«Анализ рассказа И. Бунина «Часовня» (Из цикла «Темные аллеи»). Сочинение "Художественное пространство в рассказе И.А.Бунина «Часовня В чем смысл названия рассказа часовня

Рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в знаменитый цикл «Темные аллеи». Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в «Темных аллеях» Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою «философию любви». В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. «Темные аллеи» любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.
Рассказ «Часовня», датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь - не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.
«Часовня» - это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Интересно, что Бунину важно передать именно «детское» восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется я тем, что дети острее и тоньше чувствуют, их ум и душа еще не так зашорены и слепы, как у взрослых?
Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.
С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.
Так, все кладбище заросло цветами и травами: «бугры в высоких цветах и травах». На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»
Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где «лежат холодные ящики» с телами.
И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: «…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…»
Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.
Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».
Название рассказа - «Часовня» - конечно, неслучайно. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном – о самом главном в жизни. Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Список использованной литературы:
1. Вся русская литература: Учебное пособие / Автор-составитель И.Л. Копылов. – Минск: Современный литератор, 2003. – С. 404-412.
2. Литература: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под общей редакцией В.Е. Красовского. – М.: Эксмо, 2005. – С. 430 -435.
3. Русская литература. 20 век: Справочные материалы / сост. Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1995. – С. 16 – 40.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Есть еще понятие хронотоп. М. М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. … Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс». Термин хронотоп после работ Бахтина получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении.

Итак, разобравшись с данными понятиями, можно охарактеризовать особенности пространственно-временной организации «Часовни».

Мы понимаем, что сам сюжет происходит в светлое время суток, днем, летом, но это время как-то абстрактно. Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) и ночь, холод, тьма (прошлое). И границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, “своего” и “чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии.

Кроме этого, все глаголы рассказа -- в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания! Гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство -- два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде -- мгновение и вечность.

7. Какие композиционные приемы использованы в данном тексте? В чем состоит их художественный смысл?

Прежде чем приступить к анализу более глубоких слоев композиции, нам надо познакомиться с основными композиционными приемами. Их немного; основных всего четыре: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор - один из самых простых и в то же время самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Классическим примером использования кольцевой композиции для выражения содержания может служить миниатюра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»: или поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Ночь, улица, фонарь, аптека, Кому живется весело,

Бессмысленный и тусклый свет. Вольготно на Руси?

Живи еще хоть четверть века,

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Близким к повтору приемом является усиление. Этот прием применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания художественного эффекта, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления действует подбор художественных образов в рассказе Чехова «Человек в футляре»: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Противоположным повтору и усилению приемом является противопоставление. Из самого названия ясно, что этот композиционный прием основан на антитезе контрастных образов; например, в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь». Здесь подчеркнутые эпитеты образуют композиционно значимое противопоставление. Это очень сильный и выразительный художественный прием.

Объединение приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью да наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений Онегин». В нем в развязке как бы повторяется завязка, только с переменой положений: в начале Татьяна влюблена в Онегина, в конце - все наоборот.

Последний композиционный прием - монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «художественного салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов.

Все композиционные приемы могут выполнять в композиции произведения две функции, несколько отличающиеся друг от друга: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции.

О том, что в тексте ярко применим прием контраста, или противопоставления, мы уже заметили, разбирая пространственно-временные особенности. Вся миниатюра вообще построена на антитезе. Однако противопоставляются и ещё две “формы” времени: “всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и “давно”, “молодой” и “старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Можно сделать вывод, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей.

Есть ли здесь усиление и в чем оно проявляется? Что рисуется мне в первую очередь? Кладбище заброшенное, заросшее, одинокая, полуразвалившаяся часовня, темень и холод, железные ящики, умершие дедушки и бабушки, и еще какой-то молодой дядя, который был очень влюблен, «а когда очень влюблен, всегда стреляют себя...» Все перечисленное усиливает друг друга, и приводит к одному: мрак, тьма, смерть.

Все то, что противопоставлено этому, а именно: лето, жара, день, сад, цветы, дети, холодно дует, солнце, мухи, все живое.

Монтаж здесь проявляется, как мне кажется, в том, что молодой дядя лежит там же, где бабушки, дедушки. Говорит это о том, что смерть может забрать любого, и уж тем более того, кому пришлось пережить трагедию несчастной любви. Примечательно то, что дети видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. Но детей также интересует нечто другое - их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

8. Какие художественные детали использует автор? Каковы их функции?

Художественная деталь -- подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Художественная детализация может быть необходимой или, напротив, избыточной. Например, портретная деталь в описании Веры Иосифовны из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»: «Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого», героиня носит мужские очки, эта портретная деталь подчеркивает ироническое отношение автора к эмансипированности героини. Чехов, говоря о привычках героини, добавляет «читала вслух гостям» свои романы. Гипертрофированная увлеченность Веры Иосифовны своим творчеством подчеркнута автором как бы в насмешку над «образованностью и талантливостью» героини.

Функция художественных деталей существенно иная. Одна-единственная деталь способна заменить целый ряд подробностей. В отличие от них, художественная деталь единична, нередко уникальна в своей изобразительно-выразительной функции. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.

Есть несколько видов художественных деталей: выделительная, психологическая, символическая, портретная и др.

Художественной выделительной деталью по тексту Бунина может быть окно - граница между жизнью и смертью, светлым, теплым и темным и холодным, та самая граница между двумя мирами.

Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Мне кажется, что это тоже своеобразная художественная деталь. Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно - за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство. Молодой дядя - деталь символическая.

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого - вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель.

9. Идейно-тематическое содержание произведения. Идейный смысл заголовка

Рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в знаменитый цикл «Темные аллеи». Все рассказы этого цикла посвящены одной теме - они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в «Темных аллеях» Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою «философию любви». В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. «Темные аллеи» любви - это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь - не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания. Неслучаен выбор картины пространства, как часовня. Что такое часовня? Это покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира -- момент истины для человека.

С писок использованной литературы

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

2. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды//Полн. собр. соч.: [В 13 т.] М., 1954. Т. 5.

3. Введение в литературоведение. / Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высш. шк., 1988

4. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940

5. Востоков А. Опыт о русском стихосложении, изд. 2-е., СПБ, 1817.

6. Гаспаров М. Л. Оппозиция «стих - проза» и становление русского литературного стиха // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М., 1985.

7. Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии - М.: Просвещение, 1978.

8. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.

9. Кожинов В. В. Как пишут стихи. М.: Алгоритм, 2001

10. Русская литература XX века. / Под ред. В.В. Агеносова, в 2-х частях. М.:Дрофа, 2002.

11. Суслова Н.В., Усольцева Т.Н.. Новый литературоведческий словарь - справочник для ученика и учителя. М.: Белый ветер, 2003

12. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1987, Гл. 3

13. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. М., 1965.

14. Различные интернет-ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение понятия силлабо-тонического стихотворения, его характеристика. История развития силлаботоники, терминология. Двусложный размер: ямб, хорей, пиррихий, спондей. Определение понятия "стопа" в русской литературе. Основные стихотворные размеры.

    реферат , добавлен 25.01.2014

    Период имажинизма в творчестве и жизни С. Есенина. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. Образы-символы в его творчестве, цветовая насыщенность произведений. Анализ цветового лексического состава стихотворений с точки зрения употребления различных частей речи.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2011

    Рассмотрение дооктябрьского и эмигрантского периодов в творчестве Ивана Бунина. Публикация первых стихотворений поэта в сборниках "Под открытым небом", "Листопад". Универсализм как отличительная черта автора. Особенности произведений Бунина о любви.

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Изучение деятельности Екатерины II, направленной на развитие книжного дела. Описание творчества Тредиаковского - основателя силлабо-тонического стихосложения. Освещение социальных и политических проблем в произведениях Фонвизина, Карамзина и Радищева.

    презентация , добавлен 09.10.2011

    Своеобразность драматического произведения, выраженная в особенностях речи персонажей. Первые шаги А. Осмонова в литературной деятельности, его поиск собственного пути в поэзии. Наступление творческой зрелости поэта и появление лирических стихотворений.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Составление речевого портрета Горкина в романе И.С. Шмелева "Лето Господне", выявление особенностей его речи с точки зрения фонетики, лексики, синтаксиса и стилистики. Анализ языковых средств, определяющих жанровые и стилевые особенности произведения.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Особенности изучения эпического произведения. Методы и приемы изучения эпического произведения большой формы. Методика изучения романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Две точки зрения на методику преподавания романа.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2006

    Общая характеристика жанра прозаической миниатюры, его место в художественной литературе. Анализ миниатюры Ю. Бондарева и В. Астафьева: проблематика, тематика, структурно-жанровые типы. Особенности проведения факультатива по литературе в старших классах.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2013

    Происхождение И.А. Бунина, общие сведения о родителях. Формирование писателя: домашнее воспитание, учеба в Елецкой уездной гимназии, образование под руководством старшего брата. Литературная деятельность: первые работы и публикации, лучшие произведения.

    презентация , добавлен 14.04.2011

    История написания стихотворения Ахматовой "Я пришла к поэту в гости", посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

Людмила Александровна Золоторёва - учитель лицея «Сузуки», г. Барнаул.

Урок - анализ миниатюры

Цикл новелл Бунина «Тёмные аллеи» изучается обзорно в 11-м классе. Однако заключительную новеллу-миниатюру «Часовня» можно обсудить гораздо раньше - в 9-м или 10-м классе. Смыслы, которые обнаруживаются при анализе, позволяют связать бунинскую миниатюру с основными произведениями программы - например, прочитать её после анализа стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (9-й класс) или после изучения романов Гончарова и Тургенева (10-й класс).

О человеческой жизни можно написать две-три строки.
И.А. Бунин

…Любовь и смерть связаны неразрывно.
И.А. Бунин

В начале урока учащиеся получают текст новеллы.

Вступительное слово учителя. Рассказ об обстоятельствах работы И.А. Бунина над циклом «Тёмные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру.

Прослушав рассказ, учащиеся говорят о том, какое настроение у них вызвало это произведение - грустное, элегическое, минорное. Они обратили внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.

Какие ассоциации вызывает у нас слово “часовня”? Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира - момент истины для человека.

Обращаемся к анализу композиции. Нетрудно заметить, что в её основе - антитеза: противо­поставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг - буйный рост трав и в то же время - часовня “разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами. Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь - смерть .

В начале произведения - картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое...) . Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. “Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Замечаем, что здесь не один рассказчик: мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей. Стиль становится другим с появлением детей: “Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело” и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”) и по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).

Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда “холодно дует”. Детское повествование заканчивается репликой: “…всегда стреляют себя…”.

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) и ночь, холод, тьма (прошлое). Как видим, в основе миниатюры опять антитеза. Но противопоставляются и ещё две “формы” времени: “всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и “давно”, “молодой” и “старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Кроме этого, все глаголы рассказа - в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного - к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

В начале урока даю задание двум ученикам выписать слова - приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление. Поле, сад, усадьба, “синее море неба” - здесь. Здесь - солнце, цветы, жара. Там - темно и холодно, там “железные ящики”. Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, “своего” и “чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (записываем его): “И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”. Оно всё построено на противопоставлениях: жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем . И если соединить эти слова друг с другом, то “проявятся” весы, качели, символизирующие равновесие, гармонию жизни.

Так гениально соединяются в рассказе француз­ская старость и русское детство - два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде - мгновение и вечность.

Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.

После комментария эпиграфов к уроку учащиеся получают на дом задание : письменно ответить на вопрос: “В чём смысл названия рассказа Бунина «Часовня»?”

И.А. Бунин

Часовня

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, - бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…

А зачем он себя застрелил?

Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

Разделы: Литература

Цели: выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

Оборудование: ПК, м/м проектор, интерактивная доска.

Запись на доске: “Душевный строй истинного поэта выражается во всем вплоть до знаков препинания”. А.А.Блок

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы будем делать целостный анализ текста художественного произведения. Это рассказ И.А. Бунина из его знаменитого цикла “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла.

“Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Рассказ датирован 2 июлем 1944 года, он один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь - не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

3. Чтение рассказа (читает подготовленный ученик, у каждого ученика текст на парте)

4. Анализ рассказа по вопросам:

Определите художественное время и художественное пространство рассказа.

Воссоздадим картину, нарисованную Буниным.

На доске лист ватмана разделенный на две половины голубую и зеленую. Приклеиваем на ватман заранее заготовленные макеты (часовня, облака, солнце, цветы, кресты, дети, окно часовни).

Место действия заброшенное кладбище. Почему кладбище заброшено?

Кладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)

Вместе со словом “заброшенное” в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. Как с помощью синтаксических средств автор показывает, что время остановилось? Рассмотрим первое предложение текста. Охарактеризуйте его.

В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное.

Почему нет сказуемого?

Нет движения, время остановилось.

Через детское восприятие, на кладбище пришли дети.

Данный рассказ – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Как вы думаете, почему?

Интересно, что Бунину важно передать именно “детское” восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют. Детский взгляд не затуманенный, естественный. Дети чувствуют острее и тоньше, их ум и душа еще не так слепы, как у взрослых. У взрослых – неестественный, стереотипный взгляд на жизнь, они не видят остроту бытия.

Что же открывается взору детей? Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно перечитать текст и разделить его на две части, ведь дети видят две картины.

Контраст, антитеза.

Что такое антитеза?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны - заброшенное кладбище, тьма, неизвестность, тайна.

Продолжим заполнение таблицы.

Что находится между двумя этими мирами?

Часовня, а точнее разбитое окно на уровне земли, которое делит пространство детей на “свое” и “чужое”, которое всегда таит в себе какую-то опасность. Окно - граница между двумя мирами.

А у окна кладбище – тоже граница, соединяющая настоящее и прошлое.

Когда приходили враги, люди прежде всего охраняли кладбище, ведь это память о семье, предках, ведь кладбище - это история целого рода.

В.Катаев, известный советский писатель, говорил: “Кто я? Песчинка на лице Вселенной”. И, действительно, человек – лишь маленькая песчинка в огромном скоплении людей, населяющих Вселенную.

Как дети оценивают увиденное в окне?

Жутко и весело

Что говорит о том, что детям интересно?

Они смотрят ЗОРКИМИ глазами, т.е. всматриваются.

ЗОРКИЙ –

1) хорошо видящий дальние и мелкие предметы;

2) пристальный, проницательный.

Какое из двух значений соответствует слову из данного текста? (2)

Что привлекает детей? Почему им жутко, весело, интересно и удивительно одновременно?

Жутко, п.ч. пугает слово смерть, но во сем этом есть какая – то загадка, неизвестность, которую хочется разгадать. Интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.

Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?

1. Смерть рядом с жизнью (по Бунину, первый шаг к смерти – крик при рождении).

2. Умирают не только старые, но и молодые.

3. Можно умереть и от любви.

Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”.

Почему он это сделал?

Один из детей объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…”. Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. За этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Ими можно объяснить и Бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях.

Что соединяет жизнь и смерть? Какие образы соединяют художественное время и пространство в этом рассказе? Проанализируйте все, о чем мы сегодня говорили, и озаглавьте рассказ. Приготовьтесь обосновать свое мнение.

Часовня - молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.

Часовня соединяет два пространства: временное и вечное – жизнь и смерть. Приходя на кладбище, родные поминают ушедших из жизни в часовне, читают молитвы, ставят свечи.

Разрушающаяся часовня говорит о том, что земное бытие не вечно. Смерть страшна, п.э.нужно дорожить жизнью и тем, что она дает. Дорожить каждым часом бытия и жить достойно.

5. Домашнее задание: Напишите сочинение – рассуждение по высказыванию Д.Гранина: “Час земной сверяй со смертным часом”