Российские балерины список. Артисты балета, танцоры, хореографы

8 выбрали

Как прекрасен полет балерины в танце, как он легок и воздушен, и как тяжел ее труд на пути к этой кажущейся легкости. Тысячи девочек начинают этот путь в балетных школах, но лишь немногие становятся Великими балеринами. 23 апреля значимая дата в мире балета - 210 лет со дня рождения Марии Тальони, балерины первой вставшей на пуанты и первой представшей в воздушном облаке балетной пачки. Но не это главные страницы в истории балета, написанные великой балериной – ее танец, воздушный, мистический, который сравнивали со скрипкой Паганини, стал самой знаменитой легендой балета.

Мария Тальони (1804-1884)

Отец Марии был балетмейстером и хореографом, поэтому видел в своей дочери то, чего не видели другие. А как иначе? Ведь она должна была стать балериной в третьем поколении! А она выглядела гадким сгорбленным утенком среди других его учениц, от которых терпела немало насмешек в свой адрес. Отец же был неумолим и строг, порой урок заканчивался обмороком обессилевшей Марии, но именно каторжный труд превратил ее в нимфу балета. А впереди ее ждал триумф – в 1827 году "Венецианский карнавал" в Париже, после которого она танцевала в Гранд Опера и мировая слава в 28 лет в постановке отца "Сильфида". Роль Сильфиды стала главной в ее жизни – четверть века она была лучшей исполнительницей этой партии. За ней последовали и другие партии в постановках Филиппе Тальони, долгий контракт с Гранд Опера и… гастроли в России. И Петербург буквально "заболел балетом" - она выступала на цене через день, неизменно вызывая восторг и восхищение, внимание императорской семьи и обожание публики. Последнее выступление балерины в Петербурге состоялось 1 марта 1842 года. Вызывали ее восемнадцать раз – ее, Сильфиду, летящую над сценой на кончиках пуант в газовом облаке балетной пачки….

Анна Павлова (1881-1931)

Будущая звезда русского балета мечтала о белом репетиционном зале с портретом Марии Тальони на стене. Дочь железнодорожного подрядчика и прачки обладала прекрасными природными балетными данными и огромным упорством, благодаря которому она и смогла стать ученицей театрального училища, ведь ее не приняли сразу! Лишь вторая попытка оказалась успешной, благодаря Мариусу Петипа, разглядевшему в маленькой девочке "пушинку на ветру". По окончании училища Анна поступила в Мариинский театр, примой которого она стала спустя 6 лет поле первого выхода на сцену. "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик" в ее блистательном исполнении приводили в восторг театральную публику и придирчивых "балетоманов". Настоящая слава же пришла к ней в 1907 году после исполнения миниатюры "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил для нее буквально за одну ночь для выступления на благотворительном концерте. Миниатюра навсегда стала символом русского балета 20 века. С 1910 года начинается череда гастролей "Русского лебедя" и история ее мировой славы. "Русские сезоны" в Париже стали одной из "золотых страниц" в истории русского и мирового балета. Анна Павлова создает свою собственную труппу, свою балетную семью, с которой открывает миру классический балет Чайковского и Глазунова. В 1913 году она переезжает в Лондон и уже больше не возвращается в Россию. Америка, Европа, Индия, Куба, Австралия рукоплескали Павловой, ставшей живой легендой. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге 23 января 1931 года от пневмонии.

Ольга Спесивцева (1895- 1991)

Что более всего надломило душу балерины – потрясения революции, преследовавшие ее обвинения эмиграции в "шпионаже", душевная драма или полное погружение в образ Жизели, ради которого она посещала дома для душевнобольных и с которой она разделила ее безумие? Она уже не могла выти на сцену и, надломленная, в 1931 году переехала в США, где вскоре в состоянии полной потери памяти оказалась в лечебнице, где пробыла до 1963 года. Случилось чудо, память вернулась к ней и до самой смерти Ольга Спесивцева прожила в пансионате Фонда Льва Толстого, успев сняться в документальном фильме….

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Она не стала великой балериной на цене, но ее имя известно всему миру, как имя великого балетного педагога, которое носит Академия танца….

На сцене ей были уготованы только третьестепенные роли – она не была привлекательна внешне и первые партии обходили ее стороной, да и критики не видели в ней "воздушной красавицы". Упорный труд, талант, великолепная техника исполнения оказались важнее красивой внешней оболочки. Агриппина Ваганова "лепила" себя сама, добившись вначале ролей второго плана, образы которых она открыла для публики заново. Создавая все новые вариации уже, казалось затертых образов, она получила от критиков титул "королевы вариаций". Она не стала знаменитой балериной, уже в 36 лет ее отправили "на пенсию", но, посвятив себя хореографии, стала самым знаменитым педагогом, вписав золотыми буквами свое имя в историю балета. Она посвятила себя хореографии в те годы, когда совершенно серьезно обсуждался вопрос о… ликвидации балета, как чуждого вида искусства. Вагановская школа по праву стала одной из лучших в мире, выпустившей балерин, чьи имена по праву заслужили приставки "великая": Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская. Агриппина Ваганова руководила Академическим театром оперы и балета в 1931-1937 г.г., осуществив постановки "Лебединого озера" и "Эсмеральды" в новой редакции, в своей особенной манере, получившей имя "вагановской". Ее педагогический опыт стал всемирным достоянием во многом благодаря написанной ею книге "Основы классического танца", переведенной почти на все языки мира и выдержавшей 7 переизданий.

Алисия Алонсо (1920)

Создательница Национального Балета Кубы Алисия Мартинес дель Ойо в 9 лет поступила в единственную в то время на Кубе балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. И с первого же дня балет стал смыслом всей ее жизни. Шаг за шагом Алисия шла к намеченным ею одна за другой целям: стать профессиональной балериной, а затем создать национальную балетную школу на Кубе. Когда политика вмешалась в ее планы, и само существование балетной труппы на Кубе стало невозможным, она поставила своей целью поддерживать наиболее одаренных танцоров до лучших времен. После победы Кубинкой революции в 1959 году она проводит отбор самых одаренных учеников и ставит новую цель - поднять кубинский балет мирового уровня. Но в ее жизни были не только масштабные планы, в ее жизни был Балет, "чернорабочим" которого называла себя Алисия.. Ей рукоплескал Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага, а она никогда не была собою довольна. В 19 лет е сделал первую операцию на глазах, зрение падало с каждым годом, но она танцевала. "Танцующая в темноте" - так говорили о великой кубинской балерине. Специально для нее центр сцены освещали самым ярким прожектором – она не видела кулис, декораций, она танцевала душой…. Множество постановок, образов - она танцевала, танцевала, танцевала всегда, не давая себе ни поблажек, ни скидок на возраст и потерю зрения. Последнее выступление Алисии Алонсо в поставленном ею балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет! Она танцует до сих пор, сидя в инвалидном кресле, полностью потеряв зрение – она все равно танцует руками и сердцем. Алисия Алонсо - Prima ballerina assoluta.

Сцена Большого театра. Фото – Владимир Вяткин

28 марта отмечался юбилей Большого театра. Рассказываем о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише - несомненная гарантия аншлага.

Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток.

Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон.

Все героини примы - обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой.

С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».

Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа - Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра - Евгения Образцова.

Изящная, хрупкая девушка - идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта.

Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё - станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами.

Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели».

Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим.

Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков.

Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.

Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».


В день рождения Большого театра, который традиционно отмечается 28 марта, АиФ.ru рассказывает о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага. Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток. Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон. Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой. С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита». Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра — Евгения Образцова. Изящная, хрупкая девушка — идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта. Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё — станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами. Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели». Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим. Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков. Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги. Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

Балерины России - национальное достояние страны, их фамилии - настоящие бренды. Лопаткина, отмечающая сегодня день рождения, Вишнёва, Захарова, Осипова - настоящие культурные маяки. InStyle выбрал главных танцовщиц современной России. Они, как Кшесинская в свое время, - самые настоящие поп-звезды, они больше чем балерины.

Ульяна Лопаткина

Летом прошлого года Лопаткина, та самая, которую называют иконой стиля русского балета, объявила об окончании танцевальной карьеры. Причина - последствия травм. «Благодарю всех, кто встретился мне на творческом пути! Всех, кто стал для меня наставником, другом, помощником, кто вдохновлял, требовал, утешал и заботился, верил, благодарил и поддерживал! Всех, кто трудился рядом и вместе со мной! Всех моих зрителей, всех, кто понимал меня и дарил в ответ аплодисменты из зала!» - такая запись появилась на сайте балерины. Два месяца спустя Лопаткина стала студенткой в СПбГУ, решила изучать «Дизайн среды». А нынешней весной Императорский фарфоровый завод выпустил фигурки звезды. Лопаткина, так же как и Вишнёва, - символы Петербурга, пора уже и памятники ставить.

Диана Вишнёва


Пожалуй, самая известная балерина России - это она. Вишнёва. «Меня не хотели брать в хореографическое училище. Практически никто не верил, что я смогу сначала стать лучшей ученицей, потом выигрывать конкурсы, а затем попасть в Мариинский театр. Я не могу сказать, что с детства было понятно, что Диана Вишнёва станет тем, кем она сейчас является», - говорит Вишнёва, добавляя: «Я, скорее, считаю себя артисткой». Прима Мариинки, мировая звезда, хозяйка собственного международного фестиваля CONTEXT, она заявляет, что не балерина, а именно артистка. И это верно. Вишнёва - это уже больше чем балет.

Светлана Захарова


Современные российские танцовщицы, балерины - настоящие граждане мира. Прима-балерина Большого и Ла Скала, Захарова тоже - истинный космополит. Жила в Германии, работала в Мариинском театре, затем перебралась в Москву, плотно связана с Италией. Это не считая постоянных перемещений из одной точки земного шара в другую. Ноябрьское расписание балерины - это Пекин, Сеул, София и Москва. А еще Захарова была в Госдуме, еще она жена и мама, и любит свою заслуженную популярность. Жаль только, Instagram ведет редко: последний на сегодня пост датирован августом.

Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинки совершила неожиданный житейский пируэт. Родилась в Москве, перебралась в Петербург и в родном городе жить не хочет.

«Когда стала жить одна, открыла для себя Петербург, друзей стало больше, мне мои приезды в Москву стали даже в тягость. И сейчас я вообще стараюсь ее избегать. Совсем не люблю Москву. Мне там неуютно, душно и всё не то», - признается Кондаурова.

В своих интервью балерина предстает очень рациональной, но в танце... «Она спонтаннее на сцене, чем большинство ее коллег. И все то, что часто похоже на импровизацию, на самом деле хорошо отрепетировано», - отзывается о ней Алексей Ратманский.

Мария Александрова

Великие балерины России всегда отличались характерами. Вот и Мария Александрова - в мае прошлого года эта прима Большого уволилась из театра. Сама. Пространный пост, опубликованный Александровой в соцсетях, ничего не объяснил, но решение было твердым. «Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна. А с театром я осталась в отношениях вне системы», - говорила она недавно в одном из интервью. Жизнь продолжается - Мария запускает проекты, танцует, радуется жизни.

Наталья Осипова


Список «знаменитые балерины России» будет неполным без этой танцовщицы. В своем поколении Осипова - звезда номер один. И в целом она пребывает - заслуженно! - в топ-листе имен мирового балета. Независимая, ищущая, Наталья меняет площадки, театры, страны и везде являет себя во всей красе и таланте. Большой, Михайловский, Американский балетный театр, Лондонский королевский балет. Из Лондона она летит в Пермь, оттуда в Петербург и далее - везде. Но Британия для Осиповой - второй дом, так же как Сергей Полунин - один из главных партнеров по сцене.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.