Мероприятия в булгарах. Культовые сооружения волжской булгарии. История ранних булгар

Опытность научила меня к тому, что хотя течение событий и скрыто покровом рока, однако мудрый и разумный человек не должен пренебрегать планами, предусмотрительностью и дальновидностью. Вот почему, сообразуясь с досточтимыми словами пророка, я никогда не приступал к исполнению ни одного предприятия, зрело его наперед не обдумав.

Тамерлан (Аксак Тимур)

Тамерлан (Аксак Тимур) не был тем человеком, который надолго откладывает задуманное. Когда он пришел к определенному решению , тут же начал претворять его в жизнь. Так начинается подготовка к походу. Однако : по какому пути повести войско на врага? Принятие в этом вопросе единственно верного решения отразится на всем ходе кампании - это он хорошо понимал. Поэтому он, наверное, его подробно обсуждал со своими людьми. Конечно же, будучи основным вдохновителем похода, Идегей мурза тоже, надо полагать, участвовал в рассмотрении этого вопроса.

Если провести от родины джихангира Мавераннахра прямую линию к городу Сараю, то она проходит по середине Аральского моря. Значит, тот, кто собирается идти походом в центральные районы Золотой Орды, Аральское море должен был обходить или с востока, или с запада. Если он собирается идти с запада, то его путь лежит через земли Хорезмского улуса. С одной стороны, это самый близкий и хороший путь. Правда, после завоевательных походов Тамерлана (Аксак Тимура) на Хорезм эта область все еще лежала в развалинах, город Ургенч был совершенно разрушен, а население пригнано в города Мавераннахра, особенно в Самарканд. Поэтому жизнь в этом краю еле теплилась. Если Тамерлан (Аксак Тимур) отправится с войском по этому пути, то Тохтамыш хана обнаружил бы очень быстро.

Но будет ли целесообразной такая спешка? Ведь близость противника имеет и отрицательные стороны. Весть о походе дойдет до противника быстро, и он успеет приготовиться встретить тебя во всеоружии. Потом имеется еще одна сторона, которая может сыграть отрицательную роль. Большое войско не может продвигаться быстро, если идти быстро, то обозы с продовольствием и дополнительным вооружением останутся позади. Поэтому приходится передвигаться медленно.

Другая трудность состоит в том, что, обойдя Аральское море, попадаешь в сухую степь, где очень мало травы. Как в этих условиях прокормить столько животных. Без еды и питья, да еще с грузом, они очень быстро выйдут из строя. А по здравому рассуждению, перед сражением с врагом войску и лошадям необходим отдых. А близость противника может и не предоставить такую возможность. Значит, войско вынуждено будет вступить в бой усталым. Естественно, от такого войска не приходится ждать большой активности.

А Тохтамышу только этого и надо. Он будет действовать, опираясь на богатые тылы в Нижнем Поволжье. И потери во время военной кампании быстро сумеет восполнить, потому что за ним лежит большая, богатая страна со множеством людей и лошадей. А в распоряжении Тамерлана (Аксак Тимура) будут лишь усталые в походе воины и изможденные лошади. Начать войну в таких условиях было бы безумием. Конечно, накопивший в походах большой опыт Тамерлан (Аксак Тимур) не мог поставить себя в такие невыгодные для него условия. Поэтому путь через земли Хорезма он с самого начала отверг, как не подходящий.

Путь на восток

Правда, на Тохтамыш хана можно идти и другим путем. Этот путь пролегает с востока Аральского моря. Если идти по нему, то Тамерлану (Аксак Тимуру) еще осенью нужно будет собрать войско около современного Ташкента или Отрара, перезимовать там и с наступлением весны тронуться в путь. Этот путь длиннее первого и, если его выбрать, то придется идти через Голодную степь и солончаки до Мугоджарских гор, даже до истока реки Эмбы. Значит, на нем он встретится с такими же трудностями, как и на первом.

Какой же путь выбрать, что еще остается в запасе? По какому пути пойдет Тамерлан (Аксак Тимур) на своего врага - Тохтамыш хана? Да, есть такой путь. Он длинный и тяжелый, но, если подумать, и выгоды имеет немалые. Этот путь лежит от Ташкента прямо на север и сначала ведет к реке Тобол. Конечно, переход через сухую степь и здесь осложняет дело, но его преимущество состоит в том, что он проходит очень далеко от врага.

Здесь можно идти неторопливо, как во время перекочевок. Враг тебя не видит и не подозревает, что на него идет огромное войско. Имеется еще одна выгодная сторона - чем дальше проникаешь на север, тем степь становится зеленее и милосерднее. На западной стороне гор Улу-Тау, по реке Ишиму и далее путь этот проходит уже превосходными пастбищами, множеством озер и речек с пресной водою. Избрав этот путь, Тамерлан (Аксак Тимур) может не опасаясь дать продолжительный отдых войскам, откормить отощавших лошадей и потом двигаться так, как обыкновенно ездят при перекочевках. В этом случае Тохтамыш хан не сможет причинить ему никаких препятствий.

Потом в таких безлюдных просторах кто может определить, куда движется огромное войско? Если же Тохтамыш хану как-то станет известно, что Тамерлан (Аксак Тимур) отправился в поход, и он решится встретить его при выходе из полосы голодной степи, например, около Улу-Тау или вблизи реки Ишим, то ему тоже придется далеко уходить от центральных улусов еще в зимнее время, нужно будет набирать необходимое войско с Дона, Поволжья и Яика. А это значило бы оторваться от родных степей на тысячи верст и поставить судьбу своего войска под угрозу.

Тохтамыш хан вряд ли пойдет на такой рискованный шаг, рассуждал, наверно, Тамерлан (Аксак Тимур). Если он спокойно дойдет до Тобола и даст отдых уставшему в пути войску, а отощавших лошадей откормит в самое короткое время, тогда вздохнет спокойно и начнет действовать по плану. Таким образом, Тамерлан (Аксак Тимур) выбирает путь самый длинный и обходной. Он верит, что это единственно безопасный и верный вариант пути.

Несмотря на то, что Тамерлан (Аксак Тимур) бразды правления в руках держал крепко, при решении важных государственных дел, как правило, собирал курултай, любил советоваться с родственниками, эмирами, царевичами, таким способом ясному для себя вопросу старался придать характер всенародного обсуждения. И в этом случае он поступил так же. В феврале 1391 года он собирает курултай, советуется с вельможами, представителями высшего сословия, военачальниками. Естественно, на курултае принимается решение организовать поход против Тохтамыш хана, то есть на Золотую Орду. Реальные дела начинаются только после этого.

Принять решение это одно, а вот начать его претворять в жизнь - совсем другое дело. Тамерлан (Аксак Тимур) хорошо представлял, какие трудности могут возникнуть и какие придется преодолевать во время длинного по времени похода. И самое важные из них те, что Тамерлан (Аксак Тимур) будет иметь дело с народом кочевым и оседлым одновременно, сильным и храбрым, который, несмотря на междоусобицы, при общей опасности может объединиться и выставить многочисленную армию, составленную также из конницы.

Когда идешь походом против такого народа, необходимо продумать все варианты, действовать осторожно и предусмотрительно. К тому же народ этот многочисленный, имеет бесчисленные табуны лошадей и хорошо вооружен. Поэтому, начиная кампанию против такого народа, не надо думать, что их можно победить, используя малые силы.

Еще необходимо будет обращать много внимания на вопросы продовольствия. На выбранном Тамерланом (Аксак Тимуром) длинном и обходном пути нельзя будет его восполнять по мере иссякания. Половину пути придется пройти по безлюдным пустынным просторам. Значит, много продовольствия придется взять с собой. Если по какой-либо причине кампания затянется, то войско может оказаться в критическом положении. Поэтому все надо предусмотреть заранее, подумать о возможных трудностях. По пути следования войска необходимо заранее сделать посевы, пусть всходят, пока не возникнет в них необходимость.

Тамерлан (Аксак Тимур) перед отправлением в поход любил проводить осмотр войск. Это была своего рода традиция. Его войско состояло из конницы и пехоты, во время дальних походов и пехота обеспечивалась лошадьми. Чтобы при необходимости могли вести бой и на земле, всадники обучались приемам боя пехотинца. Конечно, в седле они действовали гораздо эффективней, но знание рукопашного боя тоже не было излишним.

Конница была такая же, как в Дешти Кыпчаке, то есть , и подразделялась на два вида - тяжеловооруженную и легковооруженную. Тяжеловооруженная конница состояла из опытных, испытанных в боях воинов, так как часто решала исход сражения. Конечно, у Тамерлана (Аксак Тимура) была еще и личная гвардия, состоящая из богадуров и опытных воинов. Они и обмундировались по-особому, носили особую одежду, имели первоклассное оружие, их лошади украшались дорогими чепраками, тигровыми шкурами и т.д. Кроме этого, в войске имелись особые отряды, состоящие из специалистов различных профессий. Например, судовщики помогали войску преодолевать реки, связывали плоты; метатели при помощи специальных приспособлений бросали на врага тяжелые камни; были также мастера, метающие на врага горшки с греческим огнем; некоторые при помощи арканов (веревок) ловко взбирались на стены, кто-то специализировался на изготовлении длинных лестниц и т.д. Когда бои шли в горной местности, из местного населения набирались специальные группы для взятия неприступных крепостей, ущелий.

Вооружение в войске Тамерлана

Вот как описывает М. И. Иванин, на основе изучения источников, вооружение в войске Тамерлана (Аксак Тимура):

«Простые конные воины, или легкая конница, имели для похода лук, колчан со стрелами, меч или палаш, пику, шило, иглу, веревки, топор, 10 наконечников стрел, мешок, турсук (кожаный мешок, употребляемый для возки запасной воды по безводным местам и для переправ), две лошади; сверх того каждые 18 человек должны были иметь кибитку (шатер из войлока).

Отборные воины, или тяжелая конница, были вооружены мечами, луком и стрелами, шлемами, латами; каждый из них должен иметь по 2 лошади и каждые 5 человек по одной кибитке (вероятно, это просторное помещение необходимо было потому, что оборонительное оружие занимало много лишнего места и что тяжело вооруженные воины должны были иметь особую прислугу, которая там же должна была помещаться). Кроме того, были особые отряды воинов, вооруженных палицами, секирами, саблями, а лошади их были покрыты тигровыми кожами. Эти воины, вероятно, составляли телохранителей Тамерлана…

Каждый десятник должен был иметь свою палатку и 5 лошадей и был вооружен кольчугой, мечом и луком со стрелами.

Сотники были обязаны иметь 10 лошадей, свою кибитку, из оружия меч, лук, стрелы, палицу, булаву, кольчугу и латы.

Тысячники должны были иметь при кибитке навесы или зонтики и несколько запасного оружия, как то: кольчуги, шлемы, латы, пики, мечи, колчаны и стрелы.

Эмиры 1-го класса имели одну кибитку о двух навесах, другую, шитую золотом (вероятно, назначенную для принятия начальников во время смотров и угощений), и значительный запас оружия для снабжения им простых воинов.

Высшие эмиры, от 2-й степени до 12-й или до главнокомандующего, должны были иметь еще большие запасы оружия и обозы.

Первый эмир был обязан вести с собой 110 лошадей, 2-й - 120 и так далее до главнокомандующего, который не мог иметь менее 300 лошадей.

Пехотный воин должен иметь меч, лук, несколько стрел, но в случае предстоявших сражений число стрел предписывалось особым повелением. В походе против Тохтамыша велено было иметь каждому воину по 30 стрел. Из этого видно, что пехота была только легкая, но, вероятно, в случае надобности, тяжелая конница, спешившись, заменяла тяжело вооруженную пехоту.

Закон Чингисхана, повелевавший перед выступлением в поход или перед сражением осматривать войска, оружие их и вообще все, что воины должны иметь с собою, Тамерлан соблюдал во всей строгости» (Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния.).

Производство в чины происходило в следующем порядке. В каждом десятке один с согласия девяти других выбирался десятником. Конечно же, он должен был быть самым отважным, способным и деятельным. Десять сотников имели начальником тысячника. Он обычно избирался из детей эмиров и мурз, был опытным, искусным в военном деле и прошедшем испытание на храбрость. А как происходила замена людей? Например, десятник имел право заменить любого, кто подчинялся ему или выбывал естественным образом (в случае смерти, ранения или бегства). Для этого он не спрашивал ни у кого разрешения, а только сообщал о замене своему сотнику. Сотники также при необходимости заменяли десятников. Тысячник сам назначал сотников, сообщал об этом Тамерлану (Аксак Тимуру).

Начальники войскового подразделения имели полное право наказать нарушителей дисциплины за халатное отношение к обязанностям, могли их снять с должности или вовсе прогнать со службы. В целом каждый выбывший по какой-либо причине сразу же заменялся другим.

М. И. Иванин описывает смотр войск так:

«При подъезде Тамерлана начальник каждой части войск слезал с лошади, представлял ему свою часть, показывал проворство и ловкость воинов, потом становился на колени, целовал землю, произносил молитву за Тамерлана, превозносил его подвиги и давал обещание жертвовать для него всем. С подъездом Тамерлана к частям войск, крик суран (ура) оглашал воздух диких пустынь…» (Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния).

Тамерлан (Аксак Тимур) смотру войск придавал очень важное значение. Видимо, стройные ряды войск, блеск оружия и горячее желание сразиться с врагом, отражавшееся в глазах воинов, - все это поднимало ему настроение. Так, после проведенного 21 февраля 1391 года курултая в степи близ современного Ташкента происходит смотр войск, которым Тамерлан (Аксак Тимур) остался очень доволен. В смотре участвовало двести тысяч человек.

На следующее утро, когда поднималось солнце, были прочитаны соответствующие случаю молитвы, от сеидов войско получает благословение и трогается в путь. Идегей мурза тоже едет с этим войском. О чем он размышлял в эту минуту? Неужели испытывал лишь радость от того, что наконец-то его мечта об отмщении Тохтамыш хану начала сбываться? Неужели ни на секунду не закралась в душу мысль, что он скоро станет виновником огромной трагедии для народа, живущего в Золотой Орде?

Войско Тамерлана в пути

Избранный Тамерланом (Аксак Тимуром) путь лежал вдалеке от центральных улусов Золотой Орды, он проходил даже далеко от реки Яик, поэтому его войско двигалось без опаски встретиться в пути с врагом, шло как во время обычных перекочевок, характерных для мирной жизни. Да и невозможно себе представить такое войско, идущее скученно, в тесноте.

Естественно, каждое подразделение шло отдельно, само заботилось о себе, само варило себе пищу и удовлетворяло другие потребности. А теперь попробуем представить себе эту огромную массу во время движения или отдыха.

Огромное море людей, тысячи лошадей, верблюдов, отары овец, множество телег, купцы с товарами, ремесленники, слуги… Над этим морем на ветру трепещут флажки, видны бунчуки, звучит гул голосов, слышен свист степного ветра…

Вот звучит команда. Она передается от подразделения к подразделению, заставляет остановиться эту огромную массу, тут же загораются костры, над кострами ставятся котлы, дым от костров поднимается в воздух. Вскоре вскипают котлы и запах вареного мяса дразняще щекочет нос. Войско остановилось на отдых.

Когда шли военные действия и враг стоял близко, порядки были совсем другие. Тогда к ночи орда хорошо укреплялась, из кибиток составлялся плотный круг, он служил стеной, при необходимости даже копались вокруг лагеря дополнительные рвы. Например, чтобы избежать внезапного нападения, ставку Тамерлана (Аксак Тимура) охраняла двенадцатитысячная конница (на каждую сторону три тысячи), не только сама ставка, но и весь лагерь, в котором располагалось войско, охранялся специальными отрядами. Есаулы следили за порядком, - не балуются ли воры, нет ли драк между отдельными воинами, не поднимают ли купцы цены и т.д.

Европейские авторы долгое время писали о кочевых народах как о диких варварах. Они старались не замечать своеобразную культуру кочевников, специфику кочевой жизни. Однако так не могло долго продолжаться. Наконец-то лед тронулся. Появились авторы, которые хорошо понимали особенности кочевой жизни, глубоко разбирались в специфике кочевничества. В этом отношении много полезного сделал известный историк Л.Н. Гумилев, он всю свою жизнь защищал степные народы от всевозможных клеветнических нападок, писал капитальные труды, в которых показывал истинное лицо степных народов.

Это дело началось еще в XIX веке. Кое-кто тогда уже обращал внимание на достижения кочевников, правдиво описывал их своеобразную жизнь, поражался их умению удобно организовать свой быт.

«Но каким образом эти войска могли иметь с собой, при движении в военное время, огромные обозы, множество табунов, перекочевывать со своим имущество и в то же время вести войну вдали от своих аулов и среди враждебных им народов? Хотя можно предполагать, что они большею частью имели значительное превосходство в силах перед неприятелем и могли отделять часть войска для прикрытия обозов, однако, тем не менее удивительно умение кочевых народов пасти и перегонять свои многочисленные табуны лошадей, верблюдов, баранов, перевозить огромные запасы в землях неприятельских, часто при недостатке воды и корма и небольшом числе людей в сравнении с величиною стад и обозов, умению смотреть за ними, в случае опасности защищать их или укрывать в безопасные места и предохранять себя от внезапных нападений. Это может объясниться только необыкновенною способностью кочевых народов к малой войне и истребительною, кровопролитною системой их войн?» (Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингиз хане и Тамерлане.).

Эти слова нужно воспринимать как признание того, что кочевые народы были способны приспособиться к любым условиям, как признание их выносливости и закаленности, и, главное, их умения поднять обыкновенные житейские заботы до уровня искусства.

Таким образом, войско Тамерлана (Аксак Тимура), следуя от места современного Ташкента прямо на север, проходит через древние города Синей Орды Сауран, Карачык, Яса, потом идет по реке Сары-су, протекающей по земле нынешнего Казахстана. Затем, оставив Улу-Тау справа, выходит к реке Улу-Джиланчик, питающейся от источников, выходящих из этой горы. Здесь Тамерлан (Аксак Тимур) дает войску небольшой отдых, потом через Тургайскую долину направляется к истокам реки Тобол.

Сказать «направляется», значит, ничего не сказать. На самом деле этот путь был очень сложным и тяжелым. В условиях зимы проходить через каменистую вперемежку с песком степь было очень нелегко, к тому же лошади и другие животные от нехватки воды и корма сильно отощали, люди тоже терпели неудобства. Правда, людей поддерживало то, что по мере продвижения к Тоболу природа становилась все милосерднее, появились вода и корм для скота. Это и спасло войско от окончательного измождения. Кстати, ведь именно за это преимущество и выбран был такой путь Тамерланом (Аксак Тимуром).

Войско Тамерлана на отдыхе

По пути к Тоболу войско Тамерлана (Аксак Тимура) не встречает ни одного человека Тохтамыш хана. Это говорит о том, что джихангир вел войско очень скрытно и умело. Так половину пути они проходят очень спокойно, как будто кочуют при мирной жизни. На Тоболе Тамерлан (Аксак Тимур) решает дать войску продолжительный отдых, потому что нужно было дать возможность лошадям подкормиться, да и людям не мешало бы как следует подготовиться к предстоящим испытаниям. Без этого нечего было и думать о продолжении похода.

Противник уже близок, скоро ему станет известно, что на него движется неприятельское войско, а насколько продлится кампания, пока неизвестно. Поэтому, чтобы не оказаться в трудном положении, Тамрелан (Аксак Тимур) отдает специальное распоряжение. По этому распоряжению, несмотря на звание человека, запрещалось питаться сладостями; дневной рацион сокращался, всем велено было давать сушеное мясо с болтушкой из муки, причем рекомендовалось добавлять туда различную зелень и корни полезных растений. (С современной точки зрения это можно воспринять как меры по профилактике от весеннего авитаминоза.)

Предатели и информирование Тохтамыш хана

Нелишне будет добавить, что еще шестого апреля два нукера Идегей мурзы убегают из войска Тамерлана (Аксак Тимура) и сообщают Тохтамыш хану о приближении огромного вражеского войска. (Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. — Саранск). Это значит, что у рядовых воинов проснулось чувство патриотизма и они решились на такой рискованный шаг.

Конечно, переправу на Тоболе приходится укреплять снопами из веток и деревьями, только после этого удается переправиться на противоположный берег. Здесь столкновений с отрядами Золотой Орды не происходит. Тамерлан (Аксак Тимур) направляется на реку Яик. Исследователи утверждают, что Тамерлан (Аксак Тимур) к переправе через Яик подошел лишь в конце мая. Оказывается, в это время весенние воды возвращаются в свои берега. Тамерлан (Аксак Тимур) понимал, что Тохтамыш хан его ждал именно на переправе, так как здесь самое удобное место для нападения.

Действительно, Тохтамыш хан врага ждет именно на переправе Яика, на месте, называемом Кырык кюль. Надо сказать, что из-за больших расстояний в условленное время из Булгара и донских степей помощь войску не подходит. Все же войск у Тохтамыш хана было немало. Тамерлан (Аксак Тимур) же, разгадав замысел Тохтамыш хана, направляется не на переправу, а к истокам реки. Здесь он переправляется через реку без опасения внезапного нападения. Узнав об этом, Тохтамыш хан отступает внутрь страны, так как боится оказаться окруженным вражеским войском.

В далеком 921 году из Багдада по поручению Аббасидского халифа Аль-Муктадира Биллах в центр Азии, в Булгарские земли отправилось религиозно-политическое посольство, чтобы познакомить местных жителей с религией Пророка (мир ему и благословение). Представительство состояло из различных деятелей в сферах правоведения, политики и истории, а возглавлялось Ахмедом ибн Фадланом, который по праву считается первым арабским послом в России. С тех пор религиозные, культурные и исторические связи между народами двух государств только крепли.

С приходом Ислама на земли древних булгар, возникли новые задачи, началось постепенное приобщение местного населения к ирано-арабской мусульманской культуре, которая на тот момент признавалась самой передовой культурой всего Востока. Именно под влиянием быстро распространяющейся культуры у волжских булгар формируется не только собственная литература, поэзия, просвещение, но и различные науки, распространяется письменность, основанная на арабской графике, пришедшей на смену древнетюркскому руническому письму. Параллельно началось и расширение системы начальных учебных заведений (речь идет о мектебах, медресе), увеличение количество человек, получивших образование в именитых городах мусульманского Востока - Багдаде, Исфахане, Дамаске, Бухаре. Среди этих просвещенных мужей были и известные по всему миру ученые, среди которых философ Хамид ибн Идрис аль Булгари, поэт Кул-Гали, Мирхаджи Оглы.

Однако элита Волжской Булгарии не ограничилась одними учеными, историками, богословами и философами. Особенную прослойку населения того периода составляли зодчие, строители, художники, искусные ремесленники, каллиграфы, чьи творения не только являлись яркими примерами цвета булгарского искусства, но и демонстрировали самобытность художественной культуры средневековой Булгарии вплоть до пришествия Чингисхана. Характерно, что развитие духовной культуры и искусства во всех его вариантах проявления шло параллельно с распространением Ислама на территории государства Волжской Булгарии.

Сегодня мы расскажем Вам, нашим дорогим читателям, об особенностях культовой архитектуры государства волжских булгар с момента принятия Ислама до нашествия монгол (речь идет о домонгольском историческом периоде).

Эта историческая веха в истории Волжской Булгарии – то время, когда складываются основные типы не только оборонных строений и жилых построек, но и культовых религиозных сооружений, то есть мечетей. Нельзя упускать из внимания тот факт, что мечетям, помимо непосредственно религиозного значения, придавалось и большое политическое: ведь именно в этих стенах демонстрировалось торжество власти централизованного государства, воплощалась сама идея мусульманства. Параллельно со столь высокими целями религиозные постройки являли собой наглядное и неоспоримое свидетельство высокой инженерной и художественной одаренности булгарских мастеров и зодчих, достижений цивилизации народа, выражением его высокой культуры. Согласно историческим письменным источникам, во всех крупных городах средневекового государства булгар – Булгаре, Биляре, Суваре, Ошеле - наряду с квартальными действовали и соборные мечети.

До сегодняшних дней дошли лишь остатки подземных частей соборной мечети Биляра (а именно фундамент, некоторые фрагменты оснований стен), которая в свое время была величественной, притягивающей путников. Рядом с мечетью также были найдены остатки древнего мавзолея. Время строительства мечети относят к началу X века. Культовое сооружение в Биляре представляло собой местный вариант классического типа многоколонной арабской мечети.

Стоит отметить, что поначалу после появления Ислама для архитектуры Волжской Булгарии была свойственна многоколонная мечеть, рассчитанная на довольно большое количество молящихся. Лишь с X века начинают появляться характерные архитектурные типы мечетей, которые можно различить по их форме в странах Ближнего и Среднего Востока. Культовые мусульманские сооружения имели присущие раннесредневековым монументальным зданиям черты суровой крепостной архитектуры. Это была своеобразная перестраховка на случай нападения на город (мечеть, как и любое другое строение, за долю секунды превращалась в защитную крепость). С этим и был связан обороноспособный характер стен и само устройство минаретов как боевых башен. Тот факт, что при археологических раскопках на месте мечети были найдены облицовочные изразцы синего и зеленого цветов, говорит о том, что интерьер мечети был декорирован.

На первых порах мусульманский храм в Биляре представлял собой обширную и довольно высокую конструкцией, которую строители возвели из сосновых бревен, с громадной прямоугольной по форме многоколонной залой. Ровно посередине залы билярской мечети был помещен искусственный бассейн, традиционный для религиозных сооружений Востока. В одной из коротких стен залы была сделана ниша, обозначающая направление на Каабу. В противоположной стене залы располагался парадный вход в мечеть. Безусловно, имелись иные входы в мечеть, а сама их система возводилась в соответствии с использованием каждого направления молельной залы. С левой стороны от главного входа можно было увидеть деревянный минарет.

Особенную, ни с чем несравнимую роль в создании и дальнейшем развитии булгарской архитектурно-строительной школы, в том числе и в постройке культовых сооружений, сыграли мастера из стран Ближнего Востока и Закавказья. Однако стоит отметить, что все архитектурные каноны напрямую повиновались системе булгарской школы зодчества, исходя из местных климатических, природных и архитектурно-строительных особенностей.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

12 и 13 августа 2017 года Болгарский музей-заповедник приглашает всех окунуться в атмосферу жизни и быта наших предков XIV-XV веков. Во время фестиваля «Великий Болгар» вы сможете наблюдать зрелищные сражения воинов Золотой Орды, Руси и Европы. На протяжении двух дней фестиваля на разных площадках будут проходить рыцарские одиночные сражения, лучные и конные турниры, а также массовые бои – бугурты.

Вечернее пространство главной фестивальной площадки предстанет перед зрителями в свете горящих факелов, а зажигательные танцоры увлекут вас в мир огня красивейшим театрализованным фаер-шоу! Посетив ярмарки современных и исторических товаров, вы не только насладитесь творчеством мастеров со всей России, но и сами сможете овладеть различными видами ремесел на творческих мастер-классах. Для активных и веселых тоже найдется занятие – танцевальные коллективы обучат вас зажигательным ирландским или степенным историческим танцам, дети и взрослые смогут научиться сражаться на спортивных мечах – тямбарах, а затем все вместе поводить русские хороводы и ручейки.

На большой детской площадке в режиме нон-стоп на протяжении двух дней фестиваля будут работать наши лучшие аниматоры.

Вход на территорию фестиваля для зрителей свободный.

Программа международного фестиваля средневекового боя

«Великий Болгар»

РИСТАЛИЩЕ

10:00 Боевой турнир 10 на 10 «Битва Дворов».

11:30 Открытие фестиваля. Торжественное представление команд-участников.

12:00 Бугурт (массовое сражение по историческому средневековому бою).

12:30 - 14:00 Технический перерыв.

14:00 Конный турнир:

Упражнения на снарядах;

17:30 - 19:00 Технический перерыв.

19:00 Турнир по историческому средневековому бою 1 на 1 «Кубок Донжона».

20:30 Концерт фолк-рок группы TEUFELSTANZ.

21:30 Огненная сказка.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТАНЦЫ И МУЗЫКА

10:00 Танцы средневековой Европы.

11:00 Русские народные песни, игры и хороводы.

11:55 Танцы с холодным оружием.

12:00 Театральное представление «Из истории древнего города Болгара».

12:30 Средневековый театр.

13:30 Выступление фолк-группы.

14:30 Показ исторических костюмов.

14:55 Танцы с холодным оружием.

15:00 Мастер-класс по средневековым танцам.

16:00 Мастер-класс «Флаговые пои».

16:55 Танцы с холодным оружием.

17:00 Выступление фолк-группы.

17:40 Русские народные песни, игры и хороводы.

18:20 Средневековый театр.

19:10 Выступление фолк-группы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА

10:00 - 19:00 Ярмарка ремесленников.

10:00 - 19:00 Мастер-классы от ведущих реконструкторов России:

– средневековое женское рукоделие – ткачество (станок, бердо, дощечки, фингерлуп, вилочка);

– верховая набойка по ткани;

– традиционная кукла;

– глиняные игрушка;

– историческая кухня;

– полевая кузница;

– изготовление музыкальных инструментов;

– изготовление сабель, лука и стрел;

– ювелирная мастерская;

– кожевенная мастерская.

ЯРМАРКА НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

МАСТЕР-КЛАССЫ ПО НХП

10:00 - 19:00 Работа ярмарочного ряда с изделиями ручного творчества.

10:00 - 19:00 Мастер-классы от участников ремесленной ярмарки.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ДЕТСКИЙ МИР

– старинные игры с аниматорами;

– хороводы и ручейки;

– современный мечевой бой;

– лучный тир;

– творческие мастер-классы;

– эстафеты, конкурсы, соревнования.

БОЕВЫЕ МАШИНЫ И ЛУЧНО-АРБАЛЕТНЫЙ ТИР

10:00 - 19:00 Стрельба из аналогов средневекового стрелкового, метательного и осадного оружия.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ*

15:00 - 19:00 – экскурсионная программа по историческому лагерю продолжительностью 45 минут для групп количеством 20 человек:

– посещение лагеря исторической реконструкции;

– турниры 1х1, 3х3, отборочные поединки «Клубного Чемпионата Европы 2017».

*вход на площадку платный и только в составе групп.

Программа международного фестиваля средневекового боя «Великий Болгар»

РИСТАЛИЩЕ

11:00 Гран-при Европы среди клубных команд 5 на 5 по историческому средневековому бою под эгидой HMB Russia.

13:00 Бугурт (массовое сражение по историческому средневековому бою).

13:30 Награждение победителей турнирных направлений. Концерт группы MYSTTERRA & CYBER PIPER.

15:00 Конный турнир:

Упражнения на снарядах;

Кавалерийские сшибки в доспехах на копьях (джостинг);

Кавалерийское милле (массовые бои конных рыцарей).

18:00 Закрытие фестиваля.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТАНЦЫ И МУЗЫКА

10:00 Русские народные песни, игры и хороводы.

11:00 Показательные танцы и мастер-класс.

11:30 Концерт фолк-группы TEUFELSTANZ.

12:00 Танцы с холодным оружием.

12:05 Мастер-класс по средневековым танцам.

13:00 Мастер-класс «Флаговые пои».

13:55 Танцы с холодным оружием.

14:00 Выступление фолк-группы.

15:00 Средневековый театр.

16:00 Выступление фолк-группы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА

МАСТЕР-КЛАССЫ ПО СРЕДНЕВЕКОВЫМ РЕМЁСЛАМ

10:00 - 18:00 Ярмарка ремесленников.

10:00 - 18:00 Мастер-классы от ведущих реконструкторов России:

– средневековое женское рукоделие – ткачество;

– верховая набойка по ткани;

Ближайшие события

Организатор

Место проведения

12 и 13 августа 2017 года Болгарский музей-заповедник приглашает всех окунуться в атмосферу жизни и быта наших предков XIV-XV веков. Во время фестиваля «Великий Болгар» вы сможете наблюдать зрелищные сражения воинов Золотой Орды, Руси и Европы. На протяжении двух дней фестиваля на разных площадках будут проходить рыцарские одиночные сражения, лучные и конные турниры, а также массовые бои – бугурты. Вечернее пространство главной фестивальной площадки предстанет перед зрителями в свете горящих факелов, а зажигательные танцоры увлекут вас в мир огня красивейшим театрализованным фаер-шоу! Посетив ярмарки современных и исторических товаров, вы не только насладитесь творчеством мастеров со всей России, но и сами сможете овладеть различными видами ремесел на творческих мастер-классах. Для активных и веселых тоже найдется занятие – танцевальные коллективы обучат вас зажигательным ирландским или степенным историческим танцам, дети и взрослые смогут научиться сражаться на спортивных мечах – тямбарах, а затем все вместе поводить русские хороводы и ручейки. На большой детской площадке в режиме нон-стоп на протяжении двух дней фестиваля будут работать наши лучшие аниматоры.