Основы пластической анатомии. Основы анатомии для изображения человека Пластика человека в рисунке

Курс представляет собой детальный адаптированный разбор схем гениального художника-анатома Готфрида Баммеса иллюстратором Ярославой Клепиковой и уроки по рисованию с натуры преподавателя МХПА им. С. Г. Строганова Александра Безина. Погружение в логику этих схем, изучение объемов и плоскостей человеческого тела, их расположение в трехмерном пространстве, изучение силовых линий и принципов механики движений позволит вам осмысленно и реалистично рисовать человеческое тело, а выполнение заданий по рисунку с натуры позволит лучше понять особенности применения своих знаний на практике.

  • 34 урока
  • 30 минут ежедневных занятий
  • 11 недель

Чему вы научитесь

  1. Научитесь рисовать фигуру человека с натуры или по фото.
  2. Разберетесь в особенностях человеческой анатомии.
  3. Подробно разберете рисунки и схемы тела и лица человека с учетом пропорции, строения, мимики и изменения в движении.
  4. Получите необходимые для практической работы научные сведения.

Расписание

  1. Основные пропорции человека. Вид спереди, вид сбоку. Основные объемы. S-образная линия позвоночника.
  2. Контрапост. Изменение основных линий плечевого и тазобедренного поясов.
  3. Рисунок фигуры человека стоя с опорой на одну ногу. Эскизная часть.
  4. Композиционный поиск в листе. Соотношение пропорций. Конструктивное построение.
  5. Сравнение мужской и женской фигур. Пропорции, основные объемы, их различия.
  6. Введение в законы линейной перспективы. Куб как универсальная модель трехплоскостного пространства. Принципы параллельных прямых в рисунке.
  7. Фигура человека в перспективе. Основные линии тела в линейной перспективе.
  8. Поза человека со скручиванием. Изменение объемов груди и таза относительно друг друга. Основные плоскости.
  9. Основные пропорции лица человека. Плоскости лица. Принципы построения глазниц, нижней челюсти, носа и рта.
  10. Основные пропорции лица человека. Фронтальный и боковой ракурсы.
  11. Быстрые наброски головы: лицо направлено вверх, ракурс сзади, ракурс сверху. Особенности реализации объема.
  12. Рисование головы с натуры. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  13. Грудная клетка. Вид спереди и сбоку. Чем образован плечевой сустав. Ребра. Ключицы. Основные плоскости.
  14. Грудная клетка. Вид сзади. Лопатки. Ребра. Основные плоскости.
  15. Плечевой пояс. Вид сверху. Движение лопаток и ключиц при приведении и отведении рук.
  16. Рисунок портрета с плечевым поясом в цвете. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  17. Кости таза. Особенности строения. Основные плоскости.
  18. Строение таза. Вид сзади и снизу. Основные плоскости. Направляющие. Подвздошная, седалищная и лобковая кости.
  19. Торс, вид сзади. Мышечные объемы грудной клетки и таза.
  20. Торс, основные мышечные группы. Формирование плоскостей и объемов груди, живота, руки.
  21. Женский торс. Грудные железы. Принципы построения.
  22. Скручивание плеча и предплечья. Основные объемы и плоскости.
  23. Локтевой сустав. Вид сзади, вид спереди. Наружная и внутренняя стороны руки. Вращение локтевого сустава. Схемы построения.
  24. Кисть руки. Принципы построения. Основные плоскости. Общие плоскости пальцев. Большой палец антагонист.
  25. Различные положения кисти руки. Скручивание. Отношение плоскостей плеча и предплечья друг к другу.
  26. Кисть руки. Различные положения пальцев. Особенности построения. Поворот кисти. Кулак.
  27. Обзор ноги от бедра до стопы. Объемы, рельефы, пропорции. Костный состав. Объем мягких тканей. S-образная дуга. Силовая линия. Вид спереди. Вид сзади.
  28. Коленный сустав. Большая и малая берцовые кости.
  29. Коленная чашечка. Положение коленной чашечки при сгибании и разгибании коленного сустава.
  30. Стопа. Состав и расположение основных костей стопы. Пяточная кость, предплюсна, плюсна, пальцы.
  31. Особенности формы. Основные плоскости.
  32. Движение голеностопного сустава: отношение костей стопы, большой и малой берцовых костей.
  33. Вид голеностопного сустава при различных положениях стопы.
  34. Общий вид стопы. Особенности построения плоскостей. Своды стопы. Создание объема.
  35. Изменение положения стопы: на мысок, на пятку. Точки опоры. Дуга свода стопы. Основные плоскости. Схемы построения. Пальцы ног.

Необходимые материалы и инструменты

  • Пачка офисной бумаги А4
  • Альбом А3 перекидной на пружине с твердой обложкой (для того, чтобы использовать как подложку)
  • Уголь пресованный упаковка
  • Уголь в карандаше: мягкий
  • Карандаши: 2Н, Н, НВ, В, 2В
  • Ластик Kohinoor
  • Клячка

Как проходит обучение

Обучение проходит в группе Фейсбука и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. Нужно смотреть лекции, задавать вопросы в Фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. После прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

Усвоение сложного материала через работу над неизбежными ошибками. Освоение базовой анатомии, что качественно улучшит ваш навык рисования, сделает его более точным и профессиональным, даст хорошую основу для новых художественных экспериментов.

Преподаватели работали для


Примеры работ преподавателей

Работы студентов

Мнения выпускников

Юлия Чистякова

Ярослава, огромное спасибо вам за этот курс! Даже не верится, что он уже закончился. Вы научили меня по-другому смотреть на человеческое тело, видеть закономерности на месте «случайных» форм. Осталось собрать все знания воедино и научиться применять их на практике:)

Юлия Езопова

За время занятий рука стала себя вести более увереннее и совсем иначе наносить линии, многие вопросы разложились по полочкам в голове:) Со временем конечно в нашем бешенном ритме мегаполиса тяжело, особенно в самом начале занятий. Но потом удалось найти необходимое количество времени и задать хороший темп для выполнения работ. :) На самом деле, весь период обучения со мной в рюкзаке всегда были карандаши и бумага, чтобы в свободную минутку уделить им время:) Даже в отпуске я весь набор начинающего художники собрала с собой:) И это было потрясающе!!!:) До сих пор со мной всегда и везде бумага и карандаши:) Я долгое время пыталась самостоятельно изучить рисунок человека (около 5 лет!!!), но пробелы в знаниях и опыте все же оказались огромными! А осенью предыдущего года я стала студентом библиотеки bangbangeducation и записалась на курс анатомии человека:) Вот тут мои горизонты и расширились!!!:) После курса анатомии пришло жгучее желание развиваться дальше как и в академическом рисунке так и в творчестве вцелом:) Я стала более решительная в своем желании сменить род деятельности (я инженер) и потихонечку к этому иду:) Спасибо Вам за прекрасную школу, отличный курс анатомии и внимательное отношение к ученикам:)

Мара Фрибус

Хотелось бы сказать вам огромное спасибо за внятные и подробные объяснения, за информативные поправки, ответы на вопросы и много полученных знаний в течение этого курса! Мне кажется, я получила самое главное — как правильно думать, чтобы что-то нарисовать. Спасибо!

Александр Карпов

Юлия Зильберт

С самого детства я мечтала научиться рисовать, но в моем плотном графике (хореография, английский, музыкальная школа) никогда не было на это времени, и в какой-то момент я уже смирилась с тем, что рисовать мне не дано, но рискнула и записалась на курс Лены Кер по фэшн-иллюстрации. Как говорится, была-не была, притом, что график с годами легче не стал, но тут, в первую очередь, меня привлекла возможность заниматься удаленно, в удобное для меня время смотреть видео-уроки, выполнять домашние задания и, конечно же, прекрасная обратная связь с преподавателем. За месяц я сделала не просто шаг, а огромный прыжок в моем стремлении научиться рисовать. Если бы кто-то сказал мне, что я смогу так, я бы ему не поверила. Я до сих пор не верю, что это рисую я! Тот человек, который и карандаш в руках держать толком не умел, а уж человека нарисовать было для меня за гранью.

Маргарита Стрелковская

Я выбрала курс потому, что чувствовала нехватку в крепкой базе. Я училась только в художественной школе, а там упор был в основном на построении головы, других подробностей не хватало. Заметила, что часто не получается перенести на бумагу образы из воображения: человеческие фигуры будто распадаются, в них отсутствовует цельность. Больше всего я ждала видео о построении стоп и кистей: с этим у меня были особые проблемы. Ошибочно думала, что остальное будет более понятно и легко. Однако в итоге самыми полезными для меня стали упражнения с вращением-скручиванием и построением таза в разных ракурсах. Оказывается, о тазе я вообще не имела никакого представления. Большое спасибо за курс! Думаю, для добросовестных новичков это просто клад. Но я на всякий случай буду рекомендовать его тем, кто уже выработал привычку рисовать каждый день.

Людмила Заякина

Хочу поблагодарить за мегаполезный курс! Для меня учиться на нем было сплошным удовольствием. Особенно радовали подсказки преподавателя к домашним заданиям: нюансы, которые помогали лучше понимать схемы и как их рисовать. Домашнее задание поначалу занимало много времени: было ощущение, что я вообще первый раз карандаш в руку взяла. Но зато стала смелее «в линии». Многое в фигуре человека стало понятным: какие линии какими хрящиками-косточками объясняются. Очень понравились задания, где нужно было по аналогии со схемами с урока нарисовать другие ракурсы. Жаль только, таких заданий было немного. Сейчас я уверенней рисую человека с натуры, независимо от позы, которую этот человек принимает. Прежде сложные ракурсы вызывали у меня ужас, и я старалась их по возможности избегать. С удовольствием продолжу практиковать полученную теорию, чтобы загрузить ее поглубже на подкорку.

Анатомический художник Ванесса Руис рассказывает историю изображений человеческого тела, оживших благодаря этой визуальной науке, которая вдохновляет художников. Она считает: у анатомического искусства достаточно сил, чтобы выйти за пределы медицинских учебников.

Будучи любителем анатомии человека, я очень рада, что наши тела наконец оказались в центре внимания. Использование профилактической медицины, информирование пациентов, самомониторинг, вплоть до недавней мании непрерывного наблюдения за здоровьем. Всё это способствует формированию здорового взаимодействия с нашим организмом.

Вопреки акцентированию внимания на поддержании здоровья, общество почти ничего не знает об анатомии. Многие не знают расположения основных органов или даже их функции. Причина заключается в сложности анатомии человека; для её изучения требуется много времени.

Я потратила массу времени на заучивание сотен структур. Изучение анатомии невозможно без визуализаций. Потому что в конечном итоге именно медицинские иллюстрации будоражат наше любопытство при изучении анатомии, хотя вы можете и не помнить каждую систему. Глядя на них, мы видим справочник о себе.

Что происходит после окончания обучения? Эти прекрасные иллюстрации остаются в учебниках или приложениях, которые мы открываем при крайней необходимости. Остальное население сталкивается с медицинскими иллюстрациями, пробегая взглядом по стенам врачебных кабинетов.

С момента зарождения современной медицины медицинские иллюстрации, наряду с анатомией, главным образом существовали в рамках медицинского образования. Тем не менее, сейчас происходит нечто захватывающее. Художники выносят анатомию за пределы медицинского мира и «выбрасывают» её в общественные пространства. Последние девять лет я систематизировала произведения анатомического искусства и, будучи медицинским иллюстратором, делилась своим видением с другими.

Прежде чем я перейду к демонстрации анатомии в современном искусстве, важно понять влияние искусства на анатомию в прошлом.

Анатомия, по сути, является визуальной наукой, и впервые анатомы осознали это в эпоху Возрождения. Они надеялись, что художники помогут рассказать обществу об их открытиях. Это стремление объединить образование с развлечением вылилось в очень странные анатомические иллюстрации.

Анатомия была вовлечена в борьбу между наукой, искусством и культурой, которая продолжалась более пятисот лет. Представленные художниками тела были словно живые, будто показывали забавный анатомический стриптиз. Отделённые от тела конечности часто изобржались в натюрмортах. Некоторые иллюстрации даже ссылались на поп-культуру. Это Клара, известный носорог, путешествовавший по Европе в середине XVIII века, в те времена носорог был волнующей редкостью. Эта иллюстрация сопоставима с современной рекламой со знаменитостями.

Внедрение цвета привело к передаче новых глубин анатомии, сделав её завораживающей.

Однако в начале XX века идеальный баланс науки и искусства был нарушен из-за появления медицинских иллюстраторов. Они создали универсальные анатомические изображения - нечто ни живое, ни мёртвое, не подверженное влиянию художественной культуры. Акцентирование внимания на точности без излишеств пошло на пользу только медицинскому образованию. Именно на этом нам приходится обучаться по сей день.

Однако почему медицинские иллюстрации, как старые, так и современные, пленяют наше воображение? Все мы с рождения настроены на , а медицинские иллюстрации всё ещё являются искусством. Ничто не может вызвать более широкий спектр эмоций - от радости до полного отвращения, - чем человеческое тело. Сегодня художники вооружаются этими эмоциями, чтобы вынести анатомию за пределы медицинского мира и оживить её в максимально творческих произведениях искусства.

Идеальным примером является современный испанский художник Фернандо Висенте. Он использует анатомические иллюстрации мужского тела XIX века и окутывает их женской чувственностью. Женщины на иллюстрациях побуждают заглянуть под их поверхностную анатомию, которая вносит здоровую женственность. Ранее её не хватало в истории анатомических изображений.

Также искусство можно увидеть в восстановлении человеческого тела. Это рентген женщины, которая сломала лодыжку из-за несчастного случая на роликах. Чтобы запечатлеть свою травму, она наняла архитектора из Монреаля Федерико Карбаджала для создания скульптуры её повреждённой голени из проволоки. Обратите внимание на ярко-красные штифты в скульптуре. Именно они использовались для восстановления её лодыжки. Это медицинское снаряжение было по-новому представлено как искусство.

Многие интересуются, как я выбираю произведения искусства для онлайн-выставки или размещения в галерее. Для меня важен баланс техники и идеи, которая раздвигает границы анатомии как способа самопознания. Именно поэтому работы Майкла Риди поражают меня. Его серьёзные работы часто содержат элементы юмора. Например, взгляните на её лицо. Обратите внимание на красные пятна. Майкл изображает поглощающую непредсказуемость кожного заболевания в виде маниакальных мультяшных монстров, которые докучают и не поддаются контролю. На зеркальном рисунке он показывает полную анатомию и окружает её сиянием, делая похожей на конфету. Таким образом Майкл преуменьшает обыденное восприятие анатомии, в первую очередь ассоциирующееся с болезнями и смертью.

Возможно, следующая концепция не несёт глубокий смысл, но человеческая анатомия больше не ограничивается людьми. Вы в детстве мечтали, чтобы ваши игрушки ожили? Джейсон Фрини осуществляет эту мечту с помощью магического вскрытия игрушек.

Для кого-то это может показаться отвратительным по отношению к невинным детским игрушкам, однако Джон говорит об этих вскрытиях: «Я никогда не видел у детей страха при виде моих работ». Всегда изумление, удивление и желание исследовать. Боязнь анатомии и внутренностей не является врождённой.

Данное препарирование также касается политических и социальных объектов. В «Анатомии войны» Ноа Скалина мы видим пистолет, состоящий из человеческих органов. Но если присмотреться, вы увидите отсутствие сердца и мозга. Если продолжите всматриваться, то заметите, как глубокомысленно Ноа поместил задний проход на конце ствола оружия.

За следующим художником я слежу уже много лет, как он пробуждает в обществе восхищение анатомией. Молодой художник Дэнни Куирк рисует людей в процессе самовскрытия. Он пренебрегает правилами медицинской иллюстрации, добавляя драматизма за счёт светотени. Создаётся трёхмерная иллюзия, которая отлично выглядит нанесённой прямо на человеческую кожу. Дэнни создаёт видимость реального удаления человеческой кожи. Данный эффект - также напоминающий татуировки - можно легко преобразовать в медицинскую иллюстрацию. В данный момент Дэнни путешествует по миру и через рисунки на теле обучает людей анатомии. Я была в шоке, узнав, что его не взяли в проекты по созданию медицинских иллюстраций. Но он в полном порядке.

Технику изображения человеческого тела изучает художествнная анатомия. Без знания этой науки не может быть настоящего художника. Теме посвящено огромное количество научных трудов ведущих преподавателей художественных школ. Их наглядные пособия этих – шедевры гениальных художников. Сегодня существуют художественные студии, формирующие на основе данной науки собственные авторские программы техники рисунка, отражающие современные подходы к изображению человеческого тела. Среди них – наиболее популярная в этом направлении Московская студия «Матита»

Особенности обучения художественной анатомии

Преподаватели школы – известные художники, влюбленные в свое дело. Их оригинальная методика рассчитана на любого человека, желающего научиться технике рисунка:

  1. Они не просто своими произведениями украшают мир, но стремятся приобщить к искусству изображения красоты и гармонии человеческого тела людей любого возраста.
  2. Их студенты – целеустремленные начинающие художники.
  3. Изучается художественная анатомия нетрадиционными методами лекций.
  4. Она становится достоянием студентов капля за каплей, в процессе создания собственной картины.
  5. Теория и практика рисунка слиты воедино на всех этапах работы.

Вот почему столько благодарных отзывов звучит в адрес преподавателей. Студенты с головой уходят в творческий процесс. Они узнают все из уст квалифицированных единомышленников:

  1. Преподаватель тонко руководит техникой рисунка.
  2. На рабочем полотне зарождается новая жизнь, шедевр, создаваемый людьми, которые еще вчера не имели представления о технике штриховки.
  3. Суть данного курса научить рисовать любого человека, не имеющего первоначальных навыков.
  4. Это достигается при помощи усвоения авторской техники штриховки.

С нами можно научиться живописи

Уверенность преподавателей в том, что рисовать умеет каждый, гармонично переходит к подсознанию студентов. Выставочный зал школы является красноречивым свидетельством этого. Зайдите на сайт компании, где представлен целый мир работ высокой художественной ценности. Это не только профессиональные работы преподавателей. Это картины начинающих художников, которые сумели воплотить в рисунке собственные взгляды. Студия создала для этого все условия:

  1. Занятия проходят по гибкому расписанию. Оно удобно для учащихся и работающих.
  2. Творческая лаборатория начинающих художников оснащена всеми необходимыми атрибутами для создания рисунка.
  3. Начать обучение можно с пробного занятия, на котором поступающие осваивают предлагаемую методику.
  4. Идея автора способна увлечь без подготовительных этапов.

Случаев ухода после пробных работ не зафиксировано. На сайте можно увидеть готовые талантливые работы, выполненные на подготовительном занятии. Их исполнили не художники, а люди, пришедшие впервые, чтобы проверить свои силы.

Особенно высокую ценность имеет студия для детей, имеющих стремление к рисованию. Они способны увлечься творческим процессом и сделать его целью всей жизни. Сегодня занятость детей по-настоящему полезными увлечениями чрезвычайно актуальна. Она способна отвлечь малышей и подростков от бессодержательных и опасных игр, предлагаемых современной информационной техникой.

Студия дает детям и подросткам путеводную нить к развитию способностей, зарождению истинного таланта, раскрытию лучших черт характера, становлению творческой личности. Связаться со школой можно через сайт. Одного клика достаточно, чтобы перейти в гармоничный мир высокого творчества. Студия рада встрече с вами.

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Если раньше строение человеческого тела было известно немногим, а для его изучения существовали лишь анатомические атласы, то сейчас все намного проще: составить представление о том, что же находится у нас внутри, можно, скажем, в картинной галерее или на модном показе. Более того, авторы предлагают нам познакомиться с анатомией существ, которых даже не существует в природе! В этой статье – подборка вариаций на тему анатомии в современном искусстве.


Испанский художник (Fernando Vicente) создает картины на различную тематику, но серия произведений «Anatomy Portraits» стоит в его творчестве особняком. Многим его работы кажутся отвратительными, но ведь они всего лишь показывают человека таким, каким он есть на самом деле – изнутри.


Джейк Паркер (Jake Parker) вдохновился просмотром анимационного фильма «Тачки» и решил, что его герои просто не могут быть неодушевленными кусками железа. Так на свет появилась анатомическая иллюстрация, где «Молния МакКуин» предстал в виде живого существа с внутренними органами.


Джейсону Фрини (Jason Freeny) также не дают покоя мультяшные герои. Как бы выглядели скелеты рыбки Немо или инопланетянина из «Истории игрушек», если бы они были настоящими? Для ответа достаточно лишь взглянуть на скульптуры автора.


«Овощи – это все, что требуется вашему телу», - утверждает Международный вегетарианский союз и для наглядности иллюстрирует этот постулат в своей рекламной кампании.


Бельгийский уличный художник умудряется сочетать в одном изображении и внешний облик животного, и то, что находится у него внутри. Все зависит лишь от того, под каким углом зритель смотрит на граффити.


Мир моды, как обычно, тоже не остается в стороне. Чего только стоит коллекция «Мечтательная анатомия» (Rachel Wright): по ней можно изучать строение человека не хуже любого учебника!


Девушка Сара из Торонто, выбравшая для себя ник beatblack, занимается созданием бижутерии из полимерной глины. Наверное, носить кулоны в виде пищеварительного тракта или запонки в виде головного мозга осмелится далеко не каждый, но ведь и оригиналов среди нас хватает – иначе бы украшения beatblack не пользовались спросом.


В Нидерландах есть удивительный музей Corpus – единственный в мире музей человеческого тела. Во время экскурсии посетители словно попадают в середину организма человека и могут увидеть, услышать и почувствовать его работу. Особая реалистичность достигается благодаря звуковым эффектам и технике создания трехмерного пространства.