В начале был ритм. Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев Ритм – это организация действий, событий во времени


Класс: 6
Тема года: В чем сила музыки?
Тема урока: Вначале был ритм
Цель:Сформировать умение находить взаимодействие ритма с музыкой и с жизнью.
Задачи:
Воспитывающая (личностная): воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
Обучающая (метапредметная): умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью
Развивающая: способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке
Структура:
Орг. момент.
Пение. «Мы вместе» - муз.и сл. А. Ермолова
Беседа «Ритм в окружающем мире»
Слушание. Фрагмент «Сказки венского леса» - И.Штраус
Пение. «Вальс о вальсе» - муз. Э. Колмановского, сл. Е.Евтушенко
Итог
Методы:рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока:урок-беседа
Наглядности: презентация
Оборудование: фортепиано, ПК, колонки, проектор, экран.
Этапы
Ход занятия Хрон-жОрг. момент
Пение
Беседа
Слушание
Пение
Итог Музыкальное приветствие:
У.: Здравствуйте ребята.
Д.: Здравствуйте.
У.Д.: Прозвенел звонок, начался урок.
У.: Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Мария Андреевна, я буду вести у вас уроки музыки.
У.:И сегодня, когда мы собрались с вами все вместе я хочу спеть с вами песню Александра Ермолова – «Мы вместе».
Послушайте как она звучит, внимательно читайте слова на экране, чтобы когда мы начали петь вы понимали о чем песня.
Показ песни «Мы вместе» - А.Ермолов
У.:Какая главная мысль этой песни?
Д.:О важности друзей.
У.:Верно. Споем все вместе.
Пение песни «Мы вместе» - А.Ермолов
ВХР:



У.:Скажите, из чего состоит песня?
Д.:Стихотворение и мелодия
У.:Верно. Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. А какие еще средства музыкальной выразительности вы знаете?
Д.:ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика, темп
У.:Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.
Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.
И сегодня мы с вами будем говорить о средстве музыкальной выразительности – ритме.
В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам. И. В. Гёте
Д.:Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.
Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.
Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.
Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.
Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.
Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.
Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров - симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира.

У.:И сегодня мы говорим о ритмах вальса. Так, Иоганн Штраус - «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса«Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колес кареты и только потом записал.
Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу, и мы растворяемся в ее чудесных звуках. Из всех красок, которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканной простотой он использует звучание цитры. Совсем краткое ее появление в конце этого произведения добавляет в общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой грусти.
Послушайте фрагмент этого вальса.
Слушание фрагмент «Сказки венского леса» - И.Штраус.
У.:В чем заключается особенность ритма вальса?
Д.:Ответы детей
У.:Чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого танца.
В Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой - так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.
«Раз-два-три, раз-два-три», - приговаривают танцующие под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и спотыкаться.Этот танец одному не станцевать – он парный.
Но по-настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание талантливые композиторы. Ведь танец – это не только изящные движения, танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса.
У.:Ваше домашнее задание: Вспомните другие вальсы, запишите их названия и авторов.
У.:Композиторами создано большое количество вальсов, но и поэты не остались в стороне. Поэт Евгений Евтушенко создал своё посвящение – стихотворение "Вальс о вальсе". Прочитаем его.
Д.:Дети по очереди читают стихотворение
У.:О чем стихотворение?
Д.:Ответы детей.
У.:К этому стихотворению Эдуард Савельевич Колмановский написал музыку, и получилась замечательная песня. Послушайте, как она звучит.
Показ песни «Вальс о вальсе» - Э.Колмановский
У.:Выучим эту песню, сначала я пою вам фразу, затем вы повторяете ее вместе со мной.
Разучивание песни «Вальс о вальсе» - Э.Колмановский
ВХР:
Задача Методы,приемыСоздание необходимого эмоционального настроя метод создания эмоционального состояния
Дыхание Словесное указание не разрывать фразу. Дирижерский жест.
ЗвуковысотностьГрафический показ
У.:Хорошо, а теперь поете сами под музыку: красиво, плавно.
Пение песни«Вальс о вальсе» - Э.Колмановский
У.:Итак, многое сегодня было сказано. Давайте вспомним, о чем говорили на уроке.
Д.:Ответы детей.
У.:Спасибо за урок. До свидания. 2 минуты
7 минут
10 минут
12 минут
6 минут
3 минуты

«Вначале был ритм»

  1. Многообразные проявления ритма в окружающем мире.
  2. Ритм - изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма.
  3. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса «Сказки Венского леса»).

Музыкальный материал:

  1. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (слушание);
  2. В. Моцарт. Хор «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»;
  3. М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Непогода» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

В ритме есть нечто волшебное;
Он заставляет нас верить,
Что волшебное принадлежит нам…

И. В. Гёте

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца.

Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Может быть, во всеобщей ритмичности бытия и заключён ответ на вопрос, отчего мы так чувствуем музыкальные ритмы и отчего это чувство пробуждается в нас уже с первых дней жизни, задолго до того, как мы научимся различать и понимать слова.

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поёшь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребёнок ещё не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок восприятию человека. Воздействуя на него, он способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним.

Вот почему иногда говорят, что ритм – изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем.

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах жизни позволило ещё во времена Античности выдвинуть музыку на первый план в устройстве Вселенной.

Например, древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как некий вселенский музыкальный инструмент. Этот инструмент управлялся «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1 - 2 - 3 - 4). Они вносили в строение и понимание Вселенной порядок и гармонию.

Порядок, то есть истина, красота и симметрия (симметрия – соразмерность, пропорциональность частей целого), наделялся и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия (асимметрия – отсутствие симметрии) безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Мы находим их в самых разнообразных музыкальных сочинениях - от незатейливой детской песенки до сложных оперных и симфонических произведений.

Вот известное вам произведение В. А. Моцарта – хор «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта». Спойте (послушайте) его, и вы сразу почувствуете лёгкость, естественность, соразмерность ритма и мелодии. Наверное, поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.

Несмотря на симметрию и порядок музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Именно ритм придаёт неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны (характерный – с ярко выраженными особенностями), что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров - симфониях, романсах, ариях. А порой характерные ритмы можно услышать даже в звуках окружающего мира.

Так, И. Штраус – «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал.

Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой - так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.

Музыка Иоганна Штрауса, титулованного «короля вальса», давно превратилась в символ блестящего праздника жизни. Красота штраусовских мелодий, роскошь оркестровых красок, изобретательность и остроумие его танцевальных пьес уже более двух веков неотразимо воздействуют на любую публику – от простых слушателей до знаменитых музыкантов мира.
Знаменитый австрийский композитор и дирижёр Иоганн Штраус родился в Вене. Его отец – Иоганн Штраус-старший был прославленным австрийским композитором и дирижёром. Штраус-сын прославился как создатель классического венского вальса.
Сочинять он начал очень рано: его первый вальс был написан им в 6-летнем возрасте. Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Популярность во всём мире приобрели его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и «сказки Венского леса». Широко известны и другие танцы Штрауса – польки, кадрили, галопы.
Сочинял Штраус с удивительной лёгкостью. Он создавал вальс за 1-2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги, Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках и простынях. Он стал всеобщим любимцем, создав невероятное количество танцевальных мелодий.
Музыка Штрауса до сих пор царит на балах не только в Австрии, но и во многих других странах мира.

В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса – этого популярного бального танца XIX века? Прежде всего в его музыкальном размере - 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие...

Чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого танца.

Замечательная музыка вальса «Сказки венского леса» получила всенародное признание не только у себя на родине, в Австрии, но и во всём мире.

Вопросы и задания:

  1. Приведите примеры, где ещё, кроме музыки, проявляет себя ритм?
  2. Какое значение придавалось музыкальному ритму в эпоху Античности?
  3. В чём же заключаются особенности ритма вальса? Расскажите на примере вальса И. Штрауса «Сказки венского леса».
  4. Можно ли говорить о присутствии музыкального ритма на картине С. Боттичелли «Весна»? С ритмом какого музыкального жанра вы бы сравнили ритм этой картины? Почему?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. «Волшебные колокольчики», mp3;
Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» (2 версии), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Урок начинается со звучания произведения М. Кажлаева « Касумкентские барабаны»

С какого произведения начался наш сегодняшний урок?

Что вы слышите в звучании этого произведения?

Слышится ли мелодия? Нет только ритм.

Слайд 2.

С помощью какого средства музыкальной выразительности было исполнено это произведение?- Какие чувства вызывает музыка при её прослушивании?

Слайд 3.

Высказывают предположения и приходят к выводу, что ярко выражен в произведении ритм.

- Верно. Тема нашего урока: «Вначале был РИТМ». -

Вспомним, что такое ритм?

Греческое слово «rythmos » означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Сегодня на уроке мы выясним, где ритм встречается нам в окружающей жизни, существует ли он вокруг нас, дадим определение ритму.

Существует ритм вокруг нас?

- Да. Приводят примеры: дождь, ветер, шаги,шум машины.

(корректирует знания учащихся) Удар - это еще не ритм. Попробуем выяснить, что же такое ритм и как он себя проявляет в жизни.

Жизнь не обходится без ритма. Мы часто слышим «Ритм – сердце музыки». Ребята, мы с вами живые люди. Какой орган человека является одним из главных?

( Сердце.) Прислоните руку к пульсу. Как мы слышим, что сердце у нас живет? Пульс стучит.

Сердце стучит – пульсирует. Пульс – это жизнь. А у человека пульс бьется всегда ровно и одинаково?

- Нет. Он может ускоряться, замедляться.

: Чтобы сердце было в норме и билось ритмично, какими должны быть удары пульса? ( Ровными) Мы с вами выяснили, что биение сердца – это ровные удары пульса через определенное время. Приведите примеры проявления ритма из вашей жизни.

Смена времени года, смена дня и ночи. Распорядок дня, урок – перемена и т.д.

Ритм – это организация действий, событий во времени.

Наиболее разнообразно и ярко ритм проявляется в музыке. Он является и средством организации музыкального языка. Не было бы ритма, не было бы и мелодии, а лишь набор разных по высоте звуков.

Если нарушится ритм в песне, исказится ее музыкальный образ.

(на примере песни «В лесу родилась елочка»)

Благодаря ритму мы отличаем вальс от польки, песню от марша.

(простучать ритмический рисунок вальса, марша, польки)

Без ритма нет мелодии.

А может ли существовать ритм без мелодии?

(Слушание барабанщиков)

Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего, ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров - симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира.

Так случилось с композитором Иоганном Штраусом, который говорил,

что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки венского леса»

услышал в перестуке колес кареты и только потом записал.

«СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА»

И. Штраус Слушание фрагмента

Может быть, поэтому в Австрии, на родине И. Штрауса, многие его вальсы

считаются подлинно народной музыкой – их ритмы и мелодии

так естественно и вырастают из атмосферы, духа,

культурных традиций своей страны.

А каким «титулом» наградили любители музыки И. Штрауса?

(«королем» вальса)

В чем же заключается неповторимость ритма вальса?

(в размере)

В этом размере написаны все вальсы мира.

Равномерное чередование 1 сильной и 2 слабых долей

навевает образ изящного, легкого танца, плавного кружения.

Учитель: Что хочется делать под эту музыку?

Ученики: Плавно двигаться, танцевать.

Учитель: В каком жанре написано произведение?

Ученики: Вальс. Называют особенности танца.

Учитель: В каком размере?

Ученики: Предположительные ответы. В ходе обсуждения приходят к выводу, что вальс написан в размере 3/4.

Учитель: Правильно. А теперь попробуйте, считая до трех станцевать вальс.

(По желанию два ученика под счет класса танцуют танец, не получается).

Учитель: Как вы считаете, почему не получилось?

Ученики: Предположительные ответы.

Учитель: Теперь попробуйте простучать ритм вальса и выделить первую, сильную долю в размере ¾ . Попробуем еще раз. (получилось)

Ученики делают вывод,одним из свойств ритма является акцент.

(простучать ритм вальса)

Но в этом же размере пишут не только вальсы, но и многие другие танцы –

Мазурки, Полонезы, Болеро.

Но никто не путает эти жанры с вальсом

Слушание музыки . Послушаем мазурку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Мазурки занимают особое место в его творчестве. В его творческом наследии 58 мазурок. Большинство мазурок он написал вдали от доме, от Польши, но в них очень ярко выражал национальную сущность своего творчества Для него сам жанр мазурки превратился в музыкальную эмблему Польши.

Звучит «Мазурка си – бемоль мажор» Ф.Шопена.

Слайд 11. Ответьте мне:

Каков ритмический рисунок мазурки? (нет плавности, много острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта ).

Из какой страны Ф.Шопен? (работа с учебником стр.46)

Когда и где звучали мазурки?

Слайд 12. Слушание музыки . Ритм полонеза – еще одна разновидность трехдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трехдольности слышится не легкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров –полузабытая картина давно ушедших времен. Послушаем полонез Шопена, один из самых известных в мире.

Звучит Полонез «Ля мажор» (фрагмент).

Итак, полонез – это торжественный бальный танец – шествие. Это церемонная поступь придворных дам и кавалеров, полузабытая картина давно ушедших времен.

Что объединяет полонез с мазуркой и вальсом?

Вопрос обучающимся:

Какой характер полонеза?

Где могла звучать такая музыка?

Правильно, это ещё одна разновидность трёхдольного размера.

Мы с вами прослушали три музыкальныхпроизчедения, написанных в трехдольном размере.

Ритмическое упражнение:

На слайде записан ритмический рисунок Вальса, Мазурки и Полонеза и мы с вами сейчас прохлопаем данные рисунки (сначала всем классом, затем по рядам, мальчики и девочки, работа в парах).

Учитель:

А ТЕПЕРЬ ПОДУМАЙТЕ, в каком ритме живет каждый член вашей семьи. Что вам удалось выяснить? Ритм жизни в вашей семье одинаков?

Ученики: Нет. У каждого он свой.

Учитель: Мы планируем нашу деятельность в том ритме, который соответствует нашей жизни. Одни дела утром, другие вечером. Но мы не можем постоянно работать. Почему?

Ученики: Человеку необходим отдых.

Учитель: Отдых – это своего рода остановка. А в музыке есть остановки?

Ученики: Да.

Учитель: Как понять, что музыка остановилась?

Ученики: Отсутствие звука, закончилось произведение.

Учитель: Как называется остановка в музыке?

Ученики: Пауза.

Учитель: Пауза в музыке имеет свои цели. В музыке пауза – привносит своеобразие в звучание. Пауза еще один элемент ритма.

Ученики выявляют элементы музыкального ритма и его свойства.

А если в природе собьется ритм. Что произойдет?

Ученики: Изменится климат, будет плохая погода и т.д.

Учитель: М.Дунаевский сочинил песню «Непогода», в которой он рассказывает…

Ученики: О погоде, об изменениях, о дожде и т.д.

М.Дунаевский «Непогода»,

Слайд 16. Подведём итог урока :

С творчеством, какого композитора мы познакомились на уроке?

Какие произведения любил писать композитор Ф.Шопен?

О чём может рассказать музыкальный ритм?

Слайд 17. Ответить на вопросы:

Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке.

Любимый инструмент Шопена

О каком танце идёт речь: «Торжественный бальный танец-шествие»?

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Шопена?

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.

Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.


Для классического вальса характерно:

    быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» - так отбивается ритм вальсовых шагов;

    трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;

    танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;

    одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;

    легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое - мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

Популярные вальсы


Фридерик Шопен «Вальс №.10» . Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.

Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать)

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик »). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете - трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)



Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность - два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать)

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» . Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)

История вальса или «О времена! О нравы!»


Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.

Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:

    чешский фуриант - настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;

    французская вольта - это парный танец, для которого характерны различные повороты;

    австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.


Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.

Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер - народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.

Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения - все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.

Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу , балет , сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.

Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.

В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами - в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.



Интересные факты

    Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела - через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

    В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова - некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.

    Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.

    Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.

    Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.