Культурно досуговые программы музеев. Культурно-досуговая программа «Музей для детей» рабочая программа на тему. На базе музея «Смоленский лен»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района Ставропольского края

Программа
«Поиск»



Программа
школьного этнографического музея «Поиск»

Есть пятая школа в селе Эдессия

А в нём есть прекрасный музей

«Этнографией» он называется,

И приглашает всех друзей.

В гости также и Вас приглашаем.

И в нём побыв лишь только раз,

Вы захотите снова и снова,

Экскурсоводов услышать враз

Клинчаева Марина Оганесовна

I. Пояснительная записка.


II. Цели.
III. Задачи.
IV. Прогнозируемые результаты.
V. Содержание (разделы).
1. Работа с активом музея.





7. Благотворительность.

9. Издательская деятельность.

VI. Методы и формы.
VII. Отслеживание результатов.
VIII. Условия реализации программы.
IX. Литература.

Пояснительная записка

Зал - музей «Этнография» находится в МОУ СОШ №5 с. Эдиссии,

Музей «Этнографии» паспортизирован и зарегистрирован, имеет свидетельство Министерством образования и науки РФ детско-юношеского туризма и краеведения от 1,04,2005 года Константиновым. В музее работает кружок «Поиск», который объединяет подростков с 11 до 16 лет.

Руководитель кружка «Поиск» и Зала - музея «Этнография» педагог Марина Оганесовна Клинчаева. Накапливая систему норм и ценностей прошлого, ребёнок должен воспринимать их и как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен научиться видеть в культурном историческом опыте тот импульс, который сформировал человека, его событие. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархия ценностей. А сегодня можно сказать, что в обществе явно ощущается недостаток культуры, нравственности, гуманизма, милосердия. Программа призвана обеспечить ценностно - смысловую определенность системы нравственного воспитания. Будущее произрастает из прошлого. В этом смысле приобщение школьников к прошлому «малой Родины - это некое приобщение к истокам и корням жизни. Музейные занятия позволяют почувствовать детям то, что историки называют «ароматом эпохи», воспринимать процесс развития самобытной национальной культуры. Ибо каждая существующая в прошлом и настоящем культура весьма своеобразна и несводима к другим. «Музей - это учреждение, где знание неотделимо от нравственности» - писал мыслитель, -в нём обитает разум, не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них...» Ведущая идея программы «Поиск» - воспитание духовно – нравственного сознания, ядром которого является система ценностных ориентиров. Музейный предмет и музейная среда обладают богатыми возможностями нравственно – эмоционального воздействия, поэтому программа «Поиск» осуществляется через деятельность музея. Базовая деятельность Зала - музея - краеведение. Ребята из кружка «Поиск» поделились на группы: экскурсоводов, оформителей, поисковиков по 4-5 человека в зависимости от интересов. Время занятий - после уроков в выбранный день. Все члены кружка собираются вместе.

На базе музея разрабатываются уроки и внеклассные занятия по различным темам. Учащиеся знакомятся с историей создания и развития с. Эдиссии, бытом первых переселенцев с современными достопримечательностями. Регулярно учащиеся посещают музей на уроках истории при изучении темы по культуре, на уроках истории при изучении темы по культуре, на уроках географии узнают о природе нашего села, экологии, знакомятся с традициями, обрядами наших предков» Организуются экскурсии по графику для учащихся школы, жителей села, гостей и родителей. На базе нашей школы проходят семинары учителей района по темам

« Потенциал музея и использование на уроках», « Школьный музей в профессиональной деятельности учителя истории» и многие другие. Были даны открытые занятия в музее «Этнографии» по теме « Обувь и одежда моих предков» с Р.К., «Россия – Родина моя» с Р. К. Одним из значимых мероприятий МО истории является участие учителей истории, руководителей кружков в семинаре, проведённом в школе в марте 2011г по теме «О повышении роли воспитания и дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС в Курском районе». Учителями истории, руководителями кружков Музея «Этнографии» Клинчаевой М.О. и «Боевой Славы» Гавриловой М.А. были показаны фрагменты музейных занятий на компьютере с выставкой творческой деятельностью учащихся кружков. У учителя истории и обществознания, руководителя кружка и музея «Этнографии» 3 часа кружка в неделю.

На основе экспонатов музея ребята пишут исследовательские работы, презентации. Учащиеся участвуют в конференциях, слётах, олимпиадах по краеведению, где на протяжении нескольких лет занимают призовые места. Елена Асланян заняла 3 места в краевой конференции по движению «Отечество», Юлиана Гавриелян победитель районной конференции на льготных условиях получила возможность обучаться в Ставропольском филиале Московского государственного университета им. Шолохова. Григорян Евгения заняла 2 место в краевой конференции по движению «Отечество» с исследовательской работой «Церковь Сурб Аствацацин» и как экскурсовод – 2 место. Ученицы 10 класса Асланова Альбина и Атанасова Люся представили свои исследовательские работы на краеведческой конференции «Отечество» проходившей в апреле 2011 года по темам «Пионерская организация моей школы; история и развитие» и «История основания газеты Степной маяк». Девочки стали лаурятами и награждены грамотами. В июне 2008 года в г. Ставрополе проходил всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», где была представлена программа духовно-нравственного воспитания учащихся и молодёжи. Именно в этом направлении работает программа школы. В десятку лучших работ из 150 представленных на конкурс вошёл проект программы составленный директором школы Арутюнян М. А. и зав.музея «Этнографии» Клинчаева М.О. Победители были награждены грамотами, дипломами и ценными подарками от Мин. Образования Ставропольского края Золотухиной А.Ф, архиепископом Феофаном, начальником ГУВД по Ставропольскому краю Н.В. Гончаровым. Музей - «Этнографии» награждён грамотами и дипломом в конкурсах за лучший музей школы края и района А.Ф. Золотухиной и краевым музеем г. Ставрополя. Создан банк видеотеки, фонотеки, компьютерных программ. Учащиеся кружка музея «Этнографии» и зав музея Клинчаева М. О. приступили к глубокому изучению истории основания села Эдиссии и дали запрос в городской архив г, Владикавказа Ребята работают с историко-этнографическим очерком Рубена Симоняна «Едиссия - Эдиссия», с книгой В, Суменко «Мои журналистские тропы».

Постоянно поддерживается связь кружковцев со старожилами села, которые оказывают неоценимую помощь в сборе информации, документов и экспонатов музейного значения. Работа музея «Этнографии» была представлена по теме «ИКТ в музее» компьютерной презентацией зав. Музея Клинчаева М. О. е- декабре 2007 года на конференции проводимой ММЦ г. Новопавловска на базе нашей школы. Экспонаты музея и вся работа музея, а также уроки и внеклассные занятия занесены в компьютер и имеет электронный носитель. Наш музей имеет свой сайт в Интернете,

О музее истории села написана статья директором нашей школы Арутюнян М. А. и опубликована в сборнике научно - методических материалов 2007 год г. Ставрополь.
Программа включает в себя 10 разделов:
1. Работа с активом музея.
2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
3. Научно-исследовательская деятельность.
4. Научно-экспозиционная работа.
5. Экскурсионно-массовая работа.
6. Творчество учащихся, ремесло.
7. Благотворительность.
8. Методическая, консультативная работа.

10. Укрепление материально-технической базы музея.
Утверждение специалистов центра туризма ст Курской Ставропольского края о назначении школьных музеев абсолютно справедливо по отношению к этнографическому музею школы № 5:
«Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музей для детей и руками детей...»
Неслучайно поэтому девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой».

Цели:

1 способствовать воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширению знаний об Отечестве, о своей малой родине;


2 .вырабатывать духовно-нравственные ориентиры у детей, приобщать их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;
3. способствовать укреплению связи между поколениями;
4. формировать у учащихся научно-исследовательское мировоззрение;
5. способствовать социальной адаптации школьников, их профориентации;
6. постоянно расширять материальную базу музея;
7. развивать и сохранять лучшие традиции школы, города, района.

Задачи:

1. знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края, местным говором;


2. собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;
3. приобщать школьников к местной литературе, живописи;
4. способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;
5. развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;
6. распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы, среди учителей, школьников, родителей;
7. шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе;
8. приобщать родителей к этнокраеведению, вооружать их знаниями по этнопедагогике;

9. постоянно пополнять музей экспонатами;


10. укреплять сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, вузами, фольклорными коллективами, с районным обществом «Краевед».

Прогнозируемые результаты

Реализация Программы школьного этнографического музея предполагает следующие результаты.


Музей станет:
1. святыней школы, очагом народной культуры;
2. местом сотворчества учителей, учащихся, родителей;
3. методическим центром по осуществлению национально ориентированного воспитания, по реализации регионального компонента в образовании;
4. учащиеся приобщатся к истории, быту, традиционной культуре района, местному говору, полюбят родной край;
5. познают свои корни, проявят интерес к родословию;
6. получат духовно-нравственные ориентиры;
7. с уважением и пониманием будут относиться к старшему поколению, помогать людям, нуждающимся в заботе и внимании;
8 сформируют навыки поисковой, научно-исследовательской деятельности;
9.разовьют творческие способности.
Учителя:
- получат помощь в осуществлении воспитательной работы, в проведении мероприятий, в реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе;
- найдут дополнительную возможность в организации общественно полезной, значимой деятельности учащихся - поисковой, исследовательской, творческой, благотворительной;
- внесут личный вклад в развитие музея.
Родители:
- откроют новые грани воспитания детей с помощью этнопедагогики;
- получат возможность совместной полезной деятельности с детьми, теснее связывающей со школой;
- пополнят фонд музея.

1. Работа с активом музея.
Обучение актива основам музееведения.
Распределение между активистами музея определенных участков работы.
Совместная теоретическая и практическая работа в музее.
Выработка заповедей музейщиков; общие песни о музее.
Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
Организация соревнования между классами по основным направлениям деятельности музея: поисковой, благотворительной, творческой.
Участие в издательской деятельности.

2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.
Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.
Изготовление макетов частей крестьянской избы и усадьбы, предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.
Приведение поступивших экспонатов в экспозиционный вид.
Ведение учетной документации.
Составление картотеки музейных предметов.
Создание условий для хранения экспонатов и коллекций.

3. Научно-исследовательская деятельность.
Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, ненормативной лексикой местного говора, составление тематических картотек.
Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
Накапливание материалов по истории села Эдиссии.
Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
Создание видео- и компьютерных творческих проектов и сайта музея.
Исследовательская деятельность руководителя музея, систематическое обобщение опыта.

4. Научно-экспозиционная работа.
Формирование коллекций экспонатов.
Создание и описание экспозиций.
Организация постоянных (с изменением и пополнением) и временных выставок и экспозиций экспонатов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, учителей, родителей.

5. Экскурсионно-массовая работа.
Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация соответствующих материалов.
Проведение экскурсий, бесед, уроков, устных журналов, классных часов и т.п.
Встречи с краеведами, местными поэтами, художниками, другими интересными людьми села, города и района.
Дни открытых дверей.
Творческие отчеты.
Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

6. Творчество учащихся, ремесло.
Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
Организация выставок творческих работ школьников, их достижений.
Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, изделий рукотворного мастерства.
Организация соревнования между детьми и классами в творческой деятельности, постоянное подведение итогов.

7. Благотворительность.
Систематическое проведение благотворительной деятельности.
Обязательная организация благотворительных акций к некоторым датам:
- 20 ноября (Всемирный день ребенка);
- 3 декабря (Международный день инвалидов);
- 23 февраля, 8 Марта (День защитника Отечества, Международный женский день);
- 18 мая (Международный день музеев).

8. Методическая, консультативная работа.
Составление и дополнение лекций, бесед, тематических картотек, ведение учетной документации.
Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.
Проведение семинаров, педмастерских, методических часов, связанных с лингвокраеведением, с музейной и краеведческой работой, для учителей школы и района.
Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ и т.д.
Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
Сотрудничество с краеведческим музеем, архивом, учреждениями дополнительного образования, библиотеками города, ПОИПКРО, вузами Перми, с районным обществом «Краевед», Славянским центром.
Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

9. Презентационная и издательская деятельность.
Отражение деятельности музея в различных информационных источниках: на стендах музея, в школьной газете «Компас», в районных газетах, в методических сборниках, в «Вестнике музея».
Составление буклетов по школьному музею и его экспозициям.
Создание видео- и компьютерных проектов, связанных с деятельностью музея, сайта музея.

10. Укрепление материально-технической базы музея.
Изготовление стендов, витрин, макетов.
Ремонтные и технические работы.
Приобретение технических и канцелярских средств.

Методы и формы

Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и проблемно-поисковые.
Формы:
- экскурсия,
- беседа,
- лекция,
- практическое занятие,
- семинар,
- посиделки,
- выставка,
- игра,
- устный журнал,
- путешествие,
- творческий отчет,
- встреча с интересными людьми села, старожителями
- праздник,
- мастерская,
- консультация,
- научная конференция.

Отслеживание результатов

Ведение «Книги отзывов».


Анкетирование, опросы.
Систематические публикации материалов в газету «Этнос» школы № 5, выпуск «Вестника музея».
Оформление дневника музея.
Творческие отчеты перед учителями, учащимися, родителями.
Выставки собранных материалов, экспонатов, творческих и исследовательских работ.
Фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятельности музея.
Обобщение опыта работы музея.
Постоянная рефлексия деятельности.

Условия реализации Программы

Использование всех возможностей музея в ознакомлении учащихся с историей, бытом, традиционной культурой, местным говором.


Систематическая научно-исследовательская работа в музее.
Постоянное методическое и духовное наполнение руководителя музея с помощью литературы, курсов, конференций, семинаров по этнопедагогике и краеведению.
Отслеживание результатов деятельности музея.
Совершенствование материальной базы: приобретение компьютера, магнитофона, ксерокса, видеокамеры и т.д.

Литература

1 Антонов Ю.А. Как научить детей любить Родину 2003

2.КруговА.И. Ставропольский край в истории России 2006

3.Невская В.П. История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года 1996

4.СимонянР.А.Едессия-Эдессия М,;2005 -
5. Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь.- СПб: Азбука,2000.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.- М.: ТЕРРА, 1995.
8. Деловые игры при обучении детского туристско-краеведческого актива «Полевая и музейная документация».- Пермь,1988.
10.Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии: сокровищница отечественного собирательства./ Сост., подг. текста, послесл. и комм. Берегулевой - Дмитриевой.- М.: Правда, 1991.
11. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10т./ Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы - М.: Русская книга, 1996.
12.Концепция общего среднего образования русской российской школы// Троицкий В.Ю. Пути русской школы.- М.: Свет Отечества, 1994, с. 49-72.
13.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды.- М.: Школьная пресса, 2001.
14.Летопись Прикамья. 1324-1917/ Сост. Т.И. Быстрых, А.Ф. Старовойтов. - Пермь,1997.
15.Лингвистическое краеведение: межвузовский сборник научных трудов.- Пермь: ПГПИ, 1991.
16.Лобаев М.П. Житейские перипетии: архивные записки.- Чернушка, 1992.
17.Меткое слово. Песни, сказки/Собрал Серебреников В.Н.- Пермь,1964.
18.Морозова М.Г. и др. Традиционный костюм народов Прикамья.- М.: Союзрекламкультура, 1990.
19.Морохин В.Н. Методика собирания фольклора.- М.: Высшая школа, 1990. 20.Национальная государственная концепция образования в России.

Культурно-досуговая деятельность музеев

Изменения в экономике и прочное установление рыночных отношений оказали заметное влияние на все сферы общества. Произошел пересмотр, казалось бы, незыблемых представлений о функциях и задачах многих социальных институтов, в том числе и музеев.

Социально-эстетические функции музея:

Создают фонды художественной культуры;

Предоставляют материалы для изучения;

Знакомят население с ценностями культуры и искусства;

Обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы;

Создают атмосферу духовного общения с прошлым и современностью;

Чтят художественно-мемориальную и историческую память без которой нет будущего культуры.

В настоящее время требования, предъявляемые социумом к музею как к общественному институту, значительно расширились.

С одной стороны, общество взглянуло на него как на особое пространство, обладающее силой излечивать кризисные состояния души.

С другой, оказавшись в условиях рынка и испытав достаточно серьезные потрясения, выразившиеся в сокращении посещаемости, музей стал активно работать над привлечением посетителей и созданием востребованных форм работы.

К музейной деятельности относятся:

Научное комплектование, организация учета и хранение музейных коллекций;

Научные исследования на основе музейных коллекций, архивных библиотечных материалов;

Создание музейных экспозиций и выставок;

Все виды реставрации и консервации музейных предметов;

Подготовка и издание каталогов музейных коллекций и другой печатной продукции;

Популяризация музейных коллекций.

В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности – лекции, уроки в музее, концерты, конкурсы, фестивали, обряды, праздники и спектакли. Особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, вовлекают посетителя в непосредственное участие в музейном празднике, обряде, представлении, уроке.

в этих музеях собраны материалы по

быту, культуре народа, фольклор,

история костюма народа данной

местности

деятелей, здесь представлены

вещественные экспонаты, которые

воссоздают атмосферу творческого

процесса, общественно историчес кую, культурно-художественную

ситуацию


Видное место в сфере культурно-досуговой деятельности занимают парки культуры и отдыха. Это комплексное многофункциональное учреждение культуры.

Парк (от позднелатинского passicus – отгороженное место), участок земли, предназначенный для прогулок, отдыха, игр с естественной и специально посаженной растительностью, аллеями, водоёмами и т.д.

Парки культуры и отдыха – культурно-досуговое учреждение, работа которых направлена на содействие нравственному, эстетическому и физическому воспитанию человека и общества, повышению социальной активности, формированию высоких эстетических и нравственных вкусов в процессе организованного проведения досуга.

Парки культуры и отдыха создаются решением исполнительных комитетов Советов народных депутатов с учетом количества населения, территории, характера планирования населенных пунктов и природных условий.

В своей деятельности парки культуры и отдыха руководствуются Законом «О культуре в Республике Беларусь» и «Положением о парках культуры и отдыха», а также другими нормативными документами.

В современных условиях парковые сооружения используются как летом, так и зимой. В парках культуры и отдыха должны быть самые разнообразные зоны отдыха : зона тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами, зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.

На территории парка могут находиться памятники архитектуры и садово-паркового искусства.

В зависимости от использования в парке культуры и отдыха выделяются:

Зрительно-массовый сектор;

Сектор культурно-просветительной работы;

Сектор спортивно-физкультурных мероприятий;

Сектор тихого отдыха.

Для осуществления своей деятельности парк формирует совре-менную материально-техническую базу: строит и открывает «зеленые» и эстрадные театры, танцевально-концертные и спортивные залы, летние эстрады, выставочные залы, игровые площадки и павильоны, бильярдные залы, видеотеки, игротеки, дискотеки, тиры, стадионы, спортивные площадки, лыжные и лодочные станции, экологические и прогулочные тропинки, солярии, базы проката культурно-бытового и спортивного инвентаря и другие объекты культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения в соответ-ствии с законодательством Республики Беларусь; приобретает аттракционы и игровые автоматы, стационарные и передвижные аттракционные комплексы.

Формы социально-культурной и досуговой деятельности:

Традиционные праздники «красного» календаря;

Профессиональные праздники;

Праздники народного календаря;

Молодежные праздники;

Детские праздники;

Праздники и фестивали искусств;

Танцевально-развлекательные программы;

Дискотеки;

Концерты коллективов художественного творчества;

Вернисажи самодеятельных и профессиональных художников;

Дни семейного отдыха;

Спортландии;

Игровые программы для детей;

Конкурсы детского рисунка на асфальте;

Конкурсы снежной скульптуры;

Выставки народных мастеров, ремесленников;

Любительские объединения и клубы по интересам;

Кружки и студии самодеятельного художественного творчества;

Спортивные секции.

ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Главным богатством любой страны является человек. И каким вырастет этот человек – таким станет и будущее страны. Внешкольные учреждения являются составной частью государственной системы образования и воспитания и предназначены для развития способностей детей, подростков и юношества, получения ими дополнительного образования. Реализуя целевые установки Закона «Об образовании в Республике Беларусь» система учреждений внешкольного воспитания и обучения обеспечивает «детям, подросткам и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном само-определении, формирование здорового образа жизни». Системе внешкольного воспитания и образования отводится особая роль: дать детям гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе, развить не только умение и навыки, но и воспитать человека будущего.

Современное учреждение внешкольного воспитания и обучения представляется как многоуровневое культурно-образовательное пространство, в котором ребенок в сотворчестве с педагогом взаимодействует с окружающим миром. Такой подход ставит в центр системы деятельности учреждения личность ребенка, исходя из его потребностей, возможностей и интересов. Итогом внешкольного педагогического процесса и деятельности учреждения в целом становится создание таких условий, при которых развивающаяся личность способна высвобождать свой творческий потенциал и, приобщаясь к культуре, осознавать себя творцом собственной судьбы. Внешкольное воспитание и обучение формирует личность ребенка в развивающейся среде, которая культивирует позитивный социально-психологический потенциал свободного времени за счет основных воспитательных средств:

Неформального диалогического общения;

Досуговой деятельности;

Сотворчества в системе отношений;

Дополнительного образования.

В учреждении внешкольного воспитания и обучения можно научить человека с детства умно наполнять свое свободное время для того, чтобы данное ценное качество стало источником его духовного богатства, основой нормального эмоционального, нравственного, физического состояния на всю жизнь.

Внешкольные учреждения всех типов и профилей создаются государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и отдельными гражданами по согласованию с Советами народных депутатов. Они пользуются государственной поддержкой, направляют и координируют их деятельность соответствующие органы образования. Учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех внешкольных учреждений на территории республики осуществляет Министерство образования, которое также создает, реорганизует и ликвидирует внешкольные учреждения республиканского подчинения; регистрирует их уставы. Финансовые средства внешкольного учреждения формируются из госбюджетных ассигнований и собственных средств, которые поступают от разного рода хозяйственной деятельности и других источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом «Об образовании в Республики Беларусь», «О правах ребенка», «Примерным положением о внешкольном учреждении» и Уставом, который разрабатывает каждое внешкольное учреждение, в котором определены задачи и функции учреждения, нормы и правила жизни коллектива с учетом его профиля.

Основные цели внешкольных учреждений:

Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

Удовлетворение их интересов и профессионального самоопределения;

Адаптация личности к жизни в обществе;

Укрепление здоровья;

Организация содержательного свободного времени;

Развитие интеллектуального и духовного потенциала;

Активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа.

Сложившаяся в Республике Беларусь система внешкольных учреждений имеет четкую:

- региональную структуру (республиканская, областная, городская, районная, ведомственная);

- профильную (экологический центр, техническая станция, художественная школа и т. д.).

Основой учебно-воспитательного процесса во внешкольных учреждениях являются занятия кружка, секции, клуба, научного объединения, студий, школы юного… и др.

Досуговая деятельность в учреждениях внешкольного воспитания и образования неразрывно связывается с формированием культуры поведения и знанием этикета


Детские театры
Игротеки

КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Среди учреждений культурно-досуговой сферы, содействующих снятию физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановлению сил посредством активного отдыха, приоритет принадлежит клубным учреждениям как самым массовым, доступным для каждого члена общества, учитывающим эстетические потребности различных категорий населения.

Клубы прочно вошли в быт людей, особенно на селе, и стали необходимой частью общественной жизни, становясь важнейшими центрами общения людей.

Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы и большие Дома и Дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие в возможностях, которыми они располагают – в объеме и масштабе работы. Клубные учреждения, в отличие от других культурно-досуговых учреждений, являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем в регионе, внедрение новых моделей образа жизни.

Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как учреждения, способного уменьшить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, осуществлять психологическую релаксацию.

Современные клубных учреждения – это центры развития рекреационной культуры различных групп и слоев общества, творческие лаборатории любительского искусства, организаторы празднично-зрелищных программ на основе как традиционных, так и инновационных технологий, а также координаторы культурной жизни и социально-культурных процессов в регионах страны

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

В программу активного проведения досуга организаторы гостиничной анимации часто включают посещение музеев

Музей - это культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение, предназначен для хранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национальной и мирового историко-культурного наследие.

Функции современного музея чрезвычайно сложные, несмотря на разнообразие форм их деятельности. И хотя самая главная функция музея - сбор, изучение и экспонирование памятников истории, культуры, искусств ва, основным видом их деятельности становится и досуговая, особенно экскурсионноа.

Еще недавно культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведение), а подробную информацию можно получить на экскурсии. Сегодня же культурное но-просветительская деятельность музеев претерпела существенные изменения: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функции я проявляется в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в создании на территории музеев коммерческих структур - ресторанов, баров, торговых киосков в. Постепенно музеи становятся составляющей индустрии развитиеаг.

Музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией, самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры из конкретных экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы. Перепечатка, записи и видео документы не перегружают клиентов лишней информацией, изготовление копий, муляжей на етногра фично и естественных выставках позволяют не пассивными, а активными посетителями музея, пополнять свои впечатления тактильными средствамми.

Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный и экспонат, они являются посредниками между посетителями и научными работникам.

Интеграционный процесс музеев в сферу развлечений выражается в: 1) создании в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения досуга и развлечений, 2) проникновении"индустрии досуга"в музее, 3) использовании в музейной деятельности соответствующих форм роботорм роботи.

Интеграция музеев в сферу развлечений проявляется в таких формах:

Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения мероприятий досуга и развлечений (концертные залы, клубные комнаты, смотровые площадки, аттракционы, игровые уголки;

Проникновение"индустрии досуга"в музее (открытие магазинов, сувенирных лавок, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий), использование в музейной деятельности форм отдыха, досуга и развлечений (кружки, хобби-группы, праздники, театральные, музыкальные, литературные и тематические вечера, конкурсы, фестивали, творческие лабораториибораторії;

Методами активизации участия населения в культурно-досуговых мероприятиях являются:

Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

Создание"мистецтвотек";

Систематические трансляции художественных радио-и телепередач, совершенствование маркетинговой деятельности музеев; активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные и досуговые проекты;

Реализация образовательных и культурных программ для взрослых, создание условий для доступа к музейным ценностям фондов

Другое досуга в музеях реализуются с использованием различных методов: обучение путем творческой деятельности, ролевые игры, методов экспериментального обучения

Приоритетными в музейной деятельности являются образовательные программы для подростков. Организация досуга в музеях активизируется во время школьных каникул: музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования их цель состоит в культурном развитии ребенка, углублении знаний об истории своей страны, ее мисте ство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебников. Поэтому музеи тесно сотрудничают с учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы соответствии с теми тем изучаемых в школе. Специальные образовательные программы разрабатываются для детей и подростков разного возраста и разного уровня подготовки, они реализуются в таких формах работы, как: экскурсии, семинары, дис пути, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренингінги.

Музейная деятельность не ограничивается работой с детьми и подростками. Образовательные и научные программы музеев разрабатываются и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место с собрания и хранения больших художественных коллекций. Музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивная и справочная документация, новая литература. Активными формами рабо ты музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикацияхацій.

Лучшей формой досуга в музее была и остается музейная экскурсия. Согласно современным представлениям,"экскурсия представляет собой коллективный осмотр музея, выдающегося места, выставки, объекта природы и т т д по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательной, образовательной, научной и воспитательной целью, а также служит для удовлетворения эстетических потребностей во время свободного времяпрепровожденияня часу".

Таким образом, экскурсии свойственна ряд характерных признаков, главным из которых является приоритетность зрительного восприятия, сопровождаемого необходимым словесным комментарием. При этом зрительное и вербальное восприятий вует усиливается моторным - передвижением по определенному маршруту, осмотром объекта под разным ракурсом, на разном расстоянии. Иначе говоря, экскурсия предусматривает двигательную активность экскурсантов ее характер терн признаком является также коллективность осмотра, в результате чего в группе людей, связанных общим интересом и возможностью обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера. Она влияет на восприятий ття и усвоения увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, собственности ве экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном просторосторі.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и могут делиться по месту проведения, за объектом показа, а также по характеру тематики, целевой направленностью и составом экскурсантов. Экскурсии могут осу йснюватися и в помещении музея - по экспозиции, выставках, фондах, а также за пределами музейного помещения - по достопримечательностям и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, объединяющие есть единственной темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиеах.

По тематическим характером выделяют обзорные экскурсии и экскурсии по темам профильной дисциплины. Обзорные экскурсы предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желают получить зага ального представления о его истории и коллекцийї.

Обычно эти посетители - туристы, ограниченные временем. Сведения, предоставляемые им во время обзорной экскурсии, носят информативный характер. Экскурсовод или музейный работник кратко знакомят с ист тория и содержанию музейных собраний, а также с основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Экскурсии на темы профильной дисциплины в музейной практике чаще называют тем аттической, что в принципе некорректно, поскольку любая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, призван детально раскрыть одну из тем или какую-то проблему. Иногда в музеях провод яться циклы экскурсий, объединенных определенной проблематикой и предназначенных для постоянной группы посетителиа­чів.

По целевой направленности выделяют культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К последним относятся и методические эк кскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой проведения экскурсей.

По составу экскурсантов различают экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, для групп по составу однородных или разнородных (например, для родителей с детьми мы.

течение последних десятилетий учитывая укрепление позиций теории музейной коммуникации экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения, предметом которого являются ценности культуры, значимых и для аудитории, и для того, кто выступает как руководитель. При этом такое общение носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в пределах отведенного его регламента, а стиль поведения задается ролью экскурсовода и экскурсанта.

Итак, среди основных тенденций музейной деятельности можно определить следующие:

Интеграция музейных программ в сферу досуга;

Сохранение и популяризация жизни местных культурных ценностей и их самобытности;

Обогащение духовной жизни человека путем связи"искусство-история-индивидуальный опыт";

Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

Расширение музейной деятельности за пределами музейного учреждения, в регионы страны;

Развитие музеев как туристических объектов

Таким образом, основные функции организации современного досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, непосредственно связаны с феноменом культурно-досугового среды и могут быть выражены же ими направлениям своей деятельности

Организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересов и возможностей всех групп населения;

Разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей с сферы досуга в целом

Апробация, отработка и внедрение новой техники, которые разрабатываются промышленностью для их использования в сфере досуга;

Выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе учреждения размещения;

Объединение различных видов развлекательных программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т п)

. Вопросы для контроля

1. Сущность досуга и отдыха

2. Роль анимации в повышении эффективности отдыха в гостиничной индустрии

3. Основные виды анимации

4 состава индустрии развлечений

5. Общая характеристика предприятий индустрии развлечений

6. Какие потребности способна удовлетворить гостиничная анимация?

7 факторов, определяющих выбор формы досуга

8. За счет чего можно достичь наибольшего восстановительных оздоровительного эффекта?

9. Программная анимация

10. Рекреационная основа анимационных программ

11. Основные типы направлений и программ гостиничной анимации

12. Анимационные программы в зависимости от возраста отдыхающих

13. Роль игрового досуга в организации отдыха

14. Процессы совершенствования организации игр с денежным выигрышем

15 факторов, влияющих на работу анимационной службы

16. Виды зрелищно-развлекательных анимационных услуг

17. Парки: виды и характеристика

18. Особенности проведения досуга в парках

19. Активные формы досуга. Спортивные программы

20 спортивно-развлекательные программы

21. Основные требования к материальному обеспечению организации досуга

Программа

этнографического музея при ПДПДЦ «Ковчег»

1. Пояснительная записка

2. Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

Задачи:

Развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

Развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;

Развитие творческих способностей учащихся;

Воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

Сохранение исторического наследия и исторической памяти;

Развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;

Пополнение и обновление музея материалами, связанными с жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

Организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;

Укрепление сотрудничества с музеями других школ, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;

Привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

3. Прогнозируемые результаты

Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов: достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения;

постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;

положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

создание условий для самовыражения и самореализации школьников;

переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в селе, районе более чем достаточно;

активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;

учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;

музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;

руководитель музея, преподаватели, сотрудники музея отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;

музей становится центром воспитательной работы в ПДПДЦ.

Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.

4.Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения: учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.
4. Развитие сетевого взаимодействия.
5.Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.

3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.

4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.

5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.

6. Составление картотеки музейных предметов.

7. Создание условий для хранения экспонатов.

Работа с активом музея

1. Обучение актива основам музееведения.

2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.

3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.

4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.

5. Участие в издательской деятельности.

Поисковая научно-исследовательская работа

3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.

4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.

5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.

6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.

9. Результаты исследований представлять на районные, городские конференции.

Экскурсионно-просветительская работа

1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.

2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.

3. Встречи с краеведами, художниками, другими интересными людьми нашего края.

4. Дни открытых дверей.

5. Творческие отчеты.

6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

Творческая работа

1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.

2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.

3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.

4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, и других мероприятиях школы, района, города, области.

5. Студия, созданная для пополнения экспонатов музея аналогами подлинников.

Организационная работа

1. Создание актива музея.

2. Планирование работы музея.

3. Создание творческих групп.

4. Составление программы исследовательской деятельности.

5. Организация встреч, досуговой деятельности учащихся.

6. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.

2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.

3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.

4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.

5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ.

6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе музея.

Материально-техническая база

1. Изготовление стендов, витрин, макетов.

2. Ремонтные и технические работы.

3. Приобретение технических и канцелярских средств.

5. Реализация программы

1) Этнографический кружок

2) Уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;

3) Интегрированные уроки;

4) Уроки технического и художественного труда;

5) Студия,

6) Этнографические экскурсии и походы;

7) Организация свободного времени подростков.

6. Основные блоки программы.

Программа рассчитана не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность учителям Центра и школ и детских садов района формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Программа предлагает вести работу по 3-м блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.

Это следующие блоки:

- «Неиссякаемый источник»

- «Родословные истоки»

- «Истоки славы и доблести»

I . Неиссякаемый источник .

Задачи:

использование фольклора в воспитании любви к Родине;

воспитание на традициях русской культуры;

развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;

воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.

Знания:

Знать устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;

Знать русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;

Знать народную игрушку;

Знать народные ремесла России;

Знать народные игры;

Знать народные приметы;

Знать природу родного края;

Знать лекарственные травы;

Умения:

Уметь исполнять народные песни и танцы;

Уметь охранять родную природу;

Уметь инсценировать сказки;

Уметь применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;

Уметь обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.

Действия:

Собирать и пропагандировать детский фольклор;

Выпускать народный календарь;

Проводить тематические недели: «масленичную», «святочную»;

Возрождать народные обычаи, ремесла;

Участвовать в национальных праздниках и обрядах;

Участвовать в озеленении класса, микрорайона;

Посещать музеи, участвовать в экскурсиях по городу;

Правильно вести себя в храмах и монастырях и в других религиозных центрах нашей Родины..

Возможные формы работы:

Конкурсы, фестивали народного фольклора;

Народные праздники «Сударыня-Масленица», «Рождество»,

«Богатырские потешки», праздник народной песни и частушки;

Сказочные фестивали

Выставки

II Родословные истоки.

Задачи : формирование, у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;

воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;

развитие творческой деятельности учащихся;

развитие потребности к изучению родословной своей семьи;

Знания:

Знать биографии своих родителей, предков, родословную;

Знать проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;

Знать семейные законы и обычаи;

Знать увлечения и интересы своих родных;

Знать историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.

Умения:

Уметь интересоваться жизнью близких и заботиться о них;

Уметь рассказать о своей семье, родственниках;

Уметь поддерживать добрые и уважительные отношения;

Уметь рассказать о своих бабушках и дедушках

Действия:

Оказывать помощь родным и близким;

Сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;

Создавать семейную летопись;

Организовывать досуг семьи.

Возможные формы работы:

Конкурс сочинений;

Рождественские встречи

V. Истоки славы и доблести.

Задачи:

воспитание чувства гордости за Отчизну и желания его процветания;

формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;

осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;

использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;

воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.

Знания:

Знать военную и трудовую историю Отечества;

Знать символы, святыни, людей, прославивших государство;

Знать культурные центры и достопримечательности родного края;

Знать священные обязанности защитника Отечества.

Умения:

Уметь гордиться Родиной, заботиться о ней;

Уметь трудиться на благо Родины;

Беречь и продолжать традиции;

Уметь заниматься исследовательской работой;

Уметь понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;

Уметь отстаивать честь и достоинство Родины;

Уметь анализировать и оценивать происходящие события;

Уметь пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.

Действия:

Проводить культурно-просветительскую работу;

Участвовать в охране памятников истории и культуры;

Проводить экскурсию;

Проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;

Способствовать углублению и расширению школьного музея;

Проектировать свое будущее в системе будущего страны;

Вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;

Готовиться к службе в армии РФ.

Возможные формы работы:

Уроки мужества;

Рыцарский турнир;

Историко-познавательные игры;

Военно-спортивная игра;

Слет мальчишек;

Военно-спортивная игра «Зарница»;

Спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;

Исследовательский походы

Научно-исследовательские работы «Великие имена России»;

Сборник путевых рисунков, фотографий

7. Критерии оценки результатов реализации программы.

Результаты будут отслеживаться учителями, родителями, руководителем музея:

диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

Собеседования с учащимися;

Наблюдения;

Анкетирования;

Метода самооценки;

ведение «Книги отзывов»;

публикации материалов в газету «Известия-Тур»

творческие отчеты;

фотовыставки, аудио- и видеозаписи.

Критерии:

Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств.

Сформированность познавательной активности обучающихся.

Сформированность основных ценностных отношений.

Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.

Сформированность готовности защищать Отечество.

Сформированность чувств сострадания и сопереживания.

Сформированность отношения к окружающей действительности.

БЛАГОДАРЯ МЕРОПРИЯТИЯМ, ПРОВОДИМЫМ В МУЗЕЕ, ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧЕНИКА, А ТАКЖЕ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.

С конца XX в. универсальной моделью музея в зарубежных странах считается "открыт музей", то есть культурно-образовательный комплекс музейного типа, который, кроме функции музея (сбор фондов, их сохранения, экспонирования), выполняет образовательные, воспитательные и развлекательные функции. До недавнего времени в зарубежных музеях культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведения), подробную же информацию можно получить на экскурсии. Культурно-просветительская деятельность музеев претерпела существенных изменений: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функция - в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в созданных на территории музеев коммерческих структурах: ресторанах, барах, торговых палатках. Постепенно музеи становятся составной индустрии досуга.

Зарубежные музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры по конкретным экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы, компьютерные программы. Перепечатка, записи и видеодокументы, использование копий, муляжей, виртуальных эффектов на этнической и естественных выставках позволяют посетителям музея стать активными участниками процесса.

Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный экспонат, являются посредниками между посетителями и научными работниками.

Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:

Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга - концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;

Проникновение "индустрии досуга" в музее - открытие магазинов, сувенирных достопримечательностей, кафе, аренда музейных для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий;

Использование в музейной деятельности таких форм работы, как кружки, хобби-группы, театральные, музыкальные, литературные студии, организация праздников, тематических вечеров, конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий.

Методами активизации участия населения в культурно-развлекательных мероприятиях являются:

Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

Создание "мистецтвотек";

Систематические трансляции художественных радио- и телепередач;

Совершенствование маркетинговой деятельности музеев

Активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;

Реализация образовательных и культурных программ для взрослых;

Создание условий для доступа к музейным ценностям инвалидов; - Предоставление системы льгот для волонтеров.

Так, 1997г. В Лос-Анджелесе (США) открылся новый музей - Центр Гетти (Дж. Пол Гетти - нефтяной магнат. Умер 1976 Завещал музея 700 млн долл. За время управления фондом Гетти Гарольда М. Уильямса эта сумма выросла до 4 млрд долл. Сегодня Центр Гетти считается одним из самых богатых музеев мира), построенный по проекту известного американского архитектора Ричарда Мейера как воплощение концепции "идеального" коммуникативного пространства. Основная идея музейного проекта заключалась в использовании света и пропорций экспозиционного пространства для организации оптимального восприятия произведений искусства.

Сейчас в Центре действуют: Исследовательский институт истории искусства и гуманитарных дисциплин, Институт консервации, Институт подготовки руководителей музейного дела, Институт грант-программ, Институт информации и Институт художественного образования. И хотя музейный центр должен работать прежде всего с поклонниками высокого искусства, работники музея приложили немало усилий, чтобы привлечь к его деятельности широкие слои населения, выбрав тактическим приемом своей деятельности популяризаторством.

Такая музейная политика сегодня органической в контексте общей мировой тенденции и направлена на расширение круга посетителей. Реализуется она через специальные программы для различных социально-демографических групп, образовательные акции, работу информационных комнат, «семейных» центров, мероприятий досуга, наконец, просто из-за общения с друзьями в кафе или ресторане музейного заведения.

Итак, современные музеи есть культурно-художественными центрами досуга. В них работают социальные отделы, службы досуга, создаются художественные объединения. Так, в штате Нью-Джерси (США) создан специальный центр, который организует семейный досуг, выступления музыкальных коллективов, специальные программы для жителей отдельных микрорайонов. Центр имени Кен-Неди (Вашингтон) содержит сувенирные магазины и рестораны, систематически проводит бесплатные культурно-художественные и развлекательные мероприятия для молодежи. Выставочный комплекс "Тейт-Модерн" (Великобритания) имеет экспозиционные залы, магазины, сувенирные палатки, кафе, смотровые площадки, зрительный зал. Музей науки (Испания) имеет компьютерный планетарий, выставочные залы, зрительный зал, мастерскую для школьников, учебные аудитории.

В то же время в зарубеж странах многие не одобряет превращения музеев и художественных центров в центры досуга, считая, что такие методы работы являются целесообразными в бизнесе, а привлечение посетителей к художественным учреждений путем организации досуга заставляет воспринимать искусство как средство развлечения, а не как духовное обогащение личности; использования музейных методов работы в учебном процессе педагоги-консерваторы рассматривают как пустая трата времени, отвлечение от занятий, преобразования музея на "супермаркет" или "парк аттракционов", в котором собственно музей играет роль рекламного средства. По их мнению, цель посещения музея должна совпадать с целью его создания и функционирования - непосредственным общением с памятниками истории и культуры.

Сторонники функционирования музея как центра досуга, наоборот, считают, что музеи, не способны принимать и обслуживать посетителей различных социально-демографических групп, сознательно ограничивают свои возможности привлечения дополнительной аудитории и не способствуют расширению доступа населения к художественным ценностям. Интеграция музейной педагогики и педагогики досуга, по их мнению, способствует гармонизации личностного развития человека; формирует ее историческое сознание, творческое восприятие действительности, развивает научное мировоззрение и культуру.

Рост требований к деятельности музеев при одновременном усложнения экономических условий побуждает музейных работников к поиску дополнительных источников финансирования, без которых музеи не способны пополнять свои коллекции, содержать выставочные залы, использовать новейшие технологии работы с общественностью. Обычно финансовые расходы музеев значительно превышают государственные субсидии, поэтому параллельно с культурной деятельностью они осуществляют коммерческую, осваивают вспомогательные виды деятельности: организуют досуг, образовательные мероприятия, торговлю, открывают кафе, бары и рестораны.

Результатом сотрудничества музеев и коммерческих структур становится внедрение музеями различных премий, финансируемых коммерческими структурами и направлены на повышение популярности музея и увеличение его посещаемости.

Своеобразную форму сотрудничества с взрослым населением предлагают музее Великобритании: в Британском музее можно арендовать помещения для частных приемов, торжественного обеда или вечера отдыха. Досуг можно организовать в Египте галереи скульптур, Египетской галереи мумий, Античной зале, специальных помещениях музея. Музей Виктории и Альберта предлагает отдохнуть в зале английского художника, писателя, теоретика искусства Уильяма Морриса; пообщаться с друзьями под открытым небом в Саду Шрелли. Королевская Академия искусств обслуживает корпоративные вечеринки. Обслуживание предполагает общение гостей, экскурсию по Академии и торжественный обед. Такие услуги предоставляют и другие музеи страны.

Основными источниками дополнительных финансовых поступлений музеев:

Продажа репродукций, каталогов выставок, открыток, книг, видеоматериалов;

Работа кафе, ресторанов, баров;

Аренда помещений музея для проведения коммерческих выставок, встреч, вечеров отдыха;

Выполнение музеями социально-культурных заказов юридических и физических лиц;

Сбор пожертвований через средства массовой информации (телемарафоны, радиоконкурсе т.д.).

Современные музеи вынуждены разрабатывать маркетинговые стратегии для создания собственного имиджа и привлечение внимания населения к своей работе. Эффективными признаются популяризация логотипа музея на афишах, транспортных средствах, рекламных проспектах, рекламные акции, презентации культурной продукции, систематическое изучение потребностей населения и мотиваций социальных групп к участию в музейной деятельности и тому подобное.

Подобные методы позволяют повысить конкурентоспособность музейных программ, успешно использовать в своей деятельности рыночные механизмы, уменьшать производственные затраты.

Государственными программами в области культуры многих стран предусмотрено создание музейных центров в старинных дворцах, замках и монастырях. В результате сочетания памятников прошлого с современными технологиями отдыха и общения появились "экомузеи" - учреждения культуры нового типа, учитывающие историческую, географическую, культурную специфику конкретного региона и выполняют культурно-образовательные, воспитательные, рекреационные и коммуникативные функции. Известными примерами таких музеев Экомузей в Лондоне (Великобритания), музей городского типа в Крезо-Монте-Ла-Мин (Франция).

В зарубежных странах все чаще музеи, картинные галереи, культурные центры размещаются в старых помещениях фабрик, заводов, электростанций, складов и т. Например, фабрика по производству хрусталя (Бургундия, Франция) реконструирована в промышленный музей "Екомюзе Лё Крезо"; на территории заброшенной верфи в Ливерпуле (Великобритания) расположился культурно-художественный центр "Альберт-Док"; в помещении бывшей электростанции в Бенксайди (Лондон, Великобритания) размещено выставочный комплекс национальной галерее Тейт - "Тейт-модерн"; римские катакомбы отреставрирован для Музея современного искусства (Италия); во французском городке Мюлуз на территории бывшей текстильной фабрики открыт музей старинных автомобилей "Мюзе Насиональ дельОто-мобиль"; вокзал Орсэ (Франция), в качестве образца железнодорожно-транспортной архитектуры конца XIX в., переоборудован в Музей д"Орсе,

В разных странах мира музеи используют различные технологии и методы организации досуга, чтобы по-новому раскрыть роль искусства и культуры в технологизированной обществе, взаимодействие культур и их развитие, ценность самобытных локальных народностей.

Мероприятия досуга музее реализуют с использованием различных методов - обучение путем творческой деятельности, ролевых игр, метода экспериментального обучения. Эти методы можно разделить на две группы: импрессивная и экспрессивные. Импрессивная методы (от лат. Impressio - впечатления, переживания) направлены на восприятие посетителями музея форм досуга; экспрессивные методы (от лат. expressio - выражение) предусматривают создание ситуаций, в которых посетители музеев становятся участниками конкретного мероприятия. Так, экспериментальная программа Кобленцького музея "Построение игрушечного дома из пемзы" рассчитана на детей 5-10 лет и предусматривает различные меры: изготовление собственноручно брикетов из пемзы и коллективную разработку проекта игрушечного дома, рассказы о жизни и профессии строителей, встречи со специалистами отрасли, праздничные мероприятия, посвященные завершению строительства.

Во время школьных каникул музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования.

Образовательные и научные программы музеев разрабатывают и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место, где хранятся большие художественные коллекции, музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивы, справочная документация, научная литература и др. Распространенными формами работы музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикаций.

Относительно новым направлением музейной деятельности стала работа с социально незащищенными слоями населения. С этой целью в музеях созданы комитеты, группы советников и консультантов. Для централизации музейных услуг в Нью-Йорке, например, создан консорциум доступных музеев, осуществляющий информационную деятельность, предоставляет консультации, создает консультативные советы. Зарубежные музеи предлагают свои услуги для людей с различными физическими и умственными недостатками (доступные виды информации, экскурсии на языке жестов, световые указатели и сигнализации, знаковая символика, экскурсии для слепых, мастерские, трапы, пассажирские лифты и т.п.). Впервые программа арт-терапии для инвалидов была реализована в музеях Нью-Йорка еще 1944 по инициативе Музея современного искусства и Центра искусств ветеранов войны. С 1972 г.. Проводят "экскурсии на ощупь" (the touch tour), выпускают брошюры шрифтом Брайля, осуществляющих подготовку персонала для работы с инвалидами, создают группы "Художественное образование для слепых". Сегодня Музей современного искусства сотрудничает с Еврейским гильдией слепых, Лекарственным аудиторией, Британской ассоциацией художественных терапевтов, Обществом слепых художников, другими организациями инвалидов.

В Великобритании действуют Музейная и Галерейная ассоциации, которые изучают возможности расширения доступа к музейных учреждений различным слоям населения, поддерживают связи с организациями инвалидов, школами, социальными службами, молодежными организациями.

Вокруг большинства музеев собираются "друзья" - люди, которые в свое свободное время помогают музейным работникам. Волонтеры работают в музеях, выполняя разную работу: кассира, дизайнера, экскурсовода, воспитателя, программиста, художественного руководителя, консультанта, администратора, социолога. Такую помощь музее рассматривают как основной ресурс организации, как источник жизненной силы культуры и искусства.

Добровольные помощники музея не только помогают работникам музейных учреждений, но и создают собственные. Общество "Друзья Лувра", созданное еще 1897, насчитывает сегодня 35 тыс. Членов. Волонтеры покупают для музея картины, обеспечивают проведение променад-концертов, детских праздников, выступлений оркестров, маркетинговых мероприятий, обслуживают зрителей в буфетах, выполняют канцелярские работы.

Приоритетными в музейной деятельности остаются образовательные программы для подростков, целью которых является культурное развитие детей, углубление их знаний об истории своей страны, ее искусство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебники. Музее тесно сотрудничают с общеобразовательными учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы.

Посетителям (и не только детям) разрешается ближе ознакомиться с некоторыми музейными экспонатами: примерить старинную одежду, смастерить по древним схемам предметы быта, разработать родовой герб, посмотреть тематические видеоматериалы, поработать с изделиями из стекла и фарфора, создать новый экспонат (модель, рисунок, схему).

Специальные образовательные программы разрабатываются с учетом возраста и развития детей и подростков и реализуются в таких формах работы, как экскурсии ", семинары, диспуты, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренинги. Например, образовательные проекты современного музея" Центр Магна "для детей предлагают историю научного познания Земли, Воды, Воздуха, Огня, раскрывают прикладное значение науки, ее влияние на окружающую среду, анализируют развитие промышленных ценностей и экологических проблем человечества. Интерактивное оборудование Центра позволяет разнообразить традиционные экскурсии виртуальными путешествиями: «побывать» в шахте, почувствовать себя в роли горняка, наблюдать формирование современного ландшафта страны, извержение вулкана, посетить кузницу или

электростанцию, оказаться в долине гейзеров или на максимальной глубине Мирового океана.

Использование педагогического потенциала музеев по иностранным странах не является инновацией. Популярностью пользуются воспитательные системы Германии (проекты "Город для детей - город для всех", Хертен, "Город как школа", Берлин; межведомственные музейно-педагогические программы Гамбурга и Штутгарта, "Мини-Мюнхен", Мюнхен); Нидерландов (проекты "Город-музей", "Наше будущее: Нидерланды-2 050"); Австрии («Вена - молодым **," Живописное Агистам **) Северной Ирландии ("Культурное наследие", "Образование для взаимопонимания") и др.

Перечисленные проекты музейные работники реализуют за пределами музеев и имеют целью научить ребенка воспринимать действительность, самостоятельно осваивать культурное наследие, понимать взаимосвязаны * связанность исторических эпох, усваивать навыки межличностного общения.

Перед музейно-образовательными проектами стоят и профориентационные задачи: познавательные экскурсии на предприятия, в различные учреждения и организации, редакции газет, книжные магазины, научно-исследовательские центры, рестораны, туристические комплексы, библиотеки, парки, отели помогают ребенку получить элементарные профессиональные знания и навыки, пообщаться со специалистами, сформировать собственное понимание сущности определенной профессии.

Укрепление контактов между музейными и образовательными учреждениями позволило разнообразить учебный процесс, сделать его интересным, учесть индивидуальные потребности подростка, расширить мировоззрение молодого человека, усовершенствовать преподавание дисциплин. Однако воплотить в жизнь образовательные о * екты не всегда удается, в первую очередь из-за нехватки квалифицированных специалистов, которые были бы не только искусствоведами, но и педагогами, умели работать с подростками.

Итак, основными тенденциями развития музейного дела являются:

Интеграция музейных программ в сфере досуга;

Сохранение и популяризация жизни местных культурных общин и их самобытности на фоне глобализации;

Обогащение духовной жизни человека путем активизации связи "искусство - история - индивидуальный опыт";

Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

Расширение музейной деятельности за пределы музейного учреждения, в регионы страны;

Развитие музеев как туристических объектов.