Новый собственник спасет деревянный особняк «Дачи Головина» на Выборгской Набережной. Старинный особняк на набережной архангельск Несколько полезных выражений

Заброшенный особняк с окнами на Неву, недостроенный пятизвездочный отель, который называют проклятым, бывший ресторан, где снимали фильм с Алисой Фрейндлих, и спрятанная за домами усадьба с яблоневым садом - «Бумага» выбрала десять пустующих петербургских зданий со старинными мраморными каминами, витражами и статуями.

Особняк Бетлинга и особняк Челищева

Здания XVIII века на берегу Невы несколько раз перестраивались и меняли владельцев. В начале XX века в особняке Бетлинга располагалось Шведское посольство. В 30-х годах дома объединили и поместили там Электромеханический техникум. В зданиях сохранилась домовая церковь, лестница с деревянными балясинами, лифт шведской системы, травленые стекла и мраморный камин.

Гостиница «Северная корона»

Заброшенный пятизвездочный отель с пятью ресторанами, бассейном и спорткомплексом начали строить в 1988 году. Из-за конфликтов между заказчиками и подрядчиками сроки открытия постоянно сдвигались, в итоге строительство заморозили. В 1995 году, когда на презентации по случаю его скорого открытия умер митрополит Иоанн, отель стали называть «нехорошим местом». В конце 2018-го начался снос здания.

Особняк Эрнеста Игеля

В середине ХIX века на этом участке стояла деревянная одноэтажная дача князя Вяземского. В 1894 году его приобрел французский купец Игель и открыл там ресторан «Эрнест» или «Дача Эрнеста». После революции в здании находился Дом пролетарской культуры, а также клуб «Металлист». В интерьерах особняка снимали фильм «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» с Алисой Фрейндлих в главной роли.

Усадьба Михайловка

Дворцово-парковый ансамбль XIX века Михайловская дача принадлежала великому князю Михаилу, сыну Николая I. Помимо дворца, комплекс включал кухонный и конюшенный корпуса, а также многочисленные садовые веранды, статуи и фонтаны. С 1919 по 1941 год в усадьбе работала трудовая школа-колония «Красные зори». В 2006 году комплекс передали СПбГУ под кампус ВШМ. Здание дворца законсервировано.

Усадьба Демидовых

Дворец предпринимателей Демидовых был построен в середине XVIII века. Его главная особенность — веранда с закругленной металлической лестницей, выходящей в яблоневый сад. По слухам, в цокольном этаже здания при Демидовых находился первый в России кегельбан. В 1830 году дворец сдали Английскому клубу, в советское время там располагалось ЦКБ «Айсберг», проектировавшее атомные ледоколы.

Особняк Экваля

Двухэтажный особняк был построен архитектором Федором Лидвалем в 1901 году для Карла Экваля – владельца Чугунолитейного и механического завода. Заброшенный особняк интересен тем, что это одна из немногих сохранившихся в Петербурге деревянных построек в стиле модерн. Стены здания украшены растительным орнаментом и фактурной штукатуркой. Особняк спрятан за бетонной оградой.

Особняк Веге

Особняк при ультрамариновом заводе знаменитого промышленника Георгия Веге был построен в 1890 году неизвестным архитектором. Здание является образцом стиля эклектики. Особняк находится в аварийном состоянии, но внутри сохранилась лепнина, витражи, а также настенные росписи и кариатиды. Особняк расположен на территории завода «Пигмент».

Особняк Брусницыных

С 1844 года особняк принадлежал Николаю Брусницыну, основателю кожевенного завода Брусницыных. В здании сохранился Белый зал с люстрой и мраморным камином, курительная комната в мавританском стиле, а также бильярдная. С особняком связана легенда о «зеркале Дракулы». Якобы оно висело в одном из венецианских палаццо, где хранился прах графа Дракулы. С февраля экскурсии временно прекращены.

Хорошие новости пришли к нам из Санкт-Петербурга! Пресс-служба АУИПИК сообщила о том, что у старинной «Дачи Головина», которая находится на Выборгской Набережной, на 25 ближайших лет появится новый владелец.

Ранее, прекрасный особняк, построенный в первой четверти XIX века Людвигом Шарлеманем, уже начинал ветшать. Опасения за его судьбу осложнялись и тем, что этот дом построен из дерева и является одним из немногих сохранившихся в Петербурге старинных деревянных особняков.

Кто же стал новым арендатором «Дачи Головина» и как он планирует приспособить особняк к современному использованию?

«Дача Головина» — это скорее условно-историческое название сохранившегося особняка на Выборгской Набережной в Санкт-Петербурге. В XVIII веке эта территория действительно была пожалована сподвижнику Петра Великого, видному государственному деятелю Александру Головину. Сперва здесь находилось небольшое здание дачи, а затем — городская усадьба. Однако, в начале XIX века усадебный дом сильно обветшал.

В ту пору «Дачу Головина» уже выкупило государство. По заказу государства новый особняк здесь построил известный архитектор Людвиг Шарлемань в период с 1823 по 1824 годы. Роскошное здание в классическом стиле, выполненное из дерева, выполняло роль дома для высокопоставленных гостей и членов императорской семьи. Уже с середины XIX века в здании размещались различные государственные и социальные учреждения. После революции здание здесь долгое время находилась больница.

В 2004 году здание перешло в управление АУИПИК и в нем были проведены неотложные противоаварийные работы. Ответственного арендатора для «Дачи Головина» искали на протяжении нескольких лет. И вот, на официальном сайте АУИПИК сообщили о том, что здание площадью 800 кв. метров и земельный участок в 0,7 га передаётся по итогам торгов и на основании приказа Министерства культуры.

Дача Головина является памятником архитектуры и нуждается в реставрации. По условиям торгов, победителю торгов — ООО «Финанс-Недвижимость», которая входит в инвестиционно-строительный холдинг AAG, предстоит провести реконструкцию объекта.

«Я считаю, что эта сделка довольно успешная, как для города, так и для нас. Мы не только проведём полную реконструкцию здания, но и вдохнём в него новую жизнь, восстановив как экстерьер, так и пространственные планировки XIX века. Этот памятник архитектуры должен вновь обрести свой внешний облик», — прокомментировал итоги торгов генеральный директор холдинга AAG Александр Завьялов.

Срок аренды составит 25 лет. Здание можно будет использовать как коммерческую недвижимость.

Инвестиционно-строительный холдинг AAG — многопрофильная структура, основанная в 2007 году. Холдинг реализует собственные проекты жилищного строительства, а также предоставляет комплексные услуги по развитию инвестиционно-строительных проектов собственникам объектов недвижимости: как девелоперам, так и непрофильным инвесторам. В настоящее время портфолио компании насчитывает более 45 проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, сообщают в пресс-службе АУИПИК.

Здание Старинного особняка находится в Архангельске. Оно было построено в 1786 году. Судьба этого дома складывалась непросто: он неоднократно горел, несколько раз перестраивался, подправлялся, реконструировался, его никогда не использовали по назначению. Сначала здесь располагалась Банковая контора, затем – Променная контора, Коммерческий банк и, наконец, городская таможня.

В 1964 году здание было передано Музею изобразительных искусств. Несколько лет здесь размещалась выставка древнерусского искусства, позже – музейные фонды. С начала 1980-х годов Особняк реставрировали. В сентябре 1998 года состоялось открытие музея. Первая экспозиция – «Портрет в старинном интерьере» – предоставляла возможность увидеть преобразование художественных стилей в интерьере конца XVIII – начала XX веков. Образование ансамбля, куда кроме портретной живописи входят мебель, зеркала, фарфор, позволило создать особенную атмосферу, в которой произведения изобразительного искусства, как будто пробуждаются, оказавшись в близкой им среде. В доме организована постоянная экспозиция «Портрет в старинном интерьере».

Поскольку Особняк на Набережной никогда не был во владении конкретной семьи, авторы экспозиции решили не воспроизводить подлинный интерьер. Но с другой стороны, фонды музея хранили предметы убранства и быта XVIII - начала XX веков. Поэтому было решено восстановить жилую среду, в которую органично бы вписались музейные экспонаты.

В портретной галерее Старинного особняка имеются произведения, которые происходят из местных учреждений и старых домов. Среди них можно увидеть портрет И.К. Баженина (лицо, имеющее отношение к Архангельску) и царские портреты: Петра Великого, Елизаветы Петровны, Павла Петровича (II половина XVIII века). Портретная галерея характеризовала вкус хозяина, была предметом его гордости и тщеславия.

Кабинет хозяина являлся одной из главных комнат дворянского дома и представлял собой, своего рода, его интеллектуальный и хозяйственный центр. Основное место в кабинетной экспозиции занимают портреты архангельских губернаторов XVIII века: Т.И. Тутолмина, П.П. Коновницына и других. В интерьере воссоздано убранство кабинета конца XVIII – начала XIX веков.

В гостиной Старинного особняка вы сможете ощутить обстановку городского дома первой четверти XIX века. Гостиная XIX века являлась местом, где читали и сопереживали вслух, рукодельничали, «объяснялись», музицировали. Конечно, трудно себе представить гостиную без фортепиано. Кроме того, в убранстве интерьера главное место занимают мраморная скульптура и изделия из бронзы. Сердце гостиной – ее портреты, служащие в начале XIX века показателем жизненного уровня и положения в обществе. Чаще всего портреты были анонимными: неизвестны не только автор, но и изображенные на них люди. Группа таких портретов разместилась над диваном.

В доме находится комната с женским будуаром (середина XIX века), где хозяйка дома отдыхала от светских обязанностей, занималась чтением, рукоделием, вела обязательную переписку, о чем говорит изящный бюро-секретер. Также здесь можно увидеть туалетный столик и столик для рукоделья. Живописные картины этой комнаты передают самые разные настроения, созвучные миру женщины. Здесь представлены романтические полотна Айвазовского, Судковского, Боголюбова, сентиментальная идиллия западного художника в стиле рококо, «Семейная сцена» художника Шарля ван ден Деле и, естественно, портреты с изображением детей. Жемчужиной женского будуара является «Портрет неизвестной», переданный в 1929 году Архангельску Русским музеем, а в музей он попал из мастерской художника.

Заключительным залом Особняка является столовая. Обычно она была светлой, уютной комнатой. Главное место в интерьере занимает раздвижной стол «сороконожка», за которым собирались все члены семьи. Необходимым в столовой было наличие застекленных шкафов-горок, в которых выставлялись различные предметы из фарфора, стекла, фаянса. Особенное место в убранстве отводилось фарфору. В конце XIX века он представлял собой не просто объект коллекционирования и репрезентации, а являлся необходимой частью сервировки стола. На стене вы сможете увидеть «Портрет женщины в белом платье» А.И. Вахрамеева, портрет Н.Д. Видякиной неизвестного художника.

Старинный особняк на Набережной живет яркой, активной жизнью. Здесь регулярно организуются тематические выставки и экскурсии, вызывающие неподдельный интерес у местных жителей и туристов. В залах особняка можно услышать камерную музыку, устраиваются балы для детей, светские рауты, приемы и презентации.

Оказывается, в столице можно не только наслаждаться великолепием старинных домов и будто бы закрытых от простого люда особняков снаружи, но и попасть внутрь. А там!.. Давайте же протопчем эти дорожки.

ОСОБНЯК СМИРНОВА: Маски грешников, зал суда и побег хозяйки

Тверской б-р, 18.

Легенда : сын водочника Смирнова - Петр в конце XIX века перестроил этот особняк (заказав работу самому Федору Шехтелю!) для своей любовницы.

Правда жизни : «любовница» уж несколько лет была законной женой Смирнова. У них даже народилось трое детей. Еще двое появятся в этом особняке. Судьба, увы, им уготована та еще...

Основные действующие лица: маски грешников на стене в каминном зале, который Шехтель оформил в виде... храма. Заходишь, поднимаешь очи вверх - бац! - и все напоминает, что ты грешен! Что ж, недаром именно в этом зале советская власть, вроде как чуждая мистики, экспроприировав особняк, немедленно устроила Ревтрибунал.

В соседнем зале, куда ведет дверь-«шкаф», вы поймете, почему нельзя выйти на балкон, плывущий над Тверским бульваром. И наконец замрете от восторга в Египетском зале, сделанном в виде храма искусств. Тут планировались балы, но в 1910-м Смирнов умер от гриппа, и вдова стала сдавать зал для картежных игр...

Зигзаг судьбы после революц ии: Смирнова бежала за границу, оставив детей, надеясь их вывезти потом. Но живой к матери во Францию доберется только одна дочь... А особняк после трибунала займут прокуратура и суд.

: сейчас дом арендуют для всяких мероприятий - например, показа мод. Говорят, Пугачева отмечала тут один из дней рождения. А еще можно прийти на экскурсию с проектами «Москва, которой нет», «Магазин путешествий». От 800 руб.

ОСОБНЯК СТАРООБРЯДЦА НОСОВА: Чудо-дом появился благодаря семейному скандалу

ул. Электрозаводская, 12.

Легенда: особняк построен из-за того, что купец Василий Носов , имевший суконную фабрику (при СССР - НИИ шерсти), не захотел жить под одной крышей с невестой своего сына, происходившей из семьи других старообрядцев - Рябушинских.

Правда жизни: да, Носов недолюбливал Рябушинских. Во-первых, за жесткое ведение бизнеса: для тех завод ли, фабрика были ДЕЛОМ, а для Носова - СЕМЬЕЙ. С рабочими он справлял праздники, лечил их, заботился о семьях. Во-вторых, Носовы и Рябушинские принадлежали разным староверческим направлениям. И вот когда сын Василия Дмитриевича влюбился в Евфимию Рябушинскую, упрямый купец оставил старый дом молодоженам, а сам позвал знаменитого тогда архитектора Льва Кекушева - строить ему отдельное жилье! И тот в начале XX века возвел деревянный образчик модерна, да такой замысловатый, волнообразный, что кровельщики, например, до сих пор не могут понять, как чинить эту геометрически ломаную крышу с бесконечно неровными карнизами...

Основные действующие лица: «женская» и «мужская» половины особняка. Носов поселился тут с одной из дочек: она с прислугой - наверху, он - внизу. И Кекушев это учитывал: для «женской половины» создал воздушные камины, для «мужской» - мощные, с характером, под стать хозяину, который до 70 лет обливался холодной водой!


Зигзаг судьбы после революции : Носовых выселили, а дом отдали под общагу для рабочих НИИ шерсти. Особняк на глазах грустнел и осыпался. В 90-х начали реставрацию. Потомки купца принесли сюда дореволюционные вещицы семьи, фотографии - так что в особняке возникает впечатление, что ты в гостях, а хозяева вышли на минутку.

Как попасть в старинный особняк Москвы : на мероприятия Российской библиотеки для молодежи (тут ее филиал). Или с проектами «Москва, которой нет» и «Москваход» (тогда вам еще и экскурсию проведут). От 650 руб.

ДОМ ПАШКОВА: Клятва императоров и «колодец Грозного» во дворе

Воздвиженка, 3/5, стр. 1.

Легенда : архитектор Василий Баженов , которого Екатерина II только отстранила от перестройки Кремля, обиделся на императрицу и поставил дом задом к Кремлю.

Правда жизни: вообще-то к дому надо было делать подъезд, а со стороны Кремля соорудить его было немыслимо: особняк-то строили на холме! Поэтому въезд в него и очутился со стороны Староваганьковского переулка. Но садовый фасад, который мы наблюдаем со стороны Моховой , столь хорош, что после пожара 1812 года именно этот дом за счет казны (!) отреставрировали первым. Именно сюда, на балкон, в 1818-м привели прусского императора - отца будущей жены Николая I, когда тот пожелал взглянуть на послепожарную Москву . Посмотрел на одновременное величие и разруху, пал на колени и вместе с сыновьями тут же поклялся не воевать с Россией . Место этой «клятвы императоров» можно увидеть изнутри, подойдя к огромным окнам зала. В котором, по еще одной легенде, танцевала Наташа Ростова . Но это неправда. Кстати, хозяин дома, сын денщика Петра Великого - Петр Пашков , занимавшийся продажей водки, тоже тут так и не поплясал. Помешала война 1812 года и тот самый пожар...

Основные действующие лица: кроме великолепия интерьеров, это еще и недавно обнаруженный во дворе мегаколодец. В нем искали знаменитую библиотеку Ивана Грозного . Не нашли. По другой версии, колодец ведет в подземелье, которое связывает Ваганьковский холм с Кремлем.

Экскурсантам разрешают спуститься по крутой лесенке, но вас надолго не хватит: едва на узкие ступени перестанет попадать свет сверху, захочется поскорее обратно, и бог с ним, с Грозным... Лучше вернуться в Дом Пашкова и посидеть в настоящей библиотеке - Румянцевской, - куда 40 лет ходил Толстой и где дают полистать огромные старинные книги!

Как попасть в старинный особняк Москвы : экскурсии водят компания «Шаг за шагом» и, конечно, хозяйка Дома Пашкова - Российская библиотека (в народе известна как Ленинка ). От 500 руб.