«Роза» А. Пушкин. Тема интегрированного урока: «Роза в русской литературе Сообщение темы и целей урока

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»

Лингвистический анализ миниатюры


«Стихотворения в прозе» 1878-1882

Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?


Какова роль рефрена в миниатюре?

«как хо-ро-ши, как све-жи бы-ли ро-зы!» /- -/- -′/- -′/- -′/- -′/- Что символизирует роза?


Как переплетены мотивы молодости и старости в данном стихотворении?

Где-то, когда-то, стих

Теперь, зима

настоящее

Юное лицо, как бьется сердце

Темно, мороз

настоящее

Семейная деревенская жизнь

Все умерли

настоящее



Звукопись в стихотворении

прошлое

настоящее

  • «о», «а» («к а к х о р о ши...»), («но к а к о н а мне д о р о г а »),
  • «е», «и» («л е тн и й в е ч е р т и хо та е т и п е р е ход и т в ночь, ... пахн е т р е з е дой и л и пой»)
  • «ш», «ч» («Нагорев ш ая све ч а тре щ ит...», «стар ч еский ш епот»

«глухой ка ш ель»)


  • Какие мотивы звучат в этом стихотворении?
  • Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

Символы света в миниатюре

горит одна свеча… зажигаются звёзды… темнеет в комнате… «свеча меркнет и гаснет»...


«Как хороши, как свежи были розы...».

«Наконец, свеча меркнет и гаснет...» «Старый пёс - мой единственный товарищ…» «Мне холодно…» «Я зябну… И все они умерли… умерли…»


Д/з: Какие мотивы повторяются в стихотворении И.Северянина «Классические розы»?

Сравните в сочинении-миниатюре произведения И.С.Тургенева и И.Северянина.

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале

«Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза,

Еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла...
  4. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...

Учитель литературы: , учитель биологии:

Цели урока:

1. расширить представление учащихся о творчестве поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах; Учится видеть за строками лирики и прозы чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

2. развивать навыки анализа литературного произведения;

3 .обогатить знания учащихся о литературе, искусстве, вызнать интерес к слову лирического и художественного произведения;

Оборудование урока: видеопроектор, презентация;

Ход урока :

Организационный момент

Учитель : О ней поют поэты всех веков.

Раскрывшийся благоуханной чашей

Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист,

Темно - зеленый по краям зубчатый.

Итак, тема нашего урока « Роза в русской литературе».

Запишите тему урока в тетрадь.

Посмотрите на тему урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О произведениях русских поэтов и писателей, которые посвящены розе).

Учитель : а еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Учитель: Роза - царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. Впервые в России роза появилась как украшение садов при Петре Первом.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато - сиреневых. И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия.

Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (звучит флейта, фортепиано, скрипка.

Ребята, вы проделали дома большую творческую работу, попробовали сочинить свои стихотворения о РОЗЕ. Давайте мы с ними познакомимся (дети читают свои стихи.)

Читают дети: Под моим окошком летом

Роза алая растет

Распустилась нежным цветом

Запахом своим влечет.

Не рви ты роз, не надо!

Их нежный аромат

Наполнил воздух сада,

Они так красят сад.

Темной ночью белых роз

Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой

Обвевает их.

Розы в руки не даются

Только все кусаются,

А девчонкам во дворе

Эти розы нравятся

Когда выпадет снег и ударит мороз

Душу согреет букет белых роз

Он любовь и нежность принесет

А ссоры и обиды унесет

Ведь царица всех цветов – это роза

Не сравниться с ней ни астра, ни мимоза.

Когда шумят в июле грозы,

В саду чудесно пахнут розы,

Порхают бабочки, стрекозы

И оживает старый сад.

Шумят зеленые березы

И капельки росы, как слезы

На лепестках цветов блестят.

Учитель : Однажды в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Молодой человек 16 лет по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилию

Нам укажи.

Этот юноша впоследствии стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

В каком году было написано стихотворение, если поэту было16 лет? (1815)

Учитель биологии : Стихи, как и цветы,украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто пройдет неторопливо по саду, цветнику оранжерее и внимательно приглядится к окружающему миру. Роза относится к семейству розоцветных, их насчитывается около 2000 видов. Роза произошла от дикорастущего шиповника. Образует род розы, семейство розоцветных, относится к классу двудольных, отделу цветковых и царству растений.

Вспомните и запишите в тетрадь классификацию розы. (дети записывают и затем зачитывают;)

Учитель биологии : Вспомните органы растений, строение цветка.

Ученик : органы розы - это корень, стебель, листья, цветок; цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. (демонстрируется таблица).

Учитель биологии : В июне - июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник или дикая роза с крупными, или белыми цветками и сильным приятным запахом. Это шиповник кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево - красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листья, очередные, опущенные. Непарноперистые из 5-7 листочков, цветки крупные, на гладких цветоножках. Цветет в июне. Плоды шаровидные, гладкие, красные - называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе.

Шиповник майский встречается во всех районах Алтайского края. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют как противоцинготное, желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет.

Среди розоцветных есть и травянистые растения, кустарники, деревья.

На ваших столах лежат гербарии растений. Узнаете ли вы их?

Рассмотрите и назовите эти растения. (ученики называют растения).

Какое значение имеют растения семейства розоцветных в природе и жизни человека? Запишите ответ в тетрадях. Теперь поработайте в парах, обменяйтесь информацией. Спикер каждой группы зачитает ответ.

В это время один из учащихся вызывается к доске и получает задание на карточке. Его задание: назовите главные части цветка, выбрать из корзины плоды растений семейства розоцветных.

(Учитель биологии проводит физминутку).

Учитель : Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными, черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское,

Цветы ангельские,

Кости дьявольские.

О чем эта загадка? (о розе)

Как вы понимаете слова: «цветы ангельские», «кости дьявольские» ?

Ребята, а знаете ли вы стихотворения русских поэтов, посвященные этому царственному цветку? (дети читают стихотворения русских поэтов)

Державин:

Юная роза

Лишь развернула

Алый шипок;

Вдруг от мороза

В лоне уснула,

Свянул цветок

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело

Дохнул сентябрь и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня

И. Бунин: Розы

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

Две розы под окном раскрылись-

Две чаши полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зеленый знойный сад,

И сена душная истома

Струила сладкий аромат.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, в них расцветала радость,

Казалось мне, любовь дышала в них.

Вывод : Вы подобрали замечательные стихотворения!

Учитель : Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают об этом цветке… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Какой художественный прием использован автором в названии произведения?

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания этого цветка? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.

Учитель: Этот прием в литературе называется АЛЛЕГОРИЕЙ, запишите его в тетрадь. (греч. Allegoria)- иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе.

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.)

О чем вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок?

Итог: Что нового вы узнали на уроке? Произведения, каких авторов звучали на занятии?

Учитель биологии : Что нового мы узнали на уроке с точки зрения биологии?

Вывод учителя:

Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастить хотя бы один цветок - земля превратиться в сад.

Оценивание учащихся.

Стихотворение: (в оставшееся время)

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Начало: У нас сегодня необычный урок: интегрированный, его проводит учитель биологии - и Учитель русского языка и литературы -

Ход урока.

Орг. Момент.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Чему посвящены эти строки? (Розе)

Итак, тема нашего урока: «Роза в русской литературе», запишите ее в тетрадь.

Посмотрите на тему и скажите, о чем мы будем говорить? (о произведениях поэтов и писателей, которые посвящены розе)

А еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

Слово учителя: Роза. Ей любовались, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей всех цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых до голубовато - сиреневых. И каждый из них есть волшебная, божественная мелодия.

Учитель: Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (флейта, фортепиано, скрипка).

Учитель: Я думаю, что столь же мелодичны будут ваши поэтические творения, которые вы посвятили этому цветку. Давайте их послушаем. (дети читают свои стихи)

Учитель: Однажды, как вам сегодня, в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Юноша по имени Саша написал такие строки:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость.

Не говори:

Вот жизни радость.

Цветку скажи:

Прости, жалею

И на лилию нам укажи.

Этот юноша стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

(Рассказывает учитель биологии.)

Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы побуждают в нашей душе чувства красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

Стоит дерево, дерево ханское,

Платье панское, цветы ангельские,

Кости дьявольские. – О чем эта загадка? (о розе)

Учитель: Многие поэты, восхищаясь красотой этого царственного цветка, посвящали ему свои творения. Некоторые ребята по моему заданию приготовили выразительное чтение стихотворений о розе. Давайте их послушаем. (дети читают произведения поэтов).

Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

Вывод учителя:

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

(Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

Что есть общего между розой и мальчиком?

Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

Вывод учителя:

П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратиться в сад

Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

Домашнее задание: написать историю о розе.

Стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры


Тема:
Слово, контекст, текст и проблема экспрессивности стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». Лингвистический анализ текста, 11 класс
Цели урока:
 углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;  рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма;  развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную активность;  воспитывать интерес к родному языку.
Методы

приемы:
беседа, комментированное письмо, выразительное чтение стихотворения, лингвистический анализ текста, синтаксический разбор простого предложения.
Оборудование:
портрет И.С.Тургенева, сборник стихотворений в прозе И.С.Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, таблица «Уровни организации текста И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в хрустальной вазе.
Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. Опрос учащихся по теме «Знаки

Сообщение темы и целей урока.

Лексическая

работа:
экспрессивность, текст, контекст, коннотативная (окраска), бытие, время, пространство.
IV. Повторение и углубление изученного материала по теме «Знаки

препинания в простом и сложном предложении».
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы… 1.Учитель: Из какого произведения И.С.Тургенева взят этот отрывок? 2.Пунктуационно-орфографический анализ отрывка из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». 3. Синтаксический разбор первого предложения.

Слово

учителя.

тематических

ряда,

эмоционально-

экспрессивные

системы

(жизнь-смерть)

цикле

«Стихотворения

прозе» И.С.Тургенева.
Сущность бытия, по Тургеневу, – в парадоксальном единстве жизни и смерти. («Старик», «Стой!», «Черепаха», «Как хороши, как свежи были розы…»)
VI. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как

хороши, как свежи были розы…» (1879).
Учитель: О чем же стихотворение в прозе, которое мы прочитали? Какие чувства и мысли возникают после его прочтения? Назовите ключевые слова. Молодость, жизнь – старость, смерть.
VII. Лингвистический анализ текста
стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…».
1) Работа в группах.
I экспертная группа анализирует повествовательный монолог лирического героя (тематический ряд (старость, смерть)); II экспертная группа анализирует «включения», то есть воспоминания лирического героя (тематический ряд (молодость, жизнь)). Главные эксперты обобщают ответы учащихся, выделяя главное, то, что остальные ученики записывают в тетрадях.
2) Заполнение таблицы «Уровни организации текста И.С.Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы…». Ключевые слова: жизнь –

смерть.
- фонетика - лексика - морфология - синтаксис - средства выразительности в тексте - особенности языка автора
3) В ходе анализа учащиеся отвечают на вопросы:
1. Каким же способом ощущение глубоко интимного чувства передается через сторонне-объективное изображение? 2. Как навевает Тургенев на душу чувство щемящей, невосполнимой утраты радости, молодости, жизни? 3. Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма?
4)

Чтение

стихотворения

И.П.Мятлева

«Розы»

хороши, как свежи были розы в моем саду!..) учеником.
Учитель: Эта строка употребляется и Игорем Северяниным в стихотворении «Классические розы» (1925). Послушайте это стихотворение и подумайте, в прямом значении или в качестве символа употребляется здесь слово «розы»?

Чтение

стихотворения

И.Северянина

«Классические

розы»

учеником.

VIII. Итак, подведем итоги урока
Ребята, проанализировав текст И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», мы убедились, что слово в контексте, в тексте может приобретать контекстные приращения смысла, коннотативную (дополнительную) окраску, не свойственную в системе языка. Все перечисленные на уроке способы формирования языка произведения помогают Тургеневу создать впечатление повышенной эмоциональности, экспрессивность текста стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
IX. Рефлексия
Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все, что было на уроке, и дописать предложения. Сегодня на уроке я узнал… Самым интересным для меня было… Для себя я возьму… (Предложения зачитывают 2-3 ученика) Выставление оценок
X. Домашнее задание
Написать сочинение-эссе «Помните, у Тургенева…».