Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека. Сюжетно ролевая игра — универсальное средство развития дошкольника

В последнее время родители часто озабочены вопросом раннего обучения детей. В большом почете дидактические игры, развивающие игрушки. Годовалого кроху знакомят с алфавитом, трехлетнего побуждают решать задачки и складывать слоги. При этом родители не учат своих малышей играть в магазин, "дочки-матери", больницу. Сюжетно-ролевые часто строятся по типу учебного занятия, что отбивает интерес к ним. Все это приводит к обеднению личности ребенка.

Определение

Детям свойственно желание поскорее вырасти и вместе со взрослыми принимать активное участие в общественной жизни. В силу возраста они пока не могут сами печь торты, нянчить малышей, водить машину или летать в космос. Противоречие разрешается через участие в детских сюжетно-ролевых играх.

В их центре - вымышленная ситуация. Сюжеты игр разнообразны: это и визит в салон красоты, и полет на Луну, и спасение мира Человеком-пауком. Ребенок берет на себя роль определенного персонажа и действует от его имени. Чаще всего малыши превращаются во взрослых или любимых героев. При этом игрокам приходится договариваться между собой, действовать в соответствии с ролями (мама и малыши, злодей и герой, доктор и пациент).

Развивающий фактор

Как мы видим, цель сюжетно-ролевой игры, которую неосознанно преследуют ребятишки, - моделирование социальных отношений. Вживаясь в роль, дети учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами общества, координировать действия с другими играющими. Все это понадобится им для дальнейшего обучения в школе. Ребенок ощущает себя активным лицом, которое может повлиять на окружающую действительность.

При этом бурно развивается воображение. Дети используют палочку вместо ложки, сооружают машину из стульев и сами сочиняют захватывающий сюжет. Игра позволяет выйти за рамки повседневности, творчески переработать полученный опыт. Для этого приходится задействовать имеющиеся знания, решать возникшие у персонажей проблемы, выражать словесно свое мнение, договариваться, переживать богатую палитру эмоций. Именно через такие игры происходит всестороннее развитие дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ

Сегодня родители активно занимаются интеллектуальным развитием детей, уделяя мало времени анализу отношений между людьми. Поэтому игры современных ребятишек часто основаны на сюжетах мультфильмов или компьютерных игр. Они воспроизводят простой набор действий (например, драка черепашек-ниндзя или фей Винкс). Отношения между действующими персонажами примитивны. Жизнь взрослых в игре представлена небольшим набором ситуаций: "Больница", "Парикмахерская", "Магазин", "Семья".

Исправить это положение может воспитатель детского сада. Сюжетно-ролевым играм по ФГОС должно отводиться одно из ведущих мест в образовательном процессе. При этом важно соблюдать следующие принципы:

  • Воспитатель превращается в равноправного партнера по играм.
  • Эту роль он выполняет постоянно, по мере взросления детей усложняя сюжет, расширяя их представления об окружающем мире.
  • Необходимо с самого начала ориентировать ребятишек не только на воспроизведение действий, но и на смысл происходящего, отношения между персонажами.

Руководство игрой

Уже доказано, что умение играть не возникает у ребенка спонтанно. Поэтому так важна роль воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.

Прежде всего, он должен познакомить ребятишек с окружающей действительностью. Игра в повара будет намного интереснее после экскурсии на кухню, поводом для игры в полярников может стать прочтение книг о Северном полюсе. Затем готовятся необходимые атрибуты, нередко с привлечением к этому самих детей.

Организуя игру в младших группах, педагог берет инициативу на себя. Он продумывает сюжет, распределяет роли между воспитанниками, сам превращается в одного из ключевых персонажей. Однако, если так происходит каждый раз, детская инициатива, свободное творчество гасятся.

Поэтому важно создать условия для возникновения самостоятельных игр. Чтобы способствовать этому, педагог через некоторое передает свою роль одному из воспитанников. Или предлагает проблемную ситуацию, найти выход из которой дети должны самостоятельно.

Классификация

В педагогике выделяют пять видов сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  1. Бытовые игры, воспроизводящие семейные отношения (приготовление обеда, день рождения ребенка, купание куклы).
  2. Общественные игры, связанные с профессиональной деятельностью людей (школа, полет на самолете, строительство дома).
  3. Патриотические игры, когда малыши представляют себя участниками войны или отважными космонавтами.
  4. Игры, в основу которых ложится сюжет сказки или мультфильма.
  5. Режиссерские игры, когда ребенок придумывает историю и разыгрывает несколько ролей одновременно при помощи игрушек.

Определяемся со сценарием

Выбор сюжета во многом зависит от склонностей и интересов детей. Педагог заранее готовится к игре, в этом ему поможет составление плана-конспекта. Обычно он имеет следующую структуру:

  • Выбранная тема, возраст дошкольников.
  • Цели и задачи, которые будут решены в процессе игры.
  • Необходимые атрибуты.
  • Роли и действия, связанные с ними. Например, посетители в кафе делают заказы, обедают, общаются, расплачиваются перед уходом. Администратор встречает и рассаживает их, руководит персоналом. Официант принимает заказы, передает их на кухню, разносит еду и собирает деньги. Повара готовят блюда, передают их официанту.
  • Возможные диалоги между персонажами. Важно, чтобы дети учились вежливо разговаривать, культурно вести себя в общественных местах.
  • Приблизительный план сюжетно-ролевой игры. Он должен быть интересен детям и допускать внесение изменений. Так, в кафе можно организовать игровую зону для посетителей с детьми, пригласить музыкантов.

Атрибуты

Доктору требуются инструменты и белый халат, повару - посуда, шоферу - автомобиль. Правильно организованная среда в группе способствует развитию детской игры. Воспитателю следует запастись атрибутами для сюжетно-ролевых игр:

  • Готовыми наборами врача, кассира, слесаря и т.д.
  • Бросовым материалом: сломанными приборами, коробками и банками от продуктов, пузырьками из-под лекарств, флаконами из-под кремов, масок, шампуней. Все это пригодится для игр в домик, аптеку, магазин, салон красоты.
  • Самодельными предметами. Микроволновая печь из коробок, пирожные из поролоновых губок, удочки из прутьев... Такие атрибуты для сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники могут изготовить своими руками.
  • Костюмами продавцов, полицейских, парикмахеров и моряков. Их можно сделать из старых рубашек или выкроить накидки из подкладочной ткани. Окончательно прояснит принадлежность костюма соответствующая надпись или символическое изображение профессии.
  • Масками, настоящими и самодельными, коронами, головными уборами, платками.

Чем младше ребятишки, тем больше атрибутов им требуется для игры. Старшие дошкольники способны сами проявить фантазию и найти предметы-заместители.

Ясельная группа

Дети раннего возраста только учатся манипулировать игрушками. Организация сюжетно-ролевой игры пока невозможна, так как малыши не умеют взаимодействовать друг с другом. В течение первого полугодия воспитатель учит их производить простые игровые действия: качать куклу, катать машину, кормить мишку. При этом активно используются предметы-заместители: брусок вместо утюга, кусочки бумаги вместо каши. Игры предполагают задействование одного ребенка или группы малышей, каждый из которых выполняет одинаковое действие.

Со второго полугодия педагог учит выстраивать цепочки из двух-трех ситуаций: куклу надо покормить, а потом укачать и уложить в кроватку. Сначала он сам проигрывает сюжет на глазах детей. Затем, покормив куклу, просит одного из малышей укачать ее, а другого - отнести в постель и укрыть одеялом. Все действия должны быть хорошо знакомы ребятишкам из собственного опыта.

Младшая группа

Приблизительно с 2,5 лет появляются зачатки сюжетно-ролевой игры. Целью малыша становится воспроизведение действий определенного персонажа (мамы, доктора). При этом он еще не обозначает свою роль словесно. На этом этапе важна целенаправленная работа педагога.

Внимание ребятишек по привычке приковано к предметам: они увлеченно перевязывают больному руку, ставят градусник. Взрослый должен переориентировать их на взаимодействие с партнером по игре. С этой целью используется минимум игрушек, чтобы они не отвлекали внимание. Для вживания в нужную роль широко применяются специальные костюмы, маски. Взрослый первоначально сам становится партнером ребенка, побуждает его вступить в диалог, а затем уступает свое место другому малышу.

К четырем годам дети уже осознанно принимают на себя ту или иную роль, строят простейшие диалоги со сверстниками, выполняют специфические для своего персонажа действия. Сюжеты игр берутся из жизненного опыта малышей: поездка на машине, поход в гости, посещение врача, покупка продуктов в магазине.

Средняя группа

В возрасте 4-5 лет дети осваивают сюжетно-ролевые игры с несколькими персонажами, учатся ориентироваться в отношениях между ними. Желательно, чтобы сюжет предполагал наличие одного главного героя (например, ветеринара) и 2-3 второстепенных (медсестра, хозяева животных, аптекарь, продающий выписанные лекарства).

Отлично, если персонажей больше, чем детей. Тогда по ходу игры им придется менять свое поведение, изображая то матроса, то водолаза. В конце можно ввести еще одну роль, аналогичную основной. Так, если обыгрывается путешествие на корабле, можно организовать встречу с проплывающим мимо судном. Капитаны расскажут друг другу о своих приключениях, а дети глубже осознают взаимоотношения различных ролей.

Любимыми играми этого возраста остаются "Больница" и "Магазин". Однако педагог должен расширять опыт детей, знакомить их с новыми ситуациями: "Скорая помощь", визит в зоопарк, экскурсия по городу, посещение театра. Сюжет не продумывается воспитателем заранее, а развивается по законам импровизации.

Сюжетно-ролевая игра в старших группах

Согласно нормам, пятилетние дети должны сами выступать инициаторами игр на различные темы. Причем сюжеты берутся как из собственного опыта, так и из книг, фильмов. Дошкольники превращаются в пиратов, покоряют Марс, отправляются в кругосветное путешествие. Они глубоко вживаются в роль, испытывают те же эмоции, что и их персонажи. Перед игрой самостоятельно договариваются о сюжете, распределяют роли. В этом случае воспитатель должен превратиться в заинтересованного наблюдателя.

Однако современным детям трудно подняться на такой уровень игры. Часто они воспроизводят одни и те же знакомые схемы, позаимствованные из телевизионных передач. Сюжетно-ролевые игры в старших группах оторваны от реальности, содержат много агрессии. И здесь требуется планомерная работа воспитателя по обогащению детского опыта.

Действуем с умом

Если игры старших дошкольников бедны по содержанию, причин тут две: неразвитое воображение и недостаток знаний. Поэтому воспитателю необходимо расширять представления детей об окружающем мире через чтение книг, просмотр мультфильмов, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Чтобы дети быстрее включились в новую сюжетно-ролевую игру, вместе с ними подготавливается группа, создаются макеты корабля, дома, ракеты. Важно с самого начала задать тон, предложить детям интересную игровую ситуацию. Ключевые роли лучше раздать ребятишкам с богатой фантазией. Во время игр воспитатель не должен называть реальные имена детей, все указания и замечания делаются с учетом выбранного сюжета. Сам он вскоре выходит из игры, вмешиваясь в двух случаях:

  • При возникновении конфликта.
  • При угасании интереса к игре. В этом случае можно предложить неожиданный поворот сюжета (на корабль напал огромный спрут) или ввести нового персонажа (в парикмахерскую приходит Баба-яга).

Задача взрослых - не допустить исчезновения из жизни детей сюжетно-ролевой игры. Ведь именно через нее происходит социализации ребенка, развиваются воображение, умение регулировать свое поведение в соответствии с исполняемой ролью.

Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала свои бумаги по работе и наткнулась на материал по сюжетно — ролевым играм . До чего же интересно вспомнить, то время обучения в колледже. Нет ни опыта ни представления о том, что и как организовывать с детьми, какие цели и задачи мы должны решить при организации игры детям. Это сейчас просто спустя 13 лет, но были времена…

Вы знаете, посмотрев свои записи я решила написать статью о том, что я написала для зачёта по сюжетно — ролевой игре. Вопрос звучал так:

Какие сюжетно — ролевые игры используют в первой и второй младшей группе и каковы их цели?

В то время интернет ещё не так был распространён и мне пришлось бегать по городу Тюмени в поисках нужной литературы, к счастью есть прекрасные книжные магазины и потрясающая библиотека в центре города (прошу прощения у жителей города Тюмени я не помню названия библиотеки, если идти по Республике от остановки Холодильная в сторону Ж/Д, то она находится по правую руку от дороги.

Итак коротко о главном, всё нашла и вот, что у меня получилось:

Какие сюжетно — ролевые игры используют в первой и второй младшей группе и каковы их цели?

Машина

  • Цель: Дать понятие о профессии шофёра. Шофёр ведёт машину, в машине строительный материал. Познакомить детей с основными частями машины (кабина, кузов, руль, колёса).Прививать интерес и любознательность к профессии шофёра.

Строительство


  • Цель: Знакомить детей с названием частей строительного материал. Совместное взаимодействие, показ воспитателя, что можно строить из строительного материала (дома, горки, мосты, гаражи т.д.) Дать понятие того, что строители работают дружно и строят красиво. Развивать воображение и дружеские взаимоотношения детей.

Поликлиника

  • Дать детям представление о профессии врача. Врач осматривает детей, смотрит горло, язык, выписывает рецепт. Медсестра ставит градусник, делает укол. Воспитывать интерес к профессии врача. помочь в распределении ролей.

Дочки -матери №1


  • Развивать и обогащать сюжетную игру. Закреплять знания детей о том, что мама заботлива, кормит дочку и сына, купает их, катает на санках, мама и дети вместе смотрят рыбок в аквариуме. Воспитывать единство семейного благополучия и дружеские отношения между детьми.

Строители


  • Познакомить детей со строителем (игрушка кукла строитель) расширять словарный запас говоря о его одежде — рабочая форма. Закреплять названия строительного материала: кубики, кубик, брусок, дощечка. Дать понятия о том, что строят строители — дома, детские сады. Построить с детьми дом и посадить туда куклу, поиграть с ней.

Кукольный театр


  • Учить детей внимательно смотреть показ знакомых сказок. Развивать у детей творческое воображение. Воспитывать у детей умение слушать. Помочь детям играть самостоятельно, распределить роли.

Семья


  • Отображать в игре более широкий круг явлений окружающей жизни. Мама заботится о детях, кормит их, гуляет с ними, показывает книги, ходит в магазин. Дети благодарят маму. Воспитывать любовь к маме.

Магазин

  • Расширять знания детей о работе продавца. Продавец продуктового магазина продаёт молоко, конфеты, вежлив с покупателями. Развивать творческое воображение. Учить соблюдать этические нормы и правила поведения.

Дочки -матери №2


  • Возбуждать интерес к игре. Учить вежливости друг с другом. Воспитывать желание помогать маме: сходить с ней в магазин за продуктами, поиграть с дочкой, съездить по делам на такси, сходить с ней в кино.

Детский сад


  • Познакомить детей с работой воспитателя. Воспитатель учит детей играть, занимается с ними учебной деятельностью, учит рисовать, лепить, строить различные постройки. Воспитывать уважение к работе воспитателя.

Автобус


Ирина Куликова
Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования.

Источник : Краснощекова Н. В.

Сюжетно-ролевые игры

для детей дошкольного возраста .

У дошкольников старшей группы развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета , затем к придумыванию новых сюжетов .

У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры , распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр. Целесообразно использовать детскую литературу.

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы

Игра 1. «Семья»

Цель : Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку . Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия) . Игровой материал : Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки, музыкальные инструменты, предметы - заместители) .

Игровые роли : дедушка, внуки, мама, папа, брат, сестра.

Игра2. «Магазин»

Цель : Способствовать возникновению игры , объединению серии магазинов в один (книжный, овощной, одежды) .

Игровой материал : Строительный материал. Игрушки, муляжи, касса, зеркало, витрины, куклы, кошельки, предметы-заместители, ширмы.

Игровые роли : продавцы, кассир, покупатели, шофер.

Игра «Путешествие»

Цель сюжет игры . Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Игровой материал : Строительный материал. Технические игрушки - заводные машины, карта , теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки» , набор игрушечных животных и птиц, предметы - заместители.

Игровые роли : Полицейский, начальник порта, кассир, продавец, капитан, дежурный, боцман, врач, матрос, пограничники,

Игра «Завод»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Закрепление знаний о разных видах транспорта :наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала., аэропорта. Расширение знаний о рабочих профессиях.

Игровой материал : Строительный материал. Технические игрушки : заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители.

Игровые роли : шофер, пассажир, строитель, инженер, механик, техник, бензозаправщик, мойщик, диспетчер пульта.

Игра «Летчики»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал : Строительный материал. Игрушка - самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы - заместители, элементы одежды, форма летчика.

Игровые роли : летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.

Игра «Российская Армия»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов моряков в родном городе (поселке) . Расширение представле6ний детей о типах военных кораблей : подводная лодка. Крейсер, ракетный катер, авианосец, танк десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма , гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал : Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки, шлемы, предметы-заместители.

Игра «Строительство»

Цель : Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Игровой материал : Строительный материал, каска, предметы-заместители, набор техники.

Игра «Медицинский центр – Поликлиника - Больница"

Цель : Раскрытие деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал : ширмы, набор «Кукольный доктор» , набор кукол, предметы - заместители, медицинский халаты.

Игровые роли : воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар

Игра «Почта»

Цель : Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры . Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Игровой материал : ширма, сумка почтальона, открытки, почтовый ящик. Детские журналы, кошельки, карандаши, конверты, плащ.

Игра «Библиотека»

Цель : Побуждать детей создавать сюжет игры , развивать интерес к труду библиотекаря. Воспитание бережного отношения к книгам.

Игровой материал : книги, формуляры, карандаши, карточки , полочки.

Игровые роли : библиотекарь, читатели.

Игра «Завод»

Цель : Формирование трудовых умений, представлений о профессиях рабочих на нашем заводе (фабрике, развитие творческого воображения. Воспитание интереса к профессиям своих родных.

Игровой материал : наборы машин, трубы, пропуска, строительные наборы, халаты, каски, рукавицы, набор коробок.

Игровые роли : директор завода, механик, рабочий, шофер,

Игра «Театральная студия»

Цель : Формирование положительных взаимоотношений в игре.

Игровой материал : ширма, игровые атрибуты : деньги, билеты, кошельки, таблички «Касса» , «Театр» , наборы разных видов театра (набор мягких игрушек, набор масок.)

Игра «Зоопарк»

Цель : Формирование умений творчески развивать сюжет игры . Воспитание доброго отношения к животным.

Игровой материал : самоделки, наборы животных, строительный набор, природный материал, бросовый материал.

Игра «Парикмахерская-Салон красоты»

Цель : Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры . Воспитание уважения к профессии парикмахера, визажиста, .

Игровой материал : предметы-заместители, реальные предметы (расчёски, бигуди, кисточки, флаконы, зеркало, набор «Детский парикмахер» , журналы, ширма.

Игровые роли : Парикмахер (мастер, кассир, клиенты, уборщица.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы) «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы. Володина Елена Васильевна «Сюжетно-ролевые игры в развитии.

Использование лего-технологии в культурных практиках у детей дошкольного возраста. Игры с правилами и сюжетно-ролевые игры Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Картотека «Игры с мячами». Для детей старшего дошкольного возраста Данная картотека игр была создана мною специально для проекта "Мячи бывают разные", в помощь педагогам и для пополнения образовательной.

МБДОУ «Детский сад № 13» Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Разработала: Савина.

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников

Сюжетно-ролевая игра Супермаркет

Урозаева Эльвира Анваровна, воспитатель МБДОУ детский сад №13 комбинированного вида, г. Уфа, Республика Башкортостан

Описание материала: Материал может быть использован воспитателями с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка поможет воспитателям организовать сюжетно-ролевую игру в условиях группы, последовательно организовать игру, расширить представления детей.

ЦЕЛЬ ИГРЫ
1. Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни.
2. Расширять знания детей о труде работников магазина.
3. Дать представление о разных отделах в магазине.
4. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
5. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
6. Совершенствовать навыки счета.
7. Совершенствовать диалогическую форму речи.
8. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

РОЛИ В ИГРЕ
Продавец – 1 - 2 ребенка.
Экспедитор – 1 ребенок.
Грузчик – 1 ребенок.
Шофер – 1 ребенок.
Кассир – 1 ребенок.
Покупатели – дети.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «МАГАЗИН»

1. Постановка целей игры.
2. Приобщение детей к решению этих целей.
3. Создание плана игры.
4. Обсуждение плана с детьми.
5. Сбор материала.
6. Работа с родителями.
7. Предварительная работа – занятия, игры, беседы, экскурсии, наблюдения.
8. Самостоятельная творческая работа детей.
9. Результат работы – сюжетно – ролевая игра «Магазин».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел?»
-Экскурсия в магазин.
-Чтение литературных произведений: С.Михалков «Хрустальная ваза», Э.Успенский «Птичий рынок», В.Берестов «В магазине игрушек», Л.Петрушевская «Поросенок Петр и магазин».
-Непосредственная образовательная деятельность: «Овощи и фрукты на нашем столе», «Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин».
-Рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин».
- Аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Где это можно купить?» , «Чего не стало?» , «Что лишнее?» , «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».
Данная предварительная работа способствует:
- совершенствованию диалогической речи:
- знакомству детей с трудом продавца, ее трудовыми действиями: выслушивает, взвешивает, считает, выбивает чек, дает сдачу;
- расширению представления о разных отделах в магазине;
- расширению представления о труде взрослых.
- уточнению представления детей о внешнем виде и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах их использования в пищу.

ВАРИАНТЫ И СЮЖЕТЫ ИГРЫ «МАГАЗИН»
1. Магазин «Игрушки».
2. Магазин «Мебель».
3. Магазин «Посуда».
4. Магазин «Продовольственный».
5. Магазин «Одежда».
6. Рынок «Овощи и фрукты».
7. Супермаркет.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.
- семья
- столовая
- гараж
- овощебаза
Цели: развивать умение расширять сюжет на основе знаний, полученных на занятиях и в повседневной жизни; формировать правильные взаимоотношения в коллективе; развивать творчество.

ПРЕДМЕТНО- ИГРОВАЯ СРЕДА
1. Кассовый аппарат.
2. Весы.
3. Набор муляжей «Овощи – фрукты».
4. Муляжи продуктов.
5. Кошельки.
6. Пакеты, сумки.
7. Счеты.
8. Деньги.
9. Ценники.
10. Витрина.
11. Халаты – фартуки, пилотки.

Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т.к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры:

  • 1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
  • 2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
  • 3. Обогащает словарь, развивает речь детей.
  • 4. Развивает коммуникативные навыки.
  • 5. Обучает основам адаптации.
  • 6. Приобщает к взрослому миру.
  • 7. Доносит специфические знания.
  • 8. Планомерно обогащает жизненный опыт.
  • 9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.
  • 10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
  • 11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра "Магазин". На первый взгляд, ничего, кроме того, что "магазин" - примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа "магазин" чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.

Цели сюжетно-ролевой игры "Магазин":

  • 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
  • 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
  • 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
  • 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
  • 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
  • 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
  • 7. Упражнять в счете

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.