А н воронихин особенности его архитектурных сооружений

Воронихин Андрей Никифорович Ворони́хин Андрей Никифорович

(1759-1814), российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному горному ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович

ВОРОНИ́ХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира (см. АМПИР) . Произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР) (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
* * *
ВОРОНИ́ХИН Андрей Никифорович , русский архитектор. Блестящий представитель зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) и ампира (см. АМПИР) в архитектуре, автор одного из важнейших в исторической застройке Петербурга сооружений - ансамбля Казанского собора (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР) .
Краткая биография
Родился в семье крепостных графа А. С. Строганова (существует предположение, что он - внебрачный сын графа). Живописный талант Воронихина обнаруживается рано, и его посылают учиться иконописи в мастерской Тыскорского монастыря. В 1777 граф Строганов отправляет его в Москву, где Воронихин сначала осваивает миниатюру, а затем - перспективную живопись. В это время начинается его общение с крупнейшими московскими архитекторами В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) и М. Ф. Казаковым (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович) , заинтересовавшимися его произведениями. Под влиянием Баженова Воронихин начинает заниматься архитектурой. С этого момента живопись отходит на второй план, хотя интерес к ней Воронихин сохраняет и часто использует для выражения своих архитектурных идей. Сохранились многие его архитектурные зарисовки, а также автопортрет на фоне Казанского собора.
С 1779 Воронихин живет в Петербурге, в доме Строганова, и продолжает обучение. В 1781 путешествует по России с сыном Строганова, Павлом. В 1785 получает «вольную», а через год едет с Павлом Строгановым за границу, живет в Швейцарии и Франции. Продолжает свое образование в Париже: изучает архитектуру, физику, механику, математику, проявляя незаурядные способности и трудолюбие. После возвращения в 1790 в Петербург начинает свою архитектурную деятельность. Одновременно занимается живописью: в 1794 был «назначен» в Академию художеств, в 1797 получил звание академика «перспективной живописи» (за «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», акварель, 1793, Эрмитаж, и «Вид Строгановской дачи», масло, 1797, Русский музей). С 1800 преподает в Академии, в 1803 становится профессором.
Ранний период творчества (1790-1800)
Строит ряд частных домов, но самыми важными становятся работы, выполненные для графа Строганова. В перестройке интерьеров дворца Строганова на Мойке (архитектор Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич) ) уже проявляются незаурядные способности декоратора. Он умело организует пространство с помощью мотивов классического зодчества, которые не только украшают интерьер, но и вносят в него архитектонические акценты. Наиболее эффектна Картинная галерея.
Дача Строганова в Новой деревне (не сохранилась) - первое произведение, раскрывающее всю самобытность и масштаб его таланта. Композиция построена на контрасте тяжелого рустованного нижнего этажа и ажурно-легкого второго, решенного в виде глубокой лоджии, увенчанной куполом.
Строительство Казанского собора (1801-1811)
Воронихин получает заказ на строительство собора после победы в конкурсе, в котором участвовали также Ж. Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан) и Ч. Камерон (см. КАМЕРОН Чарлз) . Образцом для нового храма, согласно воле Павла I, становится ватиканский собор св. Петра. Казанский собор в плане имеет форму латинского креста. Своим протяженным северным фасадом он обращен к Невскому проспекту, но на линию сплошной застройки не выходит. В результате смещения собора с «красной линии» улицы образуется глубокая площадь, которую мощным полукольцом охватывает грандиозная дуга колоннады из четырех рядов коринфских каннелированных колонн, примыкающая к северному фасаду здания. Концы дуги завершены монументальными проездными порталами с аттиками. Над богатым антаблементом колоннады по всей длине высится парапет, зрительно усиливающий единство всех ее частей. Фасады западного, северного и южного рукавов креста акцентированы глубокими портиками с венчающими фронтонами. Особое значение имеет северный портик - центр композиции колоннады. Пространство перед собором, организованное на контрасте разрыва сплошной линии застройки с динамичным ритмом полукружия колоннады, создает очень выразительный градостроительный эффект. Проект предполагал сооружение с южной стороны симметричной колоннады, но недостаток средств помешал ее осуществлению.
Храм построен из натурального камня (известняка) и украшен многочисленными барельефами, выполненными И. П. Мартосом (см. МАРТОС Иван Петрович) , И. П. Прокофьевым и др. Его внутреннее пространство создано по типу зальных церквей - два ряда парных гранитных колонн образуют равные по высоте нефы. В интерьере зодчий также применяет коринфские колонны, но оставляет их стволы гладкими. Особую парадность интерьеру придают богато украшенные кессонированные коробовые своды центрального и поперечного нефов. Над средокрестием возвышается световой барабан, несущий оригинальный по конструкции купол, - одна из основных вертикальных доминант Петербурга. После окончания войны 1812 собор был превращен в мемориал: в нем хранились боевые знамена и трофеи, иконостас был отлит из серебра, награбленного французами из московских церквей. На площади установлены памятники М. И. Кутузову (см. КУТУЗОВ Михаил Илларионович) (1829-1835) и М. Б. Барклаю де Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) (1829-1836) работы скульптора Б. И. Орловского (см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович) . В Казанском соборе похоронен фельдмаршал Кутузов.
В 1810-1812 Воронихин с западной стороны дополняет ансамбль собора знаменитой оградой, послужившей образцом для многих подобных малых архитектурных форм в Петербурге. Чугунная решетка украшена ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором. Ее линия строго ритмизованна мощными гранитными каннелированными колоннами, увенчанными шарами. Ограда завершает оригинальную, уникальную по силе художественного образа композицию всего сооружения.
Строительство Горного института (1806-1811)
Если Казанский собор в целом доводит до логического конца развитие зрелого классицизма, соприкасающегося с ампиром, Горный институт воплощает в себе основные тенденции ампира. Роль здания в градостроительном решении стрелки Васильевского острова очень велика: оно замыкает противоположный Бирже конец острова в устье Невы. Между двумя стилистически близкими ансамблями - Биржи и Горного института - развертывается вся его застройка. Сходство основывается не только на принадлежности к ампиру: Воронихин, вслՐԠза Томоном, использует мощную пестумскую дорику для портика Института. Планировка предопределена корпусами пяти старых домов, которые зодчий включает в композицию, соединив их коридором и новой фасадной стеной. Протяженное двухэтажное здание следует изгибу Невы. Монументальный, очень красивый по пропорциям портик с фронтоном, который поддерживают 12 каннелированных дорических колонн, акцентирует фасад. На постаментах по сторонам широкой пологой лестницы размещены две скульптурные группы: «Геракл, удушающий Антея» (1809-1811) С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) и «Похищение Прозерпины Плутоном» (1809-1811) В. И. Демут-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович) . Мифологическая тема Земли, звучащая в этих произведениях, через все пространство острова перекликается с аллегорической темой водной стихии в скульптурном убранстве ансамбля Биржи. От интерьеров, оформленных Воронихиным, сохранилась лишь парадная лестница.
Одновременно с осуществлением крупнейших проектов Воронихин строит и другие сооружения в окрестностях Петербурга: колоннады у подножия Большого каскада в Петергофе, Розовый павильон в Павловске (1811-1812), фонтан на Пулковской горе (1806). За проект Петергофских каскадов в 1800 он получает звание архитектора, а в 1802 - профессора архитектуры.
Воронихин работает и в области декоративно-прикладного искусства. Создавая проекты мебели, осветительных приборов, фарфоровых ваз и др., он стремится к органическому сочетанию интерьера с архитектурой.
Воронихин похоронен на кладбище Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Воронихин Андрей Никифорович" в других словарях:

    Воронихин Андрей Никифорович - (1759—1814), архитектор; представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова. Учился в Москве (с 1777) и Петербурге (с 1779) у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1786—90 изучал архитектуру, механику, математику,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1759 1814), русский архитектор. Представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф.… … Художественная энциклопедия

    Архитектор и живописец (1759 1814). Родился крепостным графа А.С. Строганова. Способность Воронихина к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 г. отправил его в Москву, где он занимался под руководством Баженова и Казакова.… … Биографический словарь

    Русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и… … Большая советская энциклопедия

    - (1759 1814) российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт Петербурге Казанский собор (1801 11), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806 1811) отмечены монументальной и строгой … Большой Энциклопедический словарь Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии, Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году отправил его в Москву для… … Большая биографическая энциклопедия

    Андрей Никифорович Воронихин Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 17 (28) октября 1759 Место рождения Новое … Википедия

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)

Каждый, кто хоть раз бывал в Ленинграде, запомнил здание Казанского собора, образующее торжественную площадь на главной магистрали великого города - Невском проспекте. С этим величественным сооружением связана память о героике Отечественной войны 1812 года: великий русский полководец Кутузов погребён в Казанском соборе, а перед двумя порталами крыльев-колоннад собора установлены памятники водителям российских армий в войне 1812 года - Кутузову и Барклаю. Знамёна, отбитые у наполеоновских войск, хранятся в соборе. Там же находятся и другие замечательные трофеи русской армии - ключи Берлина, памятник победы над немцами и взятия прусской столицы русскими войсками. Казанский собор с его торжественными, триумфальными и архитектурными формами - это монумент исторических побед русского народа. Творцом этого выдающегося памятника русского зодчества является Андрей Никифорович Воронихин.

Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостного человека, принадлежавшего богатейшему сановнику графу А. С. Строганову. В возрасте одного года маленький Андрей был взят из Усолья в Петербург, в семью Строганова и был фактически усыновлён. Молва считала Андрея Воронихина побочным сыном Строганова.

Благодаря этой близости к Строганову, А. Н. Воронихин получил прекрасное образование. Юношей он брал уроки архитектуры у выдающегося зодчего В. И. Баженова, обучаясь в то же время живописи, к которой он обнаружил с ранних лет выдающиеся способности. Призвание к искусству определило жизненный путь молодого Воронихина. Он колебался некоторое время между живописью и архитектурой, отдав себя в итоге последней, но не оставляя в течение всей своей жизни также и живописных занятий. А. Н. Воронихин как художник и зодчий сложился во время больших путешествий по родной стране и за границу - путешествий, которым он посвятил около десяти лет и в которых сочеталось живое изучение природы, стран и людей с напряжённой работой над собой, с обучением у выдающихся мастеров и непосредственным изучением классических памятников искусства.

Поездки по России А. Н. Воронихин осуществил вместе с сыном Строганова Павлом, с ним же он отправился и в чужие края. Оба молодых человека в течение нескольких лет объездили юг и север России, побывали в глухих краях Заонежья, в Архангельске и на Ладоге, в Крыму, на Украине, в Поволжье и на Урале. После этих больших странствий по родной земле А. Н. Воронихин попал на Запад - сперва в Швейцарию и Италию, а затем в Париж, мировой центр тогдашнего художественного и архитектурного движения. Здесь молодой художник мог брать уроки у опытнейших мастеров и изучать в натуре выдающиеся образцы западноевропейского искусства.

А. Н. Воронихин вместе с Павлом Строгановым оказались во Франции в бурные годы революции. Воспитатель Строганова, француз Ромм, сопровождавший обоих молодых людей во время их заграничного путешествия, был видным деятелем якобинской партии. Оба молодых человека стали близкими свидетелями революционных событий, знаменовавших крушение феодального строя во Франции. В то же время А. Н. Воронихин получил возможность хорошо изучить новые направления в искусстве, формировавшиеся в эту пору под знаком возрождения античной классики и пристального изучения памятников древней Греции и Рима.

Великие образцы античного зодчества, с которыми молодой художник ознакомился во время своей поездки в Италию, произвели на него глубокое впечатление. Он вернулся на родину, обогащённый этим соприкосновением с великими образцами искусства древности и полный больших творческих идей. Свой талант и горячую любовь к русской культуре, к родной земле он вложил в широкие архитектурные замыслы, которые вскоре ему удалось осуществить на практике.

В 1800 г. в Петербурге началось строительство громадного храма - Казанского собора. Благодаря содействию Строганова, а ещё более - благодаря первоклассному качеству представленного А. Н. Воронихиным проекта, сооружение этого грандиозного здания было поручено ему, ещё совсем молодому архитектору. Взяться за такое сложное строительство было для зодчего, только начинавшего свою практическую деятельность, очень смелым шагом. Андрей Воронихин был к этому времени известен главным образом как превосходный рисовальщик, автор ряда картин из области так называемой "перспективной живописи", т. е. картин, изображавших внутренние виды тех или иных зданий, убранство зал и других покоев, а также архитектурные пейзажи. Среди этих живописных работ А. Н. Воронихина особенно известны картины "Загородная дача А. С. Строганова" и "Картинная галлерея Строганова". Однако подлинным призванием молодого художника была архитектура. И на строительстве Казанского собора, одного из крупнейших сооружений эпохи, А. Н. Воронихин показал всю силу своего таланта, всю зрелость своего мастерства.

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой. Но А. Н. Воронихину удалось дополнить ансамбль Казанского собора великолепной решёткой, образующей необыкновенно изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решётка с гранитными столбами, выполненная по рисунку Воронихина, настоящий шедевр тончайшей архитектурной графики.

Превосходный рисовальщик, А. Н. Воронихин сочетал в своём творчестве монументальные мощные формы таких громадных сооружений, как Казанский собор и Горный институт, с тонкими, подчас миниатюрными произведениями - изящнейшими парковыми павильонами и беседками, ажурными решётками, фонтанами. Зодчий, тяготевший к могучим архитектурным образам античного мира, был в то же время искусным мастером малых архитектурных форм. По проектам А. Н. Воронихина выполнены многочисленные предметы обстановки дворцовых покоев - мебель, отделка зал и кабинетов в Павловском дворце. Ему же принадлежит небольшой прекрасный фонтан на Пулковой горе близ Ленинграда, а в альбомах зодчего мы находим бесчисленные наброски, рисунки, акварели, посвящённые теме фонтана, а также разнообразнейшим парковым постройкам - беседкам, мостикам, оградам, декоративным урнам, павильонам. В этих же альбомах, хранящихся главным образом в Музее архитектуры в Москве, а также в Музее Академии художеств в Ленинграде, сохранились полные изящества и высокого вкуса наброски А. Н. Воронихина для различных предметов внутренней обстановки. Здесь мы находим и классические мотивы античных ваз и урн, и строгие по форме предметы мебели, и тонкую графику декоративной отделки стен, плафонов, дверей. А. Н. Воронихин может по праву считаться одним из создателей русского классического стиля начала XIX в. в области искусства интерьера.

Чёткость и ясность классической художественной формы характерна и для больших, и для малых работ А. Н. Воронихина. Наряду с Казанским собором, крупнейшим произведением зодчего является монументальное здание Горного института в Ленинграде. Фасад этого здания с его мощным 12-колонным портиком обращён к Неве и выходит на набережную. Это сооружение напоминает строгий античный храм, лишённый каких бы то ни было внешних украшений и производящий сильнейшее художественное впечатление благородной простотой и мощью громадного портика, выступающего на фоне гладких стен. Двенадцать колонн Горного института, увенчанных фронтоном, представляют собой, бесспорно, один из самых сильных образов русской архитектуры начала XIX в. Перед этим могучим портиком, у обоих его концов, установлены скульптурные группы на мифологические темы: одна группа изображает борьбу Геракла с Антеем и выполнена талантливым скульптором Пименовым, другая группа - "Похищение Прозерпины" - работа скульптора Демут-Малиновского. Сочетание этих скульптур, наполненных движением, борьбой, напряжением мускульных усилий, со строго статичным массивным портиком образует яркий художественный контраст.

Если в здании Горного института Воронихин дал до предела сильные и монолитные архитектурные формы, то в "Розовом павильоне" в Павловске зодчий показал другую сторону своего дарования. "Розовый павильон" - изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом и расположенное в глубине парка среди тенистой зелени. Крупное столичное здание, выходящее на набережную реки, требует сильных, мужественных архитектурных форм, а небольшая парковая постройка должна прежде всего гармонировать с зеленью листвы и отличаться лёгкостью и изяществом своего облика. Именно таков "Розовый павильон" в Павловске с его деревянными колоннами и выточенными из дерева деталями. В период временной оккупации Павловска немецкими войсками фашистские варвары сожгли дотла "Розовый павильон" и на месте уничтоженного творения А. Н. Воронихина устроили дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные детали.


"Розовый павильон" в Павловске

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек. К несчастью, и этот отличный образец усадебной архитектуры подвергся бессмысленному разрушению в кратковременный период немецкой оккупации Калужской области. Всегда занятый крупными строительными работами, А. Н. Воронихин много сил уделял подготовке молодых зодчих. Его педагогическая деятельность началась в 1800 г. в Академии художеств, где он состоял сперва преподавателем, а затем младшим профессором по классу архитектуры. В 1811 г., после смерти выдающегося зодчего А. Д. Захарова, бывшего в течение многих лет старшим профессором архитектуры в Академии, Воронихин был избран на его место и занимал эту руководящую педагогическую должность до конца своих дней. А. Н. Воронихин скончался 5 марта 1814 г. в самом расцвете своего творчества и, подобно своему старшему современнику Захарову, в разгаре больших строительных работ и архитектурных замыслов, целиком поглощавших все силы и мысли неутомимого мастера.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой. А. Н. Воронихин почерпнул из своих заграничных впечатлений всё лучшее, что давала архитектура и строительная техника его времени на Западе, глубоко освоив в то же время великие образцы античного искусства. Он уделял громадное внимание конструктивно-технической стороне дела, изучая последние достижения строительной техники и умело пользуясь этими достижениями при расчёте и осуществлении таких сложных архитектурно-строительных композиций, как, например, купол и барабан Казанского собора. Передовой зодчий своего времени, Воронихин ни по глубине своих специальных познаний, ни по уровню мастерства не уступал самым знаменитым архитекторам Западной Европы, во многом превосходя их оригинальностью и широтой архитектурных замыслов.

А. Н. Воронихин - один из тех крупнейших мастеров русского зодчества, которые, исходя из принципов античной классики, сумели наполнить старые архитектурные формы новым содержанием. В этом новом содержании, столь характерном для исканий русской архитектуры конца XVIII и начала XIX веков, ярко и глубоко сказываются давние национальные традиции русского зодчества, идущие от народных истоков и органически связанные со всем развитием русской культуры того времени. Творчество А. Н. Воронихина, расцвет которого совпадает с замечательным подъёмом русской культуры в эпоху Отечественной войны 1812 г., перекликается с классическими образцами русской поэзии и музыки начала XIX в. Это творчество наполнено живым чувством родной природы, в нём гармонически звучат мотивы мощи и величия родной страны.

В произведениях этого блестящего мастера классической школы русской архитектуры нашла своё выражение идея города как архитектурного целого - идея, воплотившаяся в архитектурных ансамблях и монументальных зданиях классического Петербурга. А. Н. Воронихин принадлежит к числу тех выдающихся строителей, которым наша северная столица особенно обязана красотой, цельностью и мощью своего архитектурного облика. В то же время в работах А. Н. Воронихина привлекает живое чувство русской природы, - лирическое начало, свойственное произведениям больших мастеров русского зодчества. А. Н. Воронихин великолепно знал старую русскую архитектуру. С альбомом рисовальщика он объездил почти всю родную страну. Его зарисовки карандашом, пером, тушью и акварелью составили значительный альбом (125 листов), названный им "Путешествующий по России живописец". Казанский собор, Горный институт, парковые и усадебные постройки А. Н. Воронихина, а также его рисунки и неосуществлённые проекты входят в золотой фонд художественной культуры нашей страны. Это - подлинно классические образцы архитектурного мастерства, сочетающего в себе самое лучшее из мировой архитектурной культуры с глубоко своеобразным, национальным творчеством большого русского мастера, горячо любившего родной город, родную страну.

О А. Н. Воронихине : Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, Очерк жизни и творчества. Изд. Всесоюзной академии архитектуры, М., 1937; Грабарь И., История русского искусства, т. III - История архитектуры (Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв.), Спб., гл. XXVI.

АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВОРОНИХИН

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю – 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Николаевича Строганова, находившегося в 1759 году при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. И у этой версии, как видно из дальнейшего рассказа, есть право на жизнь.

Поначалу Андрей обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Весной 1772 года по приказу графа Строганова Андрея Воронихина отправили учиться в Москву. Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое узнал он из книг, овладев латынью, многое услышал незнаемого им из уст Баженова. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и в целях заработка выполнял в Троице-Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.

После окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа Строганова. Перед Воронихиным раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути-дороги.

Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Александр Сергеевич Строганов жил тогда в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта.

Строганов еще тогда был не так стар, полон сил, облечен доверием императрицы и вниманием высшего петербургского света. Граф принял Андрея любезно, расспросил, чему он обучился в Москве, посмотрел чертежи и рисунки, остался весьма ими доволен.

Неожиданно для самого себя стал Андрей своим человеком, быть может, гласно и не признанным родственником, но не чужим в доме графа. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлению молодого таланта. Воронихин вскоре был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца. Случалось ему бывать и на сборищах любителей искусств и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Обычно на такие собрания Воронихин приходил с Павлом и Роммом. Садились они поодаль от знаменитостей и учтиво слушали умные речи Гаврилы Романовича Державина, веселые басни Ивана Крылова, музыку Бортнянского и споры Федота Шубина с Гордеевым.

Строганов, по совету Ромма, отправил сына в путешествие по России, к этому времени граф дал Андрею «вольную», – Воронихин перестал быть крепостным.

Через несколько дней оба мальчика и Ромм выехали в Москву. Потом они побывали на Украине, посетили древний Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря. Длинной, широкой лентой развертывалась перед Андреем панорама России. Вот подмосковные усадьбы дворян-богачей, куда хозяева приглашали знаменитых и русских, и иностранных архитекторов строить им дома-дворцы. Поскольку все строительные работы исполнялись руками крепостных крестьян, и здесь во всей красе сказалось русское народное искусство.

Кончились пятилетние разъезды по России. А вскоре начались сборы Павла Строганова в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу. После многократных наставлений граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путем отправил во Францию. Вскоре оттуда они уехали в Швейцарию продолжать образование и поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы.

Ромм советовал Воронихину и Павлу летние месяцы проводить порознь: Павлу – знакомиться с работой на рудниках, изучать минералогию, осматривать заводы, наследнику графа и крупного промышленника все это пригодится; Воронихину – на две недели поехать в Германию для изучения образцов готической архитектуры и перспективной живописи немецких художников. В конце лета они возвратились в Женеву и до наступления занятий у профессоров делились летними впечатлениями. Так незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах.

В Париже было чему поучиться. Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Иногда Павел и Ромм, отвлекаясь от бурно протекавших событий, просматривали из любопытства записи, чертежи и рисунки Воронихина и одобряли его настойчивость в учении.

В тревожные июльские дни 1789 года Ромм и его воспитанники находились в Париже. Революционные события захватили их. Они участвовали в захвате оружия из Дома Инвалидов и вместе с вооруженным народом были на площади во время взятия Бастилии. Ромм стал одним из ведущих деятелей революции и вошел в Конвент. Именно он предложил свой календарь, знаменитый календарь Франции – великой республики.

Однако в скором времени из Петербурга в Париж приехал посланный графом Строгановым двоюродный брат Павла – Николай Новосильцев. Во исполнение воли монаршей, по требованию старого графа был вызван из Оверни его сын Павел, а следовательно, вместе с ним и Воронихин.

Ромм сердечно распрощался со своими друзьями. Позднее он был казнен на гильотине 9 термидора, но до последних минут своей жизни тепло вспоминал их обоих.

По прибытии в Россию Воронихин почувствовал себя подготовленным к самостоятельной работе. Сгорел дворец Строганова, который по своему внешнему виду и внутреннему великолепию соперничал с дворцами русских царей. И Воронихину граф решил поручить перестройку у отделку дворца. «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!»

Строганов заказал перестроить в своем доме картинную галерею, бильярдную, столовую и вестибюль. Несмотря на трудность задачи, – в доме, построенном Растрелли, поместить совершенно в другом стиле, в других пропорциях и с другими деталями свои художественные формы, – Воронихин создал прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства этих помещений. Тогда же он написал картину «Вид картинной галереи», за которую Академия художеств произвела его в «назначенные» профессора живописи. А когда Андрей Никифорович построил для Строганова дачу на берегу Невы и написал картину «Вид построенной дачи», ему было присуждено звание академика перспективной живописи.

У Воронихина было немало и других мелких работ на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке. Он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. На четвертом десятке лет пора всерьез подумать о женитьбе. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора. Знакомство Воронихина с ней не сразу перешло в дружбу. Встречались они на совместных работах. Мери Лонг несколько раз возобновляла в своем посольстве паспорт для проживания в Санкт-Петербурге. Не раз из Павловска Андрей Никифорович привозил ее на Мандурову мызу, где они вместе наблюдали за ходом строительства строгановской дачи. Вскоре Воронихин сделал ей предложение, и Мери согласилась выйти за него замуж.

Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин всю свою дальнейшую жизнь посвятил не живописи, а архитектуре. Он с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: библиотеки «Фонарик» в Павловске, дачи «Арсенал» и фонтанов в Петергофе и Пулково.

Постройка Казанского собора явилась крупным архитектурным событием в жизни Воронихина, а еще в большей мере – самого города Петербурга. Поначалу проект Казанского собора был заказан Камерону, но вскоре был забракован. Одной из причин предпочтения, оказанного проекту Воронихина, было и то, что Камерон считался любимцем Екатерины, а Павел не жаловал ее любимчиков. Павел верил разбиравшемуся в искусствах графу Строганову, а тот, а свою очередь, верил в способности Воронихина.

«Комиссия о построении Казанской церкви» – так именовала она себя – 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать воронихинский проект.

Комиссия определила расходную смету в сумме 2843434 рубля и, подчиняясь повелению Павла, обязалась построить собор в три года. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись: «Кроме сих статей, быть по сему». В марте Павла I убили заговорщики, и строительство началось при новом императоре.

На Невском проспекте на месте существующего Казанского собора с первых лет основания города была построена небольшая церковь. Позднее были заказаны многим архитекторам проекты каменного собора. Но все они оказывались неудачными, и не потому, что здание собора было некрасивым, а потому, что оно не отвечало задачам городской планировки. Так получалось, что здание собора стоит длинной стороной вдоль улицы и к нему нет широкого главного входа, поэтому рядом с Невским проспектом образовывалась сбоку большая площадь, в которой не было никакого смысла.

Воронихин предложил решение, которое правильно отвечало задачам градостроительства. Он поставил здание, отступив от линии Невского проспекта. Площадь, которая образовалась перед зданием, была ограничена вдоль дальней стороны мощной триумфальной колоннадой и благодаря этому являлась своего рода парадным подъездом к зданию. Красота и парадность главной улицы города, Невского проспекта, таким образом даже подчеркивались. А самый собор Воронихин видел не отдельно стоящим зданием, а центральною частью грандиозной, мощной колоннады, завершенной красивым порталом и увенчанной высоко приподнятым куполом.

Через две недели после закладки первого камня собора Александр I поехал в Москву короноваться в Кремле. Ни Воронихин, ни граф Строганов не участвовали в этом торжестве.

Для Андрея Никифоровича эти дни были отмечены другим немаловажным событием: в сентябре 1801 года состоялось его бракосочетание с Мери Лонг. Жениться на иностранке было не так просто. Петербургская консистория затребовала от Воронихина «сказку» – обязательство о невступлении в чужую веру и официальную от него просьбу на разрешение законного брака с «состоящей в реформаторском законе девицей Лонг, а от роду ей тридцатый год…». Воронихину тогда исполнилось сорок лет.

Мери Лонг по требованию консистории также подписала обязательство: «по сочетании брака во всю свою жизнь оного своего мужа ни прельщением, ни ласками и никакими виды в свой реформаторский закон не соблазнять».

Свадьба состоялась в Строгановском дворце на Мойке. В числе гостей был старый граф Строганов. Были и некоторые члены комиссии по строительству Казанского собора во главе со Старовым, генеральный английский консул Шафт, дозволивший Мери Лонг выйти замуж за русского зодчего. Воронихин обрел не только верного друга, но и прекрасную помощницу.

А Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым – это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе. Трудно найти более удачное сочетание крепкой, уверенной в себе силы и нежной нарядности, чем в знаменитой воронихинской решетке у Казанского собора. В этой решетке сказалось все жизненное богатство Воронихина, его понимание классики, торжественности, закономерности, планировки города, мастерство рисунка и свобода и легкость орнамента русского кружева.

В один из дней 1806 года Александр I (не без протекции графа Строганова), в самый разгар строительства Казанского собора, вызвал к себе в Зимний дворец Воронихина. Из углового кабинета, окнами выходившего на Неву, царь показал архитектору на видневшиеся при впадении Невы в залив беспорядочно стоявшие дома Горного корпуса и сказал, что на их месте должно быть построено цельное здание, монументальное и приятное глазу, и чтобы из боковых окон Зимнего дворца было видно, и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры.

«Горный кадетский институт» – настоящий памятник русской культуры качала 19-го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит только из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала – две большие скульптурные группы, на берегу – спуск к воде в виде гигантской лестницы.

Воронихин здание Горного института задумал построить как храм науки «геологии». Виденные им в Италии и Греции античные храмы рисовались перед его воображением, и он создал подобный им строгий, титанически мощный двенадцатиколонный портик дорического храма. В этом произведении Андрей Никифорович не повторял что-либо уже существовавшее, не делал копии в буквальном смысле, а создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь. Дорические колонны «прорисованы», как говорят художники, живыми, сочными линиями. В пропорции фронтона и колонн найдены приятные и гармоничные соотношения.

Статуи, поставленные по сторонам подъезда в институт, изображают Плутона, похищающего Прозерпину, и Геркулеса, борющегося с Антеем. Обе скульптурные группы аллегорически говорят о победе человеческого разума над тайнами природы. Недра земли ревниво хранят свои богатства, и нужно иметь большие знания и силу, чтобы добыть их. Так Воронихин запечатлел в своем архитектурном произведении великую силу человека над природой.

Сохранилось и несколько небольших, но очаровательных его произведений, пронизанных нежным и внимательным отношением к человеку, которую унаследовал Воронихин от своего народа. Особенно интересен «Фонарик» – небольшая комната-библиотека в Павловском дворце. Воронихин в обыкновенной комнате вынул одну стену, превратив ее в беседку с колоннами. Пространство между колоннами было застеклено от пола до потолка, и потому впечатление простора света и открытого сада было очень сильно. Казалось, что сад с цветами и солнечными зайчиками продолжается в комнате, тем более что и снаружи и внутри библиотеки все было заставлено цветами. Увлечение классицизмом сказалось и здесь. Архитектурный переход от стен комнаты к куполу и колоннам фонарика был декорирован белыми статуями двух кариатид, фигурами девушек в античных одеждах, которые поддерживали своими головами арку. Чтобы посетители могли мысленно перенестись в далекое прошлое, в эпоху античной Греции, в мир «классики», у кариатид были как бы отбиты руки, совсем как на подлинных статуях, вырытых из земли учеными XVIII века.

Нельзя не сказать о фонтанах архитектора. Оставаясь тем же глубоким, вдумчивым носителем идей гуманности и просвещения, Воронихин показал в своих фонтанах, что поэтичность художественного образа может совершенно спокойно сочетаться с прозой жизни, он решил две задачи, далекие друг от друга, но связанные общим пониманием классики. Одни фонтаны – только праздничное, нарядное украшение в парке, другие, наоборот, – живописные водопои для лошадей на дорогах. И те, и другие овеяны поэзией окружающей их природы – тенистых аллей и полей.

Так, в Петергофе, в тенистой части парка, среди высоких лип и кленов высятся колонны разрушенного античного храма. Воссоздана картина как бы действительного происшествия – от стен остались только фундаменты, посредине груда камней, четвертая стена и колоннада с передней стороны храма совершенно отсутствует. Остался только цоколь, и у его подножия с двух сторон сохранились случайно уцелевшие два мраморных льва. В центре картины и в просветах между колоннами бьют фонтаны, вода стекает через цоколь в большой бассейн. Это поэтическая ода великому искусству прошлого.

Перемена в жизни и положении не оттолкнули Воронихина, не оторвали его от родной крестьянской жизни. Но и в новом окружении благодаря своему прирожденному уму и такту Воронихин нашел друзей. Хотя в тогдашнем обществе тех, кто сторонились его и не могли примириться с его происхождением, было немало. Друзья же ценили в нем скромность, внимательность и отзывчивость к окружающим и считали его трудолюбивым и исключительно честным.

Воронихин строил так хорошо, что получил за проект Петергофских каскадов звание архитектора (1800), а в 1802 году удостоился звания профессора архитектуры. Он был старшим профессором по архитектуре в Академии художеств. Умер Воронихин 5 марта 1814 года, окруженный своими учениками. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой в Александро-Невской лавре: гранитной колонной с изображением Казанского собора и фигурой гения наверху.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Воронихин Андрей Никифорович Воронихин (Андрей Никифорович) – архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Шлюхи, бляди и спонсоры (Андрей Синельников, Андрей Кияшко) Любой чертополох вдруг станет нам милей растленных роз, отравленных лилий... /Вильям Шекспир/И струн прекрасны перезвоны, И голоса не монотонны, Но тем не менее напев Единственный лишь слух ласкает, А в душу мне не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Телефончики и визитки (Сергей Огурцов, Андрей Труненков, Андрей Олейник, Филипп Богачев) - Может, дадите Ваш номер? - Нет, давайте лучше я Ваш запишу! - А, ну да, очень смешно... Могли бы просто сказать «нет».Если ты сторонник держать ситуацию под контролем, то идеальный

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Сражение при Кунерсдорфе (1759 год) Битва между русско-австрийской и прусской армиями 1 августа 1759 года на Кунерсдорфских высотах недалеко от Франкфурта-на-Одере в Пруссии стала одним из генеральных сражений Семилетней войны 1756–1763 годов. Эта война явилась продолжением

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Роберт Бёрнс (1759–1796) Имена Шекспира, Байрона или Бёрнса в сознании русских людей соседствуют с именами Пушкина, Лермонтова, и мы не удивляемся, что британские поэты заговорили на нашем родном языке. Это произошло благодаря труду нескольких поколений переводчиков, но

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Фридрих Шиллер (1759–1805) «…Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии», - писал Ф. М. Достоевский в статье «Книжность и

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Георг Гендель (1685–1759) Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. Начальное образование он получил в средней, так называемой классической школе. Помимо такого основательного образования юный Гендель воспринял некоторые музыкальные понятия от наставника

Из книги автора

1759 г. Эпинус, Симмер В 1759 году в Петербурге опубликована работа академика Франца Эпинуса «Tentamen theoriae electricitatis et magnetismi», которая объясняла опыты Кантона и Франклина на основе «действия на расстоянии», теория «истечений», сохранявшаяся со времен Декарта, уходила в прошлое.

Из книги автора

ШАНГИНБЕРЕЗОВСКИЙ, Ген Никифорович (1930–1992), ученыйбиолог, литератор 28 Не грусти и не плачь, как царевна-Несмеяна, - Это глупое детство прощается с тобой. «Царевна-Несмеяна» (1960), авторская

28 октября 1759 года в семье крепостных графа Александра Строганова родился сын. Из талантливого мальчика со временем вырос гениальный архитектор, ставший одним из основоположников стиля «ампир» в России. Андрею Воронихину принадлежат проекты соборов и дворцов, которые помогли городу на Неве снискать славу одного из самых живописных городов мира..

Казанский собор

Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение. Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе.

Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой - с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.

По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой - с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu

Дворец в Павловске

В начале 1803 года в центральном корпусе Павловского дворца в пламени пожара погибают роскошные интерьеры Виченцо Бренна, а императрица Мария Фёдоровна, помимо забот политического характера, свалившихся на неё со смертью мужа Павла I, получает новую головную боль - реставрационные работы. Впрочем, она мгновенно перепоручает заботы своему придворному зодчему Воронихину и назначает его главным архитектором Павловска. Удивляться выбору не приходится: годом ранее Воронихин работал над интерьерами в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны, а также над теми, что располагаются на втором этаже и смотрят на Дворцовую площадь.

Приступив к работам, Воронихин внёс изменения в отделку основных парадных помещений, эскизы для которых он нарисовал собственноручно, проявив свой талант ещё и в таком жанре, как рисование. Перекрытия в Греческом зале он украсил орнаментальной росписью «под купол», в залах Войны и Мира устроил кессонированные своды - художественные «углубления» в потолке. И, наконец, создал так называемый кабинет «Фонарик» - полуротонду со сферическим куполом, которая окнами выходила в благоухающий цветами садик.

Создавая интерьеры Павловского дворца, Воронихин сделал подробный план помещений, в котором расположил будущую мебель, драпировки и красивые детали в виде ламп, люстр и канделябров. Рассматривая наброски, нельзя не отметить, что архитектор был не просто великим зодчим, но и отличным художником, изящные изображения которого демонстрируют высокое мастерство.

Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе

Ещё в далёком 1721 году в идее обустройства Нижнего парка в Петергофе решили придерживаться принципа: каждому дворцу свой каскад. По первоначальному плану павильон «Эрмитаж» с южной стороны должен был украсить одноимённый каскад. Эскиз разработали, пригласив архитектора Николо Микетти, однако идею не осуществили, а к художественному принципу вернулись в конце XVIII века, начав работы по проекту Воронихина.

Каскад выглядел как прямоугольный бассейн с водопадными уступами и с восемью плоскими мраморными чашами, в которые сбегала вода. Для оформления использовали статуи Геркулеса и Флоры, однако через год их заменили на бронзовые фигуры львов, сделанных по моделям скульптора Ивана Прокофьева из-за чего каскад и стали именовать «Львиным». В своём первоначальном блике Каскад, увы, до наших дней не дожил. В 1854—1857 годах по проекту по проекту Андрея Штакеншнейдера бассейн увеличили, установили трёхстороннюю колоннаду из 14 восьмиметровых колонн и разместили между ними 12 чаш с одноструйными фонтанами. Из задумок Воронихина остались только львы с разверстыми пастями, из которых обрушиваются потоки воды.

Во время Великой Отечественной войны каскад серьёзно пострадал; остались лишь цоколь, часть колоннады и повреждённые мраморные чаши. Фото: Commons.wikimedia.org

Шереметьевский дворец на Фонтанке

В 1801 году граф Николай Шереметев возвращается из Москвы и решает прочно обосноваться в Петербурге. К этому моменту во дворце уже вовсю шли строительные работы под началом архитектора Ивана Старова, которого граф всегда привлекал к отделке интерьеров. Однако после женитьбы на своей крепостной Прасковье Ковалёвой, он задумывается о более радикальной смене декораций и привлекает к строительству Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина.

Здание решают отреставрировать в модном в те годы стиле классицизм, а Воронихин приступает к внутренней отделке помещений, уничтожая «Плитошную» и «Китайскую» комнаты, снимая деревянные панели и штофы, и устанавливая новые печи и камины. Стены интерьеров отделывают искусственным мрамором, а в саду строят Манеж.

Нужно отметить, что именно с приездом Николая Шереметева усадьба становится одним из негласных увеселительных мест в столице. Негласных оттого, что хоть хозяин Фонтанного и являлся обер-камергером двора Павла I, его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, (к слову, одна из самых выдающихся певиц того столетия), не являлась его законной женой и едва ли Павел I мог одобрить морганатический брак одного из своих приближённых.

Дворец Шереметевых («Фонтанный дом») является памятником архитектуры Федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Константиновский дворец

Многострадальный «русский Версаль в Стрельне», которым Пётр I мечтал утереть нос французам, за свою многовековую историю успел и обветшать, и сгореть. Перешёл он в конце XVIII века к цесаревичу Константину Павловичу в удручающе обветшалом состоянии. Современники вспоминали: «на плитовых террасах и помостах укоренились толстые берёзы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошания эха, которое три раза ответствовало из развалин».

Однако новый владелец не стал предаваться печали, а призвал к работам всесильного Воронихина, приказав отреставрировать здание, сохраняя облик дворца, каким он был при жизни Петра I. Таким образом, архитектор оставил неприкосновенными фасады, но видоизменил планировку самого дворца, создав лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк. Неизвестно, какой шедевр зодчества мог родиться из задумок Воронихина, но завершению работ помешал грандиозный пожар 1803 года, который уничтожал отделку большинства помещений. Впоследствии брат Константина император Александр I выделил из бюджета внушительные средства на восстановление дворца, но в 1805 году Воронихина отстранили от работ, а на его место позвали архитектора Луиджи Руска, который поставил конечную точку в работе своих предшественников, трудившихся над Константиновском дворцом на протяжении всего XVIII века, став человеком, отреставрировавшим дворец и придавшим ему законченный вид.

В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента. Фото: Commons.wikimedia.org / Ghirla

Здание Горного института

В январе 1804 года Горное Училище решено преобразовать в Горный кадетский корпус. Для этих целей приглашают Воронихина, который строит комплекс новых зданий, из которых через семь лет вырастает величавый архитектурный ансамбль, украшенный портиком из двенадцати колонн и изваяниями «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины».

В помощь Воронихину, который в то время был занят строительством Казанского собора, назначили архитектора Александра Штауберта, работавшего в Петербурге над «народными» учреждениями: гимназиями, тюрьмами и больницами. Он же помогал Воронихину строить Домовой Храм преподобного Макария Египетского для того же Горного университета. Новый храм перестроили в стиле высокого классицизма и освятили в апреле 1810 года.

Говоря о Горном институте, нужно добавить, что работая над новым зданием, Воронихин включил в план стены первых домов, в которых начинало свою деятельность Горное училище. Часть первого здания можно увидеть и сейчас, для этого нужно лишь зайти во двор института.

В настоящее время Санкт-Петербургский горный университет представляет собой один из ведущих в своей области научно-образовательных центров России. Фото: Commons.wikimedia.org / Szczebrzeszynski

До конца своих дней Воронихин работал в области прикладного искусства, преподавал в Академии художеств и, живя в доме на Васильевском острове, пожалованном ему за профессорскую деятельность, работал над последним проектом, откликавшемся на события войны с Наполеоном: храмом-памятником и триумфальной колонной из трофейных французских пушек. Увы, чертежи так и остались чертежами - в феврале 1814 года Андрей Никифорович скончался. Похоронили великого зодчего на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установили памятник в виде колонны, ствол которой пересекает рустовка с высеченном на ней барельефом с изображением Казанского собора.

Существует несколько версий происхождения знаменитого русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Некоторые источники утверждают, что он был сыном простого крепостного, другие, - внебрачным сыном графа Александра Строганова от крепостной.

Родился будущий архитектор в с. Новое Усолье Пермской губернии 17 октября 1759 года. Обучался в одной из художественных школ, основанных Строгановым, у известного иконописца Юшкова. Весной 1772 года талантливый отрок, в числе других способных учеников, был отправлен графом, известным меценатом и президентом Петербургской Академии художеств, учиться в Московскую школу архитектуры.

Предполагается, что в 1775 - 1779 гг. учителями юного Воронихина были В. Баженов и М. Казаков. Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.

После окончания обучения молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа А.С. Строганова.

Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую - для работы над рисунками и чертежами. Воронихин был допущен к графской галерее, к его библиотеке и кабинету, ему дают возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.

Андрей очень дружен с сыном графа, Павлом Строгановым. В 1785 году А.С. Строганов дает Андрею Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении учителя Павла Ромма. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».

В 1786 году граф снаряжает всех троих в путешествие по Европе. Молодые люди посещают Францию, Германию, затем уезжают учиться в Женеву. В 1789 году они переезжают в Париж. Здесь Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.

Здесь же все трое путешественников примкнули к Французской революции.
Позже молодые люди, по требованию графа, вернулись в Россию, а их воспитатель и учитель Ромм остается на родине, становится одним из лидеров революции, членом Конвента, автором нового французского календаря. Позднее он будет казнен на гильотине.

Вернувшись в 1790 году в Россию, Воронихин решает, что вполне подготовлен к самостоятельной работе. В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.

Молодой архитектор сумел во дворце, построенном самим Растрелли, создать художественные формы в абсолютно других пропорциях и стиле. Пышный декор Растрелли Воронихин заменяет строгим классическим, простым и изящным.
Аналогично он перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795 - 1796 гг.), дома в Калужской губернии (1798 г.). Тогда же (1794 г.) он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова», которая ныне хранится в Эрмитаже .

Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797 г.), приносит ему звание академика Академии Художеств. Строганов поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Как видим, получив вольную, Воронихин связей с семьей своего благодетеля не терял.

В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Павлу I хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимало участие много известных иностранных архитекторов, но Павел отдал предпочтение работе именно Воронихина, смета постройки была утверждена императором, но вскоре последний погибает от рук заговорщиков.

Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора , и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов. В 1800 году он выполняет проект каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе , которые получили сразу же название «воронихинских», а сам автор проекта - звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.

В сентябре 1801 года Воронихин женится на помощнице Чарльза Камерона Мери Лонг, обретя тем самым не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф А. Строганов. В этом браке было рождено шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили очень недолго.

В 1802 году Воронихин удостоился очередного звания, на этот раз звания профессора архитектуры. В 1803 года по проекту Воронихина начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара, причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.

В 1806 году зодчий создает проект фонтанов на дороге Санкт-Петербург - Царское Село . К сожалению, построен был только один - на Пулковской горе. В этом же году Александр I при личной встрече с Воронихиным поручает ему постройку здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Архитектор задумал построить его как античный храм геологии. Его усилиями «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала 19 столетия.

В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, - Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом св. Анны 2 степени и пенсией. С 1811 года он ведет в Академии архитектурный класс.

Умер выдающийся русский живописец и архитектор, один из основоположников русского ампира, в Петербурге, в окружении своих последователей и учеников, 21 февраля 1814 года. Похоронен бывший крепостной был с почестями, на самом престижном в Санкт- Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Русская общественность увековечила его память красивым памятником на могиле: на гранитной колонне с рустом изображен Казанский собор , увенчанный фигурой своего гениального зодчего.