Чем понравилась картина рылова зеленый шум. Аркадий Александрович Рылов. Зеленый шум

В истории русского искусства Аркадий Рылов упоминается, прежде всего, как автор пейзажа «Зеленый шум», несмотря на то, что оставил после себя огромное количество мастерски написанных работ. Так что же такого в этом полотне, которое отправило все остальные на задний план?

Картина была написана автором в 1904 году. В этот момент Российская империя уже сражалась на просторах русской-японской войны, рядом назревал революционный переворот, в корне менялся менталитет русского человека. Буря противоречий готова была захватить и перевернуть всю страну.

А Рылов в эти страшные минуты приступает к написанию своего будущего шедевра. Он изображает пейзажную зарисовку Вятки, города, по дороге в который и родился Аркадий. Сему месту, где будущий художник подрос и окреп, милой сердцу природе, беззаботным дням Рылов посвятил свою работу.

Идея создания такого полотна появилась у художника в 1902 году. С этого момента он стал делать этюды во время поездок в родной город, много времени проводил в мастерской, вспоминая первые годы своей жизни, задорные игры с друзьями и прогулки вдоль реки с родителями. В результате через два года из-под кисти Рылова вышла картина, названная автором «Зеленый шум».

На первом плане работы изображены стройные березки и старый дуб. Дует сильный ветер, который гнет стволы берез, заставляя их низко кланяться матушке-земле. Даже проживший много лет дуб не может справиться с порывами сильного ветра и направляет свою крону по ветру, слегка опуская ветки.

На заднем плане видна река темно-синего цвета. По ее глади спешат несколько парусников. Они, наверное, стараются как можно скорее достичь берега и спрятаться от приближающегося урагана.

На небе появились громоздкие тучи, которые готовы пролиться дождем над зелеными бескрайними полями. Хотя даль еще девственно чиста. Нет в ней и признака приближающейся бури.

Природа в движении, в сопротивлении и в тот же момент покорности, неповторима и величественна. Чудится, что каждый смотрящий на полотно не только восхитится красотой русской природы, но и ощутит потоки мощного ветра и капли начинающегося ливня, услышит шум завывающего ветра и трепет листьев деревьев. Становится ясно, почему картина названа именно так.

Важную роль в эмоциональном восприятии картины сыграл сильно приближенный зеленый первый план, который противопоставлен лазурной дали. Благодаря сильным активным мазкам кисти автора при написании полотна создается реальное ощущение ветра.

Аркадию Рылову удалось сделать невозможное. На своем полотне он смог передать всю красоту необъятной русской природы, все, что соединилось в ней: добро и зло, покой и движение, разные тона и цвета. Его по праву можно назвать шедевром.



"Зеленый Шум". Стихотворение
Некрасова и картина А.А.Рылова

Один из художественных критиков 19 века, А.Шкляревский, тонко подметил, что изображая на холсте зелень, живописец должен воссоздать ее не только однотонной зеленой краской. При ударе солнечных лучей хлорофилл отражает теплые тона – желтый и красный. Наоборот, та сторона зелени, которая находится в тени, излучает холодные – синие и голубые тона.
В 1904 году появилась картина "Зеленый Шум". Она поразила всех изобилием новых, свежих лесных красок. Ее автор, Алексей Александрович Рылов, показал зеленый убор леса в его трепетно-живой прелести с многообразием тех красок и цветовых тонов, о которых говорил Шкляревский. Казалось, что в строгие залы Русского музея, называвшегося тогда Музеем императора Александра III, с этой картины и вправду вместе с пронизывающим ветром ворвался зеленый шум.

Когда Н.А.Некрасов написал стихотворение "Зеленый Шум", он сделал к нему примечание: "Так народ называет пробуждение природы весной". Вспомним стихотворение:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено:
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

А теперь посмотрим на картину Рылова. Зритель словно стоит на возвышенности, с которой открывается широкий вид на пойму темно-синей реки с парусами лодок. Рядом с ним шумят старые, молодые и совсем юные деревья. День, как видно, выдался ветреный. По чистому весеннему, нежно-бирюзовому небу несутся кучевые облака. Белые, лиловые, розовые – они освещены невидимым на картине, но где-то близко сверкающим солнцем. От этого и листва деревьев светится по-разному. Она будто осыпана блестящими или драгоценными камнями – это перевернулись от ветра сотни трепещущих, пляшущих листочков.
На солнечной стороне листва светится теплыми – зелеными и желтоватыми бликами, на темной – погружена в холодную гамму темно-зеленых, почти черных тонов.
Вся природа ликует. Она преисполнена силы и свежести. По русской земле идет-гудет Зеленый Шум... Деревья, только что одевшиеся нарядной листвой, и буйный, озорной ветер водят хоровод.
Многие справедливо находили общность этой музыкальной картины, этого радостного праздника красок с певучим и раздольным, обильным цветом пейзажем Левитана "Облако". Вместе с тем "звонкость" картины Рылова и простота мотива чем-то роднили ее с творчеством Куинджи.

(Из книги: Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Детская литература, 1963)


В своих "Воспоминаниях" А.А.Рылов писал: "Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот "зеленый шум"...
Над картиной он продолжал работать в Петербурге, в мастерской на седьмом этаже огромного дома, мрачно возвышавшегося над деревянными домиками Гавани. Тут пахло морем, кричали чайки, далеко белели паруса. Отсюда можно было увидеть Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф, Стрельну. Но это – в хорошую погоду.
"В бурную ночь, – вспоминал художник свой седьмой этаж, – в гаванском доме бывало жутко, в особенности когда я остался единственным жильцом на весь этаж: остальные жильцы все выехали, когда домохозяин прибавил плату за квартиры". И снова о картине: "Я удивился, что Архипу Ивановичу <Куинджи> понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение "Идет, гудет зеленый шум..." Так и дано было название картине "Зеленый шум"..." (Рылов А. Воспоминания. – Л.: Художник РСФСР, 1966)

* Шкляревский Александр Андреевич, 1837 – 1883 – беллетрист.

* Над картиной "Зеленый шум" (1904) художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Первый экземпляр находится в Русском музее. Второй – в Москве, в Третьяковской галерее, третий – в Киеве, в Музее русского искусства.

* Рылов Аркадий Александрович (1870–1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Учился в Центральном училище техники рисования (1888–91) и АХ (1894–97) у А. И. Куинджи, академик (1915). Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1902–18), АХ (1918-29). Член объединения "Мир искусства", Общества имени А. И. Куинджи (1925–30), АХРР (1925–26). Мастер романтических пейзажей-картин.

«Зеленый шум»

Работа по картине Аркадия Рылова

...Нет никакой отдельной от нас природы,
каждое малейшее движение воздуха
есть движение нашей собственной жизни.

И.А. Бунин

А.А.Рылов. В голубом просторе. 1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1862 г. Н.А. Некрасов создал свой поэтический шедевр «Зеленый шум». А что это значит - «зеленый шум»? Словно предвосхищая это вопрос, поэт сделал примечание: «так народ называет пробуждение природы весной». И сегодня, почти полтора века спустя, «зеленый шум» звучит как песнь о пробуждении природы и всего лучшего, что до поры до времени спит или таится в человеческой душе.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

В России эти некрасовские стихи не только любили, многие их знали наизусть. Прошли годы, и в 1904 г. художник Аркадий Рылов заканчивает картину, которая поставила его в ряды лучших пейзажистов страны. В своих «Воспоминаниях» он писал: «...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «Зеленый шум»... Я очень много трудился над этим мотивом... стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез...»

Какое русское, какое милое сердцу дерево - береза! Никакое другое дерево не вмещает в себя столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза - поистине крестьянское дерево. В ней есть всё: и побеленная изба, и русская печь, и пестрый домотканый половик, и бабий ситцевый платок, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко. Узловатые стволы берез похожи на мозолистые крестьянские руки, умеющие делать любую работу. А тоненькие и стройные зеленокосые березки, словно на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему небу, напоминают девичий хоровод.

Рылов показал свою картину друзьям. А там: зеленые кроны берез легко взметнулись над рекой, которая течет по изумрудному царству медленно и, кажется, совсем неслышно. Игривые волны притихли. Пушистые еловые лапы, отбрасывая лохматые тени, смотрятся в зеркало вод. Вольный ветерок летит над широкой далью. Вот он подхватил тонкие гибкие ветви - и затрепетали листочки, заговорили, зашумели, заметались причудливой россыпью в лазоревом небе. В вышине тает белое кружево нежного облака, проплывают тучки-барашки... Все движется, живет, радуется свободе и свету, наслаждается безграничным простором. Яркая весенняя зелень высокого берега, в солнечных бликах река - как хорошо и привольно здесь весной!

Здесь как нельзя лучше подходят некрасовские строки, которые звучат словно объяснение в любви:

...Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудо-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум,
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна...

По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны - напев соловьиный
И нестройные писки галчат...
Крик лягушек, жужжание ос...
Всё в гармонию жизни слилось...

Н. Некрасов . Надрывается сердце от муки...

Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова «Зеленый шум». Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины Аркадия Рылова «Зеленый шум» украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Мне больше нравится тот, что в Третьяковской галерее.

Перелистаем несколько страниц книги жизни художника. Аркадий Александрович Рылов родился 29 января 1870 г. Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, расположенной на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой и величавостью. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая, как какая-нибудь водяная курочка шлепает лапками по прибрежному илу, подолгу следить за пушистой белкой-хлопотуньей...

О любви Рылова к природе можно говорить много. Но я лишь напомню всего один факт, который позволит каждому сделать выводы самостоятельно. У художника дома был настольный зоосад, где гуляли его обитатели - обезьяны, белки, птицы. Зверюшки Аркадия Александровича не боялись. Это трогательное доверие «братьев наших меньших» художник запечатлел в «Автопортрете с белкой». Пушистая гостья спокойно и уютно устроилась на доброй, ласковой руке!

Рылов получил образование в Петербургской академии художеств. Ему посчастливилось заниматься в мастерской известного пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи. Он испытал на себе сильнейшее влияние не только творчества, но и личности своего наставника. Куинджи был прирожденным педагогом-энтузиастом, самозабвенно любил молодежь и свое дело. Он постоянно опекал своих питомцев, материально помогал неимущим ученикам, на свои средства возил их в Крым на летнюю практику и даже за границу.

Куинджи много внимания уделял работе на природе, которую считал самым первым и серьезным учителем живописца. Он учил искусству видеть, чувствовать, понимать природу.

Художественная жизнь в конце XIX - начале XX в. была сложна. Различные объединения художников устраивали свои выставки. Их участники часто расходились во взглядах на задачи и роль искусства, на цели творчества. Но искреннее, поэтичное, овеянное нежной любовью к природе искусство Рылова было принято всюду: его картины можно было видеть и в «Союзе русских художников», и на выставках объединения «Мир искусства», и на «Весенних» выставках, организованных его учителем А.И. Куинджи.

В картинах, написанных после окончания академии, Рылов стремился передать обаяние задумчивой глубокой тишины северной лесной природы. Это были своеобразные «пейзажи-настроения», характерные для творчества многих художников тех лет.

А.А.Рылов. Зеленый шум. 1904. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Выбрав стезю художника-пейзажиста, Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Будучи профессором Академии художеств, почти всю жизнь преподавая в рисовальной школе «Общества поощрения художников», он любовно пестовал молодые таланты. Ученики вспоминали его добрым словом. Они навсегда запомнили его завет: правда и красота - сестры. Художнику только надо научиться видеть вечную гармонию природы и трудом, великим трудом добиваться выражения этой красоты. Талантливого русского пейзажиста признал и шумный Париж, считавшийся законодателем в искусстве. Рылова избрали членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри. На международных выставках его работы не раз награждались золотыми медалями.

«Наш русский Григ» - так называл Аркадия Рылова его друг художник Михаил Нестеров. И это справедливо. Ибо как в музыке норвежского композитора, воплотившего образы северной природы, чуткое ухо уловит шум горных потоков, хрустальный звон льдинок, гул ветра в ущельях, так и в картинах Рылова глубокий, звучный, насыщенный цвет рождает образы русской природы.

Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые парашютики одуванчиков на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка-рыжуля, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле.

Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только «засвидетельствовать» и воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание. Назову лишь несколько картин Аркадия Рылова: «Закат» (1917), «Гремящая река» (1917), «Лебеди» (1920), «Зеленое кружево», «Чайки. Тихий вечер» (1918), «Жаркий день» (1922), «Лесная река», «Автопортрет с белкой» (1934), «Зеленый шум» (1904), «В голубом просторе» (1918)...

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Природа наделила лебедей неукротимым стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу. Вольный полет могучих белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. В этом зрелище было что-то эпическое. И в 1918 г. он на одном дыхании пишет картину «В голубом просторе». Это было повторение написанной им же в 1914 г. картины «Полет лебедей над Камой», но на этот раз - в мажорном ключе. В новой картине мастер достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Ныне полотно «В голубом просторе» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. При каждом взмахе могучих крыльев нежные цветные тени падают на белоснежное оперение - и в общей радостной гамме золотисто-сиреневых и голубовато-зеленых тонов появляются все новые и новые оттенки. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать талантливый художник, сложили поэтическую песнь. Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света.

Есть художники, картины которых сразу узнают на выставках и долго не забывают. Одним из таких художников является Аркадий Александрович Рылов.

Домашнее задание (один из вариантов по выбору учащихся).

I. Составьте план для рассказа на тему «Слово о художнике Аркадии Рылове» (письменно) .
II. Дайте аргументированные ответы на вопросы:

1. О чем, по вашему мнению, свидетельствует желание художника-пейзажиста воспеть красоту родной природы?

(О любви к своей Родине, ибо природа - это одна из ее составляющих .)

2. Любить звездное небо, зеркальную гладь лесного озера, освещенные солнцем деревья легко, потому что они сами по себе прекрасны. А можно ли любоваться, любить мелкую речушку или дерево с корявыми сучьями?..

(Некрасов в поэме «Железная дорога» писал:
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Любить, например, размытые оттепелью дороги, как любил их Федор Васильев, может только человек, которому мила любая пядь родной земли. Ведь неслучайно в народе говорят: «Не по хорошу мил, а по милу хорош» .)

3. Какие средства есть в арсенале художника для передачи смысла картины и настроения?

(План - передний или задний, размеры, контраст, колорит, искусство сближения тонов, ритм, прием кулис ...)

4. Можно ли, с вашей точки зрения, по отношению человека к природе - растениям и животным - судить о его душевных качествах и отношении к людям?

(Давно замечено, что тот, кто любит и охраняет природу, сажает цветы, кустарники и деревья, заботится о животных, как правило, сочувственно относится и к людям. Есть нравственная и эстетическая закономерность: любитель природы является вместе с тем и человеколюбом. Напротив, тот, кто бессмысленно губит деревья, птиц, животных, тот жесток и в отношении к людям .)

5. Как бы вы прокомментировали высказывание Бернарда Шоу: «Мы научились плавать в воде, как рыбы. Летать в небе, как птицы. Осталось только научиться жить на земле, как люди»?

6. Как вам кажется, почему природа может быть вечным источником вдохновения для художников-пейзажистов?

(Природа «вечно молода», космически беспредельна, изменчива и разнообразна, у нее множество неразгаданных тайн, прикосновение к которым помогает человеку познавать самого себя .)

Литература

    Мастер романтического пейзажа А.А. Рылов (1870–1939) / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова . Беседы о советских художниках. - М.–Л.: Просвещение, 1964. С. 46–51.

    Мастера советского искусства о пейзаже / Сост. Боданова Е.И. М., 1963. С. 62–68.

    Мочалов Л. А.А. Рылов. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

    Рылов А. Воспоминания. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

    Федоров-Давыдов А.А. Аркадий Александрович Рылов. - М., 1959.

Урок 25. РАБОТА С КАРТИНОЙ

Задачи урока:

Произвести сравнительный анализ двух живописных произведений , посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов.– Формировать понимание содержательности названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.21–23), «Литературное чтение» .

I. Упражнение 8. Учитель просит детей найти в учебнике «Литературное чтение» в

«Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зеленый шум». Ученики рассматривают репродукцию.

II. Вместе с учителем дети обсуждают вопросы к репродукции.

Примерные ответы на вопросы.

1. Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него? Школьники обнаружат, что вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом,понятно, что взгляд художника простирается вдаль.

2. Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал? Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета . На переднем плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато-оранжевый ствол). Подругой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиреневокоричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая веткапоказывают, что это все-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом,

Примечание. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. Нужно объяснить школьникам, что использовать такие понятия, как передний, средний и дальний план картины желательно только при необходимости (для того чтобы все могли представить местоположение того или другого объекта). В устном илиписьменном сочинении по картине этими терминами лучше не пользоваться.

3. Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий? Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный . Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака .

4. Что помогает тебе увидеть ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев , на плывущие по небу облака .)

5. «Попутешествуй» по картине . Для этого представь себе, как полетит березовый листочек, подхваченный ветром. Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке . Этот блок вопросов позволяетшкольникам почувствовать движение, которым проникнута картина, и зрительно «освоить» ее пространство.

6 . Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника? Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

7. Вернись к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравни ее с картиной Аркадия Рылова. Где находился французский художник, когдрисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Можно также объяснить детям, что точку зрения снизу в живописном произведении иногда «называют» «лягушачьей» перспективой. Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые

изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можносказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют «орлиной» перспективой .

8. Художники изобразили одно и то же время года или разное? Похожа ли погода в их картинах? В чем же это сходство?

Смысл этих вопросов в том, чтобы школьники обнаружили, что на обеих картинах изображен солнечный ветреный летний день.

9. Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце?

А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.Знания, которые дети получили на уроках по «Окружающему миру», помогут им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа, а на картине Рыловасолнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.

10. Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер ? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует, наоборот, слева направо. 11. Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принес? Глядя на картину «Зеленый шум», можно услышать шелест листьев, почувствовать запах травы и цветов, ощутить влажный речной воздух, который приносит ветер. Услышать ветер на

картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Когда смотришь накартину французского художника, можно представить себе, что ветер несет запах прогретой травы, полевых цветов и, возможно, легкий запах дамских духов.

12. Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники? Оба художника делятся с нами ощущением простора, больших воздушных пространств, которое удается передать путем изображения ветра. В первом случае (у Рылова) ощущение простора возникает благодаря тому, что изображение ветра на первом плане сочетается с большим обзором, а во втором случае (у Моне) – благодаря тому, что две трети картины занимает изображение неба. В обеих картинах все вокруг наполнено движением. Оба художника делятся впечатлением свежести и свободы, которые вызваны солнечным летним днем, одновременно жарким и ветреным.

Зеленый шум

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в пути (его родители направлялись в Вятку) и большую часть своей жизни проживал на Севере и всю красоту тех мест с любовью вложил в свои картины, а полотно «зеленый шум», над которым он работал целых два года, прославило художника. Он передал не только невероятную красоту своих родных мест, а и звук, характер, гармонию и мысли. В 1904 году было создано уже три экземпляра, и все они находятся в русских музеях.

Первое, что бросается в глаза, глядя на этот шедевр так это яркость, красочность, насыщенность. Чистое голубое небо, украшено белоснежными тучками, придают контраста темно-зеленым деревьям и синеве воды. Картина всем своим видом передает жизнь и молодость, не смотря на изображенные деревья которым ни один десяток лет.

Автор написал чудесный пейзаж солнечного дня. Вид открывается сверху, с горы, на которой растут большие могучие деревья, а внизу течет широкая извивистая река, а по ней плавают белые парусники. За счет не четких изображений травы и крон деревьев видно, что дует сильный ветер изо всех сил гнет ветви, создавая шум.

Смотря на картину, складывается впечатление, что я нахожусь на той полянке и смотрю на реальную, а не на рисованную красоту природы. Вдыхаю свежий воздух, чувствую запах свежей травы, ароматы мелких, но душистых цветов и слышу песню шелестящей листвы.
Название же этому полотну дал Богаевский, который был приглашен одним из первых вместе с Куинджи, оценить картину. Взглянув впервые на нее, он начал цитировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум» слова, которого идеально подходят к пейзажу, так и осталось присвоенное название.

  • Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)

    Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте

  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова

    В картинах Рокотова всегда присутствовала некая харизма и обаяние со стороны модели для картины. По картинам видно, что при их написании автор старался как больше внимания уделять именно лицу и взгляду и как меньше всему остальному

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение (описание)

    На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

  • Сочинение по картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.