Гарем - что это такое? История и культура Востока. Тайны восточных гаремов, о которых никогда не рассказывают в романтических фильмах

Гарем… На свете не так много слов, которые могли бы соперничать с этим, таким невыносимо притягательным и невыразимо таинственным. Каждый найдет в нем свои потаенные желания, угасающее родство с первородными инстинктами или ностальгию о тех временах, когда красота имела достойную цену и утонченных ценителей.

Гарем (харам) – слово арабское, обозначает оно все, что запретно, а также сокрыто и защищено, тайно и недоступно для посторонних. Когда имеется в виду восточный дом прошлых веков, то харам – это та его часть, где жили женщины – матери, жены, малолетние дети, наложницы, рабыни, а также и евнухи.

Европейский синоним гарема – французское слово «сераль», происходящее от схожих по звучанию персидского и турецкого слов (serui, saray), обозначающих большой дом или дворец. В представлении европейцев сераль – это внутренние покои восточных владык и их семей.

Сегодня многие полагают, что гарем – это что-то вроде публичного дома на азиатский манер, хотя разница здесь примерно такая же, как между метро для всех и роскошным лимузином для избранных.

В том или ином виде гаремы существовали везде, во все времена и задолго до ислама, как явление, не противоречащее природе и находящее в окружающем мире наглядные аналогии.

«Дар-ус-саадет», или «Дом счастья»

Гарем представлял собой нечто вроде драгоценного тюрбана, возвышавшегося над государством. Он имел мало общего с обществом и народом за стенами сераля, хотя зависел от него во всем, но отражал социальную систему как в кривом зеркале, где не самое главное приобретает гипертрофированно увеличенный вид. Султана окружал земной рай, а красота его жен заставляла содрогаться от мысли, какими же должны быть райские гурии, если такие прелестные девы могли существовать на земле, являя собой лишь бледное отражение красоты иного порядка.

И если простой смертный мог бы нарисовать в своих мечтах «Дом счастья», то им бы оказался именно гарем падишаха.

«Полуденная тишина царила вокруг таинственного дворца, где за решетками окон томилось и скучало столько прелестных созданий, – писал Т. Готье. – И я невольно подумал о сокровищах красоты, навеки утраченных для людских глаз, обо всех этих изумительных женских типажах – гречанках, черкешенках, грузинках, индианках, африканках, которые угаснут здесь, не увековеченные ни в мраморе, ни на полотне для восхищения будущих веков, о Венерах, которые никогда не найдут своего Праксителя, Виолантах, лишенных Тициана, Форнаринах, которых не увидит Рафаэль.

Какой же счастливый билет в земной лотерее – жизнь падишаха! Что такое Дон Жуан и его mille e tre по сравнению с султаном? Второразрядный искатель приключений, обманутый обманщик, чьи скудные желания – капризы нищего – исчерпываются горсткой возлюбленных, только и ждущих, чтобы их соблазнили, в большинстве своем уже соблазненных другими, имевших любовников и мужей, – их лица, руки, плечи, доступны взглядам каждого, фаты в танце пожимают им пальчики, уши их давно привыкли к нашептыванию пошлых комплиментов. Что за жалкая участь – шататься при луне под балконами с гитарой за спиной и томиться ожиданием в обществе полусонного Лепорелло!

Бассейн в гареме.

Художник Жан-Леон Жером


А султан?! Он срывает лишь самые чистые лилии, самые безупречные розы в саду красоты, останавливает взор лишь на совершеннейших формах, не запятнанных взглядом ни единого смертного, на дивных цветках, чья жизнь от колыбели до могилы течет под охраной бесполых чудовищ, среди сверкающего одиночества роскошных покоев, куда не дерзнет проникнуть ни один смельчак, в строжайшей тайне, непроницаемой даже для самых смутных желаний».

Гарем был символом могущества владыки, порой более красноречивым, чем армия или флот. Численность и великолепие гарема внушали уважение не только к государству, но и к его правителю. По тому, как пополнялся гарем, какие немыслимые суммы платили агенты двора за редких красавиц на невольничьих аукционах, судили о тонкости вкуса и мужской силе будущего обладателя этих гурий.

Поначалу в турецких гаремах содержали только рабынь, а в жены брали дочерей христианских владетелей из соседних стран. Эта традиция изменилась после Баязида II (1481–1512), когда жен султаны стали избирать из обитательниц гарема.

«Сегодня лишь немногие паши, следуя традиции или прихоти, позволяют себе варварскую и сладостную роскошь иметь гарем, – писал Д. Дорис. – Само собой разумеется, первым среди этих привилегированных особ является Повелитель правоверных – счастливый обладатель живой коллекции самых драгоценных образчиков восточной красоты».

Гаремное соперничество владык порой затмевало военное, а в отдельных случаях провоцировало и сами войны. Неудивительно, что разорение захваченных дворцов начиналось с ревизии гаремов, если их не удавалось заблаговременно перевести в безопасное место.

Временами стремительно разраставшиеся гаремы становились «государством в государстве», оказывая решающее влияние на государственную политику. На их содержание уходила весомая доля бюджета страны. Случалось, что гаремы разоряли своих обладателей и приводили к гибели целые державы.

О проблемах, связанных с содержанием гарема, говорится и в «Тысяче и одной ночи»: «Когда же настала девятьсот тридцать шестая ночь, она сказала: «Дошло до меня, о счастливый царь, что число вельмож, которые мылись с Царем в этот день, было четыреста душ. А количество того, что они дали из динаров, оказалось сорок тысяч, и невольников – четыреста, и рабов – четыреста, и невольниц – четыреста (достаточно с тебя такого дара!), а царь дал Абу-Сиру десять тысяч динаров, десять невольников, десять невольниц и десять рабов.

И Абу-Сир выступил вперед, и поцеловал перед царем землю, и сказал: «О счастливый царь, обладатель здравого суждения! Какое место вместит меня с этими невольниками, невольницами и рабами?» И царь молвил: «Я приказал это своим вельможам только для того, чтобы мы собрали тебе большое количество денег. Ты ведь, может быть, вспомнишь свою страну и семью и соскучишься по ней и захочешь поехать на родину, и окажется, что ты взял из нашей страны основательное количество денег, которое поможет тебе жить в твоей стране». – «О царь времени, да возвеличит тебя Аллах! – сказал Абу-Сир. – Эти многочисленные невольники, невольницы и рабы – по сану царям, и если бы ты велел дать мне наличные деньги, они были бы лучше, чем это войско, потому что люди едят и пьют и одеваются, и сколько бы мне ни досталось денег, их не хватит на содержание этих рабов».

Редким владыкам удавалось распоряжаться гаремом в соответствии с его предназначением. На то он и гарем, чтобы лишать рассудка своего хозяина. Но когда на престол восходил избранник строгих правил, гарем становился официальным государственным учреждением со строгим правилами и неукоснительной дисциплиной, как в образцовом монастыре.

Когда в 1861 г. расточительного и любвеобильного султана Абдул-Меджида сменил Абдул-Азиз, перемены произошли не только в государстве, но и в гареме. Новый султан пообещал ограничиться одной женой, а блистательный гарем прежнего султана переместил из султанского дворца в Старый гарем.

Народ принял это как добрый знак, предвещавший избавление от безумств и непомерного влияния прежнего гарема на все и вся.

Позже султан все же взял себе еще двух жен, но на относительную скромность его жизни это заметно не повлияло. Прогулки на новомодных теплоходах привлекали его больше, чем гаремные страсти.

Посетители

Главным, а зачастую и единственным посетителем гарема был муж, хозяин дома.

«Приход мужа – настоящая церемония, как и визиты близких родственников, – писал Т. Готье. – И поскольку муж никогда не разделяет трапезу со своими женами, то единственное его времяпрепровождение – с важным видом курить наргиле и пить кофе или шербет. По обычаю, муж заранее сообщает о своем приходе. Правда, если он видит, что у дверей гарема стоят чьи-то туфли, он ни за что туда не зайдет, поскольку это означает, что его жена или жены принимают своих подруг, а подруги часто остаются на день или два».

Ислам не предписывает разделение дома на «мужскую» и «женскую» половины. Это скорее дань незапамятным традициям, сохранившимся до наших дней.


Турецкий паша в окружении любимых жен.

Фото 1880 г.


Кто-то увидит в этом некую дискриминацию, но разве найдется в мире женщина, которая отказалась бы от собственных покоев, где она может уединиться, отдохнуть или посудачить со своими подругами, что не всегда уместно в присутствии даже любимого супруга, свекрови или детей?

А. Пушкин в «Бахчисарайском фонтане» писал:


Какая нега в их домах,
В очаровательных садах,
В тиши гаремов безопасных,
Где под влиянием луны
Все полно тайн и тишины
И вдохновений сладострастных!
…Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни желать не смея,
Цветут в унылой тишине;
Под стражей бдительной и хладной
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
В тени хранительной темницы
Утаены их красоты:
Так аравийские цветы
Живут за стеклами теплицы.

Впрочем, жена великого визиря Кипризли-Мехмет-Паши Мелек-Ханум в своей автобиографической книге «Тридцать лет в турецких гаремах» смотрела на этот вопрос несколько иначе: «У мужчин свои интересы, обычаи и мысли, – писала Мелек-Ханум. – Между тем как с другой стороны, у женщин свои, исключительно им принадлежащие. Лица, по-видимому представляющие членов одной и той же семьи, в действительности не имеют между собой ничего общего, – ни комнат, ни собственности, ни одежды, ни друзей, ни даже общих часов отдыха. Селамлик и гарем представляют собой два совершенно отдельных мира, находящихся рядом, где в каждом из них живут по своему, мужчины с одной стороны, женщины с другой.


Знаменитый Бахчисарайский фонтан, который воспелА.С. Пушкин в своей поэме


Власть главы семейства, если он только в состоянии иметь таковую, представляет собой единственную связь между двумя половинами одного и того же хозяйства. Эта система отделения, на которой основана вся мусульманская семейная жизнь, управляемая лишь преобладающим законом личного интереса, представляет собой такую странную черту, которая не может избежать внимания тщательного наблюдателя. Делается ясным, что степень отделения, существующая в турецких хозяйствах между мужчиной и женщиной, может быть измерена большим или меньшим достатком, в каком живет семейство. Бедный мусульманин, имеющий одну или две комнаты для себя и своего семейства, должен соблюдать экономию, а на этом основании, он, как хороший отец семейства, ест, пьет и спит вместе с женой и детьми. Человек же среднего сословия, более обеспеченный, устраивает свой дом более правоверным образом и там уже замечается более резкая демаркационная линия между ним и его гаремом. Две или три комнаты совершенно отделены от остальной части дома и образуют селамлик и приемную, остальная часть дома – гарем, заповедное место.

Если мы теперь перейдем к богатым, – например к трехбунчужному паше, или к министру с портфелем, мы находим, что его дворец устроен на большую ногу и отделение мужчин от женщин более полно. Селамлик такого аристократа занимает целое отдельное здание, а гарем имеет размеры огромного дворца, с железными дверьми, окнами с решетками и с садом, окруженным высокой стеной. Мужчины и женщины, запертые в эти два отдельные помещения, совершенно изолированы друг от друга и не имеют между собой других сношений, как лишь при помощи евнухов, или же женской христианской прислуги, находящейся при гареме. Паша, его сыновья и близкие родственники, которые одни имеют право свободного доступа в гарем, могут туда входить, так сказать, через моет, окруженный железными решетками, – нечто в роде тайного прохода, через который они идут в сопровождении евнуха.

Если с одной стороны, мужчины расточительны и не щадят своих средств, то с другой стороны женщины поступают точно так же. Усилия, делаемые с обеих сторон для того, чтобы взять верх и превзойти друг друга в великолепии, в результате дают ничто вроде соревнования между обоими элементами. Хозяин дома, – паша или эфенди, – кто бы он ни был, обыкновенно играет роль примирителя между различными членами сераля; но это участие, оказываемое более лишь для виду, чем с действительным желанием примирения, вообще сводится к двум пунктам – иметь возможность вполне пользоваться гаремом, и удержать также блеск селамлика. Если паша достигает своей цели и доставляет полное удовольствие гарему, удовлетворяя себя на мужской половине светскими удовольствиями, он на все остальное не обращает уже внимания и закрывает глаза как на воровство, производимое прислугой, так и на проделки и лишние расходы своих жен. Паши, заботясь лишь об удовольствиях и наградах, заведование домом своим отдают обыкновенно в руки управляющего, который при этом хлопочет только о своих собственных выгодах, но нисколько не о выгодах хозяина, а потому часто вводит последнего по горло в долги. Паши знают это, но все же предпочитают лучше наживаться посредством выгодных мест на государственной служба, чем отуманивать себе голову разбором мелких мошенничеств, производимых их управляющими и прислугой. Таким образом, является нечто в роли безмолвного соглашения между господином и его слугой; каждый из них ворует по мере возможности, один – оптом, другой – по мелочам.

Паша, раз освободившись от забот относительно своих частных дел, делается у себя в доме уже более гостем, чем хозяином. День он обыкновенно проводить на службе, где рассуждает с товарищами о политических и общественных делах, разъезжает с визитами по городу, посещает своих друзей и сторонников, расставляет сети для будущих политических интриг. К вечеру, часов около 5–6, его превосходительство в сопровождении своих адъютантов и свиты совершает торжественный въезд в свой дворец. Дойдя до лестницы, он не входит в селамлик, но, чтобы не терять времени, прямо направляется к большой двери, ведущей в гарем. Дежурный евнух, стоящий при дверях, отворяет их с требуемым церемониалом и вводит пашу в обитель блаженства. В приемной встречает его жена, или заведующая гаремом, и ей принадлежит честь вести пашу во внутренние комнаты».



Кроме повелителя, посещать гарем могли знатные дамы и родственницы обитательниц сераля, перед которыми жены могли не закрывать лица чадрой.

«Дамы министров и придворных довольно часто посещают султанский гарем, – писал Д. Дорис. – Их визиты не обставлены никакими протокольными правилами и сложными формальностями. Церемониальный наряд, однако, отличается строгостью: девицы – в белом, дамы – в черном платье, длинные манто, береты цвета ферадже с бриллиантовыми эгретами, в волосах – украшения, и, непременно, – открытое лицо: ибо халиф единственный среди мусульман, кто имеет право видеть лицо у женщин без яшмака – этой обязательной вуали, (сегодня уже прозрачной), которая загадочно туманит черты, утепляет в идеальной белизне свежесть красок лица и заставляет сверкать волшебным блеском прекрасные черные глаза».

Иногда в гарем допускались прибывшие с визитами царственные особы мужского пола из дружественных государств, но только мусульмане. Таким образом демонстрировались могущество государя и его особая милость. Но и эти редкие посещения происходили со всей деликатностью и в жестких церемониальных рамках.

Вот как описывает посещение дома паши (турецкого сановника) Т. Готье: «Хозяин принял нас в просто убранной комнате с серым деревянным потолком в голубоватых узорах, вся меблировка которой состояла из двух расположенных друг против друга шкафов, циновки из манильской соломки и дивана, покрытого пестрой тканью; в углу дивана сидел паша, перебирая в руках четки сандалового дерева.

Угол дивана – почетное место, которое хозяин дома никогда не покидает, за исключением случаев, когда ему наносит визит лицо более высокого звания, чем он сам.

Пусть простота обстановки вас не удивляет. Селамлик – это, в каком-то смысле, покои наружные, отведенные под внешнюю жизнь, нечто вроде прихожей, дальше которой чужих не пускают. Вся роскошь предназначается для гарема. Вот где расстилаются ковры из Исфагана и Смирны, манят негой парчовые подушки и мягкие, покрытые шелками диваны, сверкают столики, инкрустированные перламутром, дымятся золотые и серебряные филигранные курильницы для благовоний. Здесь мерцают венецианские зеркала, стоят редкие цветы в китайских вазах и вызванивают причудливые мелодии часы с музыкой, здесь потолок оплетают замысловатые арабески, нависают сталактиты из мармарского мрамора и журчат в белых раковинах струйки ароматной воды. В этом таинственном убежище проходит подлинная жизнь турок, жизнь наслаждения и семейной близости, сюда никогда не приглашают ни родственников, ни ближайших друзей».

В исключительных случаях в гарем могли быть приглашены врачи, учителя, торговцы драгоценностями и те, кто допускался по прихоти владыки гарема.

Именно такое чудесное событие произошло с героем сказки «Халиф на час». Веселый султан решил дать ему немного повластвовать, устроив так, что опьяневший бедняга заснул в своей постели, а проснулся в опочивальне халифа.

«И Абу-ль-Хасан стал озираться направо и налево, глядя на самого себя, и всматривался во все эти вещи, крутя головой п хохоча, и затем он посадил возле себя нескольких невольниц, а другие стояли, держа в руках золотые опахала. Он посмотрел на невольниц, которых посадил с собой рядом, и увидел, что ни одна ничего не ест, и принялся их угощать, а некоторых даже кормил своей рукой. Потом он стал спрашивать невольниц, как их зовут, и одна отвечала: «Мое имя Даурат аль-Камар», – а другая сказала: «Меня зовут Шамс ан-Нахар», – а третья ответила: «Суккария», – а еще одна: «Малихат аль-Кадд», – другая: «Будур», – и третья: «Насим ас-Саба». И халиф все больше веселился и смеялся, видя, как Абу-ль-Хасан разглядывает невольниц и выспрашивает, как их зовут.

Когда же невольницы увидели, что Абу-ль-Хасан кончил есть и насытился, они крикнули главному евнуху: «Эй, ага, повелитель правоверных покончил с едой!» – и главный евнух подошел, и взял Абу-ль-Хасана за руку, и поднял его, и посадил на скамью. Он принес таз и кувшин и вымыл Абу-ль-Хасану руки, и одна рабыня держала для него кувшин, а другая несла полотенце, а третья – курильницу с алоэ и амброй. И когда Абу-ль-Хасан вымыл руки, он поднялся, и главный евнух пошел впереди него, вместе с невольницами и рабынями. Его привели в другую комнату, не в ту, где он был прежде, и когда Абу-ль-Хасан вошел туда, у него помутилось в голове – такая это была красивая комната: разубранная, расписанная по стенам узорами и устланная роскошными коврами. И там он нашел множество невольниц, еще красивей, чем те, которых он уже видел, и каждая держала в руках какой-нибудь музыкальный инструмент, и когда Абу-ль-Хасан вошел к ним, все невольницы встали и разом пустились петь на один напев, ударяя по струнам, а любая из них своей красотой и прелестью могла превратить богомольца в безбожника. И Абу-ль-Хасан посмотрел и увидел, что столик уже поставлен и на нем плоды всех сортов и прозрачное вино, и кубки и чаши выстроились рядами и яства лежат в золотой посуде, украшенной драгоценными камнями».

Как бы фантастична ни была эта история, но она, тем не менее, содержит много реалий, относящихся к жизни султанов и его окружения.

Устройство гарема

Поначалу гаремы существовали отдельно от дворцов правителей. После взятия турками Константинополя в 1453 г., султан Мехмед II переустроил его на собственный вкус. Одна из главных достопримечательностей современного Стамбула – гигантский дворец (сераль) Топкапы был возведен в 1470-х годах. Со временем сюда перекочевал и султанский гарем, расцветший при Сулеймане Великолепном. Возможно, это произошло не без влияния знаменитой Роксоланы, речь о которой пойдет позже. Во всяком случае, это переселение принесло обитательницам гарема новый статус и большие возможности влиять на султана и дела в государстве.

Лучшая часть дворца отводилась для гарема. В остальных частях принимали гостей, устраивались дипломатические приемы, парады и прочие церемонии.

Современник оставил нам соответствующие разъяснения: «Сераль – значит дворец: это имя дается резиденции государя, а также и резиденциям губернаторов, управляющих провинциями от имени султана. Под словом сераль разумеется совокупность дворцовых построек, обитаемых как женщинами, так и мужчинами. Наиболее распространенная часть этих построек предоставляется женщинам и называется гаремом. В другой части сераля помещаются мужчины и совершаются парадные приемы; отсюда происходит слово селамбик , что значит место церемоний. Впрочем, слово селамбик во дворце заменено более громким, хотя и выражающим то же понятие, именем императорского мобейна.

Сераль, в котором обыкновенно живет султан, представляет громадное мраморное здание, раза в четыре превосходящее размерами петербургский Зимний дворец. Три четверти всей этой массы построек составляют гарем, тогда как мобейн, относительно говоря, является только пристройкой к прочему зданию.

Между мобейном и гаремом находится громадная зала, с особыми лестницами, подъездами и своей почетной дверью, назначенная для официальных приемов иностранных монархов, посланников, министров и пр.

Независимо от этого главного корпуса существует еще множество пристроек к сералю, обширных зданий, служащих конюшнями, кухнями, складами, казармами и пр. Все эти здания составляют как бы маленький город, тянущийся вдоль Босфора на протяжении приблизительно двух километров».

Гарем состоял из нескольких тысяч помещений различного назначения, из которых сохранилось лишь около трехсот, которые сегодня показывают туристам.

Гаремный комплекс многое перенял от устройства «женских домов» во дворцах византийских императоров, он постоянно расширялся и перестраивался, особенно после пожаров и землетрясений. А также обзаводился «филиалами» – виллами на Босфоре и в других чудесных уголках природы.

Главной задачей архитекторов и прочих устроителей «Дома счастья» было создание возможных, а порой и невозможных по обычным понятиям, удобств, красоты и особой атмосферы, способствующих наслаждению жизнью и стимулирующих обитательниц полнее отдаваться радостями любви.

Этот великолепный мир, куда избранные попадали через «Въездные ворота гарема», включал роскошно убранные покои жен и их детей, пышные апартаменты матери-султанши, альковы наложниц, школу принцев, жилища евнухов и слуг, комнаты для отдыха и развлечений, бани, сады, пруды с экзотическими рыбками и бассейны, фонтаны, зверинцы, театр, лечебницы и много другое.


Внутренние покои дворца Топкапы в Стамбуле


Надежно охраняемый дворец султана включал также несколько мечетей и множество других помещений: кухни, казармы, конюшни, бани, кладовые, лечебницы и т. д.

Планировку помещений гарема описывал и Т. Готье:

«Комнаты располагаются анфиладой или выходят в широкий коридор…

Апартаменты каждой из жен имеют единственную дверь, открывающуюся в просторный проход, как двери келий – в галерею монастыря. В обоих концах коридора стоят на страже евнухи или бостанджи».

Гаремы снабжались продуктами, выращенными на особых охраняемых землях, в запретных садах. Рыбу разводили в специальных водоемах. Этим занимались целые подразделения рабов.

Торговые агенты двора привозили со всего света лучшее, что могли отыскать, включая драгоценности, ткани и украшения, изысканную парфюмерию и последние европейские новинки в сфере женских пристрастий.

В комментариях Б. Рифтина к историческому роману «Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй» описывается устройство гарема богатого китайца:

«Усадьба, подобная той, которой владел Симынь Цин в уездном городе Цинхэ, всегда имела одно центральное строение, перегораживающее весь замкнутый стенами прямоугольник как бы поперек. Оно строилось так, чтобы быть обращенным на юг, в сторону благих веяний. В нашем случае это покои старшей жены Симынь Цина – У Юэ-нян. По бокам двора перед этим строением расположены восточный флигель – покои второй жены хозяина, Ли Цзяо-эр, и западный, где живет третья жена – Мын Юй-лоу (восток, где восходит солнце, по старинным китайским представлениям, почетнее, чем запад, где оно заходит).


Китайские наложницы


Так в расположении покоев жен Симынь Цина выражается традиционная иерархия семейных отношений. Жилые отсеки усадьбы разделены сложной системой стен с различными боковыми проходами и своеобразными «проходными залами», которые в таких домах, и у Симынь Цина тоже, обычно выполняли роль своеобразных гостиных. Именно такая «проходная» зала замыкала в усадьбе Симынь Цина с юга дворик, в котором жили первые три жены героя.

Позади покоев старшей из них, Юэ-нян, находился еще один небольшой дворик, в который выходили кухня и покои четвертой жены хозяина Сун Сюэ-э, ведавшей приготовлением всех изысканных блюд, которые подавались в доме Симынь Цина.

Перед «проходной» залой в больших резиденциях (а таковой и была усадьба Симынь Цина) располагался еще один дворик с флигелями, опять-таки с востока и с запада. В восточном флигеле здесь жила дочь его со своим мужем…

У наружной стены, выходящей непосредственно на улицу, находились в доме Симынь Цина две двухэтажные постройки, в которых жили две самые младшие по рангу жены Симынь Цина: пятая госпожа – Пань Цзинь-лянь и шестая – Ли Пин-эр. Они жили в наибольшем удалении от покоев старшей жены хозяина».


Их картины полны яркого света, смуглых мужчин в экзотических нарядах и роскошных женщин без экзотических нарядов. Но так ли все было на самом деле или приходилось изрядно домысливать под впечатлением от экзотики? Реальное фото прилагается.

Восток пронизывает нашу жизнь, мы знаем о нем почти все, но вот для европейца конца XVIIIначала XIX века Ближний восток был почти неизвестным, но очень манящим местом. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма.
И слухи о пышности султанского двора ползли во все стороны, долетая и до Европы, где в это время набирала обороты индустриализация, уродливая и обезличивающая. Люди искусства задыхались в механистической атмосфере и находили выход в путешествиях в сторону не исследованного мира Востока. Туда потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений.

Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». Период ориентализма продолжался до начала XX века, завершившись грандиозным всплеском моды на все восточное.
Каждый, кто хоть немного интересовался Востоком, видел картины художников-ориенталистов. Жан-Леон Жером, Жан Огюст Доминик Энгр и их современники во многом определили общемировое представление о том, как выглядит Восток. Их картины полны яркого света, смуглых мужчин в экзотических нарядах и роскошных женщин без экзотических нарядов. Писатели не отставали, мнение европейцев о восточных нравах и обычаях основано на произведениях Монтескье, Гауфа, Флобера и Уайльда.

Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему, иногда даже специально искажая или домысливая. Когда они возвращались из путешествий, их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Можно предположить, что их рассказы о жизни в Османской империи и стали источником бытующего на западе представления о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где главный мужчина Османской империи предавался бесконечным увеселениям.

В реальности, конечно, никто из западных путешественников не имел шанса наблюдать тех сцен, которые они впоследствии так ярко живописали пером и кистью. Зато наверняка они находили дорогу в злачные места Каира и Стамбула, общались с танцовщицами, не менее для них экзотичными, но зато легкодоступными.

А еще они ходили в баню. Турецкая баня — хаммам — сохранилась и до наших дней практически без изменений, за одним немаловажным исключением. Во времена ориенталистов клиентам в турецких банях прислуживали симпатичные мальчики. Они не только намыливали и массировали посетителей, но и открыто предлагали интимные услуги. Европейца этот обычай не мог не повергать в шок.

Кроме того, посещая с визитами дома знати, а то и дворец султана, европейские путешественники не могли не заметить, что значительная часть помещений закрыта для посторонних, а в особенности — для мужчин. «Если такие прекрасные непотребства творятся в городе и в бане, насколько же больше разврата должно быть скрыто в императорском гареме» — размышляли они. Фантастические сюжеты полнили им головы и выливались на холсты, а в роли моделей выступали те же самые уличные танцовщицы. И не всегда модели были коренной национальности. Они могли быть ирландками, румынками, а Делакруа, например, позировали алжирские еврейки

Только в конце XIX века, с окончательным ослаблением султаната и ростом либеральных и просветительских настроений в Турции информация о внутреннем устройстве гарема стала доступной широкой публике, но прекрасные сказки ориенталистов и по сей день остаются основой представления западного человека о гареме.


А что же все-таки происходило в закрытых покоях султанских дворцов? Слово гарем происходит от старинного семитского корня «х-р-м». В современном арабском языке есть три основные производных от этого корня: харам — «священное место или вещь» (сравним с русским словом «храм»), хараам — «что-то, запрещенное религией, недостойное, табу» и хариим — «неприкосновенность частной жизни». Знакомое всем слово «гарем» произошло от турецкой версии последнего слова.

Османы серьезно подходили к защите своей личной жизни. Например, гарем дворца Топкапы построен таким образом, что практически невозможно заглянуть, ни из Дворцовых помещений, ни тем более снаружи дворца. Аналогичным образом стремились защищать свои гаремы и прочие знатные люди империи. Как писал в XV веке летописец Турсун Бей, «Если бы солнце не имело в персидском языке женского рода, даже оно не было бы допущено в гарем».

Но по сути, гарем турецкого султана был, в первую очередь, лишь закрытой от посторонних, частной резиденцией монарха. Помимо жен и наложниц султана, в закрытых покоях обитали и другие члены правящей семьи: сестры, иногда братья султана, его дочери, сыновья до достижения ими совершеннолетия, а также их многочисленная прислуга. Немаловажна роль гарема и как школы, предоставлявшей своим «слушательницам» самое лучшее образование, какое только могла получить женщина на Востоке.

Гарем в той форме, в которой он существовал в Османской империи, вовсе не предписан Кораном, а является развитием древних турецких традиций с учетом ислама. Султанский гарем пополнялся за счет захваченных на войне пленниц или купленных на базаре рабынь. Народы многих подвластных туркам народов могли и добровольно высылать красавиц для гарема в качестве дани. В конце XIX-XX вв. поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха».

Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов. Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию, искусство беседы и рукоделие. Особо стоит сказать о придворном этикете: каждая рабыня должна была знать, как наливать своему господину розовую воду, как подносить ему туфли, подавать кофе или сладости, набивать трубку или надевать халат».

Так что в одном западные путешественники были правы — в султанском дворце действительно были собраны лучшие женщины империи. Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана. Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц. Только если девушка выделялась особенной красотой или другими талантами, у нее был шанс подняться выше. Прочие выполняли различные хозяйственные роли, а через несколько лет пребывания в гареме тем из них, кто не получал никакого поста, разрешалось покинуть гарем и выйти замуж.

«Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. Тех девушек, которые не отличались ни высокой успеваемостью, ни хозяйственными талантами, могли выдать замуж и до истечения отведенного срока. Расположенная в том же дворце школа для мальчиков готовила сыновей благородных родов к исполнению различных государственных должностей, и выпускники нередко получали перед отбытием в дальний уголок империи такую одалиску-недоучку в качестве первой жены.

Если девушку считали достойной нахождения в присутствии султана, для нее открывались новые перспективы. Следующим шагом вверх было привлечь внимание султана и получить приглашение разделить с ним ложе. С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса. В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу, и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода.

Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». Фактически хасеки кадын являлись полноправными женами султана, хотя этот факт редко регистрировался официально. Выше них в женской иерархии гарема, да и империи в целом был только один человек: мать монарха, валиде султан. Валиде султан была, фактически, правительницей гарема и заведовала всей его жизнью, но этим ее власть не ограничивалась, ведь империей правил ее родной сын. Не имея формальной власти, валиде султан могла негласно быть в курсе важнейших дел в стране и оказывать значительное влияние как через прямое нашептывание на ухо султану, так и в обход монарха, подкупая, убеждая, запугивая или даже устраняя государственных мужей и глав церкви. Фигура валиде султан, королевы-матери, внушала страх и уважение далеко за пределами гарема и дворца.

Но, согласитесь, образ женщины, стоящей у руля империи, резко расходится с тем образом томной полуобнаженной красавицы, который популяризировали ориенталисты. Гарем, вопреки репутации, был вовсе не домом плотских утех, а кадетским корпусом и важной частью государственного устройства. Жительницы гаремов не проводили дни в неге, а делали ощутимую карьеру в своей области. Пусть они никогда напрямую не мерялись силами с мужчинами, но их власть и влияние были ничуть не меньше.

Но женщины составляли не все население гарема. В покоях султана были должности, на которые женщины не подходили. От них, например, никто не ожидал бы выполнения сторожевых обязанностей или тяжелой физической работы. Вместе с тем, очевидно, султан должен был оставаться единственным мужчиной, вхожим в гарем. Для разрешения этого противоречия во дворце параллельно с армией рабынь-наложниц существовала армия рабов-евнухов.

Как и рабынь для гарема, евнухов покупали на рынках у купцов, причем уже в «готовом» виде, так как ислам запрещал кастрировать рабов. Выше всех ценились чернокожие евнухи. Они, как правило, были лишены всякой способности к размножению еще в детстве, и поэтому допускались до службы во внутренних помещениях гарема. Самым старшим из них был Кызлар Ага («заведующий девами»), в чью ответственность входила охрана женского населения гарема и присмотр за всеми служанками и наложницами. Белые евнухи, попадавшие во дворец, не всегда были полностью лишены пола, а некоторые даже могли становиться отцами, поэтому им доверялась только охрана гарема, отсюда и название должности старшего из них — Капы Ага («заведующий дверью»).

Считалось, что евнухи, не являясь ни свободными людьми, ни мужчинами, лишены мирских привязанностей и потому верны только своему хозяину. Тем не менее, евнухи часто преследовали свои интересы и были замешаны в самых грязных дворцовых и государственных интригах.

Но всего этого не знали и не могли знать ориенталисты, вернее их назвать экзотисты. В их гаремных картинах часто царствует покой, не предполагающий никаких страстей. Жены и одалиски (пленницы или рабыни), евнухи, чернокожие слуги совершенно безмятежны; они обычно возлежат или купаются в бассейне; это всего лишь мир фантазий мельчающего европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство абсолютной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной.

В мире есть немного общественно известных явлений, истинный смысл которых остается скрытым завесою тайны от большинства людей. Примером, однако, могут служить гаремы. О них хотя бы раз в жизни слышал каждый, но об истинном назначении, устройстве, правилах жизни в них знают немногие. Но практически всех интересует вопрос «гарем: что это такое?»

Историческая справка

Слово «гарем» имеет интересную историю. оно было заимствовано из арабского, а туда пришло из аккадского наречия. Но у любого народа оно обозначает нечто священное, тайное, а также защищенное от чужих взглядов место.

Султанские гаремы как явления общественной жизни на Востоке берут свое начало в далеком 1365 году, когда султаном Мурадом I был построен роскошный дворец, отражавший мощь его верховной власти. Однако классический гарем с правильно организованным дворцовым хозяйством появился в Османской империи после завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, в 1453 году. А необходимость в нем возникла в связи с тем, что агрессивным и набирающим мощь османским султанам стало негде брать жен. Именно в этот период начинается настоящая история гарема. Тогда же он пополнился наложницами с разных концов света, и официальных супруг у султанов стало намного меньше.

XV веком датируются и первые письменные упоминания о гареме. Поэтому достоверно можно сказать, что на тот момент там содержались только рабыни. Супругами султанов становились дочери христианских владетелей соседних стран. И только в конце XV века, в 1481 году, султан Баязид II ввел традицию выбирать жен среди жительниц гарема.

Гарем: фактические и фантастические факты

Теперь попробуем разобраться в вопросе «гарем - что это такое?» Являет ли он собой место постоянного неудержимого разврата или же становится «тюрьмой строгого режима»?

Гаремом называлась всего лишь закрытая для чужих людей, не являющихся членами семьи, часть дома, где проживали женщины, родственницы султана: сестры, матери. В некоторые периоды времени приют в нем находили братья правителя, а также здесь проживали евнухи и другая прислуга. Именно закрытостью этих частей домов объясняются множественные заблуждения, связанные с мусульманскими гаремами. Одни видят их богатыми замками, где множество молодых красивых девиц в томных позах лежат возле бассейна и живут лишь мыслью о том, чтобы привлечь внимание султана и ублажить его фантазии. Для других гарем представляется местом ужасов, пропитанным завистью, бесправием, неволей, убийствами, произволом. И не удивительно, что фантазии так разнятся, ведь заглянуть хоть одним глазком в восточный гарем, раскрыть эту тайну за семью печатями удавалось лишь немногим избранным.

Реалии гарема

Действительно, жизнь в разные времена в гареме была бурной. Были и убийства, и разврат, но они меркнут по сравнению с оргиями, устраиваемыми европейцами-аристократами в XVIII веке.

Да, был султан Мурат III, который за жизнь успел обзавестись 112-ю детьми. Можно попробовать себе представить, как сильно ему нравился его гарем и сам акт любви.

Были и прецеденты с массовыми убийствами. Например, Ибрагим I утопил в заливе почти 300 обитательниц своего гарема. Но медициной было доказано, что психически он был больным человеком. Но расстройствами такого рода, видимо, обладали не только турецкие султаны, но и некоторые известные русские личности. Например, генерал-лейтенант Измайлов замучил до смерти полсотни своих крепостных наложниц.

На самом деле даже султану нельзя было так просто зайти в гарем. Сначала он должен был оповестить о своем намерении, и тогда наложниц подготавливали, выстраивали в ряд, как на плацу солдат. Лишь затем приглашали султана, но весь его визит был расписан буквально по шагам.

Нравы и обычаи султанского двора очень сильно изменились со временем. Правители оставались деспотичными, но и им были не чужды человеческие чувства. Если в начале существования новый взошедший на престол султан умерщвлял своих братьев, то впоследствии казнь была заменена на заточение в «золотых клетках», которые стали пережитком прошлого лишь в XIX веке. В этом же столетии наложницы в гарем стали приходить либо сами, либо их привозили представители кавказских народов.

Гарем и его внутренняя иерархия

На самом деле внутри гарема существовала строгая система, которой должны были подчиняться все его жители. Главной считалась валиде - мать султана. Её должны были слушаться все наложницы - одалик (одалиски), из числа которых султан мог себе выбирать жен. Жена в гареме на ступенях иерархии шла следующей после валиде, если у господина не было родных сестер.

Джарийе - это самая низкая ступень иерархии - потенциальные наложницы султана, которые смогли достойно сдать экзамен валиде. Если такой девушке удавалось провести хоть одну ночь с султаном, она становилась гёзде (гюзде), что означает «любимая». Если она превращалась в фаворитку, то ей присваивался статус икбаль (икбал), каковых в гареме насчитывалось не более 15. Свой «уровень» девушка могла улучшить, если ей удавалось забеременеть, и тогда она становилась кадин. Той, кому посчастливилось стать законной женой, получала звание кадын-эфенди. Эти женщины имели привилегии в виде жалования, собственных апартаментов и рабынь.

Жизнь женщин в гареме

Женщин в гареме было много. Хотя ислам разрешал иметь не более 4 законных жен, количество наложниц не ограничивалось. В XV веке, когда нравы были более строгими, а девушки попадали сюда зачастую не по собственной воле, им сразу меняли имя. Кроме того, они обязательно должны были принять ислам (для этого им достаточно было, подняв палец к небу, сказать: «Нет бога кроме Аллаха, и Магомет - пророк его») и отказаться от всех

Мнение, связанное с тем, что девушки в гареме целыми днями томно ждали, когда же султан удостоит их своим вниманием, является ошибочным. На самом деле они были заняты практически целый день. Наложницы в гареме султана обучались турецкому языку, чтению Корана, рукоделию, дворцовому этикету, музыке, искусству любви. У них была возможность отдыхать и развлекаться, играя в различные виды игр, порой шумные и подвижные. Гарем тех времен можно было сравнить с привилегированными закрытыми школами для девиц, появившимися в Европе только в XX веке.

Наложницы в гареме султана не просто учились. Они впоследствии сдавали экзамен, который принимала сама валиде-султан. Если девушки справлялись достойно, то они могли рассчитывать на внимание господина. Наложница в гареме не была пленницей в полном смысле этого слова. К девушкам нередко приходили гости, а на выступления сюда вызывали артистов. Устраивались также различные празднования, а наложниц даже вывозили на Босфор - покататься на ладьях, подышать воздухом, погулять. Одним словом, жизнь в гареме была насыщенной.

Каких женщин выбирали для гарема: критерии отбора

Женщины в гареме, конечно же, были разные и по физическим, и по умственным данным. Нередко рабыни попадали сюда с невольничьего рынка в возрасте 5-7 лет, и здесь они и воспитывались до полного физического созревания. Следует отметить, что турчанок среди наложниц султана не было никогда.

Девушки должны были быть умными, с хитринкой, привлекательными, с красивым телосложением, чувственными. Есть мнение, что немаловажную роль при выборе красавицы для султана играла не только ее физическая красота, но и строение и красота ее полового органа. Кстати, в некоторых современных гаремах этот критерий отбора до сих актуален. Очень важно было, чтобы будущая наложница в гареме имела не слишком большое влагалище. И перед тем как женщина допускалась к султанскому ложу, она проходила ряд тестов с удержанием каменных яиц и окрашенной воды, которая не должна была пролиться во время танца живота, во влагалище. Этим можно объяснить тот факт, что не все жены или фаворитки султана имели красивую внешность. Некоторые привлекали красотой другой

Немного по-другому был устроен арабский гарем и его быт. По крайней мере, гарем Насер ад-Дина Шаха Каджара, получившего власть в Иране в 1848 году, рушил все сложившиеся в плане красоты женщин стереотипы. Конечно, как говорится, на вкус и цвет… Но гарем шаха был явно на любителя. Судя по фотографиям (а их после этого правителя осталось много, так как он увлекался этим занятием), женщины ему нравились в теле. В источниках упоминается о том, что наложниц намеренно плотно кормили и не давали им активно двигаться.

Брови у всех девушек были сросшиеся. Но если поднять историю моды XIX века, то вспомним, что тогда это было модно, но «усатые» женщины никогда не были «в тренде». А Шаху и такие нравились.

Евнухи и их роль в гареме

За наложницами султана принято было пристально следить. Эту функцию выполняли старые проверенные рабыни и евнухи. Кто же такие евнухи? Это рабы, привезенные главным образом из Центральной Африки, Египта, Абиссинии, которых впоследствии кастрировали. Предпочтение в этом плане отдавали неграм, так как они в силу физических характеристик неплохо переносили операции и доживали до преклонных лет, тогда как черкесы, обладая более хрупким здоровьем, подвергались частичной кастрации и нередко совращали подопечных.

Однако следует отметить, что порой молодые юноши сами предлагали свои кандидатуры вербовщикам в гарем. Что это такое? Мечта стать кастрированным слугой? Нет, просто для пронырливого, хитрого юнца это была неплохая возможность получить некоторое состояние и могущество в гораздо более сжатые сроки, чем, если бы он торговал или служил в армии у султана. Да и расти было куда. У начальника черных евнухов было 300 лошадей и неограниченное количество невольниц.

Хюррем Султан (Роксолана) - «железная леди» гарема

Несмотря на то, что историю гарем как общественное явление имеет длинную, а султаны имели множество жен, имена лишь единиц из них дошли до нас. Гарем Султана Сулеймана стал во многом известен именно благодаря украинке по рождению, которую по разным источникам звали толи Анастасия, толи Александра Лисовская. Мусульмане, однако, переименовали девушку в Хюррем.

Она была похищена во время одного из набегов, в канун собственной свадьбы. Судя по тому, что о ней известно, можно сказать, что женщина она была хитрая, сильная, с незаурядным умом. Она покусилась не только на жизнь сыновей падишаха от первой жены, на жизнь свекрови, но и на жизнь собственного младшего сына. Но она была поистине необыкновенной, если на 15 лет смогла отвадить султана Сулеймана от гарема и стать единственной женщиной-правительницей.

Топкапы - извечное пристанище гарема

Дворцовый комплекс Топкапы был основан султаном Махмедом как официальная резиденция османских правителей. И всем известный гарем султана Сулеймана тоже проживал здесь. Именно с подачи Хюррем (или Роксоланы) была произведена крупнейшая перестройка дворцового ансамбля за всю его историю существования. В разные времена в гареме могли располагаться от 700 до 1200 женщин.

Для человека, попавшего в Топкапы впервые, гарем и сам дворец покажутся настоящим лабиринтом с множеством комнат, коридоров, двориков, разбросанных по нему.

Все стены в гареме в те времена были выложены изысканной изнинской мозаичной плиткой, которая в практически идеальном состоянии сохранилась до наших дней. Она и сегодня продолжает удивлять туристов своей красотой, яркостью, точностью, детальностью рисунка. Оформляя стены таким образом, невозможно было создать две одинаковые комнаты, поэтому каждый будуар в гареме был особенным.

Топкапы занимают огромную территорию. Во дворце насчитывается 300 комнат, 46 уборных, 8 бань, 2 мечети, 6 кладовок для припасов, бассейны, прачечные, больницы, кухни. Располагалось ли все это в гареме, или же часть помещений были отнесены к султанской части дворца, достоверно не известно. На сегодняшний день для осмотра туристам открыт только первый этаж. Все остальное тщательно продолжают скрывать от любопытных глаз туристов.

Все окна в гареме были зарешечены. Однако, есть и несколько явно жилых помещений, в которых окон и вовсе не было. Скорее всего, этого были комнаты евнухов или рабынь.

Но как бы красиво и интересно не было в гареме, оказаться в нем в качестве постоялицы вряд ли захочется какой-нибудь девушке. Жизнь в гареме всегда подчинялась внутренним строгим правилам, законам и распорядкам, о которых нам до сих пор не известно.

Современные гаремы

Как бы парадоксально это не звучало, но в современной Турции (по крайней мере в центральной ее части) гаремов на сегодняшний день нет. Но сами турки, улыбаясь, добавляют, что это только по официальным данным, ну а в сельской местности, особенно на юго-востоке, такой уклад жизни остается актуальным.

Полигамный брак - это данность для 40 % женщин, проживающих в Иордании, Пакистане, Йемене, Сирии, Мадагаскаре, Иране, Ираке и в странах африканского континента. Но стоит отметить, как гарем, остается привилегией богатых мужчин, ведь только они в состоянии содержать в финансовом равенстве своих официальных жен, которых всего может быть четыре. У каждой супруги должен быть свой дом (ну или как минимум личная спальня с собственным входом), украшения, наряды, прислуга.

Большинство женщин в современном гареме находятся в таком положении по собственной воле, но некоторые, как и раньше, удерживаются насильно. Но бывают случаи, что с женщинами заключаются контракты, по истечению срока которых они могут вернуться к привычной до этого жизни, заметно обогатившись. Ведь о щедрости современных султанов слухи ходят.

Как и прежде, женщин для гарема отбирают не сами его владельцы, а «специально обученные люди» - так называемые машатэ, которые рыщут по миру в поисках очередной красавицы. Но красивое лицо - далеко не единственный «проходной билет» в гарем. Девушка должна быть достаточно страстной в постели, уметь соблазнить своего хозяина, должна понимать, как гасить конфликты и ссоры. Для установления всех критериев есть специальные проверки (или, если хотите, испытания), только после прохождения, которых женщину показывают непосредственно владельцу гарема.

После всего вышесказанного все же остается неоднозначным впечатление о гареме. Одни будут продолжать воспринимать его как пережиток прошлого с ограничением свободы и ущемлением женских прав, другие - как возможность обогатиться и обеспечить себя на какое-то время, а некоторые - как шанс найти своего настоящего принца на белом коне. Но все это и есть гарем. Что это такое именно для вас, решать лишь вам самим.

«Гарем» в переводе с арабского означает «запретное, священное место». Этим словом обозначали женскую половину дома в мусульманских семьях, куда мужчинам вход был запрещен - исключение делалось лишь для хозяина дома и евнухов. Гарем как явление возник у Абассидов - династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год. Позже по той же модели создавали свои женские общежития другие восточные правители и просто богатые люди. Один из самых известных и многочисленных гаремов существовал в Османской империи в течение пяти веков. Каждый из султанов держал при дворце в Стамбуле до 1000 женщин в так называемом Доме блаженства, постоянно обновляя и пополняя коллекцию иностранных наложниц-одалисок. Подробности о жизни этих женщин доходили до европейцев в виде слухов и свидетельств от миссионеров и их жен, путешественников и евнухов, а в полном объеме стали известны после свержения последнего правителя Османской империи Абдул-Гамида II в 1909 году.

Были гаремы и на Руси. Самый многочисленный штат жен и наложниц имел, как ни странно, князь Владимир Святославич, почитаемый как креститель Руси. О его насыщенной личной жизни рассказывается в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Сохранилось немало свидетельств о том, что и другие русские правители содержали гаремы - в закрытых теремах, и они тайно существовали чуть ли не до XVIII века, пока Петр I не положил конец этому обычаю.

Один из членов багдадского посольства Ахмед ибн Фадлан после своего путешествия на Волгу в 921–922 годах писал о некоем распутном царе русов: «А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников… И он не имеет никакого другого дела как сочетаться (с девушками), пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных». Впрочем, это было записано арабским путешественником со слов некоего мужа из русов - вероятно, торговца, и вполне возможно, что это была просто байка для иностранца. Самого царя русов Игоря Рюриковича писатель не видел.


В настоящее время гаремы распространены в странах, где сильны мусульманские религиозные традиции. Полигамные семьи, построенные по принципу гарема, есть и в государствах с малочисленным исламским населением. Например, в Танзании, где мусульмане составляют лишь 30%, а христиане - 60%, в полигамном браке состоит каждая четвертая замужняя женщина. А в Свазиленде, где 82,7% населения - это христиане, многочисленный гарем содержит глава государства король Мсвати III: у него 15 официальных жен и 25 детей. Ежегодно во время праздника Умхланга он выбирает новую невесту.

Сотни полуобнаженных девушек состязаются в многочасовом танце тростника, по окончании которого король принимает решение, какая наложница пополнит его коллекцию красивых женщин. 47-летний Мсвати еще не обогнал по числу жен своего отца короля Собуза II, который успешно уживался с 70 супругами.

С недавних пор личный гарем есть и у лидера Северной Кореи. По сообщениям южнокорейской прессы, Ким Чен Ын хоть и разогнал гарем отца и заявлял о верности одной-единственной жене певице Ли Соль Чжу, но передумал: после рождения дочери и лечения от подагры он провел кастинг красавиц и обзавелся «взводом наслаждения».

Кстати, как выяснили недавно британские ученые, полигамный брак идет всем на пользу: в гареме женщины реже голодают, дети меньше болеют, в таких семьях обычно больше скота и достаток выше, чем у моногамных семей.


Положение женщины в традиционном гареме зависело от степени ее приближенности к правителю. Если она не пользовалась вниманием, то, как правило, влачила жалкое существование, подвергалась насмешкам и унижениям, выполняла тяжелые работы. Если же наложница была любима хозяином и рожала ему сына, то ее статус стремительно повышался до уровня главной жены, что сулило всяческие наслаждения и дары: от драгоценностей до недвижимости.

Сегодня, образуя гаремы, арабские мужчины руководствуются законами Корана, который разрешает иметь одновременно не более четырех жен, но с важной оговоркой: муж обязан обеспечивать своих женщин в равной степени и уделять им одинаковое внимание. То есть если он дарит квартиру, то и другой должен предоставить такое же жилье, не говоря уже о букетах и коробках с конфетами. У каждой обитательницы гарема свой, четко очерченный круг обязанностей: традиционно младшая жена воспитывает всех детей мужа, старшая - руководит остальными женами, две другие - следят за порядком и трудятся на кухне.


Обитательницы восточных гаремов традиционно ведут жизнь уединенную и закрытую. Редкие портреты женщин из гарема мы можем увидеть благодаря живописи и фотографии. Например, иранский шах Насер ад-Дин Шах Каджара, правивший во второй половине XIX века, был страстным фотолюбителем и лично снимал своих жен, его помощником и придворным фотографом был выходец из России Антон Севрюгин. Со старинных фотографий шаха на нас смотрят пышнотелые иранские женщины со сросшимися бровями и усиками. Их короткие юбки, напоминающие балетные пачки, были сшиты под впечатлением от поездки шаха в Санкт-Петербург, где он побывал в 1873 году по приглашению Александра II и посмотрел русский балет.


Исследователи сравнивают жизнь в гареме со школой для девочек английского типа или женским монастырем. Кроме молодых наложниц и жен правителя в женской половине дома жили все его родственницы женского пола, а также многочисленные наставницы, служанки, евнухи, приставленные для охраны и помощи… Естественно, там кипели страсти, плелись интриги, складывались свои группировки, и каждая девушка мечтала только о том, как добиться положения любимой жены.

Современные держатели гаремов стараются, чтобы их женщины жили отдельно и по возможности редко видели друг друга. В идеале одна жена не должна видеть, как ее муж заходит в дом к другой супруге. Однако уровень достатка мужчины не всегда позволяет обеспечить соблюдение этих правил. В менее обеспеченных семьях жены живут рядом и ведут совместное хозяйство.


Традиционно девочки и девушки попадали в гаремы по-разному. Одних покупали на невольничьих рынках, другие преподносились правителям в виде подарка от визирей и вельмож, третьих добровольно отдавали родственники, так как пребывание в гареме султана или шаха на Востоке считалось престижной и выгодной карьерой для женщин. Теоретически даже последняя служанка могла стать наложницей, а затем и женой правителя. Так случилось, например, со славянской девушкой Анастасией Лисовской, которая была похищена татарами из города Рогатина на территории современной Украины и насильно увезена в Османскую империю. По легенде, она была подарена юному султану Сулейману Великолепному в честь начала его правления, на тот момент ей было всего 15 лет.


Красивая умная девушка быстро оттеснила всех конкуренток и со временем стала самой могущественной султаншей в истории Османской империи. Ей было позволено то, что не дозволялось другим: спать с султаном без очереди, родить от него не одного, а пятерых детей, называться почетным титулом хасеки, введенным специально в ее честь. Около четверти века Анастасия, известная под именами Хюррем Султан и Роксолана, повелевала султаном, гаремом и всей Османской империей. Она стала единственной официальной женой султана - ни до нее, ни после правители Османской империи не вступали в официальный брак. И хотя ее сын Селим II не был первым сыном Сулеймана, она добилась, чтобы именно он пришел к власти, устранив первенца мужа. О внешности Роксоланы мы знаем благодаря портрету неизвестного художника, написанного в середине XVI века.

В наши дни многие женщины стремятся попасть в гаремы обеспеченных мужчин, так как это сулит материальный достаток и, заключив контракт на несколько лет с каким-нибудь шейхом, можно разбогатеть, как ни на одной работе. Это привлекает в восточные гаремы даже европейских и американских женщин. Среди полигамных миллионеров считается престижным иметь в женах западную девушку из числа моделей, знаменитостей, королев красоты. Например, в многочисленном гареме султана Брунея побывала обладательница титула «Мисс США - 1992» Шеннон Маккетик. После трехмесячного пребывания в гареме она предъявила иск за использование ее в качестве проститутки. Однако было установлено, что никаких сексуальных домогательств не было и с мисс Маккетик обращались более чем хорошо: за работу, состоявшую в развлечении главы Брунея, она получила $100 000 и бриллиантовое колье в подарок. К слову, во дворце султана Хассанала Болкиаха 1788 залов и комнат - это абсолютный рекорд в мире, а в его гареме, по данным СМИ, содержится около 700 девушек.


Согласно Корану мусульмане не должны держать в качестве рабов мусульман. Поэтому гаремы, как правило, состоят из иностранок. Традиционно спросом пользовались славянские, кавказские девушки, высоко ценились черкесские невольницы. Новичкам, прибывшим в гарем, первым делом давали новые имена, обращали в мусульманок и обучали языку. Самых красивых и одаренных девочек учили грамоте, пению, танцам, этикету, ведь со временем они могли стать матерями наследников престола. Но главной наукой была наука обольщения и любви: из скромниц и тихонь растили профессиональных соблазнительниц.

В то же время девушка должна была оставаться скромной и исполнительной: после того как хозяин кидал на нее благосклонный взгляд, наложнице предстояло привести себя в полный порядок с помощью свиты (ванная, эпиляция, натирание маслами и пр.) и проползти на четвереньках к кровати, доказывая свою покорность, а также поцеловать край дивана, на котором лежит господин. После акта любви ей предназначалась награда и продвижение по иерархической лестнице гарема.

В XXI веке обучения для жен нет, но есть отбор и тестирование. Девушка должна быть девственной, иметь чистые анализы на СПИД, пройти медосмотр и собеседование.

Экзаменует новобранцев гарема сватьи - машатэ. Эти люди наблюдают за поведением наложниц и специально провоцируют ссоры, чтобы изучить характеры девушек. Женщина в гареме должна быть покладистой и уметь гасить бытовые конфликты. Мужчина во избежание ссор должен быть справедливым: спать с женами в порядке живой очереди, никого не обделяя вниманием и подарками.


Европейцы всегда сочувствовали обитательницам гарема, сравнивая их существование с тюрьмой или жизнью в золотой клетке. У восточных женщин отношение к этому стилю жизни иное: они рады быть на попечении обеспеченного мужчины и знать, что они и их дети не будут ни в чем нуждаться.

В прежние времена в гареме происходила постоянная текучка кадров. Наложницы могли покинуть дворец через девять лет служения, если были не востребованны, после этого им давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Им также выплачивалось регулярное пособие. Эти женщины назывались дворцовыми и пользовались большим уважением в обществе. По личной просьбе можно было покинуть гарем и раньше срока.

Сегодня развод в исламе - дело нехитрое. Мужчине или женщине достаточно произнести трижды: «Талак, талак, талак», что означает «Развод, развод, развод», и получить свободу. Если жена одна, придется отдать ей половину имущества, если их две - каждая получает одну треть. Дети остаются на попечении отца. Но девочки, как правило, остаются с матерью.

Впрочем, есть способ остаться без копейки после жизни в гареме - совершить прелюбодеяние. Если измену супруги засвидетельствуют четыре свидетеля, то муж может ничего не платить, но найти столько очевидцев, как правило, невозможно.

После смерти хозяина дома его женщины обычно получают свободу. Во времена Османской империи гарем прежнего правителя переселяли в старый облезлый дворец, где первые леди доживали свой век. В наши дни бывает по-разному. Так, Ким Чен Ын, придя к власти в 2011 году, сразу же распустил гарем отца и некоторое время был демонстративно моногамен.

Годом раньше умер 70-летний президент Сирии Хафез Аль-Асад. Новый лидер страны, его сын Башар Асад приказал 40 наложницам отца покинуть Сирию в течение 24 часов, не взяв с собой ничего из личных вещей и драгоценностей. Немецкая газета «Бильд» отмечала, что среди женщин были немки, шведки и француженки - и ни одной арабской девушки. Официально в Сирии разрешено иметь одну жену, но при этом иметь гражданских жен никто не запрещает.


Обитательниц гаремов правителей нельзя было назвать несчастными затворницами. У них была обеспеченная и насыщенная развлечениями жизнь: во дворцах имелись собственные театры, балетные труппы, оркестры. Свита, окружавшая каждую невесту или жену, обеспечивала изнеженной барышне комплексный уход за внешностью, как современные салоны красоты: маникюр, педикюр, прическа, макияж, новые наряды и прочее. Евнухи, хоть и не могли заменить мужское общество, но все же разбавляли женский коллектив, в гости к дамам приходили художники, музыканты, учителя, и жизнь не была однообразной: допускались игры в саду, прогулки и прочие девичьи забавы. В нынешние времена у обитательниц гарема нет в распоряжении армии служанок и евнухов, домашнюю работу приходится делать самой, но чем богаче супруг, тем лучше уровень жизни его гарема. Во многих странах вследствие эмансипации женщины уже не хотят делить мужчину с другими, в моду входит моногамия.

Гарем-воплощение мужской мечты - место, где десятки зависимых от тебя женщин готовы выполнить любую твою прихоть.

В строгом смысле слова, гарем - это помещение, специально предназначенное для проживания женщин и расположенное внутри дворца или любого другого большого здания. Мусульманское жилище традиционно делится на две совершенно разные части: "селамик", мужская половина, и "гаренлик", участок, где женщины обречены провести всю свою жизнь. Здесь дамы пьют, курят, спят, встречают подруг, поют, танцуют, занимаются мелкими ручными работами и, кроме всего, скрупулезно следуют предписаниям мусульманской религии. Девушки разрывают все прежние связи раз и навсегда, как только заходят в сераль. Они получают новые имена."Гарем" значит иногда - "сакральный" или "тот, границы которого ненарушаемы",в это место запрещен проход лицам противоположного пола, кроме евнухов и самого властелина, хозяина дома. Пересечение порога гарема неизбежно влекло за собой потерю нарушителем этого закона головы.

Что касается гарема, то здесь наложницы должны были почитать своего господина как сверхчеловеческое существо и подчиняться ему абсолютно. Обычай, например, вынуждал наложницу, которая была выбрана провести ночь с господином, входить в его частные покои наряженной в праздничные одежды и с великой покорностью. Символом ее смирения служило то, что она сама должна была сбросить рубашку, взойти на ложе со стороны ног и ждать там своего любовника.

Первым европейцем, увидевшим гарем изнутри, был Фома Даллан, посланный в Константинополь в 1599 году для настройки органа, который испанская королева Изабелла в свое время подарила султану. Турецкий владыка был так разгневан невежеством своих подданных, никто из которых не умел играть на этом инструменте, что проявил к Даллану большое расположение и даже предложил ему двух своих наложниц. Для этого он привел гостя во дворец, а сам остался снаружи. Британец описывает свой опыт весьма живо: "Когда я подошел ближе, то заметил, что наружная стена очень широка, но через решетку можно видеть примерно тридцать наложниц Великого Владыки, которые играли в мяч. На первый взгляд я принял их за мальчиков, но потом увидел, что их волосы ниспадают на плечи косичками, в которые вплетены связки жемчужин, и некоторые другие признаки, по которым понял, что передо мной женщины. На голове они не носили ничего, кроме золотой шапочки, на некоторых были краги, другие ходили с голыми ногами, с золотыми сережками на браслетах у щиколоток; иные носили бархатные туфельки сантиметров восьми высотой". Кончилось же это наблюдение тем, что Даллан решил бежать из города, прежде чем султан опомнится - он боялся, что посещение гарема будет стоить ему жизни.

Оригинал записи и комментарии на