Памятник жертвам политических репрессий. «Пётр-паук» и «сфинксы-скелеты». Самые известные скульптуры Шемякина Шемякин жертвам политических репрессий

Сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов Петербурга наравне с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором, а Египетский зал в Эрмитаже является заветной тайной комнатой для многих детей, да и взрослых.

Мода на египетскую тематику, возникшая в Европе после похода Наполеона в Египет в начале XIX века, нашла своё отражение и в петербургских памятниках. Многие египетские детали в облике города - элементы декора классических домов, обелиски, стелы и, конечно, сфинксы - настолько привычны глазу, что воспринимаются как естественная часть среды. А между тем они, чего только не повидавшие на своём веку, хранят много тайн. Египетскую мистику Санкт-Петербурга усиливает ещё и то обстоятельство, что город расположен практически на меридиане Великой пирамиды. В нашем подробном гиде собрали самые яркие, самые древние и самые загадочные «египетские» места в Петербурге.

Сфинксы на Университетской набережной


Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. Они были обнаружены в 20-х годах XIX века французскими археологами и с 1834 года украшают пристань на Неве перед зданием Академии художеств. Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Мудрые, как люди, сильные, как львы, они призваны покровительствовать и защищать фараона. Обе статуи испещрены иероглифами - на картушах и на груди сфинксов, на боковых гранях гранитных оснований. Каждый из сфинксов имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III.

Сфинксы Михаила Шемякина (памятник жертвам политических репрессий)


Самые молодые сфинксы Петербурга находятся на набережной Робеспьера. Их установили в 1995 году как памятник жертвам политического террора и репрессий. Место выбрали неслучайно: напротив, на другом берегу Невы, находится знаменитая тюрьма «Кресты», где томились осуждённые. Облик сфинксов несколько пугающ: одна половина лица представляет собой традиционный женский лик, который обращён к домам на набережной, а другая половина, смотрящая на тюрьму, испещрена ранами до оголённых костей черепа. На постаментах памятников - следы от пуль и строки Бродского и Ахматовой, Гумилёва, Солженицына и других авторов XX века, соприкасавшихся с темой политических репрессий. Кое-кто утверждает, что сфинксы якобы помогают несправедливо попавшим за решётку сидельцам вернуться домой.

Египетский мост


Египетский мост на Фонтанке, через который проходит Лермонтовский проспект, был построен в 1826 году. Одно время он считался самым красивым в Петербурге. Правда, существующий нынче мост мало напоминает прежний Египетский - однопролётный, подвешенный на цепях к воротам, оформленным в египетском стиле и покрытым имитациями иероглифов. Въезд на мост с обеих сторон охраняли четыре чугунных сфинкса работы скульптора П. П. Соколова.
В 1905 году Египетский мост обрушился при переходе через него нога в ногу отряда кавалерии - как в самом классическом примере резонанса в школьном учебнике физики. Он был восстановлен в изменённом виде лишь спустя полвека, в 1955 году. Однако стилизованный облик новых сфинксов с высоким золочёным гребнем головного убора и гибким сильным телом стал скорее напоминать греческие скульптуры, чем египетское искусство.


Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. У дверей бывшего парадного входа (ныне - со стороны внутреннего двора) на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Они были перевезены сюда в 1908 году с пристани у дачи графа А. С. Строганова и были, по сути, первыми сфинксами, появившимися на набережных Петербурга.

Сфинксы на Свердловской набережной



Парадная терраса-пристань со сфинксами на Свердловской набережной была устроена в 1780-х годах по проекту Д. Кварнеги и являлась прекрасным дополнением к архитектурному ансамблю усадьбы канцлера А. Безбородко. Террасу украшали четыре скульптуры сфинксов и вазы, автор которых неизвестен. Между ними был построен грот, в котором бил источник с целебной водой. Оригинальные сфинксы бесследно исчезли в XIX веке, а в годы Великой Отечественной войны была разрушена и сама пристань. Её реставрация состоялась в 1959–1960 годах и включала в том числе восстановление утраченных скульптур. Новые фигуры сфинксов высечены из серого гранита по образцам, расположенным перед Строгановским дворцом на Невском проспекте. Однако изваяния как будто утратили свою магическую силу, да и целебного источника в гроте больше нет.


Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе Санкт-Петербургского горного университета. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями, а в глубине центральной аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Изваяния невелики, установлены без постаментов, но благодаря чёрной окраске резко выделяются на фоне зелени. Это, пожалуй, самые женственные из всех петербургских экземпляров: выразительные лица обрамлены густо вьющимися волосами, собранными на затылке, а не традиционными головными уборами. Сфинксы не раз меняли своё местонахождение, но нашли своё постоянное пристанище в сквере института летом 1966 года. Говорят, что они помогают сдавать экзамены студентам - главное, накануне попросить их об этом.

    21-я линия В. О., 2

Самого маленького сфинкса Петербурга наверняка не видело подавляющее большинство горожан. С 1832 года он живёт у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на главном здании Российской национальной библиотеки. Скульптор Василий Демут-Малиновский поместил его на шлем богини мудрости Минервы, венчающей аттик главного фасада здания. Его очень трудно заметить с земли, но он, конечно, как и «старшие», может исполнить любое сокровенное желание.

Египетский дом




В 1911–1913-х годах по проекту архитектора Сонгайлова на Захарьевской улице был сооружён доходный дом Нежинской, более известный сегодня как Египетский дом. Фасад здания отчасти напоминает парадный вход в храм богини Хатхор в Дендере, несмотря на явную перегруженность элементами декора. Капители колонн украшены ликами небесной богини любви, у дверей подъездов стоят колоссальные царские пилястры, изображающие фараонов в коротких набедренных повязках, во внутреннем глухом дворе-колодце - фризы из уреев и две монументальные фигуры царя и царицы на стене. А кроме того, на фасаде можно найти и скарабеев, и солнечные диски, и летящих птиц, и папирусы - в общем, всё, что напоминает о «берегах священных Нила».

    ул. Захарьевская, 23


Впервые интерес к Египту приобрёл архитектурные формы в Царском Селе, где в 1770 году по приказу Екатерины II появился павильон «Пирамида». Она стала достаточно характерным для своей эпохи парковым сооружением. Императрица проявила чувство юмора и повелела построить его рядом с местом захоронения своих собак - а в Древнем Египте, как известно, пирамиды были усыпальницами фараонов. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Позже здесь, в стенных нишах, была размещена коллекция египетских саркофагов и других предметов древности, которые позже были переданы в собрание Эрмитажа.

    г. Пушкин, ул. Садовая, 7

Египетские ворота в Пушкине



Египетские, они же Кузьминские (в угоду близости Кузьминской улицы), ворота были построены в 1827–1830-х годах по проекту архитектора А. Менеласа. Они стали обрамлением триумфального въезда в Царское Село. Две каменные караулки ворот с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян воспроизводят форму египетских храмовых пилонов. В годы Великой Отечественной войны воротам были нанесены тяжёлые повреждения. Сегодня они восстановлены, повреждённые части чугунной облицовки отлиты заново, что вернуло сооружению монументальный, но одновременно очень гармоничный вид.

    г. Пушкин

Зал Древнего Египта в Эрмитаже



В большом зале на первом этаже Зимнего дворца экспонируются предметы культуры и искусства Древнего Египта от четвёртого тысячелетия до нашей эры до первых веков нашего времени: саркофаги, папирусы, скульптуры, украшения, мелкая пластика, есть даже мумия жреца, столь любимая публикой. Началом египетского собрания Эрмитажа, наряду с приобретённой Россией коллекцией итальянца Кастильоне, стала статуя Сехмет, несколько лет до этого простоявшая в Академии художеств. Известный востоковед ХIX века О. И. Сенковский, который и сам бывал в Египте, первый обратил внимание на значение уникальной коллекции музея и предсказал, что изучение этого собрания «прославит, без сомнения, не одно русское имя». И действительно, египетские сокровища Эрмитажа спустя годы вдохновляли лучших русских востоковедов.

Сколько раз проезжал по левому берегу Невы от Большеохтинского моста к Литейному, видел двух сфинксов на набережной, но ни разу не останавливался. А сегодня был неподалеку, подошел, сделал несколько снимков. Сфинксы работы Михаила Шемякина, установлены в 1995 году - это памятник жертвам политических репрессий.


Одна половина лица у сфинксов женская - смотрит на жилые дома на набережной Робеспьера.


Вторая половина лица - череп - обращена к тюрьме "Кресты" на противоположном берегу Невы.


Это знаменитые "Кресты". С 1868 г. здесь была центральная пересыльная тюрьма, "централ". В Крестах сидели Троцкий, Луначарский, Лев Гумилев, маршал Рокоссовский, актер Георгий Жженов. За все время существования Крестов, здесь было всего три удачных побега. Первый побег из Крестов совершил в 1922 году питерский налетчик Ленька Пантелеев с тремя своими подельниками. Последняя попытка побега была в 1992 году, окончилась она неудачей, погибли три заключенных и один охранник. Уже несколько лет Кресты собираются закрыть и на их месте сделать то ли музей, то ли концептуальную гостиницу с номерами в тюремных камерах.


Рыбак на набережной.


Вид на Литейный мост и Петропавловскую крепость с набережной Робеспьера.

Фото: Памятник жертвам политических репрессий

Фото и описание

В апреле 1995 года в Санкт-Петербурге, на набережной Робеспьера, напротив здания печально известной тюрьмы Кресты был открыт монумент, посвященный памяти жертв политических репрессий. Два бронзовых сфинкса, символизирующие известные во всем мире сфинксы на Университетской набережной города, находятся в нескольких метрах напротив друг друга. Их лица разделены по вертикали: с одной стороны, обращенной к жилым кварталам, молодые женские, а со стороны тюрьмы и Невы – истлевшие до костей черепа. Туловища сфинксов так чрезвычайно худы, что через кожу явно проступают кости. Высота скульптур около полутора метров, высота плинта чуть меньше 20 см. Авторы бронзовых изваяний – архитекторы А.А. Васильев и В.Б. Бухаев и скульптор М.М. Шемякин.

Место, выбранное для монументов, символично – тюрьма Кресты в годы политических репрессий стала местом заключения для тысяч ленинградцев. Трагические скульптуры напоминают о том, что все в этом мире эфемерно, и, зачастую, счастье и горе, свобода и заточение, жизнь и смерть бывают близки каждому человеку также, как были они близки некогда миллионам людей, пострадавших и погибших во времена сталинского террора.

Двуликие сфинксы установлены на мраморные постаменты. Между скульптурами – четыре гранитных блока с небольшим проемом, напоминающим зарешеченное окно тюремной камеры. На медных табличках по периметрам постаментов запечатлены строки из произведений поэтов, видных деятелей культуры, прозаиков, так или иначе пострадавших от преследований власти. Здесь есть строки из произведений Николая Гумилёва, Владимира Высоцкого, Анны Ахматовой, Даниила Андреева, Осипа Мандельштама, Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Владимира Буковского, Николая Заболоцкого, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Дмитрия Лихачёва. Есть на памятнике факсимильное изображение подписи Рауля Валленберга.

Для живших в дореволюционной России, а после в Советском Союзе, XX век стал временем тяжких испытаний. Революционные потрясения, гражданская междоусобица и террор, войны, сталинские чистки покалечили судьбы миллионов людей. Черной полосой в истории России отмечены 1937 и 1938 годы, когда по малейшему подозрению, по первому доносу без суда и следствия было арестовано почти 2 миллиона советских граждан, из которых 700 тысяч человек было расстреляно. По усредненным подсчетам, ежедневно в те годы государство уничтожалось около тысячи своих ни в чем не повинных граждан. В последующие годы свободомыслие в СССР преследовалось, но уже не в таких масштабах, однако тысячи человек оказались в числе политических заключенных, а тысячи, после принудительного «лечения», закончили свою жизни в психиатрических клиниках.

В начале 1990-х годов в ряде городов СССР устанавливались памятные знаки, которые со временем заменялись на памятники. Санкт-Петербург был одним из первых в России городов, создавших подобный мемориал. До настоящего времени ведется работа, призванная увековечить память погибших в годы сталинских репрессий. В Волгограде, Тольятти, Уфе, Новосибирске, Барнауле и многих иных городах России, в Украине, Молдавии есть памятники жертвам политических преследований. За годы долгих архивных поисков собраны Книги памяти, в которые внесены имена безвинно пострадавших людей.

Санкт-Петербургский мемориал жертвам репрессий и политических преследований – символ памяти невинноубиенных.

7 июня исполняется 25 лет со дня открытия в Петропавловской крепости самого скандального памятника Петру I, созданного Михаилом Шемякиным в 1991-м году. Это дар известного художника родному городу и… Петру, день рождения которого отмечается 9 июня. Как создавался этот неоднозначный монумент, а также другие противоречивые работы мастера?.

«Пётр-паук»

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке - один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Идея создания монумента, как и многое в жизни Шемякина, пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски царя, выполненная ещё в 1719 году Растрелли. Сегодня считается, что она довольно точно показывает истинное лицо Петра. Однажды её увидел Владимир Высоцкий и предложил художнику изваять императора: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?»

В 1980-м Высоцкий умер и Шемякин в память о друге ещё в США приступил к работе.

Фигура Петра удивляет нарушением естественных пропорций. Фото: Commons.wikimedia.org / Тара-Амингу

«Я стал создавать первые наброски из глины. Сразу в натуральную величину,- вспоминал Шемякин.- Мы выносили замотанные макеты в парк и ставили их на кресло. Здесь и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека, хотя ростом был под два метра. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов - крошечная голова и длинное тело…»

Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основат елю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, так скульптор ещё раз заставляет нас быть почтительным с императором.

Фигура удивляет нарушением естественных пропорций: лицо напоминает обитателей Кунсткамеры, голова лысая и карикатурно маленькая, тело же слишком крупное, туловище, ноги и руки очень вытянуты. Особо выделяются наводящие жуть пальцы. Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».

«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу».

Когда памятник только был создан, многие эксперты, в том числе известные архитекторы, выступили за его установку в Летнем саду. Однако вмешался первый мэр города Анатолий Собчак и «шокирующую» скульптуру открыли у Комендантского дома Петропавловской крепости. Это произошло в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург, что ещё подлило масла в огнь. На творение Шемякина сразу обрушился вал критики.

Нападок было столько, что в первые дни возле скульптуры пришлось даже выставить охрану, чтобы избежать вандализма. Но со временем к новому образу сидящего на троне самодержца привыкли и он стал достопримечатель ностью Петербурга. Более того - исполнителем желаний. Прочно укрепилась легенда, что если потереть длинные пальцы Петра - всё загаданное исполнится. Правую руку - посыплются денежки, левую - снизойдёт творческое вдохновение. Ну а если посидеть на коленях - всё будет хорошо в личной жизни. И, судя по тому, как буквально блестят длинные пальцы, а колени почти истёрты - мечты сбываются…

Сфинксы-скелеты

Этот памятник «Жертвам политических репрессий», в котором переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов, был установлен в 1995 году.

« Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, - рассказывает Шемякин.- Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов - олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" - изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними - стилизованное тюремное окно с решёткой. Так отражена жизнь страны - одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Шаламова, Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Андреева, Лихачёва, Бродского, Буковского, Солженицына, Высоцкого. Он словно показывает, как близки были в то жуткое время жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия. Туловища у сфинксов худые и сквозь кожу выступают кости, а в высокой посадке головы читается страшная тревога.

В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». Фото: www.globallookpress.com

Вероятно, создавая эти изваяния, художник вспоминал и собственную жизнь. В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». А в 1971-м в течение нескольких часов выгнали из страны, не дав даже попрощаться с родителями. За что? Начальникам не понравилось изобретённое бунтарём новое движение «метафизический синтетизм». Правда, дальнейшая жизнь показала, что власти, сами того не подозревая, оказали Шемякину огромную услугу. За рубежом он получил признание, стал гражданином мира. Сегодня с ним дружат короли и главы государств. И в Россию теперь приезжает когда и на сколько захочет. Квартиру ему тоже выделили, на Фонтанке, по поручению Владимира Путина. Как рассказывал сам художник, когда чиновник, которому президент давал распоряжение, поинтересовался, в какой срок предоставить Шемякину жилье, глава государства ответил: «Мы выгнали его в 71-м, так что очередь подошла…»

Две судьбы

Особая страница в жизни Шемякина - дружба с Высоцким, с которым они познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году.

«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда,- вспоминал Шемякин. - Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. И вот сейчас нужно выговориться, поведать друг другу что-то важное и нужное для нас обоих».

Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль». Фото: Кадр из фильма/ «Вертикаль»

Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича. Их совместным загулам посвящена знаменитая «На Большом Каретном». Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» — по одной на каждый год жизни легендарного актера. Необычным стал и памятник поэту, установленный в Самаре. Отрылся он 25 января 2008 года, в день 70-летия барда. В центре композиции фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа - мужчина в плаще, олицетворяющий «чёрного человека» и те губительные силы, что сопровождали артиста на жизненном пути. Слева на фоне решетки — надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру — женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу. Памятник установлен около самарского Дворца спорта где в 1967 Высоцкий дал первые в своей жизни концерты при шеститысячной аудитории.

Дети и зло

Это самый скандальный памятник Шемякина (установлен в 2001-м на Болотной площади в Москве).

«Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Фото: www.globallookpress.com

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Наркомания, например, изображена в виде лысого мужчины с хитрым неприятным лицом. За спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь. В руке - шприц. Угодливая улыбка словно говорит, нужно лишь принять этот «подарок» и всё будет хорошо… Проституция раскрывает объятья в виде полуженщины-полу лягушки. У неё красивое тело и нарядная одежда, но в выпученных глазах никакого выражения, а ухмылка отталкивает. Садизм показан носорогом в «наряде» мясника со злым лицом. Так и чувствуется, что это тот, кто любит мучить слабых, потому что он сильнее. Приготовлен и Позорный Столб - это для тех, кто закрывает глаза на страшные события только потому, что они ушли в прошлое. Война изображена тоже с крыльями, но в доспехах и противогазе. Ребятам она протягивает игрушку - Микки-Мауса. Вот только мышонок закован в бомбу…

Монумент входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. Фото: Commons.wikimedia.org / Glavkom_NN

Монстры Шемякин вылепил так жизненно, они так отвратительны в своих наклонностях, что памятник, помимо сторонников, обрёл и немало противников. Он входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. А после покушения вандалов власти поставили забор и охрану, теперь пороки можно видеть только с 9 утра до 9 вечера. Вот если бы так было и в жизни…

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.

В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра.

В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»

Статья: Лихачев Д. С. Михаил Шемякин и Петербург Петра Первого

Памятник «Жертвам политических репрессий»

(Метафизические сфинксы)



Памятник является даром художника М.М. Шемякина (архитектор В.Б. Бухаев) своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима


С необычайной и вполне узнаваемой «шемякинской» пластикой сделаны эти сфинксы. Поражает сама идея памятника. Так уместны эти сфинксы в Санкт-Петербурге и так уместен этот метафизический символ по отношению к тому времени, когда половина страны жила по официальной версии в обычном «счастливом мире», а другая половина мучилась и погибала в каком-то безумном кошмаре, в безвести и тайне, не понятно за что. И многие из этой «счастливой» половины даже не подозревали о существовании второй - Архипелага ГУЛАГ.


К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.



По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского


Прошел январь за окнами тюрьмы и я услышал пенье заключенных, звучащее в кирпичном сонме камер: “Один из наших братьев на свободе”.

Иосиф Бродский


Крестовский противовес - жизнь- смерть, свобода-заключение, счастье-трагедия... список можно продолжать бесконечно. Пугающе-завораживающие изваяния сфинксов - это метафизический символ России и города того времени.


Самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге находятся на набережной Робеспьера.

В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.

"Казанова"

(памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы), Италия, Венеция, дворец Дожей (1998)



Казанова, в лице которого угадываются черты Дональда Сазерленда из культового фильма Федерико Феллини, бережно держит за руку механическую куклу - своеобразный парадоксальный идеал женщины. Роль почётных часовых Истории выполняют расположившиеся по бокам шестигрудые сфинксы. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни. К сожалению, подаренный Венеции памятник не простоял в городе и полугода.


В России-то понятно, обласканный мэрами скульптор не нашел понимания среди жителей городов, осчастливленных его монументальным искусством, а что же в просвещенной Европе, отчего же шемякинский Казанова уже много лет не может прописаться в легендарном городе на воде?


Кто видел этот памятник, наверняка поймет, что дело не в костности человеческого восприятия или происках недоброжелателей - дело в самой скульптурной композиции.


Итак, сам Казанова изображен в полный рост, в окружении пары шестигрудых сфинксов, долженствующих изображать то ли символы вечности, то ли "охранять" центральную часть композиции, то ли представлять собой торжество похоти. Но вот кому с такой элегантностью он протягивает руку?

На кого смотрит с улыбкой? Кто стоит рядом с ним на пьедестале? Неужели женщина?

Нет, конечно же, нет. Все пропорции указывают, что для Шемякина женщины являются чем-то неодушевленным, не стоящим внимания, персонажами настолько незначительными, что художник специально подчеркнул это пропорциями скульптурной группы, где Казанова, кажется, протягивает руку кукле.

Те, кто знаком с творчеством Казановы знают, что как к игрушкам он к женщинам никогда не относился. Тем более, такой символ нарочитого неуважения к женщине не сможет сегодня вписаться в европейское культурное пространство, где есть место для женщин-ученых, женщин-музыкантов, женщин-политиков.

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

Открытие памятника «Первым строителям Петербурга» состоялось в присутствии мэра города А.А.Собчака в октябре 1995 года в саду неподалеку от Сампсониевского собора (храм-памятник Полтавской баталии, проходившей в день Святого Сампсония в 1709 году), на месте первых кладбищ Санкт-Петербурга — православного (для «правоверных») и «немецкого» (для «иноверцев»). Здесь были похоронены как простые граждане, так и государственные деятели, ученые, архитекторы, которые принимали участие в строительстве Петербурга (А.Шлютер, И.Посошков, Ж.Б.Леблон, Л.Каравак, Г.И.Маттарнови, Д.Трезини).


Проект памятника принадлежит авторству двух известных петербуржских деятелей — скульптору М.Шемякину и архитектору В.Б.Бухаеву. Именно В.Б.Бухаев и спроектировал основу монумента — арку, пересеченную крестом и ориентированную на Сампсониевский собор. Арка — своеобразный символ «окна в Европу» и самого Петербурга. Дополнена арка скульптурной композицией, состоящей из стола и стула (по образцу подлинной мебели из Голландии XVII века). На столе лежал план Петербурга, принадлежащий авторству Ж.-Б.Леблона и прочие атрибуты зодчества. С восточной стороны арка украшена медальоном, на котором изображен Петр Великий, прямо на устоях арки — барельефы М.Шемякина, в виде медалей эпохи Петра, портретов архитекторов и прочих композиций. Кроме всего памятник украшен и памятной надписью на латинском и русском языках.



К сожалению, в 2000-м году памятник «Первым строителям Петербурга» поддался нападению вандалов, которые выломали и похитили множество деталей из бронзы, в частности стол со всеми размещенными на нем предметами. До сегодняшнего дня памятник остается руиной, попыток реставрации пока не предпринималось. Примечательно, что к 300-му юбилею Петербурга памятник «Первым строителям Петербурга» вошел в путеводители по всему миру.

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом»



Памятник профессору философии и психологии Юккеру, установленный в старинном университете Хофстра, основанный голландцами, напротив здания факультета философии. Изображены любимые им мыслителей сократ и платон (платон беседует с бюстом сократа). Платон в монументе сидит за столом и перстом показывает на шар со всевидящим оком. Шар покоится на книге и на бронзовом манускрипте с записью имен знаменитых философов всех времен и народов. Напротив стола, за которым сидит платон, — бронзовая колонна. На нее теперь садятся студенты и как бы вступают в диалог с гениями.

Памятник Петру Великому в Детфорде

Памятник Петру I в Дептфорде поставлен на месте дома, в котором русский самодержец жил в 1698 году во время визита в Англию. Великое посольство Петра в Западную Европу принято связывать в основном с Голландией, но именно посещение Лондона позволило молодому царю приобщиться к высоким технологиям того времени.

Памятник работы Михаила Шемякина отлит в бронзе. Типично шемякинский долговязый царь с подзорной трубой в руке, рядом - явно слишком маленький для такой фигуры трон, две пушки, карлик с глобусом и крохотным корабликом на ладони. (Позже Шемякин использовал эту идею для создания памятника Петру в Стрельне под Петербургом.) Всё здесь многозначно и символично: пушки - потому, что целью визита было укрепление военной мощи России, карлик - потому, что русское посольство начудило в Лондоне выше всякой меры, а на маленький трон, чтобы посмотреть на Темзу, может сесть любой зритель


В Англию двадцатипятилетнего Петра позвала необходимость: освоив в Голландии ремесло корабельного плотника, царь обнаружил, что голландцы не могут преподать ему теорию кораблестроения. Печальный царь пил пиво в кабаке, когда случайный англичанин подсказал, что «у них в Англии сие в совершенстве». В Лондон Пётр отправился по личному приглашению короля Вильгельма III, который одновременно правил и Голландией.

Визит был неофициальным. Пётр хотел расположиться как можно ближе к дептфордским королевским докам, ему подобрали дом сэра Джона Эвелина (чтобы освободить его для царя, отсюда попросили выселиться адмирала Джона Бенбоу, руководителя дептфордских доков). В стене дома проделали специальную дверь, через которую царь в любой момент мог выйти на территорию доков.

Пётр провёл в Англии четыре месяца. За это время он изучил под руководством сэра Энтони Дина-старшего теорию кораблестроения, посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор (где тогда директорствовал сэр Исаак Ньютон), осмотрел Вулвичский арсенал и кабинеты редкостей, завёл краткосрочный роман с актрисой Летицией Кросс. Чтобы пополнить казну, Пётр продал британским купцам лицензию на торговлю в России табаком.


Дом, где жил самодержец, не сохранился, но сохранились счета, выставленные домовладельцем после завершения высочайшего визита: за выломанные двери, разбитые изразцы, переломанные балясины, разломанную кровать. Земля в саду была «взрыта от прыжков и выделывания всяких штук». Осмотр производил архитектор Кристофер Рен, убытков насчитали на 350 фунтов, казна выплатила их домовладельцу.




Память о русском царе до сих пор живёт в Британии. Небольшая улочка в Дептфорде так и называется: Цар-стрит. Шемякинский памятник поставлен поближе к Темзе - бронзовые глаза царя смотрят на реку, за которой ему виделся безмерный, влекущий океан.