Дневник как литературный жанр. Мемуарный жанр. Личный дневник Как писать литературный дневник

«Дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя… Нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной…»

Текст: Павел Басинский (писатель)
Фото: Дневник Льва Толстого/realnoevremya.ru

Его Величество Дневник

Лично для меня приятное событие случилось недавно. В целом ряде СМИ неожиданно широко отметили вроде бы довольно странный «юбилей»:

170 лет назад, 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года Лев Толстой начал вести свой дневник.

Не помню случая, когда начало ведения дневника каким-то писателем когда-либо отмечалось как юбилейная дата.

Понятно, что дело тут не в дневнике, а в Толстом. Градус интереса к нему во всем мире растет какими-то невероятными темпами. Даже не совсем понятно, что это? Но как будто сбывается пророчество Игоря Волгина , поэта и исследователя . Он еще в начале «нулевых» годов высказал мысль, что ХХ век был веком Достоевского, а XXI век, возможно, будет веком Толстого.

Женские дневники — особого рода литература.

Они всегда отличаются от дневников, написанных мужчинами. Дневник — мужского рода. О том, почему женщине писать их труднее, можно долго говорить, но нельзя рассуждать об этом вообще. Вообще можно предъявлять общие требования — объективности, достоверности и т. п. Но поверьте мне, что эти требования совершенно бессмысленны в отношении всех дневников, любого рода — неважно, женских или мужских. Дневник не про это.

Конечно, дневник может служить и свидетельством своей эпохи и людей, которые в ней жили. По дневникам мы изучаем прошедшее время больше, чем по литературным произведениям. И тем не менее, считать дневник настоящим документом эпохи может только наивный читатель. Скажу больше, чем достовернее и убедительнее вам кажется такой «документ», тем с большим опасением и подозрением нужно к нему относиться. И наоборот:

самые правдивые дневники те, что при первом прочтении вызывают сопротивление: нет, так не бывает! не могло быть! неправда!

Именно такое впечатление оставляют, скажем, фронтовые дневники неизвестных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Когда их читаешь, то поражаешься, насколько их безыскусная правда расходится даже с самыми правдивыми романами об этой войне. Словно это была какая-то другая война, не та, которую мы знаем.

В любом случае дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя. В этом — великая сила и магия дневников, поэтому они так нам интересны.

И будут еще интереснее со временем. Потому что

нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной.

Оригинал статьи:
Его Величество Дневник — «Российская газета», 09.04.2016

Просмотры: 0

Порой автор самоустраняется, чтобы мы, читатели, смогли увидеть развитие событий глазами того или иного персонажа, самостоятельно оценить его характер, поступки, окружение, постигнуть логику и философскую подоплеку сюжета. Перед вами семь захватывающих романов в форме дневника, классических и современных, – идеальное чтение для ленивых выходных.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (1838–1840)

Перечитывая классику для себя, а не для галочки в школьные годы, открываешь много интересного, прежде не оцененного или не замеченного. Как точны, едки и современны высказывания Печорина об окружающих и о самом себе, как опасно его обаяние для женских сердец и как важны вечные вопросы, которыми он задается, о смысле жизни и судьбе своего поколения!..

В «Журнал Печорина» – журналом в XIX веке называли дневник – входят такие части романа, как «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В них психологический портрет «героя своего времени» раскрыт полно и многогранно, ведь Печорин сам описывает, что с ним происходит, что его волнует. Не будь этого дневника, нам во многом пришлось бы полагаться на расплывчатое мнение сослуживцев опального прапорщика о его персоне: «славный малый, но с большими странностями».

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление

Брэм Стокер «Дракула» (1897)

Готический роман ирландца Брэма Стокера – «крестный отец» всех последующих вампирских саг. Образ стокеровского вампира-аристократа Дракулы, владыки всех творений ночи, пугает и манит, леденит кровь и будоражит воображение не одного поколения читателей. История зловещего графа рассказана с помощью дневников и писем молодого юриста Джонатана Харкера и его невесты Мины Мюррей, чью свадьбу чуть не расстроили вампирские козни. Добро пожаловать… в негостеприимную Трансильванию!

Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра

Евгений Замятин «Мы» (1920)

Самый известный роман-антиутопия русской литературы написан в форме дневника главного героя – инженера с номером Д-503 вместо имени. В идеальном (по факту тоталитарном) государстве будущего врагами человечества объявлены свобода, творчество, любовь и эмоции вообще, а также инакомыслие. Все унифицировано, подчинено строгому ритму и распорядку, а законопослушные члены общества больше похожи на биороботов, нежели на самостоятельных личностей. Услышав живую музыку, сыгранную на рояле, Д-503 испытывает эмоциональное потрясение, а вскоре влюбляется и понимает, что у него образовалась душа и появилась «опасная болезнь» – фантазия.

Человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…

Альбер Камю «Чума» (1947)

Философский роман-притча выстроен как хроника чумного года в маленьком городке Оране – французской префектуре на побережье Средиземного моря. Ведет эту хронику некий летописец, скрывающий от читателей свое имя до самого конца произведения. Рассказчик подчеркивает, что признает лишь власть факта и законы логики, но в его бесстрастное, объективное повествование о том, как по-разному ведут себя люди, столкнувшись со страшной болезнью, то и дело вплетаются весьма эмоциональные зарисовки, а также философские размышления о свободе, природе человека (греховная она или божественная?), проблеме выбора и абсурдности бытия.

Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, – это знание и память

Джон Фаулз «Коллекционер» (1963)

У этой истории красавицы и чудовища, уж простите за спойлер, совсем не сказочный финал. Психологический триллер о невзрачном закомплексованном клерке Фредерике Клегге, который коллекционирует бабочек и одержим чувствами к талантливой студентке-художнице Миранде Грей, стал первым опубликованным романом Фаулза. Книга в одночасье превратила британского университетского преподавателя во всемирно известного писателя.

Вторая половина романа – дневник Миранды, который та ведет втайне от своего похитителя. Страницам записной книжки девушка доверяет свои страхи и боль, надежды, воспоминания и планы побега. Благодаря этим строкам острее чувствуется ужас происходящего, трагедия, в которой красота, талант, ум, духовность, сама жизнь проигрывают в неравной борьбе с косностью и бесчеловечностью.

Прошлой ночью мне показалось, я схожу с ума. Взялась писать дневник и писала, писала, пока не очутилась в том, совершенно ином мире. Совершила побег – если и не на самом деле, то хотя бы мысленно. Чтобы доказать себе, что тот мир все еще существует

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1966)

Одно название объединяет два произведения американского профессора-филолога Дэниела Киза: в 1959 году был опубликован рассказ «Цветы для Элджернона», а семь лет спустя – одноименный роман с тем же сюжетом. Чарли Гордон, человек с ментальной инвалидностью (в рассказе ему 37 и он мойщик полов в компании, производящей пластиковую тару; в романе – 32 и он уборщик в хлебопекарне), по своей воле участвует в эксперименте по повышению интеллекта. После операции на мозге IQ Чарли стремительно растет, как и у другого «подопытного» – мыши по кличке Элджернон. Отчеты Гордона напоминают американские горки: тут и радость от прочтенных книг и экстерном освоенных знаний, и счастье влюбленного, и горечь от осознания того, как насмешливо люди к нему относились раньше и как неприязненно – сейчас… Увы, обмануть природу авторам эксперимента не удается, и все возвращается на круги своя.

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?

Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (1996)

Это книга-антидепрессант, с которой хорошо отдохнуть холодным зимним вечером в любимом кресле, завернувшись в плед. Проблемы одинокой британки за 30, которыми она искренне и с юмором делится с, пожалуй, единственным настоящим другом – дневником, близки девушкам во всем мире. Неудивительно, что роман стал бестселлером и его хочется перечитывать, разбирать на цитаты и советовать подругам с разбитым сердцем.

…гомосексуалисты и одинокие женщины, которым за тридцать, во многом похожи: и те и другие постоянно расстраивают своих родителей, и общество смотрит на них как на ненормальных

Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена Ученицей 11 класса «А» Ученицей 11 класса «А» ГОУ СОШ 983 ГОУ СОШ 983 Егеревой Анастасией Егеревой Анастасией Игоревной Игоревной Научный руководитель: Научный руководитель: Павлова Елена Валерьевна Павлова Елена Валерьевна Москва, 2009 год.




Содержание: - Краткая история возникновения жанра; Определение жанра дневника: - Определение жанра дневника: - Особенности жанра; - Произведения XIX века (Н. Гоголь, М. Лермонтов); М. Лермонтов); - Произведения XX века (Е. Замятин, И. Бунин) ; И. Бунин) ; - Особенности использования жанра в литературе XIX и XX веков; - Список литературы.






О с о б е н н о с т и ж а н р а: - повествование ведётся от первого лица, - часто встречаются неполные предложения с опущенным подлежащим «Я» и определённо - личные предложения с глаголами в форме 1 лица ед.ч.; - оценка событий дается с позиции главного героя, в связи с чем в повествовании появляются субъективность, самоанализ, исповедальность, размышления героя о мире и о себе;


О с о б е н н о с т и ж а н р а: - особый тип подачи материала: регулярность записей, их связь с текущими, а не давно происходившими событиями; - публицистичность повествования (субъективность, социальная значимость, анализ, размышления и обобщения).


















Список литературы: Белинский В. Г. « Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова ». М., 1967 г. Бунин И. А.« Легкое дыхание: повести, рассказы ». М., Эксмо, 2005 г. Гоголь Н. В.« Записки сумасшедшего » М., « Молодая гвардия »,2004 г. Замятин « Мы ». М., Эксмо, 2006 Наталья Кольцова. « Роман Евгения Замятина « Мы и « петербургский текст » русской литературы ». В журн. » Вопросы литературы, 1999 г., 4. К. Корбин « Похвала дневнику « « Новое литературное обозрение », 2003 г., 61. Кузнецов А. Н. " Культурологическая аллюзия в Записках сумасшедшего ". Лермонтов М. Ю.« Герой нашего времени ». Поэмы. Стихотворения. М., Эксмо, 2009 г. Недзвецкий Б. М., « Герой нашего времени ": становление жанра и смысла ». В кн. « От Пушкина к Чехову ». М., МГУ, 2002 г.


Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Егерева Анастасия Игоревна Егерева Анастасия Игоревна ученица 11 класса «А» ГОУ СОШ 983 Т: Научный руководитель: Павлова Елена Валерьевна Москва,2009 год

Дневник

Дневник

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Дневни́к

жанр художественной литературы, произведение, написанное в виде небольших, обычно датированных заметок о событиях в жизни героя, его чувствах и мыслях. Особенность дневника как бытового письменного жанра – предельная искренность, достоверность, выражение своих чувств, как правило без оглядки на чьё-либо мнение. Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности. Так, Ф. М. Достоевский выпускал оригинальное периодическое издание – «Дневник писателя», состоявший из фельетонов , публицистических статей, очерков, мемуаров и художественных произведений, который был своеобразной трибуной для выступлений по всем злободневным вопросам европейской и рус. общественно-политической и культурной жизни.
Жанр дневника начинает развиваться как дневник путешественника – рассказ о том, что он пережил в других странах («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна , «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина ). Художественное произведение может быть написано целиком в виде дневника («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя ) или включать в себя дневник как одну из частей («Журнал Печорина» в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова ). В литературе также известны дневники выдающихся личностей (Л. Н. Толстого , А. А. Блока и др.) и людей, близких к ним (напр., С. А. Толстая).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Дневник

ДНЕВНИК . Так называются записки, составленные данным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» (от слово «день») указывает на отличительную формальную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий, правда, иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Во всяком случае, подобные записи не ретроспективны: они современны соответствующим событиям. От этой основной формальной особенности дневника зависит и расчленение его на части. Оно обусловлено датой отмечаемых событий, а не их внутренней последовательностью.

Второй значительной особенностью дневника служит его субъективная форма: рассказ о событиях ведется всегда от первого лица, выбор темы всегда явно зависит от личных интересов автора.

Авторами дневников нередко бывают лица, никакого отношения к искусству не имеющие. Даже писатели-художники, ведя свой дневник, если он не предназначен к опубликованию, не ставят при этом перед собою специальных художественных задач; Поэтому обычный дневник, в большинстве случаев, не может еще рассматриваться, как художественное произведение. Но и обычный дневник рядового человека все же кроет в себе некоторые особенности, могущие заинтересовать исследователя литературы. Среди этих особенностей наиболее ощутимая - стиль эпохи. Таков, например, дневник Веры Сергеевны Аксаковой. Ни художественные произведения ее отца, ни публицистические - брата - не могут, так живо передать мелкие особенности быта, неприметные изгибы современной ей психики, едва уловимые оттенки в мироощущении данной среды - как эти незамысловатые записи, занесенные неуверенной женской рукой.

Дневники писателей, помимо своего очевидного значения в качестве историко-литературного документа, интересны для нас и обрывками художественных образов, особенностями речи, в которых ведь не могли не сказаться, помимо даже желания, писательские наклонности автора.

Но художники слова могут пользоваться дневником и просто, как литературной формой. Здесь мы встречаемся с двумя разновидностями: или это действительно дневник писателя, но предназначенный для постороннего чтения, или же это записки совершенно вымышленного лица, литературного героя.

Образец первой разновидности дневника, как литературного произведения - «Дневник писателя» Достоевского. В нем переплелись в один клубок самые разнообразные темы: литературные, общественные, политические. Здесь уже выбор темы определяется не личными только интересами автора, но интересами круга его читателей. И самый язык «Дневника Писателя» - не непритязательный язык обычного дневника: фельетонный стиль этих страниц расчитан на чужое внимание. Хронологическая форма дневника дает Достоевскому повод к оживлению основной темы вставными замечаниями, ссылками на личные обстоятельства и проч., что искусственно (и искусно) содействует непринужденности речи. Та же форма создает возможность вставлять среди публицистических тем и отдельные художественные произведения: включенные Достоевским в свой «Дневник» рассказы («Бобок», «Сон смешного человека» и др.) - это страницы подлинного поэтического письма.

Другая разновидность дневника - литературной формы - дает не меньше художественных возможностей. Среди примеров русской литературы - «Записки из подполья» Достоевского, «Дневник лишнего человека» Тургенева. Мопассан дает образец этой формы в своем фантастическом рассказе «Horlá». И у Достоевского, и у Тургенева, и у Мопассана выбор этой формы обусловлен психологическими заданиями произведений: заставляя говорить самого героя, они еще больше обостряют свой психологический анализ, придавая ему, к тому же, характер особой правдоподобности. Эта последняя особенность (придание правдоподобности) прекрасно использована Мопассаном, в связи с одним еще обстоятельством, - с фантастичностью основного сюжета.

Рассказ «Horlá» - несколько листков, заполненных беспорядочными записями, лихорадочно сделанными рукою уединенного мечтателя. Его посещает по ночам какое-то странное существо, которому он дает имя «Horlá». Сначала дух дает знать о себе едва уловимыми признаками, затем все больше и больше внедряется в жизнь героя, пока тот, обезумев от его преследований, не поджигает, наконец, всего дома, желая уничтожить в пламени своего мучителя. Такова внешняя фабула рассказа. Она фантастична и смещает реальную установку событий. Но Мопассан, пользуясь избранной им формой дневника, создает здесь своеобразный эффект. Параллельно с развитием внешнего фантастического сюжета, развивается внутренний сюжет - безумие героя. Дневник, под пером Мопассана служит, таким образом, одним из наиболее удачных видов комбинации сюжетов. Эта комбинация, к тому же, заключает в себе и реалистическое оправдание фантастических событий.

Связь между формой дневника и психологическим анализом находит подтверждение не только в особенностях самой литературной формы, но и в исторических данных. Для сентиментализма и романтизма, выдвинувших жизнь сердца на смену рационалистическим темам предшествующих литературных направлений, дневник стал одной из излюбленных форм.

Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Дневник" в других словарях:

    Дневник - ДНЕВНИК. Так называются записки, составленные данным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» (от слово «день») указывает на отличительную формальную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом… … Словарь литературных терминов

    Дневник.ру URL: www.dnevnik.ru Коммерческий: нет … Википедия

    Подневная запись тех поступков и мыслей, о которых записывающий может вспомнить не краснея. Амброз Бирс Если вам понадобится подвергнуть молодого человека тяжелому и мучительному наказанию, возьмите с него слово, что он в течение года будет вести … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дневник календарь, книга; дневничок, зеркало души, дневной журнал, записи, ежедневник, еженедельник, склерозник, органайзер,… … Словарь синонимов

    ДНЕВНИК, дневника, муж. 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. || Название разного рода периодических изданий… … Толковый словарь Ушакова

    дневник - дневник; ученик дневникэни дневник ученика … Нанайско-русский словарь

    Записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа (Записки сумасшедшего Н. В. Гоголя) или автора (Ни дня без строчки… … Большой Энциклопедический словарь

В определении теоретического содержания жанра дневника мы исходим из уже существующих понятий, представленных в нашем литературоведении.

В отечественном литературоведении достаточно полно освещен вопрос содержательной стороны жанра дневника. Литературоведческие источники дают разные определения жанра, в каком – то отношении дополняя друг друга.

Обратимся к определению в довоенном издании Литературной энциклопедии (1), в котором понятие о жанре дневника рассматривается с точки зрения его принадлежности к мемуаристике и как наиболее примитивная форма мемуарной литературы . В данной трактовке имеется в виду первичность дневника как жанра мемуарной литературы по отношению к воспоминаниям, запискам, автобиографии, исповеди, биографическим воспоминаниям и даже некрологу. В этом определении обращается внимание на возможность изображения в дневнике социального начала. Надо заметить, что внимание к социальному – это дань времени, но и от этого мы не можем уйти в нашем исследовании. Дневник представляет собой первичную форму мемуарной литературы – общая перспектива событий здесь отсутствует… Дневник ежедневные или периодические записи автора, излагающие события его личной жизни на фоне событий современной ему действительности (последнее впрочем не всегда обязательно) .

В Литературном энциклопедическом словаре (2) дневник рассматривается как «форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных…датированных записей. Дневник как внелитературный жанр отличает предельная искренность, откровенность высказывания. Дневник пишется для себя…, что сообщает ему особую

1.- Литературная энциклопедия. ред. П. И.Лебедев-Полянский т.7.,-М.,ОГИЗ РСФСР, 1934.

2.- Литературный энциклопедический словарь.

подлинность, достоверность. Обращен преимущественно к событиям личной жизни ».

Ещё одно определение, которое также дополняет содержание термина: «Дневник – форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей… такие записи…современны описываемым событиям. Наиболее определенно Дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц » (1). В отличие от приведенных выше, данное определение затрагивает временной аспект жанра, проявление его специфики, заключающейся в отсутствии ретроспекции, что является немаловажным для понимания жанра и отличает дневник от других жанров мемуарной литературы.

В дальнейшем нашем обзоре по вопросу теории жанра дневника обратимся к критическим статьям и исследованиям, в которых рассматривается вопрос о теории жанра дневника и особенностях его содержания, художественного своеобразии, оригинальности стиля. Каждый из исследователей жанра дневника был индивидуален и вносил в определение жанра что-то новое, что расширяло понятие и служило дальнейшему развитию вопроса теории и истории жанра.

«Дневник самый, наверное, странный жанр: автопортрет в запертой комнате. Вроде бы зрителей в нее пускать не принято, ибо грешно разрешать посторонним вход туда, куда и сам со временем начинаешь наведываться с опаской …». Таково определение жанра дневника Е. Щегловой (2), которая раскрывает специфику и тональность жанра, подчеркивая его интимный характер.

Оригинально жанр дневника характеризует Б. Хазанов (3): «Литературный жанр, который представляет собой протест против литературы с ее жанрами и приёмами; протест против самой сути художественного творчества –… Вот что такое дневник, который ведет

1 – Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.707

2 – Щеглова Е. Чуковский К. Дневники 1901-1929 гг. // Нева.- 1992.-№9.-стр.260

3 – Хазанов Б. Дневник сочинителя //Октябрь.-1999.-№1

писатель ». Он называет этот род деятельности «исповедь…, бегство в собственный мир, документ самоанализа, саморазоблачения, самомучительства, самоупоения » и далее утверждает: «Дневник писателя –

это его мастерская…это другое «я», двойник… и тайный собеседник, которому можно поверить все тайны…» .

Нам представляется, что это наиболее полное определение жанра дневника писателя (а именно об этом роде дневника пойдет речь в нашем исследовании) наиболее органично и близко к самой сути жанра дневника, где на первом месте интимность, сосредоточенность на себе.

Другие определения, которые дают А. Казакова (1), П. Крючков (2) рассматривают свойства дневникового жанра, в какой-то мере обращаются к тем чертам дневника, о которых уже шла речь, но, вместе с тем, и в чем-то дополняют понятие, обогащая теорию жанра. «Дневник это, прежде всего, эмоциональное отражение на бумаге «настроений души » (А. Казакова ) (1).

«…Дневниковые записи, без которых вряд ли обходится любой литератор, не имеют никакого отношения к словесности » (П. Крючков ). Можно согласиться с критиком в том отношении, что вряд ли писатель, делая записи в дневнике, ревностно анализирует и взвешивает каждое написанное слово, в этом случае терялась бы непосредственность изложения, новизна родившихся мыслей.

Как мы видим, в приведенных выше определениях жанра дневника серьезных разночтений нет. Рассмотрев существующие определения и с учетом того, что уже сделано в вопросе теории жанра дневника попробуем внести ясность в вопрос о том, какие же жанры следует отнести прежде всего к мемуарной литературе. На этот счет в современной критике существуют различные мнения.

Исследователи мемуарной литературы (В. С.Голубцов, А. Тартаковский, И. И.Подольская), посвятившие свои работы вопросу теории и истории жанра и рассматривавшие проблемы на материале мемуаристики 18– 1-й пол.19 века

и советского периода, приходят к выводу о том, что дневники и воспоминания являются типологическим актом мемуаротворчества (1). На этом основании они относят их к единому мемуарному жанру – это «две группы (или вида) родственных произведений, объединенных понятием «мемуаристика», – дневники как исторически первичная и простейшая форма запечатления личностью опыта своего участия в исторической жизни и воспоминания (мемуары в узком смысле слова) как более сложная и развитая форма мемуарной культуры». Подобное определение дневника, на наш взгляд, значительно сужает понимание содержания жанра и ограничивает его возможности лишь изображением исторического, а не личностного.

С таким положением не согласен В. Оскотский (2). Он считает, что «дневники… к мемуарам не принадлежат, хотя вполне с ними соотносятся… Но едва ли не сильнее этого…сходства существенные различия». По мнению В. Оскотского, письма и записные книжки, в отличие от дневников, относятся к мемуарному жанру, поскольку они «тоже свидетели памяти, закрепленной словом, ее опора и скрепы». Исследователь относит письма и записные книжки к мемуарной литературе, тогда как дневники в эту группу жанров не включает, хотя и указывает на их соотношение с мемуарной литературой. На этом основании В. Оскотский делает вывод: «целесообразнее вести речь не о мемуарной, а о мемориальной литературе, не о мемуарном жанре, а о мемориальных жанрах». Определение «мемориального жанра» исследователь предлагает «во избежание общего знаменателя воспоминаний, под который подвертывается и то, что воспоминанием не является». Таким образом, к мемориальной литературе, по мнению В. Оскотского, следует относить записки, записные книжки, письма, мемуары, дневники. Несомненно, мнение критика в вопросе принадлежности

1.- А. Г.Тартаковский, Русская мемуаристика 18 – первой половины 19 в. М., 1991, с. 8;

В. С.Голубцов, Мемуары как источник по истории советского общества. Изд-во Моск. Ун-та,1970,гл. Введение, с. 3-7; И. И.Подольская, Русские мемуары 1800-1825гг. М., «Правда», 1989, с.8

2.-В. Оскотский, Дневник как правда// Вопросы литературы.-1993,-№5,-с.5.

писем и записных книжек к литературе воспоминаний интересно и обосновано, однако, мы полагаем, что возможно, целесообразнее придерживаться привычного определения жанра и в дальнейшем мы будем использовать терминологию – мемуарные жанры. Поэтому, далее мы будем иметь в виду такие разновидности мемуарной литературы: записки, записные книжки, автобиографии, дневники.

Таким образом, вопрос о принадлежности дневников к мемуарной литературе предполагает, чтобы мы более подробно остановили свое внимание на следующей проблеме: в чем сходства и отличия между мемуарами и дневниками.

Наряду с записками, записными книжками, воспоминаниями, автобиографиями и, наконец, собственно мемуарами дневники являются одним из типичных жанров мемуарной литературы. Следовательно, между мемуарами и дневником существует изначальная общность , заключающаяся в том, что в дневнике и в мемуарах автор рассказывает о событиях, участником или очевидцем которых он был. Но на присутствие автора мы можем указать и в лирической поэзии и в прозе – во всех многоликих жанровых проявлениях.

Разница между мемуарами и дневником, во-первых, в том, что от сообщаемых фактов их авторов отделяет неодинаковое расстояние во времени , большая или меньшая протяженность в первом случае и предельная краткость – во втором. Автор дневника спешит зафиксировать только что возникшие впечатления, не давая им остыть и уйти в область воспоминаний, а то – и небытия.

Во-вторых, несходство между дневниками и воспоминаниями и в видовом отношении заключается в том, что оно связано с различием в системе отражения действительности – синхронной в дневниках, ретроспективной в воспоминаниях.

В-третьих, существенны различия в типе и структуре повествования (связный, сюжетно – организованный рассказ в воспоминаниях, дискретные записи – в дневниках) и в характере коммуникативности.

Дневник по своей природе автокоммуникативен («субъект передаёт сообщение самому себе»). В момент его ведения он рассчитан, главным образом, на внутренне интимные нужды автора, далеко не всегда предназначается им к прижизненному обнародованию, и, как правило, «секретен» для окружающих. Это его качество остаётся достаточно стабильным в течение длительных исторических периодов. В воспоминаниях же автокоммуникативность весьма размыта и сфера её ограничена.

Попробуем рассмотреть, в чем же функциональное сходство и отличие мемуаров и дневников. Мемуары и дневники оказываются близки друг другу не только генетически. Функциональная близость их, вне всяких сомнений, в том случае, когда речь заходит о дневниках, закрепляющих впечатления от политических и литературно-общественных событий, от встреч с интересными и выдающимися людьми, интересных для будущих воспоминаний автора и будущих поколений. Но даже в ежедневных записях, которые ведутся в целях самоанализа, самовоспитания, нравственного самоусовершенствования или ради текущих житейских интересов сегодняшнего момента, в дневнике незримо присутствует частица понимания ценности личного опыта автора, стремления включить «уходящий день» в бытие. Поэтому в дневниковых записях воплощаются некоторые черты исторического самосознания личности (хотя, быть может, менее целеустремленно и последовательно, чем в собственно мемуарах). Различия между дневниками и жанром мемуаров в этом отношении сводятся к тому, что исторический кругозор дневника (а, следовательно, и автора) ограничен пределами настоящего, тогда как историзм воспоминаний в мемуарах измеряется соотнесением их с прошлым, ставшим или становящимся историей.

Именно эти признаки личного дневника определили его использование в художественной литературе. Дневник как форма изложения событий изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и многообразие чувств пишущего. Такие свойства дневника придают ему тональность интимности, лиричности, страстности интонации, с какими трудно сравняться другим литературным жанрам.

Литературное значение дневника выходит далеко за рамки произведений, написанных в его форме. Дневник, как правило, сохраняет свежесть и искренность взгляда автора на окружающий мир и на себя.

На основании всего сказанного попробуем дать определение жанра дневника: Дневник – жанр мемуарной литературы. В литературе для дневника характерна форма повествования от первого лица. Оно ведётся в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения

системы отражения действительности, записей. В структуре повествования преобладают дискретные записи. Как внелитературный жанр дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. А дневник писателя сохраняет все эти признаки жанра, но, как бы дополняет существующее определение тем, что является не только способом самовыражения, но и часто творческой мастерской, в которой могут так или иначе высвечиваться творческие замыслы писателя.

Данное определение ни в коей мере не претендует на окончательное, а лишь есть попытка обобщить то, что есть в нашем литературоведении о теории жанра дневника и, как нам кажется, помогает приблизить к предмету нашего исследования.

Следующий вопрос, который, как нам кажется, нужно рассмотреть – это вопрос о разновидности жанра дневника, уточним терминологию, связанную с вопросом разновидности жанра.

В «Краткой литературной энциклопедии» (1) предлагается деление жанра дневника на следующие его разновидности: Дневник как форма художественного повествования – чисто литературный, целиком вымышленный дневник, представляющий собой либо само произведение, либо значительную его часть; Реальные дневники , то есть настоящие дневники писателей (учёных, деятелей культуры, науки), либо заранее предназначенные для публикации; Дневники обыкновенных людей – просто датированные записи о различных волновавших автора чувствах и событиях.

Рассмотрим каждую из этих разновидностей.

Дневник может выступать как форма художественного повествования . Эта разновидность жанра дневника восходит к 18 веку, к периоду возникновения сентиментализма в зарубежной и русской

1.- Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.7

литературах. Сентиментализм, обративший интерес к внутреннему миру человека, культивирует жанр дневника как особую форму «самонаблюдения». Таково известное произведение, вошедшее в историю литературы, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.