Литературная гостиная: Творчество Е.Л. Шварца. Сценарий урока – литературной гостиной с использованием компьютера Мероприятие по произведениям шварца для начальной школы

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы сказать во весь голос то, что думаешь.

Е. Шварц

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Слово ведущего.

Ведущий. За что мы любим сказки?

За то, что они будничную жизнь поворачивают к нам своей удивительной стороной, где самые обычные вещи и люди начинают жить другой жизнью.

За что мы любим сказки Евгения Шварца?

Герои его сказок ощущаются как живые люди. В его сказках, как во всех лучших сказках на свете, добро всегда побеждает зло. Его сказки учат быть великодушными, верными и храбрыми. Уже для многих поколений и детей, и взрослых Евгений Шварц стал постоянным спутником, веселым и мудрым другом, а придуманные писателем меткие и остроумные крылатые фразы гуляют по свету как народные поговорки, а это, согласитесь, бывает не часто.

II. Игра «Вспомните сказку».

Задача учащихся вспомнить, из каких сказок эти слова:

«Я не волшебник, я только учусь». («Золушка».)

«Любовь позволяет нам творить настоящие чудеса». («Золушка».)

«Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники». («Снежная королева».)

«Очень вредно не ездить на бал, когда ты заслужил это». («Золушка».)

«Не стоит говорить о чувствах, когда делаются дела». («Снежная королева».)

«Я себя не просто люблю - я в себе души не чаю». («Два клена».)

«Будете мешать - оставлю без завтрака». («Обыкновенное чудо».)

«Во мне тетя родная проснулась, дура неисправимая». («Обыкновенное чудо».)

«Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему». («Обыкновенное чудо».)

Показать портрет Е. Шварца.

III. Слово о писателе.

Ведущий. В жизни Евгений Львович, великолепный красавец, был сердечным и добрым, веселым и праздничным человеком, желанным гостем на детских новогодних елках и на встречах с первоклассниками в детской библиотеке, душой любой компании взрослых, будь это маститые, седобородые профессора или известные писатели. Шварц был замечательным рассказчиком, слушали его со всем вниманием, боясь пропустить мимо ушей что-нибудь смешное и интересное.

Только не надо думать, что он прожил безоблачную жизнь.

Его образование (он поступил в Московский университет на юридический факультет) осталось незавершённым, помешали войны - Первая мировая, потом Гражданская. Правда, воевал Шварц недолго: был контужен - от этого у него всю жизнь тряслись руки. Переболел сыпным тифом, от которого мало кто поправлялся. И всю жизнь потом ему, писателю, писать и печатать на машинке было трудно.

После гражданской войны кем только он не работал: и артистом, и журналистом, и - нужда заставляла - грузчиком в угольной гавани.

Есть досыта ему тоже не всегда удавалось, причем не только в молодости: он был в Ленинграде (сейчас Петербург) в самые Трудные месяцы блокады, его крупная, полная фигура похудела больше чем вдвое.

И писательские его дела далеко не всегда шли блестяще, ведь бывали времена, когда сказка считалась жанром сомнительным, а то и вредным - выдумкой, уводящей от реальности, от практической жизни. Приходилось объяснять, ради чего она рассказывается.

Да и широкое признание пришло к Шварцу после смерти.

В конце жизни он тяжко болел, но жизнерадостность, внимание к людям, любовь к шутке, как и любовь к труду, не оставляли его никогда.

Вот один забавный эпизод из жизни Евгения Шварца, который характеризует его как человека, который понимал толк в хорошей шутке.

В юности он был влюблен в юную актрису, армянку Ганю. Ганя долго противилась ухаживаниям Евгения Шварца и не соглашалась выйти за него замуж. Однажды в конце ноября поздно вечером они гуляли вдоль берега Дона (дело было в Ростове), и Шварц уверял Ганю, что готов сделать ради нее все, что угодно.

А если я скажу: прыгни в Дон? - засмеялась девушка.

Зря она так сказала. Потому что в ту же секунду Шварц перелетел через парапет и прыгнул в ледяную воду прямо как был — в шляпе, пальто и в калошах. Правда, следует признать, что после этого Ганя сразу вышла за него замуж.

Евгений Шварц вырос в семье врачей и с детства полюбил Две вещи: театр и книги. С одинаковым восторгом он читал и перечитывал «Принца и нищего» М. Твена и «Кавказского пленника» Льва Толстого, книги Жюля Верна и Майна Рида, Виктора Гюго и Конан Дойля.

Он сделал свой выбор в раннем детстве, еще не переступив порога школы, еще не написав ни строчки по причине ужасного

почерка. На вопрос мамы: «Кем же ты будешь"?» - он ответил полушепотом: «Романистом», забыв от застенчивости и смятения, что существует более простое слово: «писатель».

И он действительно стал писателем. Его творческая щедрость поражала: не проходило и дня без написанной страницы. Пьесы «Два клена», «Золушка», «Снежная королева», «Красная Шапочка», «Голый король», «Обыкновенное чудо», повести «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси», сказки «Новые похождения Кота в сапогах», «Два брата», цирковое или эстрадное представление, сценарии, воспоминания, литературные портреты - одно шло за другим, один замысел подгонял другой. Фантазия писателя была неистощима, а он сам был великим тружеником.

IV. Представление «Сказки о потерянном времени».

Ведущий. Писатель словно старался не растратить времени зря, как это неосторожно сделали в его «Сказке о потерянном времени» Петя Зубов, Маруся Поспелова, Вася Зайцев и Надя Соколова. Эти ленивые школьники всюду опаздывали, от всех отставали, пока не превратились в молодых стариков или старых ребят.

У ребят осталась одна-единственная возможность вернуть потерянную молодость. Какая? Пробраться в избушку злых волшебников и ровно в 12 часов повернуть стрелку ходиков на 77 кругов назад. Но сначала Пете нужно найти всех собратьев по несчастью.

Игра «Да - нет».

По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью?

(Отвечайте «да» или «нет», «подходит» - «не подходит».)

Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да.)

Старик едет на пожарной машине тушить пожар. (Нет.)

Старик прицепился к трамваю № 9. (Да.)

Старик несет ведро и кисть. (Нет.)

Старушка играет в классики на одной ножке. (Да.)

Старик посыпает тротуар песком. (Нет.)

Старушка играет в мячик. (Да.)

Идет старушка с большой корзинкой. (Нет.)

Евгений Шварц заключает эту хорошо закончившуюся для ребят-лентяев историю следующими словами:

«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Викторина «Посчитаем».

1. Сколько оборотов стрелки надо было сделать ребятам, чтобы вернуть молодость? (77.)

2. Сколько мальчиков и девочек попало в беду? (4.)

3. Сколько 2-классников и сколько 3-классников было среди них? (Трое третьеклассников и одна второклассница.)

4. Сколько злых волшебников жило в избушке? (4.)

5. Выберите из списка имен детей и злых волшебников имена ребят, потерявших молодость.

Пантелей

Ведущий . Кроме оригинальных сказок Евгений Шварц написал несколько историй по мотивам широко известных сказок, чаще всего - X. К. Андерсена или Шарля Перро, но каждая сказка Шварца - это самостоятельное произведение, настолько в них все по-другому и все по-новому.

Чьи сказки дополнил Евгений Шварц?

- «Новые приключения Кота в сапогах». (Ш. Перро.)

- «Золушка». (Ш. Перро.)

- «Снежная королева». (X. К. Андерсен.)

- «Голый король». (X. К. Андерсен.)

- «Красная Шапочка». (III. Перро.)

- «Тень». (X. К. Андерсен.)

V. Представление сказки «Новые приключения Кота в сапогах».

Ведущий. Кота в сапогах все помните? Чем Кот в сапогах отличается от обыкновенного кота? (Выслушать ответы детей и предложить ответы из сказки Е. Шварца «Новые приключения Кота в сапогах».)

Говорит по-человечьи.

Сказки рассказывает.

Наперегонки бегает.

В прятки играет.

Воды не боится, плавает и на боку, и на спине, и по- собачьи, и по-лягушачьи.

В сказке Евгения Шварца Кот в сапогах заскучал, растолстел без трудностей - живот мешает сапоги надевать - и отправился в путь за сложными делами.

Сначала он помог капитану большого красивого корабля всех крыс извести. А потом спас сына капитана Сережу от чар злой волшебницы. Сережа был на вид мальчик хороший, здоровый, румяный, аккуратный, а вел себя как разбойник: то Кота за хвост дернет, то планер сломает. Это злая волшебница, зеленая жаба ростом с хорошее ведро, силой своего колдовства заставляла Сережу вести себя плохо.

Как спасти Сережу? Коту в сапогах в этом деле помогли все воспитанники детского сада, которые вместе с Сережей приехали летом на дачу. Окружили дети жабу, она раздулась от злости и... лопнула.

Вопрос внимательным читателям:

За спасение Сережи Кот в сапогах получил от капитана и капитанши в подарок... что?

Новые сапоги и шляпу. +

Новый костюм.

Один килограмм молочных сосисок.

Путевку в санаторий.

VI. Представление сказки «Два брата».

Ведущий . Эта история случилась накануне Нового года.

Отправились отец с матерью на три дня в город за елочными украшениями, а дома оставили сыновей, Старшего и Младшего, наказав им не ссориться и не обижать друг друга.

В 6 часов вечера Старший сел читать книжку, а Младший от скуки стал просить: «Поиграй со мной». За это вытолкал Старший Младшего во двор и запер дверь. Когда часы показывали без четверти восемь, Старший опомнился, открыл дверь, но Младший исчез. Вернулись домой родители и обо всем узнали. Поседел отец от рассказа Старшего и тихо сказал:

Одевайся и уходи. И не смей возвращаться, пока не разыщешь своего Младшего брата.

Старший нашел Младшего во дворце злого Прадедушки Мороза, который не любил живых птиц, а любил вечный покой, и спас Младшего. И с тех пор братья живут дружно и счастливо.

Задания для эрудитов.

а) Назовите сказки, которые напоминают вам по содержанию сказку Евгения Шварца «Два брата».

(«Мороз Иванович» В. Одоевского, «Морозко», «Про ленивицу и радивицу».)

б) Сравните просто сказки и пьесы-сказки. Чем замечательны пьесы-сказки? (В пьесе-сказке нет слов автора (кроме ремарок), герои разговаривают друг с другом.)

VII. Представление сказки «Два клена».

Ведущий. Злобная Яга превратила двух мальчиков- братьев, сыновей неутомимой Василисы-работницы, в деревья. Любовь и смекалка матери, помощь сынишки Вани, птиц, зверей и даже избушки на курьих ножках, к которым отнеслись по- человечески, разрушили козни злой Яги.

VIII. Представление сказки «Снежная королева».

Ведущий. Жили в доме со своей старенькой бабушкой Герда и Кей. Кей попал под власть Снежной королевы. Чтобы спасти брата, Герда готова на все.

IX. Представление сказки «Обыкновенное чудо».

Ведущий . Добрый волшебник может делать поразительные вещи: с помощью землетрясений он сбивает масло, ураган заставляет таскать мебель. Однажды он встретил в лесу молодого медведя, голова лобастая, глаза умные, и превратил медведя в юношу с таким условием: если его полюбит и поцелует принцесса, юноша снова станет медведем.

Как вы думаете, чем закончилась эта сказка? (После поцелуя принцессы юноша не превратился в медведя, потому что любовь - самое сильное волшебство на земле.)

А теперь я хочу представить вам две чудесные повести Евгения Шварца о детях - «Первоклассница» и «Приключения Шуры и Маруси».

X. Представление повести «Первоклассница».

Ведущий. Эта повесть - про девочку Марусю, которая поступила в первый класс, подружилась с девочками, полюбила учительницу Анну Ивановну, научившую девочек не только писать, читать и считать, но и следующему:

Вставать и садиться тихо;

Слушаться всех учительниц;

Приходить в школу аккуратными;

Радоваться успеху своих подруг и помогать им в трудную минуту (зачитать).

XI. Представление повести «Приключения Шуры и Маруси».

Ведущий. Перед вами - настоящая приключенческая история. Жили-были две сестренки - Маруся и Шура, семи с половиной лет и пяти лет. Однажды бабушка пошла в магазин, а девочки, не послушав бабушку, вышли на площадку, чтобы посмотреть на жалобно мяукающую кошку, а дверь и захлопнулась. Много страху натерпелись девочки, со многими хорошими людьми познакомились, прежде чем снова попали домой.

Вопрос для эрудитов:

Девочки узнали, как много в доме незаметных помощников - людей, которые оберегают и дом, и живущих в доме людей. Назовите профессии незаметных помощников.

1. Старичок с клещами и молотком в руках - «топит паровое отопление». Это кочегар, истопник.

2. Черный человек, в черной рубахе, с черными от сажи руками и лицом, он чистит трубы. Это трубочист.

3. В фартуке, с метлой в руках, он двор подметает, у ворот сторожит. Это дворник.

XII. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Что ж, дорогие друзья! Пришло время завершать встречу с героями произведений Евгения Шварца. Он, конечно, волшебник, но бег времени не подчиняется никаким чарам. Однако не стоит расстраиваться! Поспешите в библиотеку, найдите на книжных полках те произведения, о которых мы сегодня говорили, и вы вновь окажитесь в стране сказок, волшебства, приключений.

Литература

1. Голованова, М. В. «Я не волшебник, я еще только учусь...»: о творчестве Е. Л. Шварца, 1896-1958 [Текст] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная школа. - 1998. - № 1. - С. 2-5.

2. Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиографической прозы; Письма; Воспоминания о писателе [Текст]. - М., 1991.

3. Корф, О. Б. Е. Л. Шварц (1896-1958) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от О до Я. - М. : Стрелец, 2006.-С. 52-53.

4. Крыжановский, А. «За что мы любим праздник?..» [Текст] / А. Крыжановский // А. Крыжановский. Шварц Е. Л. Рассеянный волшебник: сказки, пьесы. - Л., 1989. - С. 268-270.

5. Писатели нашего детства. 100 имен [Текст] : биографический словарь: в 3 ч. Ч. 3. - М., 2000. - С. 489-495.

6. Разгон, Л. Евгений Шварц [Текст] / Л. Разгон // Пионер. - 1986. — № 11. - С. 36.

7. Рахманов, Л. Обыкновенный волшебник [Текст] / Л. Рахманов // Л. Рахманов. Шварц Е. Л. Сказки, повести, пьесы. - Л., 1969.-С. 291-300.

8. Сивоконь, С. Безумство храбрых [Текст] / С. Сивоконь // Детская литература. - 1990. - С. 102-106.

9. Тихомирова, И. И. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] / И. И. Тихомирова // Очерки о детских писателях: справочник для учителей нач. классов. - М., 1999. - С. 229-231.

10. Шварц Е. Л. (1896-1958) [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 1998, август. - С. 2-3. - (Сказочники).

11. Шварц, Е. Сказки, повести, пьесы [Текст] / Е. Шварц. - Л., 1969.

12. Шварц, Е. Л. «Родина моей души...» [Текст] : из воспоминаний / Е. Л. Шварц. Два брата: сказка. - Л., 1987. — С. 41— 45. - (Читаем сами).

13. Шварц, Е. Л. Два брата [Текст] : сказка / Е. Л. Шварц. - Л., 1987. - (Читаем сами).

14. Шварц, Е. Л. Из воспоминаний о прочитанных в детстве книгах [Текст] / Е. Л. Шварц // Костер. - 2002. - № 2. - С. 13-14. - (Аптека для души).

15. Шварц, Е. Л. Клад, Снежная королева, Голый король, Тень. Дракон, Два клена, Обыкновенное чудо, Повесть о молодых супругах, Золушка, Дон Кихот [Текст] : пьесы / Е. Шварц. - М.; Л., 1962.

16. Шварц, Е. Л. Первоклассница [Текст] / Е. Шварц. - М., 2006. - (Библиотека школьника).

П.Шварц, Е. Л. Рассеянный волшебник [Текст] : сказки, пьесы/Е. Шварц.-Л., 1989.

18. Юбилей сказочника [Текст] // Стригунок. - 1996. - № 5. - С. 4.

Людмила Рыбакова

«ДВА КЛЕНА» Сценарий театрального представления по одноименной сказке Е. Л. Шварца для детей подготовительной группы

21 октября 2016 года исполняется 120 лет со Дня рождения писателя-сказочника Евгения Львовича Шварца.

Евгений Шварц – один из немногих писателей, чьи сказки сопровождают человека в течение всей его жизни. В детстве нас захватывают волшебные сказки - «Золушка», «Новые приключения кота в сапогах», «Царь Водокрут». В юности, писатель говорит с нами о любви в «Обыкновенном чуде».

В зрелости заставляет думать и понимать о многом в сказках, ставшими притчами - «Тень», «Голый король», «Каин – ХY111», «Дракон».

Каждому возрасту своя сказка!

Пьеса-сказка «ДВА КЛЕНА» была написана Е. Шварцем в 1953 году, но не утратила своей актуальности и в наше время, потому что учит:

Слушаться родителей (непослушание двух братьев привело к беде и принесло горе и маме и детям);

Только любовь и забота мамы способна помочь детям в трудную минуту, и об этом надо помнить всегда;

Быть добрым, сочувствовать, сострадать и помогать слабому, попавшему в беду;

Труд, знание и умение, смекалка, находчивость помогает людям не отчаиваться, а идти к своей цели до конца.

Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться и взрослые и дети. Сделаешь одно доброе дело, и оно вернется к тебе в десяти кратном размере.

Люби природу, бережно относись к ней. («Не обижайте нас! Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить по-нашему, когда домой вернетесь», - просят деревья сыновей, вновь ставшими людьми.

Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию Театральное представление по мотивам одноименной сказки Е. Шварца «ДВА КЛЁНА» (для детей подготовительной группы).

СПЕКТАКЛЬ «ДВА КЛЕНА» (по мотивам одноименной пьесы-сказки Е. Л. Шварца)

Действующие лица (все роли исполняют дети):

Василиса – работница, её сыновья: Федор, Егорушка, Иванушка; Баба Яга, Медведь, Котофей Иванович, Шарик, Мыши, Избушка

Декорация: Дом Василисы, перед домом скамья. Лес. (Плоскостные деревья). Поляна. Большое бревно (скамейка, задрапированная тканью). Два клена – нарисованы на плоском картоне в форме тампарески. Мельница – картонный макет. Сундук. Мешки.

Увертюра. Мелодия «В гостях у сказки». Открывается занавес.

Сцена 1. Лес.

Медведь, кот, собака сидят на бревне, ведут разговор.

Медведь: Как нас баба Яга к себе в избушку взяла,

В работу определила, не поила и не кормила.

Кот: Ни разу не похвалила,

Только ругала да корила.

Шарик: Лишь себя злодейка любит,

А другого – то погубит

Т. Морозова «Бабка Ёжка» (минусовка). Из леса выходит Баба Яга с метелкой (любуется на себя в зеркало)

Баба Яга: Я бабулечка, Я –Ягулечка!

Полюбуйтесь все…красотулечка!

Хороша я, хороша! раскрасоточка-душа!

(зверям): А вы вон убирайтесь,

На глаза не попадайтесь!

Что в вас проку, одна безделица. (выметает их метлой)

(задумывается) : А прислуживать мне будет

Василиса –рукодельница.

Заманить бы ее побыстрей (думает)

Украду я ее сыновей!

Она искать их отправится,

Да сама ко мне и явится!

(радостная уходит)

Сцена 2 Изба Василисы и ее детей. Перед избой сидит Ваня, он «делает из прутика дудочку».

Русская народная мелодия «Ах вы, сени!» Выходят 2 брата Федор, Егор. Они играют в догонялки и дразнят друг друга.


Егор: Федя-редя, съел медведя!

Федя: Егор- мухомор, проглотил забор!

Егор: А что, пойдем в лес, Федя,

Может увидим медведя!

Федя: А что, пойдем в лес, Егор,

Найдем мухомор! (оба берут корзинки, готовы уйти)

Иван: Мама в лес ходить не велела!

Егор и Федя: А мы уже большие, -

И тебе до этого нет никакого дела!

Иван: У матушки надо спроситься!

Егор и Федя: А мы быстро, и без спроса

Сумеем возвратиться. (уходят)

Сцена 3. Поляна. Федя и Егорушка собирают грибы.

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского. Налетает БЯ и подхватывает их- они держатся за ее метлу и крича «Мама!» улетают с ней. Прилетели.

Баба Яга: Превращу вас в клены – крона высокая,

Не найдет вас мать одинокая!

Сцена 4. Изба Василисы. Из дома выходит Василиса и Иван

Василиса: Ты, Ванюша здесь оставайся,

Да братишек своих дожидайся.

Иван: Ты возьми меня, матушка тоже!

Василиса: Нет, нельзя, это не гоже!

Через лес я пойду, через поле,

Не унять материнское горе! (прощаются)


Сцена 5. В лесу.

Василиса идет и зовет: Федя! Егорушка!

Под мелодию «Вдоль по Питерской» идет Медведь.

Василиса: Кто там по лесу ходит,

Между сосен бродит?

Места себе не находит?

Медведь: Это я Медведь Бабы Яги. Ты меня не бойся, не беги.

Обманом меня Баба Яга заманила и держит! (плачет)

Василиса: Не плачь, Мишенька, я тебя медом угощу,

Да только весь дать не могу,

Сыновьям несу! Не видал ли ты детей моих?

(Медведь отрицательно качает головой).

Придется у Бабы Яги расспросить про них!

Где ее избушку мне найти?

Медведь: Яги дома нет. Она в пути.

А избушка сама сюда явится,

Поскольку гуляет где хочет,

Где ей самой нравится!

(Зовет избу): Цыпа-цыпа-цыпа!

Берегись, курьи ножки бегут по дорожке!

Чужого в дом не пускают: затопчут, растолкают

Русская народная мелодия «Светит месяц» Появляется избушка, она кудахчет

Василиса: А я лаской их обогрею,

О многом спросить сумею:

Ой вы ноженьки куриные,

Крылышки почти орлиные,

Как пройдетесь по дороженьке,

Затанцуют ваши ноженьки!

Ох, дивится народ, восхищается!

До чего же ваш танец всем нравится!

Танец Избушки Русская народная мелодия «Светит месяц»

Из избы выходит Баба Яга. Звучит «Баба Яга» П. Чайковского

Баба Яга: Ну, здравствуй, Василиса!

Ты, говорят, большая мастерица:

И готовить, и прясть умеешь

И в хозяйстве разумеешь!

Мне послужи-ка,

Воды с болотца принеси-ка!

Василиса: Не слуга я тебе, Ягусечка,

И слугой мне не быть, бабусечка!

Баба Яга: Коли так разговор поведешь,

То сынков своих никогда не найдешь!

Василиса: За детей все отдать я готова!

Верни мне Федю и Егора!

Баба Яга: Возвратить не обещаю,

А послушать разрешаю!

(хлопает 3 раза в ладоши)

2 Клена: Мама, мама, помоги! От Яги убереги!

Мы домой хотим, домой!

Нас возьми скорей с собой!

Василиса (бегает, ищет детей, подбегает к 2 кленам):

Феденька! Егорушка! Отзовитесь!


Баба Яга: Молчать! Запрещаю отвечать!

(Василиса плачет. Баба Яга смеется.)

Баба Яга: Делай, что я прикажу.

У меня лишь 3 заданья,

Что потребует старанья.

Коль тебя я похвалю…(задумывается)

То детишек отпущу!

Что, согласна ты?

Василиса: Согласна!

Баба Яга: Очень рада! Это мне как раз и надо!

Баба Яга: Вот амбарчик.

Перебрать тебе велю,

А к утру и посмотрю!

А еще, чуть не забыла:

Мельницу построй на диво.

Перемелешь все зерно,

Утром посмотрю в окно!

Ну а этом сундуке золото хранится (открывает)

Нету золота, не стало!

Все украли! все пропало!

Медведь: Верно, ты, Яга забыла,

Сама золото зарыла!

Баба Яга: Ой и точно!

Ты сундук отыщи

И ко мне притащи!

До свидания,

Опять полечу я отдыхать!

А уж утром прилечу,

Над тобой похохочу…(улетает)

Василиса: Что же, время дорого, пора за дело приниматься!

Медведь: Нам не справиться вдвоем! Кота и собаку позовем!

Шарик! Котофей Иванович, пожалуйте сюда!

Василиса: (гладит по головке) : Какие вы хорошие Шарик! Котофей Иванович

Медведь: Что Василиса скажет, то и делайте

Василиса: Ты Шарик, золото ищи!

Ты котик, мышек позови: зерно перебрать,

Да и нам некогда скучать:

Мы с Михайло Потапычем пойдем мельницу строить. (уходят)

Котофей Иванович: Мышки, мышки, быстро к нам!

Я задание вам дам!

Вот амбарчик.

Здесь зерно перепуталось давно:

Рожь да пшеница, ячмень да чечевица.

Перебрать я вам велю,

А к утру и посмотрю!

Русская народная мелодия «Гусачок» Танец-импровизация «Мышки перебирают зерно в мешки»

Русская народная мелодия «Полянка». Импровизация «Строим меленку». Василиса и Медведь имитируют постройку мельницы. и выносят из не мешки с мукой.

Русская народная мелодия «А я золото хороню». Импровизация «Шарик в поисках мешка с золотом»

(Шарик бегает и подбегает к большому камню, старается его сдвинуть с места)

Навстречу Шарику выходит Иван.

Иван: Кто ты, песик?

Шарик: Шарик я!

Иван: Не видал ли мою маму?

Может знаешь, где она?

Василисою зовут.

Шарик: Братья с мамой вместе тут!

(Шарик хочет поднять большой камень, под ним сундук с золотом.)

Шарик: Помоги, Ванюша мне, а иначе быть беде.

(Оба поднимают камень и достают оттуда сундук с золотом)

Под мелодию «Вдоль по Питерской» идет Медведь и несет мешки с мукой.

Медведь: Мы работали весь день.

Отдохнем, присядем в тень

Василиса: Клены ласково шумят,

Отдохнуть и мне велят (садится под кленами)

(Ваня видит маму и обнимает ее)

Ваня: Мама! Дома я не мог остаться,

Решил в дорогу собираться:

Маму милую нашел…

Василиса: Молодец, что ты пришел!

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского Выходит незаметно Баба Яга. Смотрит кругом и видит, что все сделано

Баба Яга: Всё успела? … все смогла …

Но хвалить не буду я.

Спрячу с златом сундучок,

Не найдешь его, дружок. (убегает с сундуком)

Ваня: Стой, Яга, сундук отдай!

Баба Яга: А, попался! Так и знай!

Никого я не люблю,

Зло и пакость лишь творю!

Василиса: Я исполнила заданья –

Ты исполни обещанье!

Баба Яга: Ха-ха-ха. Еще заданье – дополнительное!

Пока солнышко не село,

Ты его исполнишь смело.

Разыщи своих сынков…

Не найдешь, так будь здоров! (убегает)


Василиса (подходит к 2кленам):

Шелест нежный кленов этих говорит мне:

Это дети заколдованы стоят,

Я нашла своих ребят!

Как же чары злые снять?

Как мне их расколдовать?

Кот, Шарик и Медведь: Цып –цып-цып! Приди, избушка

Принеси живой воды,

Что хранится у Яги.

Русская народная мелодия «Светит месяц» Появляется Избушка, отдает ведро с живой водой.

Василиса поливает 2 клена водой, «мальчики оживают» (выходят из тампаресок, обнимают Василису.

Василиса: Вы, сыночки мои,

Голубочки мои,

Как я рада опять

Всех вас вместе обнять!


Иван: Мама, милая, родная,

Самая лучшая и дорогая. (обнимает маму)

Егорушка: Всю любовь и заботу мамы

Сбережем, сохраним навсегда мы! (обнимает маму)

Федя: Мы любовь твою не забудем,

Огорчать нашу маму не будем! (обнимает маму)

Выходят все участники спектакля.


Заключительные слова всех героев сказки:

Пусть в семье будет мир и удача,

Слезы радости, счастья – не прячем!

Всем хотим сказать по секрету,

Что запомним мы сказочку эту!

Чтобы не было горя, печали,

Мама, ты прости, что тебя огорчали!

И не в сказке, а в жизни мы скажем

Навсегда с нами мамочка наша!

Русская народная мелодия. Общая Пляска.

Тематика сказки актуальна и может быть использована на Праздниках: Осени, 8 Марта, День Матери, День Семьи, в работе Театрального кружка.

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого документа
«Литературно-театрализованный вечер «Сказка всегда права», посвященный 120-летию со дня рождения Е.Шварца»

Литературно-театрализованный вечер

«Сказка всегда права»,

посвященный 120-летию со дня рождения Е.Шварца

Преподаватель - Соколова Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Предмет – литература

Тема – Евгений Львович Шварц. Жизнь и творчество.

Литературно-театрализованный вечер «Сказка всегда права»

Продолжительность – 2 урока

Класс – 5 - 10 класс

Образовательное учреждение – г.Рязань, МБОУ «Школа №46»

В 2016 г. исполняется 120 лет со дня рождения Е.Л. Шварца. О творчестве Шварца в школьной программе говорится лишь вскользь при изучении обзорной темы «Литературный процесс 30-50-х гг.». А его пьесы до сих пор не утратили актуальности, фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой. Поэтому в школе во время декады русского языка и литературы решили провести мероприятия, посвященные изучению жизни и творчества этого замечательного драматурга. А итогом стало общешкольное мероприятие - литературно-театрализованный вечер «Сказка всегда права». Все это способствовало повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, помогло пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, развитию их артистических способностей.

Компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с людьми из ближайшего окружения драматурга, продемонстрировать фотографии из спектаклей и фильмов.

Внеклассное мероприятие подходит для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения, а также предоставляет возможность всем учащимся для самораскрытия.

Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, актёров, танцоров, исполнителей песен, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к мероприятию, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.

План проведения мероприятия

Время

Организационный момент: приветствие под сопровождение мелодии из кинофильма «Обыкновенное чудо»

Рассказ ведущих о жизни Е.Л. Шварца.

Образовательная задача – дать представление о фактах биографии драматурга.

Театрализованные отрывки из сказок

Сценка №1. «Золушка»

Сценка №2. «Сказка о потерянном времени»

Сценка №3 «Снежная королева»

Исполнение песни «Песня волшебника».

Задача – эмоционально воздействовать на учащихся и подготовить к восприятию фрагмента.

Сценка №4 «Тень»

Сценка №5 «Обыкновенное чудо»

Сценка №6 «Дракон»

Заключительное слово ведущих. Исполнение стихотворения О.Берггольц «Не только в день этот праздничный …»

Исполнение песни из кинофильма «Давайте негромко, давайте вполголоса».

Задача - эмоционально воздействовать на учащихся.

Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права.

Ведущий 1. (Слайд №1)

Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, актеры, сторожа. А я вот – Сказочник. И все мы – и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и Сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди. Не будь, например, меня, Сказочника, не сидели бы вы сегодня здесь и никогда не узнали бы, что случилось … Но тс-с-с… молчание. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!

Ведущий 2. (Слайд № 2,3)

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным-давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

Ведущий 1. (Слайд № 4)

Итак, наша сказка – быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, акушерка, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Он знал, что будет писателем уже в раннем детстве; в пять лет на вопрос матери: «Кем ты хочешь стать?», ответил: «Романистом». (От волнения маленький Женя забыл более простое слово: «писатель».)

Ведущий 2. (Слайд № 5,6,7)

Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Поступив в Московский университет, Евгений Шварц увлёкся театром и стал серьёзным артистом. Но вскоре Шварц расстался с профессией актера и потянулся к литературе. В 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж". В 1925 году вышла первая книжка Шварца. Евгений Шварц стал писателем. Одна за другой печатались его детские книжки в стихах и прозе.

Ведущий 1. (Слайд № 8)

Вскоре детский писатель стал детским драматургом. Первой пьесой, принесшей Шварцу, всемирную известность, стал «Голый король», произведение, которое стала известно зрителям лишь через 30 лет после написания. В то время пьесу запретили. Но созданная в 1940 году пьеса «Тень» всё же была поставлена на сцене и имела большой успех.

Ведущий 2. (Слайд № 9)

Когда началась война, Шварц попытался записаться в народное ополчение, но его забраковали на медосмотре. Осенние и зимние месяцы 1941 года он оставался в блокадном Ленинграде, потом эвакуировался в Душанбе. Там Шварц написал сказку «Дракон». Но в пьесе усмотрели сатиру на советскую действительность, и она оставалась под запретом до 1962 года.

Ведущий 1. (Слайд № 10)

В 1944 году Евгений Львович Шварц начинает работу над самым личным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Пьеса «Обыкновенное чудо» была поставлена в 1956 году. «Обыкновенное чудо» – самая личная из всех сказок Евгения Шварца. И неудивительно – ведь повествовала она о Любви. Жаль только, что это была последняя сказка Волшебника. Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-вечны.

Ведущий 2. (Слайд № 11, 12)

Знакомство с творчеством Е.Шварца для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", «Тень», «Дракон».

Ведущий 1. (Слайд № 13)

Ах, как много сказок я знаю! Если рассказывать каждый день по сто сказок, то за сто лет я успею выложить только сотую долю моего запаса. Сегодня вы увидите сказки. Эти сказки и грустные и веселые. В них участвуют мальчики и девочки, принцы и принцессы. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре. Ну-с, вот как будто и все. Можно начинать… Да, самое главное я и забыл! Все эти сказки написал удивительный сказочник Е. Шварц, 120-летие которого мы будем отмечать в 2016 году.

Ведущий 2. (Слайд №14)

Не только в день этот праздничный

в будни не позабуду:

живет между нами сказочник,

обыкновенное Чудо.

И сказочна его доля,

и вовсе не шестьдесят

лет ему - много более!

Века-то летят, летят...

Поэзия - не стареется.

Сказка - не «отстает».

Сердце о сказку греется,

22 ноября 2016 года в Детском отделе МБУК «Орловская МЦБ» прошла викторина по «Сказке о потерянном времени», посвящённая 120-летию со дня рождения Е.Л. Шварца.

Каждый знает, что время нужно беречь, а не проводить его впустую. Вспомнить о необходимости бережного отношения к своему времени библиотекари пригласили ребят из 2 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 (классный руководитель Самойленко С.Н.). А помогла им задуматься об этом «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

Заведующая Детского отдела Ичева И.В. познакомила учащихся со сказочником и настоящим волшебником, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Участники встречи рассказали, что они прочитали многие сказки этого писателя, а также ответили на вопрос: «За что вы любите сказки Шварца?» Ребята собирали пословицы, отвечали на вопросы викторины и сделали для себя главный вывод: не нужно понапрасну терять время.

Е.Л. Шварц в книге «Сказка о потерянном времени» соединил мир фантазии и реальности. Ребята активно обсуждали темы, актуальные во все времена и согласились, что данная сказка повествует о детях, которые пренебрежительно относились к своему времени, и практически потеряли его. Ребята рекомендуют прочитать эту сказку всем школьникам, она многому может научить.

Сказки Е.Л. Шварца воспевают самые прекрасные свойства души - верность, доброту, благородство, умение любить близких людей, ценить время.

Большой интерес вызвал просмотренный ребятами мультфильм по сказке Шварца «Два клена».

Ребята с удивлением узнали, что в пьесе Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» волк в лесу поставлен на перекрестке, как милиционер-полицейский, чтобы смотреть за порядком, а заяц превращается в преданного рыцаря. Обзорно читатели познакомились с повестями Е.Л. Шварца «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси».

Многие ребята не захотели расставаться с героями произведений Шварца и взяли для самостоятельного прочтения его сказки, что бы вновь оказаться в стране волшебства и приключений.

Заведующая Д.О. Ичева И.В.

24.11.16

120 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца

" Путешествие по сказкам Е. Л. Шварца ""

(портрет, книги, книги у детей, обложки книг, выставка книг, поделок и рисунков)

1. Биография + портрет:

Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнилсясвоими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм. Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье врачей.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.
Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература. Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж».

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958. Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.

2. Обсуждение сказок, прочитанных детьми:

3. Обсуждение " Сказка о потерянном времени ":

Часто сказки кончаются словами: “Сказка - ложь, да в ней намёк…” О чём намекнул вам Евгений Шварц? (О необходимости беречь своё время, наполнять свой досуг содержанием).

Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его? (Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать)

ВИКТОРИНА:

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»

2. Ситуация, в которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер …. (бородой)

3.Он любил повторять в конце каждой учебной четверти…. (успею)

4. Где отыскал Петя разгадку волшебства? (в лесу)

5. Кого встретил в лесном доме Петя, как они обращались друг к другу и почему? (злые волшебники и волшебницы)

6. Как ребята смогут стать прежними? (если ребята, которых превратили в стариков разыщут завтра друг- друга, придут ровно в двенадцать часов ночи в лесной домик и повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, то снова станут детьми)

Хочу закончить наш литературный урок словами Е. Л. Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».