Как люди (о спектакле "Очень простая история"). М. Ладо – Очень простая история Очень простая история ладо пьесы

Позвонили знакомые с просьбой обратить внимание на спектакль советского «Тильзит-театра» под названием «Очень простая история». В этом спектакле, мол, самоубийца становится ангелом-хранителем. Ещё одним ангелом-хранителем становится... зарезанная свинья. А глупые зрители этому «натуральному сатанизму» рукоплещут.

Озадачил меня этот звонок. Попробовал разобраться. «Тильзит-театр» - название неофициальное. Официальное наименование этого очага советской (находится в городе под названием Советск) культуры: Государственное бюджетное учреждение культуры Калининградский областной театр юного зрителя «Молодежный». Относится это государственное бюджетное учреждение к Министерству культуры Калининградской области. Приписывать «натуральный сатанизм» Министерству культуры - идея довольно смелая. Может ли такое быть? Хотя, кто его знает? Деньги на установку памятника врагу России Мицкевичу, умершему при попытке отобрать у неё Крым, Министерство культуры Калининградской области выделило. Министр (уже бывший) Светлана Кондратьева лично этот памятник врагу России в Зеленоградске открывала. Плевок, так сказать, в сторону Президента Путина, воссоединившего Крым с Россией. Плевок в сторону государственной Думы, в сторону России и стремящегося воссоединиться русского народа в целом. Но, это - политика. Не все в России с политикой Президента Путина согласны, поэтому, бывает, вредят исподтишка. А «сатанизм» - термин более религиозный, чем политический. Чтобы его употреблять по отношению к какому-либо явлению, нужно иметь определенные основания, и основания эти - религиозные.

Попробовал узнать мнение других зрителей этого спектакля. Действительно, большинство зрителей остались вполне довольными увиденным. Во-первых - спектакль оказался веселым, несмотря на самоубийство одного из героев. Петух какой-то «прикольный» всех развеселил. А ещё спектакль, якобы, проповедует добро, любовь, и даже учит не делать аборты. Борьба с абортами, конечно, должна рассеять все подозрения в сатанизме, так как раньше этим занималась исключительно Православная Церковь. Теперь, оказывается, «Тильзит-театр» к борьбе против абортов присоединился. Новый союзник для Церкви, так сказать. Некоторые зрители сравнивали спектакль «Очень простая история» с библейской притчей и называли его рождественской сказкой.

Разнобой получается. Одни утверждают: «натуральный сатанизм»! Другие: «проповедь добра, любви и борьбы против абортов, библейская притча»! Как это можно совместить? И что в спектакле делает самоубийца-ангел? Попробуем разобраться в непростой «Очень простой истории».

Что можно выяснить сразу? Спектакль «Очень простая история» поставлен по пьесе киевского драматурга Марии Ладо (Марии Алексеевны Мишуриной). В Википедии существует про неё статья. Из статьи можно узнать, что автор пьесы родилась в 1965 году в Киеве в семье кинорежиссера Алексея Мишурина. Ладо - это псевдоним. Является автором не одной, а целых восьми пьес и ещё пяти киносценариев. В России и СНГ, странах Евросоюза и США на протяжении многих лет с большим успехом идут спектакли по её по произведениям, таким как «Очень простая история», «Маэстро», «Женщина года», «Красный, белый, немножко грязи», «Тёзка». Пьеса на украинском языке «Шабля, булава та китиця» ещё не поставлена. В 2010 году была награждена премией Российского Авторского Общества «За вклад в развитие науки, литературы и культуры России». Является членом СК России и СК Украины. Спектакли по её пьесам получили более 50 призов на Российских и международных театральных фестивалях. Впечатляет? Конечно, впечатляет, но надо учитывать, что статьи в Википедии могут составлять очень заинтересованные люди, которые могут разместить там заказной материал, где всё будет только положительное. Реклама, так сказать.

Текст пьесы «Очень простая история» можно найти в Интернете. Я его легко нашел и буду использовать для дальнейшей работы. Спектакли по этой пьесе действительно ставились целым рядом российских театров и их видеозаписи можно найти и посмотреть в том же Интернете. Я нашел и посмотрел несколько. Оказалось, что этот спектакль идёт в более чем тридцати российских театрах. Понятно, что в зависимости от вкуса конкретного режиссера могут меняться декорации и даже песенный репертуар героев. Актриса, играющая свинью, может быть с нательным крестиком, а может быть без оного, но крылья у свиньи, ставшей ангелом-хранителем для какого-то черного ребенка, присутствуют во всех спектаклях. Нательный крестик и крылья обычно являются атрибутами и ангела-самоубийцы. Эти детали, естественно, не могут оставить равнодушными верующих православных зрителей, для которых нательный крестик на свинье - кощунство.

Говорящими животными в спектакле никого уже удивить нельзя. Но люди в этом спектакле оказываются куда хуже этого говорящего быдла. Конечно, животные в «Очень простой истории» справедливо ужасаются намерению людей сделать Дарье аборт. Но этим второсортность людей не ограничивается. Все умершие животные, если поверить тексту пьесы Мишуриной-Ладо, становятся ангелами, «даже крокодилы». А вот из числа умерших людей ангелами становятся очень немногие. В данном вопросе Мария Ладо-Мишурина, конечно, кардинально расходится с Библией. По Библии ни умершие люди, ни, тем более, умершие животные ангелами не становятся. Животные вообще не имеют бессмертной души, и никакого будущего после смерти у них нет. Души же умерших людей будут ждать Воскресения мертвых и Страшного Суда, и только потом уже пойдут в рай или ад. Причём пойдут именно люди (тела их будут воссозданы), а не просто души. Пока же из всех умерших людей действовать на земле Бог разрешает только святым. Но и святые не становятся ангелами. Ангелы существуют сами по себе. Человек, согласно Библии, является венцом творения. Он создан по иконе и подобию Божию, и только грехами своими искажает свою изначальную сущность. А по изначальному Божьему замыслу человек выше ангелов. Интересно, как дошла Мария Мишурина-Ладо до своего антибиблейского богословия?

Нашлась в Интернете видеозапись, объясняющая многое. Мария Ладо после премьеры спектакля по ее пьесе «Очень простая история» в постановке русскоязычной труппы Хайфского театра режиссера Аси Найфельд. 16.05.2015 рассказала о своей пьесе и о себе довольно любопытные вещи. Вот её слова: «Началось всё с того, что я просто решила защитить животных каким-то образом. Я очень люблю животных. Любых. Мяса я не ем, как вы понимаете. Ну, вот... Я... Ну, ну хоть какое слово в защиту животных сказать... Потому, что я их обожаю. Всех...Я очень люблю свиней, и слонов, и дельфинов, и коров. Обожаю коров. Это странно звучит, но я тот вариант, который очень любит коров. Я на них смотрю, и начинаю... Я смотрю на лошадь, и мгновенно начинаю плакать. Почему? Я не знаю. Но когда я вижу лошадей, у меня сразу текут слезы, и я сделать с собой ничего не могу. Я очень люблю животных. Не говоря уж там о собаках... У меня два таких чудесных щена дома, больших, дворняги рыжие, чудесные... Ну и вот, я их обожаю... И началось всё с этого. Но потом, когда всё вывалило на этот аборт... А оно вырулило само. Я даже... Я не думала об этом. Я не думала, что будет пьеса об этом вообще. То... Вот, результат, короче... Да ».

Про свою личную жизнь в этом интервью Мария Ладо-Мишурина тоже говорит. Но как-то вскользь. Мужа нет, и вроде бы и не было. Что-то было, но непонятно что. Детей не наблюдается. Зато животных обожает. Слово, кстати, знаковое: «обожаю»! Оно показывает новый этап деградации человечества, забывшего Бога. Изначально люди исповедовали теоцентризм. Бог понимался как абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник всей жизни и любого блага. Почитание и служение Богу служило основой нравственности, а подражание и уподобление Ему считалось высшей целью человеческой жизни. Деятели эпохи Возрождения поставили в центр Вселенной человека, занявшего место Бога. Теоцентризм стал вытесняться новым воззрением - антропоцентризмом. Теперь можно наблюдать ещё более новое воззрение - зооцентризм какой-то.

Ситуация получается интереснейшая. Автор пьесы честно и откровенно сказала в интервью, что всего лишь хотела защищать животных, а какая-то неведомая ей сила внушила ей совершенно неожиданный сюжет с абортом и самоубийцей-ангелом. В данном случае ей можно поверить. За кадром слышатся чьи-то шумные разговоры типа застольных. Это понятно: интервью бралось во время празднования премьеры спектакля. Возможно, причастные к нему уже успели хорошо отметить свой успех алкогольными напитками. Выпивший человек обычно бывает вполне искренен. Поэтому в данном случае я Ладо-Мишуриной верю. Вопрос для меня заключается только в том, от кого исходила неожиданная для самого автора идея пьесы. Вариантов может быть только два: от Бога или от Его противника, сатаны. Или от слуги Бога, ангела-хранителя, или от слуги сатаны, беса-искусителя. Как этот вопрос решить? Призовем на помощь Духа Святого и прочитаем текст пьесы в свете Евангелия!

Предварительно напомню, что сатана является обезьяной Бога. Он лишен способности творить, поэтому любое его «творчество» является изощрённым искажением всего, созданного Богом. По этому признаку можно определить участие сатаны в том или ином явлении.

Фотография спектакля Астраханского драматического театра «Очень простая история». Свинья-Ангел (Виолетта Власенко) с нательным крестиком

Итак, события пьесы происходят в хлеву, где обитают «беременная» (так в тексте пьесы) корова Зорька, лошадь Сестричка и свинья. Периодически в хлев забегают пёс Крепыш и петух. Заходят покормить животных трудолюбивые Хозяин Павел Петрович и Хозяйка. Тунеядец и пьяница Сосед периодически забирается в хлев и ворует у Хозяина складированный там самогон, который тут же и выпивает. Двадцатитрехлетний сын Соседа Алексей, нигде не работающий, блудит в хлеву с дочерью Хозяина и Хозяйки Дарьей. Результатом этого греха блуда становится беременность Дарьи. Такова завязка событий пьесы. Теперь посмотрим, как соотносятся с текстом пьесы Мишуриной-Ладо (М.-Л.) библейские тексты.

Хлев.

Библия. Хлев - место Рождества Христова. Спаситель рода человеческого Иисус Христос родился в хлеву и Его Мать Дева Мария «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Ясли - это кормушка для скота. Хлев, где родился Христос - это Пещера Рождества в Вифлееме, величайшая христианская святыня, объект паломничества.

М.-Л. Хлев - это место, где блудили Алексей и Дарья. Итогом блуда стало рождение девочки, которую назвали Мария. В конце пьесы хлев также становится «объектом паломничества»:

«Алексей: - Чего сюда позвала? Прохладно здесь, укутай ее получше.

Даша: - (кутает ребенка) Знаешь, Леш. Я думаю... мне кажется, что мы здесь ее... ну...

Алексей: - Что здесь?

Даша: - Ну... сделали. Ее. (показывает младенца) Помнишь ту ночь, когда твой отец покойный нас в дом не пустил. Мы сюда пришли...и спали потом наверху, на сеновале.

Алексей: - Экий, бабы, вы народ странный. Может и было такое, я не очень помню.

Даша: - А я помню. Точно тогда. Я считала уж».

Блуд и целомудрие.

Библия. Непорочная Дева Мария родила Спасителя мира Иисуса Христа. Евангелия сообщают о девственности Марии до рождения Христа. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:19-21). После Рождества Христова Мария осталась девственной. Верующие особо почитают Деву Марию. Она смогла родить Богочеловека Христа (Бог смог вселиться в Её утробу) потому, что Её обычная человеческая природа была наиболее очищена от греха многими поколениями праведных предков и Её личной чистотой и святостью с самого раннего детства.

М.-Л. Родители Алексея и Дарьи святостью жизни не отличаются. От блуда с Алексеем Дарья забеременела. Её родители требуют делать аборт. Ни о какой чистоте и святости речи в пьесе вообще не идёт. Блуд, как таковой, даже не осуждается. Хозяину просто не хочется породниться с тунеядцем и пьяницей Соседом, поэтому он и требует сделать аборт. После самоубийства Соседа причина для совершения аборта пропала. Отметим попутно, что «неведомая сила» внушила Мишуриной-Ладо дать молодым людям имена Алексея и Дарьи, а не какие-либо другие. Человек в крещении получает имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем. Среди тысяч святых есть сравнительно немногие, отказавшиеся от семейной жизни ради служения одному Богу, сохранявшие девственность и целомудрие и преодолевшие при этом всевозможные препятствия. Именно такими святыми являются преподобный Алексий, человек Божий (память 17 марта по ст.ст.), и святая мученица Дарья Римская (память 19 марта по ст.ст.). Святой Алексий с юности хотел оставить мир и служить Богу, но его родители упорно хотели его женить. После обручения, оставшись наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и тайно ушёл из дома. Всю жизнь Алексий прожил в посте и молитве. В нескольких фразах невозможно описать смысл подвига его жизни. На Руси Житие преподобного Алексия, человека Божия, было одним из самых любимых. Его надо прочитать каждому. Святая мученица Дарья первоначально была жрицей Афины Паллады. Родители юноши Хрисанфа, желая отвратить его от христианства, женили его на красавице Дарье. Однако Хрисанф обратил свою жену от язычества к Христу. Молодые супруги по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь и даже поселились в отдельных домах. Святой Хрисанф собрал общину верующих во Христа юношей, а вокруг Дарьи собрались благочестивые женщины, стремящиеся к монашеской жизни. Во время очередных гонений на христиан Хрисанфа и Дарью арестовали. Дарью мучители захотели осквернить, отдав в блудилище, но там её охранял посланный Богом лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Дарью проповедовала им Христа и многих убедила встать на путь спасения. Святые Дарья и Хрисанф позже были казнены по приказу императора Нумериана. Очевидно, что имена Алексея и Дарьи были даны героям-блудникам пьесы Мишуриной-Ладо не случайно, а с целью глумления над христианскими идеалами святости, целомудрия, монашества.

Алексий, человек Божий - девственник и постник, за родителей молился. Алексей из пьесы одержим страстями греха и объедения: «Я жениться хочу... Да и жрать хочу все время, нажраться никак не мoгy». Отношение к родителям: «Ненавижу вас... Всех! Проклятые! Мне бы оружие какое, всех бы перестрелял к едреной фене!!.. И отца дашкиного задушил бы своими руками... Сволочи! Сволочи!!... сволочи...»

Морально-нравственные поучения.

М.-Л. Ещё одно знаковое имя Мишурина-Ладо дала Хозяину: Павел Петрович. О святых первоверховных апостолах Петре и Павле, надеюсь, знают все? Брат Павла Петровича, погибший на войне, носил имя Андрей. Про апостола Андрея Первозванного тоже многие слышали. Пример паскудной поэмы Блока «Двенадцать» для некоторых писательниц оказывается заразителен.

Библия. В состав Нового Завета входят 27 книг. Из них четырнадцать - послания апостола Павла, а две - послания апостола Петра. Апостол Павел в своих посланиях разъясняет учение Иисуса Христа применительно к конкретным случаям. В его посланиях много нравственно-поучительного. Так, во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел написал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). В послании к Ефесянам он призывает: «Не упивайтесь вином» (Ефес.5:18). В своём первом послании к Коринфянам апостол Павел призывает не общаться с грешниками: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор 15:33).

М.-Л. Павел Петрович по ходу пьесы постоянно попрекает Соседа за тунеядство, за пьянство, а от дочери требует, чтобы та не общалась с сыном Соседа, так как (тут уже жена подключается) «яблоко от яблони недалеко падает». Всё это, кстати, верно. Всё это могло быть взято из посланий апостола Павла. Однако в пьесе образ Хозяина Павла Петровича в сравнении с Соседом выводится отнюдь не положительным героем. А этим обесценивается вся нравственно-поучительная составляющая Библии. Очевидно, это и было целью «неведомой силы», воздействовавшей на Мишурину-Ладо.

Самоубийство.

Библия. Православное христианство считает самоубийство одним из тяжелейших грехов по той причине, что человек совершает двойной грех - убийства и отчаяния, в которых уже нельзя покаяться. Совершившие самоубийство лишаются отпевания перед погребением. В Новом Завете упомянут единственный самоубийца - предатель Иуда.

М.-Л. В своей пьесе Мишурина-Ладо романтизирует самоубийство. При первом же явлении Сосед поёт дифирамбы в честь кобылы Ласточки, влюбившейся в младшего сержанта Пересыпкина, а после его перевода в Казахстан покончившей жизнь самоубийством. Следом за ним запела дифирамбы свинья: «Да, бедная. Но умереть из-за любви! Как он сказал - « Она взлетела...»! Вот это - счастье!» Далее животные обсуждают способы самоубийства. После обнародования свиньёй, ставшей ангелом, своего варианта сотериологии (от греческого soteria (спасение) учение о спасении) желающие, чтобы их убили, выстроились в очередь: пёс, лошадь... В конце концов самоубийством покончил жизнь пьяница и тунеядец Сосед. Благодаря своему самоубийству Сосед стал СПАСИТЕЛЕМ ребенка Дарьи от аборта. Повторю: пьеса Мишуриной-Ладо романтизирует самоубийство. «Тильзит-театр» - театр ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ. Уровень самоубийств в России - один из самых высоких в мире. Уровень подростковых самоубийств в России в три раза превышает среднемировой. Выводы в данной ситуации надо делать прокуратуре.

Спасение и Спаситель. Самопожертвование.

Библия. Спасение, согласно Библии, значит спасение человека от греха и его последствий - смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства небесного - соединения с Богом. Люди, созданные Богом безгрешными, были обмануты сатаной, нарушили Божью волю и впали в грех и, в итоге, стали смертны. Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых. Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых и обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную жизнь. Рожденного от Девы Марии Христа мы называем Спасителем.

М.-Л. Зарезанная Хозяином свинья по ходу пьесы становится ангелом с крыльями, является в хлев и излагает другим животным тайны мироздания. Попутно рассказывает о том, что Дарью утром увезут в город делать аборт, а СПАСТИ ребёнка нельзя, так как у него нет ангела-хранителя. Сама свинья стала почему-то «ангелом-хранителем» другому ребенку, черному и далеко живущему. Свинская сотериология изумительна по нелепости:

«Свинья: - У меня есть мысль... Нужно его Ангела-хранителя вызвать.

Пес: - Давай. Вызывай!

Свинья: - Я же не знаю, кто он.

Корова: - Так где же его взять?

Свинья: - Когда кто-то умирает, то кто-то рождается. Это закон жизни. И если тот, кто умер, попадает в ангелы, то он и есть Ангел-хранитель того, кто родился.

Петух: - А если не попадет в ангелы?

Свинья: - То тот, который родился, живет без Ангела-хранителя и жизнь у него не сладкая.

Пес: - Так ты, Свинья. Как раз и того... умерла.

Свинья: - Но я Ангел-хранитель совсем другому человеческому детенышу. Он родился очень далеко и весь черный.

Корова: - Батюшки, горе-то какое!

Свинья: - Ничего. Зато я у него есть.

Пес: - А для нашего, кто же помер? Кто его Ангел?

Лошадь: - Нет у него никакого Ангела.

Пес: - Почему это?

Лошадь: - Да потому, что он еще не родился.

Корова: - Так что же делать?

Лошадь: - Для того, чтобы он родился, нужно, чтобы кто-то помер.

Пес: - Ну ты Лошадь... ну ты умная...»

За спасение нерожденного ребенка пожелали умереть сначала пёс, затем - лошадь. Бессмысленно выяснять, почему они надеялись стать ангелом-хранителем именно ребенку Дарьи, который, тем более, должен был родиться только через семь с половиной месяцев. Животные сами себя назначали ангелом-хранителем для конкретного человека. Согласно воззрению зооцентризма, Бог обязан будет выполнить волю животных и сделать самоубийцу ангелом-хранителем для избранного ими ещё не рожденного ребенка. Осталось только умереть. Украдено ружьё, Лошадь требует от Соседа немедленно её застрелить:

«Лошадь: - Ты об Дашкином дитё подумай, ведь выхода-то нет. Ведь если какой человек помрет, то ангелом он может и не стать. Вот Свинья говорила, что людей в ангелы мало кого

Свинья: - Мало.

Лошадь: - А я уж точно в ангелах буду».

Сосед не смог выстрелить в Лошадь, загадочно заулыбался и ушел, горланя песню про Стеньку Разина, утопившего княжну. Ушел и застрелился. Учитывая, что ему было объяснено, что люди в ангелы практически не попадают, самоубийство Соседа можно считать скорее актом отчаяния. Но его странная улыбка перед уходом из хлева позволяет предполагать, что Сосед сознательно лишил себя жизни, чтобы целенаправленно стать Ангелом-хранителем для ребенка Дарьи. А, если человек, сознательно лишающий себя жизни, имеет своей целью спасти другого человека или группу людей, то такой поступок можно классифицировать уже не как самоубийство, а как самопожертвование. Получается какая-то кощунственная пародия на смерть на Кресте Спасителя нашего Иисуса Христа. И в лице тунеядца и пьяницы Соседа - кощунственная пародия на Самого Спасителя нашего Иисуса Христа.

Предтеча.

М.-Л. У Иисуса Христа был Предтеча. В кощунственной структуре пьесы Мишуриной-Ладо роль Предтечи выполнила Свинья. Она была убита первой и подготовила обитателей хлева к необходимости чьей-либо смерти для спасения ребенка Дарьи. Проложила стопы, так сказать. Вспомним, что у сатаны всё наоборот, и сравним образы святого Иоанна Предтечи и Свиньи.

Библия. Святой Иоанн Предтеча при жизни был ангелом во плоти, постником и аскетом (питался только сушеной саранчой и мёдом диких пчел). Пророк Исайя назвал его «Гласом вопиющего в пустыне». То есть человека из плоти и крови практически не было, остался только голос, призывающий людей покаяться и обратиться к Иисусу Христу. Святой Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, впавшего в грех прелюбодейства. За это и был казнен.

М.-Л. Свинья в пьесе Мишуриной-Ладо жрёт, жрёт и ещё раз жрёт. Хозяина любит безумно и никаких грехов у него не видит. Готова умереть за него. Хозяин её убивает, чтобы продать на рынке мясо. При этом Свинья дико визжит. Как положено у сатаны, всё наоборот.

Наречение имени новорожденному младенцу.

Библия. Ангел Господень явился священнику Захарии и предрек: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:13-15). За недоверие посланнику Бога Захария был наказан немотой. Когда у него родился сын, родные затруднялись наречь ему имя. Немому отцу пришлось преодолеть определенные трудности, чтобы дать родившемуся сыну имя Иоанн, названное ангелом.

М.-Л. Трудность с наречением имени родившемуся ребёнку возникла и в пьесе. Ещё при жизни пьяный Сосед вслух мечтает о внучке с именем Маруся. После самоубийства, став ангелом, Сосед внушает Алексею и родителям Дарьи назвать родившегося ребенка Марусей, т.е. Марией.

Славословие ангелов.

Библия. После Рождества Христова пастухам явился ангел, сказавший, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:11,14).

М.-Л. После рождения Маруси-Марии её принесли зачем-то в хлев. Знаковый момент: когда все уходят, Хозяйка роняет пеленку, которая остается в хлеву. Ангел-самоубийца играет на гармошке, а затем поёт «Имел бы я златые горы, и реки полные вина».

Паломничество и Причастие.

Над местом Рождества Христова в Вифлееме построен храм, ставший местом паломничества верующих. Пещера Рождества находится под амвоном этого храма. Естественно, в нём регулярно совершаются богослужения. В конце Литургии верующие причащаются Тела и Крови Христовых. По-гречески таинство Причастия звучит Евхаристия (благодарение, благодарность). Таинство Причастия установлена Самим Спасителем, Который на Тайной вечере завещал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк.22:19).

Можно продолжить анализ пьесы украинского драматурга Марии Мишуриной-Ладо, но есть ли в этом смысл? И так очевидно, что пьеса «Очень простая история» и спектакль, по ней поставленный, являются кощунственными пародиями на евангельские события, глумлением над Православной верой, богохульством. И, если какие-то театральные критикессы увидели в этом спектакле библейскую притчу и рождественскую сказку, это показывает их полное духовное одичание. С режиссера и актеров спрос особый. Неужели они не понимают, что делают? Неужели они не понимают последствий своих действий? За кощунство и богохульство придётся отвечать. Это в свинском богословии киевского автора существует только семь грехов, к которым актеры могут быть и не причастны. Согласно свинского богословия в «другое место» Бог их не отправит. Взглянем ещё раз на текст пьесы:

«Свинья: - Так вот. Когда живые существа умирают, Бог выясняет. Чистая у него душа или нет. Если чистая, значит ангел.

Корова: - А если грязная?

Свинья: - Если грязная - это грех.

Пес: - А что значит «грех»?

Свинья: - (перечисляет, как урок) Грех это: жадность, чревоугодие, прелюбодеяние, гордыня, гнев, зависть, праздность. Всего семь.

Пес: - Пре-лю-бо-де-я-ни-е - это что?

Корова: - А зависть?

Лошадь: - Гнев. Что за гнев такой?

Свинья: - Не знаю. Я только первый день.

Пес: - Нужно у петуха спросить. По радио обо всем говорят. Ну. хорошо. Ты на небо. А грехи эти куда?

Свинья: - Их в другое место отправляют... там душа мучается... мне сказали, там совсем плохо...»

Ангел-Свинья у Марии Мишуриной-Ладо оказывается очень продвинутая. Она перечисляет семь главных (только главных!) грехов согласно католической традиции, введенной папой Григорием Великим, перечислившим их в трактате «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования», а затем включившим в Катихизис западной церкви. Но папа Григорий не сам придумал понятие главных грехов. Задолго до него на Православном Востоке, в монашеской среде сформировалось учение о восьми главных греховных страстях. Папа Григорий взял православную восьмеричную схему, а в ней объединил в один грех печаль с унынием (получилась праздность), тщеславие с гордыней и добавил зависть. Так появилось семь главных грехов. Ангел-Свинья в пьесе Мишуриной-Ладо, получается, проповедует другим животным католичество. Но, повторю, учение о главных грехах возникло в древней монашеской среде, т.е. среди людей, всю свою жизнь посвятивших служению Богу. Богохульство или кощунство, например, среди этих людей практически не встречалось, и упоминание об этих грехах среди восьми (или семи в католической традиции) главных греховных страстей было тогда абсолютно неактуально. А в сегодняшней России?

Россия считается светским государством. Конечно, влияние Православия и исторически сложившиеся обычаи и традиции привносят в этические нормы современного человека некие запреты, не отраженные в Уголовном кодексе. Нарушение моральных норм, не закрепленных в законодательстве, светский человек может считать грехом. Но, как правило, грехом считаются только нарушения взаимоотношений между людьми. «Свинско-католическое» богословие Мишуриной-Ладо это прекрасно демонстрирует. А вот нарушения Библейских Заповедей, относящихся к взаимоотношению человека с Богом (неверие, религиозное поклонение кумирам, поминание всуе имени Бога, богохульство, кощунство, глумление над святыней и т. д.), с точки зрения светской этики греховными не являются. Пьеса Мишуриной-Ладо и это демонстрирует. Это демонстрируют и театральные зрители, аплодирующие кощунству и богохульству «Тильзит-театра» и ещё тридцати пяти театров России, в которых идёт эта пьеса. Бог им будет судьёй! Чему аплодируют? Низведению человека до животного уровня? Романтизации самоубийства? Пьянству и блуду?

Https://ru.wikipedia.org/wiki/Ладо,_Мария

Http://xitfilms.ru/online/S2I4ZlZGdExaT1E=








«Очень простая история» - это притча о текущей, повседневной жизни двух деревенских семей.
Вкратце сюжет таков. Дочь зажиточного крестьянина обнаруживает, что беременна от соседского паренька, бедняка и сына пропойцы. Отец девушки настаивает на аборте, но тут в дело вмешиваются животные со скотного двора (их изображают переодетые актеры) - Лошадь, Петух, Пес, Корова и Свинья. Они и спасают девушку от морального преступления.
Феномен пьесы - в необычной легкости и сентиментальности житейской истории.
Одновременно действие разворачивается в хлеву, где наравне с людьми действуют домашние животные, которые по-своему видят окружающее, по-своему размышляют над происходящими событиями, становятся свидетелями странных человеческих взаимоотношений. В «Очень простой истории» показана наша жизнь без прикрас, без лакировки.
История, рассказанная Марией Ладо, даже слишком простая. В ней любят, играют на гармошке, рассуждают о жизни, думают о смерти. Люди, лошади, свиньи - все вместе.
Простой, почти библейский рассказ о душевном ожесточении людей и чистом, праведном мире природы. О том, что животные оказываются ближе к заповедям Христа, чем люди. Эта история, в которой, помимо людей, действующими лицами удивительным образом становятся и животные, и даже ангелы, - гимн самым высоким и светлым человеческим чувствам: любви, верности, доброте, милосердию.
"Скоты готовы умереть за людей, которые сами стали зверьми", - такова мораль простой украинской театральной басни.
… Вчера я этот спектакль смотрела повторно. На этот раз, мы ходили с детьми, чему я безумно рада! Слова одной юной леди: «Я никогда не думала, что театр - это так здорово!!! Я даже задумалась, куда пойти в следующий раз, в кино или в театр? Скорее всего, пойду в театр! Кино и рядом не стоит!!!»
Изумительная игра актеров! Особенно хочу отметить Сергея Бородинова, который играл соседа, и хозяина - Валерия Кондратьева.

Я, наконец, понял, что такое катарсис. Это когда смотришь спектакль не для того, чтобы отметить достоинства текста или недостатки постановки, оценить игру актеров или оригинальность декораций. Это когда сливаешься с происходящим на сцене, как будто участвуешь в нем, когда помимо воли из твоей души вырываются такие эмоции, которых совсем не ждешь. И смотреть после этого становится немножко тяжело, и оторваться невозможно.

Примерно такие чувства вызвал у меня спектакль «Очень простая история» Марии Ладо, поставленный Астраханским драматическим театром.

История и впрямь простая. Деревенская жизнь. Две семьи. Одна добротная такая, зажиточная. Во главе крепкий сельский труженик – Хозяин (Данияр Курбангалеев). Другая… Уже и не семья вовсе: отец-пьяница да сын, чья жизнь во многом определена «репутацией» отца. Хозяин откровенно презирает Соседа (Валерий Штепин), тайком лазающего к нему в сарай и ворующего самогонку, которую тот наварил своим трудом, и по любому поводу (даже если этот повод – выпуск новостей!) костерит того на чем свет стоит.

Но вот незадача. Дети двух отцов любят друг друга. И долюбились, как бывает, до того, что девушка забеременела. Сын Соседа Алеша (Николай Смирнов) хочет жениться. И девушка, само собой, не против. Но вот Хозяин никак не может согласиться, чтобы его дочь Даша (Анастасия Краснощекова) вышла замуж за сына непутевого Соседа-алкаша. Позор ведь! А потому решают люди отправить Дашу на аборт.

Вот тут и начинается самое интересное. Ведь героями пьесы являются не только люди, но и животные: Свинья, Корова, Лошадь, Пес, Петух. Все они оказываются вовлеченными в происходящее. Более того, именно животные вмешиваются в процесс и благополучно разрешают ситуацию.

В пьесе животные общаются между собой, и никак не поймут, о чем толкуют люди, что это за аборт такой и почему для этого нужно ехать в город. У каждого из животных своя судьба, свой мир, свой «кругозор». Оно и понятно, ведь животные в произведении искусства – это и не животные в прямом смысле, а наделенные человеческими чувствами живые существа. Во многом честнее и благороднее окружающих их людей.

Свинья (Виолетта Власенко), которая, без сомнения, является центральной фигурой пьесы, не видела в жизни ничего, кроме хлева. Не знает, что такое речка и луг, трава и песок. Но мечтает узнать. А еще мечтает обрести крылья и летать! Свинья искренне недоумевает, зачем людям нужны какие-то деньги, если на них нельзя купить крылья.

И вот когда уже мечта готова стать явью, и кажется, что ее, Свинью, наконец, поведут гулять, она погибает под ножом Хозяина…

Пронзительный крик где-то за сценой, ошарашенный Пес Крепыш, видевший ЭТО своими глазами, доселе куражившийся, но в миг скукожившийся от ужаса Петух… И над всем этим грустная мелодия, ставшая лейтмотивом спектакля: «В лунном сиянии, снег серебрится…»

После этого всё как будто переворачивается, всё становится другим: и персонажи-животные, и зрители. Как будто бы не свинью зарезали, а саму мечту о счастье…

Но чудо! Во втором действии Свинья возвращается на сцену. Возвращается в виде ангела с крыльями, о которых так мечтала, когда была живой.

Видеть подобных ангелов способны только дети и животные. Но вот каким-то чудом и видеть, и слышать ангелов и животных стал непросыхающий от пьянки Сосед. А может, он и не такой пропащий, как всем кажется? Или пропащий, но в душе светлый и добрый человек? Ведь он единственный, кто не хочет аборта, а желает рождения ребенка, лучше всего «девки». Потому как она жалостливей будет. А ведь жалости и доброты так не хватает в нашем мире. А пьёт он потому, что так и не смог спокойно пережить смерть своей любимой жены. Да и Хозяин ненавидит его во многом потому, что когда-то «Верка за него замуж пошла, выбрала ведь его!» Выбрала не практичного Хозяина, за которым, как за каменной стеной. Выбрала Соседа. Не умом, но сердцем.

Так вот, теперь уже Свинья не расспрашивает Пса о жизни, а сама объясняет животным то, что им было доселе непонятно. В том числе и про готовящийся аборт. И то, что люди сочли лучшим выходом из сложившейся ситуации, животные считают дикостью и варварством. И желают этому помешать.

Все звери, кроме крикливого, но трусливого Петуха, готовы отдать свои жизни за жизнь маленького человека. Потому что так там, на Небесах заведено: чтобы новый человек родился и обрел ангела-хранителя, кто-то должен попасть на Небо. Кто же? Лучше будет об этом узнать, посмотрев спектакль.

Такого ни в кино, ни в сериале не увидишь! Актеры выкладываются по полной! Поют песни, играют на гармони. А роли исполняют так, что начинаешь верить в происходящее, не отличая уже правду искусства от правды жизни.

Очень непростые вопросы поставлены в «Очень простой истории»… И не про животных совсем эта пьеса (в финале они и вовсе пропадают), и не про ангелов. Про людей. Быть может, про то, что в каждом человеке заложено что-то доброе и хорошее. И пусть за пробуждение всего этого в людских душах придется кому-то пострадать или даже жизнь свою отдать, но мир-то от этого станет чище и светлей.

Недаром произносит Сосед в ответ на упреки сына: «Да если бы кто заплатил за мою жизнь ничтожную, я помер бы, а деньги Алеше бы отдал... больше-то у меня, дурака старого, ничего нет». Вот тебе и алкаш!

Дождитесь очередного выхода спектакля, отложите все дела, берите своих родственников, друзей и знакомых, и вперед в театр! Плакать и смеяться будут все, независимо от пола и возраста.

Пьеса Марии Ладо «Очень простая история» стала в прошедшем сезоне хитом (правда, слово «хит» стилистически не соответствует этой пьесе, оно из другого словаря). Популярность «Простой истории» понятна: «сердцу хочется ласковой песни и хорошей, простой любви», вещей незамысловатых и гуманных. Сердцу опостылел сценический мат, геи и лесбиянки в одном флаконе, и потому история спасения нерожденного ребенка от грозящего аборта воспринимается чуть ли не авангардной идеологией: ребенок должен родиться не у гея с лесбиянкой, что было бы логично в нашу эпоху, а от простых деревенских ребятишек. Сценическая популярность «Очень простой истории» связана с ее драматургической внятностью: в отличие от подавляющего большинства пьес, авторы которых никогда не слышали о завязке и кульминации, равно как и о драматическом действии, — пьеса Ладо возвращает нас к традиционной структуре, и все ее шестеренки и винтики вращаются без скрежета. Хочешь — ставь ИСТОРИЮ, хочешь — ПРОСТУЮ, хочешь — ОЧЕНЬ. Пьеса эта дает возможность актерам играть, зрителям плакать. Вопрос только — что делают в присутствии этого театра и хороших исполнителей люди, зовущиеся режиссерами… Этому вопросу мы и посвящаем несколько рецензий на спектакли по пьесе Ладо в разных городах нашей необъятной Родины.

…И чтоб на святой Руси переводу людям не было

М. Ладо. «Очень простая история». Малая сцена ТЮЗа им. А. Брянцева.
Режиссер Галина Бызгу, художник Алексей Вотяков

Принято считать, что нынче женщин в искусстве становится все больше и больше. Женщины пишут книги, ставят фильмы и спектакли, поют на сцене, рисуют — короче говоря, занимаются не своим делом. Такое мнение ошибочно. Во-первых, женщины занимаются своим делом, во-вторых, они занимаются им давно, и, в-третьих, чаще всего они делают это дело хорошо. В древние времена женщины занимались искусством, даже и не зная, что они занимаются искусством. Они украшали жизнь. Они вышивали иконы и ризы по сантиметру в день, и теперь эти чудесные вещи висят в музеях спустя пятьсот, тысячу лет. Они слагали дивные песни — любовные, колыбельные. Они сочиняли сказки. Они мастерили наряды себе и мужчинам. «Мне казалось, он смеется, а он навек расстается. Люди добрые, поверьте, расставанье хуже смерти…» — ну, кто это сочинил? Мужчина, что ли? Мужчина сочинил «Черный ворон, что ты вьешься», а это и все этому подобное сотворила в любовной тоске женщина.

«Очень простая история» киевлянки Марии Ладо напомнила мне бесхитростное великое искусство древности, когда пишут не про кого-то и не про что-то, самоутверждаясь на ровном месте, — нет, пишут свое, заветное, о чем нельзя не написать, не спеть, не сказать. И поставлена эта очень простая история режиссером Галиной Бызгу очень просто — наверное, так же просто когда-то Господь создал мир. Дунул живым дыханием, сказал: «Да будет так». Живое золотое вещество жизни разливается в этом немудреном спектакле, где всем актерам хорошо самим от себя. Ведь это очень приятно — играть хорошо.

На сцене водружен сарайчик, там живут животные. Корова (Лариса Маркина), Лошадь (Ольга Лысенкова), Пес (Игорь Головин), Петух (Александр Безруков) и Свинка (Ольга Самошина). Изображение животных — это давнее тюзовское занятие, которое может выглядеть исключительно противно. Здесь это выглядит привлекательно. Актеры не наигрывают внешние признаки своих персонажей — перед нами такие вот существа, со своим умом, своей психикой. Петух — артист, интеллектуал по меркам сарайчика, ведь он слушает радио и знает много красивых и непостижимых для живности слов типа «дефолт». В ярко-красном кафтанчике, всклокоченный и высокомерный, в исполнении артиста Александра Безрукова (господа, какое счастье! Есть другой Безруков!) этот петух — забавное и сложное существо, гордое и трусоватое, талантливое и по-детски тщеславное. Корова вся поглощена своей очередной беременностью и смотрит на мир незабвенными коровьими глазами. Лошадь — очень славная, пожилая, вдумчивая, самоотверженная, правда, за всю жизнь ей так и не удалось понять, для чего люди покупают новую одежду, когда она у них уже есть. Пес добродушный, как положено, и туповатый, как это часто бывает у дворовых. А вот свинка… Я понимаю создателей спектакля, которые назвали так персонаж, у автора именуемый правильно — «Свинья». То, что сыграла Ольга Самошина, неловко назвать «Свиньей». Надо именно ласково — Свинка. Это, на самом деле, чудесная русская провинциальная барышня в шляпке, мечтательная, доверчивая, полная нежности и любви. Она сиднем сидит на одном месте и мечтает хоть когда-нибудь взлететь и посмотреть Божий мир. Она сияет от радости жизни, от счастья разговаривать с товарищами и от восторга, который переполняет ее, когда она видит любимого Хозяина.

А Хозяин — Константин Воробьев — замкнутый и хмурый, это именно то, что в народе называют «кулак», «куркуль». Конечно, он в русской национальной хозяйской одежде — ватнике и резиновых сапогах. Яростно и безжалостно ведет Хозяин свое хозяйство, свой мир, где он царь и бог. Рядом же обитает Сосед — Сергей Бызгу, пьянюшка, весельчак, бездельник, но, что называется, душа-человек.

Актер Сергей Бызгу — муж режиссера Галины Бызгу. По-моему, это первый случай в истории театра. Обычно режиссеры женятся на актрисах. А тут вышло вон как интересно. В мягких женских режиссерских лапах Сергею Бызгу абсолютно комфортно. Он играет широко и привольно. Он показывает все свои умения. Он четко и точно разделяет сценические мгновения на взлеты и паузы. Его мужичка нетрудно опознать — мы с ним знакомы с детства. Глаза, много лет промывающиеся абсолютом, то есть водкой, чисты и прозрачны. В кармане — блоха на аркане. Зато — душа нараспашку и гармошка рыдает навзрыд. Пропащий человек, про таких говорят «он пьяница, но добрый». Зато именно ему суждено допиться до чертиков — по пьесе до ангелов — и услышать, как разговаривают животные. Пока рассудок не пропьешь, суть жизни не поймешь, во всяком случае, у нас, на Святой Руси.

А это и есть Святая Русь, очень простая история. Бог спит вместе с домашними животными на сене, подпевает веселому пьянчуге, толкает хозяйскую девочку (Александра Ионова) в объятия соседскому мальчику (Денис Пьянов), у которого ни кола ни двора, зато настоящий огонь горит в молодой крови, и родиться у них должно обязательно святое дитя. Да ведь все дети святые. С каждым ребенком Бог еще на что-то надеется. Вот и хлопочет по своему хозяйству — чтобы мальчики любили девочек, чтоб завелись у них другие мальчики и девочки и чтоб на Святой Руси переводу людям не было.

Да вот беда — ненавидит Хозяин Соседа и в родство с ним вступать не хочет. И Свинку, которая так доверчиво на него смотрела, зарезал. И пришла она ночью к товарищам в сарайчик уже в виде ангела. И рассказала, что видела Бога, что он ее погладил по голове и пожалел и что в раю людей мало — все больше животные. И что когда умирает человек — его делают ангелом-хранителем другого человека, который должен родиться. Тогда животные и задумались — как же им помочь ребенку девочки, которого подстерегает гибель. И пришел к ним Сосед, допившись до прозрачности, и тоже понял, что ему делать и как ему распорядиться своей бесполезной жизнью…

Это, конечно, довольно спорный момент в пьесе — когда Сосед застрелился, чтобы помочь родиться будущему ребенку. Тут есть некоторая смутность. Лучше бы он бросил пить, привел в порядок хозяйство и уладил конфликт с Хозяином. Но в славянском христианском сознании благополучие как-то неумолимо связано с идеей жертвы. Дескать, без крови агнца ничего не выйдет. Отстрадаешь — тогда получишь. Кто его знает, может, правда так. Актеры так просто и убедительно исполняют эту коллизию, что им веришь на слово, и вопросы приходят уже потом.

А в конце наступает счастье — обыкновенное, милое и всем любезное: с молодой мамой и ребенком на руках, с озверелым от счастья дедушкой, с ликующими животными, с ясными звездами в чистом небе и крупным снегом, который не тает, потому что он настоящий — театральный.

Вот это режиссура в том единственном смысле, который не ведет театр в пропасть, — согласие и понимание всех актеров, понимание природы драматургии, налаживание живых связей между действующими лицами, настройка единого общего верного тона. Зритель счастлив — как живой воды попил. Только очень уж источник невелик — Малая сцена ТЮЗа. Что поделаешь, так везде. Когда что заведется настоящее — обязательно в какой-нибудь щели, подвале, в маленьком зале, поскольку это демонам нужны стадионы и миллионы, людям света достаточно и одной души. Двое — уже много.

«Где двое соберутся во имя Мое, там и Я среди них».

Июнь 2003 г.

Ну очень простая история

М. Ладо. «Очень простая история». Театр «Содружество актеров Таганки».
Постановка Николая Губенко, художник Виктор Арефьев

Те, кто читал пьесу Марии Ладо (а ее знают, читают) и не попал на спектакль, в первую очередь спрашивают: «Ну и как там животные? Как их придумали?»

Отвечаю — придумали остроумно. Вырежьте из бумаги по контуру фигурки лошади, коровы, петуха, свиньи. Причем каждую — по два экземпляра. А потом увеличьте их до размеров, сопоставимых с человеческим ростом (для этого уж не бумага потребуется, а холст, натянутый на соответствующий контур-каркас), затем соедините оба экземпляра так, чтобы между этими фигурками мог свободно размещаться (входить и выходить) актер. Все это легкое сооружение поставьте на фурки — вот и готовы вполне функциональные домашние животные. А «функционировать» они будут на фоне большого рисованного задника, где только синее небо да белые облака (необъятная Россия-матушка). Откуда-то с облаков спускается навес-сеновал, к которому приставлена лестница. С одного края сцены — рукомойник и телега, с другого — сено и вилы; посредине — фляга. Все вместе — крепкий хозяйский двор.

Первая большая сцена — утро: просыпается домашняя «живность», ждет хозяина. Самое время рассмотреть их костюмы, юмористически демонстрирующие связь человека и домашней «твари»: Свинья — в розовом мягком комбинезончике, подчеркивающем округлость форм, Лошадь — в длинной кавалерийской шинели с медалями (среди которых одна из почетнейших — Ветеран труда), Пес — в модно рваных джинсах и майке с изображением своего хозяина, Корова — в самовязаном кардигане с кистями, мягко обтекающем ее большой живот (в ожидании отела), и пестро-нарядный Петух «а ля панк». Все актеры молоды: мечтательная Свинья (Л. Савченко), задумчивая Корова (М. Рябкова), заполошный Пес (В. Вашедский), кичливый Петух (А. Тынкасов) и даже умудренная опытом и уставшая от жизни Лошадь (Е. Устюжанина). Все актеры старательны и старательно же играют только одно состояние (мечтательная, задумчивая, заполошный и пр.) — от начала и до конца спектакля. От этого временами создается ощущение детского утренника. Кажется, что плоскостное сценографическое решение определило и способ существования актеров (Петух, правда, у Тынкасова «многокрасочнее» остальных). Но, может быть, животных играть так и надо? Не люди же, в конце концов, хоть и разговаривают.

Но вот появляются и люди…

Типажи подобраны выразительно: крутой Хозяин (бывший моряк) в тельняшке (М. Басов), хлопотливая Хозяйка (Т. Лукьянова), алкоголик-Сосед (А. Пряхин) и молодые люди — Даша и Алексей (М. Федосова и В. Завикторин). Однако очень скоро выясняется, что люди существуют в этом спектакле по тем же законам, что и животные. «Многокрасочного» уже не найти ни одного. И вот что интересно: какими появляются в первых сценах эти люди, такими и уходят в последней. А ведь в их сценической жизни происходит немало важных событий.

Вот Даша и Алексей. По пьесе у них случилась любовь. Горячая, живая, настоящая. Как такую играть? Трудная задача, конечно (см. «ПТЖ» № 24 ; все об этом). Обозначается в спектакле это чувство так: во-первых, помогает текст (там говорится про любовь), во-вторых, «короля играет свита» (в данном случае все вокруг тоже говорят про их любовь), в-третьих, Даша и Алексей иногда обнимаются, а в начале так чуть и более… Вот, пожалуй, и все обозначения. А ведь Даша в первой же любовной сцене сообщает Алексею про свою беременность. А потом родители настаивают на аборте. Алексей к происходящему индифферентен: «Против родителей не пойдем». Есть, конечно, в тексте такие слова, но за этими словами — буря чувств, смятение. Драматург «подсовывает» Алексею много живых сцен, переливы настроений. В спектакле же актер идет вслед за словами, и все.

Даша любит и страдает тоже только «на словах». Хозяйка (ее мать) — тоже. Чуть-чуть поколоритней Хозяин, но и от него не идет ток напряженной сценической жизни. Сосед-алкоголик убедителен, но только как алкоголик. Из этого своего состояния актер не выходит ни на минуту. Ему тоже «подбрасываются» замечательные биографические штрихи: когда-то в детстве именно он верховодил и играл Чапая, а будущий Хозяин был при нем Петькой, да и будущая Хозяйка когда-то предпочитала будущему Хозяину этого теперь уже спившегося человечка. Однако вся сложнейшая гамма переживаний героя сводится к простому медицинскому диагнозу, и тщетно искать какие-либо иные черты в этом плакатном образе алкоголика.

Плакатность и одномерность в режиссерском решении спектакля входят в противоречие с притчевой природой пьесы, наполненной лукавством и иронией, ей необходима объемность персонажей, наличие «зазора» между актером-исполнителем и его героем: «сказка — ложь, да в ней намек…».

В спектакль включены стихи и зонги, написанные самим Николаем Губенко. Далеко не все из них органично входят в сценическое действо. Некоторые относят нас к совсем другим временам и к другому театру. Показателен в этом отношении конец первого акта, когда симпатичные домашние животные, обсуждая проблему денег, вдруг резко прерывают свою милую и остроумную болтовню, выходят на авансцену и, совсем как в «Добром человеке из Сезуана» старой Таганки, «дерзко» поют и подтанцовывают зонг про «Мани-мани, а у народа ни хрена в кармане» в стиле рэп. Но… времена ушли, да и притча про любовь сильно сопротивляется подобным прямым обличительным обращениям к зрителям «на актуальную тему».

В самом же спектакле, увы, нет самого главного — внутреннего напряжения, заветной мысли о чем-то дорогом и значительном, нет и по-настоящему задетого сердца. А без этого — кричи не кричи, хоть в форме зонга, хоть в форме рэпа, — ответа нет…

Апрель 2003 г.

«Отчего печаль присуща коровам?..”

М. Ладо. «Очень простая история». Государственный Камерный «Пятый театр» (Омск).
Режиссер Борис Цейтлин, сценография Бориса Цейтлина и Ольги Веревкиной

Есть одна золотая примета,
проще самых простейших примет:
слово «ОЧЕНЬ» найдешь у поэта,
значит, это — уже не поэт!

Аркадий Кутилов

То, что Борис Цейтлин не впал, «как в ересь, в немыслимую простоту», ставя простую историю (простите, ОЧЕНЬ простую историю; «очень» выделено крупно и в программке, и на всех рекламных стендах), — так вот, то, что «не впал», стало ясно сначала при раскрытии вышеупомянутой программки, а затем уже при входе в зрительный зал, где понагорожено было столько, что…

Бог с ним, с жанром «простой истории» (как вполне могла бы сказать Свинья, на небе оказавшаяся). Но вот «единство формы и содержания» (как сказала бы та же Свинья, изменившая после своего убиения форму бытия, но сохранившая содержание) — это дюже и зело серьезно.

Сценографическая конструкция, придуманная режиссером, навязчиво настраивала на ОЧЕНЬ глобальное: потолок-небо на весь зрительный зал, помост-проход через весь партер… «Действенность» сего построения, увы, кроме доп. возможностей для решения ряда мизансцен, оказалась нулевой на всех уровнях, ну разве что интригу задала: поскольку в каждом антракте (их было два) зрителей вежливо просили покинуть зрительный зал, казалось, что, вернувшись, мы увидим, как, скажем, разверзнутся небеса и — начнется! И прояснится великий замысел Бориса Цейтлина!.. Не разверзлись. Не началось. Статичным все оставалось. Не говоря уже о том, что этими антрактами сам спектакль словно искусственно обрывался и «входить» в него после перерыва было более чем сложно.

Все сущее на земле нашей грешной взаимосвязано. И об этом прежде всего — простая и мудрая история Марии Ладо. Самое странное (и необъяснимое) — как можно было умудриться потерять эту взаимосвязь. «Общества» на скотном дворе не было, и «взаимосзвязи» становились сугубо умозрительными. Каждый обитатель «скотного двора» представлял из себя одиноко-индивидуальное явление, хорошие актеры хорошего «Пятого театра» создавали свои персонажные «индивидуальности» интересно, но даже классики марксизма-ленинизма, увидь они такое, изрекли бы нетленное о невозможности «жить в обществе и быть сводными от общества». Талантливая «штучность» каждого искусственна, лубочна, но, что при всем этом странно, сострадания и любви к «индивидуальностям» в спектакле Цейтлина нет. В принципе нет. За исключением Соседа, который, живя вне всех и вся (как и все в этом спектакле), просто «жил на сцене», хоть немного спасая тем самым «простую историю».

Что имел в виду Цейтлин, сделав из простодушной и добрейшей Свиньи пышнотело-белоснежную аристократку, которая, оттопыривая мизинчики, поглощает яства из серебряной посуды, — только, пожалуй, режиссер и знает. Что он же имел в виду, сделав из Хозяина этакого колоритно-бородатого и разудало-угрюмого «ухарь-купца», — опять же знает только Цейтлин… И начинается сказка. И хозяин-купец, зловеще ухмыляясь, точит топор, и искры от точила летят в зрительный зал, и аристократка Свинья что-то при этом «поглощает», и зарезание Свиньи становится этаким «комиксом», вызывающим этакую прелюбодеянную улыбку перед поглощением шашлыка из свинины…

А если принять во внимание гремучую смесь из разностильного (но, еще раз замечу, талантливого) «пребывания» актеров на сцене — вообще не по себе становится. «Мхатовская» Лошадь, «тюзовский» Петух, «таганковский» Пес, «брехтовская» Корова… Как если бы на картине Пиросмани появились светлейшие особы Ван Дейка…

Что «нарисовал» Цейтлин, разместив у себя на «палитре» пьесу Ладо, — ни угадать, ни предугадать не дано (это как со своим самоваром в Тулу). Все краски — в гости к нам! Хотя финал был достаточно внятен (пусть даже вообще из «другой оперы»): паточная, сказочно-лубочная картинка, где стоят в белоснежных полушубках да в валенках все герои, и такая благость слащавая (но наша, исконно-посконная, расейская!) во всем этом, что вот уже даже кажется — гимн сейчас «Боже, царя храни!» грянет… Про Россию, оказывается, спектакль-то был. А я, дурак, все сострадать кому-то пытался. И еще сидел при этом, мучился — почему мне Свинью убиенную не жалко…

…«Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?..» Эту строчку есенинскую я, представьте, «ассоциативно» и по сей день вспоминаю после «Простой истории» Ладо, увиденной в тюменском молодежном театре «Ангажемент». Лучший из всех виденных мною спектаклей по популярной сегодня пьесе. С любовью и состраданием, с болью и простотой, с настоящей жизнью и без каких-либо ОЧЕНЬ и «матрешечных» заигрываний с Россией…

Ну а ежели кто, аки Хозяин на Свинью, бросится на меня с топором обоюдоострым, я тому четыре строчечки прочитаю из того же гениального поэта Аркадия Кутилова, эпиграфом из коего я заметки нонешние начал:

На сцену падал бутафорский снег…
С фальшивой болью всхлипнула валторна…
На сцене грубо «умер» человек,
А в зале кто-то плакал непритворно.

Только ОЧЕНЬ не плачьте!