Митрохин картины. Рисуем яблоко Дмитрия Митрохина. Акварель. Художественные объединения, в которых состоял Д. И. Митрохин

Митрохин Дмитрий Исидорович (1883-1973)

Д. И. Митрохину посчастливилось прожить не одну, а целые три самостоятельные творческие жизни, и каждая из них была полноценна и по-своему прекрасна.

Первая началась еще в детстве, когда он, родившийся в глухой провинции, в семье мелкого служащего, воспылал желанием стать художником книги. С этой целью он поступил в МУЖВЗ (1902), два года спустя сменил его на СХПУ, но убедился в том, что нужные ему навыки графического мастерства все-таки придется вырабатывать самостоятельно.

Тут ему помогли впечатления от поездки в Париж, но главным ориентиром служила графика мастеров "Мира искусства". Вот почему он в 1908 г. перебрался в Петербург, где попал в столь желанную художественную среду. Тут он быстро обратил на себя внимание, проиллюстрировав несколько детских книжек, в том числе "Маленького Мука" В. Гауфа (1912), "Роланда-оруженосца" В. А. Жуковского и "Баржу" Р. Густафсона (обе 1913). Каждая из них была образцовой по безукоризненности графического стиля и единству рисунков, надписей и орнамента.

К Митрохину пришло признание, а с признанием - многочисленные заказы, которые он исполнял добросовестно и увлеченно, не раз превращая рядовые обложки в произведения утонченной графики. Вместе с Г. И. Нарбутом и С. В. Чехониным он определял высокий уровень русского книжного искусства в канун революции.

Книжная графика оставалась в центре его интересов и после революции, несмотря на то что круг его занятий заметно расширился: с 1918 г. он стал хранителем и заведующим отделением гравюр и рисунков Русского музея и занимался преподаванием. Продолжая при этом делать обложку за обложкой, он развивал свой стиль, постепенно освобождая его от чрезмерной узорности и подчиненности выработанному канону; в этом ему помогали усиленные занятия рисованием с натуры. Он вернулся к детской книге, много работал в журналах.

Но со временем направление его творческих интересов начало меняться. Еще в середине 1920-х гг. Митрохина заинтересовали возможности печатных графических техник, и книжная графика мало-помалу отступила на второй план. В каждой из осваиваемых им техник он показал себя как талантливый и уверенный мастер.
Сначала это была гравюра на дереве, потом литография и, наконец, гравюра на металле (резцом и сухой иглой) - утонченная и ставшая довольно редкой в XX в. техника. В ней он добился самых впечатляющих результатов и вырос в одного из наиболее крупных и своеобразных мастеров станковой гравюры.

В своих маленьких камерных пейзажах, изображавших обычно тихие уголки Ленинграда и старого парка на Елагином острове, он выступил в новом качестве - как внимательный и лиричный наблюдатель, способныи опоэтизировать непритязательные жизненные мотивы и поднять их до уровня высокого искусства. Новые перемены в творчестве Митрохина, с 1943 г. жившего в Москве, зародились сами собою. В конце 1940-х гг. ему, теряющему силы, пришлось расстаться с гравюрой, а десять лет спустя - и с книжной графикой.

Все более сковываемый преклонным возрастом и болезнями, замкнутый пределами своей квартиры, но по-прежнему обуреваемый неукротимой жаждой творчества, он нашел выход в том, что еще пока было доступно, - в простом карандашном рисунке, часто слегка подцвеченном акварелью. Сотни этих небольших (обычно не более открытки) рисунков стали свидетельством феноменальной творческой молодости художника, вошли в классику отечественного искусства XX в.

"Рисовать каждый день, думать о том, что нарисуешь в следующий раз, наблюдать, искать, вечно искать новые способы изображения. Действительность никогда не повторяется. Искать всегда, оставаясь самим собой, никогда не успокаиваясь на сделанном."
Дмитрий Митрохин

"Он был единственным развивавшим искусство резцовой гравюры вплоть до наших дней. Такое представление о Митрохине подкреплялось рассказами о нём художников старшего поколения, моих учителей (В. Н. Левитского, Л. Ф. Овсянникова, Г. С. Верейского и других)"
В.М.Звонцов

Дмитрий Исидорович Митрохин (1883 - 1973) - русский художник, мастер книжной и станковой графики.

Родился в семье мелкого служащего и дочери казацкого купца. В детстве, проводя много времени в типографии деда, познакомился с полиграфическим искусством и увлекся чтением. Окончив Ейское реальное училище, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в 1903 году впервые принял участие в выставке училища. Через год перешел в Строгановское училище, учился в рисовальных классах Академии Гранд Шомьер (Académie de la Grande Chaumiére), много времени уделяя изучению как современной графики, так и рисунков старых мастеров, классической европейской и японской гравюры.

С 1908 года Дмитрий Митрохин сотрудничает с несколькими издательствами, принимает участие в выставке «Мира искусства». На протяжении своей жизни состоял во многих творческих художественных объединениях и обществах. С 1908 года систематически занимается книжной графикой, рисуя для многих ведущих книжных издательств — «И. Н. Кнебель», «Голике и Вильборг», «Просвещение», «Печатник», «М. и С. Сабашниковы» и других. Много работал над иллюстрациями детских книг; в работе придерживался единого принципа для всех элементов книги — все, от обложки с форзацами до шрифтов с декором было подчинено стилистической общности.

В советское время продолжил свою работу, сочетая ее с занятиями гравюрой, офортом, литографией; с 1918 года заведовал Отделом гравюр и рисунков Русского музея, был профессором института фотографии и фототехники, полиграфического факультета Академии художеств. Всего оформил и проиллюстрировал огромное количество книг, разработал несколько десятков издательских марок, торговых эмблем и этикеток, сделал почти полсотни экслибрисов.

Ученик А. М. Васнецова (брата ), А. С. Степанова, С. И. Ягужинского. Посещал мастерскую Е. С. Кругликовой в Париже в 1901 - 1903 годах. Член объединения «Мир искусства» с 1916 года. Знакомство с выдающимся деятелем В. Д. Замирайло склоняет его к выбору пути графика.

Рисовал в разных техниках, признан мастером ксилографии. В искусстве книги особое внимание уделял не полосным иллюстрациям, а всему орнаментально-ритмическому комплексу обложки, форзацам, титульному листу, заставкам и концовкам и пр., тщательно вырисовывая каждый элемент, мастерски выдерживая общий стиль книги.

«Корабль призрак»
Иллюстратор Дмитрий Митрохин
Автор Wilhelm Hauff
Страна Россия
Год издания 1913
Издательство И.Н.Кнебель

рисунки и офорты

"Когда меня спрашивают о том, какие из своих работ я ценю более всего, я обычно отвечаю: те, что будут сделаны завтра. Потому что работа всей жизни — подготовка к тому, что сделаешь завтра"
Д.И.Митрохин

Дмитрий Исидорович Митрохин - мудрый человек и удивительный художник. Его творческий путь охватывает три четверти нашего столетия. Графиком он решил стать еще в детстве, и выбор этот был вызван глубокой внутренней склонностью Митрохина к этому виду искусства, требующему большой эрудиции, художественного вкуса и самодисциплины.
Принципы творчества Митрохина формировались на фоне, богатом разнообразными опытами. В предреволюционные годы художник часто сотрудничал в журналах «Аполлон», «Лукоморье» и других. Тогда же он выступил как иллюстратор книги.
Во время создания иллюстраций к сказке Р. Густафсона «Баржа» (1913) Митрохин был близок к художникам объединения «Мир искусства», а в 1916 году стал его членом.
Художник избрал в «Барже» лаконичную, удобную для полиграфического воспроизведения технику, напоминающую технику ксилографии. Черный цвет выступает в сочетании штриха с заливкой плоскостей. В отдельных иллюстрациях большие участки закрыты цветом, но он играет второстепенную роль.
Митрохин подробно иллюстрирует историю странствий брига «Морской орел», но, желая усилить поэтическую мелодию сказки, нигде не изображает конкретных эпизодов из приключений корабля. Почти во всех листах, где присутствует бриг, мы видим его издали. В листе «Ледовитый океан» белый кораблик на фоне мрачной воды кажется хрупким видением. Интересно решение листа «Тропический лес». В графические арабески, заполняющие лист, включены нарисованные с научной достоверностью обитатели и растения тропического леса.
В дальнейшем иллюстрации Митрохина приобретают больший лаконизм, свободнее располагаются на поверхности листа. Заметным явлением в творчестве художника стали иллюстрации к книге Эдгара По «Золотой жук», изданной в 1922 году. В них он достигает богатейших пластических эффектов только сочетанием штрихов и силуэта. После «Золотого жука» переход к ажурной графике «Эфионики» Гелиодора был естественным. В легком рисунке «Эфионики» и лаконичных гравюрах резцом, где каждый штрих точно и упруго ложится на поверхность листа, можно предугадать появление замечательных рисунков Митрохина шестидесятых годов.

Работы художника









С первого января 2016 г я начала свой личный творческий проект «100 дней творчества», в котором я каждый день рисую несколько небольших работ или эскизов. Сегодня 19-й день моего рисования, и у меня уже набралось около 40 рисунков на А3, и зарисовки в альбоме.

Одна из целей – это погружение в любимых мною мастеров-художников, которые, как любимые книги, дают много ценного. Но в отличии от книг, из которых мы впитываем мысли, от художников можно впитывать их опыт, чувство, видение реальности, радость жизни, выражаемую в энергии творчества.

В мои задачи на эти 100 дней входит рисование очень многих мастеров, которые откликаются, для того, чтобы показать и объяснить свой выбор в искусстве, дать почувствовать другим ту энергию и радость, которые от них исходят.

Причем делать это (впитывать) лучше не только через глаза, созерцая картину, но через руку, — то есть через тело и действие. В этот момент вы становитесь не просто наблюдателем, вы становитесь непосредственным, вовлеченным участником процесса, который, «проживая» вместе с художником его опыт, делает его частью себя. Это дает несоизмеримо больше, чем любые лекции по искусству или попытки научиться абстрактному «правильному» рисованию.

Сегодняшний мастер-класс посвящен Дмитрию Митрохину – попробуем изобразить яблоко, нарисованное на одной из его работ. Я этого мастера рисовала в 3, 4, 5 и 6 дни своего марафона,можно это найти в моем профиле в fb .

Митрохин (1883- 1973, Москва) – русский график, иллюстратор, мастер офорта и литографии. Его работы – живые, трепетные, почти реалистичные, но при этом очень легкие и эскизные, без попыток создать иллюзию реальности.

Для начала я бы посоветовала найти другие работы этого мастера в интернете, чтобы получить о нем более объёмное представление.

И затем уже выполнить это простое упражнение. Задача — сделать копию, не нужно, что бы она казалась идеальной компьютерной распечаткой с оригинала, главное – почувствавать видение, принципы и приемы мастера.

При рисовании важно следующее:

1. Примерные пропорции и расположение элементов.

2. Характер линии — она неспешная, медленная и внимательная.

3. Характер штриховки — здесь это активно проявленный штрих, реагирующий на форму.

4. Цвет и расположение акварельных штрихов.

Что понадобится: вот такой набор из акварели (любой), пары беличьих кистей среднего размера и мягкого карандаша (у меня угольный восковой).

Исходная картинка выглядит так:

Рисовать будем нижнее левое яблоко))

Итак, начинаем с отмечания примерных границ и очертаний рисунка.

Проявляем контур, детали и границы тени.

Покрываем самым светлым тоном все яблоко, оставляя блик. То же самое с фоном.


Добавляем более темные и холодные мазки тени, ориентируясь на цвет на картинке.
Мазки могут ложится довольно свободно, совершенно не нужно пытаться сгладить и размыть и контуры. Следы кисти – это красивая самостоятельная материя, которую совершенно не нужно прятать, пытаясь имитировать реальность. В данном случае такой задачи нет)))

Чуть прорисовываем детали, задаем направление штриха.

Штрихуем всю картинку и фон.


Если есть желание, то после этого упражнения можно скопировать всю картинку целиком.
А следующий шаг — выбрать свой фрукт или овощ и нарисовать его в заданном духе.

Митрохин Дмитрий Исидорович (1883 - 1973 ) - иллюстратор, оформитель книги. Мастер станковой ксилографии, литографии, гравюры резцом и сухой иглой, станкового рисунка, акварели. Учился в Москве, в Училище живописи ваяния и зодчества (1902 - 1904) у А.М. Васнецова, А.С. Степанова; Строгановском центральном художественно-промышленном училище у С.В. Ноаковского, С.И. Ягужинского; парижской Academie de la Grande Chaumiere под руководством Т. Стейлина, Э. Грассе (1905 - 1906). Работал в артели художников «Мурава» (1904 - 1905, 1907 - 1908) в Москве. Жил в Петербурге (с 1908), Москве (с 1944). Член объединения «Мир искусства» (с 1916). Хранитель отдела рисунка и гравюры в Государственном Русском музее (1918 - 1923). Преподавал в Ленинграде в Высшем институте фотографии и фототехники (1919 - 1923), во ВХУТЕИНе (1924 - 1930). Заслуженный деятель искусств РСФСР.




1965 г. Акварель, тушь, гуашь, бумага


1965 г. Акварель, графитный карандаш, бумага


На Малой Невке. 1939. Гравюра резцом, акварель


бумага / офорт 1925


Пейзаж бумага / офорт 1947


Мост. 1927. Гравюра резцом

Транспорт под моим окном 1948-1949. Резец

Выставка в Государственном Литературном музее.

Выставка в Галеев галлерея.

"Рисовать каждый день, думать о том, что нарисуешь в следующий раз, наблюдать, искать, вечно искать новые способы изображения. Действительность никогда не повторяется. Искать всегда, оставаясь самим собой, никогда не успокаиваясь на сделанном."

Дмитрий Митрохин