Почему европейцы не мылись в средние века. Гигиена в средневековой Европе: мифы, исторические факты, реальные истории, гигиенические и бытовые трудности. Медицина в Средние века

Это не подробное исследование, а всего лишь очерк, который я написала еще в прошлом году, когда только началась на моем дневнике дискуссия о "грязном средневековье". Тогда я настолько устала от споров, что просто не стала его вывешивать. Сейчас дискуссия продолжилась, ну что же, вот мое мнение, оно изложено в этом очерке. Поэтому, там повторятся и некоторые вещи, которые я уже говорила.
Если кому нужны ссылки - пишите, я подниму свой архив и постараюсь найти. Правда, предупреждаю - они в основном на английском.

Восемь мифов о Средневековье.

Средневековье. Самое спорная и противоречивая эпоха в истории человечества. Одни воспринимают ее как времена прекрасных дам и благородных рыцарей, менестрелей и скоморохов, когда ломались копья, шумели пиры, пелись серенады и звучали проповеди. Для других же Средневековье – это время фанатиков и палачей, костров инквизиции, вонючих городов, эпидемий, жестоких обычаев, антисанитарии, всеобщей темноты и дикости.
Причем поклонники первого варианта часто стесняются своего восхищения Средневековьем, говорят, что они понимают – все было не так – но любят внешнюю сторону рыцарской культуры. Тогда как сторонники второго варианта искренне уверены – Средние века не зря назвали Темными веками, это было самое ужасное время в истории человечества.
Мода ругать Средние века появилась еще в Возрождение, когда шло резкое отрицание всего, что имело отношение к недавнему прошлому (как нам это знакомо), а потом уже с легкой руки историков XIX века этим самым грязным, жестоким и грубым Средневековьем стали считать… времена с падения античных государств и до самого XIX века, объявленного торжеством разума, культуры и справедливости. Тогда и развились мифы, которые теперь кочуют из статьи в статью, пугая поклонников рыцарства, короля-солнца, пиратских романов, и вообще всех романтиков от истории.

Миф 1. Все рыцари были тупыми, грязными, необразованными мужланами
Это, наверное, самый модный миф. Каждая вторая статья об ужасах Средневековых нравов заканчивается ненавязчивой моралью – смотрите мол, дорогие женщины, как вам повезло, какие бы ни были современные мужчины, они точно лучше рыцарей, о которых вы мечтаете.
Грязь оставим на потом, об этом мифе будет отдельный разговор. Что же касается необразованности и тупости… Подумалось мне тут недавно, как было бы забавно, если бы наше время изучали по культуре «братков». Можно себе представить, каким бы тогда был типичный представитель современных мужчин. И ведь не докажешь, что мужчины-то все разные, на это всегда есть универсальный ответ – «это исключение».
В Средние века мужчины, как это ни странно, тоже были все разные. Карл Великий собирал народные песни, строил школы, сам знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят выводить этаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. И список этот можно продолжить. Но главное – это все были государи, образцы для своих подданных, да и для более мелких правителей. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог как его государь – и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.
Ага, скажут мне – знаем мы этих Прекрасных Дам, ничего общего они с женами не имели. Значит перейдем к следующему мифу.

Миф 2. К женам «благородные рыцари» относились как к собственности, били и ни в грош не ставили
Для начала повторю то, что уже говорила – мужчины были разные. И чтобы не быть голословной, вспомню знатного сеньора из XII века, Этьена II де Блуа. Был этот рыцарь женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя и его любимой супруги Матильды. Этьен, как и положено ревностному христианину отправился в крестовый поход, а жена осталась ждать его дома и управлять поместьем. Банальная, казалось бы история. Но особенность ее в том, что до нас дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Подробные, умные, аналитические. Эти письма – ценный источник по крестовым походам, но они же еще и свидетельство того, как сильно мог любить средневековый рыцарь не какую-то мифическую Даму, а собственную жену.
Можно вспомнить Эдуарда I, которого смерть обожаемой жены подкосила и свела в могилу. Его внук Эдуард III жил в любви и согласии со своей женой более сорока лет. Людовик XII женившись превратился из первого развратника Франции в верного мужа. Что бы там не говорили скептики, любовь – явление не зависящее от эпохи. И всегда, во все времена, на любимых женщинах старались жениться.
Теперь переходим к более практическим мифам, которые активно пропагандируются в кино и сильно сбивают романтический настрой у любителей Средневековья.

Миф 3. Города были свалкой нечистот.
О, чего только не пишут о средневековых городах. Вплоть до того, что мне встречалось утверждение, что стены Парижа приходилось достраивать, чтобы нечистоты, выливаемые за стену города, не полились назад. Эффектно, не правда ли? А еще в той же статье утверждалось, что поскольку в Лондоне отходы человеческой жизнедеятельности сливали в Темзу, то она была тоже сплошным потоком нечистот. Мое богатое воображение сразу забилось в истерике, поскольку я ну никак не могла представить, откуда же могло взяться столько нечистот в средневековом городе. Это же не современный многомиллионный мегаполис – в средневековом Лондоне жило 40-50 тысяч человек, да и в Париже не многим больше. Оставим в стороне совсем уж сказочную историю со стеной и представим себе Темзу. Эта не самая маленькая река выплескивает в море 260 кубометров воды в секунду. Если мерить это в ваннах, то получится больше 370 ванн. В секунду. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Впрочем, никто не отрицает, что средневековые города отнюдь не благоухали розами. И сейчас стоит только свернуть со сверкающего проспекта и заглянуть на грязные улочки и в темные подворотни, как понимаешь – отмытый и освещенный город очень сильно отличается от своей грязной и вонючей изнанки.

Миф 4. Люди не мылись по много лет
Про мытье говорить тоже очень модно. Причем тут приводятся совершенно настоящие примеры – монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую (многие ее видели в недавно вышедшем фильме «Золотой век»), которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.
Но опять-таки выводы делаются странные – отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.
А если почитать историю ванн, а еще лучше – сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды – предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию.
Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами и очень любил купаться в реке (но о нем будет отдельный рассказ).
Впрочем, чтобы понять несостоятельность этого мифа, не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.
Ну и самый главный аргумент. Стоит посмотреть статистику производства мыла в Средние века, чтобы понять – все, что говорят о повальном нежелании мыться – вранье. Иначе для чего бы требовалось производить такое количество мыла?

Миф 5. От всех ужасно воняло
Этот миф напрямую вытекает из предыдущего. И у него тоже есть реальное доказательство – русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами (про духи – общеизвестный факт). Этот миф мелькнул даже в романе Толстого «Петр I». Объяснение ему – проще некуда. В России не принято было сильно душиться, тогда как во Франции духами просто обливались. И для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь». Кто ездил в общественном транспорте рядом с сильно надушенной дамой, тот их хорошо поймет.
Правда есть еще одно свидетельство, касающееся все того же многострадального Людовика XIV. Его фаворитка, мадам Монтеспан, как-то раз в порыве ссоры крикнула, что от короля воняет. Король был оскорблен и вскоре после этого расстался с фавориткой окончательно. Кажется странным – если король обижался на то, что от него воняет, то почему бы ему не помыться? Да потому, что запах шел не от тела. У Людовика были серьезные проблемы со здоровьем, и с возрастом у него стало плохо пахнуть изо рта. Сделать было ничего нельзя, и естественно король сильно переживал по этому поводу, так что слова Монтеспан были для него ударом по больному месту.
Кстати, не надо забывать, что в те времена не было промышленного производства, воздух был чистым, а еда может и не очень здоровой, но хотя бы без химии. И потому с одной стороны волосы и кожа дольше не засаливались (вспомнить наш воздух мегаполисов, который быстро делает вымытые волосы грязными), поэтому люди в принципе дольше не нуждались в мытье. А с человеческим потом выделялась вода, соли, но не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Миф 7. Никто не заботился о гигиене
Пожалуй, именно этот миф можно считать самым обидным для людей, живших в Средние века. Мало того, что их обвиняют в том, что они были тупые, грязные и вонючие, так еще и утверждают, что им всем это нравилось.
Что же такое должно было произойти с человечеством в начале XIX века, чтобы ему до этого все нравилось быть грязным и вшивым, а потом вдруг резко разонравилось?
Если полистать указания о строительстве замковых туалетов, то можно найти любопытные пометки о том, что слив надо строить так, чтобы все уходило в реку, а не лежало на берегу, портя воздух. Видно люди все-таки не особо любили вонь.
Пойдем дальше. Есть известная история о том, как одной знатной англичанке сделали замечание по поводу ее грязных рук. Дама, парировала: «Это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги». Это тоже приводится в пример как отсутствие гигиены. А кто-нибудь задумывался о строгом английском этикете, по которому даже сказать человеку, что он пролил себе на одежду вино, нельзя – это невежливо. И вдруг даме говорят, что у нее грязные руки. Это до какой же степени должны были быть возмущены другие гости, чтобы нарушить правила хорошего тона и сделать такое замечание.
А законы, которые то и дело издавали власти разных стран – например запреты выливать помои на улицу, или регулирование строительства туалетов.
Проблема Средневековья была в основном в том, что мыться тогда было действительно сложно. Лето не так уж и долго длится, а зимой в проруби не всякий сможет искупаться. Дрова же для подогрева воды были очень дороги, не каждый вельможа мог себе позволить еженедельную ванну. А кроме того, не все понимали, что болезни приключаются от переохлаждения или недостаточно чистой воды, и под влиянием фанатиков списывали их на мытье.
И теперь мы плавно подходим к следующему мифу.

Миф 8. Медицина практически отсутствовала.
Чего только не наслушаешься о средневековой медицине. И средств-то никаких кроме кровопускания не было. И рожали все сами по себе, а без врачей так даже лучше. И контролировали всю медицину одни священники, которые все отдавали на откуп Божьей воле и лишь молились.
Действительно, первые века христианства медициной, как впрочем и остальными науками занимались в основном в монастырях. Там и госпитали были, и научная литература. Монахи своего в медицину вносили мало, однако неплохо пользовались достижениями античных медиков. Но уже в 1215 году хирургия была признана не церковным делом и перешла в руки цирюльников. Разумеется, вся история европейской медицины просто не влезет в рамки статьи, поэтому я остановлюсь на одном человеке, имя которого известно всем читателям Дюма. Речь идет об Амбруазе Паре, личном враче Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Простое перечисление того, что этот хирург внес в медицину хватит, чтобы понять, на каком уровне была хирургия в середине XVI века.
Амбруаз Паре ввел новый способ лечения новых тогда огнестрельных ран, изобрел протезы конечностей, начал делать операции по исправлению «заячьей губы», усовершенствовал медицинские инструменты, написал медицинские труды, по которым потом учились хирурги по всей Европе. И роды до сих пор принимают по его методу. Но главное – Паре изобрел способ ампутировать конечности так, чтобы человек не умирал от потери крови. И этим способом хирурги пользуются до сих пор.
А ведь он даже не имел академического образования, просто был учеником другого врача. Неплохо для «темных» времен?

Заключение
Что и говорить, реальное Средневековье сильно отличается от сказочного мира рыцарских романов. Но и к грязным историям, которые по-прежнему в моде, оно не ближе. Правда, наверное, как всегда где-то посредине. Люди были разные, жили они по-разному. Понятия о гигиене действительно были достаточно дикими на современный взгляд, но они были, и средневековые люди заботились о чистоте и здоровье, насколько хватало их разумения.
А все эти истории… кому-то хочется показать, насколько современные люди «круче» средневековых, кто-то просто самоутверждается, а кто-то вообще не разбирается в теме и повторяет чужие слова.
И напоследок – о мемуарах. Рассказывая об ужасных нравах, любители «грязного Средневековья» особенно любят ссылаться на мемуары. Только почему-то не на Коммина или Ларошфуко, а на мемуаристов типа Брантома, который издал наверное самое крупное в истории собрание сплетен, приправленное собственной богатой фантазией.
По этому поводу предлагаю вспомнить постперестроечный анекдот о поездке русского фермера (на джипе в котором была штатная магнитола) в гости к английскому. Тот показал фермеру Ивану биде и сказал, что там его Мэри моется. Иван задумался – а где же моется его Маша? Приехал домой – спросил. Та отвечает:
– Да в речке.
– А зимой?
– Да разве долго та зима-то?.
А теперь давайте составим представление о гигиене в России по данному анекдоту.
Думаю, если ориентироваться на такие источники, то наше общество получится не чище средневекового.
Или вспомним передачу про гулянки нашей богемы. Дополним это своими впечатлениями, сплетнями, фантазиями и можно писать книгу о жизни общества в современной России (чем мы хуже Брантома – тоже современники событий). И будут потомки изучать по ним нравы в России начала XXI века, ужасаться и говорить какие же ужасные были времена…

Существует миф относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды

Спойлер - мылись. Расхожее мнение о нечистоплотной Европе скорее относится к XVII-XVIII векам. От Римской империи "Тёмные века" (VI-IX века) и раннее Средневековье унаследовали термы, которыми пользовалась знать, и горячие источники, которые были оборудованы в общественные бани. Термы рекомендовалось посещать даже монахам, которые тогда старались придерживаться аскезы во всём, в том числе и в гигиене.

В книге историка Андрея Мартьянова "Прогулки по Средневековью. Война, чума, инквизиция" (изд-во "Пятый Рим", 2017) описывается система бань в это время:

"Очередной стереотип гласит: Средневековье являлось царством кромешной грязищи, славилось тотальным отсутствием гигиены, а абстрактный благородный рыцарь мылся один раз в жизни, и то случайно упав в речку.

Придётся огорчить носителей данного мифа: среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого или французского феодала. А последние не были грязнее. Банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV век. Удивительное дело, но лично ознакомиться со средневековой культурой гигиены можно прямо сейчас, достаточно приехать в столь архаичную страну, как Исландия, где традиции купания в природных источниках и домашних бань свято хранятся без малого тысячу двести лет, со времен заселения этого североатлантического острова викингами.

Тёмные века

Завоевавшие Италию лангобарды не только пользовались римскими банями, но и учиняли в них злодейства. До нас дошла история о том, как лангобардский вождь Хильмихий в 572 году был отравлен собственной женой Роземундой в Вероне по наущению византийского экзарха Лонгина. Известны и скандальные подробности:

"Тут префект Лонгин стал просить Роземунду, чтобы она убила Хильмихия и вышла замуж за самого Лонгина. Послушавшись этого совета, она развела яд и после бани поднесла ему кубок. Отведав питьё, Хильмихий понял, что там был яд, и приказал Роземунде пригубить питьё — так они оба и умерли". (Фредегар. Хроники длинноволосых королей. О королевстве лангобардов.)

Бани в городе Вероне прекрасно работают, и ими пользуются варвары. А вот св. Григорий Турский сообщает в III книге "Истории франков" о не менее пикантных событиях, касающихся племянницы короля франков Хлодвига Амаласвинты, в конце V века:

"Но когда он узнал, что совершила эта блудница, как она из-за слуги, которого взяла в мужья, стала матереубийцей, то натопил жарко баню и приказал запереть её там вместе с одной служанкой. Как только она вошла в баню, наполненную горячим паром, она упала замертво на пол и скончалась".

Снова Григорий Турский, на этот раз о монастыре святой Радегунды в Пуатье, VI век: "Новое здание бани сильно пахло известью, и, чтобы не повредить своему здоровью, монахини в ней не мылись. Поэтому госпожа Радегунда приказала монастырским слугам открыто пользоваться этой баней до того времени, пока окончательно не исчезнет всякий вредный запах. Баня была в пользовании слуг весь Великий пост и до Троицы. На это Хродехильда возразила: "И после того (посторонние) всё еще продолжали в ней мыться".

Из чего делается однозначный вывод — в меровингской Галлии эпохи Тёмных веков не только пользовались общественными банями, но и строили новые. Эта конкретная баня содержалась при аббатстве и была предназначена для монахинь, но, пока не исчезнет неприятный запах, там могли мыться слуги — то есть простонародье.

Перенесёмся через Ла-Манш и дадим слово Бэде Достопочтенному, бенедиктинскому монаху и летописцу, жившему в VIII веке в Нортумбрии, в аббатстве Уирмут и Ярроу, и написавшему "Церковную историю народа англов". Запись датируется ориентировочно концом 720-х годов:

"Есть в этой земле солёные источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту. Вода эта становится тёплой, протекая через различные металлы, и не просто нагревается, а даже кипит".

Бэда Достопочтенный ничего не путает — подразумеваются горячие и солёные источники в современном городе Бат, графство Сомерсет. Во времена Римской империи там уже был курорт, называвшийся Aquae Salis, традиция купания осталась и после эвакуации легионов из Британии. К Высоко- му Средневековью она не исчезла, вовсе наоборот — в XI веке Бат (саксонское Hat Bathun, "горячая купальня") становится епископством, и первый же назначенный епископ, Иоанн Турский, француз по происхождению, немедленно начинает интересоваться эдаким чудом природы. В итоге Иоанн на средства Церкви около 1120 года строит три новые общественные купальни взамен разрушившихся с течением веков римских терм, с удовольствием посещает их сам, попутно рекомендуя купание духовенству.

Раннее Средневековье

В 1138 году анонимная хроника Gesta Stephani ("Деяния Стефана"), повествующая о правлении английского короля Стефана (Этьена) I де Блуа, сообщает:

"Здесь через сокрытые каналы вытекает вода, согретая не трудами иc стараниями рук человека, а из глубин земли. Она наполняет сосуд, расположенный посреди прекрасных комнат с арками, позволяя горожанам принимать прелестные тёплые ванны, приносящие здоровье, которые радуют глаз. Со всех концов Англии больные люди стекаются сюда, чтобы смыть заживляющей водой свои болезни".

Купальни Бата действуют в течение всего Средневековья, их никто не запрещает и не закрывает, включая позднейшие эпохи и весьма консервативно настроенных пуритан Кромвеля. В Новое время воды Бата становятся знамениты чудесным исцелением королевы Марии Моденской от бесплодия, их посещал Уильям Шекспир, описавший источники в сонетах 153 и 154.

Теперь позволим высказаться Эйнхарду — личности примечательной не менее Шекспира, особенно если учитывать эпоху и обстановку, в которой протекала его жизнь. Он примерно с начала 790-х годов подвизался при дворе короля, а затем и императора франков Карла Великого, входил в интеллектуальный кружок, созданный в Аахене Алкуином, и был одним из выдающихся деятелей "Каролингского ренессанса". Любовь Эйнхарда к античной литературе подвигла его к написанию труда Vita Karoli Magni ("Жизнь Карла Великого").

Аахен, в древние времена городишко Aquisgranum в провинции Бельгика, стоящий на стратегической римской трассе от Лугдунума (Лиона) до Колониа Клаудиа (Кёльн), во времена Рима не представлял собой ровным счётом ничего, достойного внимания. За одним исключением — там были горячие источники, примерно такие же, как и в Бате. Но вот появляется Карл Великий и устраивает в Аахене зимнюю резиденцию площадью 20 гектаров, возведя здесь грандиозный дворец-пфальц с собором, колонным атриумом, судебным залом и, разумеется, великолепно обустроенными купальнями прямо во дворе. Эйнхард не преминул сделать об этом запись в 22-й главе биографии вождя франков:

"Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Аахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе".

А уж если "сто и более человек" могли поместиться в бассейны, то можно себе представить масштаб сооружения. В Аахене до сих пор действуют 38 горячих источников, и курорт остается одним из самых популярных в Германии.

Бывал Карл Великий и на термальных водах в Пломбьер-ле- Бэн, в Вогезах — опять же, источники были известны со времён римской Галлии, купальни в течение всего Средневековья подновлялись и перестраивались и были любимым местом отдыха герцогов Лотарингских и герцогов де Гизов. Франции вообще повезло с горячими источниками, они есть в Пиренеях, Альпах, Вогезах, на средиземноморском побережье, в Аквитании, на Роне. Рачительные римляне моментально приспосабливали природное тепло для своих нужд и строили бани с бассейнами, многие из которых были унаследованы или восстановлены в Средневековье.

Позднее Средневековье

Для того чтобы оценить облик и нравы обитателей Бадена 1417 года, приведём обширную цитату о купальнях Бадена:

В гостиницах множество встроенных купален, предназначенных исключительно для её постояльцев. Количество этих купален, предназначенных как для единоличного, так и для общего использования, доходит обыкновенно до тридцати. Из них две купальни, предназначенные для общественного пользования, открыты с двух сторон, в них полагается погружаться плебеям и прочему мелкому люду. В эти простые бассейны кучей набиваются мужчины, женщины, юные мальчики и девочки, представляющие собой сборище местных простолюдинов.

Купальни, располагающиеся в частных гостиницах, содержатся в куда большей чистоте и пристойности. Помещения для каждого пола здесь также разделены деревянными перегородками, непроницаемость которых опять же нарушена прорезанными в них окошками, позволяющими купальщикам и купальщицам совместно лакомиться лёгкими закусками, непринужденно болтать и гладить друг друга руками, что представляется их излюбленным времяпрепровождением.
(Письмо Поджо Браччолини своему другу Никколо Никколи касательно баденских купален, 1417)

Выводы о свободе нравов в купальнях можно делать самостоятельно — и ведь среди этих людей, ведущих себя куда раскованнее, чем наши современники в аналогичной обстановке, не бегают инквизиторы с факелами, грозя немедленно спалить всех и каждого за эдакое распутство и непристойное поведение! Более того, в этом же письме Поджо мимоходом замечает:

"Сюда же съезжаются монахи, аббаты, священники, которые, впрочем, ведут себя куда более развязно, чем прочие мужчины. Создаётся впечатление, будто они сбрасывают с себя священные обеты вместе с рясой и не испытывают ни малейшего замешательства, купаясь вместе с женщинами и вслед за ними расцвечивая свои шевелюры бантами из шёлковых лент".

Ещё в Блоге Толкователя о жизни в Средние века.

Информация о повально немытой Европе в Средние века, зловонных улицах, грязных телах, блохах и прочих «прелестях» подобного рода пришла большей частью из XIX столетия. И с ней соглашались и отдавали должное многие ученые той эпохи, хотя сам материал едва ли был изучен. Как правило, все выводы основывались на периоде Нового времени, когда чистота тела действительно была не в почете. Умозрительные конструкции без документальной базы и археологических данных привели многих в заблуждение о жизни и гигиене в Средние века. Но, несмотря ни на что, тысячелетняя история Европы со своими взлетами и падениями смогла сохранить для потомков огромное эстетическое и культурное наследие.

Мифы и реальность

Гигиена в Средние века, как и быт, несправедливо подверглась жесткому нареканию, но собранного материала этого периода вполне достаточно, чтобы опровергнуть все обвинения и отделить правду от вымысла.

Надуманные гуманистами эпохи Возрождения, далее дополненные и распространенные мастерами пера Нового времени (XVII-XIX века) мифы о культурной деградации средневековой Европы были призваны сформировать определенный выгодный фон для будущих свершений. В большей степени эти мифы строились на выдумках и искажениях, а также на выводах опустошительного кризиса XIV столетия. Голод и неурожай, социальная напряженность, вспышки болезней, агрессивные и упаднические настроения в обществе...

Эпидемии, скосившие население областей вдвое и больше, окончательно дестабилизировали гигиену в средневековой Европе и обернули ее расцветом религиозного фанатизма, антисанитарии и закрытых городских купален. Оценка целой эпохи по наихудшему периоду быстро распространялась и стала самой очевидной исторической несправедливостью.

Мылись или не мылись?

Каждая эпоха в истории человечества в той или иной степени отличалась своими понятиями и критериями чистоты физического тела. Гигиена в Европе в Средние века, вопреки сложившемуся стереотипу, не была столь ужасающей, как ее любят преподносить. Конечно, о современных стандартах речи быть не могло, но люди регулярно (раз в неделю), так или иначе, мылись. А ежедневный душ заменяла процедура обтирания влажной тканью.

Если обратить внимание на художественные произведения, книжные миниатюры и символику городов того времени, то банно-мытейные традиции Древнего Рима благополучно наследовались европейцами, что особенно было характерно для раннего средневековья. В ходе раскопок усадеб и монастырей археологи обнаруживали специальные емкости для умывания и общественные купальни. Для домашнего омовения тела роль ванны играла огромная деревянная кадка, которая в случае необходимости переносилась в нужное место, обычно в спальню. Французский историк отмечает также, что частные и общественные бани с купальнями, парилками и бассейнами являлись обычным делом для горожан. При этом данные заведения были рассчитаны на все классы.

Мыло Европы

Применение мыла получило повсеместное распространение именно в Средние века, гигиена которых так часто порицается. В IX веке из-под рук итальянских алхимиков, которые практиковались изготовлением очищающих составов, вышел первый аналог моющего средства. Затем началось массовое производство.

Развитие мыловарения в государствах Европы основывалось на наличии естественной сырьевой базы. Марсельская мыловаренная промышленность имела в своем распоряжении соду и оливковое масло, которое получали через простое прессование плодов масличных деревьев. Масло, получаемое после третьей прессовки, применялось для производства мыла. Мыльный продукт из Марселя стал значимым товаром торговли уже к X веку, но позднее он уступил пальму первенства венецианскому мылу. Помимо Франции мыловарение в Европе успешно развивалось в государствах Италии, Испании, в районах Греции и на Кипре, где культивировались оливковые деревья. В Германии мыловарни были основаны лишь к XIV столетию.

В XIII веке во Франции и Англии производство мыла стало занимать вполне серьезную нишу в экономике. А к XV веку в Италии начался выпуск твердого кускового мыла промышленным способом.

Гигиена женщин в средние века

Часто сторонники «грязной Европы» вспоминают Изабеллу Кастильскую, принцессу, которая дала слово не мыться и не менять белье, доколе не будет одержана победа. Это действительно так, она верно блюла свой обет три года. Но следует обратить внимание, что этот поступок получил большой резонанс в тогдашнем обществе. Было поднято много шума, и в честь принцессы даже был выведен новый цвет, что уже говорит о том, что подобное явление не являлось нормой.

Благовонные масла, ткани для обтирания тела, гребни для волос, лопаточки для чистки ушей и маленькие щипчики являлись ежедневными помощниками в гигиене женщин средневековой Европы. Последний атрибут особенно ярко упоминается в книгах того периода как незаменимый участник дамского туалета. В живописи красивые женские тела изображались без лишней растительности, что дает понимание, что эпиляцию проводили и в интимных зонах. Также трактат итальянского врача Тротулы Сарленской, датированный XI веком, содержит рецепт от нежелательных волосков на теле с использованием мышьяковой руды, муравьиных яиц и уксуса.

Упоминая женскую гигиену в Европе в нельзя не коснуться столь деликатной темы «особых женских дней». На самом деле об этом мало что известно, но некоторые находки позволяют делать определенные выводы. Тротула упоминает о процедуре внутреннего очищения женщины с применением хлопка, обычно перед половым сношением с мужем. Но сомнительно, что такой материал мог быть использован в виде тампона. Некоторые исследователи предполагают, что для прокладок вполне могли употреблять мох сфагнум, который широко применялся в медицине как антисептик и для остановки кровотечения при боевых ранениях.

Быт и насекомые

В средневековой Европе быт и гигиена хотя и не были столь критичны, но все же во многом оставляли желать лучшего. Большинство домов имели толстую соломенную кровлю, которая была самым благоприятным местом для обитания и размножения всякой живности, особенно мышей и насекомых. Во время непогоды и холодных сезонов они забирались на внутреннюю поверхность и своим присутствием достаточно усложняли быт жильцам. Не лучше дела обстояли и с половым покрытием. В зажиточных домах пол устилался сланцевыми листами, которые в зимнее время становились скользкими, и чтобы было легче двигаться, его присыпали толченой соломой. В течение зимнего периода истертую и грязную солому не раз перекрывали свежей, создавая идеальные условия для развития болезнетворных бактерий.

Насекомые стали настоящей бедой этой эпохи. В ковровых покрытиях, кроватных балдахинах, матрасах и одеялах и даже на одежде жили целые полчища клопов и блох, которые помимо всех неудобств несли и серьезную угрозу здоровью.

Стоит отметить, что в раннем Средневековье большинство зданий не располагало отдельными комнатами. Одно помещение могло иметь сразу несколько функций: кухня, столовая, спальня и прачечная. При этом мебели почти не было. Немного позднее зажиточные горожане принялись отделять опочивальню от кухни и столовой.

Туалетная тема

Принято считать, что понятие «отхожее место» напрочь отсутствовало в средневековом времени, и «дела» делались там, где придется. Но это совсем не так. Туалеты обнаружены практически во всех каменных замках и монастырях и представляли собой небольшую пристройку на стене, которая нависала надо рвом, куда и стекали нечистоты. Данный архитектурный элемент назывался гардеробом.

Городские туалеты устраивались по принципу деревенской уборной. Выгребные ямы регулярно чистились ассенизаторами, которые по ночам вывозили из города продукты жизнедеятельности людей. Безусловно, ремесло было не совсем престижным, но очень необходимым и востребованным в больших городах Европы. Люди этой специфичной профессии имели свои гильдии и представительства, как и прочие ремесленники. В некоторых областях ассенизаторы именовались не иначе как «ночные мастера».

Начиная с XIII века в туалетную комнату приходят изменения: окна стеклят во избежание сквозняков, устанавливают двойные двери, дабы предотвратить проникновение запаха в жилые помещения. Примерно в этот же период стали проводить первые конструкции для смыва.

Туалетная тема хорошо раскрывает, как далеки от реалии мифы о гигиене в средневековой Европе. И нет ни одного источника и археологического свидетельства, доказывающего отсутствие уборных мест.

Водопроводы и системы канализации

Ошибочно предполагать, что отношение к мусору и нечистотам в Средневековье было более лояльным, нежели сейчас. Сам факт существования выгребных мест в городах и замках говорит об обратном. Другой разговор, что городские службы не всегда справлялись с поддержанием порядка и чистоты, в силу экономических и технических причин того времени.

С увеличением численности городского населения, приблизительно с XI века, проблема обеспечения питьевой водой и выведение нечистот за городские стены приобретает первостепенную важность. Зачастую продукты жизнедеятельности человека сбрасывались в ближайшие реки и водоемы. Это приводило к тому, что воду из них невозможно было пить. Неоднократно практиковались разные методы очистки, но питьевая вода продолжала быть дорогим удовольствием. Вопрос был отчасти решен, когда в Италии, а в дальнейшем и в ряде других стран, начали применять насосы, действующие на ветряных двигателях.

В конце XII века в Париже был возведен один из первых самотечных водопроводов, а к 1370 году началась эксплуатация подземной канализации в районе Монмартра. Археологические находки самотечных свинцовых, деревянных и керамических водопроводов и канализации были обнаружены в городах Германии, Англии, Италии, Скандинавии и других государствах.

Санитарные службы

На страже здоровья и гигиены в средневековой Европе постоянно стояли определенные ремесла, своего рода санитарные службы, которые вносили собственную лепту в чистоту общества.

Сохранившиеся источники сообщают, что в 1291 году только в Париже было зафиксировано более 500 цирюльней, без учета уличных мастеров, занимающихся практикой на рынках и прочих местах. Лавка цирюльника имела характерную вывеску: обычно над входом подвешивали медный или оловянный таз, ножницы и расческу. Перечень рабочих инструментов состоял из бритвенного тазика, пинцета для удаления волос, гребня, ножниц, губок и повязок, а также склянок «ароматной воды». Мастер всегда должен был иметь в наличии горячую воду, поэтому внутри помещения устанавливалась небольшая печь.

В отличие от других ремесленников прачки не имели собственного цеха и в основном оставались одиночками. Состоятельные горожане временами нанимали профессиональную стиральщицу, которой отдавали свое грязное белье и в заранее обговоренные дни получали уже чистое. Своими прачками обзаводились гостиницы, и тюрьмы для особ благородного происхождения. Богатые дома тоже имели на постоянном окладе штат прислуги, занимавшейся исключительно стиркой. Остальной люд, не имевший возможность оплатить профессиональную прачку, вынужден был сам стирать свою одежду на ближайшей реке.

Общественные купальни существовали в большинстве городов и были настолько естественными, что возводились едва ли не в каждом средневековом квартале. В свидетельствах современников работа бань и банщиков отмечается довольно часто. Имеют место также юридические документы, где подробно отражена их деятельность и правила посещения подобных заведений. В документах («Саксонское зерцало» и другие) отдельно упоминаются воровство и убийство в общественных мыльнях, что только больше удостоверяет об их широком распространении.

Медицина в Средние века

В средневековой Европе существенная роль в медицине принадлежала церкви. В VI веке при монастырях начинают функционировать первые лечебницы для помощи немощным и калекам, где в роли докторов выступали сами монахи. Но медицинская подготовка Божьих слуг была настолько малой, что не хватало элементарных знаний физиологии человека. Поэтому вполне ожидаемо, что в их лечении акцент делался, прежде всего, на ограничении в пище, на лекарственных травах и молитвах. Они были практически бессильны в области хирургии и инфекционных заболеваний.

В X-XI веках вполне развитой отраслью в городах становится практическая медицина, которой занимались в основном банщики и цирюльники. В перечень их обязанностей, помимо основных, входило: кровопускание, вправление костей, ампутации конечностей и ряд других процедур. К концу XV века из цирюльников стали учреждаться цеха практикующих врачей-хирургов.

«Черная смерть» первой половины XIV века, завезенная с Востока через Италию, по некоторым данным, унесла около трети жителей Европы. И медицина с ее сомнительными теориями и набором религиозных предрассудков заведомо проигрывала в этой борьбе и была абсолютно бессильна. Распознавать болезнь на ранней стадии лекари не могли, что приводило к значительному увеличению числа зараженных и опустошало города.

Таким образом, медицина и гигиена в Средние века не могли похвастаться большими изменениями, продолжая основываться на трудах Галена и Гиппократа, предварительно хорошо отредактированных церковью.

Исторические факты

  • В начале 1300-х годов бюджет Парижа регулярно пополнялся налогом от 29 бань, работавших ежедневно, кроме воскресенья.
  • Большой вклад в развитие гигиены в Средние века привнес выдающийся ученый, врач X-XI веков Абу-Али Сина, более известный как Авиценна. Его основные работы были посвящены вопросам быта людей, одежде и питанию. Авиценна первый предположил, что массовое распространение недугов происходит посредством зараженной питьевой воды и почвы.
  • обладал редкостным предметом роскоши - серебряной ванной, сопровождавшей его по полям сражений и в путешествиях. После поражения под Грансоном (1476) она была обнаружена в герцогском лагере.
  • Опорожнение ночных горшков из окна прямо на головы прохожим являлось ни чем иным, как своеобразной реакцией жильцов дома на несмолкающий шум под окнами, нарушающий их покой. В иных случаях такие действия вели к неприятностям от городских властей и налаганию штрафа.
  • Отношение к гигиене в средневековой Европе можно проследить и по количеству общественных городских туалетов. В городе дождей, Лондоне, насчитывалось 13 уборных мест, и пару из них разместили прямо на лондонском мосту, соединявшем две половины города.


В наши дни у некоторых людей сформировалось стойкое убеждение, что люди в Средние века чуть ли вообще не мылись или же мылись совсем редко. Но как показывает анализ первоисточников - это не совсем так...

Так, например, свод правил этикета XV-XVI веков подчеркивал, что необходимо омывать руки до начала трапезы, а также при пробуждении и подъеме с постели. Плюс к этому хорошие манеры предписывали пробудившемуся прополоскать полость рта.

Джордж Дьюби в своей работе «Истории частной жизни» писал:

«... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой официальный обед, данный в большом зале с большим количеством приглашенных, не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омовения. А обязательной прелюдией к любовным играм среди средних и высших сословий было принятие горячей ванны, причем обеими сторонами.
Самые ярые средневековые моралисты и церковники осуждали купание и уход за телом лишь потому, что эти процедуры обнажали тела. Поэтому, к примеру, купание считалось прелюдией для греха. А общественные бани осуждались потому, что они были слишком доступны. Но в то же время они советовали мыться в уединении у себя дома».

Не смотря на то, что купанию как таковому, а уж тем более смешанному, активно препятствовала Церковь, есть исторические данные о том, что зачастую в банях проводились обеды и свадебные банкеты. И эти мероприятия были совмещены с купанием и принятием ванны (причем, имеющиеся художественные документы с таких раутов показывают, что в основе их лежала скорее сексуальная подоплека, нежели социальная.

Итак, насколько же часто люди мылись и купались?

Есть множество упоминаний относительно популярности использования ванн в Древней Германии. Люди купались по несколько раз каждый день. А иногда проводили за этим занятием целые дни. В частности, согласно записям, найденным в дневнике одного средневекового немца, следует, что автор с 20-ого мая по 9-е июня 1511 г. искупался сто двадцать семь раз .
В одном из польских городов в XIII-XV веках существовал закон, по которому каждый гражданин обязан был посетить общественную баню минимум один раз в неделю. Неисполнявших данное предписание штрафовали, а злостных нарушителей даже заключали под стражу.

Однако, безусловно, с учетом неразвитой инфраструктуры и относительной удаленности древних городов друг от друга, существовали поселения, в которых некоторые люди жили недели и месяцы без мытья. Но постепенно Европа активно стала развиваться в плане личной гигиены. Особенно активный скачок произошел после вспышек чумы. Также этому способствовало развитие художественной культуры, в которой воспевалась красота человеческого тела - особенно в эпоху Возрождения.

Частные ванны

Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс оказывался легким.

Сама ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В тёплую погоду бадью выносили в сад замка, а в холода ванну размещали около камина или очага. Богачи часто нанимали прислугу, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей.


Средневековая баня в частном доме
В некоторых средневековых замках были специально встроенные ванны.
Так, например, в замке Лидса, в 1291 г., была создана ниша размерами около 7х5 метров, выложенная камнем, в которую заливалась вода из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной.
Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду . А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.

Роль повседневного умывальника выполнял, как правило, обычный чан, где отстаивалась вода, или же каменная чаша, встроенная в стену. Умывальником пользовались для омовения рук перед и после приема пищи.
Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных.

Общественные бани

Уже в середине 1200-ых многие крупные европейские города имели собственные общественные бани . Воду в них подогревали на открытом огне, что в свою очередь приводило к определенным неудобствам: открытый огонь сам по себе был опасен и был потенциальным источником возможного пожара; в то же время начала снижаться численность лесов, что привело к повышению цены на дрова (при этом некоторые бани пытались топить углём, но его пары оказались вредными для здоровья).
Эти причины вынудили закрыться многие общественные бани.

Более того, уже к середине 1300-ых, покупку дров зимой не для отопления жилища, а для нагревания воды для бани, могли позволить себе только богачи. Что уж говорить об основной массе небогатого населения - они вынуждены были практически всю зиму буквально ходить грязными. Горячую воду вынужденно экономили - зачастую нагретую воду в большой бочке не меняли, пока не помоется все семейство, а иногда и соседи.


Средневековая общественная баня
Однако, домашнее омовение обеспечивало лишь необходимую гигиену. Оно не могло заменить настоящую баню в том плане, что уже в средние века без ее не мыслили.
Основные способы организации парилки были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве, затем на камни лилась вода для создания пара. Парящиеся восседали обнаженными на скамьях возле источающих жар камней. Чтобы усилить кровообращение при парении, применяли специальные опахала, нагнетающие жар, использовали связки листьев.

«Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 году».
(Riolan, Curieuses Recherches, p. 219).

Внутренние убранства бань разнилось в зависимости от их престижности. Какие-то были достаточно скромны и предназначались сугубо для омовения и парения, а в некоторых размещались роскошные зоны отдыха с кроватями и подавались различные яства на столы с дорогим скатертями.

Вот как документалисты описывают эрфуртские бани XIII века:

«Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Как правило, средневековые купальщики находились в бане обнаженными, иногда в набедренных повязках. Женщины часто были в льняных рубашках до колен, хотя одежды все же достаточно широко раскрывали шею, грудь, руки и плечи.

Церковники, тем не менее, все же старались ввести какие-то ограничения. Так, в монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности.
Сами же монастырские ванны, как правило, имели отдельные кабинки, а монахи в них купались в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить иноков от получения чувственного удовольствия от купания.

По материалам сайта Мag-Аz.ru