"воздействующая сила искусства". "воздействующая сила искусства" Музыка - отдельный вид искусства

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный "художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

· Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений - по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

· Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал :

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

работы


уроки

резерв

Воздействующая сила искусства

9

8

1

1

Искусство предвосхищает будущее

7

6

1

1

Дар созидания. Практическая функция.

11

10

1

1

Искусство и открытие мира для себя

7

6

1

1(проект)

Итого

34

30

4

4

Cлайд 1

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Cлайд 2

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Cлайд 3

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Cлайд 4

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Cлайд 5

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

Cлайд 6

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

Cлайд 7

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Cлайд 8

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Cлайд 9

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Cлайд 10

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.Воздействующая сила
искусства.
Искусство и власть.
Урок №1 Искусство 9 класс
Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления влас

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека,
полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления
власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник»

Конная статуя Петра выполнена
скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.
«Медный всадник»

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощ

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а
города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в
зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев.
«Наполеон на перевале
Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаю

Доблесть воинов и полководцев
увековечивают произведения монументального искусства.
Устанавливаются конные статуи,
сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование
одержанных побед.
Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей
армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах
арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с
императором.
Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армииосвободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над
Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у
Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре
Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в.
Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у
Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка.
арка
Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в
честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928
году по решению местных органов советской власти арка была снесена
под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует
трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили
прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по
фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц
Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009
году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это
нашло отражение в словах:
«Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помо

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный
памятник русской культуры, прославившийся на весь мир.
Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность
традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя д

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная,
пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства,
низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность,
игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Конспект урока искусства(музыка)

Класс: 9-ый

Тема урока: «Воздействующая сила искусства»

Цель: развитие у учащихся способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха. Проанализировать современность музыкальных произведений Баха в наше время, сравнить с произведениями современных музыкантов.

Задачи:

Образовательные:

    продемонстрировать особое значение произведения И.С. Баха для мировой культуры в процессе прослушивания и анализа фрагментов произведений данного композитора;

    сформировать представление об истории возникновения произведений И.С. Баха в ходе эвристической беседы;

    систематизировать умения учащихся анализировать художественно-музыкальные образы в ходе критического анализа фрагментов музыкальных произведений композитора;

    сформировать у учащихся умение сопоставлять произведения разных видов искусств в ходе сообщающего слова учителя.

Развивающие:

    развивать произвольное внимание в ходе прослушивания музыкальных композиций;

    развивать зрительную, слуховую память в процессе анализа произведений разных видов искусства;

    развивать коммуникативную культуру учащихся в процессе эвристической беседы;

    развивать познавательный интерес учащихся за счет использования в уроке метапредметных связей.

Воспитательные:

    воспитывать устойчивый интерес к предмету за счет использования в уроке необычных форм работы;

    воспитывать эмпатию в процессе анализа произведений классической музыки;

    воспитывать уважение к музыкальному наследию композиторов других стран в процессе критического анализа фрагментов музыкальных произведений.

Тип урока: интегрированный урок (музыка + литература + живопись)

Программа, по которой работает учитель: Г.П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 классы»

Перечень оборудования: учебник по музыке (Т.И. Науменко, В.В. Алеев Музыка 8 класс), раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук.

Музыкальный материал: муз. энциклопедия (И. С. Бах), И. С. Бах « Хоральная прелюдия g - moll », В. Бутусов песня «Прогулки по воде», И. С. Бах «Месса h -moll », И. С. Бах «Мелькнёт за часом час», Вилла- Лобос « Бахиана», И. С. Бах «Магнификат».

Список используемой литературы:

    Ф.М. Оржеховская Себастьян Бах, М.: Просвещение, 1960. – 172 с.

    Ю. В. Келдыш. Музыкальная энциклопедия. Том 1. - М: Советская энциклопедия, . - с. 761.

Особенности урока: время проведения урока 90 мин.

Ход урока :

Звучит музыка Баха (хоральная прелюдия соль минор).

Учитель: Как вам кажется, для чего написана эта музыка? Какие чувства композитора в ней отображены? Что удалось почувствовать Вам?

Примерные ответы детей: (красота, благородство души человека, нашедшего истину )

Учитель зачитывает фрагмент

- Из глубины церкви неясно проступали очертания органа. Казалось, подобно уснувшему городу, орган ждал, чтобы встающий день освободил его от безмолвия, вдохнул в него многоголосную жизнь. Он обернулся к органу, словно прислушиваясь. Его близорукий взгляд, казалось, был обращён вовнутрь. Потом он медленно, будто раздумывая, собрал в аккорды этот сдержанный, нарастающий гул и вдруг стремительно, размашисто и свободно перешёл в наступление. Он штурмом брал непокорное время, вторгаясь далеко вперёд, туда, в будущее, где имя его останется навсегда. Кто этот человек?

Дети высказывают свои предположения

(Детям предлагается для просмотра сюжета о жизни и творчестве И. С. Баха)

Учитель: Сегодня наш урок посвящён великому И.С. Баху

(Звучит «Хоральная прелюдия g - moll » И. С. Баха) Если отталкиваться от тех ощущений, которые вы испытывали, слушая эту музыку, то, как вам кажется, образ какого человека возникает в сознании? (великого, благородного, возвышенного ). На что вы обратили сразу внимание в движении музыки? (наигрываю мелодию). Какая она по характеру: земная, мирская, или божественная, возвышенная? (возвышенная ). Давайте попробуем её пропеть и покажем рукой мелодию. Есть ли у неё окончание или она бесконечно охватывает мироздание человека? Есть ли в этой божественной музыке что-то, что очеловечивает её? Обратите внимание на погружение моих пальцев в клавиатуру, какое оно? (плотное, вросшее корнями в землю ).

Учитель:

Как же так получается, с одной стороны небесная, а с другой - глубинная? Как вы считаете, для чего она и когда написана?

Примерные ответы детей (для человека, чтобы он стал чище и лучше)

Учитель: Действительно так. Поэтому, мы можем назвать эту музыку религиозной, в её основе религиозное содержание, название соответствующее» Я взываю к тебе, Господи». Вообще, Бах за время своей деятельности часто

менял работу, у него были постоянные конфликты с церковью. А что же, он был ненужным человеком, плохо относился к обязанностям? (ребята высказывают своё мнение).

Учитель : Какова цель религиозной музыки? (восприятие красоты и силы Бога). Верно, а Бах её очеловечил, почему? (чтобы воспеть божественное в человеке, силу духа, разума). Так, наверное, поэтому у него произошёл конфликт с церковью? Рассуждения и ответы детей.

Учитель : Конечно. Ведь церковь обвинила Баха в том, что он, якобы, восхвалил силу человека, а не Бога.

Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать Баха верующим человеком? (да ) В хоральной прелюдии мы проследили взаимосвязь человека с Богом. А в другом, знакомом произведении, мы попытаемся определить роль и место человека в мироздании в целом (природа, земля, космос).

(Учитель предлагает вспомнить песню «Мелькнёт за часом час…». Она звучит в исполнении детей)

Учитель: Вслушайтесь, пожалуйста, в смысл следующих строк: «Мелькнёт за часом час и новый день уже погас...» О чём они? (жизнь лишь миг в эволюции вселенной ). Главное в 1-ом куплете очень точно голосом передать повествование, размышление). 2 куплет - время имеет свойство двигаться, поэтому быстрее исполняем, движение показываем рукой. 3 куплет - к чему пришли (К свету, красоте, могуществу природы и человека в ней. Звучит песня)

Учитель : Как вы думаете, так ли мимолётна человеческая жизнь? Что же оставил Бах? Предположительные ответы детей: (множество произведений )

Учитель : Верно, а одно из них - «Месса h -moll ».Давайте вспомним, что такое месса? Ребята обмениваются мнениями.

Учитель : Месса - это огромное произведение, которое специально создано для службы в церкви. Какой была эта служба по своему состоянию? Представьте высокие своды, акустика, хор. Что испытывали люди? Во всём этом разобраться вам поможет музыка. (Слушаем фрагмент мессы).

Учитель : Как звучит здесь голос, какие краски, тембры? Бах был протестантом, но его музыка связала Бога и человека. А вот у католиков тоже звучала музыка, только, кроме этого, украшением ещё служили фрески. Одна из самых известных - «Сотворение Адама». Она никогда не находилась в церкви, которой играл Бах, между ними огромный временной отрезок, почти 227 лет. Но, тем не менее, мне хочется сказать, что Микеланджело - это Бах в живописи. Как вы считаете, почему? (ответы детей).

Учитель : Ребята, вслушайтесь, как звучит фреска? (многоголосно, ярко, солнечно …) Я слышала такую фразу, что музыка - язык ангелов. А теперь всмотритесь. Саваоф создал человека и он ещё слаб. Вот-вот сверкнёт божественная искра, руки их соприкаснутся, и в Адама вольётся жизнь, поэтому - радость. Итак, Бах и Микеланджело в один голос воспевали совершенство и силу Бога. Предлагаю послушать ещё одно муз. Произведение (звучит Superstar Уэббера). Средства выразительности близки человеческим эмоциям, а значит эта музыка не столько о Боге, сколько о нас с вами.

Учитель : Тема Бога и человека была актуальна всегда. Как вы считаете, а в наше время этот вопрос поднимается? (ответы детей )

Учитель : А вот сейчас мы это узнаем (См. клип группы «Наутилус – Помпилиус» «Прогулки по воде»). Ребята, у меня такой вопрос: сколько действующих лиц в этом произведении? Совершенно верно. Происходит разговор между человеком и Богом. Обратите внимание на слова: «Видишь, там на горе, возвышается крест…» Как вы их понимаете? (для того, чтобы достичь вершины Бога, нужно пройти через все испытания и страдания). Итак, мы сказали, что здесь 2 действующих лица. Какова интонация у Андрея? (напеваем). Интонация вопрошения, он пытается найти истину. А какова интонация Бога (напеваем). Верно, это интонация утверждения, он нашёл истину, уверенность. Давайте сейчас всё это ещё раз исполним и отразим своим голосом. Итак, ребята, мы уже слушали много разных произведений, а что их объединяет? (вопросы души , нравственности взаимоотношений …). Большинство произведений, прослушанных сейчас, принадлежат Баху, а как вы считаете, почему человечество до сих пор обращается к музыке Баха? (ответы детей ). Я думаю, что музыка - это нравственный идеал всего человечества. Перерыв 10 минут.

2 блок.

(Звучит фрагмент «Кофейной кантаты» Баха)

Учитель : Как вы считаете, а какие вопросы ставит эта музыка? Какая она по настроению? (лёгкая, шутливая, грациозная ). На что обращает внимание композитор? (напеваю Хэр фатер). Какое состояние передаётся? (волнение, т.к. постоянно прерывается мелодия ). Сколько вы уловили здесь действующих лиц? (2-е). А теперь послушайте, кто они и о чём между ними разговор? (поём). О чём говорит один? (ворчит ). Второй-игривый, грациозный, жеманный. Кто же эти герои? (предположительные ответы)

Учитель : Перед нами Лизхен, девочка, обожающая кофе и её отец, который решил отучить дочь от пагубного зелья. Но никакие уговоры не помогают Лизхен, даже обещание скорого замужества. Как вы считаете, почему Бах - композитор, поднимающий вечные серьёзнейшие вопросы, обращается к такой теме? Верно, он шутит, ему свойственно чувство

юмора и он это воплощает в музыке (Ответы детей). А если бы он жил в наше время, то на какую тему он бы создал произведение? (например, «Жвачная оратория»…)

Учитель : И всё же Бах - это смысл, взгляд в будущее. А какая судьба в этой музыке? (Звучит «Бахиана» Вилла-Лобоса 1-ая ч.)

Итак, куда же приведёт эта дорога, что впереди?

(Звучит « Бахиана» Вилла- Лобоса 2-ая ч)

Учитель : Как вы думаете, когда была написана эта музыка, она современная или классическая? (классическая ).

Учитель : Конечно, мы привыкли считать, что если классическая, то несовременная. А классическая, от лат. «Образцовый», «первоклассный». Значит, современная музыка может быть классической? (да ). А какую музыку можно назвать современной? (та, которая волнует людей и сейчас). Музыку, которую мы слушали сейчас создана не так давно, в 20 веке. Называется она «Бразильская Бахиана» композитора Вилла-Лобоса. А кому она посвящена, вы, наверное, догадались. (Баху ). Современный композитор продолжает традиции Баха, его стиль, мелодический язык, и, в тоже время, добавляет что-то своё. Как вы думаете, если Бах воспевает красоту человека, его силу и мощь, то, что воспевает Вилла-Лобос, обращаясь к музыке Баха? (красоту и смысл баховской музыки, его размышления о душе человека, об окружающем мире). Это действительно так. Вечные вопросы добра и зла, любви и смерти.

Учитель : Выбрать между добром и злом, любовью и смертью, действительно сложно, а выбрать нужно что-то одно. Что же выбрал Бах, что он сделал своим жизненным девизом? Для того чтобы понять это, обратимся вновь к музыке.

(Звучит «Магнификат» Баха)

Учитель : Не нужно сейчас никаких слов, просто попытайтесь воплотить свои идеи в живописи и скульптуре. Предлагаю разделиться на 2 группы. Скульпторы - выберите материал, постановку фигуры. А художники - в красках, линиях и штрихах отразите свой образ (дети слушают повторно музыку и рисуют, затем анализируем работы).

Учител ь: Ребята, что же было главным девизом композитора, девизом его жизни и творчества? (интонация всепобеждающего добра и света ). Добро, свет и духовность - девиз музыки Баха, может быть поэтому, его музыка стала духовным идеалом человечества.

(Звучит ещё раз «Магнификат») До свидания, до новых встреч!

Воздействующая сила искусства

Урок 1. «Искусство и власть»

I . Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)

- Что такое искусство?

- Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть - это возможность и способность навязать свою , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

- Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II . Изучение нового материала.

Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)

- Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)

Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)

В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

III . C самостоятельная работа

- Каково же влияние власти на искусство?

- Насколько глубоки их взаимосвязи?

Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость )

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет )

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона )

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором )

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима )

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов )

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )

Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.



IV . Подведение итогов урока.

Д/з учебник с.102-107