких деталей. Заканчивая работу нужно помнить, что, излишне нажимая на мел, которым рисуют по затертому фону, можно сдвинуть воск уже лежащий на рисунке. Наносите последние штрихи легко и осторожно.

Существует также метод создания восковой пастели, который называется «сграффито». Это в переводе «процарапывание». Для этого метода вам потребуются, кроме бумаги и , либо мастихин, либо канцелярский (ремесленный) нож, либо специальный стек. На бумагу плотными слоями накладывается восковая пастель. Сначала светлая пастель, а потом темная. Далее стеком (или другими инструментами) на поверхности процарапывается рисунок. Такой рисунок будет напоминать гравюру. Методом процарапывания можно создавать как двух цветные, так многоцветные работы.

Следующий способ рисования восковыми мелками оригинален и легок в исполнении. Называется он «витраж-эмаль». Чтобы его освоить, вам нужно установить на сетчатую подставку, под которой размещаются зажжённые греющие свечи, металлическую или фарфоровую поверхность, выдерживающую нагревание чайными . Подойдут даже предназначенный для выпекания теста металлический лист или керамическая плоская форма. На теплую поверхность укладывается газетный лист, а затем бумага для рисунка. Далее начинается магия рисования восковыми мелками, которые плавятся на теплой поверхности. Такая работа будет иметь вид яркой и насыщенной эмали.

Следующая техника рисования восковыми мелками носит название «энкаустика». Для этого нужно взять утюг со сплошной подошвой (т.е. без дырочек для пара) и поставить его нагревание на минимум. Также вам потребуются восковые мелки и плотный картон с гладкой поверхностью. Утюг, который слабо нагрет, переворачиваем подошвой вверх и на нее наносим рисунок восковыми мелками. Затем резко переворачиваем его и водим им по картону. Мы получаем фантастические абстрактные восковые разводы, которые затем можно довести до совершенства прорисовывая более тонкие и точные детали. Мастера могут не только «штамповать» абстрактные рисунки, но и создавать настоящие шедевры, прорисовывая детали ребром подошвы утюга.

Еще один способ – это размывка воска скипидаром или уайт-спиритом. Легкими штрихами восковых мелков создается рисунок, а затем воск размывается скипидаром и кисточкой. Художественные кисти из синтетики будут здесь как нельзя более кстати. Вы получите удивительно легкий, прозрачный как акварель, рисунок.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребенка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдется любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.

сайт собрал для вас самые интересные техники.

Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладем под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или незаточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография

Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Отпечатки рук и ног

Все просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на еще влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда все высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем желтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем еще раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой пленкой. Пленку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем пленку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем ее водой. Пока не просохла, ставим на нее цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать еще влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Урок рисования цветов в начальной школе

Мастер-класс по рисованию «Осенние звездочки – астры. Рисование восковыми мелками и акварелью»

Калуга Елена Николаевна, методист МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Суража Брянской области

Рисунок можно выполнить с детьми 7-10 лет.
Так же мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО и начальных классов, увлеченным и творческим родителям.

Назначение мастер-класса: занятие можно включить в курс для начинающих рисовать акварелью, рисунок оформленный в паспарту и рамку можно использовать для подарка, оформления интерьера.
Цель: выполнить рисунок осенних цветов, передав их фактуру и характерные особенности
Задачи:
Научить сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки
Развивать композиционные навыки
Воспитывать любовь к природе
Развивать эстетический вкус
Получить радость творчества

Астры
Солнце в небе удивилось:
– Что за чудо приключилось,
Может, звездочки зажгли?
Это астры расцвели!

Вся земля – ковер нарядный –
Яркий, красочный, парадный.
Шапки пестрые цветут,
Словно праздничный салют.

Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные –
Самые прекрасные! Татьяна Лаврова

Материалы и оборудование
Лист бумаги А4
Восковые мелки
Простой карандаш
Акварельные краски
Емкость с водой
Кисть белка №6

Последовательность выполнения работы:

Карандашом на листе рисуем овалы - намечаем размер и местоположение цветов астр. Рисуем не сильно нажимая на карандаш, чтобы линии были еле видимыми. Астры должны быть примерно одинакового размера. Чтобы композиция была гармоничной не следует 2 цветка располагать на одной линии по вертикали или горизонтали. Внутри больших овалов рисуем маленькие овалы – серединки цветов.


Желтым восковым мелком закрашиваем серединки астр. Для этого рисуем в маленьком овале спиральку. Полностью закрашивать овал не нужно, необходимо оставить место для акварели.


Восковыми мелками рисуем лепестки астр. Для этого проводим линии от серединки цветка к краю, как лучи солнышка. Мелком рисуем с нажимом, чтобы линия была яркая и жирная. Астры можно рисовать любым понравившимся цветом. Для данного рисунка лучше выбрать 2-3 цвета.


Зеленым восковым мелком рисуем листья.


Чтобы композиция была завершенной, в наш букет добавляем мелких цветочков. На свободном пространстве листа рисуем желтым восковым мелком мелкие снежинки. Рисуем их, объединяя в соцветия по несколько штук. Мелком работаем так же, с нажимом.


Теперь приступаем к работе акварелью. Охрой закрашиваем фон рисунка. Краску наносим на лист полностью, исключая только места, где нарисованы астры. Между астрами добавляем зеленые пятна. Там, где на листе элементы рисунка нарисованы мелком, краска ложиться не будет, так как мелок восковой, жирный, то есть закрасить линию акварелью просто невозможно.


После высыхания фона рисуем астры. Берем краску такого же цвета, каким нарисованы астры, но более насыщенного оттенка, чтобы краска не сливалась с восковым мелком и накладываем мазки от серединки к краю поверх лепестков, нарисованных мелком. Желтой краской раскрашиваем серединку цветка.


Зеленой краской рисуем листья.



Оранжевой краской рисуем мелкие цветочки. Поверх желтых снежинок накладываем мазки акварелью в том же направлении, в каком рисовали снежинку мелком. Так же накладываем оранжевый мазок снизу на серединку, чтобы придать ей объем.
Рисунок готов. Осталось оформить его в паспарту.


Работы моих учеников




Сочетая акварель и восковые мелки можно выполнить и другие интересные рисунки.



Восковые мелки не считаются серьезным материалом для живописи. Чаще всего их покупают для детей, потому что они наиболее безвредны. Восковая пастель подходит даже для малышей, конечно если она изготовлена из качественного растительного воска. Недорогие восковые мелки производят на основе парафина, поэтому есть вероятность наткнуться на дешевый(не пищевой) парафин. Если вы заботитесь о здоровье своего чада, то лучше покупать восковую пастель от проверенного производителя художественных материалов.

Восковые мелки, как и обычные цветные карандаши, очень легко затачиваются ножом. Толщину и форму заточенного мелка можно варьировать в зависимости от того, какого типа штрихи вам нужны. Стружку, оставшуюся от заточки восковых мелков, можно применить с пользой. Для этого ее нужно собрать в разные емкости, подбирая по цвету. Когда восковых отходов наберется достаточное количество, можно изготовить новые мелки первоначального цвета.

Безусловно, выбирая восковые мелки, лучше выбирать пастель на основе натурального растительного воска. Такие мелки будут более пластичны и укрывистые, что для восковой пастели очень важно.

Приступая к работе с восковой пастелью впервые, лучше опробовать новый для вас материал на различных видах бумаги или основах для рисования. Так вы сможете заранее оценить все особенности восковой живописи.

Восковая пастель, в сравнении с другими видами пастелей, имеет ряд особенностей. Она не смешивается с такой же легкостью, как классическая сухая пастель. В восковой пастели не получится смешать два отличных друг от друга цвета непосредственно на бумаге. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Чтобы сгладить эти переходы, нужно приложить некоторые усилия, однако втирать с силой пигмент в бумагу все-таки не стоит. Дайте воску немного оттаять под теплотой ваших пальцев, это сделает восковые мелки более пластичными. К тому же нельзя рисовать восковой пастелью на улице, когда там холодно.

Для дешевой восковой пастели, изготовленной на основе парафина, смешивание цветов на бумаге вообще окажется невозможным. Такая пастель очень непластична и будет скатываться под вашими пальцами. Для этого типа восковых мелков существуют другие технические приемы, например: энкаустика или витраж-эмаль .

Несмотря на ряд отличий, восковая пастель имеет много общего с другими видами пастелей. По технике рисунка воск ближе к масленой пастели.

Для того чтобы освоить технику восковой пастели, нужно овладеть основами рисунка карандашом. Для любого типа рисунка или живописи актуальны понятия: перспективы, пропорций, композиции, теней и штрихов. Без понимания основ рисунка, нельзя освоить живопись.

Для начала делается эскиз будущего рисунка. Эскиз можно сделать при помощи обычного карандаша, а можно взять восковой мелок доминирующего в композиции цвета. На эскизе намечается общая композиция рисунка, распределяются по своим местам элементы рисунка, наносятся контуры объектов, обозначаются контуры белых или светлых участков. Чтобы не повредить поверхность бумаги, набросок делается легкими штрихами.

Когда набросок готов, нужно разнести по поверхности будущего рисунка цвет. Чаще, для пастели берется специальная пастельная бумага. Восковая пастель в этом смысле не является исключением, хотя для восковых мелков могут подойти и другие материалы. Важно, чтобы фон не диссонировал с общим цветовым исполнением рисунка, а дополнял его. Если говорить о пастельной бумаге, то теплые тона пастели подчеркиваются бумагой холодных тонов. Для пастелей холодных оттенков подойдет бумага теплых тонов.

Так как восковые мелки являются непрозрачным материалом и обладают стопроцентной укрывистостью, то цвет разносят от темных тонов к светлым. Восковая пастель также позволяет смешивать предыдущий цветовой слой с последующим, но нужно быть очень осторожным. Ведь восковые мелки ближе по моим свойствам к масленым, а потому могут скатываться в грязные хлопья под вашими пальцами. Не нужно с силой давить на пастель. Если ваша пастель изготовлена на основе натурального воска, то она должна немного согреться под вашими пальцами. Тогда она станет более пластичной и позволит сгладить резкие цветовые переходы рисунка.

Световые блики на восковой пастели разносятся в конце работы, когда остается только сделать цветовые акценты на каких-то деталях, требующих выделения цветом. Восковая пастель не требует фиксации, работа готова с последним штрихом.

Конечно же, нужно учесть, что смешивание полутонов в восковой пастели является затруднительным. Потому цветовую гамму работы нужно продумать заранее, выбирая доминирующий цвет, который будет достаточно слегка подчеркнуть световыми бликами и контрастными линиями. Работы, выполненные восковой пастелью не подразумевают богатство цветовой палитры, лучше выбрать пару-тройку основных цветов, в которых будет выполняться рисунок. Рисунки, написанные восковыми мелками, получаются яркими, выразительными и экспрессивными. Законченная работа скорее похожа на вылепленное цветное панно, нежели на живописное полотно.