Образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках как проявление генетической памяти. Медведь - сказочный персонаж Образы медведя из народных сказок

Сегодня я услышала сказку про медведя, и решила пересказать её вам. Понравился мне медведь из этой сказочной истории — он оказался благодарным. Уметь быть благодарным в случае, если тебе кто-то помог – хорошее дело..

«Как медведь в лесу заблудился»
Автор сказки: Ирис Ревю

Надо же такому случиться, что медведь Миша в лесу заблудился! Никак не мог косолапый найти свою берлогу. Вроде и пень тот, и старое дерево колесом согнулось, а берлоги нет.

Расстроился Миша, сел на пенёк, и сопит недовольно. Приполз к медведю муравей.

— О чём горюешь, косолапый? — спросил муравей.

— Берлогу свою найти не могу, — ответил медведь.

— А ты забыл, что в густом малиннике сделал себе новую, просторную берлогу, а старую землей завалил? – напомнил муравей.

— Вот я забывашка! — расстроился косолапый.

Медведь решил отблагодарить муравья за подсказку. Он сорвал лист лопуха, свернул его так, что получился кулечек, и положил в него несколько ягодок свежей малины.

— Пусть муравей полакомится сам и угостит своих друзей, — решил Миша.

Вопросы к сказке «Как медведь в лесу заблудился»

Что потерял медведь в лесу?

Почему медведь расстроился?

Кто помог медведю найти свою берлогу?

Как отблагодарил медведь муравья?

Часто ли ты забываешь свои вещи?

ВЛ / Статьи / Интересное

23-01-2016, 14:41

Медведь – удивительный зверь. Особенный для нас, русских – и с незапамятных времен. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120 000 – в России. Медведь на Руси - нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он - хозяин русского леса.

Осознание родства человека с медведем восходит к глубокой древности. Мифы, сказки, ритуалы, поверья – многие из них сохранились до наших дней. Медведь очень похож на человека. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост, т.е. сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он «думец» и наделен разумом, но, как говорят, «в медведе думы много, да вон нейдет». Доказательство человеческого происхождения медведя охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на других зверей. Если с медведицы содрать шкуру, она выглядит как женщина. И по множеству поверий охотники под медвежьей шкурой находили бабу в сарафане.

Некоторые охотничьи ритуалы можно встретить и сейчас, особенно среди коренных народностей Сибири. Считается, что стрелять в медведя можно только после того, как он тебя увидел. Чтобы душа вышла из убитого медведя, нужно открыть ему пасть. Снятие шкуры с медведя – тоже ритуал, похожий на снятие шубы с расстегиванием пуговиц.

Медведи – едва ли не единственные животные, которых наши предки хоронили (правда, только голову и лапы), да так, чтобы медвежьи останки не достались другим зверям и птицам. А культ отрубленных лап известен нам со времен неолита и до XIX века. Помните сказку «Медведь-липовая нога»? Между прочим, очень страшная сказка, о том, как убитый медведь явился к охотнику за своей шкурой и отрубленной ногой.

Этнографами изучено ритуальное убийство медведя, которого называют родным, отцом, дедом (иногда отцом отца), а в момент убийства зверя стараются задобрить его: "Ты не сердись, дедушка! Пойдем к нам в гости". Представители народов Сибири при убийстве медведя хоронят его и пытаются убедить: «Это не я тебя убил, я тебя только хороню».

На женщин медведь нападает не затем, чтобы их съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними. Верят, что от такого сожительства рождаются на свет люди, обладающие богатырской силой. Помните сказку «Ивашка-медвежье ушко»? (или мультфильм «Маша и медведь» J). И если при встрече с медведем мужчине следует притвориться мертвым, то женщина по поверьям должна показать ему свою грудь.

Изучая случаи нападения медведя на человека, я обратила внимание: как мало среди жертв медведей женщин. Не возьмусь говорить о статистике, но на первый взгляд в этом поверье есть какой-то смысл.

В сказке про медвежьего сына, у того "кожа медвежья, лицо человечье" или "до пояса человек, а от пояса медведь". Иногда у него только ухо медвежье. Богатырь растет не по дням, а по часам и, будучи еще ребенком, выворачивает дубы, выламывает бревна в избе и т. д. Важно отметить, что сказочный полумедведь-получеловек убегает из берлоги, идет к людям и в большинстве случаев убивает своего медвежьего родителя. В числе подвигов взрослого богатыря Медвежье Ушко почти всегда упоминается поимка медведя, езда на медведе или запугивание попа медведем.

У славян до сих пор название этого зверя осталось в древней табуированной, иносказательной форме: "мед-ведь" - "мед ведающий", а исконная запретная форма была, очевидно, близка к североиндоевропейской, так как зимнее жилище медведя повсеместно в России называется "бер-логой", т. е. "логовом бера".

У медведя русский характер. Он - силен, свиреп, страшен, но не так уж и смел - во всяком случае, здесь он уступает волку. Есть и поговорка: «Не дал Бог медведю волчьей смелости, а волку медвежьей силы!». И ленив он («Силен медведь, да в болоте лежит»), и вороват... В фольклоре, да и в анекдотах медведь выглядит не лучшим образом. Силен, но прямолинеен, туповат... Сказочного медведя легко провести. Словом, добрый, сильный, недалекий, неуклюжий. Медвежья услуга - то, чем Топтыгин может удружить тем, кому он благоволит. А кому нет - задерет, загрызет, заломает...

Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Ручного медведя водили, его обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, он самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, он изображал барышню, собирающуюся на свидание, и пьяного, и скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел... Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждают: «Не охоч медведь плясать, да губу теребят». Или: «Не привязан медведь, не пляшет». Но такова медвежья доля...

На Руси издревле были популярны медвежьи бои, то есть схватка медведя с человеком (подобно испанской корриде). Смелый боец с рогатиной выходил против медведя и в одиночку его убивал. Довелось мне читать воспоминания опытного охотника-медвежатника XIX века, ходившего на медведя с рогатиной в одиночку. Он говорил, что никогда в жизни больше на такое не отважится – это чистое безумие. А мечтателей выйти против медведя с рогатиной до сих пор хоть отбавляй – не дает русским мужчинам покоя медвежья сила, хочется им единоборства со зверем. Вот только кто в этом единоборстве победит?

Рогатина, вопреки бытующему мнению, это вовсе не рогатка, а копье с перекрестьем. В отличие от боевого копья, перекрестье не дает проткнуть медвежью тушу насквозь – охотник не только ранит медведя, но и держит его на расстоянии от себя (если может, конечно). С появлением огнестрельного оружия рогатина используется для того, чтобы удержать зверя до выстрела: один охотник держит медведя на рогатине, а другой стреляет. До сих пор ненарезная двустволка считается более надежной в охоте на медведя, она безотказна. А отказ оружия в такой ситуации – смерть охотника.

Однако медведь - неагрессивный зверь, если его не трогать, и случаи нападений медведя на человека очень редки. Как правило, медведь имеет веские основания для нападения: медведица защищает детенышей, человек ведет себя вызывающе, ну и от зимнего голода человека может убить медведь-шатун. Однако медведя очень легко приучить как к человеческой пище, так и ко вкусу человеческого мяса: и то, и другое для зверя – словно наркотик, это легкая и вкусная еда. Там, где туристы приучили медведей попрошайничать, те могут запросто отобрать у человека его припасы силой. И, конечно, всем известно, как легко зверя пристрастить к спиртному.

При встрече же в лесу медведь обычно ведет себя флегматично, или, пугаясь, убегает сам. Однако не надо думать, что этот зверь вовсе неопасен и добродушен. Ударом лапы матерый самец способен переломить хребет быку, что уж говорить о человеке… Медведя надо уважать, а не боятся. И вести себя с ним в соответствии с его силищей.

Убежать от медведя невозможно: при всей своей кажущейся неуклюжести, он развивает скорость до 55-70 км/ч. Бегают медведи красиво, легко и неслышно, при этом они похожи на кошачьих – грацией, изяществом, совершенством движений. По лесу медведь ходит бесшумно, как всякий хищник. Еще медведь отлично плавает – совсем как человек, в том числе саженками. И лазает по деревьям, но только в молодости – старые медведи этого не любят.

К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности он просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами.

Самые крупные бурые медведи живут на Камчатке и Аляске. Самцы весят 400-500 и более кг; попадались гиганты весом 600-800 кг. Самый крупный медведь, пойманный на острове Кадьяк, весил 1134 кг. Некоторые самцы, встав на задние лапы, достигают роста 2,8-3 м.

В наших лесах медведи заметно меньше, весом около 200-300 кг. Их рост в холке – около метра. Самцы в полтора раза крупней самок. У медведей пятипалые (человеческие) лапы и огромные когти – до 12 см.

Друг с другом медведи не дружат, они одиночки. Только во время брачного сезона медведь сходится с медведицей, иногда они вместе проводят «медовый месяц» (и очень нежны друг с другом). Но после этого расходятся и стараются не встречаться. Взрослый самец запросто может напасть на медвежонка, поэтому медведица избегает встречи с самцами.

Медвежата рождаются в феврале, в берлоге, и весят при этом всего 300-600 граммов, а выходят из берлоги уже 25-килограммовыми. Они проводят с матерью иногда до четырех лет, кормит их медведица молоком от полутора до трех лет. Часто вместе с детёнышами-сеголетками (лончаками) держатся прошлогодние медвежата, так называемые пестуны. Но когда приходит срок, мать жестоко изгоняет медвежат. Братья еще некоторое время могут держаться вместе, но потом расходятся и не помнят родства.

О медведях можно рассказывать бесконечно. Парадоксально, но чем больше человек отдаляется от медведя, тем сильней идеализирует его образ: в массовом сознании бесповоротно утверждается антропоморфный образ медведя, представление о косматом буром хищнике как о всегда ручном, большом, добродушном, сильном и справедливом.

Но, чтобы там ни было, образ медведя для русского человека всегда был и останется одним из самых мощных архетипов. Может, секрет моего «Берендея» именно в этом?



Оцените новость

Новости партнеров:

С детства мы помним знаменитые слова «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это выражение очень точно описывает важную роль сказки в воспитании детей. Ведь вместе с любимыми героями гораздо интереснее познавать мир и разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо. Сказки про зверей особенно интересны малышам, а медведь является одним из самых популярных персонажей не только русских, но и многих других народных и авторских сказок.

Почему медвежонок?

Почему любимым сказочным героем и одной из самых популярных игрушек у детворы всего мира является медвежонок? На этот вопрос попробовали ответить ученые-антропологи. По их мнению, мордочка игрушечного мишки походит на личико ребенка. Большие глаза, маленький рот и нос. Детеныш медведя напоминает человечка забавным переваливаем на двух ногах, как малыш, который только учится ходить и бесконечно шалит. Таково мнение современных ученых.

Медведь в славянских сказках

В русских былинах и легендах медведя часто называли лесным мужичком и почитали как хозяина леса. Поэтому сказки про зверей, где медведь выступает как грозный, но самый мудрый и справедливый персонаж, не были у славян редкостью. В сказках более позднего периода косолапый сбросил с себя таинственный ореол волшебного и сурового хозяина природы и перенял больше человеческих качеств. Множество таких сказок дошло до наших дней. Современные авторы также знают пристрастия малышей и не изменяют традициям. Поэтому очередная сказка про медвежонка всегда с интересом воспринимается детской аудиторией. Давайте вспомним несколько любимых историй о маленьком косолапом герое, который учит детей лучшим человеческим качествам.

О мишке-трусишке

Это была первая весна в жизни медвежонка, он робко прижимался к маме медведице, шагая по Все вокруг выглядело, пахло и звучало незнакомо, вызывая восторг и тревогу одновременно. Медведица заметила страх своего малыша и сказала, что он бурый медведь, относится к роду самых могучих и уважаемых обитателей леса, а значит, бояться ему не пристало.

Медвежонок внимательно слушал рассказ матери о великих и грозных соплеменниках и очень хотел быть похожим на них. Вдруг что-то ужасно громко затрещало, мишка зажмурился и попытался быть храбрым, но страх взял верх, и малыш со всех ног бросился бежать. Он так и бежал с закрытыми глазами, а когда остановился, понял, что заблудился.

Мишка уже не трусишка

Некоторое время он звал маму, затем, обессилев от крика, решил передохнуть и самостоятельно искать дорогу домой. Так, он брел по лесу и успокаивал свой страх, вспоминая слова матери о том, что бурому медведю бояться не пристало. Конечно, сказка про медвежонка могла быть не такой интересной, если бы он не встретил друзей.

Первой косолапый путешественник повстречал маленькую белочку. Она плакала, сидя на ветке, потому что не послушала маму, которая, уходя за орехами, просила не высовываться из родного дупла. Сидеть в темноте было скучно, и белочка погналась за красивой бабочкой, а когда опомнилась, поняла, что заблудилась. Затем товарищам по несчастью повстречался зайчишка, а следом за ним ежик. Этих малышей любопытство завело далеко от дома. Так, маленькая компания продолжила путь по лесу.

Вдруг товарищи услышали хлопанье крыльев над головами. На ветку сел большой черный ворон и громко закаркал. Компания мелких зверюшек испуганно сбилась в кучку, прижавшись к стволу сосны. Только медвежонок, вспоминая слова матери о вышел вперед, закрывая товарищей спиной. Увидев храбрую позу медвежонка, ворон сперва рассмеялся, а затем рассказал, что уже давно ищет малышей по просьбе их обеспокоенных родителей. Мудрая птица сказала, чтобы друзья оставались на месте и отправилась за их родителями. К ночи все уже были дома, а мама-медведица, слушая рассказ медвежонка, думала какой у нее растет храбрый сын, настоящий бурый медведь.

Эта сказка во многом похожа на предыдущую, только заблудился медвежонок не из-за страха. Любопытство стало причиной его приключений. Проснувшись в берлоге раньше мамы медведицы, он решил исследовать окружающий мир. Ведь, засыпая, мама так много рассказывала об удивительном месте под названием лес. Какая же сказка про медвежонка может обойтись без мудрого друга?

К счастью маленького следопыта, ему повстречался старый дядюшка лось. Он рассказал медвежонку о зеленых деревьях, кустах, траве и ягодах, которые появятся весной. Пока было рано гулять по лесу, деревья были без листвы, а на земле лежал снег. Это означало, что медвежонок проснулся гораздо раньше положенного срока и ему пора домой, пока мама не обнаружила пропажу. Вернулись к берлоге они вовремя, мама уже начинала ворочаться и могла проснуться в любой момент, тогда непоседе точно досталось бы. Все обошлось, медвежонок попрощался с новым другом и сладко заснул в ожидании теплой весны.

В волшебном лесу жила семья медведей. Повзрослев, два медвежонка решили отправиться в путешествие, чтобы лучше узнать окружающий мир. Мама-медведица не стала спорить и на прощание просила сыновей во всем быть опорой друг другу. Медвежата отправились в дорогу. Пока им попадались кусты с ягодами и сладкие коренья, путь был весел и беззаботен, но прошло время, и еды становилось все меньше. В животе неприятно урчало и мысли были только о еде.

Вдруг на лесной поляне один из братьев нашел практически целую головку сыра. Скорее всего, кто-то из крестьян потерял ее, возвращаясь через лес из соседней деревни домой. Находка была и впрямь удачной, и оставалось ее только разделить поровну. Но каждому казалось, что только он разделит честно, и между медвежатами возник спор.

Эта сказка про медвежонка и его брата, как и многие другие, не обошлась без хитрой лисы. Она прибежала из леса на шум, поднятый братьями. Узнав в чем дело, плутовка решила поживиться за счет глупых медвежат и предложила свою помощь в разделе вкусной находки. Медвежата согласились. Лиса разломила сыр на два куска, один был большим, а другой совсем маленьким. Братья стали ругать рыжую, что дележ неравный, и плутовка обещала все исправить. Она откусила от большого куска, но части по-прежнему были не равны, что вызвало возмущение медвежат. Лиса продолжала кусать, снова и снова, пока от большой головки сыра не осталось два маленьких, но равных кусочка. Она отдала их изумленным медвежатам, а сама, сытая и довольная, быстро убежала в лес. Братья остались голодными и поняли, что своим пустым желудком они наказаны за жадность.

Приключения Умки

Сказка про белого медвежонка по имени Умка хорошо знакома нам благодаря замечательному советскому мультфильму, который рассказывал о его приключениях. О том, как Умка пытался ловить нерпу, о печальной рыбе-солнце и о звездных медведях. А главное, о том, что дружба творит чудеса. Смешные фразы из этой сказки ушли в народ, а колыбельную медведицы и по сей день мамы поют своим малышам.

В настоящем докладе обращается внимание на образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках. В качестве материала исследования используется трёхтомник А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки» (1957 г., т. I; в круглых скобках далее обозначаем страницы указанного издания).

Заметим, что основное внимание обращается на сказки про животных, где волк , лиса и медведь выступают в качестве основных персонажей. Так, совершенно не предполагается рассматривать «Сказку об Иване-Царевиче, жар-птице и о сером волке», хотя она очевидно показывает верность и благородство этого зверя (серый волк в этой сказке, фактически выполнив всю работу за Ивана-царевича и вернув ему жизнь, уходит в тень, а в финале даже не упоминается – см.: I , 423).

Сказки о животных, как замечает известный специалист по сказкам В.Пропп, создавались в очень древние времена и по своему происхождению связаны с тотемизмом – мировоззрением первобытных охотников, почитавших священными некоторых животных и веривших в их сверхъестественную связь со своим родом (В.Пропп 1957: XIY). Нет сомнений, что образы волка и лисы также входят в тотемические представления славян.

Так какими же предстают волк, лиса и медведь в русских народных сказках?

Волк в отношениях с лисой почти всегда:

– простодушен (Волк спал, спал, да есть захотел и на избицу побрёл. «Ахти беда! – волк завопил. – Ахти беда! Кто масло съел, толокно сзобал?» А лиса: «Волченёк-голубок! На меня не подумай». – «Полно ты, кума! Кто подумает на тебя!» – 18);

– наивен и доверчив (Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. – 3; Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку, украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. – 7);

– жалостлив и больше верит словам, а не очевидности неблаговидных поступков («Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!» – «Эх, куманёк, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь». – «И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу» – 4; Волк долго отнекивался, наконец согласился. – 9);

– страдает от собственной доверчивости (А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. – 4; Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18);

заканчивает жизнь плачевно:

– в качестве бирюка-одиночки (Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43; Коза с лисою прикрыли его доскою, и бирюк сгорел – 77; см. также: Старая хлеб-соль забывается – 43);

– в качестве глупца (Так и скончал свою жизнь серый волк! – 80; сказка «Волк-дурень»; Кургузый как выскочит из-под низу да бежать! Все семеро волков попадали наземь да за ним вдогонку; нагнали и ну его рвать, только клочья летят. – 80);

– в качестве сотоварища медведя и лисы (Сказки «Звери в яме» – 44; «Кот и лиса» – 62; «Зимовье зверей» – 92-93);

иногда умнеет и отказывается иметь дело с лисой (Волк провёл по брюху лапою и нашёл, что оно в масле. «Что, куманёк, не стыдно ли свой грех на чужих сваливать? Отпирайся теперь, вор, а укоры-то верные». Волк осердился, с досады и горя пустился бежать и домой не воротился. <…> Волк эту быль мне сам рассказывал и заверял, что вперёд никогда не станет жить вместе с лисою. – 21; «Нет, лебёдушка, пошла вон из моей избы, чтоб я тебя не видал!» Лиса ушла, а волк стал по-прежнему поживать да медок запасать. – 22).

Представители какого рода (этноса) у русских людей считаются простодушными, доверчивыми, жалостливыми («жалеет – значит любит»), любящими слово и страдающими от своей доверчивости? – Они сами. Представители какого этноса ценят коллективизм (соборность) и разум? – Русского. Приведём лишь одну цитату: «Русский народ, считал архиепископ Русской зарубежной церкви Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления» (Аверкий, архиепископ. Современность в свете Слова Божия. Т. IY. Джорданвилль, 1975. С. 97-98; цит. по: О.А.Платонов 2004: 217). Нет сомнений, что в сказках о животных волк выступает как тотемное животное именно русского народа, фактически воплощая все его наиболее характерные особенности.

Наше представление о том, что именно волк является тотемным животным русского народа, подтверждается, кроме текста сказок, и самыми последними работами других исследователей, прежде всего А.А.Меняйлова и Л.Н.Рыжкова.

Реальный волк обладает совсем не теми качествами, которые ему обычно приписываются. Ср. в лингвокультурологическом словаре «Русское культурное пространство»: «В русских сказках о животных и в авторских баснях волк предстаёт вечно голодным, глупым и жадным», «Волк – жестокий и беспощадный хищник, признающий только силу» (Русское культурное пространство 2004: 64). В общем, волк обычно подаётся как ходячий желудок на четырёх ножках, по ироническому выражению А.А.Меняйлова. Если же обобщить этнографические наблюдения А.А.Меняйлова, то волк:

– никогда на человека не нападает (А.А.Меняйлов 2005: 63);

– необычайно умён и способен на многоходовые комбинации (А.А.Меняйлов 2005: 26);

– чрезвычайно коллективное животное в рамках волчьей стаи, включающей сотни и тысячи семей на громадных территориях (А.А.Меняйлов 2005: 97);

– в качестве основной пищи использует мышей и других грызунов (вовсе не случайно в некоторых районах Украины волка называют «мышиным богом»), на крупную дичь волки выходят только зимой и только от голода, а здоровых особей на своей территории не только не трогают, но даже охраняют (см.: А.А.Меняйлов 2005: 158, 193);

– отличается благородством и верностью в семейной жизни («Если милый друг погибает, то оставшийся в живых в новые сексуальные контакты не вступает. Вдовец присоединяется к полной семье и принимает участие в воспитании и выкармливании их волчат в качестве «дядюшки» [А.А.Меняйлов 2005: 25]);

– считает своим злейшим врагом лису и даже в охотничьем окладе, увидев лису, сначала её ловит и душит, а уж затем продолжает свой путь (А.А.Меняйлов 2005: 100),

– защищает человека доброго и возвышенного и режет собак и прочую живность у попов, девиц лёгкого поведения и людей непорядочных (А.А.Меняйлов 2005: 73-78).

Представление о волке как о тотемном животном этноса было живо до исторически недавнего времени у многих народов. «В Грузии и во времена детства Сталина тоже, если охотник убивал волка, то ему предписывалось облечься в траур – как по упокоившемуся значимому родственнику. Во многих народах волка полагалось неприбранным не оставлять, а непременно похоронить. А якуты и вовсе найденного мёртвым волка хоронили, как великого шамана: оборачивали в солому и подвешивали к ветвям дерева» (А.А.Меняйлов 2005: 13).

Основываясь на совпадении археологических, мифологических и языковых данных, Л.Н.Рыжков пишет: сам Рим был основан славянами «в своих античных ипостасях от троянцев до сербов Германии, Швейцарии, Житалии, Вострии и Югославии» (Л.Н.Рыжков 2002: 104). Важно помнить, что памятник в Риме поставлен именно волчице, – это ещё одно из проявлений справедливости представлений о волке как тотемном животном русского, а также других славянских народов.

В связи со сказанным становится понятной несправедливость общепринятой ныне трактовки латинской формулы «человек человеку волк» (homo homini lupus est) как формулы «человек человеку зверь». В изначальном смысле homo homini lupus est означало человек человеку Человек , т.е. Учитель с большой буквы. В лингвистическом плане – по отношению к понятию волк – несомненен происходящий со временем процесс десакрализации.

В лингвокультурологическом плане интересно сопоставить две пословицы: английскую Dog eats dog (Собака ест собаку) и латинскую Lupus non mordet lupum (Волк волка не кусает). Поведение типа «акме» постулируется второй из этих пословиц, где утверждаются принципы коллективности, соборности поведения. Общеизвестно, что когда в схватке волков становится очевидной победа одного из них, то побеждённый подставляет противнику шею для нанесения тем последнего удара, но победитель, рыча, уходит в сторону. С таким поведением волков перекликается столь же известная русская поговорка «лежачих не бьют». Иными словами, латинские пословицы Lupus non mordet lupum и homo homini lupus est изначально содержали кодекс нравственного человека: человек человеку друг и Учитель .

В английской же пословице Dog eats dog постулируются принципы демократического поведения, сформулированные ещё Платоном: «Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый [находится в войне] с самим собой». А.Ф.Лосев справедливо назвал этот принцип проповедью «звериной борьбы всех против всех» (см.: Платон 1990: 40)

В плане нравственных ценностей поведение волка – на уровне генетической памяти – поведение волка значительно предпочтительней поведения собаки (исключение составляют собаки канака, см. об этом: А.А.Меняйлов 2005: 14-19, 265-266). Поэтому изречение «Собака – друг человека» в конечном счёте – на уровне генетической памяти – вряд ли оказывается истинным.

Напомним, что именно волк упоминается как образец воинского поведения в словах Буй Тура Всеволода («Песнь о полку Игореве»): «И рече ему Буй Тур Всеволод: один брат, один свет светлый ты Игорю, оба есве Святъславличя; седлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, оседлани у Курьска на переди; а мои ти Куряни сведоми к мети, под трубами повити, под шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени, сабли изъострени, сами скачють акы серыи влъци в поле, ищучи себе чти, а Князю славе» (Хрестоматия 1974: 65). Уподобление волку достаточно часто используется в указанном памятнике и при описании неуязвимости в перемещениях: «Гзак бежит серым влъком…», «…Игорь Князь <…> въвръжеся на бръз комонь, и скочи с него босым вълком, и потече к лугу Донца…», «…тогда Влур вълком потече, труся собою студеную росу» (Хрестоматия 1974: 66, 70).

А какова лиса Лиса почти всегда выступает в качестве:

врага волка («Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» – 3; Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать: «Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке!» – 8; Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. – 9; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». Бабы пришли, да и убили волка, а лисичка убежала. – 18; Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; она привела бирюка к самому капкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!» Только что сунулся бирюк сдуру – а капкан щёлкнул и ухватил его за морду . – 43);

учителя жизни (Зело удивительно: шла лисица из дальних пустынь. Завидевши петуха на высоцем древе, говорит ему ласковые словеса: «О милое мое чадо, петел! Сидишь ты на высоцем древе да мыслишь ты мысли недобрые, проклятые; вы дéржите жен помногу: кто держит десять, кто – двадцать, и́нный – тридцать, прибывает со временем до сорока! Где сойдётесь, тут и дерётесь о своих жёнах, как о наложницах. Сниди, милое мое чадо, на землю, да покайся! Я шла из дальних пустынь, не пила, не ела, много нужды претерпела; всё тебя, мое милое чадо, исповедать хотела». – 26; Долго они сидели, сильно проголодались – есть-то нечего. Лиса и придумала… 44; «Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я съести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить» 56);

воровки как самой по себе (А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. – 3; Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка. – 15; см. также: 6, 7, 18; 19), так и за компанию (Настала ночь, к дверям пришла другая лиса и стучится. Волк услыхал и начал будить свою куму: «Кума! Вставай, пришли за тобой». – «Спасибо тебе, куманёк, что разбудил; я бы проспала». Вышла и пустила тихонько в сени свою подругу. Залезли они на полдовку, где у волка было много мёду, и съели половину кадушки. – 21-22);

обманщицы («Я, куманёк, говорю: битый битого везёт» – 4; В третий раз опять так же обманула лисица волка и долизала уж весь медок. – 16; Он не учул, да и спрашивает: «Чего ты, кума, говорила?» – «Чтоб бог дал тебе боле рыбы-то». – 18; Старик спрашивает: «Каково старушка?» – «Пошевеливается!» – говорит лиска, а сама доела старуху, собрала костьё и сложила в уголок и принялась месить саламату. – 30; Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. – 45);

манипулятора («Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь» – 3; «Я себе построю лубяную <хатку>, а ты ледяную» – 4; «Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон». Петух слез; она хвать его и скушала. – 4; Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. – 9; Долго ли, коротко ли – прикинулась лисица хворою, просит кума медку принести. – 16; см. также: 19, 25, 26);

хитрой особы (Пошла лисица в лес, яко долгий бес 27;):

умеющей втираться в доверие (Лето стало, у лисички избушка и растаяла. Пошла она к волку на фатеру проситься: «Пусти-ка, кум, меня на лесенку». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла кума на лестницу; как бы добраться до печки? Начала она умолять кума не вдруг, а потихоньку, помаленьку: «Пусти-ка, кум, меня на крылечко-то». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» Взошла на крыльцо: Пусти-ка, кум, меня в сенцы-те». – «Нет, кума, не пущу». – «Пусти, кум!» – «Ну, лезь инно!» – 17; см. также: 18);

не способной к благодарности за помощь в трудное время (Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. – 23);

считающей себя выше тех, кто с ней общается (Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла. – 15; Лисичка стала смеяться над кумом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни у волка хвост!» – 18);

изобретательной в умении обманывать («Ну, хорошо! – говорит лисица. – Давай ляжем на солнышке, у кого вытопится мёд, тот и виноват». Пошли, легли. Лисице не спится, а серый волк храпит во всю пасть. Глядь-поглядь, у кумы-то и показался медок; она ну-тко скорее перемазывать его на волка. «Кум, кум, – толкает волка, – это что? Вот кто съел!» И волк, нечего делать, повинился. – I , 16; Волк уснул, а у лисички выпреглось масло; она им и вымазала кума. Пробудился волк, лисичка ему и говорит: «Ведь ты, кум съел!» Он говорит: «Нет – ты, кума!» Спорили да спорили и не могли переспорить один другого… – 17; см. также: 20; 21;)

не чуждой к использованию магии (Вот он хлеба каталажку наклал и отправился ловить сельдей, как кума его учила. Пришёл он к реке, упустил в воду хвост, да и держит, а лиса в то же время молит: «На небе ясни, ясни! У волка хвост мёрзни, мёрзни!» И вот треснул мороз, что у волка хвост замёрз. Пришли поповы дочки и волка кичигой зашибли, да из шкуры себе шубы сшили! А лиса осталась одна жить, и теперя живёт, и нас переживёт. – 19);

чрезвычайно мстительной («Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе, сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!» Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, – оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает: «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». - «Дай-ка попробовать!» Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и теплая конура. – 14).

Судя по характеристикам лисы в русских народных сказках (враждебно настроенной к волку, поучающей, склонной к воровству, обману и манипуляциям, хитрой и изобретательной в обмане, умеющей втираться в доверие, считающей себя выше тех, кто с ней рядом, несоразмерно мстительной особы), она вовсе не герой для русского народа: её качества вызывают у него отвращение. Вряд ли поэтому объективными и истинными представляются следующие слова В.Я.Проппа: «Слабая лисичка обманывает сильного, но глупого волка и выходит победительницей из всех бед» (В.Пропп 1957: XIY).

Суждение В.Я.Проппа представляется неверным по нескольким основаниям.

Во-первых, лисичка далеко не всегда выходит победительницей из всех бед (особенно когда сталкивается с другими, кроме волка, персонажами, см.: 24, 25, 27, 34, 42, 46, 51, 52, 57, 58, 93, 96).

Во-вторых, лиса часто оказывается жертвой собственной материалистичности: так, наказывая собственный хвост, зачастую теряет жизнь, и примеров такого рода в сказках приводится много (см.: 34, 36, 37, 38).

В-третьих, в психологической науке само по себе служение другим (альтруизм), которое в сказках часто демонстрирует волк (лисе, Ивану-царевичу), оценивается как проявление психического здоровья, а вовсе не глупости, ср.: «Ещё у русского психолога А.Ф.Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. "Альтруизм, – писал он, – в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращённых нет"» (Б.С.Братусь 1999: 45).

Конечно, может быть, с точки зрения людей, для которых доверчивость, открытость и альтруизм являются проявлением глупости, приведённое суждение В.Я.Проппа и справедливо, но вряд ли приложимо к генетической памяти славян (и прежде всего – русского народа) и не соответствует мнению многих психологов.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой же смысл приобретают неудачи и успехи волка в русских народных сказках в его столкновениях и общении с лисой? Полагаем, что сказки содержат совет-предостережение носителю этномифологического мышления русского народа – быть умным и внимательным при общении с представителями других этносов, особенно с теми, кто одновременно:

– враждебно настроен и при этом активно стремится втереться в доверие;

– склонен к воровству, обману и манипуляциям,

– считает себя выше тех, кто с ним рядом,

– мстителен и обычно

– рядится в тогу учителя жизни.

Возможно и более узкое толкование смысла русских народных сказок, если учесть гендерные аспекты их послания (волк – существительное мужского рода, т.е. мужчина, а лиса – женского, т.е. женщина). Сказки предостерегают русских мужчин от заключения союзов с женщинами, обладающими вышеперечисленными признаками. Русские народные сказки содержат предостережение о духовной и материально выраженной бесплодности, разрушительности таких союзов.

А что говорится о медведе в русских народных сказках? – Медведь :

иногда великодушен к тем, кто находится на грани жизни и смерти: «Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать. Вдруг идёт медведь и спрашивает: «…А что, кобель, хочется тебе есть?» – «Ещё как хочется-то!» – «Ну, пойдём со мною; я тебя накормлю». …Попадается им навстречу жеребец… Вот медведь схватил жеребца за брюхо; жеребец упал наземь. Медведь разорвал его и говорит: «Ну, кобель, ешь сколько угодно. А как приберёшь всё, приходи ко мне» (84);

невоздержан во хмелю до неприятностей: «Кобель видит, что гости и хозяева порядком перепились, и ну угощать приятеля. Медведь выпил стакан, другой, и поразобрало его. Гости затянули песни, и медведю захотелось, стал свою заводить; а кобель уговаривает: «Не пой, а то беда будет». Куды! Медведь не утихает, а всё громче заводит свою песню. Гости услыхали вой, похватали колья и давай бить медведя; он вырвался да бежать, еле-еле жив уплёлся» (85);

доверчив к обманутым им ранее хитрецам до смерти: «Мужик принялся рубить; глядь – ан медведь бежит и мужику кричит: «Эй, старик! Что это за крик?» Мужик говорит: «Волков ловят да медведей». – «Ох, мужичок, положи меня в сани, закидай дровами да увяжи верёвкой; авось подумают, что колода лежит». Мужик положил его в сани, увязал верёвкою и давай обухом гвоздить его в голову, пока медведь совсем окочурился» (35; см. также 37, 38);

просто глуп : «Что ты, кумушка, ешь?» – «Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю». – «И сладко?» – спрашивает медведь. «Сладко, куманёк». – «Дай-ка попробовать!» – Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура» (14); «Только лисица надула медведя: дала ему немного мяса, а остальное припрятала от него и ест себе потихоньку. Вот медведь начинает опять голодать и говорит: «Кума, кума, где ты берёшь себе еду?» – «Экой ты, кум! Ты возьми-ка просунь себе лапу в рёбра, зацепись за ребро – так и узнаешь, как есть». Медведь так и сделал, зацепил себя лапой за ребро, да и околел» (45-46; см. также: «Медведь, лиса, слепень и мужик» – 71; «Зимовье зверей» – 93);

хитёр , если есть возможность что-то своровать : «Медведь с досады перестал ходить по задам, а подойдёт под окно к старухиной избе и запоёт песню: «Скрипи-скрипи, скрипка, на липовой ножке! И вода-то спит, и земля-то спит; одна бабушка не спит, свою шёрстку прядёт!» Выйдет старуха за ворота посмотреть – кто так хорошо поёт, а медведь шасть назад к плетню, стибрит овцу и уйдёт в лес. Так-то всех овец и перетаскал» (83);

часто бывает обманут лисой : «Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге. Идёт медведь с волком, а лиса говорит: «Подите, украдьте сани да поедемте кататься». Вот они украли и сани, и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит: «Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой!» Бычок нейдёт. Она выпрыгнула из саней и закричала: «Оставайтесь, дураки!», а сама ушла» (15);

иногда вступает с волком и зайцем во временный союз против лисы : «Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама», – говорит лисица. Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца» (13);

достаточно трусоват по отношению к тем, кто кажется сильнее: «Зайчик опять идёт да плачет. Ему навстречу медведь: «О чём, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». – «Не плачь, зайчик! – говорит медведь. – Я выгоню её». – «Нет, не выгонишь! Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь». «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушёл» (23); «Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, – думает медведь, – увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печёнки отбил; вскочил – да бежать!» (61; см. также 62, 63, 65-66, 69, 70, 94);

ничего не понимает в сельском хозяйстве : «Посеял мужик с медведем вместе репу, и родилась репа добрая. Медведь мужику сказал: «Твои коренья, а мои верхушки». Мужик всю зиму ел, а медведь с голоду помирал. На другой год медведь сказал мужику: «Давай сеять пшеницу». Пшеница родилась добрая. «Теперь ты бери верхушки, – сказал медведь мужику, – а мои коренья». Мужик всю зиму ел, а медведь едва с голоду не помер» (37);

выступает по отношению к окружающим как страшная, агрессивная сила : «Пахал мужик ниву, пришёл к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю!» (35); «Ну, мужик, – говорит медведь, – я теперь на тебя сердит, съем тебя!» Мужик отошёл и заплакал» (36; ср.: «А я лесной гнёт!» Сел на кувшин и всех раздавил» – 126; а также: 37, 50, 67, 82, 125, 126, 127);

по отношению к мужику выступает в качестве:

хозяина, которому тот беспрекословно должен подчиняться : «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» (35); «Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру!» Мужик воротился из города и боится ехать в лес» (35);

субъекта, которого мужику можно и нужно обманывать : «Нет, не замай (не трогай); я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». «Быть так, – сказал медведь, – а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!» Сказал и ушёл в дуброву. Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает. «Ну, мужик, давай делить!» – «Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки», – и отвёз ему воз ботвы. Медведь остался доволен честным разделом» (35; см. также 36)

Кого же именно русские люди воспринимают в качестве хозяйничащей по жизни страшной, агрессивной, иногда великодушной силы, ничего не понимающей в сельском хозяйстве, в значительной степени трусоватой и вороватой, которую можно и нужно обманывать? Как нам представляется, образ медведя в русских народных сказках ассоциируется с образом начальника (не случайно – Михаила Потапыча Топтыгина ). Именно начальников русские люди чаще всего воспринимают как глупую, агрессивную, страшную (и одновременно трусоватую) силу, которую можно и нужно обманывать. Медведь, как свидетельствуют русские народные сказки, – начальник леса Жизни…

Полагаем, что русские народные сказки имеют определённое – метафорически выраженное – психотерапевтическое содержание. Сегодня, когда правят лисы (особенно много таких учителей жизни в средствах массовой информации), они убеждают волков, что те – всего лишь несовершенные лисицы или медведи. Интересно, что многие молодые волки так и думают и стремятся во всём подражать лисам и медведям. Но волк лисой или медведем не может стать по определению. Самое большое, что может сделать волчонок в этом направлении, – это забыть о своей природе и превратиться в беспородную и безродную дворняжку, которую легко будет небрежно отшвырнуть одним движением сапога. Возрождение России возможно только на базе пробуждения генетической памяти русского народа, на базе осознания силы и слабости предков, а лучшим проводником по генетической памяти являются народные сказки.

Цитируемая литература:

Братусь Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. С. 29-48.

Рыжков Л.Н. О древностях русского языка. – М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002. – 368 с.: ил.

Хрестоматия по истории русского литературного языка / Составитель А.Н.Кожин. – М.: Высшая школа, 1974. – 415 с.

Сказка Кто в лесу главный короткая на ночь детям читать

Жила в одном лесу семья зайцев. Вот, как-то, родились у них зайчата. Они были маленькие и пушистые, как клубочки. Мама зайчиха и папа заяц не могли наглядеться на своих малышей. Они позвали гостей на смотрины. Звери, которые жили по - соседству, приходили с подарками и поздравляли счастливых родителей. Медведь принес бочонок меда, белка - целую корзинку орешков, ежик принес самые спелые яблоки. Каждый хотел порадовать своим подарком. Но вдруг, появилась парочка, которую никто не ждал. Это были волк и лиса. Их никто не любил и все старались обойти их десятой дорогой, потому что они были хулиганами, мусорили в лесу, обижали маленьких. Волк и лиса пришли с пустыми руками, и подошли к зайчатам.

— Какие замечательные малыши,- сказала лисица.
— Пусть растут побыстрее и пожирнее,- добавил волк.
— Уходите,- ответил заяц,- я вас не звал.
— А нас не надо звать. Мы приходим куда захотим и когда захотим. Ха-ха-ха,- рассмеялись они и, махнув хвостами, ушли прочь.
— Нужно что-то с ними делать,- жалобно обратился заяц к зверям - соседям,- эта парочка опасна для моих детишек.
— А давайте выгоним их из леса,- предложил ёж.
— Да,- поддержал медведь,- мы соберем подписи у всех жителей, и им придется уйти.
Так и сделали. Белка обскакала обитателей леса и собрала подписи, чтобы выселить волка и лису из леса. Потом принесла этот список зайцу, и тот храбро пошел к хулиганам. Но, чем ближе он подходил, тем страшнее ему было. Папа заяц увидел лису с волком на поляне. Они играли в карты на пенечке.
— Вот,- сказал зайка и протянул в дрожащей лапке документ,- убирайтесь из нашего леса!
Волк с лисой подошли ближе, прочитали бумагу, а потом громко рассмеялись.
— Ты думаешь, мы испугались,- захохотал волк, затем он схватил листок у зайца из лап и съел его,- был документ, и нет документа. Нашелся тут командир!

Зайка едва сдерживал слезы, но нельзя было плакать, ведь он отец семейства. Нужно было действовать. Он пришел домой, собрал вещи, попрощался с зайчихой и пошел за помощью ко льву. Лев должен был помочь прогнать наглецов из мирного леса. Ведь лев - царь зверей, ему все подчиняются. Долго шел зайка и, наконец, пришел. Лев лежал на солнышке, отдыхал, а по нему лазали, играя, его львята.
— Добрый день,- сказал папа заяц,- я пришел к тебе издалека за помощью, ведь ты тоже отец и должен меня понять.
Заяц рассказал льву про свою беду.
— Но ведь я не смогу все время их прогонять. Когда я пойду домой, они вернутся,- сказал лев.
Зайка пригорюнился. Но лев его успокоил.
— Кажется, я знаю, что нужно сделать,- и лев прошептал на ухо зайцу свой план.
Они вернулись в родной лес зайки и пошли искать волка с лисой. Те как раз кидали шишки в гнездо сойки. Лев спрятался за кустами, а заяц вышел вперед.
— Перестаньте немедленно,- закричал заяц,- я приказываю вам!
— А ты кто такой, чтобы нам указывать?
— Теперь я главный в этом лесу. Я был у царя зверей - льва, и он назначил меня здесь главным.
— Ну, да, так мы и поверили. Чем докажешь?
Заяц набрал полную грудь воздуха, а в это время у него за спиной, в кустах, лев зарычал со всей своей царской силы. Деревья зашатались от такого рыка. Заяц закрыл рот.
— Ну что, теперь поверили?- спросил зайка. Волк и лиса поджали хвосты и уши.
— Д-д-да. Поверили.
— Так вот,- повелел заяц,- чтобы духу вашего в этом лесу не было, и не вздумайте больше обижать зверей, а то будете иметь дело со мной!
Хулиганы развернулись и бросились наутек, только хвосты мелькали между деревьями. Зайка поблагодарил льва, попрощался с ним и пошел к себе домой. Там его встречала зайчиха и малыши.
— Вот теперь я за вас спокоен,- сказал папа заяц и погладил детишек по их пушистым головкам.
С тех пор никто в лесу не хулиганит, а волка с лисой и след простыл.