В Париже открывается выставка "Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина". Михаил Пиотровский: «Лекарство от русофобии — показать, что русские бизнесмены бывают разными Пикассо открыл год Франции в России

Выставка «Шедевры нового искусства. Собрание С. Щукина. Государственный Эрмитаж - ГМИИ имени А. С. Пушкина» откроется в парижском Fondation Louis Vuitton 22 октября. Проект, в котором кроме указанных в названии принимают участие еще десяток мировых музейных гигантов, станет самым масштабным в пока еще недолгой истории фонда, здание которого в Булонском лесу возводил великий Фрэнк Гэри.

Имя великого русского коллекционера Сергея Щукина лишь относительно недавно стало выделяться в череде тех, чьи собрания были национализированы советской властью и разбросаны по бескрайним русским просторам. Основные части знаменитой сегодня коллекции, в которую входили такие имена, как Моне и Сезанн, Гоген и Мане, Ренуар и Синьяк, Матисс и Пикассо, сосредоточены в Эрмитаже и Пушкинском музее; ряд полотен был продан большевиками за рубеж и хранится, в частности, в музее Метрополитен в Нью-Йорке. В 2004 году московскую часть коллекции выставляли отдельно вместе с несколькими полотнами Рауля Дюфи и Анри Ле Фоконье, купленными Щукиным уже в парижской эмиграции и подаренными к выставке его внуком Андре-Марком Делок-Фурко.

Христиан Корнелиус (Ксан) Крон
«Портрет С.И.Щукина»
1916

Как отмечают французские организаторы, идеей объединить собрание Щукина для публичной выставки их заразил как раз внук промышленника Делок-Фурко еще более четырех лет назад. Интересно, что сам он деда в живых не застал и о великом собрании узнал от биографа Щукина Натальи Семеновой лишь в 1990-х годах. Более того, несколько раз пытался судиться с Россией в начале 2000-х из-за коммерческого использования наследия Щукина - в то время работы из Пушкинского путешествовали по выставкам в США. Коллекцию внук тогда оценивал в $3 млрд, что звучит вполне правдоподобно, учитывая отчетности продаж аукционных домов. И вряд ли кто-то другой, кроме Бернара Арно , одного из богатейших людей планеты и владельца Louis Vuitton Moët Hennessy , смог бы покрыть страховку такого количества музейных шедевров, какое выставляют сегодня в Париже. Ведь кроме картин и скульптур щукинского собрания из двух главных российских музеев туда поехали полотна русских авангардистов из Третьяковки, на которых картины из открытого Щукиным в 1909 году первого публичного музея в Москве оказали большое влияние.

Тот музей, кстати, считают первым в мире музеем современного искусства. «Какие это принесло в результате плоды, мы видим по истории русского авангарда. Не знаю, что было бы с нашими авангардистами, если бы они не видели собрание Щукина - его великолепных Моне, Гогенов, Сезаннов и других. И на выставке, которую мы делаем в Париже, мы это, конечно, учтем» , - говорит директор Пушкинского музея Марина Лошак.

Как рассказала Марина Лошак, аналогичная выставка потом пройдет и в ее музее, и в Эрмитаже, где будет дополнена произведениями, которые никогда не покидают стены российских музеев.

Поль Гоген
«А, ты ревнуешь?»
1892

Поль Гоген
«Сбор плодов»
1899
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Анри Руссо
«Нападение тигра на быка. В тропическом лесу»
около 1908-1909 гг.
Государственный Эрмитаж

Клод Моне
«Завтрак на траве»
1866
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Пьер Огюст Ренуар
«Дама в чёрном»
около 1876
Государственный Эрмитаж

Пабло Пикассо
«Любительница абсента»
1901

Пабло Пикассо
«Три женщины»
1908
© Succession Picasso 2016. Государственный Эрмитаж

Анри Матисс
«Красная комната»
1908
© Succession H. Matisse. Государственный Эрмитаж

Поль Сезанн
«Пьеро и Арлекин (Марди-Гра)»
1888-1890
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Поль Сезанн
«Мужчина, курящий трубку»
1893-1896
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Андре Дерен
«Натюрморт. Корзина с хлебом, кувшин и бокал с красным вином»
1913
© ADAGP, Paris 2016. Государственный Эрмитаж

Андре-Марк Делок-Фурко

Вы были инициатором выставки. Расскажите, как все сложилось.

Как во сне! Сорок лет я работаю с культурными институциями, но впервые все складывается так гладко. Идея сделать выставку, посвященную коллекции моего деда Сергея Щукина , возникла давно. На 100-летии Пушкинского музея в Большом театре в 2012 году я подошел к Михаилу Пиотровскому и попросил о встрече. Спустя три дня мы сидели у него в кабинете в Санкт-Петербурге, и я говорю ему: «Почему же, Михаил Борисович, были смешанные выставки Щукина — Морозова, но никогда не было отдельной выставки коллекции моего деда?» На что он мне ответил: «Это не моя вина, я только за. Не надо тратить время на разговоры, нужно приступать к работе». И я понял, что вина моя: без семьи выставка такого масштаба на Западе просто невозможна. Так мы ударили по рукам. Встреча длилась семь минут.

Сергей Щукин

Как возник Фонд Louis Vuitton в этом выставочном проекте?

Концепцию выставки задал Михаил Пиотровский, и я всегда буду ему благодарен за это. Во-первых, долгие гастроли невозможны: главные музеи России не могут отпустить свои шедевры на год, поэтому нужна масштабная юбилейная выставка, и в одном месте. Этим местом должен стать Париж, поскольку там все начиналось. Предстояло найти площадку и куратора. Как-то в разговоре с давним приятелем по Министерству культуры Франции я обмолвился об идее выставки. И он мне посоветовал обратиться к Анне Балдассари , потому что она действительно один из лучших кураторов во Франции. Она сразу заинтересовалась выставкой, но тут же вынесла приговор: ни один государственный музей не сможет оплатить страховку и транспортировку шедевров такого уровня, им это не по карману. Единственный вариант — это Фонд Louis Vuitton.

«Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина»
Фонд Louis Vuitton, Париж, 22 октября 2016 года — 20 февраля 2017 года

Выставка посвящена коллекционеру Сергею Щукину (1854-1936). Она объединяет шедевры, собранные более столетия назад и волею истории уже полвека разделенные между двумя музеями — Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина. На выставке в Париже 130 произведений импрессионистов и постимпрессионистов из коллекции московского мецената дополнены 30 работами кубофутуристов, супрематистов и конструктивистов из музеев России и мира (Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства в Салониках, Городской музей Амстердама, Музей Тиссен-Борнемиса, Музей современного искусства в Нью-Йорке).

Вас не смущало, что выставку принимает частный фонд, а не государство?

Меня — нет. Но, конечно, нашлись люди, которые говорили и будут говорить, что это купеческая выставка. Мол, это надо — отдать купцу богатейшее наследие России! Я обожаю этот спор! Но считаю, что проведение выставки Щукина в Фонде Louis Vuitton абсолютно закономерно. Великий французский купец, крупный меценат XXI века Бернар Арно приглашает в Париж своего коллегу — великого московского купца и мецената начала XX века Сергея Щукина. Это логично, и здесь заложена идея преемственности. В Фонде Louis Vuitton вы будете как у Щукина дома на Знаменке!

Что касается государственного приема, то эта выставка — событие официальное и проводится на высшем государственном уровне. Михаил Швыдкой , спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, был в Париже и получил все гарантии французских властей относительно рисков по невозврату шедевров.


Кабинет Сергея Щукина, или "Комната Пикассо", в его доме на Знаменке. На плошади в 25 кв.м помещалось около 50 работ. 1914 / ГМИИ им. Пушкина





Вы сказали, что Россия получила от Франции все гарантии сохранности. Значит ли это, что вы признали собственность картин за РФ и впредь шедевры из коллекции Щукина смогут путешествовать по миру без угрозы исков со стороны наследников?

Все не так просто. Выставка щукинской коллекции в Париже стала возможна благодаря России, и мы бесконечно благодарны всем, кто принял в этом участие. Это правда, что мы обращались в суды, но делали это крайне осторожно, не подвергая картины опасности. Их сохранение и показ — для нас приоритет. По поводу собственности ответ однозначный: нет, не признали. Семья Щукина по-прежнему не согласна с тем, что коллекция принадлежит России. Она была присвоена незаконно, и у нас юридический конфликт. Однако несогласие не отменяет сов-местной работы. Добиваться восстановления исторической правды — это наш долг перед Сергеем Щукиным, перед нашей семьей, мы должны это делать, в конце концов, во имя демократии.

Но вы же понимаете, что реституция невозможна?

Я никогда не требовал возвращения картин. Это нереально, я это понимаю. Собрание Щукина невозможно хранить в частных руках. Коллекция может находиться только в музее, в российском музее. Щукин создавал ее для своей страны.

Тогда чего вы добиваетесь?

Можно сказать, что я дожил до момента, когда семья Щукина выполнила свой долг перед нашим великим предком. Мы вернули ему память и, я еще раз подчеркиваю, сделали это с помощью российского государства. Выполнила ли Россия свой долг перед Щукиным? Ответ: наполовину. Я не говорю про то, что можно было бы вернуть дом Щукина на Знаменке (почему там должно сидеть Министерство обороны?), сделать там, например, фонд Щукина для молодых художников, да хотя бы мемориальную доску установить на этом здании. Вариантов масса. Но это уже на совести России.

Вы не застали деда, он умер за несколько лет до вашего рождения. Что говорили о Щукине в семье?

Дома о нем почти никогда не говорили, о коллекции — тем более. Думаю, что он сам этого не хотел. В России Щукин потерял двух сыновей: один пропал во время революции 1905 года, второй покончил с собой. Только представьте: богатая московская семья, бурная светская жизнь — и вдруг такая черная полоса, которая закончилась смертью его первой жены Лидии Кореневой. Коллекция во многом стала отражением этих трагедий, он искал убежище в рае Гогена или Матисса . И вдруг какая-то надежда — встреча с моей бабкой Надеждой Конюс , рождение дочки. Он, видимо, расценил это как знак, как последнюю возможность новой жизни, которую начал во Франции. Я вырос в квартире Щукина в парижском XVI округе. После его смерти Надежда Афанасьевна ничего там не поменяла.

Расскажите, как это было.

В то время Эглиз-д’Отей была шикарной деревней, которую облюбовали многие русские. Квартира была несколько сотен метров, с салоном для приемов и штатом прислуги. Даже в иммиграции Щукин оставался богатым человеком. Задолго до переезда в 1918 году он вывел все свои сбережения в Швецию, поэтому мы жили на широкую ногу, вплоть до смерти моей бабки. В доме говорили только по-русски. За Россию не держались, она уже давно была чужой, а вот культуру сохраняли. Весь русский Париж собирался у нас за столом. От Щукина сохранилось несколько картин Анри Ле Фоконье и Рауля Дюфи , в 2008 году я передал их Пушкинскому музею. Никаких Пикассо и Матиссов — все осталось в Москве.

То есть Щукину совсем ничего не удалось вывезти?

Похоже, что все-таки удалось. Не шедевр, конечно, но все равно любопытно. Совсем недавно на фотографиях из особняка на Знаменке моя жена разглядела небольшой женский портрет. И каково было наше удивление узнать в нем нашу давнюю картину. Она висела в парижской квартире Щукина, а теперь у нас дома. Нам ничего неизвестно про этот портрет. Его нет ни в одном списке, подписи тоже нет. Мы думаем, что эта картина — что-то личное, что эта дама была дорога самому Щукину. Хотим сейчас собрать экспертов, чтобы установить авторство.

Желающих осмотреть экспозицию - сотни тысяч.

Парижане терпеливо отстаивают несколько очередей: в сам музей, за билетами, в гардероб и самую длинную - перед входом на экспозицию. Мировой бестселлер. Лучшие полотна импрессионистов собраны в одном музее.

«Таких выставок, как правило, не посылают, потому что вся коллекция, понимаете. В данном случае приняли такое решение, и выставка ушла. Она здесь производит, конечно, грандиозное впечатление», - сказала президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова.

Встречает гостей «Сергей Щукин» - портрет московского коллекционера кисти Матисса. Они дружили. Картины художника текстильный магнат начал покупать, когда мир искусства от них презрительно отворачивался. А еще у Пикассо, Ван Гога, Сезанна. Так Щукин собрал лучшую коллекцию их работ. После революции ее национализировали и поделили между музеями. Впервые она воссоединилась в Париже - там, где эти картины и писали.

В особняке Сергея Ивановича Щукина картины висели вплотную друг к другу - в два, порою в три ряда. На этой выставке кураторы сделали принципиально по-другому: отдалили картины как можно дальше друг от друга. Чтобы у каждой работы появилось личное пространства, чтобы посетитель мог с каждым полотном остаться наедине, потому что каждая картина достойна отдельного разговора.

Четыре этажа выставочного комплекса заполнены шедеврами под крышу. 13 залов, как 13 глав романа - разные периоды страсти коллекционера. У Пикассо, Матисса и Ван Гога - монографические залы. Сезанн, как и в особняке Щукина, поделен и приставлен к каждому художнику. Для коллекционера его работы были мерилом.

Пейзажи, портреты, натюрморты. 130 лучших полотен из Эрмитажа и Пушкинского музея. Через картины - их цвет, силу, начинаешь чувствовать коллекционера. Только чувствовать - объяснить феномен Щукина исследователи пока не могут. Правда, известно, что у него было правило: покупать картины против вкусов своего времени, друзей, и даже своих собственных. Для всех желающих он водил экскурсии по своему дому, как по музею. Под впечатлением молодые художники Малевич, Родченко, Ларионов скоро совершат революцию и в русском искусстве.

«Мы говорим о личности абсолютно уникальной, о человеке, который, как мне кажется, недополучил славы, мы говорим о великом коллекционере», - говорит директор ГМИИ Пушкина. Марина Лошак.

Приблизительную стоимость коллекции Щукина сегодня оценивают в восемь миллиардов евро. Требования по безопасности к выставочному залу, как к бункеру. Известно, чтобы перевезти шедевры, их разделили на партии, понадобилось несколько рейсов. И даже реставрация.

«Считалось, что «Розовую мастерскую » Матисса перевозить нельзя, но нам так хотелось ее здесь увидеть, что мы провели дополнительную экспертизу и отреставрировали ее. Кстати, впервые каталог выставки выпущен не только на французском и английском, но еще и на русском - в благодарность нашим друзьям за этот великолепный подарок Парижу и Франции», - сказал советник организатора выставки Жан-Поль Клавери.

«Это невероятно! Потрясающе! Здесь собраны работы, которые я никогда до этого не видела. Я из Австралии и безумно рада, что мне выпала такая возможность, побывать на этой выставке», - говорит посетительница выставки.

«Это историческое событие! Впервые в Париже такая грандиозная выставка. Спасибо России за такой подарок. Это говорит об особых отношениях между нашими странами», - отметил Пьер Деро.

Что чувствует внук Сергея Щукина, Андре-Марк, можно только догадываться. Картины были страстью его деда, коллекция - душой. Спустя век полотна вновь вместе на четыре месяца.

«После этих четырех месяцев мир будет разделен пополам: те, которые смогли увидеть выставку, и другие», - сказал Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина.

В Париже ожидают рекордный миллион посетителей. Электронные билеты до конца декабря уже раскуплены.

В столице Франции о ней говорили больше года, предвкушали и не могли дождаться. И не верили, что такое событие вообще возможно. Похоже, даже организаторам такой масштаб казался нереальным.

Voilà plus d’un an que les Parisiens parlent de cette exposition, ils en rêvaient et n’auraient pu attendre plus longtemps ! En fait, ils n’osaient croire à la réalisation d’un tel événement. Les organisateurs eux-mêmes semblaient douter de la faisabilité d’un tel projet.

И, тем не менее, с 22 октября 2016 г. в Фонде «Луи Виттон» в Париже открыта выставка «Иконы модернизма. Собрание С.В.Щукина» .

«Русский очевидец» пришел на инаугурацию.

Et pourtant ils l’ont fait, l’exposition est bien réelle. On peut la visiter depuis le 22 octobre, à la Fondation Louis Vuitton de Paris.
L’observateur russe , comme à l’accoutumée, était présent à l’inauguration.

Перед зданием Фонда уже выстраиваются очереди. Вряд ли такое еще когда-то повторится: коллекция Сергея Щукина – самое богатое собрание современного искусства конца XIX начала XX веков из музеев Эрмитажа, Пушкинского, Третьяковской галереи, московского музея Востока в почти полном объеме вывезена в Европу.

Des files d’attente se formaient déjà devant le bâtiment, et pour cause: il est bien peu probable qu’un tel événement se reproduise.
La collection Chtchoukine est la plus riche en œuvres d’art datant de la fin du XIXème siècle et du début du XXème siècle. Elle est de nos jours conservée en Russie, le fonds se répartissant entre l’Ermitage et le musée Pouchkine. Dans le cadre de cette exposition, sont également présentes des œuvres prêtées par la galerie Tretiakov et par le musée des arts orientaux de Moscou. Pour cette exposition, c’est presque la totalité de la collection Chtchoukine qui a été transportée jusqu’à Paris.

Только из Эрмитажа и Пушкинского представлено по 65 работ: Ренуар, Тулуз-Лотрек, Дега, Дени, Матисс, Анри Руссо («Таможенник»), Сезанн, Гоген, Ван Гог, Пикассо, Дерен и т.д. А еще Малевич, Гончарова, Клюн, Татлин, Родченко, Попова. Такая коллекция просто нетранспортабельна.

En considérant seulement les œuvres en provenance donc de l’Ermitage et du musée Pouchkine, on compte déjà 65 pièces de chaque. Et quelles pièces ! Sont ici présents les tableaux des plus grands noms de la peinture de cette époque, à savoir: Renoir, Toulouse-Lautrec, Degas, Maurice Denis, Matisse, Henri Rousseau dit Le Douanier Rousseau, Cézanne, Gauguin, Van Gogh, Picasso, Derain, et bien d’autres encore. Mais aussi Malévitch, Gontcharova, Kliun, Tatlin, Rodtchenko, Popova. Une telle collection ne semblait tout simplement pas transportable.

И она сейчас выставлена на четырех этажах , спроектированного архитектором Франком Гери . И может быть главное – спустя почти сто лет ее впервые удалось собрать воедино и показать такой, какой она была при основателе – большом провидце, меценате Сергее Ивановиче Щукине .

Et pourtant, tous ces tableaux ornent désormais les murs de qu’est la Fondation Louis Vuitton , que l’on doit par ailleurs à l’architecte Frank Gehry. Mais là n’est pas l’essentiel. Le plus important à souligner est que, pour la première fois depuis presque cent ans, la collection est présentée ici dans son ensemble, et donc dans sa cohérence. Elle se donne à voir telle qu’elle l’était du temps de son fondateur, le célèbre mécène, et très visionnaire, Sergueï Ivanovitch Chtchoukine .

Выставку открывали В. Мединский – министр культуры РФ и президент Фонда «Луи Виттон» Бернар Арно. Коллекцию русского коллекционера взялся показать городу и миру французский магнат и меценат Бернар Арно . Потому что никакой государственный музей не выдержал бы организационных расходов. Только страховая сумма коллекции составляет 4 млрд. евро.

L’exposition a été inaugurée par le ministre russe de la culture Vladimir Medinsky , accompagné du président de la Fondation Louis Vuitton , et PDG de LVMH, Bernard Arnault . C’est lui qui s’est donc chargé de faire découvrir au monde entier les splendeurs de cette collection, car aucun musée d’Etat n’aurait pu supporter les dépenses occasionnées. A eux seuls, les frais d’assurance s’élèvent à 4 milliards d’euros.

«Символично, что выставка проходит в Фонде «Луи Виттон» , — сказал на открытии В.Мединский , — Сергей Щукин имел прямое отношение к миру моды и одежды, т.к. занимался текстилем. У него было потрясающее чувство цвета, которое позволило ему предугадать тенденции. Он собирал коллекцию как произведения искусства, а не как инвестиции, чтобы создать настоящий музей. И его мечта сбылась, его собрание находится сразу в нескольких музеях, и мы им гордимся».
«Я думаю, об этом событии будут говорить десятилетиями», — добавил министр.

Считается, что первым идею о проведении такой выставки выдвинул внук русского купца француз Андре-Марк Делок-Фурко , который в начале 90-х годов прошлого века пытался отсудить коллекцию деда у России. Чем изрядно попортил нервы российским музейным работникам. По прошествии времени потомок, выпускник престижной французской ENA (Национальная школа административного управления) кажется, несколько смягчился и даже считает, что, если бы не национализация коллекции советским правительством, ее могла бы постигнуть печальная участь распыления по разным рукам и даже частям света.

« C’est un symbole fort que cette exposition prenne place au sein de la Fondation Louis Vuitton , a souligné le ministre russe, car Sergueï Chtchoukine travaillait dans le textile et avait donc un rapport à la mode et au vêtement très privilégié. Il avait un sens hors du commun de la couleur, ce qui lui permettait d’anticiper les modes et les tendances. Toute sa vie, il aura collectionné des œuvres d’art dans l’intention de créer un réel musée. Il collectionnait donc la peinture pour elle-même, en esthète, et non en marchand d’art. Et son rêve s’est réalisé, sa collection se trouve désormais dans plusieurs musées et nous, les Russes, ne pouvons qu’être fiers d’une telle destinée ».
« Je pense que l’on parlera de cette exposition durant des décennies encore » a ajouté Vladimir Medinsky .
Le premier à avoir eu l’idée d’une telle exposition serait en fait le petit-fils de Chtchoukine , le français André-Marc Delocque-Fourcaud . Au début des années 90, il a tenté de récupérer la collection de son grand-père auprès des autorités russes. Ce qui, bien évidemment, a passablement agacé le personnel des musées russes. Le petit-fils Chtchoukine , qui est par ailleurs énarque, semble toutefois s’être assagi avec le temps. Il va même jusqu’à penser que si la collection n’avait pas été nationalisée par le gouvernement soviétique, elle aurait pu tomber entre les mains de différents propriétaires, et se voir ainsi disséminée aux quatre coins du globe.

Внук на фоне портрета деда |André-Marc Delocque-Fourcaud

Имена Щукина и Морозова стали нарицательными на родине. Сам Сергей Иванович закончил свои дни во Франции в 1936 году и похоронен в Париже. На чужбине он больше не занимался коллекционированием.

Рассказывать об этой действительно уникальной экспозиции – все равно, что пытаться изложить в двух словах историю живописи и просто Историю, произошедшую на стыке двух веков. О той эпохе надо читать книги и воспоминания современников, изучать альбомы, смотреть выставки.

En Russie, les noms de Chtchoukine et de Morozov sont connus de tous. Sergueï Chtchoukine passera la fin de sa vie en France, à Paris, où il décèdera en 1936, et où il sera inhumé. Rappelons en effet qu’après la Révolution d’Octobre le mécène quitte son pays pour l’Europe, où il ne s’adonnera plus jamais à sa passion de collectionneur d’art.
Cette exposition est d’une telle densité qu’on ne saurait en faire ici le résumé. Elle retrace à elle seule l’histoire de la peinture, et même l’Histoire en général, d’une fin de XIXème siècle bouleversée et d’une entrée dans le XXème siècle tout aussi mouvementée. Pour saisir tous les enjeux de cette époque, comprendre toute sa complexité, il faut bien sûr lire des livres, mais aussi des mémoires, feuilleter des albums, et bien entendu, voir des expositions !

Впервые к французскому событию выпущен каталог и на русском языке. Всего 400 русскоязычных экземпляров отпечатало французское издательство «Галлимар». Специалисты говорят, что они уже становятся библиографической редкостью.

Pour conclure, notons qu’il existe un catalogue de cette exposition en russe, ce qui est une première en France. Ce catalogue a été tiré à 400 exemplaires par la maison d’édition française Gallimard. Les spécialistes estiment d’ailleurs que ces livres sont déjà en passe de devenir une rareté bibliographique.

Если учесть, что даже на интернете в электронной кассе Фонда – аншлаг, можно только пожелать потенциальным посетителям большой удачи!

До 20 февраля 2017 года
Адрес Фонда «Луи Виттон»
8 avenue de Mahatma Gandhi, bois de Boulogne 75116 Paris.
Métro «Les Sablons »

Cette exposition est si populaire que même la vente en ligne de billets est saturée de demandes. Voilà pourquoi on ne peut que souhaiter bonne chance et bon courage aux visiteurs potentiels !

L’exposition est à voir jusqu’au 20 février 2017.

La Fondation Louis Vuitton se trouve au 8 avenue du Mahatma Gandhi, bois de Boulogne, 75116 Paris.
Métro « Les Sablons ».

Http://www.fondationlouisvuitton.fr/expositions/icones-de-l-art-moderne.html

Право входа на выставку тоже еще нужно было заработать. На улице перед центром до последнего, очень дождливого дня, тянулись хвосты.

Выставка стала уникальной даже для российских знатоков живописи, доехавших до Парижа: да, конечно, все эти картины — из Пушкинского и Эрмитажа, но мало кому выпадал шанс видеть их в единой коллекции: разве что тем, кто родился в первой половине прошлого века.

В 1948 году большой знаток наук и культуры товарищ Сталин закрыл Государственный музей нового западного искусства, и с тех пор собрание Щукина разбито на две половины: часть — в Эрмитаже, часть — в Пушкинском.

Внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко

«Самые сомнительные картины (с точки зрения идеологии) ушли в Ленинград. Поэтому в Эрмитаже больше Матисса и Пикассо», — говорит щукинский внук Андре-Марк Делок-Фурко, который дал согласие быть моим экскурсоводом.

По залам гигантского архитектурного шедевра FLV мы гуляем за пару недель до закрытия выставки — в этот день организаторы ждут миллионного посетителя.

Всего их было 1 млн 205 тысяч 63 чел. Рекорд для Франции.

И это еще нас не посчитали: помимо меня внук Щукина провел без билетов двух москвичей, влюбленных в импрессионистов.

Авангардисты вышли из дома Щукина

«Выставка Щукина: уроки триумфа» — заголовок передовицы в газете «Монд». Другие французские СМИ были не менее банальны, но и не менее точны в оценках.

127 работ из щукинской коллекции. От символистов, через импрессионистов до русских авангардистов, картины которых Щукин, впрочем, не покупал. К его коллекции организаторы добавили несколько работ Малевича, Родченко, Гончаровой: так показали, что авангардисты «вышли из усадьбы Голицыных» (свой личный дом Щукин в 1908-м открыл для визитов, и художники ходили туда питаться чужим вдохновением ). Худгруппу «Бубновый валет» создали прямо в доме Щукина.

На фото: виртуальный визит по дому Щукина

Что касается «уроков триумфа»…

22 Матисса, 29 Пикассо, 12 Гогенов, 8 Сезаннов, 8 Моне…

Почти все это было куплено в Париже, сто лет отсутствовало и вот опять ненадолго вернулось в Париж.

Организаторы дополняли это богатство другими событиями. Устроили международный симпозиум длиною в жизнь (19-часовое видео доступно в ютюбе фонда)

А внук Щукина уже думает над проектом художественного сериала о дедушке: «Это уже другие масштабы. На первый сезон, десять серий, нужно 80 миллионов евро».

Чтобы покончить с бизнесом, надо напомнить, что щукинские вложения в живопись оказались дальновидными и с этой точки зрения: его коллекцию сейчас оценивают в 8 с лишним миллиардов долларов.

Все это богатство досталось России.

«Дед никогда не жалел о потере, — говорит Делок-Фурко. — Революция забрала у него картины, но он принял это как освобождение. И не страдал ностальгией. В конце концов, быть одним из величайших собирателей ХХ века — не так плохо».

Первым директором Музея нового западного искусства в 1923 году стала старшая дочь Щукина.

Он к тому моменту уже пять лет жил в эмиграции, в Париже. И старался обходить знакомых галеристов стороной: «Только купил несколько картин, чтобы повесить в квартире».

— В Париже у него была новая семья, новая жизнь… Очень комфортная и тихая, потому что деньги остались. Когда появилась на свет моя мать, ему было уже 65. К тому моменту он потерял в России почти все… И когда меня спрашивают, в чем секрет прозорливости деда, который так умел угадывать будущие шедевры, я отвечаю: может быть, для этого нужно прожить беду, потерять двоих сыновей, потерять жену, потерять брата…

Пикассо и Щукин: встреча двух руководителей

Но начинал Щукин, когда до трагедий было далеко. 80-е годы XIX века. В большой семье купцов-старообрядцев Щукиных картины собирают почти все. Сергей Иванович, правда, не коллекционирует, «и поэтому братья немножечко так его дразнят», говорит внук.

(Уже доказано влияние коллекционера Щукина на развитие живописи, теперь, пожалуй, пора проводить симпозиум «Влияние насмешек на формирование художественного вкуса С.И. Щукина». — Ю. С. )

«Его отец в 1884 году купил дворец Трубецких в Москве и подарил ему. И вот в этом доме Сергей Иванович начинает собрание, — говорит Делок-Фурко. — Сначала это для него хобби. К тому же в приличном доме должны быть картины. Младший брат живет в Париже как денди, расслабленно и широко, но у него очень хорошая коллекция импрессионистов. И он советует С.И… Для начала дед купил двух Сезаннов».

Потом в коллекцию попали почти все главные фигуры импрессионизма. Матисс писал для Щукина под заказ — специально для его дома. Жил в щукинской усадьбе. Он же свел Щукина с малоизвестным художником из Барселоны.

— Деду сказали: нужно все-таки, чтобы был один Пикассо в собрании. Ладно. Он купил, привез «Даму с веером» в Москву и не знал, где ее повесить. В итоге повесил в непарадном коридоре… Потом поймал себя на том, что придумывает поводы, чтобы пойти в коридор. Так он понял силу Пикассо и купил у него еще полсотни картин.

Дама с веером. Пикассо

«Но первая встреча у них вышла безрадостной, — улыбается Делок-Фурко. — После нее Пикассо набросал карикатуру на деда».

Причина — в столкновении равновеликих руководителей:

— Это была встреча двух боссов. Один очень богатый… Другой — совсем бедный, но он все-таки начальник этой шайки новой живописи. Сидит на Монмартре со своей группой. Взгляд какой! Они большие, он такой маленький матадор. Позади матадора стоят гиганты: Аполлинер, Брак…. Когда Пикассо было 16 лет, в Барселоне, он уже был начальником. Поэтому у него с Щукиным было равенство.

«Матисс старался поймать взгляд Щукина и ему угодить. А Пикассо совершенно не ждал взгляда Щукина, хотя и гордился тем, что такой известный коллекционер его покупает… Но между ними был только бизнес».

Картины из коллекции Щукина, объединяйтесь!

— А это последнее увлечение Щукина. Дерен. С 1910 по 1914-й он купил четырнадцать Деренов. Анна, куратор выставки (Анна Балдассари, бывший директор музея Пикассо. — Ю. С. ) , у нее такой характер непростой… В общем, она его тут не очень заметно повесила. Он во время войны сотрудничал с немцами, и она не может ему этого простить.

— А это «Таможенник» Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта». Тоже у нас в Пушкинском висит, — говорит наша спутница, влюбленная, впрочем, в импрессионистов.

Муза, вдохновляющая поэта (Поэт и муза). Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен

— Да? — шутит ее спутник, глядя на расплывшуюся фигуру музы. — То-то поэт неизвестен…

Я тоже смеюсь.

— Это Мари Лорансен, художница, муза Аполлинера. Вообще-то она была худенькая… Когда у Руссо спрашивали, зачем он ее такой изобразил, он отвечал: у такого поэта, как Аполлинер, должна быть большая муза.

Разговоры о том, что у такой коллекции, как щукинская, должен быть свой, отдельный, большой музей, кажется, пока можно прекратить.

— Каждый раз, когда поднимается вопрос о том, чтобы обменяться и собрать в одном музее морозовскую коллекцию, а в другом — щукинскую, и в Москве и в Петербурге говорят: да-да-да, мы согласны! Только мы берем Щукина, — улыбается Делок-Фурко.

Юрий Сафронов, Париж

досье

Щукин Сергей Иванович (1854—1936). Купец, финансист, коллекционер. В 1887 году начал целенаправленно собирать картины современных ему художников: символистов, импрессионистов, фовистов, кубистов... В своем московском доме (в особняке Трубецких в Знаменском переулке) к 1908 году устроил музей современной западной живописи. Коллекция Щукина (наряду с коллекцией И.А. Морозова) стала основой для Государственного музея нового западного искусства, существовавшего в Москве с 1923 до 1948 г.

В 2012 году стало , что в усадьбе Щукиных-Трубецких, которая теперь принадлежит Минобороны, устроили апартаменты для министра А. Сердюкова.

В 2013 году Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина, выступила за воссоздание в особняке Трубецких Музея нового западного искусства, но инициатива поддержки властей и коллег. В итоге министр культуры Мединский сообщил, что передачи коллекции не случится. Вместо этого Минкульт, как смог, создал за большие деньги виртуальный Музей нового западного искусства.

Парижская выставка «Иконы современного искусства — коллекция Щукина» проходила с 22 октября 2016 по 5 марта 2017 г. (продлили на две недели).