«"Три мушкетера". Согласны ли вы с тем что роман считается авантюрно историческим. Миф о благородстве мушкетёров Миф о благородстве мушкетёров

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Тема урока: «По страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра»

Цели урока:

Воспитательная. Формирование у обучающихся нравственных и эстетических чувств через категории и ценности бытия романа: добро и зло, истина, справедливость, совесть, дружба и любовь, свобода и ответственность.

Развивающая. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения и читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; развитие устной и письменной речи учащихся.

Образовательная. Развитие навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Методические приемы: сообщение ученика, пересказ и анализ текста, беседа по вопросам, инсценировка эпизода романа Дюма «Три мушкетёра».

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты фильма Г.Юнгвальд – Хилькевича «Д , Артаньян и три мушкетёра».

Ход урока.

    Вступительное слово учителя (!)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам прекрасного произведения, одной из самых захватывающих книг зарубежной литературы, повлиявшей на умы многих поколений людей во всем мире, мы совершим путешествие по страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра». Запишите, пожалуйста Тему сегодняшнего урока»

(!) Цели нашего урока: Кратко пересказать и проанализировать понравившиеся эпизоды романа.

Выявит значение данного произведения на развитие других искусств.

Продолжить обучение навыкам анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий.

Развивать умение строить монолог.

Путешествуя по стране Литературии, вы прочитали много книг, со полюбили многих литературных героев, узнали много интересного о писателях и поэтах, русских и зарубежных. А вот с творчеством французского писателя А.Дюма встречаетесь впервые. Послушаем небольшое сообщение о писателе.

    (!) Ученик выступает с сообщением о жизни и творчестве А. Дюма .

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года во французском небольшом городке Вилле-Котре близ Парижа. Его отец, генерал Дюма, когда-то служил у наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Тогда Александру было всего 4 года. Семья осталась без средств к существованию. Писатель Дюма унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев.

«Это не человек, а сила природы,» - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого восхищался А.Дюма. Мишле платил ему такой же монетой.

Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех и долги. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя – сплошной роман в роде тех, что писал он сам: история о великане-обжоре, торопившемся съесть всё и сразу; жизнь, приключения, размышления, мечты. О своей жизни писатель поведал читателям в книге воспоминаний «Мои мемуары».

И так, в 20 лет Дюма оказался в Париже! «Этот неуч Александр, - говорили о нем кумушки Вилле-Котре,- уже служит писателем у герцога Орлеанского.» (Будущего короля Луи-Филиппа.) Александр Дюма был уверен, что завоюет Париж, францию, весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра, наконец, пришел успех. На сцене была поставлена первая пьеса А.Дюма «Генрих III и его двор». Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры.. Пьеса, правда, вызывала гнев у сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы «Эрнами». Театр дал первый билет к славе Александра Дюма.

(Учащиеся записывают годы жизни писателя)

    (!) Дополнения к сообщению (учитель)

Александр Дюма

Французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом

1822 – не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправляется завоевывать Париж.

1825 – начинает литературную деятельность как драматург, создав пьесу «Охота и любовь» (La chasse et l amour ).

1829 –Дюма создаёт первую подлинно романтическую драму « Генрих III и его двор» , с шумным успехом поставленную в «Комеди-Франсез» и очень удачную в финансовом отношении.

1830 –Принимает участие в июльской революции.

1831 – современная комедия нравов « Антони» , в которой писатель предпринимает первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Также написана пьеса «Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции», которая вызывает недовольство Луи Филиппа. Тогда Дюма обращается к нему с открытым письмом, в котором просит не считать его более на службе у Орлеанского дома.

( V ) 1844 – выходит роман « Три мушкетёра» , принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времён. Он написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из так называемых « Мемуаров господина д"Артаньяна» Готьена де Куртиль де Сандра.

Перу А.Дюма принадлежат романы: « Двадцать лет спустя» , «Королева Марго» , «Граф Монте-Кристо», « Госпожа Монсоро» ,« Сорок пять» , «Виконт де Бражелон» .

1858 – выходит путевой очерк, описывающий путешествие в Россию в 1858г. – «Из Парижа в Астрахань»– изобилующий ошибками, но проникнутый симпатией к России. Всего Дюма совершает несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих « Дорожных впечатлений» .

1860 – присоединяется к походу «Тысячи» Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859-1860гг.

Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. (!)

    Беседа по вопросам. (По ходу беседы ребята заполняют таблицу)

Итак, давайте определим художественные особенности изучаемого произведения. По ходу нашей беседы вам необходимо будет заполнить небольшую таблицу. (!) Когда же «Три мушкетера» Дюма впервые были опубликованы?

В 1844 году. (!)

- (!) К какому роду литературы мы его можем отнести?

Эпос- (!)

- (!) Определите жанр произведения.

Роман (!)

- (!) К какому типу хужожественной речи вы отнесете данное произведение?

Проза. (!)

- (!) А каков тип сюжета?

Авантюрный, исторический. (!)

Почему роман называют авантюрно-историческим. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

- (!) Где происходят события романа? Какова его география?

- (!) В каком городе (в основном) разворачивается действие?

(!) Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы могли бы назвать?

Правление Людовика XIII – время бурного развития архитектуры, ландшафтного дизайна, строительства множества дворцов, охотничьих домиков, расцвета различных видов искусств.

- (!) Какую роль играет пейзаж в романе? Посмотрите на виды Франции, все эти исторические памятники появились в период правления Людовика XIII .

(!)– Какие интерьеры романа вам особенно запомнились.

Раз уж мы говорим, что роман А.Дюма и исторический, то здесь должны быть реальные исторические личности. Назовите их.

(!)– Определите, чьи портреты размещены на слайде? (Записать имена исторических личностей романа).

А какие реальные исторические события мы находим на страницах романа?

Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо.

Каков кодекс чести героев романа?

- (!) Насколько он кажется вам применимым в наше время?

Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас?

Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он?

Давайте же пройдемся по страницам романа и проследим за приключениями наших героев. Обязательно обратите внимание на то, каким образом писателю удается завлечь, заинтриговать читателя. Как раскрываются характеры героев в том или ином эпизоде?

(!) Проводы Д , Артаньяна в Париж.

Как иллюстрация к роману помогла вам представить, каким Д , Артаньян появился на улицах Парижа?

(!) Знакомство с мушкетерами.

    (!) Инсценировка эпизода «Знакомство»

    Пересказ эпизодов романа А.Дюма «Три мушкетера»

(!) Встреча с Д , Тревилем.

(!) История с подвесками.

(!) Тайна Миледи.

(!) Казнь Миледи.

(!) Смерть Констанции.

    (!) Роман А. Дюма был экранизирован во многих странах. На многих киностудиях.

(!) Мне больше всего нравится фильм нашего, российского, режиссера Юнгвальда-Хилькевича «Д , Артаньян и три мушкетера». В главных роля здесь снялись (!) М.Боярский, В.Смехов, И.Ситарыгин, В. Смирнитский, И.Алферова, А.Фрейндлих, О.Табаков, М.Терехова, Н.Трофимов и другие замечательные актеры.

    По вашим просьбам мы посмотрим эпизод гибели Констанции. В фильме это, действительно, один из самых ярких, трогательных и запоминающихся моментов.

Просмотр фрагмента фильма .

    Сравните, пожалуйста, как этот эпизод показан у Дюма и Юнгвальд-Хилькевича? Что нового дает или не дает нам фрагмент фильма?

(!) Хочу сказать, что участие в данном фильме имело большую роль в судьбе актеров, сыгравших главные роли. Как и герои романа, они очень дружны, соблюдают тот кодекс чести, которому были верны мушкетеры. Они даже уговорили режиссера снять продолжение фильма.

(!) Мультипликаторы также обращаются к образам знаменитых мушкетеров. Снят прекрасный мультфильм по мотивам романа.

(!) На сценах многих театров мира и сегодня идут постановки по роману А.Дюма. На этих спектаклях не бывает пустых мест.

(!) Композиторами разных стран написано огромное количество мюзиклов. Есть теле- и радиоспектакли о приключениях мушкетеров.

Запишите в тетради те виды искусства, художники которых обращались и обращаются к образам романа А.Дюма.

    Ребята, как вы думаете, почему роман А.Дюма «Три мушкетёра» не теряет своей актуальности? Почему на протяжение почти двух столетий он вызывает такой интерес у читателей.

    (!) Д/З. Написать отзыв о романе А.Дюма «Три мушкетера»

    Выставление оценок.

Сочинение

Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим?

Александр Дюма - отец не стремился в своих произведениях к документальноcти. Его романы считаются авантюрно-ис­торическими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увле­кательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происхо­дившие в действительности события. Но есть и еще одна причина для такого назва­ния - свобода автора при использовании самых различных событий для характе­ристики героев своего повествования. Именно поэтому читатель всегда знает, что, читая авантюрно-исторический ро­ман, он знакомится с остроумной выдум­кой, которая только отчасти верна исто­рической правде. Роман «Три мушкетера» можно точно отнести к первой половине XVII века, в нем описываются события, происходившие при жизни кардинала Ри­шелье и герцога Букингемского.

Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.

Проследим за судьбами четырех друзей. Трое из них в самом начале романа уже были мушкетерами. Д’Артаньян не сразу добился этой чести. Три мушкетера с Д’Артаньяном - неразделимый союз, в котором самой активной силой был именно Д’Артаньян.

Ни у кого не вызывает сомнения, что главное действующее лицо романа - Д’Артаньян. Его действия лежат в основе всех самых ярких событий романа, кото­рые начинаются с грозной стычки буду­щих друзей. Затем четырех героев свяжут захватывающие приключения, в которых зачинщиком и героем станет Д’Артаньян. Он первым вступает в бой, и он же за­вершает сражения.

Какие события представляются вам наибо­лее яркими, организующими сюжет произведе­ния? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие?

О конкретных событиях говорят все ба­тальные эпизоды романа. Но особенно за­поминается история с подвесками - дра­гоценностью, которая оказалась в Англии в руках влюбленного во французскую ко­ролеву герцога Букингемского. Все много­численные события напряженного сюже­та происходят в первой половине XVII ве­ка. При этом отважным мушкетерам удается предотвратить ряд военных конф­ликтов, которые порождены политикой кардинала Ришелье и герцога Букингемского.

Каков кодекс чести героев романа? Насколь­ко он кажется вам применимым в наше время?

Кодекс чести, который исповедуют мушкетеры, всем известен. Не они его изобрели, но они его свято воплощали в своей жизни, чем привлекли многочис­ленных читателей многих поколений. Некоторые фразы этого кодекса звучат афоризмами: «Один за всех - все за одно­го» и др. Мушкетеры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отно­шению к женщине, верны слову. Общий кодекс чести благородного человека впол­не может быть составлен по делам каждо­го из четырех героев романа.

Какие качества и поступки абсолютно непри­емлемы для героев романа? Насколько они непри­емлемы для вас?

Кодекс чести предполагает благородст­во поступков. Соблюдая его, нельзя совер­шить никакого неблаговидного поступка, а не только подлости. Предательство, об­ман, лицемерие, донос - все это исключа­ется самим фактом существования кодек­са чести. И конечно, они должны быть не­приемлемы для каждого из нас.

Связаны ли подвиги героев романа со слу­жением даме или у этих подвигов нет вдохнови­тельницы?

Высокое благородство по отношению к женщине свойственно мушкетерам, они служат даме, помогая, например, короле­ве, мадам Бонасье. Но эти благородные поступки более связаны с их кодексом чести, чем только с поклонением конкрет­ной даме.

  1. Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим?
  2. Александр Дюма — отец не стремился в своих произведениях к документальности. Его романы считаются авантюрно-ис-торическими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увле-кательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происхо-дившие в действительности события. Но есть и еще одна причина для такого назва-ния — свобода автора при использовании самых различных событий для характе-ристики героев своего повествования. Именно поэтому читатель всегда знает, что, читая авантюрно-исторический ро-ман, он знакомится с остроумной выдум-кой, которая только отчасти верна исто-рической правде. Роман «Три мушкетера» можно точно отнести к первой половине XVII века, в нем описываются события, происходившие при жизни кардинала Ри-шелье и герцога Букингемского.

  3. Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.
  4. Проследим за судьбами четырех друзей. Трое из них в самом начале романа уже были мушкетерами. Д’Артаньян не сразу добился этой чести. Три мушкетера с Д’Артаньяном — неразделимый союз, в котором самой активной силой был именно Д’Артаньян.

  5. Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведе-ния? Кто он? Докажите, что именно он в центре событий романа.
  6. Ни у кого не вызывает сомнения, что главное действующее лицо романа — Д’Артаньян. Его действия лежат в основе всех самых ярких событий романа, кото-рые начинаются с грозной стычки буду-щих друзей. Затем четырех героев свяжут захватывающие приключения, в которых зачинщиком и героем станет Д’Артаньян. Он первым вступает в бой, и он же за-вершает сражения.

  7. Какие события представляются вам наибо-лее яркими, организующими сюжет произведе-ния? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие?
  8. О конкретных событиях говорят все ба-тальные эпизоды романа. Но особенно за-поминается история с подвесками — дра-гоценностью, которая оказалась в Англии в руках влюбленного во французскую ко-ролеву герцога Букингемского. Все много-численные события напряженного сюже-та происходят в первой половине XVII ве-ка. При этом отважным мушкетерам удается предотвратить ряд военных конф-ликтов, которые порождены политикой кардинала Ришелье и герцога Букингемского.

  9. Каков кодекс чести героев романа? Насколь-ко он кажется вам применимым в наше время?
  10. Кодекс чести, который исповедуют мушкетеры, всем известен. Не они его изобрели, но они его свято воплощали в своей жизни, чем привлекли многочис-ленных читателей многих поколений. Некоторые фразы этого кодекса звучат афоризмами: «Один за всех — все за одно-го» и др. Мушкетеры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отно-шению к женщине, верны слову. Общий кодекс чести благородного человека впол-не может быть составлен по делам каждо-го из четырех героев романа.

  11. Какие качества и поступки абсолютно непри-емлемы для героев романа? Насколько они непри-емлемы для вас?
  12. Кодекс чести предполагает благородст-во поступков. Соблюдая его, нельзя совер-шить никакого неблаговидного поступка, а не только подлости. Предательство, об-ман, лицемерие, донос — все это исключа-ется самим фактом существования кодек-са чести. И конечно, они должны быть не-приемлемы для каждого из нас.

  13. Связаны ли подвиги героев романа со слу-жением даме или у этих подвигов нет вдохнови-тельницы?
  14. Высокое благородство по отношению к женщине свойственно мушкетерам, они служат даме, помогая, например, короле-ве, мадам Бонасье. Но эти благородные поступки более связаны с их кодексом чести, чем только с поклонением конкрет-ной даме.

  15. Как вы представляете характер и облик ми-леди? Это романтическая фигура, или в том, как она описана, вы видите черты реального харак-тера?
  16. Миледи предстает перед читателем ро-мантической злодейкой, в характере ко-торой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миле-ди пугает концентрацией злобы и беспо-щадности, полным отсутствием добрых побуждений.

  17. Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом време-ни?
  18. Несомненная польза авантюрно-истори-ческого романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюже-том. События и герои, с которыми нас зна-комит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дю-ма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. Мы должны учесть, что умело описывая придворную жизнь эпохи и военные действия, он не очень заботится об исторической досто-верности событий. Многое изображается упрощенно, часто объясняется случайны-ми причинами: интригами придворных, счастливым стечением обстоятельств.

  19. Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в ро-мане?
  20. В романе изображена первая половина XVII века. Роман насыщен самыми разно-образными приметами эпохи. Мы не толь-ко узнаем о событиях конкретного време-ни, но и об архитектуре той поры, о моде, которая царила при дворе, о манере обще-ния и даже правилах организации по-единков. Автор мог бы и ошибаться в воспроизведении реалий времени, но они будут жить в нашей памяти, поскольку изображены писателем очень ярко и убе-дительно.

  21. Какую роль играет пейзаж в романе?
  22. В романе «Три мушкетера», как и в прочих историко-авантюрных романах А. Дюма, роль пейзажа невелика. Он час-то выглядит как декорация эпохи, как подтверждение достоверности изображае-мых событий. Чаще всего это не картины живой природы, а общие очертания места действия. Иногда описание конкретного места включает в себя и рассказ о его из-менении в ходе времени. Так, описывая руины замка, автор вспоминает о поре его расцвета.

  23. Какие интерьеры вам особенно запомни-лись?
  24. Среди интерьеров детальнее всего вос-произведены жилые покои властителей. Их помпезность и их житейское (по мер-кам нашего времени) неудобство. Дюма умеет и любит рисовать словом не только портреты героев, но и тот предметный мир, который их окружает. Читатель на-блюдает за жизнью героев в привычной для него обстановке. Стоит отметить раз-нообразие интерьеров, которые воссоздает писатель: это может быть и будуар коро-левы, и скромная обстановка дома мадам Бонасье, и покои кардинала Ришелье.

    Чаще всего запоминаются те интерье-ры, в которых происходили самые драматические события, а детали их описаний помогают представить важные для разви-тия сюжета сцены.

  25. Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, харак-терами и поступками его героев, мастерством по-вествования, близостью позиций автора к вашим взглядам на жизнь?
  26. Чтение романа увлекает. И, завершив это чтение, можно попробовать определить, что же лежит в основе нашего читательского интереса. Размышляя над этим, мы обыч-но называем увлекательность сюжета, яр-кость характеров героев, удивительное мастерство повествования, которое с ярко-стью рисует действия героев, а также чет-кость выражения позиции автора, с кото-рым любому читателю хочется или согла-ситься, или спорить, настолько она отчет-ливо выражена на страницах романа.

  27. Попробуйте охарактеризовать особеннос-ти мастерства автора.
  28. А. Дюма в своих авантюрно-историче-ских романах активно использует весь на-бор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя — к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие которых удерживает внимание читателя, вызывает его соучастие и сопе-реживание. При этом нужно отметить мастерство изображения характеров, уме-лое использование всех деталей обстанов-ки, которые способствуют активному вклю-чению читателя в ход событий. Если мы попробуем охарактеризовать мастерство автора, то отметим, что перед нами мастер создания сюжета, обрисовки человече-ских характеров, создания сложной и единой картины воспроизведения дейст-вительности в рамках художественного произведения. Материал с сайта

  29. Какие мысли и чувства возникают при чте-нии этого романа?
  30. Чтение романа часто воспринимается как развлечение, как отдых, при котором жизнь вокруг начинает восприниматься радостно и оптимистично, хотя обсто-ятельства сюжета казалось бы этого не предполагают. Однако часто при чтении возникают вопросы, которые в состоянии решить уже не автор, а сам читатель. И эти вопросы и побуждения к действию часто реализуются в поступках, совсем не связанных с героями и сюжетом романа, а всего лишь подсказанных его содержа-нием. Так, часто возникают коллектив-ные «Дневники мушкетеров», даются клятвы, основанные на кодексе чести мушкетеров, которые во многом предоп-ределяют дальнейшее поведение учеников-читателей. Практически каждый чи-татель может оценить меру и степень воз-действия книги на его духовный мир и дальнейшее поведение после того, как прочитана книга.

  31. Чем можно объяснить появление беско-нечного количества инсценировок и киновариан-тов сюжета романа?
  32. Увлекательность сюжета и яркость ха-рактеров героев привлекает читателей. Особенности художественного текста, а также его популярность вызывают жела-ние использовать его для создания произ-ведений других жанров. Можно попробо-вать назвать те жанры, в которых вопло-щались «Три мушкетера», — это кино-фильмы, спектакли, пародийные романы, мюзиклы, мультипликационные фильмы и т. д. Не всем им сопутствовала удача, но всегда сначала читатель и зритель с инте-ресом всматривались в новые попытки ис-пользовать любимые сюжеты и героев.

  33. Попробуйте инсценировать с одноклассни-ками любой эпизод романа.
  34. Любой диалог может превратиться в не-большую сценку, которая будет показы-вать какое-то качество героя, например его изобретательность или быстроту реак-ции. В то же время яркость конкретно-го диалога может рассматриваться как использование художественных приемов Дюма-драматурга на страницах прозаиче-ского произведения. Роман «Три мушке-тера» включен в школьную программу на правах внеклассного чтения и обращение к добровольной творческой работе по со-зданию инсценировки поможет всем вось-миклассникам включиться в процесс об-суждения и художественного произведе-ния с его особенностями, и тех проблем, которые особенно важны в данный мо-мент в этом конкретном классе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по рассказу три мушкетера
  • чему нас учит роман три мушкетера
  • найдите пейзаж в романе три мушкетера
  • сочинение по роману три мушкетера
  • отрывки пейзажа в романе три мушкетера

– Чтобы разобраться в том, какие «законы чести» утверждаются в этой главе, остановимся на следующих эпизодах .

1. Рассуждение А. Дюма о характере д’Артаньяна в начале главы .

В – задайте вопрос автору текста;

О – прогнозируйте ответ;

П – проверьте себя по тексту. (Слайд 4.)

У д’Артаньяна в Париже не было ни одного знакомого . (В.

Что из этого следует? О. ) Поэтому он <…> Впрочем, он заранее твёрдо решил принести храброму мушкетёру все допустимые

извинения, не проявляя при этом, разумеется, слабости . (Это

характеризует д’Артаньяна с хорошей стороны. ) Он решил это, опасаясь тяжёлых последствий, которые может иметь подобная дуэль, когда человек, полный сил и молодости, дерётся с раненым и ослабевшим противником. (Д’Артаньян не хочет умалять физических достоинств противника. ) Если он окажется побеждённым – противник будет торжествовать вдвойне; если же победителем будет он – его обвинят в вероломстве, скажут, что успех достался ему слишком легко . (П. Вот что озадачило д’Артаньяна! )

Впрочем, либо мы плохо обрисовали характер нашего искателя приключений, либо читатель должен был уже заметить, что д’Артаньян был человек не совсем обыкновенный. Поэтому, хоть и твердя самому себе, что гибель его неизбежна, он не мог безропотно покориться неизбежности смерти, как сделал бы это другой, менее смелый и менее спокойный человек .

(Это характеризует д’Артаньяна как смелого и волевого человека. В. Может, в этом его необыкновенность? )

Он вдумывался в различия характеров тех, с кем ему предстояло сражаться, и положение постепенно становилось для него ясней . (Д’Артаньян наблюдателен. ) Он надеялся, что, извинившись, завоюет дружбу Атоса, строгое лицо и благородная осанка которого произвели на него самое хорошее впечатление . (Д’Артаньян нуждается в настоящем друге. ) <…> Если даже предположить, что и до него дойдёт очередь, то д’Артаньян твёрдо решил покончить с ним или же ударом в лицо, как Цезарь советовал поступать с солдатами Помпея, нанести ущерб красоте, которой Арамис так явно гордился.. . (С одной стороны, д’Артаньян хочет найти друзей, с другой – явно желает показать недостатки противников – Портоса, Арамиса. В. Что же им руководило? )

2. Разговор д’Артаньяна и Атоса (можно читать по ролям).

Нужно доказать, что герои соревнуются в благородстве. При этом полезно проследить, как они, враги в настоящий момент, обращаются друг к другу, как судят друг о друге (с уважением и достоинством).

Атос на мгновение задумался . (В. Догадались о чём? О.)

– Вы знакомы только с господином де Тревилем? – спросил он. (П. Вот что его озадачило – известие о знакомстве отца д’Артаньяна с г-ном де Тревилем .)

– Да, сударь, я знаком только с ним.

– Вот так история! – проговорил Атос, обращаясь столько же к самому себе, как и к своему собеседнику. – Вот так история! Но если я вас убью, я прослыву пожирателем детей . (Атосу очень не хочется такой славы. )

– Не совсем так, сударь, – возразил д"Артаньян с поклоном, который не был лишён достоинства. – Не совсем так, раз вы делаете мне честь драться со мною, невзирая на рану, которая, несомненно, тяготит вас . (Д"Артаньян по-другому оценивает предстоящий поступок Атоса: тот будет защищать свою честь, несмотря на серьёзное ранение. )

– Очень тяготит, даю вам слово. И вы причинили мне чертовскую боль, должен признаться. Но я буду держать шпагу в левой руке, как делаю всегда в подобных случаях. Таким образом, не думайте, что это облегчит ваше положение: я одинаково свободно действую обеими руками. Это создаст даже некоторое неудобство для вас. Левша очень стесняет противника, когда тот не подготовлен к этому. Я сожалею, что не поставил вас заранее в известность об этом обстоятельстве. ( Атос действительно человек чести. )

– Вы, сударь, – проговорил д"Артаньян, – бесконечно любезны, я вам глубоко признателен.

– Я, право, смущён вашими речами, – сказал Атос с изысканной учтивостью. – Поговорим лучше о другом, если вы ничего не имеете против... Ах, дьявол, как больно вы мне сделали! Плечо так и горит!

– Если б вы разрешили... – робко пробормотал д"Артаньян.

( В. Интересно, что смущает д’Артаньяна? )

– Что именно, сударь?

– У меня есть чудодейственный бальзам для лечения ран. Этот бальзам мне дала с собой матушка, и я испытал его на самом себе. ( Неожиданное предложение! )

– И что же?

– А то, что не далее как через каких-нибудь три дня вы – я в этом уверен – будете исцелены, а по прошествии этих трёх дней, когда вы поправитесь, сударь, я почту за великую честь скрестить с вами шпаги . (Ч естнее сражаться с поправившимся соперником. )

Д"Артаньян произнёс эти слова с простотой, делавшей честь

его учтивости и в то же время не дававшей повода сомневаться в

его мужестве.

– Клянусь Богом, сударь, – ответил Атос, – это предложение мне по душе. Не то чтобы я на него согласился, но от него за целую милю отдаёт благородством дворянина. Так говорили и действовали воины времён Карла Великого, примеру которых должен следовать каждый кавалер. Но мы, к сожалению, живём не во времена великого императора. Мы живём при почтенном господине кардинале, и за три дня, как бы тщательно мы ни хранили нашу тайну, говорю я, станет известно, что мы собираемся драться, и нам помешают осуществить наше намерение... ( Для Атоса главное – не его самочувствие, а то, чтобы поединок чести состоялся. ) Да, но эти лодыри окончательно пропали, как мне кажется!

– Если вы спешите, сударь, – произнес д"Артаньян с той же простотой, с какой минуту назад он предложил Атосу отложить дуэль на три дня, – если вы спешите и если вам угодно покончить со мной немедленно, прошу вас – не стесняйтесь. ( Д"Артаньян уверен, что будет убит, но он готов к поединку. )

– И эти слова также мне по душе, – сказал Атос, приветливо кивнув д"Артаньяну . ( Видно, что соперники уже симпатизируют друг другу. ) – Это слова человека неглупого и, несомненно, благородного. Сударь, я очень люблю людей вашего склада и вижу: если мы не убьём друг друга, мне впоследствии будет весьма приятно беседовать с вами . (Между Атосом и д’Артаньяном зарождается дружба. )

3. Разговор д’Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом .

– Почему д’Артаньян помог Арамису и Портосу скрыть истинную причину дуэли? (Очевидно, он тоже не хочет ставить их в смешное или неловкое положение.)

– Что значит для д’Артаньяна «принести свои извинения»? (Не просить прощения, а соблюсти необходимые приличия и отдать должное мушкетёрам, к которым он начал относиться с искренней симпатией).

– Честное слово, – произнес д’Артаньян, – прозвища у вас, милостивые государи, удачные, и история со мной, если только она получит огласку, послужит доказательством, что ваша дружба основана не на различии характеров, а на сходстве их. (Наблюдательность д’Артаньяна позволяет ему увидеть главное в характере друзей – сходство. )

Портос в это время, подойдя ближе, движением руки приветствовал Атоса, затем, обернувшись, замер от удивления, как только узнал д’Артаньяна. (В. Догадались почему? О. ) <…>

– Только в час дня, – успокоительно заметил д’Артаньян.

– Но и я тоже дерусь с этим господином, – объявил Арамис в свою очередь, приблизившись к ним.

– Только в два часа, – всё так же спокойно сказал д’Артаньян.

(Д’Артаньян спокоен, ибо он готов умереть .)

Атос, от которого ничто не могло ускользнуть, заметил тонкую улыбку, скользнувшую по губам гасконца . (В. Догадались почему? О. ) <…>

– Мы поспорили по поводу одежды, – сказал молодой человек.

– А ты, Арамис?

– Я дерусь из-за несогласия по одному богословскому вопросу,

– сказал Арамис, делая знак д’Артаньяну, чтобы тот скрыл истинную причину дуэли.

Атос заметил, что по губам гасконца снова скользнула улыбка.

– Неужели? – переспросил Атос.

– Да, одно место из блаженного Августина, по поводу которого мы не сошлись во мнениях, – сказал д’Артаньян . (Д’Артаньян

умён и не желает обнажить лживые объяснения друзей. В.

С какой целью он это делает? О. )

«Он, бесспорно, умён», – подумал Атос . (Д’Артаньяну известно то, о чём Атосу остаётся только догадываться. Атос начинает по достоинству оценивать соперника. )

– А теперь, милостивые государи, разрешите мне принести вам извинения . (В. Догадались, по поводу чего будут извинения? О. ) При слове «извинения» лицо Атоса затуманилось, по губам Портоса скользнула пренебрежительная усмешка, Арамис же отрицательно покачал головой . (Мушкетёры сомневаются в благородных намерениях юноши. )

– Вы не поняли меня, господа, – сказал д’Артаньян, подняв голову. Луч солнца в эту минуту… оттенил тонкие и смелые черты его лица. – Я просил у вас извинения на тот случай, если не буду иметь возможности дать удовлетворение всем вам троим… (П. Вот почему он просит извинения .) Ведь господин Атос <…> и это может лишить меня возможности уплатить свой долг чести вам, господин Портос; обязательство же, выданное вам, господин Арамис, превращается почти в ничто.

– Жарко, – сказал Атос, в свою очередь обнажая шпагу. – А между тем мне нельзя скинуть камзол. Я чувствую, что рана моя кровоточит, и боюсь смутить моего противника видом крови, которую не он пустил . (Для Атоса главное – не смутить соперника и чтобы поединок состоялся. Это говорит о его благородстве. )

– Да, сударь, – ответил д’Артаньян. – Но будь эта кровь пущена мною или другими, могу вас уверить, что мне всегда будет больно видеть кровь столь храброго дворянина. Я буду драться, не снимая камзола, как и вы . (Чувствуется, что д’Артаньян и его соперник достойны друг друга. )

4. Разговор Портоса и Арамиса о дуэли.

– Что можно сказать о характере каждого из них, судя по этому разговору? (Портос грубоват и бесхитростен, Арамис – утончён, способен оценить деликатность и уважает Атоса.)

– Всё это прекрасно, – воскликнул Портос, – но довольно

любезностей! Не забывайте, что мы ожидаем своей очереди…

– Говорите от своего имени, Портос, когда говорите подобные нелепости, – перебил его Арамис. – Что до меня, то всё сказанное этими господами, на мой взгляд, прекрасно и вполне достойно двух благородных дворян . (Убеждаемся мы в правоте своих суждений? )

– Вы крайне любезны, господа гвардейцы, – сказал Атос с

досадой… – Если бы мы застали вас дерущимися, могу вас уве-

рить – мы не стали бы мешать вам. Дайте нам волю, и вы, не

затрачивая труда, получите истинное удовольствие.

(Атос хочет довести дело до конца – это дело чести. )

5. «Вы сказали, что вас трое; но мне кажется, что нас четверо» . Сцена, в которой д’Артаньян делает свой выбор.

– Какие черты характера д’Артаньяна раскрываются в этом эпизоде? (Решительность, смелость, умение слушаться голоса собственного сердца).

Атос, Портос и Арамис в то же мгновение пододвинулись друг к другу, а де Жюссак поспешил выстроить своих солдат . (Мушкетёры готовы сражаться в неравном бою. ) Этой минуты было достаточно для д’Артаньяна: он решился . (В. Догадались, на что? О. ) Произошло одно из тех событий, которые определяют судьбу человека. Ему предстояло выбрать между королём и кардиналом, и, раз выбрав, он должен будет держаться избранного… И к чести его мы должны сказать: он ни на секунду не заколебался. (В. Понятно уже, что он выберет? Сам автор отдаёт должное герою: д’Артаньян достоин восхищения. Он человек чести .)

Но всех троих тревожили молодость и неопытность д’Артаньяна . (Чувство сопереживания и великодушие свойственны благородным людям – это объединяет мушкетёров и д’Артаньяна. ) Д’Артаньян не сдвинулся с места. < … > понял причину их нерешительности…

– Милостивые государи, – сказал он, – испытайте меня, и я клянусь вам честью, что не уйду с этого места, если мы будем побеждены! … Сердце молодого гасконца билось столь сильно, что готово было разорвать ему грудь… Он дрался, как разъярённый тигр, носясь вокруг своего противника, двадцать раз меняя тактику и местоположение . (Видно, что храбрость и решительность свойственны д’Артаньяну. )

6. Сцена с Бикара.

– Можно ли отказать в мужестве гвардейцам кардинала? («Мужество восхищает, даже если это мужество врага».)

Бикара и Портос ловко орудовали шпагами. Портос был уже

ранен в предплечье, Бикара – в бедро. Ни та ни другая рана не угрожала жизни, и оба они с ещё большим ожесточением продолжали изощряться в искусстве фехтования.

(То есть соперники не уступают друг другу в мастерстве. )

Оставались Портос и Бикара <…> Но все его насмешки не привели ни к чему. (В. Вы догадались почему? О. ) Бикара был один из тех железных людей, которые падали только мёртвыми. (П . Бикара – достойный противник. ) Между тем пора было кончать . (В. Ясна причина? ) Могла появиться стража и арестовать всех участников дуэли … П.

Бикара всё же отказался (В. Догадались, почему? О. ) Бикара был гасконец, как и д’Артаньян. Он остался глух и только засмеялся . (П. Мужество помогает Бикара вести себя достойно в критической ситуации. ) Продолжая драться, он между двумя выпадами концом шпаги указал концом точку на земле . (В. Что это значит? )

– Здесь… здесь умрёт Бикара… (П. )

– Раз ты приказываешь, дело другое, – сказал Бикара. – Ты мой бригадир, и я должен повиноваться . (И в повиновении бригадиру проявляется мужество Бикара. )

И, внезапно отскочив назад, он переломил пополам свою шпагу, чтобы не отдать её противнику. Мужество всегда вызывает уважение, даже если это мужество врага.

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Тема урока: «По страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра»

Цели урока:

Воспитательная. Формирование у обучающихся нравственных и эстетических чувств через категории и ценности бытия романа: добро и зло, истина, справедливость, совесть, дружба и любовь, свобода и ответственность.

Развивающая. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения и читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; развитие устной и письменной речи учащихся.

Образовательная. Развитие навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

Методические приемы: сообщение ученика, пересказ и анализ текста, беседа по вопросам, инсценировка эпизода романа Дюма «Три мушкетёра».

Оборудование: презентация к уроку, фрагменты фильма Г.Юнгвальд – Хилькевича «Д , Артаньян и три мушкетёра».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (!)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам прекрасного произведения, одной из самых захватывающих книг зарубежной литературы, повлиявшей на умы многих поколений людей во всем мире, мы совершим путешествие по страницам романа А.Дюма «Три мушкетёра». Запишите, пожалуйста Тему сегодняшнего урока»

(!) Цели нашего урока: Кратко пересказать и проанализировать понравившиеся эпизоды романа.

Выявит значение данного произведения на развитие других искусств.

Продолжить обучение навыкам анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий.

Развивать умение строить монолог.

Путешествуя по стране Литературии, вы прочитали много книг, со полюбили многих литературных героев, узнали много интересного о писателях и поэтах, русских и зарубежных. А вот с творчеством французского писателя А.Дюма встречаетесь впервые. Послушаем небольшое сообщение о писателе.

  1. (!) Ученик выступает с сообщением о жизни и творчестве А. Дюма .

Александр Дюма родился 24 июля 1802 года во французском небольшом городке Вилле-Котре близ Парижа. Его отец, генерал Дюма, когда-то служил у наполеона. Потом вышел в отставку и вскоре умер. Тогда Александру было всего 4 года. Семья осталась без средств к существованию. Писатель Дюма унаследовал многие черты характера от своего отца и щедро наделял ими своих героев.

«Это не человек, а сила природы,» - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого восхищался А.Дюма. Мишле платил ему такой же монетой.

Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех и долги. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя – сплошной роман в роде тех, что писал он сам: история о великане-обжоре, торопившемся съесть всё и сразу; жизнь, приключения, размышления, мечты. О своей жизни писатель поведал читателям в книге воспоминаний «Мои мемуары».

И так, в 20 лет Дюма оказался в Париже! «Этот неуч Александр, - говорили о нем кумушки Вилле-Котре,- уже служит писателем у герцога Орлеанского.» (Будущего короля Луи-Филиппа.) Александр Дюма был уверен, что завоюет Париж, францию, весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра, наконец, пришел успех. На сцене была поставлена первая пьеса А.Дюма «Генрих III и его двор». Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры.. Пьеса, правда, вызывала гнев у сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы «Эрнами». Театр дал первый билет к славе Александра Дюма.

(Учащиеся записывают годы жизни писателя)

  1. (!) Дополнения к сообщению (учитель)

Александр Дюма

Французский романист и драматург, обычно называемый Дюма-отцом

Родился 24 июля 1802г. в Вилле-Котре (деп. Эна), сын республиканского генерала.

1822 – не получив почти никакого систематического образования, двадцатилетний Дюма, имея в кармане пятьдесят три франка, отправляется завоевывать Париж.

1825 – начинает литературную деятельность как драматург, создав пьесу «Охота и любовь» (La chasse et l’amour).

1829 –Дюма создаёт первую подлинно романтическую драму «Генрих III и его двор», с шумным успехом поставленную в «Комеди-Франсез» и очень удачную в финансовом отношении.

1830 –Принимает участие в июльской революции.

1831 – современная комедия нравов «Антони», в которой писатель предпринимает первую в сценической практике попытку исследовать психологию романтического героя. Также написана пьеса «Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции», которая вызывает недовольство Луи Филиппа. Тогда Дюма обращается к нему с открытым письмом, в котором просит не считать его более на службе у Орлеанского дома.

(V) 1844 – выходит роман «Три мушкетёра», принадлежащий к числу самых популярных исторических повествований всех времён. Он написан в сотрудничестве с О.Маке. Сюжетная линия почти целиком заимствована из так называемых «Мемуаров господина д"Артаньяна» Готьена де Куртиль де Сандра.

Перу А.Дюма принадлежат романы: «Двадцать лет спустя» , «Королева Марго» , «Граф Монте-Кристо», «Госпожа Монсоро»,«Сорок пять»,«Виконт де Бражелон».

1858 – выходит путевой очерк, описывающий путешествие в Россию в 1858г. – «Из Парижа в Астрахань»– изобилующий ошибками, но проникнутый симпатией к России. Всего Дюма совершает несколько разорительных путешествий, которым посвятил почти 30 книг своих «Дорожных впечатлений» .

1860 – присоединяется к походу «Тысячи» Дж.Гарибальди, обеспечившему победу Итальянской революции 1859-1860гг.

Наследие Дюма составляет почти три сотни томов. Чтобы обеспечить себя достаточным количеством материала, он организовал настоящую фабрику по производству книжной продукции. Сотрудниками Дюма были О.Маке и П.А.Фиорентино. Но одушевляющей искрой был гений Дюма, поскольку ни одному из его сотрудников не удалось самостоятельно создать сколько-нибудь запоминающийся роман. (!)

  1. Беседа по вопросам. (По ходу беседы ребята заполняют таблицу)

Итак, давайте определим художественные особенности изучаемого произведения. По ходу нашей беседы вам необходимо будет заполнить небольшую таблицу. (!) Когда же «Три мушкетера» Дюма впервые были опубликованы?

В 1844 году. (!)

- (!) К какому роду литературы мы его можем отнести?

Эпос- (!)

- (!) Определите жанр произведения.

Роман (!)

- (!) К какому типу хужожественной речи вы отнесете данное произведение?

Проза. (!)

- (!) А каков тип сюжета?

Авантюрный, исторический. (!)

Почему роман называют авантюрно-историческим. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

- (!) Где происходят события романа? Какова его география?

- (!) В каком городе (в основном) разворачивается действие?

(!) Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы могли бы назвать?

Правление Людовика XIII – время бурного развития архитектуры, ландшафтного дизайна, строительства множества дворцов, охотничьих домиков, расцвета различных видов искусств.

- (!) Какую роль играет пейзаж в романе? Посмотрите на виды Франции, все эти исторические памятники появились в период правления Людовика XIII.

(!)– Какие интерьеры романа вам особенно запомнились.

Раз уж мы говорим, что роман А.Дюма и исторический, то здесь должны быть реальные исторические личности. Назовите их.

(!)– Определите, чьи портреты размещены на слайде? (Записать имена исторических личностей романа).

А какие реальные исторические события мы находим на страницах романа?

Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо.

Каков кодекс чести героев романа?

- (!) Насколько он кажется вам применимым в наше время?

Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас?

Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он?

Давайте же пройдемся по страницам романа и проследим за приключениями наших героев. Обязательно обратите внимание на то, каким образом писателю удается завлечь, заинтриговать читателя. Как раскрываются характеры героев в том или ином эпизоде?

(!) Проводы Д , Артаньяна в Париж.

Как иллюстрация к роману помогла вам представить, каким Д , Артаньян появился на улицах Парижа?

(!) Знакомство с мушкетерами.

  1. (!) Инсценировка эпизода «Знакомство»
  2. Пересказ эпизодов романа А.Дюма «Три мушкетера»

(!) Встреча с Д , Тревилем.

(!) История с подвесками.

(!) Тайна Миледи.

(!) Казнь Миледи.

(!) Смерть Констанции.

  1. (!) Роман А. Дюма был экранизирован во многих странах. На многих киностудиях.

(!) Мне больше всего нравится фильм нашего, российского, режиссера Юнгвальда-Хилькевича «Д , Артаньян и три мушкетера». В главных роля здесь снялись (!) М.Боярский, В.Смехов, И.Ситарыгин, В. Смирнитский, И.Алферова, А.Фрейндлих, О.Табаков, М.Терехова, Н.Трофимов и другие замечательные актеры.

  1. По вашим просьбам мы посмотрим эпизод гибели Констанции. В фильме это, действительно, один из самых ярких, трогательных и запоминающихся моментов.

Просмотр фрагмента фильма .

  1. Сравните, пожалуйста, как этот эпизод показан у Дюма и Юнгвальд-Хилькевича? Что нового дает или не дает нам фрагмент фильма?

(!) Хочу сказать, что участие в данном фильме имело большую роль в судьбе актеров, сыгравших главные роли. Как и герои романа, они очень дружны, соблюдают тот кодекс чести, которому были верны мушкетеры. Они даже уговорили режиссера снять продолжение фильма.

(!) Мультипликаторы также обращаются к образам знаменитых мушкетеров. Снят прекрасный мультфильм по мотивам романа.

(!) На сценах многих театров мира и сегодня идут постановки по роману А.Дюма. На этих спектаклях не бывает пустых мест.

(!) Композиторами разных стран написано огромное количество мюзиклов. Есть теле- и радиоспектакли о приключениях мушкетеров.

Запишите в тетради те виды искусства, художники которых обращались и обращаются к образам романа А.Дюма.

  1. Ребята, как вы думаете, почему роман А.Дюма «Три мушкетёра» не теряет своей актуальности? Почему на протяжение почти двух столетий он вызывает такой интерес у читателей.
  2. (!) Д/З. Написать отзыв о романе А.Дюма «Три мушкетера»
  3. Выставление оценок.