Проект «По дорогам сказок», в подготовительной группе. Внеурочная деятельность: проект " По дорогам сказок" Передовой педагогический опыт в детском саду

В нашем учебнике «Родное слово» очень много сказок. Во втором классе мы начали читать сказки о животных. Прочитав несколько сказок, мы заинтересовались: какое животное чаще всего встречается в сказках? Так у нас появилась цель исследования : Выяснить, какое животное чаще всего является персонажем в русских народных сказках.

Мы поставили задачи :

1. Провести анкетирование учеников 2 классов и выяснить их предположения.

В процессе чтения сказок у нас возникли следующие вопросы :

1. Мы говорим «сказка» и понимаем это каждый по-своему. А что такое сказка с научной точки зрения?

2. Мы читаем сказки о животных. А какие вообще бывают сказки?

3. Почему русский народ сочинил столько сказок именно о животных? Необходимо выяснить, почему сказкам о животных отведено такое большое место в русском фольклоре.

4. Мы прочитали много сказок и заметили, что некоторые из них похожи и не только героями, но и происходящими событиями. Интересно, существует ли сходство сюжетов в сказках?

Всего в исследовании приняло участие 19 человек.

Мы выяснили, что наиболее часто персонажем русских сказок о животных является лиса. Почти так же часто встречается волк, а вот заяц и медведь чуть реже. Также мы отметили, что достаточно часто персонажами бывают и другие звери, птицы, насекомые.

В процессе работы мы узнали:

  • Что значит понятие «сказка» и какими синонимами можно его заменить.
  • Выяснили, какие виды сказок бывают.
  • Узнали, почему русский народ сочинил столько сказок о животных.
  • Выявили, что сказки бывают похожими не только героями, но и происходящими событиями.

Результаты нашего исследования можно увидеть:

  • В «Читательском дневнике».
  • Создан сборник «Наши сказки».
  • Создан сборник иллюстраций к сказке «Зимовье зверей».
  • Нарисованы мультфильмы к сказкам.
  • Инсценирована сказка «Колобок».

Но наше исследование на этом не закончилось, ведь у нас появились новые вопросы:

  • Повадки зверей (волк, лиса) в сказках такие же, как и в жизни?
  • Сейчас мы читаем сказки разных народов и увидели много общего с русскими народными сказками. Почему бывают так похожи сказки разных народов (Африки, Севера) и русские народные, ведь они родились в разных местах?

Коллективный проект

"По дорогам сказок".

МБОУ СОШ № 1 г. Минеральные Воды.

Учитель начальных классов,


Введение.

Аннотация проекта. Проект для учащихся начальных классов. Помогает детям научиться понимать выразительность художественного слова. Учит отличать народную сказку от авторской, выделять элементы сказки, обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости. Развивает речь, воображение. Знакомит с возможностями современных информационных и коммуникативных технологий.
Тип проекта: поисково – творческий.Тип проекта по предметной области: литературное чтение.Тип проекта по форме: коллективный (работа в группах).Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Продукт: презентация "По дорогам сказок".
Основополагающий вопрос: Почему люди любят сказки?
Актуальность. Работа по данному проекту обусловлена тем, что 50% учеников начальных классов имеют большие потребности в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, создании яркой и неожиданной картины мира. Участники проекта имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия с родителями и педагогами, ощутить радость от совместной работы и полученных результатов труда.
Работа над сказками даёт следующие результаты: Повышает концентрацию внимания; Создаёт положительный настрой; Снимает эмоциональное напряжение; Способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом, изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполняемости, дарит великую эстетическую радость.
Цели: - раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок; - продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; - формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты Задачи: знать характеристику сказки, как жанра, её определение; виды сказок; в чем заключаются характерные признаки сказки; развивать мышление, память, речь и творческое воображение; анализировать художественное произведение; уметь сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами. Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выступления и презентация по проекту.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный этап (погружение в проект). Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта. Затем учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации. (Проводится в виде « мозгового штурма»: все предлагают свои идеи, совместно с учащимися отбирается наиболее подходящие). В результате на доске прописываются заготовки для будущего проекта. Дети делятся по желанию на четыре основные группы: 1-ая - Что такое сказка? 2-ая - Какие бывают сказки? 3-ая - Что несет в себе сказка? 4-ая - Почему люди любят сказки? Определяется поиск источников информации и список используемой литературы.
II. Основной этап создания проекта. 1-ая группа - Формулирование определения сказки. В ходе исследования были найдены следующие формулировки: 1) Сказка – это научно – фантастическое произведение. 2) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. Группой была выбрана вторая формулировка.Также группой было выяснено, какие вымышленные герои и фантастические предметы чаще всего встречаются в сказках. Ребята оговаривают какие рисунки по теме "Положительные и отрицательные герои" необходимо вставить в презентацию. Было также предложено вставить и фотографии о групповом мини – проекте "Моя книжка – малышка". 2-ая группа - Создание классификаций сказок по различным признакам. Предлагаемые признаки классификации: 1) По авторству 2) По видовым особенностям. Группой были выбраны оба признака. Ребята оговаривают составные части сказки: присказка, зачин, завязка, концовка, дают им характеристики и приводят примеры. 3-ая группа Определение главной направленности сказок: что несет в себе сказка?После обсуждения прочитанных сказок, делается вывод о том, что сказка – это поучительная история, которая обязательно должна научить читателя хорошему. Составляется список тех положительных качеств, которые воспитываются в читателе через сказку. 4-ая группа. Проводит анкетирование среди одноклассников, сверстников, взрослых на тему "Почему вы любите сказки?". После этого группа выясняет наиболее часто приводимые анкетируемыми ответов. Делает вывод по поставленному вопросу.
III. Трансляционно – оформительский этап - Работа над презентацией "Пр дорогам сказок"- Оформление проекта- Работа над текстом защиты проекта IV. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. - Написание сценария защиты проекта

Защита проекта.

II. Основная частьУченик 4. (Слайд 5) Для предстоящих исследований наш класс разбился на несколько групп, которые занимались изучением следующих вопросов:- что такое сказка?- какие бывают сказки?- что несет в себе сказка?- почему люди любят сказки?
Ученик 5. (Слайд 6) Первый вопрос, который мы раскрыли – "Что такое сказка?" Из нескольких найденных определений мы составили свою формулировку:Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Ученик 6. (Слайд 7) Знакомясь с многочисленными героями сказок мы пришли к выводу, что большинство из вымышленные и их не встретишь в реальной жизни. Это - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Русалка, Фея, Волшебник, Джинн, Великан…Героям в сказках помогают не только волшебные силы, но и предметы, которые обладают сказочной силой - Зеркало, Волшебная палочка, Сапоги скороходы, Ковёр – самолёт, Клубок, Яблоко.
Ученик 1. (Слайд 8) В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои.Вот так видят героев сказок наши ребята. (Слайд 9-12) А вот какие книжки у нас получились в результате мини – проекта "Книжки-малышки".(Слайд 13-14)
Ученик 2. (Слайд 15) На вопрос «Какие бывают сказки?» мы ответим так:Сказки делятся на народные и авторские. Они бывают - волшебные, бытовые и сказки о животных. Ученик 3. (Слайд 16-19) Мы прочитали некоторые из них и выяснили, что некоторым народным сказкам соответствуют авторские сказки. Например,1.Колобок (русская сказка) – Виталий Бианки. Лесной Колобок - Колючий бок.2.Золотая рыба (индийская сказка) - А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.3.Снегурочка (русская сказка) - В. Даль. Снегурочка4.Сивка- бурка (русская сказка) - П. П. Ершов. Конёк- Горбунок
Ученик 4. (Слайд 20) В ходе исследования мы выяснили, что сказка состоит из 4 компонентов: присказка, зачин, завязка, концовка.
Ученик 5. (Слайд 21) Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад.Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Самые известные зачины: «Жили-были….,В некотором царстве, в некотором государстве…
Далее следуют завязка (сказочные события, происходящие в сказке).Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка . Например: - И я там был, и мёд я пил, по усам текло, а в рот не попало.
Ученик 6. (Слайд 22-23) Сказки – это поучительные истории. Они учат нас уму-разуму.Сказки учат различать добро и зло справедливости храбрости честности дорожить дружбой Не даром сказано в народной мудрости: "Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Ученик 1. (Слайд 24) Мы провели анкетирование среди одноклассников, сверстников и взрослых и пришли к следующим выводам:большинство опрошенных считают, что сказки они любят- за счастливый конец и победу добра над злом,- за встречу с волшебным миром,- за урок доброты и любви- за их мудрость.
III. Заключение. Сказки слушать я люблю,Маму вечером молю:Почитай мне эти сказки,Я потом закрою глазки,Будет сниться мне во сне,Будто на лихом конеЯ скачу на бой с Кощеем,Или с трёхголовым Змеем.Побеждаю в сказке зло,Людям делаю добро.
Все ребята это знают –Сказки в жизни помогают:Быть нам честными всегда,Не бояться никогда,Слабым помогать в пути,К людям с добротой идти.
IV. Тест для зрителей "Знаешь ли ты сказки?" Презентация.

Список литературы

Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, М., ИздательствоПропп В.Я. , Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.Русские народные сказки / под ред. О.Ф. Трифоновой. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002.Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова. – М.: «Высшая школа», 1966.Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2007.Антология семейного чтения (в 10 т., т.8). Волшебное дерево, 2007.Детская энциклопедия. М., 1977.

Использованные в проекте материалы.

Архив учебных программ и презентаций www.o-detstve.ruru.wikipedia.org/nsportal.ru/

Елена Викторовна Сафонова
Проект «По дорогам сказок»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта :

По доминирующему методу : информационно- творческий

По количеству участников : групповой

По продолжительности : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта : октябрь- май.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образ, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка .

Сказка - средство эмоционально- волевого развития и духовно- нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В настоящее время сказка , как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок , часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки . Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой раннее болезнью- интернетоманией.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное развиваются всесторонне.

Возраст 5-6 лет.

Цели :

Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;

Приобщить детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи :

Образовательные : учить развивать сюжет, использовать «сказочные » языковые средства; формировать творческое рассказывание , умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли ; содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивающие : развивать традиции семейного чтения; развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни , умение делать нравственный выбор. Развивать эстетический вкус, умение видеть и беречь красоту.

Воспитательные : создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение придти на помощь в трудную минуту; помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро- зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость) и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Интеграция областей : «Познавательное развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Предполагаемый результат :

Дети должны :

Проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

Знать и называть прочитанные сказочные произведения , их авторов, тексты, персонажей, мораль;

Знать различные виды театров и уметь показывать их;

Уметь использовать различные средства выразительности;

Уметь самостоятельно выбирать сказку , проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

Пути реализации проекта :

Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом » .

Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русских народных, авторских) .

Рассматривание иллюстраций художников к сказкам .

-пересказ прочитанных произведений.

Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками .

Инсценировки сказок , игры- драматизации.

Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам .

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров .

Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей .

Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствие с возрастом) .

Загадки о сказках , героях сказок .

Викторина по сказкам .

Работа с родителями :

Выставка детского творчества, сотворчество детей и родителей : конкурс рисунков «Моя любимая сказка » .

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок .

Совместное участие родителей и детей в них.

Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок ) .

Помощь в пополнении книжного уголка сказками .

Продукт проекта : фото и видеоматериалы.

Роль родителей в реализации проекта : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания на практике.

Участие специалистов в реализации проекта : организует образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Этапы проведения проекта :

1 этап : Вводный.

Определение темы проекта .

Формулирование темы и определение задач.

Подбор материла по теме проекта .

Составление плана проекта .

2 этап : Подготовительный.

Подготовка материалов : сказки , картинки и иллюстрации к сказкам . Разработка конспектов, сценариев. Привлечь родителей к изготовлению костюмов.

3 этап : Основной.

Выполнение проекта : проведение ОД, бесед, праздников и развлечений, проведение викторин, подвижных и дидактических игр, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок по сказкам .

4 этап : Заключительный.

Проведение викторины «По дорогам сказок » . Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка » .

Составление портфолио проекта .

В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе, расширили кругозор о сказках , их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять , иллюстрировать, инсценировать.

Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тема : «Эти мудрые русские сказки » .

2. Показ детям I младшей группы настольного театра «Курочка ряба» , «Репка» , кукольного театра «Колобок» .

3. Беседа «Русские народные сказки »

1. Беседа «Что такое басня»

2. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» .

3. Постановка спектакля к празднику «Осени» «Стрекоза и муравей» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание : сочиняем сказку про Деда Мороза ».

2. Чтение сказки Ш . Перро «Золушка» .

3. Постановка спектакля к Новому году по сказке «Золушка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Пересказ по произведению русской народной сказки «У страха глаза велики» .

2. Вечер загадок.

1. Чтение сказки «Дюймовочка» .

2. Разучивание ролей к спектаклю «Дюймовочка» .

Тема : «Творческое рассказывание «Кто такой Чебурашка» .

1. Образовательная деятельность. Тема : «Чтение художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется» по мотивам сказки «АЙОГА» Е. Благинина, «Посидим в тишине» .

2. Чтение сказки «Дюймовочка»

1. Чтение сказки В . Катаева «Цветик- семицветик» .

2. Постановка спектакля «Цветик- семицветик» к проекту «Радужный мир» .

3. Образовательная деятельность. Тема : «Творческое рассказывание «Придумай небылицу» .

1. Викторина «По дорогам сказок » .

2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка » .

Ресурсное обеспечение проекта .

Методическое :

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»

ЦТ «Учитель» Воронеж 2004г.

Л. П. Макарова, В. Г. Рябчикова «Театрализованные праздники для детей»

Издательство «Учитель» Воронеж 2003г.

«Праздники и развлечения в детском саду» Москва «Вако» 2004г.

«Зимние праздники в детском саду» Е. И. Морозова 2008г.

Т. Н. Липатникова «Праздник начинается»

Ярославль. 2001г.

«1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль. 2001г.

О. Узорова, Е. Нефедова «Загадки. Планета детства»

ООО «Издательство Астрель» 2006г.