Писатель катаев произведения. Валентин петрович катаев. мультипликационные фильмы

Епархиального училища, мать — дочь генерала, происходила из дворянской семьи.

Первое произведение Валентина Катаева — стихотворение "Осень" — было опубликовано в 1910 году в газете "Одесский вестник".

В 1915 году, во время Первой мировой войны (1914-1918), не окончив гимназию, Катаев пошел добровольцем на фронт. Выступал с корреспонденциями и очерками об окопной жизни солдат — "Письма оттуда", "Наши будни", "Ильи Муромцы".

На фронте был дважды ранен , получил отравление газами. За военные заслуги Катаев был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, произведен в подпоручики и пожалован титулом личного, не передающегося по наследству дворянства.

В начале Гражданской войны на бронепоезде "Новороссия" Катаев воевал в составе армии Деникина . После установления в Одессе советской власти, в течение нескольких месяцев находился в тюрьме одесской ЧК за контрреволюционную деятельность.

В 1919 году был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Впечатления о том периоде жизни отразились в автобиографической повести "Записки о гражданской войне" (1920).

В 1922 году Катаев переехал в Москву. С 1923 года он был постоянным сотрудником газет "Гудок", "Правда", "Труд", "Рабочая газета". В круг общения молодого Катаева в 1920-х годах входили писатели Михаил Булгаков, Илья Ильф, Юрий Олеша, поэты Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Борис Пастернак.

В 1920-х годах Катаев опубликовал романы "Повелитель железа" (1924), "Остров Эрендорф" (1924).

В этот период он опубликовал сборники сатирических рассказов "Бородатый малютка" (1924), "Самое смешное" (1927). Острой сатирой на пошлость и мещанство отмечены также рассказы "Игнатий Пуделякин" (1927), "Ребенок", "Вещи" (оба — 1929).

На московских сценах были поставлены его комедии "Растратчики" (1928, по одноименной повести 1926 года — сатире на нэповскую действительность) и "Квадратура круга" (1928).

В 1932 году после двухлетней работы вышел его авангардный роман "Время, вперед!", написанный под впечатлением поездки в Магнитогорск. В 1937 году напечатана героико-революционная повесть "Я, сын трудового народа…".

Мировую известность принесла писателю повесть "Белеет парус одинокий", написанная в 1936 году. В 1937 году по произведению был снят одноименный фильм. Повесть стала первой частью тетралогии "Волны Черного моря". Ее вторая часть "Хуторок в степи" была написана в 1956 году, третья часть "Зимний ветер" в 1960-1961 годах. Четвертая часть была написана в 1948 году и первоначально называлась "За власть Советов", с таким же названием в 1956 году по ней был снят фильм; в 1951 году она была издана вторым вариантом под названием "Катакомбы".

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Катаев служил военным корреспондентом. Огромную популярность принесла писателю повесть "Сын полка" (1945), удостоенная в 1946 году Сталинской премии. По произведению была написана одноименная пьеса и в 1946 году снят фильм.

В 1955-1961 годах Валентин Катаев занимал пост главного редактора журнала "Юность".

В 1960-х годах Катаев написал публицистическую повесть о Владимире Ленине "Маленькая железная дверь в стене" (1964), лирико-философские мемуарные повести "Святой колодец" (1967), "Трава забвенья" (1967), "Кубик" (1969).

Литературной жизни Москвы 1920-х годов посвящена его мемуарно-художественная книга "Алмазный мой венец" (1978).

В 1980 году издана повесть о репрессиях одесского ЧК "Уже написан Вертер".

В 1982 году вышел в свет его "Юношеский роман" — собрание писем — история любви молодого солдата к генеральской дочке на фоне Первой мировой войны.

По произведениям писателя при его жизни были сняты фильмы "Родина зовет" (1936), "Белеет парус одинокий" (1937), "Сын полка" (1946), "Страницы жизни" (1948), "Безумный день" (1956), "За власть Советов" (1956), "Время, вперед!" (1965), "Хуторок в степи" (1970) и др.

Катаев был членом-корреспондентом Академии в Майнце (ФРГ), членом Гонкуровской академии.

Творчество писателя было отмечено различными наградами. В 1946 году Катаев был удостоен Сталинской премии второй степени. В 1974 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалями.
12 апреля 1986 года Валентин Катаев скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

С 1934 года Катаев был женат на Эстер Бреннер . В 1936 году у них родилась дочь Евгения, в 1938 году — сын Павел. Павел Катаев стал писателем, известен как автор сказочных книг "Девочка и Белочка" и "Летающий на стрекозе", романа "Один в океане".

Младший брат писателя — Евгений Петров (1902-1942), настоящее имя Евгений Петрович Катаев, в соавторстве с Ильей Ильфом написал романы "Двенадцать стульев" (1928) и "Золотой теленок" (1931).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1897–1986

Жизнь со вкусом


Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час.

Вместе с писателем мы увидим, как фонари жидким золотом плещутся в лужах, как в ночном небе крупные созвездия дрожат и переливаются от холода, как в лесу молодая береза роняет «по одному свои золотые зубчатые листочки». Заметим, что хризантемы бывают «пышными и вычурными, как напудренные головы маркиз», а подводные камни просвечивают в морской воде, как черепаховый гребень. Расслышим, что автомобили «кашляют», что в ночной тишине старый пустой гардероб «стреляет», рассыхаясь. Почувствуем, как «пахнет мокрой землей, нераспустившейся сиренью», морским туманом.

Мир вокруг сделается цветным, звучащим и одушевленным.


Валентин Петрович Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе, в семье учителя. Родители его были классическими русскими интеллигентами, то есть образованными, совестливыми и сердечными людьми. Одухотворенная семейная атмосфера, годы, проведенные в одном из самых колоритных городов на берегу Черного моря… Такое детство можно описывать всю жизнь. И на протяжении всего своего творческого пути Катаев возвращался к той поре: многие его произведения, их герои, сюжеты очень автобиографичны.

Особенно полно тему детства Катаев развил в цикле романов «Волны Черного моря» (самый знаменитый из них назван лермонтовской строкой «Белеет парус одинокий»). Свою семью он вывел под фамилией Бачей (девичья фамилия его матери), а себя назвал Петей. Петя и его друг Гаврик со временем стали, как говорят теперь, культовыми персонажами.

О своем детстве Катаев написал еще и книгу «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», а историю своих предков изложил в книге «Кладбище в Скулянах». С возрастом память подсказывала ему все новые и новые подробности.


Как многие молодые литераторы того времени, Катаев начал со стихов. Впервые он напечатался в 1910 году, будучи гимназистом. Надо сказать, что стихи получались у него весьма недурные.


А дома – крепкий чай, раскрытая тетрадь,
Где вяло начата небрежная страница.
Когда же первая в окне мелькнет зарница,
А в небе месяца сургучная печать,
Я вновь пойду к обрывам помечтать
И посмотреть, как море фосфорится.

Это из сонета под названием «Июль», написанного в 1914 году, перед началом Первой мировой войны. Склонность к точным деталям, зрелищность сравнений – эти черты Катаев потом перенесет в рассказы и романы. Стихи будет сочинять время от времени, но главное его призвание – быть поэтом в прозе. Как друг Катаева Юрий Олеша. Как Владимир Набоков, с которым они никогда лично не встречались, но в творческом отношении имеют много сходного.

В раннем рассказе «Весенний звон» повседневная жизнь гимназиста-второклассника предстает как сложный и многогранный процесс формирования личности. Юный герой склонен к авантюризму, вместе с приятелями предается бесчинствам, курит «дрянные горькие папиросы» с поэтичным названием «Муза», получает двойки… Но вот наступает Страстная неделя, и в подростке пробуждается жажда самосовершенствования. «Каждый день утром и вечером я хожу в церковь, и каждый день я нахожу в ней что-то светлое, тихое и грустное».

Религиозное чувство показано здесь без малейшей приторности, без какого-либо морализирования. Это чувство прежде всего эстетическое, оно сливается с переживанием красоты и богатства окружающей природы. «Я гляжу на чуткие бледные звезды и на тонкий серп совсем молодого серебряного месяца, и мне становится стыдно… Я даю себе честное слово навсегда исправиться. И твердо верю, что исправлюсь, непременно исправлюсь».

Герой влюблен в девочку Таню и ревнует ее к «хорошенькому реалисту» Витьке. Поддавшись недоброму чувству, он доносит Витькиной матери, что ее сын курит, а потом приходит в ужас: «Я юда, доносчик, скотина!» Жаргонное словечко «юда» в контексте рассказа соотносится с евангельской фигурой Иуды как символа предательства.

Сложный комок чувств, настоящая «диалектика души» в духе Льва Толстого. Герой все-таки находит в себе мужество честно покаяться перед Витькой и к пасхальному дню снимает с души грех. Но его ждет новое испытание: при встрече с Таней придется христосоваться, а для мальчика «в любви самое паршивое это то, что надо целоваться». В итоге удается обойтись без поцелуя, и это приносит облегчение. Тонкий юмор в изображении героя делает его понятным и интересным для читателя любого возраста.


В 1915 году гимназист Катаев пошел добровольцем в армию. Был дважды ранен, получил звание прапорщика. В 1919 году был мобилизован в Красную армию.

По окончании Гражданской войны занимался нелегким трудом «поэта революции» и «агитатора», что выразительно описано в рассказе «Черный хлеб». В 1922 году писатель переезжает в Москву, где работает в легендарной газете «Гудок», литературными сотрудниками которой были многие будущие знаменитости: Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф.

Катаев работает в самых разных жанрах. Успех ему приносит авантюрная повесть «Растратчики». Умением «закрутить» сюжет он щедро делится с другими. Именно он «подбросил» своему брату, Евгению Петрову, и его соавтору, Илье Ильфу, интригу для будущего шедевра «Двенадцать стульев». Пьеса Катаева «Квадратура круга» ставится во МХАТе, а потом идет по всей стране.

«Время, вперед!» – так с подачи Маяковского назвал Катаев роман-хронику о тружениках пятилетки, написанную в 1932 году. Оптимистический пафос, который царил в литературе того времени, совпал с внутренним настроем писателя-жизнелюба. Однако, став признанным и благополучным советским писателем, он чувствует, что утратил нечто очень важное, некую свободу творчества. Он сам не в восторге от многих своих произведений военного и послевоенного времени, например, от идиллической повести «Сын полка», удостоенной Сталинской премии.

А вот фантастические сказки, написанные Катаевым в 1940-е годы, глубоко искренни и правдивы. Он сочинял их не только для печати, но и для своих собственных детей, Жени и Павлика, чьи имена даны главным героям. Как сказочник Катаев бывает и добрым: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», и строгим: «Жемчужина» – приговор самолюбованию и гордыне, «Пень» – притча о бренности авторитета и власти.

Катаеву интересен мир молодежи. Услышав, что планируется создание журнала для подростков, он с азартом борется за место главного редактора, а получив должность, создает журнал «Юность». Он сам придумал такое «лев-толстовское» и совсем не комсомольское название, сумел отстоять его. В стране тогда шла борьба с так называемыми стилягами, а Катаев стал наряду с признанными и именитыми авторами активно печатать именно их, молодых и раскованных приверженцев свободного стиля жизни. В «Юности» начали свой путь многие поэты и прозаики новаторского склада: Василий Аксенов, Анатолий Гладилин, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

Работа с молодежью и самому Катаеву давала новый творческий импульс.

И уже в почтенном возрасте он начинает новую жизнь в литературе, обращая свой взгляд к прошлому и открывая там бесконечный мир, как это сделал французский классик ХХ века Марсель Пруст в своей эпопее «В поисках утраченного времени». В журнале «Новый мир» появляются катаевские произведения «Святой колодец» и «Трава забвения». Автор не хотел называть их ни романами, ни повестями, ни тем более мемуарами. Это новый жанр, на границе прозы и поэзии, созданный самим Катаевым.

С этого момента начинается судьба «нового Катаева». В противовес социалистическому реализму, в русле которого тогда работали многие писатели, он выдвигает шутливый принцип «мовизма» (от французского слова «плохой»). То есть не хочу писать по-вашему хорошо, буду писать «плохо», но по-своему.

Катаев дерзил. Не боялся бросить вызов всему литературному сообществу. В 1978 году появилась его сенсационная вещь – «Алмазный мой венец», веселое повествование о блестящих поэтах и прозаиках 1920-х годов, где реальные факты перемешаны с авторской выдумкой. Это своего рода волшебный театр, где все появляются в масках, всем даны условные имена.

Читатель вовлекается в литературную игру. Он сам должен догадаться, что Командор – это Маяковский, будетлянин – Хлебников, под маской «королевича» скрывается Есенин, «мулат» – Пастернак, «щелкунчик» – Мандельштам, «синеглазым» окрещен Булгаков, «штабс-капитаном» – Зощенко, «конногвардейцем» – Бабель…

Автору пеняли на «фамильярность» изображения легендарных писателей, тем более что судьбы их сложились трагично. Но Катаев, стирая со своих героев «хрестоматийный глянец», тем самым приближал их к читателю. Перед нами не доподлинная картина жизни, а фантастическое действо, демонстрация непобедимой силы талантов. Гении навсегда остаются юными – такая мысль прочитывается в «Венце».

И сам Катаев до последних дней сохранял дух молодости и бунтарства. «Уже написан Вертер» – этой пастернаковской строкой названо повествование о большевистском терроре в Одессе послереволюционных лет, о бессмысленности борьбы за «мировую революцию», низости и жестокости тех, кто считался ее «рыцарями». А достигнув 85-летия, Катаев публикует «Юношеский роман», где по-новому описывает события Первой мировой войны, уже не от своего имени, а от имени вымышленного героя Саши Пчелкина.

Мне довелось часто встречаться и беседовать с Валентином Петровичем, когда я была редактором его самого большого собрания сочинений. Последний, десятый том Катаев взял в руки в больнице, перед своей кончиной 12 апреля 1986 года.

Валентин Петрович был открыт и смел в общении с людьми. Не боялся кривотолков и непонимания. Своей приязнью и доверием он окрылял, как бы делился своим творческим капиталом. При этом он никогда не поучал и не произносил проповедей.

Думаю, и юный читатель заразится от Катаева смелостью, творческим отношением к жизни и к слову.

Ольга Новикова

Сказки


Дудочка и кувшинчик


Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберет.

Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

– Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит – у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

– Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

– А ты хорошенько искала?

– Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

– А под листики ты заглядывала?

– Не заглядывала.

– Вот видишь! Надо заглядывать.

– А почему Павлик не заглядывает?

– Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

– Ягодки – они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

– Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

– Хорошо, – сказала Женя. – Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвет и приговаривает:

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, – думает. – Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

– Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвертая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок – даже дно еще не закрыто.

«Ну, – думает, – так собирать мне совсем не нравится. Все время нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенек отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладет. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка.

– Здравствуй, девочка, – говорит.

– Здравствуй, дяденька.

– Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик – коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чем вздыхаешь? Кто тебя обидел?

– Обидели меня, дедушка, ягоды.

– Не знаю… Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

– Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

– Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик – коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

– Играй, дудочка!

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

– Перестань, дудочка!

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя.

– Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

– Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик – он мне очень понравился.

– Хорошо. С большим удовольствием.



Отдала Женя старику боровику – коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

– Играй, дудочка!

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые, любопытные ягодки, еще совсем зеленые. За ними высунули головки ягоды постарше – одна щечка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые – крупные и красные. И наконец с самого низу показались ягоды-старики, почти черные, мокрые, душистые, покрытые желтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко горели на солнце и тянулись к дудочке.

– Играй, дудочка, играй! – закричала Женя. – Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало еще больше – так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

– Играй, дудочка, играй! Играй еще быстрей!

Дудочка заиграла еще быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчелы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего легкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули желтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не проронить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищенная чудной музыкой.

«Вот теперь-то я начну собирать!» – подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

– У, глупая дудка! – сердито закричала девочка. – Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику – коренному лесовику и говорит:

– Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

– Хорошо, – отвечает старик боровик – коренной лесовик, – я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику – коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно – одни только листики. Вот несчастье!

Дудочка есть – кувшинчика не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику – коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

– Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

– Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

– Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

– Ну так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

– Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

– Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдешься и без дудочки, одним кувшинчиком.

– Не обойдусь, дедушка.

– А как же другие-то люди обходятся?

– Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

– Ах вот как! – сказал старик боровик – коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала черная-пречерная. – Ах вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки!

С этими словами старик боровик – коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенек.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берет, на другую смотрит, третью замечает, а четвертая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

– Вот умница, – сказал Жене папа, – полный кувшинчик принесла. Небось устала?

– Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.

И пошли все домой: папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.


Цветик-семицветик


Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка.

– Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

– Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

– Этот цветик, – сказала старушка, – не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

– А ну-ка посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок. Его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон – семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и – бац! – раскололась на мелкие кусочки.

– Ты опять что-то разбила, тяпа-растяпа! – закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку?

– Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! – закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться.

Мама прибежала из кухни – глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев : сидят на старых досках и в песок воткнута палка.

– Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

– Чего захотела! Не видишь – это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

– Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

– Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

– Значит, не принимаете?

– Не принимаем. Уходи!

– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам – кошкин хвост!



Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.

Женя, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

– Ай, мамочка, замерзаю! – закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.



А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей – и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый – нервный, второй – злой, третий – в берете, четвертый – потертый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

– Ну, где же твой Северный полюс?

– Я там была.

– Мы не видели. Докажи!

– Смотрите – у меня еще висит сосулька.

– Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной – большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

«Ну, – думает, – я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

И в тот же миг, откуда ни возьмись, со всех сторон повалили к Жене игрушки.

Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

– Довольно, довольно! – в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. – Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Кончились советские, начались американские.

Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.

Женя по лестнице – игрушки за ней. Женя на балкон – игрушки за ней. Женя на чердак – игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну ничего. Вперед буду умнее.

Пошла она на улицу, идет и думает: «Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило „Мишек“. Нет, лучше два кило „Прозрачных“. Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило „Мишек“, полкило „Прозрачных“, сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, – и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

– Витя. А тебя как?

– Женя. Давай играть в салки?

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:


Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.


Папáнинцы – героические исследователи Арктики, названные по имени И. Д. Папанина (1894–1986), совершившего вместе с Э. Т. Кренкелем, Е. Ф. Федоровым и П. П. Ширшовым в 1936–1937 гг. девятимесячный дрейф на льдине от Северного полюса до Гренландии.

Катаев Валентин Петрович - очень популярный, особенно в советские годы, писатель, журналист, драматург, прозаик, поэт и сценарист. В 1974 году за свои многолетние литературные труды был удостоен звания Героя Социалистического Труда. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов и мультфильмов. Творчество Валентина Катаева стало своевременным и незаменимым, оно несло то самое необходимое нравственное воспитание, заряд доброты и человечности.

Немного о родословной

Начать биографию этого известного писателя нужно с его удивительной родословной. А в ней можно найти много интересного.

Его дед по отцовской линии - Катаев Василий Алексеевич (1819 г.р.) - был сыном священника и пошел по его стопам, сначала он закончил Вятскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, пока в итоге не стал протоиереем Вятского кафедрального собора.

Отец Валентина Петровича - Катаев Петр Васильевич - был очень образованным человеком, закончившим духовную семинарию, затем Новороссийский университет историко-филологического факультета и в итоге стал преподавателем юнкеров Одесского епархиального училища.

Мать - Бачей Евгения Ивановна - была дочерью генерала из полтавской мелкопоместной семьи.

У писателя был и младший брат - Евгений Катаев (псевдоним Петров от имени отца), который тоже в последствии стал известным писателем. Кстати, Евгений - это тот самый Петров, который в соавторстве с Ильфом написал свои знаменитые произведения «12 стульев» и «Золотой теленок».

Валентин Катаев: биография

В.П. Катаев родился в Одессе в 1897 году, 16 января. Его родители были у которой родилось двое одаренных детей (в будущем писатели Валентин и Евгений). После рождения второго ребенка Евгения Ивановна заболела воспалением легких и умерла. Воспитанием и заботой детей занялась ее сестра, которая и заменила им родную мать.

В их семье была необыкновенно большая библиотека, наполненная классической, исторической, справочной и энциклопедической литературой, которую так обожал Валентин Катаев. Биография его указывает на то, что родители читали эти книги своим детям вслух.

Первые труды

Любовь к классической литературе была привита детям с самого детства. Сам Катаев позже вспоминал, что уже тогда он чувствовал, что станет писателем.

Первое его стихотворение «Осень» вышло в печати «Одесского вестника» в 1910 году. За два года потом было опубликовано еще 25 стихотворений.

В 1912 году в этой же газете начинают публиковаться первые юмористические рассказы. И в это же время выходят отдельным изданием два объемных рассказа - «Темная личность» и «Пробуждение». В первом была сатира на А. Куприна, М. Корнфельда, А. Аверченко, а во втором сюжет рассказывал о любви молодого человека, который отказался ради нее от революционного движения.

Дружба

До начала Первой мировой писатель Валентин Катаев познакомился со своими литературными учителями И.А. Буниным и А.М. Федоровым. Чуть позже завязывается дружба с молодыми одесскими писателями и Юрием Олешей.

Он имел неоконченное гимназическое образование из-за участия в Первой мировой и гражданских войнах, а затем и в Белом движении.

В 1915 году ушел добровольцем в армию Валентин Катаев. Биография имеет данные, что служил он в звании прапорщика, дважды был ранен и получил отравление газами.

Летом 1917 года писатель после ранения на румынском фронте оказался в госпитале Одессы. Его наградили двумя и орденом Св. Анны IV «За храбрость». С первым офицерским званием за личные заслуги он получил не передающийся по наследству титул дворянина.

Творчество

На войне Катаев в свободное время пишет рассказы и очерки, посвященные фронтовой жизни. В журнале «Весь мир» в 1915 году впервые на страницах столичного издательства публикуется его рассказ «Немчик».

Главным и единственным своим учителем Катаев считал Ивана Бунина, с которым его познакомил в Одессе писатель-самоучка

Гражданская

После одесского госпиталя в 1918 году Катаев попадает на службу в войска гетмана П. Скоропадского, а после его предательства и бегства в Берлин уходит в добровольческую армию в звании подпоручика. Потом он служил артиллеристом на бронепоезде «Новороссия», воевал против петлюровцев в Виннице и красных - в Бердичеве.

До начала отступления в 1920 году в Жмеринке он заболевает тифом, и его опять ждет одесский госпиталь, а потом родные, еще больного и слабого, забирают его домой. После своего излечения он стал подпольщиком офицерского заговора против П.Н. Врангеля. В скором времени его и брата Евгения арестовали и продержали в тюрьме до сентября 1920 года, потом их отпустили, остальных заговорщиков расстреляли той же осенью.

Москва

В 1921 году он работает в харьковском издательстве вместе с Юрием Олешей и снимает с ним квартиру. В 1922 году Катаев переезжает в столицу и начинает работать в газете «Гудок», все его статьи того времени носили юмористический и сатирический характер, он подписывался псевдонимами Митрофан Горчица, Старик Саббакин, Ол. Твист.

Когда в 1938 году был арестован поэт О. Мандельштам, творения которого были восприняты советской властью как клеветнические и похабные, Катаев помогал его семье деньгами.

Военное время

На войну с фашистскими-захватчиками Катаев отправился уже в качестве В это время он писал рассказы, очерки, публицистические статьи. Одним из ярких произведений тех лет стал рассказ «Отче наш».

Перед Великой Победой он напишет свою известную повесть «Сын полка» и в 1946 году получит за нее Государственную премию.

После войны Катаев стал страдать многодневными запоями, что чуть не привело его к разводу с его женой Валентиной Серовой. Но он вовремя одумался, взял себя в руки и бросил пить.

Валентин Катаев: книги

В период с 1955 по 1961 год Катаев основывает журнал «Юность» и становится его главным редактором. Здесь он опирается на работу еще неизвестных молодых, однако очень перспективных поэтов и прозаиков, так называемых шестидесятников.

Очень легким, простым и понятным языком пишет свои произведения Валентин Катаев, книги его становятся очень популярными. Первый успех ему принесла повесть «Растратчики» (1926 г.), потом последовали «Квадратура круга» (1928 г.), «Время, вперед!» (1932 г.). Следует также отметить повести «Святой колодец» (1965 г.), «Трава забвения» (1967 г.), «Алмазный мой венец» (1975 г.), «Сухой лиман» (1986 г) и т.д.

Также много создал произведений Валентин Катаев для детей и юношества, здесь он показал новые грани своего творчества. В начале 40-х он начинает печатать свои сказки «Дудочка и кувшинчик», «Голубок», «Цветик-Семицветик». А в 1945 выходят сказки «Жемчужинка» и «Пень», в которых очень тонко он обсуждает нравственные вопросы.

Очень бережно и деликатно подводит ребенка к правильным выводам Валентин Катаев. Биография его главным образом всегда была связанна с творчеством. В 1926 году он приступает к созданию тетралогии «Волны Черного моря», куда вошли повести «Белеет парус одинокий» (1936 г.), «Катакомбы» (1951 г.), «Хуторок в степи» (1956 г.), «Зимний ветер» (1960 г.).

После Катаева хотели поставить главным редактором «Литературной газеты», но что-то там не сложилось. Потом в 1966 году он в числе 25 деятелей культуры подписал письмо Л.И. Брежневу - тогдашнему против реабилитации Сталина.

В 1979 году в «Новом мире» вышла повесть «Уже написан Вертер», где он открыл тайну своего участия в Белом движении и ареста. Эта история в обществе вызвала большой резонанс. Писателю в то время было уже 83 года.

В конце жизни Катаев Валентин Петрович перенес операцию, ему удалили раковую опухоль. На 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года, писателя не стало. Его могила находится на

«В своих книгах я часто описывал русские интеллигентные семьи, - вспоминал В.П.Катаев. -Прообразом для меня служила наша семья - папа, мама, тепло семейных отношений, царившее в нашем доме, глубочайшая порядочность, бескорыстие. С детства я слышал имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова. В книжном шкафу стоял двенадцатитомный заветный Карамзин» . Предкам по материнской и отцовской линиям Катаев посвятил два поздних романа - «Кладбище в Скулянах» и «Сухой лиман». Многие его произведения, особенно написанные в последние годы, в той или иной мере автобиографичны. К впечатлениям одесского дореволюционного детства он возвращался снова и снова: в хрестоматийной повести «Белеет парус одинокий», в её продолжении - «Хуторок в степи», в рассказах и, наконец, чрезвычайно подробно - в «книге памяти» «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона».
В юности вместе с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким Катаев входил в кружок одесских поэтов «Зелёная лампа». В 1915 году, не окончив гимназии, записался добровольцем в артиллерию. Был ранен, награждён георгиевским крестом и офицерской шашкой «за храбрость». Во время гражданской войны командовал красной батареей на деникинском фронте. В двадцатые годы работал в Одессе в ЮгРОСТА и в Москве в Главполитпросвете. Товарищами Катаева по знаменитой газете «Гудок» были «самые весёлые и едкие люди» - Юрий Олеша, Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Катаев (младший брат, он прославится под псевдонимом «Е.Петров»). Гудковские фельетоны самого Валентина Катаева появлялись за подписью «Старик Саббакин». Друзья так и звали его в шутку. Кстати, идею «Двенадцати стульев» Ильфу и Петрову - «другу и брату» - подарил Катаев.
Известность ему принесла злободневная фантасмагорическая повесть «Растратчики». Советская критика отвела автору место среди так называемых писателей-попутчиков, а М.Горький и О.Мандельштам похвалили повесть. К.С.Станиславский предложил сделать из неё пьесу, с тем что она будет поставлена во МХАТе. Вторая пьеса - «Квадратура круга» - уже в середине тридцатых шла в Нью-Йорке на Бродвее.
В годы первой пятилетки Катаев ездил по Союзу в журналистские командировки на строительства индустриальных гигантов. После поездки на Магнитострой он написал роман-хронику «Время, вперёд!», взяв как название строчку из «Марша времени» В.Маяковского.
Сочиняя следующую повесть, Катаев задал себе оригинальную задачу: «скрестить сюжетность Пинкертона с художественностью Бунина» . «Постепенно выкристаллизовывалась тема - революция 1905 года и дети» . Повесть «Белеет парус одинокий» стала первой частью тетралогии «Волны Чёрного моря», которую Катаев завершил в 1961 году.
Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», написал десятки очерков и рассказов и не менее хрестоматийную, чем «Парус», повесть «Сын полка». В 1946 году она была удостоена Государственной (Сталинской) премии.
С 1955-го по 1961-й год Катаев возглавлял редакцию нового журнала «Юность», с тех пор и надолго очень популярного в нашей стране.
В последнее двадцатилетие жизни Катаев написал книги, вызвавшие громкие споры критиков и огромный интерес читающей публики: «Святой колодец», «Трава забвенья», «Алмазный мой венец», «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона». Катаев, по его собственному определению, «перестал быть “сюжетником”» . В его новой прозе давние воспоминания и сиюминутные впечатления, сны, размышления, старые стихи и письма свободно сменяют друг друга. Живописная яркость и графическая чёткость катаевского слова с годами только возросла. Писатель, создавший свои лучшие книги в возрасте восьмидесяти и даже почти девяноста лет, - редкое явление в истории литературы.
Однажды, прогуливаясь по своим ежедневным переделкинским маршрутам, Валентин Петрович заметил собеседнику: «Вчера читал в газетах о возвращении на земную орбиту кометы Галлея. Мне было тринадцать лет, когда она пришла к нам из мирового пространства. Теперь я глубокий старик, но всё равно с интересом жду новой встречи» .

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.П.КАТАЕВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: [в 10 т.] / Валентин Катаев. - Москва: Художественная литература, 1983-1986.

АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ / Валентин Катаев. - Москва: Советский писатель, 1979. - 222 с.
Катаев предупреждал, что эта книга не мемуары и к её персонажам следует относиться как к литературным героям. Поэтому имена и фамилии своих знаменитых или почти забытых современников он заменил некими словесными образами: ключик, королевич, птицелов, Командор, щелкунчик, друг и брат…
О, как кипела критика! И с какой жадностью читающая публика разгадывала ребус.

БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ: повесть / Валентин Катаев; [худож. В. Гальдяев]. - Москва: АСТ, 2010. - 414 с. : ил. - (Внеклассное чтение).

ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ: Белеет парус одинокий; Хуторок в степи / [В. П. Катаев; рис. В. Горяева]. - Москва: Детская литература, 1976. - 543 с. : ил.
ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ: Зимний ветер; Катакомбы / [В. П. Катаев; рис. В. Горяева]. - Москва: Детская литература, 1977. - 607 с. : ил.
Детство Пети Бачея из повести «Белеет парус одинокий» во многом похоже на детство самого Катаева. Бачей - девичья фамилия его матери. А Гаврика он придумывал, вспоминая своего одесского приятеля Мишку Галлия.
Первая часть тетралогии «Волны Чёрного моря» написана в 1936 году. Заключительная - «За власть Советов» («Катакомбы») - в 1949-м. В оккупированной фашистами Одессе Пётр Васильевич Бачей и товарищ Черноиваненко воюют в партизанском отряде. О том, как Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко взрослели, Катаев написал позже, в романах «Хуторок в степи» и «Зимний ветер».

Новое издание тетралогии:
БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ; ХУТОРОК В СТЕПИ. - Москва: Эксмо, 2005. - 622 с. - (Детская библиотека).
ВОЛНЫ ЧЁРНОГО МОРЯ: Зимний ветер; Катакомбы. - Москва: Эксмо, 2005. - 671 с. - (Детская библиотека).

ВРЕМЯ, ВПЕРЁД! : роман-хроника / Валентин Катаев. - Москва: Профиздат, 1984. - 303 с. : ил. - (Школьная библиотека).
По мнению автора, высказанному, разумеется, много лет спустя, героя романа, инженера Давида Маргулиеса, в действительности при сталинском режиме ожидало бы осуждение за шпионаж и вредительство.

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК; ПЕНЬ; ГРИБЫ; ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК: сказки / Валентин Катаев; [худож. О. Рытман]. - Москва: Оникс, 2009. - 59 с. : ил. - (Библиотечка детской классики).
В прошлом сказки В.Катаева для маленьких детей «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» часто переиздавались в сериях «Твои первые книжки» и «Читаем сами». Иллюстрации рисовали Э.Булатов и О.Васильев, В.Лосин, В.Юдин.
Менее известны сказки «Голубок» и «Жемчужина». Их можно найти в первом томе десятитомного собрания сочинений В.Катаева.

МАЛЕНЬКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДВЕРЬ В СТЕНЕ / Валентин Катаев; [рис. Г. Калиновского]. - Москва: Детская литература, 1980. - 254 с. : ил.
«Маленькая железная дверь в стене» - книга о жизни В.И.Ленина в эмиграции - в Париже и на острове Капри. «Эта книга не исторический очерк, не роман, даже не рассказ. Это размышления, страницы путевых тетрадей, воспоминания, точнее всего - лирический дневник…» (В. Катаев).

РАЗБИТАЯ ЖИЗНЬ, или ВОЛШЕБНЫЙ РОГ ОБЕРОНА / Валентин Катаев; [худож. Г. Калиновский]. - Москва: Детская литература, 1973. - 526 с. : ил.
«Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» может стоять в ряду таких книг, как «Детство» Л.Н.Толстого, «Детские годы Багрова-внука» С.Т.Аксакова, «Детство Тёмы» Н.Г.Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А.Н.Толстого.

СЫН ПОЛКА: повесть / [В. П. Катаев; предисл. С. Баруздина; худож. И. Гринштейн]. - Москва: Детская литература, 2009. - 234 с. : ил. - (Школьная библиотека).
СЫН ПОЛКА: повесть / [В. П. Катаев; рис. О. Верейского]. - Москва: Детская литература, 1985. - 238 с. : ил.
«Я был корреспондентом на фронте и многое увидел. Но почему-то больше всего запомнил мальчиков - обездоленных, нищих, угрюмо шагавших по дорогам войны… Вот почему я написал “Сын полка”» (В.Катаев. «О себе»).

ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ / Валентин Катаев. - Москва: Вагриус, 2007. - 412 с. : ил. - (Мой 20 век).
ТРАВА ЗАБВЕНЬЯ / Валентин Катаев; [предисл. И. Андроникова]. - Москва: Детская литература, 1967. - 222 с.
«Трава забвенья» - книга об Иване Бунине и Владимире Маяковском, какими их знал и запомнил Катаев.
«При нём [Бунине] я боялся даже произнести кощунственную фамилию: Маяковский. Так же, впрочем, как впоследствии я никогда не мог в присутствии Маяковского сказать слово: Бунин. Они оба взаимно искажали друг друга. Однако они оба стоят рядом в моей памяти, и ничего с этим не поделаешь» (В.Катаев. «Трава забвенья»).

Светлана Малая

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.П.КАТАЕВА

Андроников И. Сверкающее слово Катаева // Андроников И. Все живо… - Москва: Советский писатель, 1990. - С. 280-285.
Галанов Б. Е. Валентин Катаев: размышления о Мастере и диалоги с ним / [Б. Е. Галанов]. - Москва: Художественная литература, 1989. - 318 с. : ил.
Галанов Б. Е. Валентин Катаев: очерк творчества / [Б. Е. Галанов]. - Москва: Детская литература, 1982. - 113 с. : ил.
Кардин В. Парус в море: повесть «Белеет парус одинокий» в творчестве В. Катаева / [В. Кардин]. - Москва: Художественная литература, 1982. - 190 с.
Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить… : книга об отце / Павел Катаев. - Москва: Аграф, 2006. - 206 с. : ил. - (Символ времени).
Котова М. А., Лекманов О. А. В лабиринтах романа-загадки: комментарий к роману В. П. Катаева «Алмазный мой венец» / М. Котова, О. Лекманов, при участии Л. М. Видгофа. - Москва: Аграф, 2004. - 286 с. - (Символ времени).

С.М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.П.КАТАЕВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Безумный день. Сцен. В.Катаева. Реж. А.Тутышкин. Комп. Н.Богословский. СССР, 1956. В ролях: И.Ильинский, С.Мартинсон, С.Бирман, А.Георгиевская, Р.Плятт, И.Зарубина, В.Володин и др.

Белеет парус одинокий. Реж. В.Легошин. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1937. В ролях: И.Бут, Б.Рунге, А.Мельников и др.

Волны Чёрного моря. Телефильм. Реж. А.Войтецкий и др. Комп. В.Дашкевич, М.Кюсс. СССР, 1975. В ролях: В.Кузнецов, Э.Купоросов, В.Агарков, О.Табаков, Е.Леонов-Гладышев, И.Миколайчук, А.Петренко и др.

Время, вперёд! Сцен. В.Катаева, М.Швейцера. Реж. М.Швейцер, С.Милькина. Комп. Г.Свиридов. СССР, 1965. В ролях: С.Юрский, И.Гулая, Т.Сёмина, Л.Куравлёв, В.Кашпур, Е.Копелян и др.
За власть Советов. Сцен. В.Катаева, С.Клебанова. Реж. Б.Бунеев. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1956. В ролях: Б.Чирков, С.Курилов, Д.Сагал, Б.Тенин и др.
Отче наш. Реж. Б.Ермолаев. Комп. М.Вайнберг. СССР, 1989. В ролях: М.Терехова, А.Игнатьев, В.Никулин, В.Меньшов, В.Малявина, В.Дворжецкий и др.
Сын полка. Реж. В.Пронин. Комп. А.Лепин. СССР, 1946. В ролях: Ю.Янкин, А.Морозов и др.
Сын полка. Реж. Г.Кузнецов. СССР, 1981. В ролях: И.Носов, В.Яковлев, В.Павлов, И.Краско и др.
Хуторок в степи. Сцен. В.Катаева. Реж. Б.Бунеев. Комп. М.Раухвергер. СССР, 1970. В ролях: И.Корытнюк, А.Юдин, Ю.Любимов, Н.Меньшикова и др.
Цветик-семицветик. Короткометражный фильм. Реж. Г.Аразян, Б.Бушмелев. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1968.
Я, сын трудового народа. Реж. В.Стрелков. Комп. Н.Сидельников. СССР, 1983. В ролях: С.Маковецкий, В.Хмель и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Дудочка и кувшинчик. Сцен. В.Катаева. Реж. В.Громов. Худож.-пост. В.Дегтярёв. Комп. А.Спадавеккиа. СССР, 1950.
Последний лепесток. По сказке «Цветик-семицветик». Реж. Р.Качанов. Худож.-пост. К.Карпов, Е.Пророкова. Комп. Г.Гладков. СССР, 1977.
Цветик-семицветик. Сцен. В.Катаева. Реж. М.Цехановский. Худож.-пост. Л.Мильчин, В.Роджеро. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1948.

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.

Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).