Понятие о героическом эпосе презентация. Эпические произведения народов евразии. Героический эпос разных народов и герои эпоса

Мифом называют древнее народное сказание о легендарных богах, героев и о невероятных явлений природы. Миф означает предание и сказание, отсюда и происходит нынешнее назначение мифа, как отдельного литературного жанра.

Миф и его место в литературе

Подобные сказания возникли в первобытном обществе, и поэтому в мифах переплетены всевозможные ранние элементы философии, религии, искусства. Отличительной особенностью мифа является то, что ему присущи повторяющиеся темы и сходные мотивы, которые можно встретиться в мифах разных народов и времен.

Считается, что мифы были основным способом познания мира в первобытном обществе, так как в них отображались приемлемые объяснения многих явлений природы.

Это связано с тем, что в мифах природа выступала в виде символов, которые порой были в виде человека. Мифология близка к художественно литературе формой образного повествования, поэтому говорят о том, что мифология оказала огромное влияние на развитие литературы, как таковой.

В художественных произведениях очень часто встречаются мифологические мотивы и и многие сюжеты основаны на мифах. Примером этого могут послужить такие литературные произведения, как "Волшебная гора" Т. Манна и "Нана" Э. Золя.

Героический эпос разных народов и герои эпоса

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.

Тема: «Героический эпос народов мира» (урок 1/2)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что означает термин «многообразие культур»? В чем проявляется многообразие культур? Расскажите о чайной церемонии. Что такое икебана? Что означают ее составные части? Каково значение японских садов? Назовите их виды.

Эпос (от греч. - «слово, повество­вание») – один из трёх родов литературы, повествующий о различных событиях, происшедших в прошлом.
В истории мировой культуры особое место принадлежит героическому эпосу, художественно отразившему представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные кар­тины народной жизни.
Н.К.Рерих. Иллюстрация к монгольскому героическому эпосу «Бум-Эрдени» 1947г.

Героический эпос народов мира являет­ся единственным свидетелем отдалённой эпохи.

Героический Эпос
сказания
об исторических событиях
о подвигах легендарных героев
Героический эпос народов мира от­ражает глубины народной памяти. Знакомясь с художе­ственными традициями народов мира, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности.
Геракл
Александр Невский
Илья Муромец

«Первые победы над природой вызвали в нём (в народе. - Г. Д.) ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса». A.M. Горький
Героический эпос восходит к древнейшим мифам и отражает мифи­ческие представления человека о природе и окружающем мире.
A.M.Горький (1868-1936)

Сформировался эпос в устной форме, передавался из уст в уста, от одного поколения сказителей к другому. Потом он обрастал новы­ми сюжетами и образами. Позднее он был закреплён и в книжной форме и дошёл до нас в виде обширных произведений.
Гусляры
Летописец Нестор (cер. XI в. – нач. XII в.)

Героический эпос - результат коллективного народного творче­ства, нам неизвестны имена его создателей. Но есть произведения, которые создали отдельные сказители или певцы. Знаменитые «Илиада» и «Одиссея», как известно, были написаны единственным авто­ром - Гомером.
Обложки аудиокниг «Илиада» и «Одиссея»
Гомер (VIII в. до н.э.)

В рассказе «Кемейский певец» очень точно воссоздана картина создания эпо­са в разговоре греческого юноши Мегеса и древнего старца-сказителя
Французский писатель А. Франс (1844-1924)

Памятники героического эпоса народов мира
К выдающимся памят­никам героического эпоса относится шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше» (ок. 1800г. до н.э.). Одно из самых поэтичных произ­ведений рассказывает об отважном народном герое Гильгамеше, ко­торый отправился на поиски мудрости, счастья и бессмертия.
Статуя Гильгамеша со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э.
Гильгамеш и Энкиду

Интересен индийский народный эпос «Махабхарата», соз­данный к середине I тысячелетия нашей эры на санскрите - древнейшем индийском литературном языке. Он сложился на основе сказаний и легенд и повествует о битве двух родов и их союзников за господство в царстве, расположенном в верхнем течении реки Ганг.
«Махабхарата» - книжные иллюстрации

В средние века у многих народов Западной Европы сложился герои­ческий эпос, отразивший рыцарские идеалы доблести и чести.

К наиболее значимым следует отнести
«Беовульф» в Англии
«Песнь о нибелунгах» в Германии
«Старшая Эдда» в Исландии
Карело-финский эпос «Кале­вала»
«Песнь о Роланде» во Франции
«Песнь о моём Сиде» в Испании

Народно-героический французский эпос "Песнь о Роланде".
Роланд получает меч Дюрандаль из рук Карла Великого
Гибель Роланда.

Закрепление материала. Что обозначает слово «эпос»? Что такое героический эпос? Как же возник и сложился героический эпос народов мира? Как называли людей, которые «сказывали»? Назовите памятники героического эпоса народов мира. О ком нам рассказывает шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. http://briefly.ru/_/pesn_o_rolande/ Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%81_%D0%BE_%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B5 Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5


Это не репродукции, а фотографии картин, которые я делал в музеях. На некоторых я не смог победить блики, поэтому качество не очень. Оригиналы хорошего размера.

Иллюстрации к нартскому эпосу

Считается, что нартский эпос имеет древнеиранские корни (7-8 век до н.э.), через скифо-сарматские племена распространился на территории Кавказа, основное ядро создано адыгами, осетинами, вайнахами, абхазами, популярно и у других (наряду с общими чертами у каждого народа эпос имел и особенности), в 19-м веке впервые записан русскими (немного больше о генезисе эпоса в этой статье).

Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919-1989) обращался к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.

Лично на меня его черно-белая графика производит большее впечатление, а в целом, на мой непрофессиональный взгляд, благодаря реалистичному стилю рисунка, Джанаеву удалось схватить и передать всю красоту эпоса и горских народов:)

1. Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)
2. Ахсар и Ахсартаг (1977)

Родоначальником нартов был Уархаг, было у него два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг, женой которого стала дочь водного божества Дзерасса. Пока Ахсартаг и Дзерасса пировали, Ахсар дожидался их на берегу. Как-то вернулся он в свой шатер и увидел невестку, и приняла она его за Ахсартага. Тут вошел Ахсартаг и решил, что Ахсар совершил над ней насилие. "Если я виновен, пусть стрела моя насмерть поразит меня в то место, которым я коснулся невестки своей!", воскликнул Ахсар, и выпустил стрелу. Попала она в мизинец и тут же Ахсар умер. Понял Ахсартаг свою ошибку, выхватил меч и поразил себя в сердце. Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.

Любопытно: имя Уархаг в переводе с древнеосетинского означает "волк", его сыновья - братья-близнецы, убившие друг друга (в других вариантах сказания братья друг друга не узнали), налицо сюжетное сходство с легендой о Ромуле и Реме, основателями Рима. Тема "воспитания волками" в эпосе встречается многократно.

3. Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)

Родила Дзерасса братьев-близнецов Урызмага и Хамыца, и наказывала им "когда я умру, оберегайте мое тело три ночи, один недобрый человек поклялся найти меня и после смерти". Так и вышло, пока братья отлучились, в склеп проник Уастырджи, после обнаружили в нем новорожденную девочку, которую назвали Сатаной. Росла она не по дням, а по часам, повзрослев, решила выйти замуж за лучшего нарта, кем был Урызмаг. Чтобы расстроить его свадьбу с другой девушкой, Сатана обманом проникла к нему в спальню, приготовила хмельной напиток, надела свадебную одежду его невесты и притворилась словно это она и есть. Заколдовала потолок комнаты, чтобы на нем всегда были луна и звезды, и Урызмаг не встал с ложа пока сердце его настоящей невесты не разорвалось от отчаяния.

Образ Сатаны (у адыгов Сатаней) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник (звезды Вега, Денеб и Альтаир).

4. Нарт Сырдон (1976)

Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.

У вайнахов Сырдону соответствует Боткий Ширтка. Нарты бросили в котел его маленького сына, он в отместку их заманил в ловушку к чудовищам гарбашам. Но об этом следующая картина ("поход нартов").

5. Поход нартов (1977)

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.

В вайнахском варианте при виде неминуемой гибели нарты взмолились о пощаде, Боткий Ширтка простил им смерть сына, сделав так, что гарбаши передрались между собой, а нарты спокойно ушли. С тех пор между ними не было вражды.

Любопытно: согласно осетинскому эпосу уаиги это одноглазые великаны, однако Джанаев с присущим ему реализмом изображает их недалекими обезьяноподобными питекантропами. Аналогично он поступает и в других сюжетах, например, трехногий конь Уастырджи имеет в наличии все четыре ноги.

6. Сослан в походе (1976)

Сослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем. В нарт-орстхойском эпосе ингушей Сеска Солса приобрел отрицательные черты (например, он угнал скот у местного героя богатыря-труженика Колоя Канта, но более сильный Колой восстановил справедливость).

7. Сослан и Тотрадз (1972)

Тотрадз - сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.

У адыгов Тотреш считается отрицательным героем и действия Сосруко, который не внял просьбе Тотреша перенести поединок после падения с коня, идеализируются.

8. Саууай (1978)

Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.

9. Сослан в стране мертвых (1948)

Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

По ингушским преданиям, Сеска Солса пришел в царство мертвых чтобы узнать, кто сильнее, он или местный герой Бятар. Это одно из моих любимых сказаний, поэтому процитирую его кусочек:

Глубоко задумался Владыка царства мертвых и задал им такую притчу-загадку:
- Жили в прежние времена два человека. Все знали их как верных и преданных друзей. Один из них полюбил девушку и девушка согласилась стать его женой. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ее родителям сватов. Родители дали согласие. Первый из друзей не знал об этом. Когда он захотел ласково поговорить с девушкой, она сообщила ему, что ее без ее согласия просватали другому, и что она, в любое назначенное возлюбленным время, готова бежать с ним. Возвращаясь домой после разговора с девушкой, в необитаемой степи он встретил голодного и мучимого жаждой безоружного кровника, убийцу своего отца. Теперь скажите, как бы вы поступили, если бы любимая вами девушка была отдана другому и все-таки осталась верной вам? Что бы вы сделали со встретившимся своим кровником? Скажите, как бы вы поступили на месте этого человека?
Сеска Солса и Бятар задумались на некоторое время. Затем Сеска Солса сказал:
– Если спросишь меня, то я на месте этого человека похитил бы девушку, потому что полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как он этого заслуживает. Каким бы он ни был – все-таки он мой кровник! Но не окажись у него пороха-оружия, я одолжил бы ему свое.
Бятар сказал:
– Дружба нужна не за обильным столом, не за красивой речью. В горе-беде или при другом деле требуется большая дружба. Девушку следовало уступить другу, всячески его восхвалив. Конечно, говорить об этом легко, но выполнить гораздо труднее. И тем не менее, считаю, что именно так должен был поступить настоящий друг. Отпустить кровного врага, позорно, но в такую тяжкую минуту, в какой оказался он, я бы приветил его хлебом-солью. Убить слабого человека – небольшое мужество.
Выслушав оба ответа, Владыка царства мертвых сказал:
– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве так, как ты это понимаешь, то мужественнее тебя не найти. По вашим ответам я нашел, что Бятар понимает мужество правильнее. Не из одной храбрости оно состоит; мужество вбирает в себя многое. Для того, чтобы не задумываясь, броситься в Терек, не нужно особой храбрости. Мужество определяется не этим, а умом.



10. Сослан и Балсагово Колесо (1948)
11. Сослан и колесо Балсага (1976)

Сослан оскорбил дочь Балсага, отказавшись взять её в жены, и послал Балсаг свое огненное колесо убить нарта. Всё сжигало оно на свое пути, но не смогло остановить Сослана. Тогда подученное Сырдоном оно проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает. Единственный, кто смог уничтожить колесо Балсага, оказался Батрадз (о нём следующий цикл картин).

12. Батрадз (1948)

Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.

13. Батрадз в борьбе (1948)
14. Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Великан Тыхыфырт прислал к нартам за данью девушками, но вместо этого Батрадз вызвал его на бой, в котором друг друга борцы одолеть не смогли. Тогда Тыхыфырт заманил Батрадза в глубокую яму и хотел его закидать валунами, но Батрадз по ним выбрался на землю и убил Тыхыфырта.

16. Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)

Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.

17. Три нарта (1948)

Эпос (от греч. «слово, повествование») отражает историческое прошлое, народную жизнь.

В эпосе сталкиваются человек и общество. К эпосу относятся: сказка, басня, рассказ, очерк, поэма, повесть, роман, эпопея.

Общая черта – объективно - повествовательный характер.

Отличительная черта – жизнь предстает с разных сторон, в различные моменты. Герой эпического произведения – обобщенный образ. Как правило, у героя был прототип – конкретный человек.Эпос важнейший и единственный свидетель далекой эпохи, сохранившей народную память. Он восходит к древнейшим мифам и отражает мифологическое представление человека об окружающей действительности.Он возник в устной форме в поколении сказителей, оброс образами, сюжетами, а затем был закреплен в книжной форме. Каждый переводчик довел до нас эти произведения по своему. Т.е. эпос – результат коллективного творчества, поэтому авторства нет, кроме «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера. В жанрах малой эпической формы (басня, сказка, рассказ, очерк) – показывается один эпизод из жизни героя.

В жанрах средней формы (повесть) – представлен целый ряд эпизодов, т.е. период жизни. Большая эпическая форма (роман, эпопея, поэма) – раскрывают жизненный путь, характер героя.

Основная тема Древнего эпоса – жизнь рода, ключевые моменты его истории.Современная эпопея – это индивидуальное творчество. Но и сейчас герой выполняет патриотический долг. Героические песни и сказания породили жанр поэму. Выдающиеся памятники героического эпоса:

I. Шумерский – «Сказание о Гильгамеше» 1800г. до н.э.

II. Индийский – «Махабхарата» 1000 лет до н.э. – битва 2х родов за господство в царстве в верхней части реки Ганг.

III. Рыцарский эпос

«Беовульф» – Англия

«Повесть о Нибелунгах» – Германия

«Песнь о моем Сиде» – Испания

«Старшая Эдда» - Исландия

«Песнь о Роланде» – Франция

«Калевала» - карело-финский эпос

Былины Владимиро-киевские и Новогородские

«Олонхо» – сказания якутского народа.

Нартский эпос Кавказских народов (доблестное племя)

«Давид Сасунский» – армянский

«Манас» – киргизский.

Народный эпос вдохновляет поэтов, художников, режиссеров, музыкантов на создание новых произведений. Американский поэт Логфелло по мотивам индийского эпоса написал «Песнь о Гайавате».

Грузинский поэт Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Неизвестный русский сказитель» Слово о полку Игореве».

М. Лермонтов» Песнь про купца Калашникова».

Не обошли эпос стороной и композиторы. В музыке сложился эпический симфонический жанр. Например «Богатырская симфония» Бородина; Эпическая опера М.Мусоргского «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь» Бородина, оперы-былины и оперы-сказки Римского- Корсакова «Садко», «Псковитянка», « Сказание о невидимом граде Китяже».

Огромный след оставила эпическая тема в изобразительном искусстве. Всем известны картины Васнецова: « Три богатыря», «После побоища», «Витязь на распутье», «Иван- царевич» и другие.

20. Особенности православного богослужения. Три круга времени. Билет17.1

Христианское богослужение вбирает в себя 2000опыт православной и католической церкви. Церковная служба сродни театральному действу и объединяет многие искусства. Большую роль играет внутреннее убранство храма(иконы, фреска, предметы утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны, Слово молитвы.

Все призвано служить не только эстетическому наслаждению, а и духовному преображению человека. На церковную службу влияют и национальные традиции. В центральной Африке служба сопровождается звуками тамтама, в Эфиопии она сопровождается танцем священников, в Индии в службу включен обряд принесения в дар цветов.

В православном богослужении различают три круга времени: дневной (суточный), недельный, годовой. Церковный день начинается с вечера, когда на небе восходит первая звезда, осветившая рождение Спасителя (Вифлеемская). Поэтому первое богослужение дня называют вечерней. Она состоит из чтения псалмов и гимнов, благодарящих Бога за прошедший день. Благоухание ладана символизирует молитву, которая поднимается к небесам. В древности вечеря соединялась с другими молитвами и продолжалась до утра. Отсюда ее название –всенощное бдение.

В утренние часы исполняется утреня. В храме гасят свет и читают 6 псалмов, в которых хвалят Бога.

Основой дневного богослужения является литургия. Для нее готовят хлеб и вино, имя причащают людей к вечной жизни. Во время литургии просят у бога спасения души, мира, погоды, плодородия земли.

Недельный круг посвящен святым или священным событиям. Например, пятница посвящена Кресту и событиям Голгофы, суббота –Богородице.

Православный церковный год отмечен множеством праздников. Главные –12, так называемые двунадесятые: Рождество Богородицы-21 сентября, Рождество Христово-7 января, крещение- 19 января,Воскресение Христово- пасха, Вознесение –на 40 день после Пасхи, Троица, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

21.Христианские праздники. Билет 4.1

Религиозные праздники отмечаются на протяжении всего года представителями всех мировых религий. Православный церковный год также отмечен множеством религиозных праздников, но главные из них – двенадцать, так называемые « двунадесятые».

Среди них: Рождество Богородицы(21 сентября); Воздвижение Креста Господня(27 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы(4 декабря); Рождество Христово(7января); Крещение Господне или Богоявление (19 января);Сретение Господне(15 февраля); Благовещение(7апреля); Вход Господень в Иерусалим(за неделю до Пасхи); Воскресение Христово- Пасха; Вознесение(40 день после Пасхи); Троица(50 день после Пасхи) Преображение(19 августа) Успение Пресвятой Богородицы(28 августа).

Есть в христианском календаре и памятные дни святых.

Одним из главных праздников христианства является Пасха. Это память о жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и Воскресении. Своей смертью, своей добровольной жертвой Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь. Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому день праздника приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.

На Пасху принято печь куличи и красить яйца. По преданию, Святая Мария Магдалина подарила римскому императору на Пасху крашеное яйцо со словами: «Христос воскресе!». С тех пор и повелось красить яйца и обмениваться ими, т. е. христосоваться: поздравлять друг друга и трижды обниматься.

Пасхальные торжества начинаются с крестного хода.

Крестный ход – это торжественное шествие из одного храма в другой.

Воскресение Христово дома отмечают праздничным завтраком с куличем.

Целую неделю праздник сопровождается колокольным звоном.

Образ праздника многократно использовался в изобразительном искусстве России и Западного искусства. Наиболее интересна картина И. Репина «Крестный ход на Пасху».

22.Мусульманский обряд хадж. Билет 18.1

Родина ислама город Мекка в Саудовской Аравии. Ислам возник в седьмом веке н. э. Пророк ислама –Мухаммед. Слово «ислам» переводится « покорность Богу». Сейчас ислам насчитывает 400 миллионов приверженцев. Центром ислама стал город Мекка. Он расположен на аравийском полуострове в долине. На площади у Большой мечети (молельный дом) находится главная святыня ислама Кааба-здание из серого камня в форме куба, покрытое черной парчой с вышитыми изречениями из Корана. Внутри Каабы находится святыня ислама –черный камень, который символизирует ключ от Небесного Храма. Принес его на землю Адам, изгнанный из рая. Но сначала он был белого цвета. Черным его сделали грехи человека.

Считается, что человек, увидевший рай сквозь этот камень, обязательно после смерти попадет туда. Поэтому каждый мусульманин стремится, хоть один раз в жизни, попасть в Мекку.

Через 70 дней после поста, в священный месяц Рамадан, мусульмане совершают хадж- паломничество в Мекку. Здесь нет бедных и богатых. Паломников объединяет Бог Аллах.

Хадж начинается с обряда чистоты- люди одеваются в белые одежды. Она напоминает о смирении перед Богом и о саване, в котором человек предстанет после смерти перед Аллахом. Ритуал включает переход паломников через долину Мина к горе Арафат. Здесь они слушают проповедь, молятся и бегут к ярко освещенной мечети.

На следующий день после утренней молитвы паломники снова идут в долину и бросают 7 камней в столб, который символизирует Сатану.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, в память о готовности Авраама(Ибрагима) принести в жертву Богу своего сына. После этого они должны щедро накормить бедных и всех желающих. Многие мусульмане вместо жертвоприношения приносят денежный взнос в мечеть. Затем они возвращаются к Каабе обходят почти бегом 3 раза и медленно 4 раза вокруг нее. Это символизирует поиск воды среди холмов.

Одновременно обряд совершают около 2х миллионов человек. Сейчас Саудовская Аравия вынуждена ввести ограничения на въезд паломников, так как во время хаджа несколько лет назад в давке погибли люди. Мусульманин, совершивший хадж, получает право носить белую чалму и почетное приставку к имени-хаджи.

23.История и традиции проведения карнавальных праздников. Билет17.2

Карнавал-любимый праздник многих народов мира. Многие считают, что это слово произошло от латинского «карус навалес», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий. Другие ученые считают, что оно произошло от слова « карне вале»-прощай мясо и связано со временем наступающего поста в странах Западной Европы. Еще в далекие времена наши предки облачались в шкуры животных, надевали маски и танцевали провожая зиму и встречая весну.

Особенно популярны карнавалы стали в эпоху Возрождения. Во время этого торжества прекращалась деловая жизнь города.

Родиной карнавалов считается Италия. Главный герой – «король», чинно восседающий на повозке. Его окружают герои итальянской комедии масок дель арте: плут Арлекин, трус Капитан, простодушные Влюбленные, кокетливая Коломбина, Пульчинелла и другие.

Особенно прославились венецианские карнавалы. Сейчас там происходят настоящие чудеса. В конце февраля сюда съезжаются все туристы. Сотни людей в неописуемых нарядах и загадочных масках проходят по набережной Венеции.

Не менее популярен и знаменит бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро. Ему 350 лет. 16 национальных школ самбы готовят песню, танец, шьют костюмы, создают декорации.

Праздничное шествие длится 4 дня. За эти дни жюри оцкенивает декорации, костюмы, мастерство исполнителей самбы или ламбады.

Головные уборы танцоров достигают 10 –13 кг. И их нельзя снимать до завершения карнавального шествия. Бразильский карнавал впитал индейские,португальские и негритянские традиции. В настоящее время карнавал переместился с улиц на специальные стадионы-«самбадромы», Участники поют и танцуют до изнеможения. Им запрещается сбиваться с ритма, присаживаться или прекращать пение. Жара в это время года может достигать 30 градусов жары.

Своеобразные карнавальные шествия проходят в Лас –Вегасе. В них участвуют белокурые красотки-копии Мерилин Монро, механические гиганты,кин-конги, актеры, циркачи.

В Швейцарии тоже любят карнавалы. Здесь в феврале жгут чучело Зимы и устраивают «парад ведьм»,а в марте вас встретят звуки флейт и белые привидения.

В Испании вы можете увидеть парад кукол-«фальянс», которые разыгрывают сценки из древнегреческой мифологии и жизнь современных политиков.

В Бельгии, в городе Брюгге проводятся «кошачьи карнавалы». В средние века здесь сбрасывали кошек с высоких башен, считая их воплощением нечистой силы и теперь, жители города просят у них прощения. На карнавал жители одеваются в костюмы котов и обильно угощают своих любимцев.

В России карнавалы ввел Петр I. Сейчас карнавальные шествия возобновились в Новогодние и Рождественские праздники.

24 .Особенности христианского храмового зодчества.19.2

Каждая религия представлена своим храмом, который представляет ту или иную модель мира. Ни одна цивилизация мира не обходилась без храма,имеющего культовое значение. Даже в первобытном обществе рядом с жилищами людей возводились каменные сооружения, служащие местом поклонения силам природы.

Христианские храмы возникли не сразу. Начало христианство связано с гонениями и преследованиями, поэтому верующие совершали богослужения глубоко под землей, в катакомбах. Лишь с принятием христианства как официальной веры, начнется повсеместное строительство храмов.

Основой католического храма стала базилика(от греческого-царский дом)-вытянутое здание, разделенное рядами колонн на части, т.е. нефы. Храмы строятся с запада на восток, так как там находится,по их представлению, центр Земли- Иерусалим. На Восток смотрит и полукруглый пристрой- апсида. В ней находится алтарь, священная часть здания. Алтарь разделяет земную и небесную часть храма. Внешний облик базилики прост и строг, но внутреннее убранство отличается пышностью и торжественностью. Стены украшены фресками(роспись по мокрой штукатурке),мозаикой(рисунок, собранный из разноцветных камней или цветного стекла-смальты), скульптурой, роскошными предметами для церковной службы.

В православном христианстве используется крестово-купольный тип храма, имеющий форму креста с куполом в центре. В христианских храмах нет ни одной мелочи, лишенной религиозного смысла. Само здание напоминает корабль,который несет верующих через житейские невзгоды в вечность. Очень важно количество куполов. Оно глубоко символично: один купол означает Единого бога, 3-Святую Троицу, 5- Христа и четырех Евангелистов, 7-священные таинства церкви (Крещение, Причастие и.т.д.), 13-Христос и 12 апостолов, 33- годы земной жизни Христа. Форма купола тоже имеет значение. Древняя –шлемовидная,напоминает о доблестном прошлом, о защитниках Отечества. Луковичная- символизирует пламя свечи.

Имеет значение и цвет куполов. Золотые посвящены Иисусу и главным церковным праздникам, символ небесной славы. Синие со звездами посвящены Пресвятой Богородице. Зеленые посвящаются Троице и символизируют Святой дух. Храмы, посвященные святым, увенчаны зелеными или серебряными куполами.

С XVII века на Руси начинают возводить шатровые храмы. Например церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Затем они будут запрещены.

Рядом с храмом строится колокольня или звонница. Познакомимся с самим храмом.

Поднимаясь по лестнице, мы войдем в притвор. Здесь раньше находились христиане, отлученные за грехи от церкви. Главная часть – алтарь. С правой стороны ризница, где хранятся священные одежды. Алтарь отделен от остальной части храма иконостасом- перегородкой с иконами. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей- приделов, которые освящены в честь памятных событий. Храм – дом Бога,в него приходят верующие для общения с ним.

Cлайд 1

Cлайд 2

Былины. Впервые термин былины был введён в 1839 году Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа». Народное же название этих произведений «старина, старинушка, старина». «Я улёгся на мешке около тощего костра … и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов…, но такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что – то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления…» - вспоминает собиратель фольклора П. Н. Рыбников.

Cлайд 3

Былины: вымысел или история с элементами фантастики? Большинство известных нам былин создавалось в 9 – 12 веках. Однако, можно заметить в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох (16 и даже 19 веков). Почему так происходило? «Далеко не все события и герои, воспетые в былинах, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, иногда прежним героям приписывались подвиги, совершаемые позднее. Так в течение столетий складывался особый мир былин, который объединил в себе людей из разных столетий и эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Руси с 10 до 16 веков».

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Киевский цикл былин. Особенности: Действие происходит в Киеве или около него. В центре повествования стоит князь Владимир. Основная тема: защита Русской земли от кочевников. Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга и Микула Селянинович.

Cлайд 7

Cлайд 8

Илья Муромец. Главнейший герой русских былин, только сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более ста вариантов. До 30 лет Илья сидел сиднем, не владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). Его личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со Святогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим Илья отказался от нее). В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый.

Cлайд 9

Cлайд 10

Добрыня Никитич. Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Cлайд 11

Cлайд 12

Алёша Попович. Младший из знаменитой троицы былинных богатырей, сын ростовского попа Левонтия (редко – Федора). Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Cлайд 13

Cлайд 14

Вольга Святославович (Волх Всеславьевич). Имя героя, Волх, указывает на то, что родился великий кудесник, волхв. Он рождением связан с природой, как с природой и борьбой с ней была связана вся жизнь первобытного человека. Предки русских, раньше чем стать земледельцами, зависели от охоты, которая когда-то была основной формой добычи средств существования. Когда Волх рождается, звери, рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Он воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости-мудрости».

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Микула Селянинович. Пахарь, обладающий недюжинной силой. Вольга Всеславьевич встретил его, когда в сопровождении дружины ехал за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец. Орест Миллер видел в Микуле древнее божество земледелия; таким образом, встреча его с Вольгой – это встреча бога-охотника с богом-пахарем. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.