Экологическая культура человека. Понятие экологической культуры

А именно у подростков является сложным и комплексным и во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Он ориентирован на становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Ибо только экологически образованный человек способен увидеть экологические проблемы и организовать их преодоление ,.

Отношение подростка к окружающей среде во многом определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей. В целом же уровень отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным учащимся как личностно значимые. «Перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых являются реальное включение подростка в систему общественных взаимодействий; активность самого подростка; эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности , .

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле. Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней.

Сложившуюся во второй половине ХХ века экологическую обстановку в мире прямо пропорционально связывают с низким уровнем экологической культуры людей. Вернуть утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек – природа» поможет, считают ученые, воспитание у юного поколения экологической культуры,,,,,,,.

Процесс воспитания экологической культуры - сложный и многогранный, поэтому необходимо рассмотреть основные понятия, которые будут использованы в нашем исследовании: «культура», «экологическая культура», «экологическое воспитание».

У философов, культурологов, психологов, педагогов, экологов сложилось определенное понимание роли экологической культуры. На этапе цивилизационных сдвигов и общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое сможет спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый качественный виток развития. В понятие экологической культуры начинают привноситься качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса - образование человека и его становление как социокультурного индивида ,,,,, ,,,,,,,,.

Экологическая культура - та область человеческого бытия, где следует находить ответы на экологические трудности, поскольку в ее основании лежат смысложизненные, либо общечеловеческие ценности. Качество взаимодействия человека с окружающей его средой постоянно отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Экологическая культура предполагает высокий уровень умений человека осуще­ствлять грамотную экологическую деятель­ность. Ядром экологической культуры выступают общечеловеческие цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения ,,, ,, ,.

К.И.Шилин считает, что «именно культура является той самой широкой сферой бытия человека, осознанное изменение которой в соответствии с новыми эко-задачами человечества создает перелом в изменении всей системы эко-отношений». Все сферы бытия человека и его отношений с природой находятся внутри культуры. В его трудах отмечается социально-философская направленность экологической культуры, ее пути развития. «Необходимо создание экологической культуры нового типа, которая была бы специально ориентирована и ориентировала бы каждого отдельного человека и общество в целом на сохранение, восстановление и поддержание динамического равновесия между человеком и природой», - констатирует К.И.Шилин .

Социологи полагают, что культурный уровень личности определяется, прежде всего, мерой «присвоения» общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе саморазвития и самосовершенствования. Различают культуру социума как совокупный продукт цивилизации и культуру отдельного человека.

Для нашего исследования понятие «культура» важно, прежде всего, в следующем понимании: это «уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей этого этноса и различных социальных групп». Культура предстает формой трансляции социального опыта культурных ценностей, образцов поведения. Поэтому все изменения в отдельных областях человеческой жизнедеятельности (будь то экономика, политика и т. д.) определяются общекультурным уровнем того или иного сообщества . Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации.

В целом, анализ различных литературных источников в целях выявления сущности категории «культура» показывает, что это сложное междисциплинарное, обще­методологическое понятие, .

Понятие «культура» впервые появилось в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным необузданным силам. «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э.Тейлору и дано в его книге «Первобытные культуры». По Тейлору, культура «слагается в целом из знания, верования, искусства, нравственности, законов, обычаев» .

Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. Выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями. Основанием такого единения культур могут служить экогуманистические ценности и идеалы устойчивого развития общества . Н.З. Чавчавадзе отмечает, что «культура – единство всего того, в чем воплощены и реализованы ценности, признаваемые людьми» .

Категория «культура» рассмат­ривается философами и психоло­гами также как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в частности, в совокупнос­ти отношений людей к природе, между собой и к самим себе. «Культура есть продукт оптимистически - этического мировоззрения»,- пишет А. Швейцер .

В толковом словаре русского языка понятие «культура» трактуется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях .

Общая культура - это совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик человека, реализованных в его профессиональной деятельности . По своей структуре общая культура состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры и внешней культуры .

Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести и чувстве собственного достоинства. Внешняя культура - способ проявления духовного мира человека в общении и деятельности.

Таким образом, несмотря на многообразие определений понятия «культура», необходимо выделить те аспекты в ее формулировках, которые актуальны для процесса воспитания экологической культуры:

Культура как форма трансляции социального опыта культурных ценностей, образцов поведения;

Культура как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека;

Культура как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в частности, в совокупнос­ти отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Обязательным компонентом общей культуры человека является его экологическая культура как совокупность отношений человека к природе.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, определяли и находили взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Они поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И. Вернадский ,, разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы.

Н.Ф. Реймерс и Н.Н.Болгар рассматривая экологическую культуру, отмечают, что это составная часть развития общемировой культуры, это стиль мышления, обновленное мировоззрение, осознание себя звеном в сложной цепи экологических событий , , . В этом мнении подразумевается отношение человека к природе как ценности.

В философской, социологической и научно-педагогической литературе разработан целый ряд важных положений, раскрывающих различные аспекты понятия «экологическая культура». Так, в философском контексте экологическая культура выступает в качестве основания культуры как идеала, к которому следует стремиться. Это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма экологически целесообразной деятельности в природе .

При социологическом подходе экологическая культура выступает как мера общей культуры и показатель рационального природопользования, развития социоприродных отношений в конкретном социуме. При этом эколого-активная личность - это личность, которая не пассивно созерцает процесс разрушения природной среды, а заинтересованно, осознанно осваивает природу в целях создания оптимальных экологических условий бытия человека ,.

В определениях экологической культуры Н. И. Кокшарова, А.Н. Кочергина обнаруживается деятельностная составляющая. Авторы считают, что экологическая культура - это деятельность, программа, направленная на охрану природной среды, на сохранение и восстановление культурной среды, на основании которой субъект строит свой конкретный процесс взаимодействия с природой на протяжении его истории , .

Большинство исследователей полагают, что экологическая культура - сложное понятие, включающее в себя оба аспекта: ценности и деятельность. С.Н. Глазачев определяет экологическую культуру как «совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура становится социокультурным феноменом, обладающим своей структурой, языками (наука, искусство, религия); специфическим пространством - временем» .

С целью более глубокого понимания понятия «экологическая культура» рассмотрим сущность данного явления.

В современных исследованиях ([С.В.Алексеев, И.Л.Беккер, В.И.Вернадский , Н.Н.Виноградова , Л.А.Зятева , Н.И.Калинина , И.С.Лаптева , Б.Т.Лихачев , Д.Ф.Разенкова ) особое внимание обращается на то, что развитие экологической культуры начинается с эмпирических понятий и простейших локальных форм природопользования и приводит к глубоким экологическим знаниям и целесообразной преобразующей деятельности человека в глобальном масштабе.

Экологическая культура рассматривается как новообразование личности, рождающееся и развивающееся под влиянием различных сфер жизнедеятельности субъекта и материализующееся в характере взаимоотношений с социальной и природной средой. На их основе, считают В.А. Ясвин и С.Д. Дерябо, формируется экологическое сознание, выражающееся в системе убеждений , активной жизненной позиции личности и ее экологически мотивированном поведении .

Исследователи справедливо считают, что экологическая культура является важным критерием выражения её отношения к социоприродной среде.

Анализируя представленные выше определения, которые, по нашему мнению, не имеют существенных расхождений, мы приходим к выводу, что экологическая культура как одно из проявлений культуры вообще, охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе.

Согласно существующим определениям экологической культуры, сущностью экологической культуры является совмещение социального с природным, их единство. В самом общем виде экологическую культуру можно представить как комплекс социальных действий, природоохранных навыков человека, необходимых для позитивного контакта с окружающей природной средой. Культура в данном случае выступает связующим элементом и оказывает существенное влияние на динамику развития природной и социальной реальностей в их взаимосвязи и взаимодействии.

Научный интерес в рамках нашего исследования представляет компонентный состав экологической культуры. Определяя структуру экологической культуры, обратимся к представлениям, имеющимся в научной литературе. Так, С.Н. Глазачев , Н.М. Мамедов ,]128], В.А. Ситаров , И.Т. Суравегина , А.Д. Урсул своеобразие взаимодействия человека с природой видят в системе взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологические знания, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологическое отношение и экологическую деятельность. Эти элементы занимают важное место в решении проблем, связанных с воспитанием экологической культуры и лежат, в значительной степени, в плоскости образования.

Л. П. Печко включает в структуру понятия «культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как источнику материальных ценностей, культуру труда при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования и культуру духовного общения с природой» .

Г.В.Шейнис в структуре экологической культуры видит экологическое сознание (как совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты) и экологическое поведение (как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов).

Н В.Ульянова в своем определении экологической культуры выделяет системное экологическое знание, мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение.

С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин выделяют в структуре экологической культуры ценностно-мотивационный, когнитивный, действенно-операционный компоненты экологической культуры.

На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегративной категорией, вбирающей в себя множество компонентов. Для выделения компонентов экологической культуры подростка в нашем исследовании обратимся к анализу явления, характеризующего взаимодействие подростков с природой как отношение.

Крупнейшие отечественные психологи Б.Ф.Ломов и В.Н.Мясищев прямо указывают, что эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие отношений личности. В то же время многие педагоги традиционно продолжают считать, что отношение к природе формируется как бы само по себе в процессе усвоения экологических знаний. Однако практика показывает, что это отношение необходимо формировать специальными методами. Формируя отношение к природе, необходимо учитывать, что процесс развития отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы человека, касаются осуществляемой им практической деятельности . Мы согласны с точкой зрения автора и рассматриваем в нашем исследовании взаимодействие младшего подростка с природой как отношение.

Определенный уровень отношения к природе помогает осознать его ценностное отношение к природе и свою ответственность за последствия общения с ней. Экологическая культура подростка - это не только природоохранные знания, умения и навыки, но и особый внутренний мир. В его основе и лежит отношение подростков к миру природы. Можно быть самым активным «другом природы» во внеурочное, внеклассное время и одновременно наносить экологический ущерб природе. Провозглашение тех или иных ценностей еще не является условием их воплощения в конкретном поведении. Экологические ценности, установки, потребности, сталкиваясь с аналогичными социальными и экономическими, уступают последним и остаются на заднем плане. При этом ответственность за природу становится не равной любви к ней .

Однако нельзя отрицать взаимозависимости компонентов экологической культуры личности. Так, практическая экологическая деятельность способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению экологических знаний. С другой стороны, укрепление мотивов эколого-познавательной активности приводит к осознанию необходимости практического участия в экологической деятельности. Об этом пишут П.И. Агаларова , Г.Б.Барышникова , В.П.Горощенко , М.В.Калинникова , Т.В.Кучер и др.

Анализ исследований, касающийся выявления компонентного состава экологической культуры позволяет свести их в таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты экологической культуры, выделенные различными авторами


Автор

Формулировка компонентного состава экологической культуры

Л. П. Печко

Культура познавательной деятельности учащихся, культура труда при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования, культура духовного общения с природой.

Г.В.Шейнис

Экологическое сознание (как совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты) и экологическое поведение (как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов).

С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин

Ценностно-мотивационный, когнитивный, действенно-операционный компоненты.

В.Ю.Львова

Система знаний: естественнонауч­ных, ценностных, нормативных, практических; экологическое мышление; система убеждений; система прак­тических навыков и умений; культура чувств, ха­рактеризующих уровень эмоциональной деятельности человека.

Н.В.Ульянова

Системное экологическое знание, мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение.

О.В.Шишкина

Когнитивный, аксиологический, деятельностный.

И.А.Самарина

Фундаментальные экологические знания о среде обитания человека, его умения устанавливать оправданные взаимоотношения с природой, через систему умений и навыков, полученных в процессе воспитания; высокий уровень экологического сознания, т.е. органического сплава
знаний, нравственных установок и эмоционально-эстетических переживаний, на основе которых формируются отношения к окружающей среде; экологическая нравственность, мораль определяющие отношение человека к среде обитания, обществу и самому себе.

А.В.Филинов



С.А.Бортникова

Когнитивный; эмоционально-эстетический; ценностно- смысловой; деятельностный; личностный; коммуникативный (диалог воспитателя и подростка; подростка и природы), творческий (личностный опыт, рассчитанный на творческое применение).

Г.Г.Недюрма-гомедов

Эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой, когнитивный и деятельностный компоненты.

Е.А.Игумнова

Когнитивный, эмоционально-эстетический, деятельностный.

Несмотря, на различное понимание феномена экологической культуры и его дефиниции у большинства исследователей в структуре экологической культуры можно выделить общие сходные компоненты:


  • экологические знания, экологическая образованность, культура познавательной деятельности, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение (когнитивный, ценностно-смысловой, аксиологический компоненты);

  • культура духовного общения с природой, культура чувств, эмоционально-эстетические переживания (эмоциональный, эмоционально-эстетический);

  • культура труда, экологически осознанное поведение, система прак­тических навыков и умений в улучшении природопользования, (деятельностный, действенно-операционный, коммуникативный, творческий компоненты).
В связи с этим, основываясь на проанализированных исследованиях, выявленной содержательной, сущностной, компонентной характеристике экологической культуры подростка мы выделяем следующие ее компоненты: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Эти компоненты лежат в основе сформированности отношения.

Далее рассмотрим каждый из них. Когнитивный компонент - это система естественнонаучных и экологических знаний, взглядов, убеждений, суждений о природе, явлениях природы, экологических проблемах; ценностные ориентации.

Эмоциональный - эмоциональное состояние личности в процессе общения с природой, нравственно-эстетическое восприятие природной среды; деятельностный - наличие системы практических навыков по охране окружающей среды; характер участия в природоохранной созидательной деятельности: активность, инициативность, самостоятельность.

В рамках нашего исследования важно также рассмотреть возрастные особенности подростков с целью реализации их индивидуальных возможностей в процессе воспитания экологической культуры. Принимая во внимание возрастную динамику отношения к природе, разработанную С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным, мы согласны с авторами, что это наиболее благоприятный возраст для эффективного воспитания экологической культуры.

В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в данном возрасте заложены в работах А.А.Бодалева, Л.И. Божович , Л.С. Выготского , А.Б. Воронцова , Крайга, Г., Бокума , В.С. Мухиной, К.Н.Поливановой , Д.И. Фельдштейна , Г.K. Цукерман , Г.А. Цукерман , Е.В. Чудиновой Д.Б. Эльконина , И.В. Шаповаленко и др.

В.А. Ясвин считает, что отношение ребенка к миру природы динамично. В младшем подростковом возрасте доминирует «поступочный» компонент субъектно-непрагматического типа отношения: подростка манит любая социально значимая деятельность, он готов охранять природу, взаимодействовать с ней, не ища только выгоды. Подростковый кризис знаменуется и кризисом субъективного отношения к природе - резко выходит на первый план практический объектно-прагматический тип .

Подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию, считают ученые-исследователи Я.А. Влядих , В.П. Горощенко, А.И.Степанов , Н.С. Дежникова , Е.Н. Дзятковская , В.А. Игнатова , В.Ю.Львова , И.Н.Пономарева , И.А.Самарина ,С.М.Суслова, О.Ю.Тимофеева и др.

Ученые отмечают специфические особенности деятельности подростков: «авторскую направленность продуктной деятельности» (К.Н. Поливанова ); «поиск новых видов социальной активности» (Д.И. Фельдштейн ); «ведущую деятельность подростка - в становлении новых способов социального взаимодействия со взрослыми»; «ведущую деятельность подростка как общественно - значимую деятельность» (В.В. Давыдов ); «ведущую деятельность подростка как интимно-личностное общение» (Д.Б. Эльконин ).

Подросток стремится к немедленному результату, ему важно предвидеть результат будущей деятельности, обсудить его со сверстниками, удовлетворить потребность в самораскрытии, которая проявляется в резком росте рефлексии как отражении внутреннего состояния чувств. Главное для данного возраста - получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку . Уже в переходный период (10–12 лет) учащиеся должны получить возможность почувствовать себя реально «взрослыми». Педагоги должны создавать разнообразные ситуации, в которых подростки могли бы ощутить как собственную «взрослость», так и недостаточность своих умений и очертить границу своих возможностей, считает авторский коллектив Б.Д. Эльконина, А.Б. Воронцова, Е.В. Чудиновой . Такие ситуации можно реализовывать, считают авторы, существенно перестраивая характер учебного взаимодействия школьников с учителями и одноклассниками, к примеру, через разновозрастное сотрудничество и специальные приемы организации контроля и оценки.

В этот период начинается интенсивная дифференциация значимой деятельности - от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений . Внутренним критерием дифференциации, считает Н.С. Дежникова, является поиск деятельности, где ребенок успешен, а если не успешен, то свободен, а значит и самостоятелен .

Воспитание экологической культуры в экологической деятельности совпадает с особенностями становления личности подростка. Деятельность определяет процесс развития личности, а, следовательно, и экологической культуры у подростков.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется в этот период большой яркостью, силой, непосредственностью, устойчивостью. В общении с природой на первый план выступает эмоциональное отношение к ней, но при этом отсутствует целостность отношения, так как она «разобрана» разными учебными предметами.

В этом возрасте, пишет А.В. Воронцов, отмечается нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности в своих силах, сопровождающейся состоянием тревожности и бес­покойства. Учитывая данные особенности, важно кроме выстраивания особых отношений между педагогами и учениками, уделять внимание организации общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные и исследовательские) формы организации учения .

Несмотря на неустойчивую эмоциональную сферу, подростковый период является благоприятным периодом для развития познавательной активности, любознательности. Их интересы еще неустойчивы и разноплановы, развивается стремление к новизне. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, целенаправленность восприятия, становление устойчивости, избирательности, произвольного внимания и словесно-логической памяти. Появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.

В этот период сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 10-12 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Учитывая эти особенности, целесообразно их использовать для реализации способностей, определения круга устойчивых интересов в экологической сфере, особенно при решении экологических проблем ,,.

Другого мнения относительно учебной деятельности подростков придерживается И.В.Дубровина . Она отмечает, что отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в подростковом возрасте имеют двойственный и даже несколько парадоксальный характер. С одной стороны, данный период характеризуется снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, и увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, как было отмечено выше, именно этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации. Если учение приобретает личностный смысл, оно может стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Снижение учебной мотивации зачастую происходит вследствие того, что школьники не видят смысла в получении знаний. Ценность школьных знаний не включена в их представление о взрослости. Поэтому для развития мотивации учебной деятельности важно включать ее в реализацию ведущих мотивов подростка: общения и самоутверждения . Значимым для нашего исследования в данной позиции является то, что с развитием мотивов самоутверждения будет происходить и развитие мотивов эмоционального принятия ценностей, ориентированных окружающей средой.

Изменения в когнитивной сфере влияют на их отношение к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Под влиянием обучения высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы .

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса, по мнению К.Н. Поливановой, является рефлексивный «оборот на себя». Рефлексивное отношение к своим возможностям и способностям в учебной деятельности переносится в сферу самосознания, обусловливая восприятие себя «уже не как ребенка». При этом образ взрослости ребенка проходит ряд последовательных этапов: от открытия образа взрослости к осознанию границ собственной взрослости, заданных степенью самостоятельности и ответственности. Это приводит к возникновению отношения к мере своих собственных возможностей, способностей и т.д., т.е. возникает рефлексивное отношение к искомой взрослости .

Резюмируя выше сказанное, отметим, что такие особенности подросткового возраста как: становление интересов, открытие внутреннего мира, личностной рефлексии, абстрактно-логического мышления, склонность к самоанализу и стремление к самоутверждению в реальном поведении являются новообразованиями подросткового возраста. Знание и опора на их использование в педагогической практике станет залогом более успешного процесса воспитания экологической культуры у подростков.

Обращение к трактовке проблемы воспитания экологической культуры в философии, психологии и педагогике, а также рассмотрение возрастных особенностей подростков позволило нам выявить отличительные признаки данного феномена и определить его в рамках нашего исследования. Экологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование подростка, особенности которого определяют его ведущие психологические характеристики: в когнитивной сфере – совокупность духовных и материальных ценностей, позволяющих освоить систему научных понятий по проблемам экологии, а также осознать необходимость в охране природной среды с целью гармонизации взаимосвязи в системе «природа - человек»; в эмоциональной сфере – нравственно-эстетические чувства и переживания, порожденные общением с природой, а также эмоциональные реакции, отражающие негативное отношение к людям, разрушающим природную среду; в волевой сфере – умение применять в практике данное личностное образование, связанное с ответственностью за состояние окружающей среды, с опытом деятельности по изучению и охране природной среды.

Экологическая культура

1.1. Введение

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

1.2. Понятие экологической культуры

Как уже было отмечено во введении, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”.

Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привёло к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.3. Человек между природой и культурой

Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.

Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земля может прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голод и вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо, принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек в отличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Более того, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейся такой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более, чем в 7 раз превысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения. Теперь надо задать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её же сопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении с человеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И, несмотря на всё это человек сумел не только выйти “победителем”, но и увеличить свою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь не следует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремиться уничтожить человека, напротив, природа – это “заботливая мать”, которая думает обо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать на господство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотрены ранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д. Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров) был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не было рассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовала такой механизм, как «отрицательная обратная связь». В Землю врезался огромный метеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело к проникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальному похолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее время мы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.

Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа - эта уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа, которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы, носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”. Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, а человека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Он построил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войн защитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишь человек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновения человека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классу животных.

Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким, каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностями и, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если даже предположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бы существование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностями других животных существ. Но основной закон экологии гласит, что “чем больше видов, тем более устойчива система”. Поэтому гармоничное существование одного вида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека) не могла заложить в свою основу такую “бомбу замедленного действия” как человек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежит к животному миру, соответственно, к нему нельзя применять только естественнонаучные законы.

Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человек является отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от других существ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческое тело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всех видов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично и мобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстро бегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальное и манёвренное.

Поэтому человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убить льва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать свою силу и ловкость. С течением времени люди стали уничтожать другие виды животных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этим подчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, но только для того, чтобы потом употребить в пищу.

Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинное положение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животного мира и окружающей нас природы.

Введение

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности

Понятие экологической культуры

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Таким образом, понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

    Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия

    Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение

    Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.:

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (от греч oikos - дом, родина, logos - учение, слово).- Понятие Э., относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей, переносится сегодня на отношение к К. и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в Э. два раздела: Э. биологическую и Э. к., академик Д. С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Э. к. можно считать одним из разделов экологической эстетики, затрагивающим проблемы историко-культурного наследия (Наследие художественное) и его включения в совр. сознание. По Лихачеву, страна-это единство народа, природы и культуры, важнейшими элементами к-рой служат человечность, одухотворенность. Это положение, как и понятие «гомосфера», к-рым пользуется ученый, вполне согласуется с учением В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы, хозяйственной и культурной деятельности человека. Тут две т. зр. на один предмет: ученого-естествоиспытателя - основанная на изучении космоса, и ученого-гуманитария - исходящая как бы изнутри человеческой культуры. Экологическое движение в целом сливается сегодня с антивоенным движением, выступлениями против угрозы ядерной войны и «звездных войн». Новое мышление, объединяющее людей доброй воли, отвечает давней мечте человечества, эстетически выраженной в представлении о неразделимости мира и красоты.

Введение стр 2

Глава I. Экологическое воспитание молодежи стр3

1.1Понятие экологической культуры стр3

1.2 Цели и задачи экологического воспитания стр 4
1.3 Методы экологического воспитания стр 6
Глава 2. Формирование экологической культуры в контексте патриотического образовательного процесса стр 7

2.1 Патриотическое воспитание и экологическая культура молодежи стр 7

2.2 Патриотизм в проявлении заботы об экологии у детей старшего дошкольного возраста стр10

Заключение стр12

Список литературы стр 13

Введение

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Успешное экологическое воспитание молодежи может быть обеспечено лишь при условии воспитания патриотизма в подрастающем поколении и осуществлении целенаправленного и систематического процесса одновременного участия семьи, учебных заведений и общества в целом.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социально-экологическими условиями жизни народа.

Целью данной работы является выяснение роли и задач экологического воспитания в системе дошкольного образования. Для достижения цели ставились следующие задачи:

По литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;

Показать возможность воспитания при тесном сотрудничестве с семьей для формирования у детей патриотического отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения.

Обозначить критерии и показатели патриотизма

Предмет исследования: возможность организации эколого-патриотического воспитания молодежи.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Глава I. Экологическое воспитание молодежи

Понятие экологической культуры

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, это сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате антропогенной (воздействие человека на среду обитания) деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Экология, как наука возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.2 Цели и задачи экологического воспитания

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

· Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

· Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

· Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:

Интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций)

Эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)

Нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Данилов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

1.3 Методы экологического воспитания

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Деятельностный – система мероприятий, направленных на непосредственное участие человека в выполнении норм и правил экологической культуры.

Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.

Понятие экокультуры

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

  • Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
  • Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

Современное состояние экокультуры человека

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Угроза серьёзного поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса , разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.

Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России.

Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.

Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.

Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические. Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.

Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.

Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.

Формирование и развитие экокультуры

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Международная практика показывает, что для успешного выполнения данной задачи необходимо:

  • введение хорошо продуманной и действующей нормативно-правовой базы;
  • осуществление экологического воспитания в образовательных учреждениях;
  • внедрение экологического просвещения;
  • личная сознательность граждан.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается детьми и подростками благодаря организации олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экоблагополучием.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.

Поэтому полностью перекладывать ответственность за формирование экологических убеждений граждан на систему гособразования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угаснут очень быстро.

Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и мышления человка. Такое мировоззрение требует отказа от эгоистических установок ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на Земле.

Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.