Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес. Как добраться в музей-заповедник «Царицыно»? Усадьба Царицыно — возрождённый рай Екатерины II

Посмотрело: 7903

Располагается в южной части столицы и представляет собой особо охраняемую территорию. Это одно из самых таинственных и красивых мест Москвы, которое включает в себя огромный пейзажный парк, живописные Царицынские пруды и великолепный дворцово-парковый ансамбль. Это крупнейший музей-заповедник на территории Москвы, площадь которого составляет 550 га.

История музея-заповедника Царицыно


В 1984 году на землях Царицынского парка был организован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР . Постройки Царицынского ансамбля активно реставрировались в 80-е годы, в 1993 году ему присвоили статус Музея-заповедника , который в скором времени вошел в перечень памятников истории и культуры федерального значения. Второй кавалерийский корпус стал местом, где в 1994 году была представлена первая экспозиция. В 1996 году открылся Средний дворец (Оперный Дом) и Малый дворец. В последующие годы реставрировались и прочие постройки ансамбля. В 2005 году Царицынский комплекс стал собственностью города, именно тогда группа ландшафтных архитекторов, которую возглавила М.Р. Морина, начала реставрационные работы. Были восстановлены павильоны и здания, воссозданы плотины и пруды, установлена садовая скульптура, а также открыт светодинамический фонтан, масштабнее которого сегодня в столице нет. В сентябре 2007 года после реконструкции открылся Большой Царицынский дворец, который сегодня является музейно-выставочным комплексом. В настоящее время продолжаются работы по благоустройству Бахрушинки и Ореховской окраины.

Царицыно: усадьба и парк

Строительство усадьбы началось в 1775 году, когда Екатерина II поручила архитектору В.И. Баженову построить под Москвой, в усадьбе «Черная грязь», царскую резиденцию, которая в скором времени стала называться Царицыно . Зодчий отступил от классического стиля и возвел единую композицию, отличительной чертой которой стала живописная асимметрия разных зданий. Как только двор отъехал в Петербург, деньги на создание усадьбы выделяться перестали, что значительно замедлило процесс строительства. Корпуса дворцовой усадьбы, построенные Баженовым, стали ветшать.

Прошло десять лет, и Екатерина поручила возведение дворца М. Казакову. Дворец Боженова был разрушен, однако Казаков сохранил многое из его проекта, в результате чего был создан своеобразный «компромиссный» вариант, в котором соединились классицистическая объемно-планировочная структура дворцовой постройки и готическое декоративное убранство. Сегодня аналога Царицынского дворца не существует – это единственный в дворцовый комплекс в Европе, построенный в стиле «русской готики» или «псевдоготики». Впрочем, мечте Екатерины так и не суждено было исполниться: при ее жизни дворец не был возведен до конца. В 1797 году, после ее смерти, строительство прекратилось. Лишь в 21 столетии ансамбль и сам Дворец были восстановлены.


В.И. Баженов также работал над созданием Малого дворца и Оперного дома. Малый дворец является наименьшим из трех императорских дворцов. Его называют полуциркульным, потому что он расположен на вершине небольшой полукруглой площадки. Средний дворец находится между Фигурными воротами и Малым дворцом, которые ведут в парк. Оперным домом его стали называть в 1804 году, когда возникла идея проводить в нем музыкальные вечера и концерты. Хлебный двор, известный также в качестве Кухонного корпуса, был предназначен для хранения продуктов. Помещения для служителей, кладовые и кухни должны были располагаться здесь. Его строительство началось в 1784 году, однако завершено не было.


До наших дней сохранилась галерея Миловид с колоннами тосканского ордера. Она была построена архитектором И.В. Еготовым в 1804 году. Спустя год он же возвел Храм Цереры (Золотой сноп) – восьмиколонную беседку, в центре которой стоит статуя Цереры – древнеримской богини плодородия. Русалкины ворота установлены на южном острове верхнего Царицынского пруда. Оттуда открывается потрясающий вид на павильон Нерастанкино, также сооруженный Еготовым. Церковь во имя Иконы Божией Матери датируется 1722 годом, она была построена на месте деревянного храма. Отдельно расположена крестильная изба.


Изумительный пейзажный парк начала 19 столетия раскинулся рядом с дворцовым ансамблем. Крупнейший в столице каскад прудов образуют Царицынский, Борисовский и Шипиловский пруды. Функционирует конный двор. Спортивные сооружения, кольца, канаты, турники и горки имеются на другой стороне пруда. Кроме того, в парке есть лодочная станция, скамейки для отдыха и пешеходные дорожки.

Музей-заповедник Царицыно

Большой Дворец – главная постройка Царицынского комплекса. В нем на постоянной основе представлена экспозиция, которая рассказывает об истории Царицынского парка и усадьбы, археологических находках, обнаруженных на территории комплекса, а также императрице Екатерине II. Произведения кондитерского искусства представлены в Хлебном доме – они имитируют блюда императорской эпохи. Частым явлением являются концерты различных музыкальным коллективов, которые проводятся в атриуме Хлебного дома. Музей-заповедник Царицыно занимается просветительской и научно-исследовательской деятельностью. Доступны образовательные занятия для школьников среднего и младшего возраста, можно записаться в Конную школу.
В настоящее время музей-заповедник Царицыно представляет собой не только красивые постройки и парки с богатой историей, но также излюбленное место отдыха гостей столицы и самих москвичей.

Контактная информация:
Адрес: 115569, Россия, г. Москва, ул. Дольская, д.1

Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского: « …пашни паханые середние земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищами из деревни Осляевой, да перелогу 11 десятин, да лесом поросло 12 десятин с полудесятиною в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен».

В январе 1633 г. эта пустошь с рядом соседних была продана за 73 рубля в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Затем с 1650 г. вотчиной владел его сын боярин Семён Лукьянович Стрешнев, который поставил на пустоши Чёрная Грязь для себя двор, и она стала числиться сельцом.

После Семёна Лукьяновича, скончавшегося в 1666 г., имение досталось его вдове Марии Алексеевне. В состав имения, помимо сельца с боярским двором, где жили деловые люди, входили также деревня Киселёва на речке Городенке с 8 крестьянскими дворами (14 человек), деревня Шубина на речке Черногрязье, «а в ней литовского полону 3 двора крестьянских, в них 11 человек», деревня Орехова на речке Язве, «а в ней литовского полону 5 дворов крестьянских, в них 21 человек», деревня Шандурово, а Борзецово тож, — 6 крестьянских дворов (22 человека). Упомянуты также мельница на речке Городенке и Шепелев луг под государевым селом Борисовом.

В 1673 г. после смерти Марии Алексеевны Стрешневой имение было отписано ко дворцу, а в ноябре 1682 г. пожаловано боярину Ивану Фёдоровичу Стрешневу «по родству, чем владел брат его боярин Семён Лукьянович Стрешнев». В сельце отмечен двор вотчинника: « …хоромы ветхи, да сад, а в нем яблони да вишни».

В 1683 г. Иван Фёдорович Стрешнев уступил её «по родству» своему внуку стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну, сыну всесильного фаворита правительницы Софьи Алексеевны В. В. Голицына.

В том же году была заложена деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносного источника, отчего село получило второе название — Богородское. Усадьбу в это время помимо господского двора с хоромами составляли скотный и конюшенный дворы, хозяйственные постройки, сад, две мельницы с плотинами, заповедные рощи. В селе кроме хозяев жили только дворовые люди и садовники.

В 1689 г., после падения правительства царевиы Софьи, все вотчины Голицыных «за их вины» были отписаны «на государей», и Чёрная Грязь попала в Дворцовое ведомство. Сохранилось составленное по этому поводу подробное описание усадьбы, показывающее, что Алексей Васильевич Голицын устроился здесь с большим размахом. Помимо самой усадьбы, главный дом которой был изнутри обшит полотнами с духовными сюжетами и обит сукном, отмечены огороженные забором сад и роща, пруды со специально саженой рыбой (осетры , сомы, щуки, лещи, стерляди, голавли, язи, судаки, шерешперы, окуни, налимы, караси, лини), мельница, солодовня, заповедный лес и несколько рощ. В самом селе отмечены 2 садовничьих двора, двор с деловыми людьми. В состав имения входили также четыре деревни с 26 крестьянскими дворами.

В Дворцовом ведомстве село находилось до июня 1712 г., когда по именному указу Петра I было отдано бывшему молдавскому господарю князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В этот момент в селе числилось 13 крестьянских и бобыльских дворов. Голицынские хоромы при новом владельце были подновлены, а в 1722 г. построена новая деревянная церковь на каменном основании.

После смерти Д. Кантемира в 1723 г., по приговору Сената 1728 г., село и все владения были разделены на две части: три четверти достались его сыну князю Константину Дмитриевичу Кантемиру, а одна четверть — его мачехе Анастасии Ивановне, урождённой Трубецкой. Впоследствии она в качестве приданого дала свою долю в 1751 г. за дочерью Екатериной Дмитриевной, вышедшей замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына. Константином Дмитриевичем Кантемиром был построен новый усадебный дом.

После смерти Константина его часть имения оказалась также поделённой в 1757 г. между его братьями Матвеем и Сергеем Дмитриевичами. Каждый из них имел здесь свою усадьбу. Матвей Кантемир достроил перешедший к нему дом Константина, развёл сады, в 1765 г. перестроил в камне церковь с новым тёплым приделом Дмитрия Солунского. После его смерти в 1771 г. все владения объединились в руках князя Сергея. Именно у него за 25 тыс. рублей в 1775 г. имение приобретает Екатерина II. В том же году за 6 тыс. рублей она приобрела у князя Ивана Алексеевича Трубецкого и остальную часть Черногрязской вотчины, доставшуюся ему после смерти в 1761 г. его троюродной сестры Е.Д. Голицыной. Имение перешло сначала в личную собственность императрицы, а затем в Экспедицию кремлёвского строения.

Государыня, собиравшаяся устроить здесь свою подмосковную резиденцию, переименовала Чёрную Грязь в село Царицыно, которое стало центром Царицынской волости, в которую также вошли села Булатниково, Коломенское и Коньково. Возведение усадьбы было поручено зодчему В.И. Баженову. За десять лет, с 1775 по 1785 г., здесь под его руководством возвели в основном сохранившийся до сих пор дворцовый комплекс, в который тогда входили дворцы Екатерины и Павла, Малый дворец, Кухонный корпус, Камер-юнфарский и Кавалерский корпуса, управительский дом и другие здания (их функциональное назначение до сих пор не определено), мосты и ворота в сад. Одновременно велись работы по устройству парка (под руководством садовника Ф. Рида), реконструкции прудов, строительству Царицынской и Шипиловской плотин с мельницей (архитектор К. Бланк), оранжерей.

Однако, посетив в 1785 г. Царицыно, Екатерина II осталась недовольной В.И. Баженовым, и он был отстранен от работ. К сожалению, причины подобного решения государыни остались невыясненными. В литературе высказывались точки зрения, что Екатерина II охладела к Москве и Царицыну в частности, другие указывали на нехватку средств в казне. Но последнее вряд ли верно, ибо императрица, отстранив Баженова, поручила перестройку дворцового комплекса М.Ф. Казакову. Последний приказал разобрать дворцы Екатерины и Павла, Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса и начать на их месте строительство Большого дворца по собственному проекту. Это строительство к 1796 г. практически завершилось, однако со смертью Екатерины II все работы в Царицыне прекращаются.

Следующий этап в истории усадьбы связан с именем главноначальствующего Экспедиции кремлёвского строения П.С. Валуева, отдавшего много сил возрождению Царицына. При нём велись активные работы по реконструкции и благоустройству оранжерей (превратившихся в доходнейшую статью царицынского хозяйства), ремонту плотин, устройству «английского » парка с беседками и павильонами (садовый мастер К. Унгебауер и архитектор И.В. Еготов). В 1806 г. на левом берегу Нижнецарицынского (Шипиловского ) пруда был построен так называемый Валуевский дом, сгоревший в 1885 г. По всей вероятности, именно в нем останавливалась императорская семья в 1856 г., прибывшая в Москву на коронацию Александра II. При П. С. Валуеве усадьба стала любимым местом гуляний москвичей. Однако война 1812 г. и смерть П.С. Валуева в 1814 г. фактически прервали новый расцвет Царицына.

С тех пор начинается медленное угасание Царицына. Дворцовые здания практически не использовали; в 30-е годы XIX в. обсуждался даже вопрос о размещении в них военных казарм и о их разборке в связи со строительством дворца в Коломенском. В 1831 г. Царицыно переходит из ведомства Экспедиции кремлёвского строения в Московскую дворцовую контору, а в 1860 г. — в Московскую удельную контору. Что касается непосредственно самого села, то в 1825 г., по данным клировых книг, в нём значились 34 крестьянских двора и 4 двора разночинцев. В 1850 г. их стало соответственно 30 и 29.

После реформы 1861 г. Царицыно становится центром Царицынской волости. В этот же период по приказу Московской удельной конторы были разобраны оранжереи, а также предполагалась (к счастью, не осуществившаяся) продажа на слом Большого дворца, находившегося в аварийном состоянии. Различные участки усадьбы сдаются в аренду.

Стремительный рост дачного Царицына начался с постройкой Курской железной дороги в 1866 г. В 18 верстах от Москвы построили первую станцию Царицыно, для чего вырубили около 5 десятин векового соснового леса. Вблизи станции стали возникать дачные посёлки. Влево от станции по дороге, ведущей к прудам, парку и селу Царицыну (ныне это улица Прохладная), строились жилые дома, гостиницы ( «номера »), заведения бытового обслуживания дачников и торговли: почта, магазины и лавки, столовая, буфеты, аптека, мастерские ремесленников, пекарня, парикмахерская, керосиновая лавка и т. д. Этот посёлок получил название Центрального. Вправо от станции вблизи железной дороги вверх по левому берегу речки Городенки богатый крестьянин из деревни Шайдрово Смирнов стал застраивать посёлок, получивший название Смирновского (ныне — Бутовская ул.). По другую сторону железной дороги на самом высоком, а потому и наиболее сухом месте, среди вековых сосен энергично возводились дачи «Нового Царицына» (там , где теперь рынок и гостиница), а число их перевалило за сотню.

При этом развитие дачных поселений здесь продолжалось и в дальнейшем. Около 1895 г. рядом с Новым Царицыном, ниже и ближе к пруду и деревне Хохловке стало застраиваться дачами урочище Воробьёвка (ныне — Луганская ул.), черев которое когда-то проходила из села Коломенского так называемая Екатерининская дорога в Царицыно. Здесь построили около 50 дач. Напротив Воробьёвки, по другую сторону железной дороги, вдоль Нижнецарицынского пруда до Центрального посёлка было построено около 20 дач посёлка, получившего название «Поповка » (ныне Лисичанская ул.). В 1886 г. часть леса, непосредственно примыкающего к парку и Верхнецарицынскому пруду и к впадающей в него речке Городенке с правой «покровской » стороны, начала разбиваться на участки под дачи, строительство которых развернулось в конце XIX в. (теперь это улицы Радиальные и Кошкина). В 1908 г. у купца 1-й гильдии Спиридона Егоровича Логунова, имевшего здесь с 1875 г. кирпичный завод, вырабатывавший до 9 млн. штук кирпича в год, купил участок зарайский крестьянин Василий Петрович Петров и стал сдавать в аренду дачные участки, которые быстро застроились и образовали рядом с Новым Царицыном так называемый Петровский посёлок (ныне район у больницы ЗИЛ).

Среди местных дачевладельцев был купец 1-й гильдии Василий Фёдорович Аршинов. Его болезненный сын, ботаник по профессии, создал здесь у речки Городенки прекрасный парк редкостных растений и деревьев, остатки которого сохранились до наших дней и являются украшением микрорайона и любимым местом отдыха жителей.

Село Царицыно, с конца XIX в. местными жителями и дачниками звавшееся не иначе, как Старое Царицыно, вплоть до революции продолжало оставаться волостным центром. Окружавшие его дачные посёлки, насчитывавшие в совокупности до 1000 дач, заселялись только на летний сезон (до 15 тыс. дачников). Дачевладельцы организовались в «Общество благоустройства дачной местности Царицыно» (председатель Н. Савостьянов, секретарь А. Тюнин). В результате их деятельности 1 января 1904 г. станция Царицыно была переименована в Царицыно-Дачное.

Близость Царицына к Москве привела к тому, что уже с начала XIX в. все справочники отмечают садоводство как основное занятие его жителей. Свои продукты крестьяне либо везли в Москву, где продавали на рынке близ Серпуховских ворот, либо продавали на месте дачникам. Однако с конца XIX в. из-за заморозков и нашествия вредителей садоводство пришло в упадок. Дополнительными источниками доходов для крестьян стали молочное животноводство и до конца XIX в. — изготовление гильз для папирос. Молоко сбывалось зимой в Москву, летом — дачникам. Появилась даже особая категория жителей посёлка, постоянно занимавшаяся этим, — царицынские дворники (сторожа дач).

По данным 1886 г., в Царицыне было 33 двора (219 человек), 5 лавок, 2 сапожных заведения, крахмальный завод, фотография. По сведениям 1899 и 1910 гг., здесь отмечены соответственно 51 хозяйство, 285 жителей и 61 хозяйство, 346 жителей. В 1875 г. открылось Царицынское земское училище (до этого обучение происходило в школе Сдельного ведомства), из которого в 1881 г. выделилось женское училище. Оба училища обслуживали многие окрестные селения.

После революции дачные посёлки, образовавшиеся в дачной местности вокруг станции Царицыно-Дачное, были административно объединены с селом в единый посёлок Ленино, ставший центром объединённой Ленинской волости, в которую вошли бывшие Зюзинская, Нагатинская и Царицынская волости. Число летних дачников резко сократилось, и многие дачи и «номера » (гостиницы ) стали заселяться главным образом приезжими, жившими здесь уже круглый год. В 1920 г. в поселке Ленино было зарегистрировано 225 владении, в которых постоянно проживали 2383 человека, а 220 квартир были отмечены как пустующие зимой.

В 1926 г. в посёлке Ленино числилось уже 5 тыс. постоянных жителей. Что касается села Ленина (т .е. Старого Царицына), в нём было зафиксировано 95 хозяйств и 477 жителей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 г. Ленино стало рабочим посёлком. К этому времени его население достигло 16 тыс. человек.

Хотя число сезонных дачников резко сократилось, Царицыно всё же не потеряло значения места отдыха. К Царицынским прудам стали приезжать москвичи. Целыми коллективами ехали празднично одетые люди, от станции колоннами, с оркестром во главе шли к пруду в парк по Центральной улице. Работали выездные буфеты. В летний сезон в каждый погожий выходной день приезжали на массовки по 10—20 коллективов (до 20—25 тыс. человек). Этому способствовало и то, что в Третьем Кавалерском корпусе дворцовой усадьбы в 1925—1937 гг. размещался историко-художественный и краеведческий музей.

В 1930—1931 гг. в Ленинском районе Московской области проводилась коллективизация. Жители сельской части Ленино (ул . Крестьянская) вступили в колхоз (с конца 1940-х годов он стал именоваться колхозом им. Ленина). Была создана Ленинская МТС, которая с 1932 г. находилась в посёлке Ленино. В Новом Царицыне также была открыта ветеринарная лечебница. В это время жители деревень Котляково и Чертаново настойчиво добивались остановки пригородных поездов на 837-м км (от Саратова). После нескольких лет упорных хлопот появилась платформа Чертаново. В 1939 г. была закрыта церковь, возвращённая общине верующих только в 1990 г.

В 1960 г. районный центр посёлок Ленино (20 тыс. населения) вошёл в Пролетарский район Москвы. В 1963 г. на поле между посёлком Ленино, деревней Котляково и платформой Чертаново появились железобетонные дома массовой застройки. Первый такой дом ещё в 1960 г. построил стекольный завод в начале тогдашней Садовой улицы (ныне Каспийская, вблизи от станции метро «Царицыно »). Появились улицы: Бехтерева, Кавказский бульвар и др.

Возникло новое кладбище у платформы Чертаново и речки Городенки, названное Котляковским. Весь район массовой застройки был назван Ленино-Дачное, жилая площадь которого вскоре превысила 1 млн. кв. м, а население — 100 тыс. человек.

Котляково

По соседству с Царицыном на речке Чертановке, в районе современных Котляковской улицы и проездов, когда-то располагалась деревня Котляково.

Первое упоминание о деревне встречается в писцовой книге 1627 г., когда она «тянула » к селу Покровскому и входила в состав владений московского Новоспасского монастыря. В это время в деревне имелось 5 крестьянских дворов с 5 душами мужского пола и 4 бобыльских двора со столькими же бобылями. В 1646 г. здесь числилось 10 дворов с 27 мужчинами и 2 пустых двора беглых крестьян, в 1715—1716 гг. — 15 крестьянских дворов, в которых проживали 73 человека, и 5 бобыльских дворов с 17 жителями.

В 1764 г. после секуляризации монастырских владений деревня перешла в ведение Коллегии экономии. По данным «Экономических примечаний», в 1773 г. в деревне насчитывалось 48 дворов, в которых проживали 335 жителей. Источники этого времени особо отмечали, что местные «женщины упражняются в пряже льна», пряли и ткали «для своего употребления».

При императоре Павле I деревня Котляково вместе с селом Покровским была отдана в «командорственное » владение графине А.Р. Чернышевой. Впоследствии деревня снова перешла в ведение казны, а с момента организации в 1837 г. Министерства государственных имуществ числилась за ним.

На протяжении почти столетия численность населения в деревне оставалась на одном и том же уровне: в 1859 г. в Котлякове числился 31 двор, где проживало 334 человека. Свою роль в этом сыграло наполеоновское нашествие 1812 г., после которого убыль населения была компенсирована лишь через несколько десятилетий. Однако начиная с середины XIX в. рост населения в деревне вновь возобновился.

К 1899 г. в Котлякове проживало 86 семей, в которых зафиксировано 410 человек. Основным занятием крестьян являлось садоводство, приносившее им немалые доходы (так , в 1870-е годы среднегодовой доход на душу от садоводства равнялся 60 рублям). Поэтому селение считалось одним из самых зажиточных в Московском уезде: здесь не было разорившихся и недоимщиков, земли не пустовали, жилые и хозяйственные постройки находились в хорошем состоянии, почвы были удобрены, чему способствовала близость Москвы, откуда возили различный навоз. В самой деревне имелось три торговых заведения.

Наличие у деревни заливных земель по Москве-реке и Чертановке позволило местным крестьянам пережить относительный упадок садоводства из-за усиленной конкуренции со стороны более дешёвых продуктов садоводства из южных губерний, начавшийся после постройки Курской железной дороги. Достаточно быстро они перешли на устройство огородов и выращивание на них капусты и огурцов. Сажали тут и картофель (в том числе и ранний), предназначенный для сбыта в первопрестольной. Вместе с тем значительная часть крестьян была вынуждена продать свою землю. Результатом этого явилось то, что если в 1876 г. на 64 домохозяйства Котлякова приходилось 592,6 десятин земли, то к 1927 г. в деревне было 122 хозяйства (576 человек) и в их пользовании находилось 290 гектаров земли. Малоземелье заставляло крестьян интенсифицировать свой труд и заботиться прежде всего о сбыте своей продукции на рынках Москвы. Уже в 1925 г. здесь возникли первые кооперативные объединения садово-огородных крестьянских хозяйств. В дальнейшем их сменил колхоз «Новая жизнь». В 1960 г. Котляково вошло в состав Москвы. Его территорию поглотила городская застройка. Память о деревне сохранилась лишь в названиях Котляковских улицы, двух переулков и кладбища.

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь свыше 100 гектаров, хотя и считается важнейшим памятником так называемой "русской готики", но в оригинале завершён не был. Над созданием загородной резиденции для Екатерины Великой в течение двадцати лет работали выдающиеся архитекторы XVIII века - сначала Василий Баженов, затем Матвей Казаков, но не сложился у мастеров "каменный цветок". Что-то пошло не так, то императрица капризничала, то финансы пели романсы. Двухсотлетние руины ждали своего часа и вот столичный мэр Юрий Лужков всего за пару лет завершил имперский долгострой и в 2007 году открыл возрождённый парк для горожан.



Эта местность известна с конца XVI века как село Богородское, принадлежавшее сестре Бориса Годунова Ирине. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.

С 1633 по 1712 год пустошь Чёрная Грязь (бывшее село Богородское) несколько раз поменяла именитых хозяев (бояре Стрешневы, Алексей Голицын), пока Пётр I не пожаловал эти земли князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией. Новый владелец построил на холме дворец в восточном стиле и из просторных галерей любовался панорамой фруктовых садов, "геометрического сада" и парковыми рощами вокруг прудов. В 1722 году в поместье на месте старой деревянной церкви сооружён каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1775 году императрица Екатерина II решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию и немедленно выкупила поместье у Кантемиров: "Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье." В июне для неё был построен небольшой дворец на шесть комнат и остаток лета императрица провела в Царицыне как в государственных заботах, так и в нескучных променадах.

В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный - оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Архитектурные фантазии Баженова оформились в проектный чертёж «Вид Царицына села». Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень без отделки фасадов штукатуркой. Он отказался от монументальности, зато использовал естественную красоту природы, поделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Довольно быстро был возведён Фигурный мост, заложены Малый и Средний дворцы, Третий кавалерский корпус, но, как ни странно, на столь важном строительном объекте возникли проблемы с финансированием. Доходило до того, что Баженов брал кредиты на своё имя, продал дом в Москве и строил Царицыно на свои деньги. Зодчий бил челом властям: "Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принуждён занять на себя ещё пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем ещё приступают, просят и мучить будут поставщики, да и всё не отступают и не дают нигде мне прохода. Моего терпения более нету: я принуждён буду бежать из Москвы..."

Екатерина Великая поначалу очарованная царицынскими пейзажами, к проекту изрядно охладела и лишь в июне 1785 года посетила Москву и осмотрела готовые постройки. Вердикт государыни после беглого осмотра Главного дворца шокировал архитектора: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, залы, комнаты и будуары тесны. Екатерина потребовала всё поменять и представить новый проект, что довольно странно: ведь она сама утверждала баженовский вариант. По конспирологической теории, гнев государыни был вызван принадлежностью Василия Баженова к масонской ложе, что нашло отражение в царицынском декоре, даже саму планировку некоторые исследователи посчитали масонским шифром, хотя и не смогли его разгадать.

Вверху - проект Баженова, внизу - проект Казакова, завершённый в наши дни

Так или иначе, но дворец, в который вложено столько сил и средств, со временем был разобран, но Екатерина не бросила свою царицынскую затею: "Стройка - дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить." Место опального Баженова, уволенного на год "для поправления здоровья", занял его ученик Матвей Казаков.

Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. Классицизм уже набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры. Впрочем заказчицу проект уже не слишком интересовал - очередная русско-турецкая война и последовавшее присоединение Крыма были обременительны для государственной казны. В 1791 году умер князь Потёмкин-Таврический, который поддерживал проект материально, а в 1796 году скончалась и сама Екатерина Великая. Ну, зато Крым стал - наш.

К этому времени строительство Большого царицынского дворца практически завершилось, здание было покрыто временной крышей, велись внутренние отделочные работы. А в сохранившихся баженовских постройках к отделке интерьеров даже не приступали. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно и постановил прекратить работы. Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью, превращаясь в руины. Ничего не изменилось и при Александре I, и при Николае I, которые заглядывали в усадьбу, но градостроительных планов не вынашивали.

А вот живописный пейзаж по-прежнему манил москвичей на загородные гуляния. Под руководством архитектора Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики, на царицынских прудах созданы искусственные острова.

Начальник «Кремлёвской экспедиции строений» Пётр Валуев уделял особое внимание развитию царицынских фруктовых садов и оранжерей. Оранжереи, заложенные ещё в первые годы строительства, к 1820-м годам стали высокодоходной частью царицынского хозяйства, а экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.

В 1856 году, в начале царствования Александра II, вышел указ о дозволении гуляющей в Царицыне публике пить чай и некоторые баженовские постройки, кажется, впервые нашли хоть какое-то применение - как чайные домики. Вскоре Царицыно перешло от императорской фамилии в собственность госказны и стало приносить доход от аренды дачных участков. Открытие в 1865 году железнодорожной станции Царицыно-Дачное мотивировало столичную публику проводить лето в живописных местах в окрестностях дворцовых руин. В качестве дачников или гостей здесь бывали литераторы Ф.М.Достоевский, Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Леонид Андреев, Андрей Белый, Н.Д.Телешов, композиторы М.А.Балакирев и П.И.Чайковский, историки И.Е.Забелин и В.О.Ключевский, естествоиспытатель К.А.Тимирязев, председатель первой Государственной Думы С.А.Муромцев.

Однако дворцовый ансамбль оставался в запустении, да и оранжерейное хозяйство к концу XIX века пришло в упадок и было снесено. И только при советской власти началось исследование и реставрация екатерининского архкаприза. Царицыно вошло в состав посёлка Ленино. В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, спустя год в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына. К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н.А.Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»), осуществлена консервация и укрепление некоторых дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка. Начало Великой Отечественной войны помешало превращению Царицыно в дом отдыха и лишь в 1970-х годах власти вновь обратили внимание на этот райский уголок (в 1960 году посёлок Ленино уже вошёл в состав Москвы).


Царицыно до реконструкции. 2000 год: https://pastvu.com/p/40266

Территория дворцово-паркового ансамбля была признана природоохранной зоной и постепенно освобождалась от жилой деревянной застройки. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов, почти все они к 2004 году были отреставрированы. А вот по вопросу реставрации Большого дворца единодушия не было: нельзя достраивать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. "Полуразрушенный дворец был важной составляющей пейзажного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу,"- считает историк архитектуры Григорий Ревзин.

Однако проект реконструкции был всё-таки разработан в архитектурной мастерской № 13 Моспроект-2 (авторы проекта О.Е.Галаничева, Н.Г.Мухин) под руководством мэра Москвы Ю.М.Лужкова и руководителя Моспроекта-2 М.М.Посохина. Критики проекта, среди которых видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Но "Остапа понесло" и всего за пару лет столичный мэр совершил то, что не смогла дюжина императоров и генсеков - Лужков достроил дворец Матвея Казакова. "Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!" - воскликнул Юрий Лужков, глядя на творение Моспроекта. 2 сентября 2007 года архитектурная диковина открылась для посетителей.


Большой дворец. 1870-1900 гг.: https://pastvu.com/p/205467

Зайдём на территорию со стороны станции метро "Царицыно", через нынешний парадный вход. Все административные и служебные постройки стилизованы под Баженова-Казакова.


Так выглядели эти места сто лет назад, в центре снимка - остров-подкова. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/1400


После реконструкции на острове оборудовали фонтан, в холодное время года его закрывают куполом.

Фигурный мост (1776-1778 гг., архитектор Василий Баженов)

Фигурный мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам - белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.


1926 год: https://pastvu.com/p/154519

Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» возведена в 1722 году, это старейшая постройка Царицыно.

Церковь иконы Животворный источник построена в 1722 году, это один из немногих сохранившихся в Москве памятников архитектуры первой трети XVIII века. Происхождение образа "Животворный источник" связывают с событиями V века и далёким Константинополем, близ Золотых ворот которого находился целебный источник. Император Лев Маркел, страдавший мучительной болезнью глаз, омывшись в водах источника, обрел ясное зрение и уверенность, что помощь оказана Божьей Матерью. Когда-то рядом с храмом в Царицыно был ключ, вода которого считалась целебной.

Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко. После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П.Н.Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.

В 1932 году на волне антиклерикальной кампании храм закрыли, церковную утварь разграбили, в 1939-м в здании была оборудована трансформаторная подстанция (позднее - типография и деревообделочный цех). На закате советской эпохи храм передан Русской православной церкви и освящён в октябре 1990 года. "Пока храм похож на производственный цех, полтора десятка лет здесь располагалась деревообрабатывающая мастерская. Следы её пребывания повсюду - трубы вытяжной вентиляции, осыпающиеся закопчённые фрески XVIII века, грубейшая перепланировка здания... Чтобы можно было начать богослужение, члены церковной общины собственными руками вытащили пять станков, каждый весом несколько сот килограммов, металлические балки, рельсы..." - писала тогда газета "Неделя", №3, 14-20 января 1991.

Большой (Готический) мост. (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Большой мост через овраг (Готический мост) строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.

Здесь в полной мере представлен баженовский "театр архитектуры": утилитарное сооружение оформлено "не по статусу" богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов. Некоторые декоративные детали моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость. Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года.


1900-1950 гг.: https://pastvu.com/p/167955

Три постройки царицынского ансамбля называются Кавалерскими корпусами, однако названия эти появились в XIX веке, когда первоначальное назначение этих зданий уже никто не помнил. Подразумевается, что здания предназначались для кавалеров и дам свиты Екатерины Великой, хотя, возможно, для дворцовой прислуги. У наших современников баженовские кирпичики почему-то ассоциируются с конюшней, - в интернете Кавалерские корпуса то и дело называют Кавалерийскими. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника «Царицыно».


Первый Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1983 год: https://pastvu.com/p/99547
Сдавался под дачи, с первых лет советской власти в сильно перестроенном корпусе разместился Ленинский райисполком, а, впоследствии, и музыкальное училище.


Второй Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1929 год: https://pastvu.com/p/235650
Никогда не использовался.


Третий Кавалерский корпус (1776-1779 гг., архитектор Василий Баженов). 1960-1980 гг.: https://pastvu.com/p/167957
С 1918 году здание использовалось как клуб молодёжного политическо-спортивного союза. 21 июля 1927 года в Третьем Кавалерском корпусе открылся музей Царицына. Основу экспозиции составили ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса, в музее демонстрировались находки из раскопок царицынских курганов. В летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации музей перепрофилировали, выставив муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». В 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.

Здесь уместно вспомнить о нескольких постройках Василия Баженова, вызвавших гнев царственной особы и посему уничтоженных. От них сохранились фундаменты. В первую очередь это ещё один Кавалерский корпус (1770-1980 годы) для свиты - кавалеров и "дамских персон". Как ни странно, это здание доминировало в ансамбле, заслоняя собой дворец императрицы, и конспирологи выдвинули версию, что оно предназначалось для тайного супруга царицы князя Потемкина.


Камер-юнфарский корпус строился в 1776-1778 годах для горничных в непосредственной близости от Большого дворца.

Ещё две баженовских постройки за ненадобностью были разобраны в 1804 году, их называли "Крестообразный корпус" и "Шестиугольный корпус". Здание возле Фигурного моста могло предназначаться для офицеров караульной службы, а то, что рядом с храмом - для священника.

Управительский дом, располагавшийся между Большим дворцом и Кухонным корпусом, предназначался для смотрителя за усадьбой. На его месте построен стеклянный павильон входа в музейные залы музея «Царицыно» с эскалаторами, ведущими в подземный вестибюль; павильон в общих чертах повторяет контуры Управительского дома.

Хлебный дом (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади. Крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов. Фасады украшены горельефами в виде каравая с солонкой, отсюда название - Хлебный дом.

С 1787 года, когда Матвей Казаков строил Большой дворец, Кухонный корпус использовался по назначению, позднее для хозяйственных нужд усадьбы. Была здесь и больница, а в начале 1920-х годов в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. Хлебный дом открылся после реконструкции в 2006 году, здесь размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно», а атриум используется как концертный и выставочный зал.

Галерея с фигурной аркой (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Декоративное сооружение между Большим дворцом и Кухонным корпусом не несёт никакой функциональной нагрузки. Возможно, галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в итоговом варианте отсутствуют выходы из этих зданий непосредственно в галерею. Её праздничный ритм контрастирует с более спокойными соседними зданиями. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию.


1950-1970 гг.: https://pastvu.com/p/167956

Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. - М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. - М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. - М.: Арт-Родник, 2007. - (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. - М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». - М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

Сейчас это одно из любимых мест москвичей и гостей столицы. Но что было на месте Царицыно много веков назад? Какие известные люди были владельцами усадьбы?

История Царицыно.

На месте сегодняшнего Царицыно ещё до появления Москвы находилось поселение племени вятичей. По одной из версий именно это племя стоит у истоков основания и самой Москвы, а вернее поселения, которое увидел Юрий Долгорукий, и решил дать ему название (или просто при нём Москва была отражена в летописи, дошедшей до нас). Вятичи здесь селились ещё в X-XI веках. После себя они оставили курганы, которые и по сей день можно увидеть в Царицынском парке.

Первое название у Царицыно было не столь благозвучное и величественное. Благодаря тому, что здесь издавна располагались лечебные грязи и святые ключи, это место носило название "Чёрная грязь". Стоит обратить внимание, что "Чёрная грязь" является именно ядром будущей усадьбы, в дальнейшем территория примет намного больший масштаб. Первая усадьба в лечебном месте была построена по заказу жены российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, это произошло в 16 веке. К сожалению, в период польско-литовской интервенции усадьба полностью сгорела.

После этого, этой территорией владели бояре Стрешневы (В 1605 году после смерти Годунова вотчина перешла во владение царского двора пока в 1633 году царским указом она была продана Лукьяну Степановичу Стрешневу), князья Голицыны. За это время были построены красивые дома, разбиты чудесные сады. Но в результате того, что род Стрешневых прекратился, а Голицыны были сосланы в Сибирь, новым владельцев стал молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо "Чёрная грязь" было пожаловано самим Петром I.
Сначала владельцем был сам Дмитрий Кантемир, а после него здесь хозяйничали три его сына.

Среди рода Кантемиров, владевших усадьбой, стоит выделить Матвея Кантемира, владевшего "Черной Грязью" 14 лет. Здесь при нём была построена каменная церковь (1759-1765) "Во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого" - покровителя отца Матвея. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен "восьмерик", увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.

В 1775 году у Сергея Кантемира (также сына Д.Кантемира, который к тому моменту оставался единственным полноправным владельцем), "Чёрную грязь" покупает сама императрица Екатерина II. Обошлась ей эта покупка в 25 000 рублей (по некоторым данным за 30 000).

Как гласит легенда, 4 мая 1775 года императрица, которая в тот год много ездила по России и изучала имперские земли, во время поездки на Цареборисовский пруд, обнаружила полузаброшенную усадьбу. Императрицу поразили красота пейзажей, ландшафт: холмистая, изрезанная быстрыми ручьями местность, рощи и луга, тихие пруды, поросшие камышом, тишину которых нарушали лишь крики уток.

С появлением новой хозяйки, эта местность начинает новую историю. "Чёрную грязь" переименовывают в Царицыно село. Екатерина вызывает сюда своего личного архитектора Василия Баженова, которому заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию "в готическом вкусе". Начинается масштабное строительство: на центральной площади возводят два дворца - для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание - дворец-храм, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры.

Cтроительство продолжалось целых десять лет (1775-1785 гг.). Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить.

Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства - неизвестно. Через несколько дней после осмотра построек, Екатерина отдала распоряжение о сносе трех центральных дворцов. Сейчас на этом месте стоит так и не достроенный дворец по проекту ученика Баженова Матвея Казакова, а на месте большого дворца - зеленая лужайка. Под руководством архитектора М.Ф. Казакова было продолжено строительство, и Дворец был даже практически достроен, но из-за смерти Екатерины II строительство было остановлено. Приказал это сделать наследник императрицы Павел I. С того момента, целых двести лет дворец и вся усадьба пустовала и постепенно разрушалась.

В 80-х годах прошлого века началось постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации проводились в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года произошло открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.

Достопримечательности Царицыно.

Царицынский парк — памятник русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Формирование его относится к первой половине XVIII века, на тот момент этой территорией владели князья Кантемиры. Расцвет Царицынского парка приходится на первую треть XIX века, когда здесь были устроены разные "художественные затеи": беседки, павильоны, гроты, мостики.

Царицынские пруды и реки Верхний и Нижний Шипиловский пруды - их появление относится к середине XVII века, когда усадьбой владели бояре Стрешневы.
Пруды образовались после строительства двух плотин на местных речках Городня, Язвенка и Черепишка. Царицынские пруды составили единый каскад с Борисовским прудом,
созданным в царствование царя Бориса Годунова. Сейчас эти три пруда считаются самыми старейшими в Москве. Их площадь также на первом месте, составляет она более 180 га.

Большой Царицынский дворец - троительство было начато архитектором В. И. Баженовым, который хотел спроектировать Царицыно в псевдоготическом стиле, вместе с тем напоминающим нарышкинское барокко. Декор фасада был насыщен масонской символикой. Но строительство дворца было прервано по распоряжению императрицы Екатерины II. Строительство (а скорее всего переделка) было продолжено в 1786-1793 гг. архитектором Ф. М. Казаковым. Но из-за смерти Екатерины II в 1798 году было полностью остановлено. Только в 2005-2007 годах, спустя 200 лет Дворец был достроен и торжественно открыт. Сейчас в нём размещаются выставки, проводятся экскурсии.

Малый Царицынский дворец 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Является одним из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов (самым маленьким), предназначавшихся для императрицы Екатерины. В 1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона. После этого, строение приходило в упадок. В 1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал музея-заповедника "Царицыно".

Памятник Ф. Казакову и В. Баженову памятник расположен возле входа в Дворец (вход для экскурсий), пользуется большой популярностью среди посетителей заповедника. Сфотографироваться с архитекторами желают все проходящие отдыхающие.

Хлебный дом (Кухонный корпус) - Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. В середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и Земское училище.
В конце XIX века, во время развития дачного отдыха, комнаты в Хлебном доме сдавались в аренду на лето дачникам. После революции и до конца 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного дома, в результате которой появился стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; "Хлебный дом" стал основным зданием для музейных коллекций.

Галерея с аркой - Построена 1784 году. Архитектор В. И. Баженов. Соединяет Большой дворец с Хлебным корпусом. Предназначалась для доставки блюд и яств из "фабрики-кухни" в Большой дворец. В 1985-1988 годах была проведена реставрация, в результате которой строение стало первым отреставрированным объектом в Царицыно.

Оперный дом (Средний дворец, Приемный дворец) - Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Средний дворец, позднее названный "Оперным домом" был предназначен
для императрицы Екатерины II и является одним из первых значительных сооружений Царицынского ансамбля. На протяжении XIX-XX веков здание не использовалось и превратилось в живописные руины. Реставрация дворца проведена в 1988-1996 гг. В настоящее время Оперный дом используется как выставочный и концертный зал музея-заповедника "Царицыно".

Первый Кавалерский корпус - Построен в 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Был предназначен для свиты императрицы. В конце XIX - начале XX вв. здание сдавалось в аренду на лето дачникам. В советское время здесь располагался ленинский райсполком.

Второй Кавалерский корпус ("Восьмигранник", "Лакейский дом") - Построен в 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Имеет восьмигранный план, фасады его украшены балюстрадой, розетками и волютами.

Третий Кавалерский корпус (корпус с круглым залом) - Построен в 1776-1779 гг. Архитектор В. И. Баженов, одно из первых зданий архитектурного ансамбля Царицыно. Расположено на пригорке перед церковью Иконы Божией Матери "Живоносный источник". В 1800-1850-е гг. здесь размещалась гостиница, затем дача известного петербургского виолончелиста И. Давыдова. В советские годы здесь располагался краеведческий музей, клуб, дирекция заповедника. Все изменения, связанные с изменениями предназначения здания исказили планировку, в связи с чем был утрачен первоначальный внешний вид. В частности, не сохранились венчавшая здание башня и опорные столбы. Реставрация была проведена в 1998-2003 годах.
Сейчас здесь находится Выставочный зал, здесь также размещаются экскурсионные службы музея.

Фундаменты и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса - Построен в 1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов. Данный Кавалерийский корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II. Разобран в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца. Фундаменты музеефицированы в 2006-2007 году.

Церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник" (Троицы Живоначальной) - старейшая постройка в Царицыно. Находится на пересечении двух основных въездов в усадьбу - с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, но зато каменной постройкой. О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. В 1765 году Храм был перестроен. Трёхярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году. В 1940 году, когда храм был закрыт, здесь размещалась типография и деревообделочный цех. Богослужения возобновлены в 1990 году. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия. При храме действует воскресная школа и Духовный центр.

Оранжерейные корпуса - Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII века, когда усадьба "Черная Грязь" принадлежала князьям Кантемирам. Оранжереи построили на участке за Большим оврагом вблизи каскада из небольших прудов, называвшихся "Оранжерейными". Во время работы в Царицыне (1776-1785 гг.) архитектор Баженов занимался в том числе и ремонтом старинных деревянных оранжерей, а в 1780-е гг. выстроил новую каменную оранжерею. Остатки ее фундаментов полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году. Наряду с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными кустарниками выращивалось огромное количество цветов, особенно роз. К середине XX века Царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник дачный поселок, где снимали летние дома многие выдающиеся деятели русской культуры. Здания знаменитых Царицынских оранжерей восстановлены в конце 2007 года.

Фигурный мост - Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Мост "на приезде с плотины", получивший название "Фигурного", одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно. Служит как парадными воротами ансамбля со стороны прудов, так и частью аллеи Березовой перспективы - одной из основных осей Царицынского ансамбля. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. В 1987-1992 и 2006 годах была проведена реставрация памятника.

Фигурные ворота ("Виноградные") - Построены в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Название свое получили за счёт стилизованных гроздей винограда, которые украшают проём арки. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров - ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов. В 1998-2000 годах проведена реставрация ворот.

Гротесковые мосты - Построены в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов. Большой и Малый Гротесковые мосты сложены из кирпича. Строительство их предназначалось для перехода через овраг. Арки и замковые камни мостов отделаны грубо обработанным белым камнем. С помощью камня также оформлены орнаменты, напоминающие кресты и звезды на мостах, построенных В.И. Баженовым.

Оранжерейный мост - Построен в начале XIX века. Выложен из красного кирпича с белокаменным декором, несколько напоминающим постройки Баженова.

Большой мост через овраг - Построен в 1784 г. Архитектор В. И. Баженов. Проектировался как парадный въезд в резиденцию Екатерины II со стороны Большой Каширской дороги. Из сохранившихся образцов русского мостового строительства XVIII века мост через Большой овраг в Царицыне - самый выдающийся и по величине, и по художественным достоинствам. Реставрировался в течение десяти лет.

Царицынская плотина между Верхним и Нижним Царицынскими прудами - Построена в 1803 г. Архитекторы И.В. Еготов и Е.Д. Тюрин. К концу XX века находилась в разрущенном состоянии.

Павильон "Миловида" - построен в 1756-1814 гг. на правом берегу Верхнего Царицынского пруда архитектором И. В. Еготовым. По преданию прозван так самой императрицей Екатериной за прекрасный вид, который открывается от стен "Миловиды" на Покровскую сторону и глубокий залив Царицынского пруда у Лазаревой плотины.
Первоначально павильон был обильно украшен скульптурой. На кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа - скульптуры дельфинов и сфинксов.
В 1870-х гг. он был приспособлен под чайный домик. Близлежащую местность современники называли "Миловидовой рощей". В XIX веке здесь располагался чайный домик, а в соседней роще играл духовой оркестр. К началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году павильон был сильно поврежден пожаром. Отреставрирован в 2006 году.

Павильон "Нерастанкино" ("Храм Меланхолии", "Галерея в саду") - Павильон «Нерастанкино» построен в 1803-1804 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора И. В. Еготова.
Расположен на пологом склоне берега, спускающемся в долину. Предназначался для спокойного отдыха. Здесь в XIX веке находилось несколько столов, кресел и скамей,
покрытых серой краской. Главным удовольствием от пребывания в этом уголке было созерцание живописного вида на пруд с каменной аркой, прозванной "Русалкины ворота".

Арка-руина "Русалкины ворота" - Построена в 1804 г. Архитектор И.В. Еготов. На правом берегу Царицынского пруда вблизи береговой дорожки можно увидеть одно из самых романтичных сооружений парка. Сооружение находится на острове и представляет собой арку, перекинутую через узкий канал, разъединяющий остров на две части. В нынешнем виде арка восстановлена в 2006 году в соответствии с обмерными чертежами XIX века. С береговой дорожки у арки открывается вид на павильон "Нерастанкино".

Беседка "Храм Цецеры" ("Золотой сноп") - Построена в 1805-1806 гг. Архитектор И.В. Еготов. Беседка представляет собой круговую колоннаду, увенчанную куполом - "круглый маленький храмик ионического ордена о восьми колоннах". Такие беседки стали к началу XIX века обязательной принадлежностью крупных пейзажных парков. В беседке была установлена статуя римской богини плодородия Цецеры, державшей в руках серп и сноп колосьев. Голубой купол постройки венчает сноп позолоченных колосьев, поэтому беседку также называли "Золотой сноп". В середине XIX века статуя Цецеры была утрачена. В 1927 году во время реставрации, проведённой архитектором М. В. Дьяковым, была вновь установлена статуя Цецеры, перевезённая из усадьбы Боде-Колычевых Лукино. Последняя реставрация проведена в 2005-2006 гг.

Башня-руина из дикого камня - Построена в 1804 году. Архитектор И. В. Еготов. Специально была сооружена с нарочитой небрежностью из грубо отесанных блоков известняка вперемежку с краснокирпичной кладкой, чтобы придать вид старины. По лестниуе можно подняться на смотровую площадку.

Грот - В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном "Миловида". Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями.

Ореховская плотина - Сооружена на речке Язвенке в 1805-1807 гг. местными крестьянами под руководством садового мастера К. С. Унгебауэра. Мостик через плотину связывает центральную часть Царицынского парка с запрудной парковой зоной "Покровская сторона".

Курганные могильники - Курганные могильники являются памятниками археологии Москвы XII-XIII веков. Около тысячи лет назад эту территорию населяли славянские племена
вятичей. Их курганы расположены по склонам речки Язвенки на северной окраине Царицынского парка.

Светомузыкальный фонтан - Открылся в 2007 году ко Дню города Москвы. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре композиции: "Вальса цветов" и "Марш" Петра Ильича Чайковского, две композиции — на мелодии французского композитора Поля Мориа. В конструкции фонтана применены 82 насоса различной мощности. Работа фонтана в Царицыно управляется компьютером. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. метров, а глубина воды - до 1,5 метров. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

Материалы взяты с сайтов.

Адрес: Россия, Москва, район Орехово-Борисово Северное (станции метро Орехово, Царицыно, Домодедовская)
Начало строительства: 1776 год
Основные достопримечательности: Большой мост через овраг, Фигурный мост, Кавалерские корпуса, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Хлебный дом (Кухонный корпус), Большой дворец, Арка-галерея, Малый дворец, Средний дворец (Оперный дом), Фигурные (Виноградные) ворота, Оранжерейный мост
Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков
Координаты: 55°36"58.1"N 37°40"55.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Усадьба Царицыно – красивый памятник старины, отражающий историю и культуру Москвы XVIII–XIX веков. Находится она на юге города, на улице Дольской. Ранее в этом районе располагалось село Черная Грязь. В 1663 году оно стало собственностью семьи Стрешневых, а впоследствии – Голицыных. Вскоре после того, как был раскрыт заговор царевны Софьи, село конфисковали у бывших владельцев, и сам Петр I передал его князю Димитрию Кантемиру.

Общий вид на усадьбу Царицыно

Новый владелец сразу же приступил к реконструкциям. Вместо обветшавшего храма в имении построили однокупольную каменную церковь, освященную в честь иконописного образа «Живоносный Источник». Кроме того, был разработан проект, и начато строительство дворца. Через короткое время в парковой зоне появилось необычное деревянное сооружение, выполненное в традициях китайской архитектуры.

Большой дворец

В 1775 году князь Кантемир продает свою усадьбу российской царице Екатерине II, которая называет свое приобретение «Царицыно». Работы по созданию новой резиденции она поручила самому знаменитому зодчему России - Василию Ивановичу Баженову.

На основании пожеланий императрицы он разработал два варианта проекта перестройки усадьбы, один из которых получил высочайшее одобрение.

Хлебный дом (Кухонный корпус)

Прошло 10 лет. Екатерина II прибыла в усадьбу, когда строительные работы уже завершались. Сооружения знаменитого архитектора ей совершенно не понравились, и она отдала приказ об их демонтаже. Продолжить возведение усадьбы поручили архитектору Матвею Федоровичу Казакову, и он в течение последующих 10 лет занимался строительством нового дворца. Однако, императрица так и не жила здесь. Когда она умерла, строительство остановилось. В незавершенном виде через несколько лет здания начали превращаться в развалины.

Малый дворец

Почему же дворец постигла такая печальная участь? Как гласит древняя легенда, обиженный Баженов заплатил молдавскому колдуну-цыгану Ионэ золотом за то, чтобы тот наложил заклятие на усадьбу Екатерины II, забраковавшей его архитектурное творение.

И колдун после выполнения своей работы пообещал Баженову, что дальнейшие попытки по возведению дворца никогда не увенчаются успехом. И действительно, дворцовый комплекс с царским названием так и не был завершен.

Средний дворец (Оперный дом)

Времена перемен настали с переходом усадебного участка во владение императора Александра I. Ведение всех работ по его обустройству доверили Экспедиции Кремлевского строения, а главным начальником был назначен П.С. Валуев. И вновь работы проводились в течение десятилетия. Когда они были закончены, территория усадьбы Царицыно значительно преобразилась. Были приведены в порядок Английский сад и великолепные оранжереи, плотину и пруд восстановили, а в парке появились разнообразные павильоны, изящные мосты и выстроенные под старину гроты. За счет обустройства купален в прудах теперь можно было купаться.

В 1803 году здание Третьего Кавалерского корпуса превратилось в гостиницу. Здесь останавливались гости Москвы, желающие оценить красоту Царицыно. С того времени усадьба вновь вызвала интерес знатной и благородной публики, которая искала новые места для отдыха и развлечений.

Фигурные (Виноградные) ворота

В конце XIX столетия царицынская усадьба стала самым посещаемым дачным местом Москвы. Старинное поселение Черная Грязь превратилось в дачный поселок с названием «Новое Царицыно». В свое время здесь отдыхали популярные писатели и поэты Федор Михайлович Достоевский, Иван Андреевич Бунин, Федор Иванович Тютчев и Антон Павлович Чехов. К 1890 году Царицыно состояло из более чем двухсот дач, а в начале прошлого века их количество перевалило за тысячу.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник

В 1920-е годы дворец и парк оказался во владении «Главнауки», а позже превратился в музейный подотдел, ведал которым Московский городской отдел образования. В 1993 году усадьбе был присвоен статус музея-заповедника.

Сегодня усадьба - крупнейший музейно-выставочный, природный, культурно-исторический и туристический комплекс российской столицы. Своим посетителям он предлагает экскурсии, развлекательные и образовательные программы. В помещениях усадьбы и на придворцовой территории часто устраиваются городские праздники, представления и проводятся музыкальные концерты.

Первый Кавалерский корпус

Помимо участия в культурных программах, летом посетители Царицыно могут прокатиться на сегвеях и лодках. Зимой любителей развлечений на тюбингах ожидает ледяная горка. В теплое время года для гостей усадьбы работает «Поющий» фонтан, который привлекает и детей, и взрослых зрелищным светомузыкальным шоу. Любителей активного отдыха ждет веревочный парк. Маршрут для взрослых проложен на высоте 15 м. Отсюда открывается красивейшая панорама Царицынского пруда и прилегающих к нему аллей.

Второй Кавалерский корпус

Усадебные оранжереи

Цветочное хозяйство появилось здесь еще в XVIII столетии, когда окрестными землями владел Кантемир. В 2000-е годы старинные здания восстановили. В Первом оранжерейном корпусе выращивают необычные растения тропиков и субтропиков – различные виды пальм, красиво цветущий китайский гибискус, гибридную фуксию и гигантскую пассифлору.

В Виноградной оранжерее созданы все условия для плодоносящих растений – винограда и цитрусовых, которые некогда поставлялись к царскому столу. Второй корпус собрал пряные и эфирномасличные культуры. Ароматный «букет» этого корпуса дополнен ананасами и фикусами, душицей и рутой.

Третий Кавалерский корпус

Основные достопримечательности усадьбы

Казаков возвел Большой Царицынский дворец на месте демонтированных корпусов Баженова, но лишь немного отступил от замысла первого зодчего. Дворцовое здание состоит из двух крыльев квадратной формы. Правое предназначалось для покоев императрицы, левое – для цесаревича Павла.

Несмотря на то что во внешнем облике дворца заметны черты псевдоготики, архитектурное решение главного сооружения усадьбы не отступает от канонов классицизма. Это проявляется в уравновешенности пропорций, строгой симметрии, монументальности и трехчастном делении фасадов. Завершения дворцовых башен напоминают башни Московского Кремля .

Фигурный мост

Еще одна сохранившаяся до наших дней масштабная баженовская постройка - Хлебный дом, который еще известен под именем «Кухонного корпуса». Такое название появилось из-за двух эмблем, напоминающих каравай хлеба и солонку. Над ними размещен интересный вензель, который состоит из букв «Х» и «С». Его обычно расшифровывают, как «хлеб» и «соль». Буква «С» похожа на калач, «Х» – на скрещенные линейки, намекающие на то, что Баженов принадлежал к масонству. Работая над Хлебным домом, русский зодчий показал себя настоящим знатоком кулинарных технологий. Согласно его проекту в здании находилось 8 кухонь. Сегодня в Хлебном доме размещаются все основные музейные экспозиции усадьбы.

Большой мост

В Царицыно имеется и святыня – храм, освященный в честь иконописного образа Божией Матери «Живоносный Источник» (1722 год). Он стоит на севере придворцовой площади. Интересно, что старинный храм – единственная постройка, сохранившаяся от первого, кантемировского имения, которую архитектор Баженов решил включить в свой дворцовый ансамбль.

В 1750-1760-е годы церковь реконструировали, добавив к ней северный придел в честь великомученика Дмитрия Солунского. В 80-е годы XIX века храм перестраивался еще раз. Благодаря умелым действиям зодчего П.Н. Лавина, святыня с южной стороны пополнилась приделом, а ее трапезную расширили. Претерпела изменения также и колокольня храма.

Галерея с аркой

С XVIII века сохранился Большой мост, проложенный через глубокий овраг. Несмотря на свое утилитарное предназначение, он богато декорирован. Стрельчатые арки, украшающие его центральную часть, копируют порталы готических соборов. Зигзагообразный орнамент, словно «подпоясывающий» карниз, розетты и люкарны создают уникальную декорацию. Баженов наделил мост большим количеством масонских символов.