Культурная жизнь римлян. Художественная культура древнего рима. Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

История Рима представляет собой одну из самых замечательных страниц всемирной истории. Начав свое существование в качестве маленькой гражданской общины, Рим подошел к своему концу в качестве крупнейшей империи древнего мира; но и после гибели Рима как государства римская культура продолжала оказывать огромное влияние на культуру позднейшей Европы, а посредством последней – и на мировую культуру в целом.

Однако сама римская культура с самого начала своей истории не была чем-то единым; это был сплав культур разных народов, и изначально присущая ей синкретичность стала чертой, определявшей характер культуры Рима на всем протяжении ее развития. В то же время римская культура отнюдь не была беспорядочным агломератом заимствований и чужеродных влияний; это был вполне оригинальный феномен, своеобразие которого покоилось на основательном фундаменте культуры римского полиса. Так что же было действительно римским в культуре Рима?

Римская община возникла в сер. VIII в. до н.э. в результате слияния нескольких поселков различных племен, главную роль среди которых играли латины и сабины; кроме того, за несколько веков до этого здесь побывали греки-ахейцы, а в состав древнейшей римской общины вошли и этруски. Впрочем, греки и этруски оказали сильное влияние на культуру раннего Рима и по другой причине: Южная Италия и Сицилия были в это время колонизированы греками (здесь было столько греческих колоний, что эту территорию стали называть Великой Грецией), а этрускам принадлежала обширная территория от Альп на севере до Неаполя на юге. Происхождение этрусков и их язык до сих пор составляют научную загадку, несмотря на то, что дошла масса памятников их материальной культуры. Этруски, как и греки (с течением времени этрусская культура впитала в себя много элементов греческой), по уровню социально-экономического и культурного развития превосходили латинов, и потому последние испытали на себе их влияние. Так, римляне переняли у этрусков правила межевания полей, планировку городов и домов, практику гадания по внутренностям животных и т.д.

Однако заимствования культурных форм со стороны не лишали римскую культуру ее собственного оригинального содержания; наоборот, именно это содержание и определяло характер и порядок заимствований. Римляне были людьми весьма рациональными и практичными, их мышление было почти лишено образности; даже в названиях месяцев и именах детей они использовали порядковые числительные (например, единственная дочь получала родовое имя отца, если их было две, то их различали как Старшую и Младшую (major и minor), остальных просто считали – Третья, Четвертая, Пятая (Tertia, Qanta, Quinta) и т.д.).

Своеобразие римского менталитета находило свое выражение, прежде всего, в римской религии. Изначально римские божества не были ни антропоморфными, ни личностными: их не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Только с заимствованием этрусских и греческих божеств у римлян появились храмы и изображения богов. Римляне обожествляли различные понятия, качества, функции, стадии человеческой деятельности, и сами эти боги имели не собственные, а нарицательные имена; таких божеств было великое множество – например, одно олицетворяло порог, другое – дверные створки, третье – дверные петли, и т.д. Общение с богами было в высшей степени формализовано и ритуализовано, содержание же его определялось формулой “do ut des” – “даю, чтобы [ты] дал”: принося богу жертву, римлянин ждал от него ответного шага, т.е. рассчитывал на получение определенной пользы для себя. Этот практицизм, прагматизм, юридическая нормативность сознания, трезвый расчет в сочетании со строгой патриархальностью нравов, подчеркнутым уважением к достоинству старших и вышестоящих и стали основными установками исконной римской культуры.

История Рима – это история города, ставшего миром; случай Рима уникален. В древности не было недостатка ни в гражданских общинах, ни в огромных империях, но только Риму удалось органически соединить идею гражданства с имперской идеей, т.е. до некоторой степени добиться слияния полисных идеалов свободы и независимости общины в целом и каждого гражданина в отдельности с имперским идеалом мира и безопасности для всех; это и получило название “римской идеи”. Соответственно, римская культура стала как бы выражением этого универсального государства: она представляла собой некую цивилизационную технологию, легкоусваиваемую совокупность жизненных стандартов, своего рода “ноу-хау” цивилизованной (от civilis – гражданский) жизни. Эту культуру можно было заимствовать с той же легкостью, с которой она сама принимала всевозможные заимствования; собственно ее содержание было прикладным технологически-организационным набором жизнеобеспечивающих структур, который действовал с одинаковой эффективностью в любом месте и в любое время. Римская культура была построена по принципу открытой архитектуры – это была система стандартных конструкций, в которую свободно встраивались любые новые блоки, поэтому ее способности к развитию были практически неограниченными.

Особенно сильны были римляне в утилитарной сфере, во всем том, что относилось к материально-организационной стороне жизни. Архитектура и градостроительство с одной стороны, политика и право — с другой: вот главные сферы, где проявился римский гений. Римляне первыми стали широко применять обожженный кирпич, бетон; вместо принятых у греков прямых перекрытий стали широко применяться арочные своды. Состоятельные римляне жили в просторных городских домах с цветочными клумбами и фонтанами, полы которых были покрыты мозаиками, а стены – фресками; весьма распространенным типом жилища была и вилла – поместье, сочетавшее городской комфорт с прелестями сельской жизни. Бедняки снимали квартиры в многоэтажных (4-6 этажей) доходных домах-инсулах. Наиболее впечатляющими были общественные сооружения: римский Форум – площадь, точнее, целая система площадей с библиотеками, портиками, статуями, триумфальными колоннами и арками и т.д., театры (еще деревянный театр Марка Эмилия Скавра вмещал 80 тыс. чел.; построенный спустя три века Колизей – 56 тыс. чел., диаметр его равнялся 188 м., высота – 48,5 м), цирки – Большой Цирк в Риме имел длину 600 и ширину 150 м, он вмещал 60 тыс. зрителей. В Риме насчитывалось около тысячи общественных бань – терм; термы императора Каракаллы могли принять 1800, а термы Диоклетиана – 3200 чел. одновременно. В честь побед римского оружия возводились триумфальные арки и колонны: арка императора Тита имела высоту 15,4 м, арка Константина – 22 м высоты и 25,7 м ширины, колонна Траяна имела высоту 38 м. Огромные сооружения возводили императоры: так. мавзолей Августа представлял собой цилиндрическую постройку диаметром 89 и высотой 44 м. Разумеется, строились и храмы: знаменитый Пантеон (храм всех богов) был покрыт куполом диаметром 43,2 м, колонны выстроенного в Афинах императором Адрианом храма Зевса Олимпийского имели высоту 17,2 м.

Во всех провинциях римской республики, а позднее – империи, города возводились по единому плану; римский город имел продуманную систему жизнеобеспечения – мощеные мостовые, канализацию, централизованное водоснабжение (вода в город часто поступала по специальным надземным водопроводам – акведукам; длина одного такого акведука, построенного в Риме императором Клавдием, равнялась 87 км – по нему в город поступало 700 тыс. м 3 воды в сутки; самый длинный римский акведук был построен при императоре Адриане в Карфагене – его длина достигала 132 км, всего же с помощью акведуков воду получали почти в 100 городах империи). Города соединялись прекрасными дороги, вдоль которых находились почтовые станции, постоялые дворы, столбы с указанием расстояний и т.п.; частью дорог были мосты, виадуки, туннели. Римские дороги имели пятислойное покрытие; общая длина дорожной сети достигала 80 тыс. км.

Римская скульптура изначально развивалась под сильным этрусским и греческим влиянием. Взяв от этрусков натуралистичность портрета и разработанную пластику человеческого тела от греков, от себя римляне добавили официальную строгость и внушительные размеры: так, одна голова статуи императора Константина имеет высоту 2,4 м, а колоссальная статуя императора Нерона (работы мастера Зенодора) была высотой в 39 м. Скульптура была неотъемлемой частью городского и домашнего пространства: дома у римлянина находились скульптурные портреты его предков, на улице он встречался с изображениями богов, героев и императоров (вообще, среди образов римской скульптуры доминируют не боги, а люди – в отличие от греков).

Довольно хорошо изучена римская живопись: римляне, опять же, расписывали не столько храмы, сколько дома, и изображали не только богов, но и людей. Римская живопись реалистична, большое место в ней занимает жанр портрета (наиболее известна серия портретов из Фаюмского оазиса в Египте). Надо сказать, что, как и скульптура, римская живопись представлена в первую очередь не шедеврами, а добротной массовой ремесленной продукцией; искусство у римлян служило быту.

Кроме пластических искусств, наиболее оригинальны были римляне в области права. Юридическая наука, юриспруденция возникла именно в Риме: дело в том, что в Риме на протяжении многих веков существовала специальная должность претора, обязанностью которого было толковать и развивать право. Ежегодно избираемые преторы в своих эдиктах объявляли, как они намерены применять существующие законы. Кроме того, в Риме практиковали частные юристы, дававшие свои консультации всем желающим, которые издавали свои разработки в особых книгах. Один из таких юристов, Квинт Муций Сцевола, изложил в 18 книгах всю систему римского гражданского права (именно систему – впервые в мире). В имперский период кодификацию права продолжили Требаций и Лабеон; Сальвий Юлиан составил “Вечный эдикт” и “Дигесты” в 90 книгах, Гай написал “Институции” (юридический учебник в 4 книгах), много сделали также Папиниан, Ульпиан (один его трактат “О преторском эдикте” состоял из 81 книги) и Павел.

Весьма развитым в Риме было так же ораторское искусство – риторика. Учеба в школе ритора увенчивала собой всю систему римского школьного образования: начальная школа была частной, учились в ней 4 – 5 лет, затем следовала 4-летняя грамматическая школа и, наконец, 3 – 4-летняя школа ритора. (Надо сказать, что уровень грамотности в Римской империи достигал 50%). Риторская школа была государственной, риторы состояли на жаловании; это был своего рода университет — получивший такое образование человек мог делать карьеру в любой сфере. Собственно ораторское искусство было особенно необходимо в сенате и суде; самым знаменитым римским оратором был Марк Туллий Цицерон (до нас дошло около 50 его речей).

С риторикой была тесно связана филология, получившая в Риме большое развитие: из самых известных римских филологов следует упомянуть Марка Теренция Варрона. Варрон, как и многие другие римские ученые, был энциклопедистом – он написал около 600 книг по различным отраслям знания. Вообще, энциклопедия стала настоящим римским жанром: Варрон написал 41 книгу “Древностей божественных и человеческих”, Плиний Старший – “Естественную историю” в 37 книгах, и т.д. Это были люди огромных знаний: так, список источников у Плиния насчитывает 400 авторов, Варрон в одном из своих сочинений, “Образах”, дает литературные портреты 700 знаменитых греков и римлян – а ведь он не был историком-специалистом, а писал труды и по философии, и по праву, и по сельскому хозяйству.

Впрочем, в Риме хватало и философов, и историков, не говоря уже об ученых, оставивших справочники и монографии практически по всем появившимся в этот период специальным наукам. В философии римляне не создали оригинальных школ; наиболее распространенными учениями в Риме были стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций), кинизм. Из историков следует назвать Тита Ливия, описавшего в 142 книгах своей “истории Рима от основания города” 8 веков римской истории (до нас дошла лишь четвертая часть этого сочинения, но и это немногое в современных изданиях занимает около 1500 страниц), Корнелия Тацита (“история” и “Анналы”), Светония Транквилла (знаменитая книга “Жизнь двенадцати цезарей”), Аммиана Марцеллина (“Деяния”) и др. Из представителей естественных наук можно назвать Диофанта Александрийского (математика), Клавдия Птолемея (география), Галена (медицина).

Начало римской литературе положили греки, писавшие по латыни, и римляне, писавшие по-гречески; началась она с переводов и переложений. Пленный грек Ливий Андроник в III в. до н.э. переложил на латынь греческие трагедии и комедии (Софокла и Еврипида), а также сделал перевод “Одиссеи”; в то же время Невий стал писать свои подражания грекам уже на латинском. Более оригинальны были создатель исторического эпоса “Анналы” Энний и комедиографы Плавт и Теренций, полностью же национальную и по форме, и по содержанию литературу создали Гай Луцилий и Луций Акций. Золотым веком римской литературы (точнее, поэзии) стало время первых императоров, когда творили автор “Георгик” и “Энеиды” Вергилий, написавший “Сатиры”, “Эподы”, “Оды” и “Послания” Гораций и автор “Науки любви” и “Метаморфоз” Овидий. Из позднейших римских литераторов следует назвать Петрония, Лукана, Апулея, Марциала, Ювенала и др.

Культура Рима и христианская культура находятся в сложной диалектической взаимосвязи: трудно решить, что в этом соотношении главное, а что – производное. Рим был возможен без христианства, но христианство было невозможно без Рима; христианство смогло стать мировой религией только в мировой империи. С другой стороны, без христианства, наследовавшего римскую культуру, мы имели бы об античной культуре в целом примерно такое же представление, как об этрусской или раннеминойской, а ее значение для нас было бы таким же, как значение индейских цивилизаций Мезоамерики; без христианства от античности остались бы лишь немые памятники материальной культуры, историческо-культурная традиция была бы прервана, и потому сами мы были бы другими. Христианство и Рим и отрицали, и взаимодополняли друг друга: сначала христианство было невозможным без Рима, который преследовал христиан, а затем само существование Рима стало производным от христианства, которое столь же неуклонно боролось с римским язычеством – т.е. становым хребтом всей античной культуры.

Традиционная римская религия не обещала исповедовавшему ее вечной жизни, загробного блаженства, посмертного наказания злых и поощрения добрых: как и любое язычество, т.е. одушевление сил и объектов природы, она была сосредоточена на этом мире и жизни в нем – за гробом и доброго, и злого ждало одно и то же унылое прозябание в Аиде. Римское язычество, как и любое другое, не знало личностной этики, т.к. было обращено не к отдельному человеку, а к общине; это была ритуально-обрядовая система, действие которой происходило лишь на поверхности душевного мира человека – ибо и сама душевная жизнь на этом этапе развития была достаточно поверхностной, вернее, принципиально ориентированной на внешнее действие, а не на внутреннее содержание. Только в империи становится возможным возникновение нового человека, человека-личности, в нашем понимании, для которого ценность внутренней жизни, нравственного самосовершенствования, внутренней свободы значат не меньше, чем ценности внешнего успеха и преуспеяния: государственный универсализм порождает гражданский индивидуализм, империя и личность взаимосвязаны.

Новому человеку был нужен новый бог, точнее, Бог – всемогущее и всеобъемлющее, но в то же время бесконечно близкое к человеку благое существо, которое “заведовало” бы не отдельным народом, местностью, сферой деятельности и т.п., но бесконечностью и вечностью, и могло бы сообщить их человеческой душе. Поиски такого бога начинаются уже в ранней Империи: культ старых римских богов постепенно приходит в упадок (вернее, культ остается, но сами боги теперь понимаются лишь в качестве образов и символов), новый культ императоров также не может удовлетворить требованиям религиозного чувства, и в Риме распространяются восточные религии. Поклонение Кибеле, Исиде, Атаргате, Митре, Ваалу и пр. давало отпущение грехов и победу над смертью, обещало жизнь вечную; в этом круге религиозных представлений и практик и начинает распространяться христианство. Родившаяся в отдаленной провинции Иудее, известной лишь религиозным фанатизмом своих жителей, поклонявшихся малопонятному для римлян единому неведомому богу, новая религия быстро распространялась по империи. Возникнув как одна из иудейских сект, христианство быстро стало космополитической религией для людей любого языка, пола, социальной и государственной принадлежности – стоит ли повторять, что это было возможно лишь в империи; уже через три десятка лет после смерти своего основателя приверженцы Христа появились в самом Риме. В течение I – II вв. римское государство то преследовало христиан, то относилось к ним терпимо: для традиционного римского сознания идея единобожия была непонятной, а их радостное ожидание светопреставления – неприятным; кроме того, христиане отказывались принимать участие в культе императора, что воспринималось как знак политической нелояльности. И все же настоящее преследование христиан началось только во второй половине III в., когда римское государство объявило войну христианской церкви, этому “параллельному государству”, интегрировавшем в себе все больший объем социальных отношений. Серьезная борьба велась около полувека, но она не имела успеха: христиане были уже везде – в государственном управлении, в армии, во всех политических институтах вообще. Языческая империя перерождалась в христианскую – видя бесперспективность борьбы с христианством, римское государство признало его равноправным с другими религиями империи (313 г.). После этого остановить распространение христианства было уже невозможно, и в 392 г. языческие культы были официально запрещены, и начались уже преследования язычников. Начинается развитие собственно христианской культуры – религиозной литературы, архитектуры, живописи и т.д.. Христианство переходит границы империи и распространяется среди варваров, которые вскоре после этого сокрушают западноримскую государственность; христианская церковь частично заполняет вакуум власти, сама естественно политизируясь при этом. История Рима отходит в прошлое, и наследие римской культуры становится достоянием христианства: таков был конец полутысячелетнего периода взаимоотношения этих столь значимых феноменов мировой истории и культуры.

Значение римской культуры для Европы, ее посредством, всего мира, трудно переоценить. Политическое устройство, техника, язык, литература, искусство – практически во всех сферах жизни мы являемся наследниками древних римлян. Римская традиция сохранилась как непосредственно и непрерывно, так и опосредованно; “римская идея” оказалась действительно вечной. Преемники римской государственности, Восточная Римская империя и Священная Римская империя германской нации, просуществовали до 1453 г. и 1806 г. соответственно; но и позднейшие политические образования в Европе и частично за ее пределами строились на основе обращения к наследию древнего Рима. В средневековье и на Западе, и в Византии люди по-прежнему считали и называли себя римлянами, а когда отличие от античности было наконец ими осознано, то лишь для того, чтобы объявить о необходимости нового ее возрождения (эпоха Возрождения). Способ восприятия мира, отношений между людьми, основы эстетики, структура языка и, соответственно, мышления – все это у народов и обществ Европы, возникших за последних полтора тысячелетия, едино по своим фундаментальным основам: то, что отличает европейцев от представителей иных регионов и культур (например, жителей Индии или Китая), является результатом единого для всех нас наследия Рима, наследия античной цивилизации в целом. Отделенные от нас двумя тысячелетиями реалии Рима понятней и ближе для нас, чем современная культура народов, не имевших исторической связи с античной цивилизацией; пока существует Европа – не столь важно, Западная или Восточная, Вечный Город продолжает свою “жизнь после смерти”.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.


Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.

→ →

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыс­лителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная про­за и поэзия, историческая наука, механика, естествознание.Ар­хитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государ­ства и амбициям римской аристократии. Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и пред­почитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хле­ба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено прин­ципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права . Управление огром­ной Римской державой потребовало разработки системы го­сударственных органов и юридических законов. Древнерим­ские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые сис­темы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотно­шения, полномочия и обязанности бюрократических учреж­дений и чиновников не устраняют напряженности политичес­кой борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культур­ной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Римская цивилизация стала последней страницей в исто­рии античной культуры. Географически она возникла на тер­ритории Апеннинского полуострова, получив у греков назва­ние - Италия . Впоследствии Рим собрал в необъятную им­перию те страны, которые возникли в результате распада дер­жавы Александра Македонского. Древний Рим претендовал на то, чтобы править миром, быть государством Вселенским, совпадающим по масштабам со всем цивилизованным миром.

Население Древнего Рима жило родами в территориаль­ных общинах. Во главе архаического Рима стоял царь , при нем был сенат , а наиболее важные вопросы решало народное со­брание . В 510 г. до н.э. образуется Римская республика, про­существовавшая до 30-х гг. I века до н.э. Затем наступает пе­риод Империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. до н. э.

Идеологию римлянина определял патриотизм - высшая ценность римлянина-гражданина. Римляне считали себя бо­гоизбранным народом и были ориентированы только на по­беду. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, хозяйственность, рвение подчиняться дисциплине, закону и юридическое мышление .

Ложь и обман считались пороками, характерными для ра­бов. Если греки преклонялись перед философией и искусст­вом, то для знатного римлянина достойными занятиями были война, политика, земледелие и право .

В Риме были разработаны законы (12-ти таблиц) и «римс­кий моральный кодекс» , который включал в себя следующие нравственные принципы: благочестие, верность, серьезность, доблесть.

Религиозные представления римлян небогаты. Из богов древнеримской мифологии почитались Юпитер (в древнегре­ческой мифологии - Зевс), Юнона (Гера), Диана (Артемида), Виктория (Ника). Особой любовью пользовался бог Геракл (Геркулес), чьи 12 подвигов были необычайно популярны в древности. В начале 1-го тысячелетия в Риме начинает распро­страняться христианство .

К 1-му веку до н.э. римская империя завоевала эллинис­тическую Грецию . Наступил расцвет римской культуры, ко­торую питали своими богатствами чужеземные культуры. Особенно заметным было влияние культуры поверженной Греции. Она пленила римлян. Они начинают изучать гречес­кий язык, философию, литературу, приглашают прославлен­ных греческих ораторов и философов и сами отправляются в греческие города-полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись.

В Риме мощно развивается риторика, так как без виртуоз­ного владения живым словом невозможна политическая карь­ера. Самым ярким римским оратором был Марк Тулий Цице­рон .

Неповторимый облик имеет и римское искусство : созда­ется реалистический скульптурный портрет, фресковая живо­пись и др. В архитектуре явно просматривается стремление к грандиозности, помпезности и пышности. Это находит свое выражение в строительстве триумфальных арок, площадей (форумов), храпов, театров, мостов, рынков, ипподромов и т.д. Римляне изобрели способ быстрого твердения бетона, стали использовать в строительстве арочную конструкцию, дали миру водопровод. Грандиозный амфитеатр Колизей , храм всех богов - Пантеон в Риме - свидетельство замечательных дос­тижений римской архитектуры.

Как уже говорилось, в I в. до н.э. в восточных провинциях римской империи начинается распространение христианс­ких идей . Появляется новый миф о возможности достижения Царства Божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в Царстве Небесном. Эта идея стала особенно притягательна для низших слоев Рима. Постепенно христианство охватило своими идеями римскую аристокра­тию и интеллигенцию, а вначале IV-VI вв. стало официаль­ной религией Римской империи . С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров-готов, германских наемников и др. Восточная часть римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств. Выдающиеся личности римской культуры:

Цицерон - оратор, политик, философ, общественный деятель.

Саллюстий, Тит Ливии, Полибий - политические дея­тели, пропагандисты великой цивилизационной миссии Рима и создания Вселенского государства.

Вергилий, Лукреций Кар, Овидий, Гораций - великие римские поэты. (Вергилий - «Энеида», Л.Кар - «О природе вещей», Овидий - «Метаморфозы», Гораций - «Послание к Пизонам»).

Итак, греко-римская античность (VI в до н.э. — V в н.э.) ос­тавила мировой культуре следующие достижения :

Богатую и разнообразную мифологию;

Разработанную систему римского права («Законы 12-ти таблиц»);

Законы добра, истины, красоты («Римский моральный кодекс»);

Непреходящие произведения искусства (скульптура, по­эзия, архитектура, эпос, театр);

Многообразие философских идей;

Мировую религию - христианство , которое стало ду­ховным стержнем последующей европейской культуры.

Читайте продолжение темы «Античная культура»:

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010

Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы

Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Культура Древнего Рима значительно повлияла на развитие европейской и мировой истории. Ещё в те времена были заложены традиционные ценности, нормы общественной жизни и социально-психологические образцы поведения, которые на протяжении тысячи лет являлись основой европейской просвещенности. Рим также был "основателем" демократии, и гражданской ответственности, что свидетельствует о высоком социальном уровне развития, который способствовал формированию сильного и развитого государства.

Первоначально культура Древнего Рима складывалась под влиянием греческого и этрусского народов, но впоследствии римляне во многом превзошли своих учителей, достигнув достойных восхищения высот. Начиналось всё с религии, которая признавала силу духов и божеств. Поскольку римский пантеон был всегда открытым для «чужих» сил, считалось, что новые божества только увеличивают мощь римских жителей, поэтому мифология Рима стала отождествлять своих богов с греческими.

Также было с философией и литературой. Изначально греческие мудрецы и писатели "становились" римскими, а их труды переводились на латынь, но затем, изучая произведения великих философов и дополняя умозаключения собственным опытом, проявляли свои способности многие истинно римские великие писатели и ученые. Так зарождалась культура Древнего Рима.

Далее развитие происходило во всех сферах культуры. В архитектуре римляне сделали значительный шаг вперёд. Они отдавали предпочтение построению зданий, которые больше соответствовали практическим нуждам и подчёркивали силу, которая подавляет человека своим величием, чем храмовым (духовным) комплексам. В результате этого у них появились новые типы сооружений (амфитеатр, терма и базилик) и конструкций (арки, купола, столбы).


Культура Древнего Рима кратко описывает и некоторые достижения Греции, потому что во время своих завоеваний римляне вывозили из большое количество ценностей и произведений искусства. Эти трофеи впоследствии копировались, что, к сожалению, препятствовало развитию собственной живописи и скульптуры. Таким образом, Древнего Рима характеризовалась довольно неплохим развитием лишь портретного жанра (статуи, изображающие деятеля в тоге, бюсты), который отличался простотой и точностью образа.

Как уже говорилось, главной чертой мышления у римлян был практицизм, который способствовал развитию прикладных наук. В связи с этим высокого уровня достигла юриспруденция, по которой до нас дошли многочисленные литературные шедевры. Кроме этого, "изобреталась" новая бытовая утварь, стеклянная и бронзовая посуда, водяные мельницы, приспособления для отапливания помещений и подогрева воды и многое другое.

Одной из причин того, что Рима стала процветать, было улучшение материально-экономического положения империи, которое и обеспечило необходимые условия для образования ценностей, породило античную интеллигенцию (поэтов, учителей, философов и других мастеров искусств).