Рогир ван дер Вейден. Инновации Мирафлорес. Рогир ван дер Вейден – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge Поездка в Италию

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) - нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство - его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Рогир ван дер Вейден
нидерл. Rogier van der Weyden
Имя при рождении Rogier de le Pasture
Дата рождения не ранее и не позднее
Место рождения
Дата смерти 18 июня
Место смерти
Страна
Жанр портрет
Медиафайлы на Викискладе

Наиболее вероятный автопортрет Рогира ван дер Вейдена. Деталь гобелена с историей Траяна и Херкинбальда, изготовленного по картине Рогира «Правосудие Траяна» до 1461 года (картина погибла в XVII в.). Исторический музей, Берн

Ранние годы

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство - его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 годы) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука , рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Брюссельские годы

Снятие с креста

К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя «Снятие с креста ».

Данная работа была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена и первоначально находилась в городской часовне, однако впоследствии перешла во владение к сестре Карла V и, в итоге, оказалась в музее Прадо .

О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица , жены-мироносицы , Иоанн Богослов , обычно изображаемые в произведениях на эту тему.

Идейный центр композиции - мертвый Христос и Дева Мария , упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, но чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесённой Господом во имя падшего человечества.

Кроме этого, Рогир отказался от изображения обычно живописного в произведениях на данную тему фона, сосредоточив внимание зрителя исключительно на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство доски. Смотря на алтарь, нельзя не отметить особую одухотворенность персонажей, точность и силу эмоциональной передачи, которую сообщает мастер своей работой.

Алтарь Мирафлорес

Другим дошедшим до нас шедевром мастера является алтарь Девы Марии, так называемый алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее . Считается, что эта работа была выполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II , который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, неподалеку от Бургоса . Трёхстворчатый алтарь рассказывает нам о трёх значительнейших эпизодах из жизни Богоматери , связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии .

Страшный суд

Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости проторенессанса ван Эйка наиболее наглядно проявляется в полиптихе «Страшный суд ». Он был написан в 1445-1450 годах по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы больницы Отель-Дьё , основанной последним в бургундском городе Бон , неподалёку от Дижона . Примечательно, что полиптих до нашего времени находится в том самом здании, для которого её когда-то написал Рогир.

На центральной панели - Христос, вершащий Страшный суд, прямо под его изображением - архангел Михаил , взвешивающий на своих весах души умерших. Справа от Христа преклонила колени Богородица , заступница рода человеческого, смиренно просящая Сына простить людям их грехи. И Христос, и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная земля. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Туда, в ад, горестно следуют нераскаявшиеся грешники. В противоположную сторону направляются спасшиеся. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» - это свой собственный Гентский алтарь Рогира.

Поездка в Италию

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом , которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д’Эсте фламандец выполнил «Мадонну», ныне хранящуюся в Уффици , и известный портрет Франческо д’Эсте (1460, Метрополитен-музей , Нью-Йорк). Итальянские впечатления отразились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.

Портреты

К числу наиболее известных дошедших до нас портретов бургундской знати, атрибутированных мастеру, относятся изображения Филиппа Доброго (после 1450, Музей изящных искусств (Дижон)), его сыновей, Карла Смелого (Берлинская картинная галерея) и Антуана Бургундского, бастарда (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)), Филиппа I де Круа (1460, Королевский музей изящных искусств (Антверпен)), Лорана Фруамона (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)).

Признание и наследие

Выдающийся гуманист, ученый и философ Николай Кузанский отзывался о Рогире как о величайшем художнике своего времени. В последние годы жизни Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди которых, по-видимому, был и такой значительный представитель следующего поколения, как Ганс Мемлинг . Рогир оказал несомненное влияние на таких признанных мастеров, как Дирк Баутс и Гуго ван дер Гус . Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная, отличающаяся интенсивной эмоциональностью манера Рогира преобладала над наследием Кампена и ван Эйка . Благоговение перед мастером питал и Альбрехт Дюрер ; с соответствующей характеристикой последний упоминает Рогира наряду с ван дер Гусом в дневнике путешествия в Нидерланды . Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса . Однако со временем творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение.

Специальный интерес к ранней нидерландской живописи в Европе пробудился лишь к началу XIX века. К этому времени многие работы мастера приписывались другим художникам, в основном Яну ван Эйку или Дюреру . Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гёте увидел «Алтарь церкви Св. Колумба» (хранится в

Великий фламандец Rogier van der Weyden (1399 - 1464). Снятие с Креста


Великий фламандец.Именно так назвал король Иоанн (Хуан) II
Кастильский в 1445 году Рогира ван дер Вейдена (нидерл. Rogier van der
Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) выдающегося мастера
нидерландской живописи. Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) - фигура
знаменитая и загадочная. Несмотря на то, что он был одним из самых заметных
художников во фламандской живописи XV века, о его жизни мы знаем очень мало. До
нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые
упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно
идентифицировать. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину,
искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками.
Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена - в частности, о "Снятии со
креста", хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, - говорится в современных ему
письменных источниках достаточно подробно и точно. Не прибавляет оптимизма
историкам искусства и то обстоятельство, что во время Второй мировой войны
погибли почти все архивы, где можно было бы отыскать что-то, касающееся жизни
мастера. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину
творческого пути Рогира ван дер Вейдена, искусствоведам приходится по крупицам
собирать разрозненные и скудные сведения о нем. Полагают, что художник родился
приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном на
территории современной Бельгии. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными
изделиями Анри де ля Пастюр ("де ля Пастюр" является французским эквивалентом
фламандского "ван дер Вейден" и переводится как "Луговой").

Снятие с Креста (деталь)

Снятие с Креста (деталь)

Снятие с Креста (деталь)
Далее следы
живописца теряются - вплоть до 5 марта 1427 года. Именно этим числом датирован
документ, свидетельствующий о том, что "некто Роже де ля Пастюр поступил
учеником к мастеру Роберу Кампену". Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. 1378-1444) не вызывает у
исследователей сомнений. Удивляет одно - в 1427 году Рогир был уже довольно
взрослым человеком. В 27-28 лет современные ему художники уже открывали
собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе.


Алтарь Богородицы (алтарь Мирафлорес), триптих,
общий вид.


Алтарь
Богородицы (алтарь Мирафлорес)
(left panel) (right panel)
Вполне
возможно, что ученичество у Кампена было для нашего героя своеобразным
"фиктивным браком". Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже
вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он "фиктивно поступил" лишь ради
получения официального статуса мастера. Что и произошло в 1432 году. К этому
времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и
обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году).
Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и его жены родилось еще по меньшей мере
трое детей, один из которых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел по стопам
отца.

Алтарь Святого Иоанна

Алтарь Святого Иоанна (детали)
Получив
звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. В апреле 1435 года он уже
перевез свою семью в Брюссель, бывший тогда столицей герцогства Брабантского и
официальной резиденцией герцогов Бургундских. А уже в мае следующего года его
называют главным городским живописцем.Примерно в это время Брюссель доверяет
художнику серьезный заказ. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре
панели на тему правосудия. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались
лучшими произведениями мастера. Но в 1695 году эти панели были практически
разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Теперь мы можем составить
понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Первую из
четырех панелей для брюссельской ратуши Рогир закончил в 1439 году, а работа над
остальными растянулась почти на все 1440-е годы. Более всего поражал зрителей,
съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, "живой" автопортрет
Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Некоторые говорили даже, будто в
нем есть что-то инфернальное, ведь взгляд живописца непостижимым образом
следовал за зрителем повсюду.


Триптих семьи. Брак

Триптих семьи. Брак (деталь)
Рогир ван дер Вейден
(1399/1400-1464) написал «Триптих семьи. Брак» после поездки в Италию.

На
правой створке Мария Магдалина изображена вполне земной молодой женщиной
в красивом одеянии и нарядном головном уборе, ее внешность соответствует
северному типу красоты. Прекрасно написан имеющий мало общего с ландшафтами
Палестины пейзаж, на фоне которого она представлена. Красиво написаны горы,
которые заросли лесом. Пешие и конные путники странствуют по полям и лесам под
голубым небом. Изображение завораживает своей сказочной красотой.

Триптих семьи. Брак (деталь)
Говоря об этом периоде в творчестве художника,
невозможно не упомянуть о самых знаменитых его работах- "Снятии со креста"
(1435-40) и "Святом Луке, рисующем Мадонну" (1435-40). Композицию последней
картины, кстати, Рогир в точности "снял" с одной из работ Яна ван Эйка , старшего своего
современника.


Святой Лука,
рисующий Мадонну
137x110cm, um 1440, Saint Petersburgh (Russia), Hermitage
State Museum

Предполагаемый
автопортрет в облике св. Луки, создающего икону
. Бостонский оригинал
картины
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Уже
вскоре после переезда в Брюссель у мастера появляются счета - и немалые - в
банках Турне и Брюсселя. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из
самых фешенебельных районов города. К этому времени слава Рогира далеко шагнула
за пределы его родной Фландрии и достигла даже испанского королевского двора. В
1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ,
написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Известны слова, сказанные монархом о
художнике: "Великий фламандец".Именно с середины 1440-х годов начинает меняться
"состав клиентуры" Рогира ван дер Вейдена. Если раньше среди его заказчиков
преобладали богатые бюргеры, то теперь к мастеру все чаще обращаются
представители аристократии. Впрочем, чьим бы то ни было придворным художником
Рогир так и не стал, желая, вероятно, сохранить свою независимость.
В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван
дер Вейден уезжал из города. Некоторые историки искусства считают, что художник
отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим. Но об этой поездке не говорит
никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего о
ней в своем сочинении "О знаменитых людях". Впрочем, эта книга всегда считалась
серьезным, заслуживающим доверия источником. Добавим еще, что Рогир был очень
набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные
суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста), и потому
сомневаться в его "паломничестве" в Рим у нас нет оснований.
Известно, что Рогир ван дер Вейден преклонялся перед творчеством Яна ван
Эйка, при этом будучи совсем немногим моложе его. Вполне вероятно, что живописцы
могли быть знакомы. По крайней мере, возможность встречи судьба им подарила. В
1427 году, спустя несколько месяцев после поступления Рогира в мастерскую
Кампена, Ян ван Эйк побывал в Турне. Но даже если "свидания" и не произошло, мы
можем с уверенностью утверждать, что Рогиру была знакома, по крайней мере, одна
работа своего знаменитого предшественника, а именно - "Мадонна канцлера Ролена".
Ее композицию он заимствовал для своего "Святого Луки, рисующего Мадонну". Очень
может быть, что Рогир видел и самую известную работу Яна ван Эйка, так
называемый "Гентский алтарь".Впрочем, Рогир ван дер Вейден был вполне
самостоятельным учеником. Он брал у Яна ван Эйка лишь то, что было созвучно его
собственным представлениям о живописи. В частности, необходимо указать на отказ
Рогира от излишней детализации, свойственной стилю Яна ван Эйка, а также и на
эмоциональность (порою - почти экзальтированность) его манеры, совершенно чуждую
ван Эйку. Эрвин Панофский (1892-1968), один из замечательнейших искусствоведов
XX столетия, писал: "Мир Рогира ван дер Вейдена был физически более обнаженным,
но одновременно более глубоким духовно, чем мир Яна ван Эйка. Ван Эйк умел
подмечать вещи, ускользавшие от внимания других художников, а Рогир, как никто
другой, умел увидеть и выразить чувства и эмоции". Ярче всего эта особенность
стиля Рогира ван дер Вейдена проявилась в его "Снятии со креста", представленном
в разделе "Шедевр" настоящего издания.Даже и для неискушенного зрителя
удивительна ритмичность композиций Рогира. Ради нее он порою поступается
натуралистичностью и объемом изображаемых фигур (и в этом кроется еще одно
отличие его манеры от строгой и объективной манеры ван
Эйка).

Диптих Распятие . Музей искусств
Филадельфии.
Книга Фацио ценна не только известием о посещении
живописцем Рима. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава
Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. До нас дошло шесть работ, написанных
мастером для итальянских заказчиков, включая "Мадонну Медичи" (ок.
1460).



Мадонна -Медичи: Мадонна со
святыми Петром, Иоанном Крестителем, святыми Космой и
Дамианаом

В том же 1460 году герцогиня Миланская
Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто
Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Живописцы не сошлись
характерами и очень скоро поссорились. Об этом эпизоде мы знаем благодаря тому,
что помирить учителя и ученика взялся принц Людовик Французский, будущий король
Людовик XI, живший в то время при бургундском дворе. После возвращения Бугатто в
Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо "уважаемому и любимому
мастеру Рогиру", в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. Мы
не знаем, действительно ли Рогир ван дер Вейден стал относиться к Бугатто нежнее
после примирения, достигнутого с помощью будущего короля Франции. Возможно, что
это письмо герцогини - простая дань приличиям. И, скорее всего, "уважаемый и
любимый мастер" не обратил на письмо герцогини большого внимания. Он был уже
слишком стар, чтобы быть суетным, да и похвалы аристократов были ему не в
новинку.



Триптих Распятие , левое крыло: Святая Мария
Магдалина; правое крыло: Санкт-Вероника с донаторскимпортретом.


Триптих Распятие (деталь)

Положение Христа во
гроб

18 июня 1464 года Рогир ван дер Вейден скончался.Он
умер во время эпидемии потовой лихорадки,носившей также название английской
болезни, которая распространилась тогда почти по всей стране и унесла многие
тысячи людей. Его похоронили в брюссельской церкви святой Гудулы (ныне это
кафедральный собор). Одновременно поминальная служба прошла и в родном городе
великого мастера, Турне. Мастерская Рогира, из которой вышло немало
замечательных работ, досталась его сыну Питеру. Но фактическим ее руководителем
стал один из последних помощников Рогира ван дер Вейдена, Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494), продолживший
традиции своего учителя.


Семь таинств .
Это произведение искусства
представляет собой триптих, хотя многие ученые склонны считать, что две другие
его боковые створки бесследно утрачены. На старинных рамах (триптих имеет
двойные) можно видеть изображение гербов как епископства Турне, так и заказчика
алтаря Жана Шевро, епископа города с 1437 по 1460 год, тайного советника герцога
Филиппа Доброго. Портрет донатора дан в сцене конфирмации в левой створке
алтаря. Дату его возникновения обычно относят к 1445 году, когда Рогир уже жил в
Брюсселе и был главным живописцем города. Хотя великий художник испытал влияние
Яна ван Эйка, пробыв в Брюгге с 1432 по 1435 год, он являет собой
индивидуальность, прямо противоположную своему предшественнику. Если ван Эйк
всей мощью своего вдохновения и мастерства утверждал гармонию мира, радость его
цветения, ценность цельной человеческой личности, Рогир направляет все усилия к
тому, чтобы выявить сложную духовную сферу человеческого бытия, ему свойственно
драматически острое восприятие жизни. В основу триптиха положена идея духовного
торжества христианского вероучения, которое составляет смысл и форму
человеческого существования от рождения до смерти.Сцены семи образов совершения
таинств располагаются в нефах готического собора. Его пространство перспективно
едино. Чтобы связать его еще более иллюзорно, художник ввел невероятно смелую
деталь- разбил изображение женской фигуры на две створки. Он пренебрег единым
масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Отказавшись от условности
искусства до ван-эйковского периода, Рогир ощущает необходимость художественной
условности при новом, реалистическом, объемно-пространственном методе, так как
предмет изображения и тема его имеют здесь символическое содержание. В
центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими. Лишившуюся
чувств богоматерь поддерживает Иоанн. У креста поникли три скорбные фигуры:
слева на коленях Мария Саломея, справа-Мария Алфейская, позади креста-Мария
Магдалина. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии.
Рогир дает не символическое обозначение таинства, а представляет совершение
обряда священнослужителем в окружении группы людей. В левой створке за сценой
крещения следует конфирмация, где можно заметить епископа Шевро, далее-
осуществление таинства исповеди. Над каждой группой парит ангел, цвет одежд
которого соответствует символическому цвету данного священнодействия. В правой
створке изображены от края в глубину сцена последнего причастия, обручение и
посвящение в священнический сан.Таким образом, Рогир дает визуальное и
символическое свидетельство тому, как в лоне церкви совершаются полные важного
смысла для человека духовные обряды. Все наблюденное им подчиняется выражению
духовной эмоциональной жизни. Огромное значение в этом подчинении имеет в
триптихе архитектурное пространство, наполненное светом. Редко кто из художников
того! времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как
это сделал Рогир. Рисуя мельчайшие детали конструкции, он стремился выявить
строгую стройность и величавую возвышенность архитектурных форм, более того,
соотнести их образный строй с торжественно значительным душевным переживанием
людей. И полностью достигает цели. Эта подчиненность архитектуре всей композиции
бросается в глаза даже благодаря формату триптиха, соответствующего в своих
частях разной высоте нефов готического храма. Чистый локальный цвет утрачивает в
известной мере у него способность материальной характеристики фактуры, формы,
предмета, вещи, ткани повинуясь иной цели, которую преследует художник.
Сочетания холодных и теплых локальных пятен цвета образуют у Рогира эмоционально
выразительные созвучия, подвластные основному настроению картины. Причем
художник с необычайной чуткостью и точностью распределяет их динамически и
ритмически в ком позиции картины. Группа предстоящих у креста как бы образуе
круг. Двум пятнам интенсивного красного цвета одежд Иоанн и Марии Алфейской
противопоставлены холодные синие, фиоле товые и зеленые тона одежд Марии Саломеи
и Марии Магдалины Причем оказывается чрезвычайно интересным тот факт, что Роги
использует цвет и его сочетания для передачи разной степен драматического накала
отдельного образа. Так, яркий желтый цвет в сопряжении с красным в одеждах Марии
Алфейской звучит словно выкрик боли, усугубляя и усиливая выражение ее глубокого
страдания, переданного неожиданно трудным разворотом и сложным нервным силуэтным
абрисом фигуры. Мучительно тягостное переживание Марии Магдалины усиливается от
сопоставления холодных тонов зеленого, белого и фиолетового цвета.В
художественном воплощении каждого отдельного образа огромную роль начинает
играть линеарно пластическая структурная схема, приобретающая характер
отточенной графической формулы. В ней сохраняется доподлинность истинного
чувства, живого человеческого переживания и в то же время допускается его
чрезмерность. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления
чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. В этом
зрительном воплощении переживания он стремится отметить не красоту его или
возвышенную одухотворенность, а острую выразительность. С этой целью он
схватывает не конечное, если можно так выразиться, состояние мимики, пластики, а
неожиданно острое, переходное. Он пытается нащупать временную краткость
проявления отдельного чувства, но вместе с тем сохранить его полноту. Примером
опять может служить образ Марии Алфейской. Ее фигура полна сложного движения.
Стоя на правом колене, она отворачивается вправо, левой рукой держась за сердце,
а правой - утирая слезы. В графически пластическом обозначении ее чувства Рогир
дает почувствовать и как бы определенный момент и острую выразительность полноты
горя вообще.Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее
спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более
философски значительных.

Читающая Мария Магдалина .

Святая Екатерина.Святой Иосиф.


Полиптих.Страшный суд .
«Страшный суд» был
написан в 1443-1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы
госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон. Место сложных
пейзажных фонов здесь занимает испытанное поколениями его предшественников
золотое свечение, которое не может отвлечь зрителя от благоговения перед святыми
образами.

Страшный суд .(деталь)

Страшный
суд .(деталь)


Страшный суд .(деталь)


Алтарь Святого Колумба

Алтарь Святого Колумба.Поклонение
волхвов
.(центральная панель)

Алтарь Святого Колумба (боковая
створка)

Сон
Святого Сергия.Эксгумация Сятого Губерта
.
Стиль Рогира
ван дер Вейдена стал образцом для подражания уже в середине XV столетия. До нас
дошло очень много копий с его полотен, и это позволяет заключить, что его
мастерская пользовалась огромной популярностью как среди молодых живописцев,
стремившихся учиться ремеслу именно у Рогира, так и среди заказчиков, желавших
получить именно "рогировские" "Распятие" или "Мадонну с Младенцем". Иные копии с
картин Рогира так хороши, что даже сейчас искусствоведы не всегда могут отделить
работу ученика от работы мастера. Так, например, "Святого Луку, рисующего
Мадонну" некоторые историки искусства склонны приписывать самому Рогиру ван дер
Вейдену, а некоторые - кому-либо из его помощников.В тех же случаях, когда
работа написана в стилистике, близкой к стилистике Рогира, но недостаточно
хороша, чтобы считаться его собственной, бывает очень трудно определить, была ли
она создана одним из учеников мастера и под его непосредственным руководством,
или же ее написал некий самостоятельный живописец, прошедший выучку в мастерской
Рогира ван дер Вейдена. Одним словом, точно идентифицировать картины Рогира
порою практически невозможно (в отличие от работ ван Эйка, существующих в
единственном экземпляре).



Благовещенский Триптих


Благовещенский Триптих (центральная
панель)

Распятие.

Оплакивание Христа.

Мадонна
с младенцем.


Слава Рогира продолжала греметь и после смерти
художника, но уже к середине XVI века вокруг его картин начали возникать
разногласия, вызванные скудостью достоверной информации. Например, знаменитый
Джордже Вазари "разделил" мастера на двух живописцев - собственно Рогира ван дер
Вейдена и некого Рогира из Брюгге. Позже, в 1604 году, ошибку Вазари повторил
голландец Карел ван Мандер, составляя сборник биографий известных
живописцев.После 1695 года, когда французские ядра практически разрушили
брюссельскую ратушу, а вместе с нею и "Сцены Правосудия" Рогира, находившиеся в
ней, о мастере стали мало-помалу забывать. К XVIII столетию о нем уже почти
никто не помнил даже в самом Брюсселе, не говоря уже о всей остальной Европе.
Лишь с возрождением интереса к старой фламандской и голландской живописи,
обозначившемся в середине XIX века, о Рогире ван дер Вейдене вспомнили и
заговорили как о выдающемся художнике.

Дама в марлевом головном уборе c. 1445 Oil on
oak panel, 47 x 32 cm Staatliche Museen, Berlin

Рогир ван дер
Вейден
(1400-1464) - соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера
ранненидерландской живописи. Цель творчества художник видел в постижении
индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным
портретистом. Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в
значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают
представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых
наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально
прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их
лиц.

Святой Иво . c. 1450 OIl on oak panel, 45 x 35 cm
National Gallery, London

Святой Иво или Иво Бретонский, Иво из
Кермантена (Erwann, Yves Hélory, Helori, Heloury , 17 октября 1253,
Кермантен, Бретань - 19 мая 1303, Луаннек, Бретань) - святой Римско-Католической
Церкви, терциарий монашеского ордена францисканцев, покровитель Бретани (наряду
со святым Гервеем), бедных, вдов и сирот. В 1267 году Иво поступил в Парижский
Университет, в котором изучал юриспруденцию. В 1277 году начал изучать
каноническое право в Орлеанском Университете. После возвращения в Бретань в 1280
году получил должность епархиального судьи; в 1284 году Иво был назначен местным
епископом исполнять обязанности судьи епископского суда. Будучи церковным
судьей, Иво защищал интересы Римско-Католической церкви от притязаний светской
власти. Во время исполнения своих обязанностей Иво уделял особое внимание
нуждающимся людям, поэтому он снискал популярность среди простых людей, которые
называли его «адвокатом бедных». Иво вел скромную, аскетическую жизнь.
Организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных и бедных. Иво умер
19 мая 1303 года в родной Бретани. Его мощи хранятся в Трегье в церкви святого
Тудвала.Иво Бретонский был канонизирован в 1347 году Римским Папой Климентом VI.
В иконографии святой Иво изображается судьей в мантии, иногда диаконом в
далматике.


Портрет Филиппа Доброго after
1450 Oil on wood, 31 x 23 cm Musйe des Beaux-Arts,
Dijon


Портрет Филиппа
Доброго

ФИЛИ́ПП III Добрый (франц. Philippe le Bon) (13 июня 1396, Дижон
- 15 июля 1467, Брюгге), герцог Бургундии с 1419, в правление которого Бургундия
испытала расцвет своего политического и экономического могущества. Эпоха Филиппа
Доброго - пик развития и начало упадка той утонченной и великолепной рыцарской
культуры 15 в.Время Филиппа Доброго - это высшая точка развития непревзойденно
великолепной придворной культуры. В этом мире сочетались старые традиции
рыцарской куртуазности и блестящий расцвет искусства, творчества Ханса Мемлинга , Яна ван Эйка , Рогира ван Дер Вейдена и других прекрасных
мастеров, расцвет производства гобеленов и предметов роскоши. Именно для Филиппа
Доброго в 1466-67 в Кельне была напечатана первая книга на французском языке:
Recueil des histoires de Troys, в Брюсселе хранилась его великолепная
«Бургундская библиотека» (Bibliotheque de Bourgogne) - исключительная коллекция
иллюстрированных манускриптов. «Великий герцог Запада» (Grand Duc dOccident, как
он любил, чтобы его называли) был воспет своими хроникерами и апологетами Жоржем
Шастелленом (Georges Chastellain) и Оливье де ла Маршем (Olivier de la
Marche).Филипп Добрый основал один из самых прославленных рыцарских орденов -
орден Золотого Руна.Апогеем придворной культуры «Осени Средневековья» стал
принесенный герцогом 17 февраля 1454 Voeu de faisan - обет отправиться в
крестовый поход и отвоевать Константинополь, недавно павший под натиском турок.
С этим событием было связано грандиозное празднество, устроенное с неслыханным
блеском: в числе прочего фигурировал слон, несший на спине изображение Святой
Церкви в трауре. В поход Филипп, впрочем, так и не отправился в связи с
очередным обострением отношений с французским королем.Правда, оборотной стороной
этого великолепного жизнелюбия были огромные траты, непосильные для казны даже
такого богатого государства, как Бургундия. Кроме того, моралисты той эпохи
непрестанно сетовали на прогрессирующую порчу нравов, идущую прежде всего от
самого герцога с его несметным количеством незаконных детей.Законный же
наследник у Филиппа был один: будущий Карл Смелый, единственный оставшийся в
живых из троих сыновей Филиппа и его третьей жены Изабеллы Португальской (брак
был заключен в 1429 г.) После ее смерти в 1439 он больше не женился. Первая его
жена, Мишель Французская, умершая в 1422, принесла ему в приданое города Соммы и
часть Пикардии и Булони. Вторая, Бонна Артуа, вдова герцога Неверского,
скончалась в 1424.С его смертью заканчивается период относительного спокойствия
Бургундского государства. Наступает время битвы Карла Смелого с Людовиком XI,
закончившейся распадом Бургундии и гибелью ее герцога.


Портрет Charles the Bold c. 1460 Oil on oak panel, 49 x
32 cm Staatliche Museen, Berlin
Карл Смелый (Charles le Temeraire,
Charles The Bold) (10.11.1433, Дижон, - 5.1.1477, около Нанси), граф Шароле,
герцог Бургундии (с 1467 года). Сын Филиппа Доброго. Карл Смелый стремился к
объединению своих раздробленных владений, к расширению территории Бургундского
государства и превращению его в могучую державу. Неоднократно (в 1452-1453,
1465, 1467, 1468 годах) с беспощадной жестокостью подавлял восстания
нидерландских городов, входивших в состав Бургундского государства. Карл Смелый
был наиболее опасным и могущественным противником Людовика XI, энергично
проводившего централизацию и территориальное объединение Франции; борьба между
обоими государями затухала лишь на короткие периоды. Ещё при жизни отца Карл
Смелый фактически возглавил коалицию против Людовика XI (Лигу общественного
блага), вынудив французского короля уступить ему города на Сомме (договоры 1465
года в Конфлане и Сен-Море). Чтобы обеспечить себе поддержку английского короля
Эдуарда IV, Карл Смелый женился на его сестре Маргарите. Пытался завладеть
Эльзасом (часть которого получил в залог в 1469 году от Сигизмунда Тирольского
Габсбурга) и Лотарингией (добился от герцога Рене II передачи в 1473 году ряда
крепостей). Однако благодаря ловкости Людовика XI, прибегавшего к
дипломатическим переговорам и подкупам, Карл Смелый потерял своих союзников (в
том числе английского короля), оставшись в изоляции. В Бургундских войнах
1474-1477 годов (ведшихся против Карла Смелого Швейцарией и Лотарингией, тайно
поддерживаемых и субсидируемых Францией) Карл Смелый был предан наёмниками,
подкупленными Людовиком XI, и погиб в битве при Нанси.


Портрет молодой женщины Oil on oak panel, 37 x
27 cm National Gallery of Art, Washington
В последние годы Рогир работал в
своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, среди
которых, по-видимому, были такие крупные представители следующего за ним
поколения, как Ганс Мемлинг. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и
Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная манера Рогира
преобладала над технически более сложными уроками Кампена и ван Эйка. Даже в XVI
веке под его влиянием оставались многие живописцы, от Бернарта Орлея до Квентина
Массейса. К концу века его имя стало забываться, и уже в XIX веке о художнике
вспоминали только в специальных исследованиях по ранней нидерландской живописи.
Восстановление его творческого пути осложнено тем, что он не подписал ни одной
из своих работ, за исключением вашингтонского портрета женщины. Существует
версия, что на этом портрете художник изобразил свою жену, а художник женился
около1426г. на Элизабет Гоффертс (ок. 1405-1477), дочери брюссельского
сапожника.Около 1427г. рождается первенец художника, Корнелиус.«Портрет молодой
женщины» написан в 40-е годы, примерно спустя десять лет, как Рогир женился на
девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Это посвящение любимой не
характерно для Ван дер Вейна, писавшего на религиозные темы, тем не менее
пополнило сокровищницу мировой живописи.


Francesco d"Este c. 1460Oil on oak panel, 30 x 20 cm
Metropolitan Museum of Art, New York


Портрет Антуана Бургундиского (Портрет рыцаря ордена
Золотого руна со стрелой)c. 1461 Oak, 38,4 x 28 cm Musйes Royaux des
Beaux-Arts, Brussels
Антуан (1421-1504), известный своими современниками как
"бастард бургундский" или "Великий бастард - Le GrandBatard" - был побочный
сын (и второй ребенок) Филиппа III, герцога Бургундии, и одной из
его любовниц, Жанны де Пресли (Jeanne de Presle).


Портрет канцлера Ролена и его
жены
(1445-50)

Nicolas
Rolin
Николя (Николас) Ролен (1376 год, Отён, Франция - 1462 год,
Отён Франция) - бургундский канцлер.В 1408 году Ролен поступил на службу к Жану
Бесстрашному, отцу Филиппа Доброго, а в 1422 году Филипп, наследовавший своему
отцу, произвел Ролена в канцлеры.Этот пост Ролен занимал на протяжении 40 лет,
за это время невероятно разбогатев. Много денег он вкладывал в строительство.
Поддерживал Ролен и живописцев - в своем родном городе Отёне он был известнейшим
меценатом.Канцлера Ролена писал и знаменитый Ян ван Эйк .


«Мадонна канцлера Ролена» (нидерл. De Maagd van
kanselier Rolin) - картина художника Яна ван Эйка , датируемая 1435 годом.Николас Ролен
(канцлер герцогства Бургундия при Филиппе Добром), чей донаторский портрет
написан в левой части полотна в молении перед Мадонной, заказал эту картину для
свой приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шатель (фр. Église Notre-Dame du
Châtel
) в Отёне, где она находилась до сожжения церкви в 1793 году. После
пребывания в соборе Отёна картина в 1805 году поступает в Лувр. На картине
изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на коленях, коронуемая ангелом и
сидящая напротив канцлера Ролена. Действующие лица располагаются в итальянской
лоджии, декорированной колоннами и барельефами. На заднем плане виднеется город,
с пересекающей его рекой. Вероятно, это бургундский город Отён, родина Ролена.
Некоторые из многочисленных земельных владений канцлера в окрестностях Отёна
включены в пейзаж.Маленький сад с цветами (розы, ирисы, ландыши, пионы), видимый
за колоннами, символизирует непорочность Девы Марии. Позади сада просматриваются
две мужские фигуры, стоящие спиной к зрителю. В человеке, облаченном в синие
одежды с красным тюрбаном на голове и с посохом в левой руке, многие видят
автопортрет самого художника. Рядом с фигурами видны два павлина, символы
бессмертия и гордости.

Портрет Иоанна
I, герцога Клеве (1419-1481)


Портрет Изабеллы Португальской (жены Филиппа
III, герцога Бургундский)

Изабелла Португальская (21.02.1397,
Эвора - 17.12.1471, Эр) герцогиня Бургундская, супруга Филиппа Доброго, восьмой
ребенок Иоанна I д`Авиза, короля Португалии и Филиппы Ланкастерской. Изабелла
воспитывалась со своими пятью братьями, их родители поощряли изучение детьми
нескольких иностранных языков и точных наук. Изабелле часто позволяли
присутствовать на советах отца. И хотя она непосредственно не могла принимать
участия в королевских советах, как ее братья, она приобрела большой опыт ведения
дипломатических переговоров и политических проектов.После смерти матери от чумы
в 1415, Изабелла вынуждена была исполнять ее обязанности в дворцовых церемониях.
В том же году велись переговоры о браке принцессы с королем Англии Генри V,
которые, впрочем, не имели успеха. Следующее матримониальное предложение
поступило только в декабре 1428 от герцога Филиппа Бургундского, и вероятно было
весьма лестным для тридцатилетней дамы. Герцог помимо пышной свиты и своего
сводного брата в качестве посла отправил в Португалию прославленного художника
Яна ван Эйка, дабы тот написал портрет Изабеллы, который Филипп жаждал лицезреть
до того, как принять окончательное решение.11 июня 1429 сеньор де Крубек
предоставил королю Иоанну вариант брачного контракта и сообщил королю, что
герцог остался весьма доволен портретом принцессы. Брак по доверенности
состоялся 24 июля. 30 октября португальско-бургундская флотилия отбыла из Опорто
с более чем двухтысячной свитой принцессы на борту.На Рождество португальцы
прибыли в Слейс. Формальная религиозная церемония венчания прошла 8 января по
одним данным в Слейсе, по другим в - Брюгге. В конце череды пышных празднеств
герцог Бургундский учредил Орден Золотого Руна. От новой герцогини ждали
наследника, однако уже летом 1430 Изабелла показала себя прекрасным дипломатом
фактически урегулировав конфликт между гентскими суконщиками. В Брюсселе 30
сентября 1430 у Изабеллы родился сын Антуан, весьма болезненный ребенок, который
умрет в феврале 1432.У нее было еще двое сыновей Жозеф (род. и ум. 1432) и Карл
Смелый (10.11.1433-5.1.1477). С 1434 Изабелла занимается подготовкой
переговоров, завершением которых стал Арраский мир. Герцог Филипп без сомнений
поручает Изабелле улаживать щекотливые дела в своих владениях: «Она самый
лучший дипломат, который у меня есть»
. Однако трехсторонний мир, которого
хотела Изабелла, и который нужен был Бургундии, зависимой от английской
торговли, провалился, англичане покинули конгресс, не согласившись с условиями
французов. Фламандское восстание в 1436 году также пришлось улаживать Изабелле,
герцог даже даровал ей право прощения восставших, которым герцогиня
воспользовалась 8 мая 1438 в Брюгге. С 1438-1445 Изабелла играет главную роль на
политической сцене Бургундии, ей удается вовремя находить средства и солдат для
Филиппа, она управляет владениями мужа в его отсутствие. Она ведет переговоры по
освобождению герцога Орлеанского из английского плена и не поддерживает идею
мужа женить пятилетнего Карла на дочери короля Франции Катрин.Свадьба состоялась
11 июня 1438, однако приданное Катрин лишь усилило конфликт между Францией и
Бургундией, и уже в августе герцогиня возобновила переговоры с англичанами с
целью подписания торговых договоров, что завершилось конференцией в Сен-Омер.
После освобождения герцога Орлеанского в ноябре 1440, герцог и герцогиня
пытались его использовать для смягчения отношений между Францией и Бургундией,
однако из-за недоверия КарлаVII этот план провалился. Получившая большое
политическое значения Изабелла вынуждена была смириться с многочисленными
любовницами герцога. И хотя любовниц Филипп редко держал при дворе, расселяя их
по разным замкам в своих владениях, его бастарды воспитывались при дворе, и им
оказывали такие же знаки уважения, как и законному сыну. Впрочем, Изабелле
удалось установить весьма теплые отношения почти со всеми детьми Филиппа.В 1457
неосторожно встав на сторону сына в ссоре с герцогом по поводу назначения
шамбеллана графа де Шароле (Карла), Изабелла была вынуждена покинуть двор, дабы
избежать гнева Филиппа и просить дофина Франции, который жил при бургундском
дворе, уладить конфликт, что ему, в прочем, не удалось. Только через неделю ей
удалось в письме уговорить Филиппа простить ее, однако ей позволили вернуться ко
двору значительно позже. После смерти герцога в 1467 Изабелла все реже участвует
в переговорах, в феврале 1468 она подписывает брачный контракт ее сына и
Маргариты Йоркской с приданным в 200000 золотых крон. Изабелла Португальская
умерла 17 декабря 1471 в Эйре в одежде ордена кордельеров и была похоронена 4
января в Госне. Два года спустя герцога и герцогиню Бургудских по приказу Карла
Смелого перезахоронили в Шанмоле.


Портрет -диптих Жана де Круа (правое крыло)
Жан
I де Круа выдвинулся в качестве доверенного лица и советника бургундских
герцогов Филиппа Смелого и Иоанна Бесстрашного. Последний был неравнодушен к его
дочери и имел от неё внебрачных детей, включая будущего архиепископа Трирского.
Активный участник Столетней войны, Жан де Круа в 1412 г. осаждал Бурж, но был
задержан по приказу Изабеллы Баварской. Бежав из заточения, Жан с двумя
сыновьями принял смерть при Азенкуре (1415).


Портрет -диптих Жана де Круа (left wing) 1450s Oil on oak panel, 36 x 27 cm
Musйe des Beaux-Arts, Tournai
Многие портреты художника представляют собой
диптихи, составленные из изображения мадонны и полуфигуры заказчика.


Портрет- диптих Филиппа де Круа (right wing) c. 1460 Oil
on oak panel, 49 x 30 cm Koninklijk Museum voor Schone Kunsten,
Antwerp
Этот портрет представляет собой часть диптиха, вторая половина
которого с изображением святой девы находится в собрании Ханингтон в Нью-Йорке.
Возможно, именно Рогиру принадлежит идея создания такого рода портретов, в
которых человек раскрывает свои чувства, созерцая образ богоматери. Портрет
поражает глубокой характеристикой модели, несмотря на кажущуюся внешнюю
сдержанность. Круа (Croÿ , варианты транслитерации
- Круи , Крои , Крой ) - знатнейший владетельный дом
Исторических Нидерландов, выдвинувшийся на первые роли на службе у герцогов
Бургундских XV века и с 1486 года занимавший место в рейхстаге. Первый в
Священной Римской империи баронский род, произведённый в князья (1594).
Представители рода вписали свои имена в историю почти всех стран Европы: среди
них - два епископа-герцога Камбре, кардинал-архиепископ Толедо,
кардинал-архиепископ Руана, пять епископов, князь Новоградский и Машевский,
маршал Франции, один русский и несколько австрийских фельдмаршалов, великий
конюший испанской короны, губернаторы Нидерландов и 32 кавалера ордена Золотого
руна. Линия Круа-Аршо происходит от старшего сына Антуана Великого, Филиппа
де Круа
. Он вырос вместе с Карлом Смелым и благодаря его содействию силой
взял в жёны дочь коннетабля Сен-Поля. В 1471 г. Филипп с 600 рыцарями бежал во
Францию, но впоследствии примирился со своим сюзереном и был взят в плен при
Нанси. Он поддерживал идею брака Марии Бургундской с Максимилианом Габсбургом,
по поручению которого впоследствии управлял Геннегау, Льежем и Валансьеном. Он
профинансировал строительство новой семейной усыпальницы в Порсьене.Потомки
Филиппа сохраняли верность Габсбургам. Его сын, Гильом де Круа, был приставлен
наставником к малолетнему Карлу V, благодаря чему получил в Испании титулы
маркиза и герцога. Всеобщая ненависть испанцев к заносчивому чужеземцу чуть не
привела к восстанию в Кастилии. На знаменитом Вормсском рейхстаге он был
отравлен. Там же умер (после падения с лошади) и его 22-летний племянник,
архиепископ Толедо и примас Испании. Брат последнего, Филипп II Круа, - видный
военачальник Карла V, зять герцога Антуана Лотарингского, выменявший нормандское
поместье Лонгви на Авре под Монсом.Сын и наследник Филиппа II, Карл II Круа
(1522-51), унаследовал от матери княжество Шиме, а от отца - титул герцога Аршо.
Он был умерщвлён ещё молодым в Кьеврене, не оставив наследника от брака с
дочерью 1-го герцога Гиза. Земли дома Круа унаследовал его брат, Филипп III Круа
(1526-95). В разгар Нидерландской революции, командуя обороной Антверпена, он
предал Филиппа Испанского и перешёл на сторону восставших, но когда его пленили
жители Гента, а планы передать управление Нидерландами в руки Матвея
Австрийского провалились, вымолил у испанской короны прощение и удалился
доживать свой век в Венецию.Единственный сын Филиппа III, Карл III (1560-1612),
отъехал из Нидерландов на службу к Бурбонам, был пожалован Генрихом IV
герцогским титулом во французском пэрстве, но детей от двух браков не прижил.
После его смерти титул герцога Аршо и соответствующие владения перешли к сестре
и её детям от брака с князем Аренбергом из рода Линей. После этого случая в доме
Круа стали обычным делом браки между представителями различных ветвей рода,
которые позволяли сохранять владения и титулы в руках потомков Антуана
Великого.

Портрет- диптих Филиппа де Круа (left wing) c.
1460 Oil on oak panel, 49 x 31 cm Henry E. Huntington Library, San
Marino


Portrait Diptych of Laurent Froimont (right
wing)
1460sOil on oak panel, 49,3 x 31,5 cmMusйes Royaux des Beaux-Arts,
Brussels


Portrait Diptych of Laurent Froimont (left wing) 1460s
Oil on oak panel, 51,5 x 33,5 cmMusйe des Beaux-Arts, Caen

Портрет
мужчины.


Портрет
Пьера де Бефремона



Портрет женщины. c. 1464 Oil on oak panel, 36,5 x 27 cm
National Gallery, London


Портрет молодой женщины . c. 1440 Silverpoint
on prepared paper, 166 x 116 mm British Museum, London

Портреты,
созданные Ван дер Вейденом, отличаются вниманием художника к сложному миру
человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спрятанная улыбка,
приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой
же характеристикой портретируемого становятся его земные заслуги: мастер нередко
вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почетный
жезл и т.п.

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) - фламандский живописец, фигура знаменитая и загадочная.

В нидерландском искусстве XV века Рогир ван дер Вейден (ок.1400 - 1464) считается вторым по значению художником после Ван Эйка. При жизни он был очень известен, имел большую мастерскую, полную учеников и последователей. Его работами восхищались и его современники, и люди других поколений. Забвение большинства нидерландских мастеров XV века, длившееся века, не затронуло имя этого мастера.

Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, о его жизни мы знаем очень мало. До нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно идентифицировать. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину, искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена - в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, - говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. Эта, одна из самых знаменитых его картин, выполнена Рогиром около 1438 г. по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи.

Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Боковые створки триптиха не сохранились. Вот некоторые персонажи картины. Крайняя слева - Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Рядом с ней стоит апостол Иоанн, которому Иисус перед распятием поручил заботу о своей матери. Крайняя справа - Мария Магдалина. Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Иосиф Аримафейский поддерживает Христа под руки; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса.

Горизонтальный формат и удлиненные фигуры, буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, сообщают ей сходство с раскрашенным готическим рельефом. В живописи Ван дер Вейдена чувствуется отход от радостного восприятия мира Ван Эйка, ее главный акцент - воссоздание мира эмоций, духовных переживаний, которые передаются с помощью чрезвычайно экспрессивных движений, поз, мимики и жестов. Художник словно отрешается от богатства мира, его не интересует предметное окружение человека, более того - он вводит в свои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон.

Не прибавляет оптимизма историкам искусства и то обстоятельство, что во время Второй мировой войны погибли почти все архивы, где можно было бы отыскать что-то, касающееся жизни мастера. Чтобы воссоздать хоть сколько-нибудь полную и непротиворечивую картину творческого пути Рогира ван дер Вейдена, искусствоведам приходится по крупицам собирать разрозненные и скудные сведения о нем. Полагают, что художник родился приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном на территории современной Бельгии. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). Далее следы живописца теряются - вплоть до 5 марта 1427 года. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену». Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. 1378-1444) не вызывает у исследователей сомнений. Удивляет одно - в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. В 27-28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе.

Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Что и произошло в 1432 году. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и его жены родилось еще по меньшей мере трое детей, один из которых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел по стопам отца.

Получив звание мастера, Рогир очень быстро добился успеха. В апреле 1435 года он уже перевез свою семью в Брюссель, бывший тогда столицей герцогства Брабантского и официальной резиденцией герцогов Бургундских. А уже в мае следующего года его называют главным городским живописцем.

Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. Но в 1695 году эти панели были практически разрушены во время осады Брюсселя маршалом де Вильруа. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Первую из четырех панелей для брюссельской ратуши Рогир закончил в 1439 году, а работа над остальными растянулась почти на все 1440-е годы. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Некоторые говорили даже, будто в нем есть что-то инфернальное, ведь взгляд живописца непостижимым образом следовал за зрителем повсюду.

Как я уже упоминал, «Снятие с креста» - единственное произведение, о котором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. К сожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, с которым согласились бы все ученые. Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С.-Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин - Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин - Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств).

Выполненный по заказу канцлера Николаса Ролена, алтарь предназначался для капеллы госпиталя, основанного канцлером в бургундском городке Боне. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Это суровое и величественное предупреждение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но справедливом расчете с каждым. Надо всем высится фигура Судии-Христа. Он восседает на радуге, как на престоле. Белая лилия и огненный меч, исходящие из Его уст, символизируют, соответственно, Божественное милосердие и правосудие. Низкое, тяжелое небо словно готово обрушиться на землю - безрадостную, всхолмленную, без единой травинки, переполненную могилами. Повинуясь голосу труб архангелов, земля отдает своих мертвецов: ее поверхность набухает, лопается, как скорлупа, и выпускает на свет обнаженные, хрупкие, беспомощные фигурки воскресших. Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Слева возвышаются райские врата, к которым ангел подводит группу праведников; справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, куда падают грешники.

Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др.). Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля.
Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом.

Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе - «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435-40). Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника.

Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Именно поэтому св. Лука считался покровителем художников. На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Украшающие трон скульптурные фигурки Адама и Евы - напоминание о первородном грехе, искупленном Иисусом Христом. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. За спиной св. Луки, в просвете приоткрытой двери, виднеются бык и книга - традиционные атрибуты евангелиста.

В 1440-е гг. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть).

В центральной части триптиха изображена сцена Благовещения. На левой створке триптиха изображен заказчик, на правой - встреча Марии и Елизаветы.

Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Уже вскоре после переезда в Брюссель у мастера появляются счета - и немалые - в банках Турне и Брюсселя. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города. К этому времени слава Рогира далеко шагнула за пределы его родной Фландрии и достигла даже испанского королевского двора. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец».

Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. Если раньше среди его заказчиков преобладали богатые бюргеры, то теперь к мастеру все чаще обращаются представители аристократии. Впрочем, чьим бы то ни было придворным художником Рогир так и не стал, желая, вероятно, сохранить свою независимость.

В 1450-е гг. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть); триптих «Алтарь Св. Колумбы»; триптих «Алтарь Св. Иоанна Крестителя»; триптих «Семь таинств».

Композиция, известная также под названием «Миддельбургский алтарь», была заказана неким Питером Бладелином, основателем города Миддельбурга.

В центральной части триптиха изображена сцена крещения Христа в водах Иордана. Левая часть живописует сцену наречения Иоанна Крестителя. В правой части изображена сцена усекновения головы Иоанна Крестителя. Во время празднования дня рождения иудейского царя Ирода Саломея, дочь Иродиады, жены брата Ирода Филиппа, плясала перед собранием и угодила Ироду, и тот пообещал выполнить любое ее желание. Саломея же, наученная своей матерью, потребовала у Ирода голову Иоанна Крестителя на блюде.

Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Колумбы в Кёльне. В центральной части триптиха изображена сцена поклонения волхвов. На левой створке изображена сцена благовещения. На правой створке изображена сцена принесения младенца Иисуса во храм.
Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождества Иисуса Христа и является как бы синонимом главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклонении волхвов рождественских яслей, вола и осла. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или - на языке того времени - очищению блаженной Девы Марии).

Заказчик алтаря не известен и изображен у левого края картины с четками. Волх, крайний правый, изображенный в богатой одежде - это Карл Смелый, герцог Бургундии, сын Филиппа Доброго.

Композиция содержит серию сцен, изображающих совершение христианских таинств, в интерьере величественной церкви. Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно, изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха.

Левая часть. Композиция содержит серию сцен, изображающих совершение христианских таинств, в интерьере величественной церкви. Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно, изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь.

Правая часть. Композиция содержит серию сцен, изображающих совершение христианских таинств, в интерьере величественной церкви. Триптих был заказан советником Филиппа Доброго епископом Турне Жаном Шевро, который, собственно, изображен в образе священнослужителя, совершающего таинство конфирмации, на левой створке триптиха. На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание.

В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города. Некоторые историки искусства считают, что художник отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста), и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований.

Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок. 1460).

В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Живописцы не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Об этом эпизоде мы знаем благодаря тому, что помирить учителя и ученика взялся принц Людовик Французский, будущий король Людовик XI, живший в то время при бургундском дворе. После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. Мы не знаем, действительно ли Рогир ван дер Вейден стал относиться к Бугатто нежнее после примирения, достигнутого с помощью будущего короля Франции. Возможно, что это письмо герцогини - простая дань приличиям. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания. Он был уже слишком стар, чтобы быть суетным, да и похвалы аристократов были ему не в новинку.

Хочется показать еще несколько иллюстраций творчества Рогира на религиозные темы.

Полотно Обретение мощей Святого Губерта вышло на свет из мастерской Рогира ван дер Вейдена около 1440 года. На нем мы видим, как внутри залитой солнцем готической церкви священнослужители вынимают из только что открытой могилы нетленные мощи Святого: художник воспроизводит в своем произведении известную легенду христианского Средневековья. Реалистичность изображения одежд центральных персонажей просто поражает.
Ван дер Вейден придал мощам Святого Губерта вид спящего, а не мертвого человека. Он в алом епископском платье и митре. Храм полон людей, здесь и монахи, и священнослужители, и богатые прихожане в роскошных одеждах. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Полифония изображенных на ней образов и архитектурных деталей делает ее интереснейшей работой нидерландских мастеров середины XV века.

(Согласно некоторым современным теориям, Мария Магдалина была супругой Иисуса Христа).

Приведу вид этого алтаря в открытом и закрытом виде.

Ниже приведены несколько работ, приписываемых Рогиру, в которых он изображает мадонн.

18 июня 1464 года Рогир ван дер Вейден скончался. Его похоронили в брюссельской церкви святой Гудулы (ныне это кафедральный собор). Одновременно поминальная служба прошла и в родном городе великого мастера, Турне. Мастерская Рогира, из которой вышло немало замечательных работ, досталась его сыну Питеру. Но фактическим ее руководителем стал один из последних помощников Рогира ван дер Вейдена, Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494), продолживший традиции своего учителя.

On 17 May 2016, on the eve of International Museum Day, an exhibition in the “Masterpieces Reborn” cycle will open in the Apollo Hall of the Winter Palace: Rogier van der Weyden. Saint Luke Drawing the Virgin. On the Occasion of the Completion of the Restoration.

St Luke Drawing the Virgin. Before the restoration
Rogier van der Weyden

Oil on canvas

St Luke Drawing the Virgin. The process of the restoration
Rogier van der Weyden
15th century, the Netherlands
Oil on canvas

St Luke Drawing the Virgin. After the restoration
Rogier van der Weyden
15th century, the Netherlands
Oil on canvas

Rogier van der Weyden (circa 1400–1464) was one of the outstanding artists of the 15th-century Golden Age of Netherlandish painting, a pupil of the celebrated master of the Northern Renaissance Robert Campin, and worked in Brussels. He introduced the theme of revealing human emotional experiences into painting in the Low Countries and had a considerable influence on his contemporaries and successors.

At the present time, four versions of the painting Saint Luke Drawing the Virgin are known around the world. One is in the State Hermitage, the other three are in the Museum of Fine Arts in Boston, USA, the Alte Pinakothek in Munich, Germany, and the Groeningemuseum in Bruges, Belgium. Our painting entered the Hermitage in an unusual manner. It had at some time been divided into two parts. The right half, depicting Saint Luke, was acquired in 1850 from the collection of King William II of the Netherlands, who had married a daughter of Tsar Paul I – Anna Pavlovna. The left half, with the depiction of the Virgin and Child, was bought in 1884 from the Parisian antiquarian Antoine Baer. It came from the collection of Queen Isabel II of Spain, who lived in exile in France.

During the time it has been in the Hermitage, the painting has undergone several restorations. In 1854 Feodor Tabuntsov cradled the part depicting Saint Luke (adding wooden reinforcements on the back of the panel to prevent deformation). Then, in 1867, that same half was transferred from panel to canvas by Alexander Sidorov. In 1884, after the acquisition of the other half of the painting, the same restorer transferred that from panel to canvas and joined it back together with the first part.

After the reuniting of the two halves of the painting, Saint Luke Drawing the Virgin almost regained its original appearance. Almost – because it lacked the upper part of the composition and had two restoration extensions – at the top of the half with Saint Luke and at the bottom of the half with the Virgin. It is possible to picture the lost upper part of the painting by comparing it with the three other known versions.

Rogier van der Weyden’s composition derives from a lost work by Robert Campin, also entitled Saint Luke Drawing the Virgin. At the same time there is an obvious echo of a painting by Rogier’s older contemporary Jan van Eyck – The Madonna of Chancellor Rolin (1435), now in the Louvre.

The Hermitage painting is a typical work of Netherlandish painting. Depicted in the foreground are the Virgin and Child together with Luke drawing her countenance, while in the depths we see a landscape full of life.

The subject of Luke the Evangelist drawing the Mother of God has its origins in 8th-century Byzantine art. Around the 12th century, it found its way into Western European painting. According to legend, Luke tried for a long time to produce a picture of the Virgin, but constantly failed to recall her features. Then Mary came to him in a vision and the Evangelist was able to capture her appearance. In Europe, Luke was considered the patron saint of artists and depictions of him adorned the premises of the painters’ guild in various cities. In Netherlandish art, those who turned their hand to painting Saint Luke depicting the Virgin included such outstanding artists as Robert Campin, Rogier van der Weyden, Hugo van der Goes and many others. The painters often identified themselves with Saint Luke and that is why many detect in Rogier van der Weyden’s depiction of the Gospel-writer a possible portrait resemblance to the painter himself.

Saint Luke is shown in a moment of creativity. In contrast to Italian Renaissance artists, who devoted particular attention to the human being and usually placed him or her at the centre of the composition, Netherlandish artists were interested both in the person and the setting. Having placed the Virgin and Child on the left and Luke on the right, Rogier van der Weyden filled the whole of the centre of the painting with a landscape, revealing to the viewer’s gaze a prospect of a river running away into the distance with urban structures on its banks.

Saint Luke is holding a silver-tipped metal stylus, a typical drawing implement for an artist at that time. He is holding it almost at right-angles to the sheet of paper, keeping his hand well away so as not to rub off what he has already drawn. This is a splendid demonstration of a drawing technique which, we must assume, Rogier van der Weyden had mastered to perfection.

Luke is depicted in a pinky red cape with fur cuffs and collar. An inkpot hangs from his belt. It has been suggested that this is the attire worn by physicians in the 14th century. It would, however, be more correct to see it as a mantle and cap connected with Catholic tradition, the dress of an abbot perhaps, or even a cardinal.

An open book lies behind the saint. This is the Gospel that Luke was writing only a short time before. Now, after the removal of overpainting, an open inkwell has become visible alongside the book.

Lower down there is a depiction of the head of a bull – a traditional symbol of Saint Luke. Shown on the arm of the Virgin’s throne is a scene of the serpent tempting Adam and Eve by offering them the apple. Mary’s throne is adorned by an expensive fabric that should go up to form a canopy hanging over her in the lost top part of the painting.

Mary, dressed in richly embellished clothing, has sat down on the step of her throne, opposite Saint Luke, and is feeding the Christ-Child. Rogier van der Weyden has managed to give the Virgin’s face an appearance that is very natural and at the same time ideal. She gazes with maternal love on her child as she carefully supports him. After the restoration, a drop of milk can be seen emerging from her breast. Previously it was hidden by dark decomposed varnish. This nuance permits another interpretation of the subject of the painting – as the Virgin Galaktotrophousa, the Milk-Giver. A century later, in the mid-1500s, such depictions were banned and they gradually disappeared from the Western European tradition.

If we add the missing top part of the painting, then exactly in the centre, at the point where the two diagonals cross, in the middle ground of the composition there are two figures standing by a stone parapet. They are considered to be Saints Joachim and Anne, the parents of the Virgin Mary. The restoration has enabled us to see once more Joachim’s left hand, which was believed lost beneath overpainting. He is using it to point to something taking place in the distance. A woman carrying buckets of water is climbing the steps onto a square. A townsman is standing by the entrance to a shop. It has been suggested that this shop is selling artistic objects. Above it, by the second-storey windows, washing is drying in the breeze. In the distance on the right bank horsemen are galloping along. The lightness with which these little figures are depicted and the absence of any mechanicalness in their movements shows the hand of a great artist.

In early 2013, after the painting had been examined under infrared and ultraviolet light and X rayed, and the composition of the materials in the paintwork, both original and added later, work began on the restoration of the picture. These researches entailed the use of scanning electron microscopy with energy dispersive X-ray spectroscopy(SEM/EDX), gas chromatography–mass spectrometry (GC-MS) and polarized light microscopy (PLM).

The restoration took until late 2015 to complete. The work was freed of multiple layers of heavily darkened varnish. Old restoration paintwork and putty overlapping the original artist’s painting were removed. Areas where the original painting has been lost were tinted. A new reconstruction in keeping with the original composition was carried out on the extensions added during19th-century restoration.

The restoration of the painting was carried out by Valery Yuryevich Brovkin, an artist-restorer in the Laboratory for the Scientific Restoration of Easel Paintings (headed by Victor Anatolyevich Korobov), part of the State Hermitage’s Department of Scientific Restoration and Conservation (headed by Tatyana Alexandrovna Baranova).

The curator of the exhibition in Nikolai Leonidovich Zykov, keeper of 15th- and 16th-century Netherlandish painting in the Department of Western European Fine Art (headed by Sergei Olegovich Androsov).