Общая характеристика русской литературы. Общая характеристика литературы XIX века методическая разработка по литературе (9 класс) на тему Общая характеристика русской мировой литературы 19 века

Предмет: литература.

Класс: 9

Тема: Общая характеристика русской и литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II .Постановка целей урока.

ХIХ столетие - «золотой век» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока.

III . Словарная работа.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический -

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик -

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература - канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIX века и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIX века, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIX века и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Реализация домашнего задания.

Сообщение учащихся о важнейших исторических событиях в Европе и России XIX века, заполнение 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 - первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821-1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литера-туры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II поло-вина ХIХ века (1852-1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I . Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

I V . Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Это нам предстоит выяснить, прочитав статьи учебника (стр. 112, 214).

Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V. Итог урока

Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI. Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы ХIХ века, подтвердив свои мысли примерами, или сообщение о русской лирике начала ХIХ века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Развитие немецкой литературы XIX в. проходит в соответствии с закономерностями европейского литературного процесса.

Основными факторами, определявшими характер литературного процесса конца XVIII- первых трех десятилетий XIX в., были влияние Французской революции, политическая раздробленность и экономическая отсталость страны, антинаполеоновское освободительное движение и атмосфера общей политической реакции периода Реставрации без предшествовавшей революции.

В условиях феодального абсолютизма авторитет и общеэстетическая значимость Просвещения сохраняется и в XIX столетии. При всех различиях и противоречиях между романтиками и просветителями в Германии немецкие романтики не вступали в такие ожесточенные бои с просветителями, как это, например, имело место в 20-е годы во Франции. Напротив, именно ранние немецкие романтики создали в Германии подлинный культ Гёте, исходя при этом и в своей творческой практике из его эстетических позиций. Исторические принципы мышления Гердера, его исследования в области фольклора дали толчок будущему расцвету отечественной немецкой фольклористике в деятельности романтиков. Многие существенные аспекты творческой практики и эстетики как Шиллера, так и Гёте свидетельствуют о том, что немецкий романтизм имел глубокие связи с поздним Просвещением и формировался в сложных синхронных взаимодействиях с ним.

Чертами переходного периода от Просвещения к романтизму отмечено творчество двух ярких писателей той поры. Выдающийся немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) - по сути своей романтик, но не связанный со школами немецкого романтизма из-за своей приверженности своеобразным идеям эллинистической утопии и некоторым художественным принципам классицизма. От романтиков и от многих других своих соотечественников-современников он отличался еще тем, что, однажды с восторгом восприняв идеи Французской революции, навсегда остался им верен, хотя поворот революционных событий во Франции в сторону термидора не мог не внести в творчество поэта элегической интонации разочарования. Его произведения начала 30-х годов - торжественно-патетические гимны, вдохновленные идеями Французской революции. Как гимны, так и последующая лирика Гёльдерлина - пейзажная, любовная, эпическая и, конечно, собственно философская,- примечательны своим отчетливо философским звучанием, вобравшим в себя его серьезные увлечения различными философскими системами, античностью, Спинозой, Шиллером; сказалась здесь и дружба с Шеллингом и Гегелем, однокашниками по Тюбингенскому университету. Эта устремленность в сферу философии воплотилась у Гёльдерлина в его индивидуально-своеобразной романтической утопии - эллинистическом идеале гармонии и красоты с отчетливым гражданским гуманистическим акцентом. Он широко использует возможности свободного стиха, применяя нормы как античной просодии, так и современной немецкой.

В русле широко утверждавшегося в немецкой литературе жанра «романа воспитания» значительное место принадлежало роману Гёльдерлина «Гиперион», в котором эллинистический нравственно-этический и социальный идеал, выраженный в еще большей степени, чем в его лирике, позволяет говорить о Гёльдерлине как о поэте и прозаике, с творчеством которого связано появление активного романтического героя. В этом же ряду стоит и его драматический фрагмент «Смерть Эмпедокла».

Другим значительным немецким писателем конца XVIII - начала XIX в., типологически связанным с романтизмом, был романист Жан Поль (наст, имя - Иоганн Пауль Фридрих Рихтер; 1763-1825). Осуждая якобинскую диктатуру, он, подобно Гёльдерлину, все же сохранил верность идеям Французской революции. Ряду романов Жан Поля присущи романтические черты фантастической утопии (роман «Титан»), сочетающиеся с сентименталистской линией немецкого и английского Просвещения (Л. Стерн). Тип героя многих его романов - чудаковатого персонажа, над которым иронизирует сам автор,- близок чудакам-энтузиастам Гофмана. Не разрабатывая теоретических основ романтической иронии, Жан Поль широко использовал ее в некоторых своих произведениях, предваряя обращение к ней романтиков.

Острая сатира на общественный строй, звучащая в произведениях Жан Поля, считавшего, что литература должна быть тесно связана с действительностью, оптимистическое мировоззрение и некоторые другие стороны его идейно-эстетических позиций позволяют говорить о нем как о художнике, разделявшем идею общественной значимости искусства.

В столь же значительной мере, как и на литературных движениях, влияние Французской революции сказалось и на развитии философской мысли Германии того времени. Примечательно, что почти все известные философские системы Германии конца XVIII - начала

XIX в. своим важнейшим компонентом имели вопросы эстетики. И Кант, и Шеллинг, и Гегель в своем истолковании системы мироздания важное место отводили искусству.

Крупнейшим представителем философии классического немецкого идеализма является И. Кант (1724- 1804), систему которого Маркс назвал «немецкой теорией французской революции»* Противоречивая в своей основе философская концепция Канта, признававшая существование вещного материального мира независимо от субъективного сознания человека, вместе с тем утверждала непознаваемость этого мира («вещь в себе»), существование априорных, лежащих вне чувственного опыта, форм сознания.

[* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 88.]

Значительное влияние Французской революции испытал другой крупнейший философ Германии того времени И. Г. Фихте (1762-1814), представитель субъективно-идеалистического направления философской мысли. С идеями Фихте были связаны многие основные положения философско-эстетической системы ранних немецких романтиков. Как и у Канта, конкретные социально-политические принципы Французской революции трансформировались у Фихте -в связи со спецификой общественного развития Германии в отвлеченный философско-этический план вне конкретной общественной практики. Однако именно под влиянием Французской революции понятие свободы личности, абсолютной свободы воли становится одним из узловых положений в учении Фихте.

В годы наполеоновской оккупации Фихте выступил страстным пропагандистом освободительных идей («Речи к немецкой нации»), хотя призывы и имели некоторый националистический оттенок. Эта позиция Фихте завоевала ему большую популярность в среде передовой интеллигенции и особенно у студенческой молодежи. В 1810 г. он стал первым ректором только что основанного университета в Берлине.

Фихте отвергал кантовский дуализм, отрицая положение Канта о существовании «вещи в себе», т. е. объективного материального мира. При том, что у Фихте есть некоторые незначительные отступления в сторону объективного идеализма, в целом он занимал последовательные субъективно-идеалистические позиции, утверждая, что активная деятельность абсолютного «Я» является изначальной силой, созидающей все мироздание.

В значительно меньшей мере влияние Французской революции коснулось другого выдающегося представителя немецкого классического идеализма - Шеллинга (1775-1854). В конце 90-х - начале 1800-х годов Шеллинг принимал участие в разработке эстетической программы иенского романтизма. В эту же пору Шеллинг создал свои основные работы: «Философия природы», «Система трансцендентального идеализма» и «Философия искусства».

Натурфилософия Шеллинга, возникшая как попытка обобщения новейших достижений естественных наук, имела свои позитивные моменты, заключающиеся прежде всего в том, что природа рассматривается как всеобщее единство различных проявлений, как единство, развивающееся в результате столкновения противоположных сил.

Представляя в классическом идеализме разновидность идеализма объективного, Шеллинг разработал в отличие от Фихте концепцию идеалистического монизма. Снимая фихтеанскую антитезу «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, Шеллинг утверждал единство природы и создания. На ранней стадии развития, по Шеллингу, существовала лишь природа как воплощение бессознательного духовного начала, которое на последующих ступенях эволюционировало к своему высшему выражению - человеческому сознанию-Несколько позже философ сформулировал этот принцип иначе - как тождество природы и сознания. Поэтому систему Шеллинга называют нередко философией тождества.

Эстетические взгляды Шеллинга были ярким выражением романтической концепции искусства и прекрасного. В «Философии искусства», где уже ощутимо намечается путь Шеллинга к религиозному мистицизму, суть искусства трактуется как наиболее совершенное выражение мирового духа, синтез субъекта и объекта, сознания и природы, т. е. искусство является «самосозерцанием абсолютного духа». А в «Системе трансцендентального идеализма» утверждается, что искусство - «извечный и подлинный органон философии». Иенская школа полностью разделяла эту концепцию искусства как некоего самоценного и всеобъемлющего изначального начала всех начал. Так, иенские романтики, как и Шеллинг, полагали, что наука возникла в лоне искусства и туда же она вернется в грядущем гармоническом универсуме. В отличие от просветителей, видевших задачи искусства в подражании природе, Шеллинг считает, что искусство есть выражение абсолютной идеи, заключающейся в природе. И только интуитивная сила гениального художественного прозрения, дарованная художнику, позволяет ему уловить в природе эту абсолютную идею. Поэтому в полном согласии с романтической философией творческого акта в искусстве Шеллинг утверждает бессознательность, чудесность творческого процесса.

Своей вершины немецкий классический идеализм достигает в философии Гегеля (1770-1831). Реакционно-идеалистические черты в социологических, исторических, правовых и политических концепциях философской системы Гегеля вступали в резкое противоречие с его диалектическим методом. Углубляя концепции Шеллинга, Гегель с позиций объективного идеализма рассматривает в качестве основы бытия, как материального, так и духовного, абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: логику, философию природы и философию духа. Абсолютный дух, утверждает философ, является высшей ступенью развития абсолютной идеи, имеющей три стадии самопознания: в искусстве, религии и философии.

Основные черты системы и диалектического метода Гегеля определены в его главных работах: «Феноменология духа» и «Наука логики». Его эстетическая концепция изложена преимущественно в «Лекциях по эстетике».

Развитие искусства, по Гегелю, проходит три этапа (формы) как три разных воплощения идеала, т. е. чувственного, образного выражения абсолютной идеи в действительности. Из этих трех форм (первые две - символическая, которой соответствует искусство восточное, и классическая с искусством античным) последняя - романтическая - наиболее полно воплощает реализацию идеи. Но в отличие от искусства классического, в котором форма находится в полном соответствии с содержанием, искусство романтическое характеризуется преобладанием содержания (идеи) над формой. К романтической форме Гегель причислял как средневековое, так и современное искусство.

Такая картина развития искусства, конечно, условна и построена по идеалистической схеме. Плодотворен, однако, в ней принцип историзма, в соответствии с которым Гегель рассматривает смену стилей и жанров как закономерный процесс.

В многообразии литературных движений Германии 30-х годов прошлого столетия несомненно отразились существенные сдвиги в экономическом и общественно-политическом развитии страны тех лет.

Известия о революционном взрыве в июле 1830 г. в Париже как освежающий живительный вихрь пронеслись по Германии, захолустной и раздробленной, обманутой в своих радужных надеждах, порожденных патриотическим энтузиазмом освободительной войны против Наполеона. С особенным восторгом эти события были восприняты немецкой молодежью, настроения которой очень ярко выразил Гейне. Узнав о революции во Франции, он писал в своем дневнике: «Лафайет, трехцветное знамя, „Марсельеза"... Я словно в опьянении. Страстно поднимаются смелые надежды, точно деревья с золотыми плодами, с бурно разросшимися ветвями, простирающими листву свою до самых облаков... Я весь радость и песнь, я весь - меч и пламя!»

Июльская революция во Франции была толчком, который вызвал революционные вспышки в Германии, подготовленные внутренним развитием классовых противоречий в стране. Эти события отражали рост классового самосознания немецкой буржуазии, ее стремление к ликвидации политической раздробленности страны, тормозившей развитие торговли и экономики.

Оппозиционное движение породило волну репрессий со стороны правящих кругов Германии.

Сдвиги в экономической и общественно-политической жизни страны не замедлили сказаться и на различных формах общественного сознания, в частности философии и литературе. Философские движения 30-х годов в Германии отразились на формировании немецкого реализма.

В 30-е годы определяются резкие противоречия в лагере последователей Гегеля - выделяется группа старо-, или правогегельянцев (Габлер, Гинрихс, Эрдманн) и левогегельянское крыло, или младогегельянцы (Бруно и Эдгар Бауэры, Д. Штраус, М. Штирнер). С позиции буржуазного радикализма левые гегельянцы отрицательно относились к пруссачеству, резко критиковали догматы христианской религии.

Характер немецкой литературы этого десятилетия резко изменяется по сравнению с литературой 10-20-х годов. В своей знаменитой работе «Романтическая школа» Гейне подчеркивал: «Со смертью Гёте в Германии начинается новая литературная эпоха; с ним ушла в могилу старая Германия, век аристократической литературы пришел к концу, начинается демократический век».

И действительно, основные явления в немецкой литературе 30-х годов свидетельствуют о ее определенной демократизации по сравнению с предшествующим этапом развития. Причем эти новые тенденции сказались прежде всего в идейно-эстетической эволюции Гейне.

Процесс формирования реализма в немецкой литературе 30-х годов отчетливо проявился в творчестве Георга Бюхнера (1813-1837), и прежде всего в его драме «Смерть Дантона» (1835). Социально-политическая проблематика под влиянием Июльской революции и внутригерманских противоречий, активно насыщавшая немецкую литературу 30-х годов, наиболее радикально осмыслялась Бюхнером, который руководил деятельностью одной из тайных революционных организаций - «Обществом прав человека» в Гессене.

Драматические события Французской революции конца XVIII в, позволили Бюхнеру художественно решить проблему революционного насилия, выявить роль вождя и народа в революции. Писатель, естественно, учитывал и опыт событий июля 1830 г. в Париже, ярко показав ограниченность буржуазной революции.

Качественно новые тенденции в немецком литературном процессе 30-х годов оказали активное воздействие и на творческую эволюцию Карла Иммермана (1796-1840), писателя, внесшего немалый вклад в развитие немецкой прогрессивной литературы, в частности в развитие жанра социального романа. Творческие искания Иммермана привели его к тесной личной дружбе, а порой и активному творческому содружеству с Гейне, несмотря на различия в их политических взглядах. Наиболее значительными его произведениями, сыгравшими свою роль и в последующем развитии немецкой литературы, стали романы «Эпигоны» (1836) и «Мюнхгаузен» (1835-1839). В этих романах отразились некоторые важнейшие моменты общественно-политического развития современной Германии - постепенное вытеснение с исторической арены феодального дворянства новым нарождающимся классом - буржуазией.

Близко к Иммерману по эстетическим позициям стоял драматург Кристиан Дитрих Граббе (1801 -1836), творчество которого сыграло значительную роль в немецкой литературе 30-х годов. Центральное произведение Граббе, наиболее полно воплотившее его социально-эстетические принципы,- драма «Наполеон, или Сто дней» (1831). События пьесы, в особенности батальные сцены, напоминали немцам о недавней борьбе за национальное освобождение, будили оппозиционные настроения. Не случайно эту пьесу одобрительно приняли младогерманцы.

Ведущее место в немецкой литературе 30-х годов наряду с Гейне занял последовательный в своих убеждениях и активный участник общественно-политической борьбы Людвиг Берне (1786-1837) - представитель радикального крыла немецкой мелкой буржуазии, талантливый публицист.

Деятельность Берне, имевшая широкий резонанс в Германии, явилась отражением определенного этапа в развитии немецкой буржуазной демократии. Процесс экономического развития страны, усиливающийся в первой половине XIX столетия, повлек за собой все большее углубление классовой дифференциации третьего сословия. Берне как раз и явился идеологом наиболее левой части немецкой буржуазии, протестовавшей как против феодального режима, так и против власти нарождавшихся промышленных и финансовых воротил.

Значительная часть статей Берне была посвящена театральной жизни. «Драматургические листы», составившие впоследствии отдельный сборник, были написаны пером воинствующего революционного публициста. Форму театральной рецензии Берне использует для резкой критики общественной жизни тогдашней Германии. После Июльской революции Берне, побуждаемый усиливающимися против него гонениями, переселяется в Париж.

Из произведений Берне особенно большое влияние на литературную и общественную жизнь Германии 30-х годов оказали «Парижские письма» (1830-1833), в которых была нарисована яркая и широкая картина жизни Франции первых лет Июльской монархии.

Неподкупная честность и последовательная борьба против феодальной монархии и крупного капитала, незаурядный талант публициста сделали Берне одной из ведущих фигур прогрессивного лагеря в Германии. Молодой Энгельс назвал его «знаменосцем немецкой свободы, единственным мужем в Германии своего времени»*.

[* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 479.]

Однако положительная социально-политическая программа Берне была отмечена печатью утопии, для многих представителей тогдашней немецкой демократии, основу которой составляли мелкая буржуазия и ремесленный пролетариат. Берне и его единомышленники стремились добиться установления республики мелких собственников, экономической базой которой было бы всеобщее материальное равенство. В своей страстной борьбе за быстрейшее решение злободневных политических вопросов (устранение сословных привилегий и свержение феодальных режимов в Германии) Берне не видел действительных перспектив исторического развития, иногда вульгарно трактовал и вопросы искусства.

Перелом в развитии немецкой литературы нашел яркое выражение в творчестве литературной группы, которую уже в 30-х годах прошлого столетия называли «Молодой Германией» . Ядром этой группы были писатели Карл Гуцков, Людольф Винбарг, Генрих Лаубё, Теодор Мундт, Густав Кюне.

Младогерманцы выступали против традиции романтизма, стремились приблизить литературу к действительности, к общественно-политической жизни.

Как единая литературная группа или школа «Молодая Германия» существовала очень недолго. Если в начале 30-х годов было некоторое идейно-эстетическое единство в литературных выступлениях ряда молодых писателей, то после постановления Союзного сейма и развернувшихся цензурно-политических преследований младогерманцы, за исключением Винбарга и в какой-то мере Гуцкова, оказались, по существу, ренегатами по отношению к своим прежним идеалам, поспешив засвидетельствовать свою преданность прусской монархии. В целом, однако, воздействие «Молодой Германии» как общего направления на немецкую литературу продолжается примерно до рубежа 30-40-х годов XIX в. И, конечно, прусский король Фридрих-Вильгельм IV прекрасно понимал полнейшую безопасность бывших младогерманцев для прусского правительства, когда в 1842 г. отменил цензурные ограничения, направленные против этих писателей.

Поражение революции 1848-1849 гг. резко изменило характер национальной литературы в Германии. Немецкая литература быстро утрачивает тот широкий международный авторитет, который она завоевала с конца XVIII и в первой половине XIX в., в особенности в эпоху Гёте и романтиков. Страшась активности социальных низов, трусливая немецкая буржуазия не добилась в процессе осуществления революции ни устранения феодально-монархического режима, ни национального единства раздробленной Германии. Предавшая идеалы революции буржуазия избирает путь компромисса с феодально-юнкерской верхушкой, сохранившей в своих руках и упрочившей политическую власть. В то же время этот компромисс дал стимул быстрому развитию капиталистического способа производства, а национальное единство было достигнуто «железом и кровью» - бисмарковской «революцией» сверху под главенством Пруссии в 1871 г.

В такой политической обстановке философская мысль теряет свою былую оптимистическую и гуманистическую направленность. В этой связи примечательна та огромная популярность, которую получает в среде немецкой интеллигенции второй половины XIX в. пессимистическое сочинение А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819-1844).

Часть представителей немецкой литературы принципиально отмежевывается от большого общественного и идейного содержания (мюнхенский литературный кружок - П. Гайзе, Э. Гейбель и др.). Широкое распространение получает так называемая тривиальная литература - развлекательно-приключенческие (К. Май), пошло-сентиментальные (Е. Марлит) романы, литература, утверждавшая имперские идеи великогерманского шовинизма (Ф. Дан, Э. Вильденбрух и др.).

Немецкая литература оказывается в узких рамках провинциализма, так называемого областничества, разрабатывая круг тем, связанный лишь с условиями жизни той или иной провинции. Термин «критический реализм» (при всей своей неадекватности), которым мы обозначаем определяющее направление в литературах Франции и Англии после 1830 г., совершенно не применим к литературе этих десятилетий в Германии (и особенно после 1848 г.), где о подлинном реализме можно говорить лишь в связи с творчеством Т. Фонтане - романиста 70-х годов. И хотя ведущие немецкие прозаики 40-60-х годов считали себя (и с достаточным основанием) реалистами, но опять-таки с неменьшим основанием они и в теории, и в своем творчестве утверждали свое понимание реализма, обозначив его как «поэтический реализм» (термин О. Людвига), который ставил перед собой задачу не беспощадного анализа действительности, а ее идеализации, смягчения ее противоречий. Именно в таком русле определяются многие черты творчества Т. Шторма, В. Раабе, О. Людвига.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПО литературе реализма

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ XIX века. РЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В XIX в. в Европе и США была создана удивительно раВНОобразная литература, которая значительно обогатила духовную и художественную культуру человечества. Основными ее направлениями или, точнее, системами художественного творчества были романтизм и реализм.

Литературу романтизма вы изучали в 9-м классе, а значит, имеете возможность детально ознакомиться с литературой реализма.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА

Реализм - литературно-художественное направление, который окончательно сформировался примерно в середине XIX в. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображение в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через описание героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, воплощали в персонажах не только индивидуальные человеческие характеры, но и типичные черты представителей определенных общественных слоев (именно благодаря реализму возникло представление о социально-психологические типы). Глубокий анализ в реалистических произведениях сочетался с острой критикой общественной жизни, нарушением моральных и философских проблем.

С реализмом XIX в. связаны имена Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, В. Теккерея, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Некрасова, Т. Фонтане, Марка Твена и других писателей.

Прежде всего следует определить расположение реализма и романтизма во времени и установить соотношение между ними. Было бы большим упрощением считать, что романтизм приходится только на первую половину XIX ст., а реализм - на вторую и они ограничиваются жесткими временными рамками. На самом деле романтизм в литературе продолжал развиваться и во второй половине века, позже трансформируясь в неоромантизм, а развитие реализма начался уже в 30-40-х годах XIX ст.

Итак, романтизм и реализм основные художественные системы XIX в., которые развивались как во временной последовательности, так и синхронно. Однако при этом романтизм был домінуючим1художнім направлению в литературе первой половины XIX ст., а реализм - во второй его половине, по крайней мере до последних десятилетий.

Вместе с тем невозможно четко разграничить романтическую и реалистическую литературу, особенно в первой половине XIX в. В творчестве многих выдающихся писателей 20-40-х годов, которых было принято однозначно относить к реалистам (Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс, М. Гоголь и другие), мощно оказался романтический струю, а их индивидуальные стили каждый на свой лад синтезировали реалистические, романтические и другие элементы. Таким образом, прибегнув к общему разграничения, пришлось бы резать творчество этих художников пополам или на несколько частей. Да и сами они не сознавали себя реалистами, зато признавая принадлежность к «современного искусства», противоположного «старом», классицистическом, к искусству, что объединяло реалистические и романтические тенденции. Выделение реализма как художественного направления и разграничение его с романтизмом произошло уже во второй половине XIX в. и то не до конца.

В целом же реалистическая литература, по сравнению с романтичной, - это другой духовный и художественный мир, порожденный другим историческим периодом. Романтизм расцвел в бурную эпоху, центром которой была Великая французская революция 1789-1799 гг., и стал мощным художественным воплощением этой эпохи, ее идеальных надежд и - в еще большей степени - ее горьких разочарований. Относительно реализма, то он возник в «прозаическую эпоху, которая наступила после больших потрясений конца XVIII - начала XIX вв. В этот период стабилизации и «мирного» развития нового буржуаВНОго общества, когда на первый план выступили утилитарно-практические ценности, складывался иной тип взаимоотношений между людьми, другая мораль и психология. Конечно, такие изменения требовали новых средств и форм художественного выражения, новой художественной системы, внутренне соответствующей современности, ее духа и стиля жизни, способной наиболее адекватно ее постичь и выразить. Такой художественной системой и стал реализм 30-80-х годов XIX ст.

1 Доминирующий - ведущий, господствующий.

Сорвите с Европы блистательную вуаль, и вы увидите страшную картину её нищеты и пороков. С. Родригес

На рубеже 18-19 веков крах феодализма был очевиден. Французская буржуазная революция, обещавшая, что миром будут править Свобода, Равенство и Братство, привела к победе буржуазного строя, однако очень скоро стало ясно, что этот строй не может обеспечить всеобщего счастья.

Сил не имея сделать одного

Счастливым, им они пренебрегли

И стали счастия искать для всех

(Дж. Леопарди)

Оказалось, что французская революция людей, «лишённых хлеба, превратила в людей, лишённых ещё и нравственности».

19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг.

В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира.

Капитализм устранил социальную несправедливость (любой может стать богатым, а значит, знатным), но породил множество других несправедливостей . К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Их золотой мечтой становятся деньги, а деньги и нравственность оказываются несовместимы. Это привело к тому, что героями практически всех произведений становятся люди глубоко безнравственные (Жорж Дюруа, Гобсек, Цахес, Клод Фролло).

Противоречия жизни естественным образом переносится в литературу. Центральным для художественных направлений эпохи становится вопрос не только о том, как человеку выстоять в этом мире, но и в том, как активно участвовать в историческом процессе, как влиять на него, то есть быть человеку «молотом или наковальней» (Гете).

Литературный процесс первой половины 19 века весьма своеобразен по сравнению с предыдущими эпохами. Увеличивается скорость развития литературы . Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия). При этом появление нового метода вовсе не означает полное отрицание старого. Поэтому характерной чертой эпохи становится сосуществование полярно противоположных направлений в искусстве:

1) романтизма (стремление уйти в иной, идеальный мир);

2) реализма (попытка проанализировать, а затем изменить этот мир).

Романтизм

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир.

В 18 веке этот термин имел другое значение: романтическим называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму.

Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе , с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле, и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Болезнь нашего века происходит от двух причин, народ носит в сердце две раны. Все, что было, уже прошло. Все, что будет, еще не наступило». Пушкин говорил, что бедой всего романтического стала преждевременная страсть души: «Нет: рано чувства в нем остыли» (Евгений Онегин).

Человек оказывается выпавшим из социальных отношений и, как следствие, возникает иллюзия свободы личности от жизненных обстоятельств, создается миф о том, что один человек способен преобразить мир (личность Наполеона).

Неудовлетворенность современной действительностью приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к себе взрослых. «Взрослость» - это время, утратившее непосредственность и чистоту детства.

Романтизм отвергал один из основных принципов просветительской литературы – «подражание природе». Романтики считали, что автор должен быть абсолютно свободен, он должен творить только по своим собственным законам. Оскар Уайльд писал: «Не приписывайте художнику нездоровых тенденций, ему дозволено изображать все».

Эпоха романтизма характеризуется обновлением художественных форм и всей системы литературных жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, появляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли). Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многозначны, метафоричны). Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада , в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла.

Проза романтизма развивалась по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и рыцарский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг. складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая повесть . Исторический роман, существовавший в предыдущий период, был коренным образом переработан и стал одним из центральных жанров.

Реализм

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – это художественный метод, который предполагает правдивое и объективное изображение действительности в художественных образах.

В русле реализма складывалось творчество большинства писателей 19 века, и хотя писатели-реалисты первой половины 19 века не причисляли себя к единому направлению, это не означало, что такого направления не существовало. В 10-20 гг. оно уже созревало в недрах романтизма, в 30-40 гг. заявило о себе в разных странах Европы как о заметном явлении. К 40-м гг. реализм – это уже самостоятельное и значительное направление в европейских литературах.

Реалисты стремились проникнуть в суть социальных процессов, они хотели не только открыть новый мир, но и исследовать его законы и связи. Человек для реалистов был интересен и как уникальная личность, и как типичное явление, и как историческое лицо – не в том смысле, что он играл какую-то важную роль в истории, а в том, что он принадлежал истории, сам того не осознавая.

Цель: дать общее представление о русской литературе 19 века, ее основных чертах.

Задачи:

Образовательные:

Изучить понятие «русская классическая литература»;

Выявить основные литературные направления 19 века;

Познакомить с романтизмом и реализмом как литературными направлениями.

Развивающие:

Развивать умение понимать взаимосвязь между историческими событиями и литературными произведениями;

Развивать умение сравнивать литературные направления;

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история);

Воспитательные:

Воспитывать понимание важности русской литературы в контексте мировой культуры; чувство гордости за родную страну, ее культуру.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II .Постановка целей урока.

ХIХ столетие — «золотой век» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока.

III .Словарная работа.

Русскую литературу XIX века часто называют классической. Что обозначают выражения классическая литература, классика, писатель-классик?

Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик —

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика.

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Реализация домашнего задания.

Сообщение учащихся о важнейших исторических событиях в Европе и России XIXвека, заполнение 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

Период

Важнейшие

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I полови-на ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма . Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литера-туры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II поло-вина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые те-мы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

I V . Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Это нам предстоит выяснить, прочитав статьи учебника (стр. 112, 214).

Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Язык

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

V .Итог урока

Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

VI . Домашнее задание

Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы ХIХ века, подтвердив свои мысли примерами, или сообщение о русской лирике начала ХIХ века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.

Индивидуальное задание

Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).

Использованная литература:

  1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе: кн. для учителя / Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. — М.: Просвещение, 2009.
  2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Миронова Ю.С. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах /Ю.С. Миронова. - СПб.: Тригон, 2007