Какая обстановка его окружает белые ночи. Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи". Греховность жизни мечтателя, его творческие силы




Блиц - опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения? семь Как звали главную героиню повести Белые ночи? Настенька Сколько ночей было в произведении Белые ночи? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события? Петербург


Впервые опубликовано в журнале " Отечественные записки " (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «БЕЛЫЕ НОЧИ»


В какой обстановке разворачивается сюжет произведения? Какие события изображены на страницах повести? Как чувствует себя герой в Петербурге? Какая обстановка его окружала? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой? Как повел себя герой и почему?




СЕНТИМЕНТАЛИЗМ: 1) Литературное направление (в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы; 2) Сентиментальное (во втором значении) отношение к чему - нибудь (книжн.) Что означает прибавка сентиментальный?






Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтатель - охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В. Даля












Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний) Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: Ночь первая, Ночь вторая … Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь лучше дня.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое - то всевластие ночи. С образом ночи связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что - то ненастоящее, фантастическое. Мечтатель говорит: Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)


Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька! и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Утро


Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким образом автор? Какие детали помогают понять жизнь города? Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести? Почему бесконечно одинок герой повести?


Петербург Достоевского « Белые ночи » Мечтатель Петербург Ф. М. Достоевский « Белые ночи » На мосту Утро Словари %BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8 C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC / %BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8 C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC / Методические пособия и разработки Урок литературы по теме " Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского " Белые ночи » » И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных « Поурочные разработки по литературе 9 класс » - Москва: ВАКО,2011 Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. « Уроки литературы в 9 классе »- Москва: Просвещение, 2011

28.03.2013 18852 2209

Урок 56 тема одиночества человека в СТРАННОМ мире белых НОЧЕЙ. ПЕТЕРБУРГ достоевского

Цел и: обучать аналитическому чтению; выявить особенности пейзажа в произведениях Достоевского.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

Беседа.

– Как чувствует себя герой в Петербурге?

– Какая обстановка его окружает?

– При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой? (Рассмотреть иллюстрацию художника М. Добужинского «Белые ночи», с. 383.)

– Как повел себя герой? Почему?

– Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Учитель. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить читателя равнодушным: «Мне страшно стало оставаться одному… я бродил по городу в глубокой тоске», «Казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню…» «Страшно, пусто, одиноко… И вдруг…» «Неужели же был грех почувствовать… братское сострадание?..» (с. 322, учебник). Сострадание, принесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу – нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Герой помышляет о братском участии, он сам охотно приходит на помощь несчастной девушке из чувства «братского сострадания»; его душа открыта навстречу возвышенным благородным стремлениям. Писатель сочувствует своему герою, но показывает его полную беспомощность перед лицом прозы жизни, пошлой действительности. Мечтателю судьба подарила «целую минуту блаженства» – так он оценивает свои чувства к Настеньке и свои короткие встречи с ней. Но этой минуты оказалось мало «на всю жизнь человеческую».

«Белые ночи» – произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя», и эпиграфом – строкой из стихотворения И. Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.

II. Работа по теме урока.

1. Постановка круга рассматриваемых вопросов.

– Какую роль в понимании героев «Белых ночей» сыграл образ города? Какой он, Петербург Достоевского?

– В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? А чем отличается повествование Достоевского?

Для того чтобы выявить особенности пейзажа Достоевского, внимательно прочитаем еще раз первый абзац «Ночи первой».

2. Выразительное чтение текста (с. 380–381 учебника).

3.Работа в группах (с элементами лингвистического анализа).

1-я группа . Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

2-я группа . Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким способом автор?

3-я группа . Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ – желтый цвет.

4-я группа . Эта часть текста – монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

5-я группа . Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Вывод . Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.

III. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) домашнее сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»;

2) статья о Л. Н. Толстом (с. 3–6, II ч. учебника);

4) индивидуальные задания (см. следующий урок).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.

Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.

Эпиграфы к уроку:

“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.

“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”

Ф. М. Достоевский

Вступительное слово учителя

С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.

Сообщение учащегося о повести Ф. М. Достоевского “Бедные люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя.

Тезисы выступления учащегося, заранее подготовленного учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина он принимает без протеста против несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем - то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда, которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет его самосознание.
Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке Доброселовой.

Слово учителя

Как видите, проблема соотношения “среды” и “личности” заявлена Достоевским уже в ранних произведениях, и в них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего нет, но что должно быть действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” - такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей” своему нечаянному знакомому.

Работа со вступительной статьей учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя

Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная Невы. Ночь” мы не будем анализировать ее; мы постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом начале повести: “Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя.

Беседа (вопросы заранее написаны на доске)

Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:

  • Кто он?
  • Чем занимается?
  • Каков род его деятельности, отношение к ней?
  • Любимое занятие в свободное время?
  • Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
  • Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.

Работа в группах
Карточки – задания

Первая группа
Ночь первая

    Как чувствует себя герой в Петербурге?

    Какая обстановка его окружала?

    Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города.

Вторая группа
Ночь первая

    При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?

    Как повел себя герой и почему?

Третья группа
Ночь третья

    Почему герой так легко увлекся Настенькой?

    Что переживает герой во время встречи с ней?

Четвертая группа
Ночь четвертая

    Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?

    Насколько искренен его порыв?

Пятая группа
Утро

    Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?

Группа шестая
Ночь третья.
Письмо Настеньки.

    Как воспринимает мир Настенька?

    О чем она мечтает?

    Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?

Группа седьмая

Тебе случалось – в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один в стране чужой.)
Он ждал тебя - в траве росистой,
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь с медленной улыбкой
Цветок, погубленный тобой.
И вот идешь дорогой пыльной,
Кругом все поле сожжено,
Струиться с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

    Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?

    Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки стихотворения?

    В чем изменился их смысл?

    Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”?

Итог работы в группах.

Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Романтизм -

    Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств.

    Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

    Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

    Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

    Любовное отношение между мужчиной и женщиной.

Сентиментальный -

    Основанный на принципах сентиментализма.

    Излишне слащавый.

    Способный легко растрогать, расчувствоваться.

Сентиментализм -

    Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы

На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые ночи” и запишите его в тетрадь.
Запишите также ваше понимание смысла названия повести.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?

Список литературы

  1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
  3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, 400 с.
  4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
  5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
  6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова - М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.

Тема: « Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей».

ЦЕЛЬ:

выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

ЗАДАЧИ:

    Формирование навыка анализа художественного произведения с позиций отношения его к литературному направлению и жанровой принадлежности.

    Выявление особенностей пейзажа в повести.

    Формирование навыков устного и письменного продуктивного высказывания, оформление тезисов урока.

    Воспитание стремления к доброте, внимательному и чуткому отношению к окружающим.

Оборудование:

экран, проектор

Ход урока

№ слайда

1.Оргмомент.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М. Достоевский

Первый уровень восприятия: репродуктивный.

(В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С.Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом –уверенность, во втором – сомнение.

У Тургенева :

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского :

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)

    Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)

    Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)

    Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)

Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)

2. Слово учителя.

Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов (см. вступительную статью в т. 1 наст. изд.): "В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, -- писал Достоевский в "Петербургской летописи" (наст. том С. 31), -- мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода -- мечтателем".

В герое "Белых ночей" явственны автобиографические элементы: "...все мы более или менее мечтатели!" -- писал Достоевский в конце четвертого фельетона "Петербургской летописи", а в конце позднейшего фельетона "Петербургские сновидения в стихах и в прозе" (1861) вспоминал о своих "золотых и воспаленных грезах", очищающих душу и необходимых художнику. По героико-романтическому настроению рассказ его близок видениям героя "Белых ночей": "Прежде в юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта и проч., и проч. И чего я не перемечтал в моем юношестве <...>. Не было минуты в моей жизни полнее, святее и чище. Я до того замечтался, что проглядел всю мою молодость".

Возможно, что одним из прототипов главного героя явился друг писателя А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил повесть. В исповеди героя переосмыслены некоторые мотивы плещеевской лирики. Повесть создавалась в дни тесной дружбы Достоевского и Плещеева, членов кружка А. Н. и Н. Н. Бекетовых, а затем социалистических кружков М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. В момент работы Достоевского над "Белыми ночами" Плещеев обдумывал свой вариант повести о мечтателе "Дружеские советы". 1

1 Отеч. зап. 1849. Т. 63. С. 61--126.

3. Беседа

Ночь первая.

    В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?

    Какие события изображены на страницах повести?

    Как чувствует себя герой в Петербурге?

    Какая обстановка его окружала?

    При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой?

    Как повел себя герой и почему? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи,знакомства, почти роман…)

И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова“роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И .(Индив. задание. Работа со словарём)

Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)

    В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)

    Что означает прибавка“сентиментальный”? (Буквально означает“чувствительный”) Итак, по словам Ю. Манна,“это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства,размывающей контуры реальных событий и происшествий”

    Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Ночь вторая.

    Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель?

Мечта – мечтательность – мечтатель

МЕЧТАТЬ что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном.

Мечтание ср. длит. мечта ж. об. действ. по знач. глаг. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара.

Мечтатель м. -ница ж. охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения.

Постановка проблемного вопроса : Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

    Как герой объясняет, почему он не занимается делами? (Одиночество, уединение героя“Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам,“всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”)

    Как он оценивает такую жизнь?

В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое,искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)

    Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”,“сладострастным ядом”.

Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя,приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями ”, –заметил известный литературовед В.В. Виноградов.С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала)

Вывод: мечтатель был молодой человек с совершенно необычным мироощущением. Мира он вовсе не ощущал, а существовал целиком в своих внутренних переживаниях. Он был воодушевлённым и романтичным. Мира он совсем не знает.

Ночь третья.

    Почему герой так легко увлекся Настенькой?

Вывод: Мира герой совсем не знает. Если Настенька свяжет с ним свою жизнь, её ждут сентиментальные слезы, нежные вздохи, но ни в театр, ни в гости он её не пригласит, запрет дома и сделает заложницей своей сентиментальности.

Ночь четвертая.

    Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?

Утро .

В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.

    Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)

    Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”,“Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)

    Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом“ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

В произведении, состоящем из четырёх“ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно“утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”) Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.

    Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой?

У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках?

4. Петербург Достоевского (ночь первая, первый абзац)

    Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя.

    Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким образом автор?

    Какие детали помогают понять жизнь города?

    Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести? Почему бесконечно одинок герой повести?

Вывод: герой- интроверт, необщительный, погружённый в свои грёзы. Его одиночество в столице, оторванность от семьи увеличивают его отрыв от жизни. Задумчивость белых ночей располагает к мечтательности и созерцательности. Каждый в своем развитии проходит стадию мечтательности. Это нормально для определённого возраста. Герой Достоевского совершенно погружён в свои собственные переживания, внешний мир для него не существует. Он руководствуется в своих поступках не реальностью. Для героя Достоевского собственные грёзы являются единственным побудительным мотивом для действия. Всякая сентиментальность – следствие отчужденности от мира, показатель душевного одиночества и непонимание человеком своих насущных потребностей.

Есть ли такие типы в современной жизни? Переживаете ли вы подобные состояния мечтательности?

    Вывод.

Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность,неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.

Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает“воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.

В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.

Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить равнодушным читателя.

Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина. В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерковобытописательской стороне изображения Петербурга. Кроме того, Достоевский изображает некую духовно-мистическую сущность города, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в концентрированном виде.

Проблема повести во взаимодействии человека с миром. Человек бездеятельный, мечтатель противопоставлен человеку деятельному, который знает, как справиться с проблемам, и выполняет свои обещания.

6 .Домашнее задание.

Мини-сочинение.

Чем интересна повесть Белые ночи» вам, современным школьникам?

Прочитав повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам?

Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Перекличка со многими романтическими персонажами подчеркнута в повести при характеристике "восторженных грез" героя ("Ночь вторая"). В самом названии повести, делении ее на "ночи" Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: ср. "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" А. Погорельского (1828), "Русские ночи" В. Ф. Одоевского (1844). Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества. Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы".

"Белые ночи" -- одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге -- "Домика в Коломне" и "Медного всадника". Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

Новое, углубленное истолкование мечтательство получает в последующем творчестве Достоевского. Оно осмысливается писателем как следствие "разрыва с народом огромного большинства образованного нашего сословия" в результате петровской реформы. 1 Поэтому чертами мечтателей наделены многие центральные герои романов и повестей Достоевского 1860--1879-х годов. В середине 1870-х годов писателем был задуман и особый роман "Мечтатель". Мечтателей зрелого периода творчества Достоевского объединяет с героем "Белых ночей" жажда "действительной", "живой" жизни, поиски путей приобщения к ней.

1 Дневник писателя. 1873. Гл. 2. Старые люди.

Первые критические отзывы о повести появились в январе 1849 г. В "Современнике" А. В. Дружинин писал, что "Белые ночи" "выше "Голядкина", выше "Слабого сердца", не говоря уже о "Хозяйке" и некоторых других произведениях, темных, многословных и скучноватых". 2 Основная идея повести, по оценке критика, "и замечательна, и верна".

2 Современник. 1849. N 1. Отд. 4. С. 43.

"Мечтательство" он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал о существовании "целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей". Они становятся мечтателями и "привязываются к своим воздушным замкам" "от гордости, от скуки, от одиночества".

К недостаткам повести Дружинин относил то, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. "Ежели б личность Мечтателя "Белых ночей", -- продолжал он, -- была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла".

Изменения, внесенные Достоевским в текст при подготовке издания 1860 г., допускают предположение о том, что ряд критических замечаний Дружинина был им учтен. Так, например, строки, рисующие образы, которые возникают в минуты романтических грез Мечтателя, появились в повести, возможно, не без влияния этой рецензии (ср. наст. том, С. 171--173).

С. С. Дудышкин отнес "Слабое сердце" и "Белые ночи" к лучшим произведениями 1848 г. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения "Белые ночи" совершеннее предшествующих произведений писателя: "Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце <...> в "Белых ночах" автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ легок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно". 1

1 Отеч. зап. 1849. N 1. Отд. 5. С. 34.

В 1859 г. в статье "И. С. Тургенев и его деятельность по поводу романа "Дворянское гнездо"" упомянул о "Белых ночах" Ап. Григорьев. Он счел повесть одним из лучших произведений школы "сентиментального натурализма", отметив при этом, что "вся болезненная поэзия" "Белых ночей" не спасла этого направления от очевидного кризиса. 2

2 См.: Рус. слово. 1859. N 5. Отд. 2. С. 22.

Несколько отзывов о повести появилось в 1861 г. после ее переиздания. Добролюбов в статье "Забитые люди" высказал мнение, что в Мечтателе "Белых ночей" предвосхищены черты героя романа "Униженные и оскорбленные" (1861) Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения "вздохами и жалобами да пустыми мечтами", он писал: "Я признаюсь -- все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только <...>. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!". 3

3 Добролюбов Н. А, Собр. соч. М., 1963. Т. 7. С. 275, 268, 230.

Положительные оценки повести содержались в статьях об "Униженных и оскорбленных" в "Сыне отечества" (1861. 3 сент. N 36. С. 1062) и "Северной пчеле" (1861. 9 авг. N 176. С. 713).

Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести "смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность", Е. Тур высоко оценила это произведение, назвав его "одним из самых поэтических" в русской литературе, "оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению". 4

Подготавливая первое свое собрание сочинений 1860 г., Достоевский подверг повесть стилистической правке. Кроме того, в монолог Мечтателя (Ночь вторая) было внесено добавление (начиная со слов: "Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?" и кончая словами: "мой маленький ангельчик...").

Поэтический мир "Белых ночей" вдохновил художника М. В. Добужинского, создавшего классические иллюстрации к этой повести (1922). На сюжет "Белых ночей" были поставлены кинофильмы И. А. Пырьевым (1960) и итальянским режиссером Л. Висконти (1957; Мечтатель -- М. Мастроянни, Настенька -- М. Шелл).