Федин константин александрович произведения. Биография, Федин Константин Александрович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов. Награды и звания

(85 лет)

Константи́н Алекса́ндрович Фе́дин (12 (24) февраля 1892, Саратов - 15 июля 1977, Москва) - русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент. Первый секретарь (1959-1971) и председатель правления (1971-1977) Союза писателей СССР . Член АН СССР и Восточно-германской академии искусств (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Биография и творчество

Первые публикации относятся к 1913 году – сатирические «мелочи» в «Новом сатириконе». Весной 1914 года, окончив 3-й курс, уезжает в Германию для совершенствования в немецком языке, где его застала Первая мировая война ( -). До 1918 года живёт в Германии на положении гражданского пленного, работает актёром в городских театрах Циттау и Герлица. В сентябре 1918 года возвращается в Москву, служит в Наркомпросе. В 1919 году живёт в Сызрани, работает секретарём городского исполкома, редактирует газету «Сызранский коммунар» и журнал «Откли­ки». В октябре 1919 года мобилизован и направлен в Петроград в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, где служил до перевода в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда»; вступает в ряды РКП(б). Печатается в «Петроградской правде».

Весной 1921 года Федин входит в содружество «Серапионовы братья»; назначается ответственным секретарем, а вскоре и членом редколлегии журнала «Книга и революция». В этом же году Федин выходит из партии, объяснив это необходимостью «все силы отдать писательству». 1921–1922 гг. - секретарь редакции Государственного издательства в Петрограде; член правления писательской артели «Круг» и кооперативного издательства «Круг» (1923–1929); ответственный секретарь журнала «Звезда» (1924–1926); председатель правления «Издательства писателей в Ленинграде» (1928–1934). В 1920е годы Фединым написаны повести «Анна Тимофевна» (1921–1922), «Наровчатская хроника» (1924–1925), « Мужики» (1926), «Трансвааль» (1925–1926), «Старик» (1928–1929), ряд рассказов. За рассказ «Сад» (1921) Федин получил первую премию на конкурсе «Дома литераторов» в Петрограде.

В эти же годы им написаны два его лучших романа: «Города и годы», в котором отразились впечатления о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и опыт гражданской войны в России и «Братья» – роман о России революционной поры. Оба романа посвящены судьбам интеллигенции в революции и были с воодушевлением восприняты читателями как в России, так и за рубежом (с 1926 по 1929 гг. романы были изданы в переводах на немецкий, польский, чешский, испанский, французский языки). О «Братьях» Стефан Цвейг писал Федину 10 декабря 1928 года: «Вы обладаете тем, что так непонятно большинству в русских художниках (и чего я, к моему сожалению, совершенно лишён),- великолепной способностью изображать, с одной стороны, народное, совсем простое, человеческое, и одновременно создавать изысканные артистические фигуры, раскрывать духовные конфликты во всех их метафизических проявлениях» .

Заболев тяжёлой формой туберкулёза лёгких, с сентября 1931 по ноябрь 1932 года Федин лечится в Давосе (Швейцария), а затем в Санкт-Блазиене (Германия). В 1933–1934 гг. как член оргкомитета Федин участвует в подготовке Первого Всесоюзного съезда писателей. До 1937 года Федин продолжал жить в Ленинграде (Литейный проспект 33), потом переехал в Москву. В 1933-35 годах работает над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим романом. Роман «Санаторий „Арктур“» (1940), написанный по впечатлениям от пребывания в санатории для туберкулёзных больных в Давосе, тематически перекликается с «Волшебной горой» Томаса Манна. Выздоровление героя – советского подданного на фоне находящегося под гнётом экономического кризиса Запада накануне прихода к власти фашистов символизирует преимущества советского строя.

В годы войны, с октября 1941 по январь 1943 год, живёт с семьёй в эвакуации в городе Чистополь. В ноябре 1945 – феврале 1946 года - специальный корреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе. В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов, о группе «Серапионовы братья» и роли, которую играл Горький в судьбах начинающих писателей. Книга неоднократно подвергалась жёстокой официальной критике за искажение образа Горького и в полном объёме была напечатана лишь в 1967 году. К.И. Чуковский писал об этой книге «Словом, как ни смотри, с какой стороны ни подойди, это вершинная книга из всех современных мемуарных. Книга классическая. И я рад, что она избавлена от прежних увечий» .

С 1947 по 1955 гг. Федин - руководитель секции прозы, а затем председатель правления (1955–1959) Московского отделения Союза писателей СССР . Первый секретарь (1959–1971) и председатель правления (1971–1977) СП СССР.

В 1958 году Федин был избран академиком АН СССР по Отделению литературы и языка. Начиная с 1943 года работает над трилогией «Первые радости» (1943–1945), «Необыкновенное лето» (1945–1948), «Костёр» (начат в 1949; вторая книга осталась незаконченной). В 1957 году вышел сборник «Писатель, искусство, время» (1957), включивший в себя публицистические статьи о писательском труде и очерки о писателях классиках и современниках. Об этой книге Борис Пастернак писал Федину: «Я с большим опозданием начал читать твою книгу, и спешу сказать тебе о восторге, охватившем меня с первых страниц… Также хороши как Пушкин, почти все «Вечные спутники». Неожиданно хороша статья об Эренбурге, в том же почти уровне. О Блоке и Зощенке – с какими-то препятствиями, без такого сквозного, победоносного бушевания…» .

Первая жена - Дора Сергеевна Александер, работала машинисткой в частном издательстве Гржебина (умерла в 1953 году). Дочь - Нина Константиновна (родилась в 1922).

Вторая (гражданская) жена - Ольга Викторовна Михайлова (1905 - 1992).

Фото

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (23.02.1967)
  • четыре ордена Ленина (23.02.1962; 23.02.1967; 23.02.1972; 17.09.1975)
  • орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; 25.02.1952)
  • медали
  • два ордена ГДР
  • Сталинская премия первой степени () - за романы «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-1948)

Память

  • Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве (Северное Измайлово) и Чебоксарах, Чувашия .
  • Памятник К. А. Федину в Саратове. Скульпторы Кибальников А. П. , Протков В. Н.; архитектор Менякин Ю. И. .
  • Саратовский государственный педагогический институт имени К. А. Федина.

Киновоплощения

  • - Фурцева - Анатолий Яббаров

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
    • Федин К. Анна Тимофеевна. Берлин, 1923.
    • Федин К. Пустырь. М., Круг. 1923.
    • Федин К. Города и годы. Л., ГИЗ, 1924
    • Федин К. Наровчатская хроника. Харьков, Пролетарий, 1926.
    • Федин К. Братья. Берлин, Петрополис, 1928
    • Федин К. А. Сочинени\ в 6-ти тт. - М., Гослитиздат, 1952-1954
    • Федин К. А. Собрание сочинений. В 9 тт. - М., Гослитиздат, 1959-1962.
    • Федин К. А. Собрание сочинений. В 10 тт. - М., Художественная литература, 1969-1973.
    • Федин К. А. Собрание сочинений. В 12 тт. - М., Художественная литература, 1982-1986.
    • Федин К. А. Избранные произведения. В 3 тт. М., 2009.
    • « Константин Федин и его современники. Из литературного наследия 20 века.» Книга 1. М.: ИМЛИ им А.М.Горького, Государственный музей К.А.Федина., 2016., 678 с.
    • «Свела нас Россия» : переписка К. А. Федина и И. С. Соколова-Микитова, 1922-1974. Под ред. И. Э. Кабановой, И. В. Ткачевой; Гос. музей К. А. Федина. - М., 2008.

    Книги о Федине

    • Брайнина Б. Я. По законам красоты: О трилогии К. Федина и о героях необыкновенного времени. - М., 1968.
    • Брайнина Б. Я. Федин и Запад: Книги. Встречи. Воспоминания. - М., 1983.
    • Бугаенко П. А. Константин Федин: Личность, творчество. - Саратов, 1980.
    • Бугаенко П. А. Романическая трилогия: «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» К. А. Федина Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1981.
    • Воспоминания о Константине Федине. Составитель Н. К. Федина. - М., 1988.
    • Ерощева Ф. Ф. Романы Константина Федина о революции. - Краснодар, 1967.
    • Заградка М. О художественном стиле романов Константина Федина. - Прага, 1962.
    • Кузнецов М. М. Романы Константина Федина. - М., 1980.
    • Левинсон З. И. Романы Константина Федина. - Тула, 1988.
    • Оклянский Ю. М. Константин Федин. - М., 1986 (серия «Жизнь замечательных людей»).
    • Оклянский Ю. М. Загадки советской литературы от Сталина до Брежнева. М. Вече. 2015. 382 с.
    • Орлов И. М. Правофланговый солдат первой роты: К. Федин на Брянском фронте. - М., 1984.
    • Проблемы развития советской литературы: Проблематика и поэтика творчества К. Федина. Межвуз. науч. сб. Отв. ред. П. А. Бугаенко, В. А. Ковалев. - Саратов, 1981.
    • Старков А. Ступени мастерства: Очерк творчества К. А. Федина. - М., 1985.
    • Старков А. Трилогия Константина Федина: «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер». - М., 1989.
    • Творчество Константина Федина. Статьи. Сообщения. Документальные материалы. Встречи с Фединым. Библиография. М.: АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького, 1966.
    • Фединские чтения. Константин Федин и его современники. - Саратов, Гос. музей К. А. Федина. Вып. 1-5.
    • Шеншин В. К. Традиции Ф. М. Достоевского и советский роман 1920-х годов: К. Федин, Ю. Олеша, Л. Леонов. - Красноярск, 1988.

    Федин, Константин Александрович - Константин Александрович Федин. ФЕДИН Константин Александрович (1892 1977), русский писатель, общественный деятель. Принадлежал к “Серапионовым братьям”. В романах (“Города и годы”, 1924; “Братья”, 1927 28; трилогия “Первые радости”, 1945,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский советский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Член корреспондент Германской академии искусств (1958). Родился в мещанской семье. Детство и юность провёл… … Большая советская энциклопедия

    Федин Константин Александрович - (1892—1977), писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). В 1921—37 жил в Петрограде (Ленинграде), входил в группу «Серапионовы братья», сотрудничал в петроградской прессе. Петроград эпохи Гражданской войны и … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1892 1977) русский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Принадлежал к Серапионовым братьям. Романы, в т. ч. Города и годы (1924), Братья (1927 28); трилогия Первые радости (1945), Необыкновенное лето (1947… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1892 1977), писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). В 1921 37 жил в Петрограде (Ленинграде), входил в группу «Серапионовы братья», сотрудничал в петроградской прессе. Петроград эпохи Гражданской войны и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1892 1977), русский писатель, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Принадлежал к «Серапионовым братьям». Романы, в том числе «Города и годы» (1924), «Братья» (1927 28); в трилогии «Первые радости» (1945),… … Энциклопедический словарь

    Советский писатель. Род. в Саратове. Отец из крестьян, впоследствии был торговцем. Федин окончил коммерческое училище в Козлове. С 1911 по 1914 учился в Московском коммерческом ин те. С 1914 по 1918 гражданский пленный в Германии. С 1918… … Большая биографическая энциклопедия

    ФЕДИН Константин Александрович - (1892—1977), русский советский писатель, акад. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1967). 1 й секр. (1959—71) и пред. правления (1971—77) СП СССР. Ром. «Городаи годы» (1924), «Братья» (1927—28), «Похищение Европы» (кн. 1—2 … Литературный энциклопедический словарь

    Константин Федин Памятник Федину в Саратове Имя при рождении: Константин Александрович Федин Дата рождения: 24 февраля 1892 Место рождения: Саратов, Российская империя Дата смерти: 15 июля 1977 … Википедия

Книги

  • Константин Федин , Б. Брайнина. Москва, 1953 год. Государственное издательство Художественное литературы. С фотографиями. Издательский…
  • Первые радости , К. Федин. Константин Александрович Федин - автор книг, вошедших в золотой фонд советской литературы. Роман…

Любовь к своей малой родине автор множества романов и повестей пронес не только через всю жизнь, но и творчество. Саратов являлся местом действия его произведений, причем описанных довольно достоверно. И хотя почти вся жизнь Федина прошла в столицах, хотя он и объездил полмира, для него было праздником возвращение в родные места, куда он приезжал при малейшей возможности оторваться от дел. Его "влекли к себе старые, родные закоулки" , где оживала память о детстве, о близких и родных людях, о событиях, оставивших в душе след на многие годы.

Константин Александрович родился 12(24) февраля 1892 в Саратове в маленьком дворовом флигельке (по местной традиции называемом "флигерем") на Большой Сергиевской улице. Сейчас эта улица носит имя Н.Г. Чернышевского . Дом, где квартировала семья Фединых, находился напротив Сергиевской церкви, ныне не существующей. В ней в свое время служил протоиереем Гавриил Иванович Чернышевский, здесь был крещен Николай Гаврилович. Здесь же великий революционер-демократ венчался с Ольгой Сократовной. Здесь его и отпевали в 1898 году. А спустя три года в Сергиевской церкви крестили и будущего писателя Константина Федина. В то время его отец Александр Ерофеевич Федин служил приказчиком в писчебумажном магазине Бестужева, где Н.Г. Чернышевский покупал бумагу для перевода веберовской "Истории". Они были знакомы, часто разговаривали, и, когда Николай Гаврилович заболел, Федин приносил ему бумагу на дом, постоянно справляясь о здоровье. Сам Александр Ерофеевич, сын крепостного крестьянина, был человеком не шибко грамотным, но о Чернышевском знал, считал его выдающейся личностью, относился к нему с огромным уважением и всю жизнь гордился этим знакомством. И так как по долгу службы приходилось общаться с людьми образованными, Александр Ерофеевич понимал большую ценность образования в жизни и стремился дать его своим детям. Грамоту Александр Ерофеевич одолел сам, любил читать, особенно церковные книги и энциклопедии, а в молодости даже писал стихи, которые никому не показывал, и перед женитьбой тетради со стихами сжег. Но, как вспоминал Константин Федин, его отец "всю жизнь имел слабость к немудрящей рифме…".

Быт семьи Фединых был строгим. Глава семьи установил его "раз и навсегда, как календарь" . Во всем ощущалось принуждение. Суровость отца смягчалась добротой матери Анны Павловны и старшей сестры Александры Александровны, которую Константин Александрович очень любил.Юный Константин Федин находил душевной спокойствие и отдых на берегах Волги, в саду "института благородных девиц" (ныне это парк культуры и отдыха), где с приятелем - таким же одиннадцатилетним мальчуганом-одноклассником ловил певчих птичек.

Александр Ерофеевич, будучи человеком скромного достатка да еще и прижимистым, часто менял квартиры. В одном из писем своему племяннику Г.В. Рассохину Константин Федин частую смену квартир объяснял так: "...0тец очень часто менял квартиры. Обычно это были типичные дворовые флигельки - страшно дешевые - по шесть-восемь рублей в месяц. Но отцу и это казалось очень дорого. Он служил приказчиком у Бестужева и самым высоким жалованьем его, уже к концу 90-х годов, было 40 рублей."

Таким образом, за вычетом квартплаты, семье из 4 человек оставалось 32-34 рубля - в среднем по восемь рублей на каждого члена семьи! Став уже известным автором, Федин считал, что "детство - возраст, в котором закладывается все" . Многие из детских впечатлений Федина нашли отражение в его повестях, рассказах, романах.

В 1905 году отец писателя купил деревянный дом в Смурском переулке. В этом доме семья прожила три года. Из окон этого дома Костя наблюдал страшные события черносотенных погромов, прокатившихся по Саратову, Он сам прятал в чулане под связками лука своего учителя музыки Якова Гольдмана. Эти впечатления нашли отражение в романе "Братья" , написанном в 1928 году. С домом в Смурском переулке связаны и его "отроческие драмы: два побега, брошенное ученье, магазин... Но и путешествие по Волге, первые увлечения. И первые книги жизни (Лермонтов!)" . Есть одна интересная подробность, относящаяся к этому дому. Племянник Федина и хранитель его саратовского архива Геннадий Васильевич Рассохин, со слов своей матери, сестры Константина Александровича, рассказал любопытный эпизод. Будущий писатель, в то время учившийся в Саратовском коммерческом училище, предложил отцу практиковать продажу писчебумажных принадлежностей с "премиями", обеспечивавшими дополнительный наплыв покупателей. В те годы школьники (а особенно школьницы) увлеченно собирали цветные картинки. Отпечатанные на плотной глянцевой бумаге, эти недорогие картинки украшали альбомы не только школьников, но и взрослых. По совету сына Александр Ерофеевич в каждую покупку вкладывал картинку. Сначала ее вкладывали в тетради: слух о том, что в магазине Федина продают тетрадки с "премиями", мгновенно разнесся среди школьников. Затраты на эти премии были грошовые, а товарооборот вырос во много раз, соответственно очень выросла и прибыль. Это позволило Александру Ерофеевичу быстро погасить кредиты и стать через пять лет владельцем двухэтажного деревянного домика, а еще через несколько лет - большого двухэтажного каменного дома. Правда, этот дельный совет вышел боком самому Константину: отец заставлял его, всех членов семьи, а также приказчика все свободное время до глубокой ночи раскладывать по тетрадкам "премиальные картинки"...

Семилетним мальчиком Костя Федин пошел учиться в Сретенское начальное церковноприходское училище. Но этот дом он знал раньше, помнил себя там с трех-четырех лет. В нем жили родственники Семен Иванович и Анна Андриановна Машковы, в чьей семье воспитывалась до замужества мать Константина Федина. Ровно сорок лет спустя, в 1939 году, став известным писателем, Федин приехал в Саратов и зашел в знакомый двор... Об этом посещении своей первой школы Федин написал рассказ "Встреча с прошлым" . "В дальнем углу, в тени кирпичного брандмауэра, горбились сирени - все те же сирени, только стволы их, огрубелые от времени, похожие на препарированные мышцы, - скрутились в жгуты. Осень уже обобрала на них листву, а я видел их белыми, в цвету: в яркий апрельский день я отломил от них, подпрыгнув, пахучую ветку и дал ее сестре. Сестра, в белом платье, шла со мной тихо и в пышном соцветии сирени отыскивала пятилепестковые цветки и, называя их "счастьем", заставляла меня проглатывать эти горькие, холодные звездочки. И я жевал их, и вот только теперь понимаю, что это и, правда, было счастье". Константин Федин тогда не мог знать, что спустя еще сорок лет в здании школы будет создан музей , посвященный его жизни и творчеству.

В 1908 году Константин Федин навсегда уехал из Саратова и с тех пор бывал здесь только наездами. Но для него Саратов до конца жизни останется родным городом, "где легче дышится, легче работается..." .

В 1911 году К. Федин поступает в Московский коммерческий институт; в 1914 году после 3-го курса учебы уехал в Германию для усовершенствования немецкого языка (на последнем курсе института требовалось безукоризненное знание языка); одновременно в Германии изучает “коммерцию” на карандашной фабрике Фабера.

Первый рассказ был написан в 1910 году, это было подражание гоголевской “Шинели”; первые публикации - в “Новом сатириконе” в 1913-1914 гг. ("мелочи" и стихи). Начавшаяся Первая мировая война задержала Константина Федина в Германии, он был интернирован; возвратился в Россию в 1918 году (этот путь получил отражение в рассказе “Дядя Кисель” , 1919). В Германии Федин открыл для себя мир европейской культуры и до конца своих дней оставался одним из самых образованнейших советских писателей. Вне родины работал над своим первым романом “Глушь” (сатира на казачий город Уральск), впоследствии рукопись этого произведения Федин уничтожил. В немецком г. Циттау Константин Федин познакомился с юной Ханни Мрва; их отношения были освещены светом романтической и преданной любви; этой встрече суждено стать одной из тех прекрасных и мучительных встреч, которые, несмотря ни на что, случались во время катастроф XX века. Черты X. Мрва отразились в образе Мари (“Города и годы” ), Анны (“Братья” ).

В 1918-1919 годах Федин служил в Наркомпросе в Москве, в конце 1919 года уезжает в приволжский г. Сызрань, где участвует в становлении советской печати; становится редактором газеты “Сызранский коммунар” и журнала “Отклики”, печатает статьи на злободневные темы. Затем Федин был мобилизован, направлен в Москву, Петроград, затем в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии.

В 1920 году состоялось знакомство с М. Горьким, который будет на протяжении всех последующих лет оказывать большое внимание и поддержку Федину (в книге “Горький среди нас” Константин Александрович расскажет о судьбе этих творческих взаимоотношений). В Петрограде (здесь писатель проживет до 1936 года) Федин активно занимается публицистикой, входит в литературную группу “Серапионовы братья”, где противостоит разного рода формалистским, эстетским, прозападным увлечениям, исповедуя реалистические традиции русской классики. В 1921 году на конкурсе Дома литераторов К.А. Федин получает премию за рассказ “Сад” (история о том, как сторож бывшего господского сада неистово борется с сиротами-детдомовцами, защищая от них погибающий сад). Это событие принесло писателю большую известность. В 1923 году выходит сборник “Пустырь” , куда, помимо повести “Анна Тимофевна” , Федин поместил несколько рассказов. Несмотря на демонстративно заявленный “пустырный” мотив, речь в этой книге шла не о “бросовых” темах, а о судьбах русского гуманизма, о положении традиционного для русской литературы “маленького человека” в революционные дни. Каждым из произведений “Пустыря” писатель предупреждал о том сложном человеческом материале, с которым встретилась революция и который не поддавался стремительному выпрямлению.

Роман “Города и годы” (1924) посвящен Первой мировой войне и свершившейся революции; действие здесь лишено хронологической последовательности, события происходят то в России, то в кайзеровской Германии. Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию, угрожавшую человечеству агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой классовой борьбы воссоздавал он и в главах о России. Усложненная композиция романа отражала бесстрашие художника, решившегося вторгнуться в эпицентр европейской политической жизни первых двух десятилетий XX века. В основе романа - история взаимоотношений русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося человека, и немецкого коммуниста Курта Вана, отличающегося жесткой непреклонностью. Курт убивает Старцова, пошедшего ради любимой женщины на отступничество. В романе (и особенно в черновиках к роману, которые хранятся в Пушкинском Доме) звучит осуждение Старцова; но это не исключало желания автора вызвать одновременно и сострадание к герою: “Я наделил Андрея лучшим, что мне известно. Но я наделил его также самым горшим: отчаянием. Мир жесток, к несчастью” .

Роман был встречен с большим интересом (хотя упреки в “интеллигентской никчемности” Старцова постоянно сопровождают эту книгу), до 1937 года роман ежегодно выходил из печати. Он сразу появился в изданиях Русского зарубежья и там тоже получил высокие отзывы. Наделенный большой художественной силой, роман “Города и годы” показал, что русская литература периода революции не утратила своей способности постигать трудные противоречия земной жизни.

После романа “Города и годы” Константин Александрович Федин пишет ряд небольших произведений, среди которых в центре оказывается повесть “Трансвааль” (1926), где писатель нарисовал колоритную фигуру предпринимателя Сваакера, решившегося распорядиться судьбой молчаливой (от множества несчастий) русской деревни: “Это будет Америк! Сваакер будет помогать революций делать Америк!” Обратившись к крестьянству периода революции, Федин показал, что заворожить его эксплуататорской волей не так-то просто, взнуздать его этой волей невозможно.

В 1928 году К.А. Федин выступил с романом “Братья” , где писал о том, как революция рассекала родство между людьми, в романе - между братьями Каревыми: Никита - композитор, с его мучительными попытками найти своей музыке место в революции; Ростислав - революционер, с его бравурными рассказами о жестоких казнях, о кровопролитиях от имени революции. Братья встретились в трудном жизненном поединке; писатель позволил пережить им чувство родства - и все же разойтись, чтобы погибнуть одному (Ростислав) и услышать зов жизни другому (Никита). В сознании композитора Карева рождается глубокое размышление (прозвучавшее неожиданно для 1920-х годов, занятых классовым переустройством жизни): “Он думал о родном, о повелевающей силе родного, о том, что созданное человеком создано преемством, и, если сын имеет уши, он должен слышать голос камня, положенного отцом. Это и есть родина - голос камня, положенного отцом, - и счастлив тот, кто его слышит...”

Один из творческих замыслов писателя связан с именем Н.Г. Чернышевского. В 1928 году, когда праздновалось столетие со дня рождения Николая Гавриловича, Федин готовился к выступлению на юбилейных торжествах. Ему попались интересные материалы из воспоминаний Чернышевского и его наброски. Это натолкнуло на мысль написать повесть о временах старого Саратова. В 1930 году такая повесть под названием "Старик" увидела свет в Петрограде. В предисловии к повести автор с большой нежностью пишет о "городе, которого давно не было и который странно жил где-то тут же, бок о бок с моей маленькой жизнью…" . "Задолго до моего рождения город начал расти , - детально повествует Федин, - уходить в сторону от того места, где когда-то закладывалась его судьба- Но старые стены все еще сохранялись, улицы носили прежние названия, и вдруг с неожиданной ясностью, почти до испуга осязаемо, я прикасался к прошлому. Мое воображение было так же велико, как мал был мой возраст, и я населял заброшенные улицы жизнью, которой не видали никогда даже мои деды. Так настоящая жизнь включала в себя это прошлое с тою же силой действительности, с какой для меня - семилетнего мальчугана - действительны были дворовые игры или мой утренний завтрак - молоко пополам с горячей водою, кусок сахару и саратовский белый калач" .

На рубеже 1920-1930-х годов К.А. Федин играет значительную роль в литературной жизни страны, он в руководстве ленинградской писательской организации, ведет активную работу по сплочению писательских сил, выступает на I съезде советских писателей, избирается в руководящие органы Союза писателей. Федин совершает многочисленные зарубежные поездки, которые дают ему материал для нового романа - “Похищение Европы” (1933-1935). Деловому миру Запада здесь противопоставляется панорама социалистической действительности. Но роман оказался наиболее схематичным из всех фединских произведений, он испытал наибольшее давление со стороны официальной идеологии, что мучительно переживал художник.

Страдавший тяжелым заболеванием легких, Константин Александрович в начале 1930-х годов лечился в Швейцарии в Давосе; через несколько лет после этой поездки появится самый маленький и самый поэтичный фединский роман - “Санаторий “Арктур” (1940). Санаторий в горах населен обреченными (из-за неизлечимой болезни) людьми, которые, ценя каждое мгновение жизни, борются за продолжение жизни. Главный герой романа - Левшин - наделен сложной внутренней жизнью. Он живет любовью к Родине, этим отличается от всех других в санатории, людей разных национальностей. Сильная и спокойная натура Левшина дарит поддержку и надежду тем, кто оказывается с ним рядом.

В годы Великой Отечественной войны К.А. Федин был эвакуирован в г. Чистополь; там работал над книгой воспоминаний, книгой размышлений над литературной жизнью в России XX века - “Горький среди нас” (1941-1968); родственной этой явилась и книга “Писатель, искусство, время” (1957) - портреты современников Федина. Летом 1943 года писатель выезжал на фронт, был на землях освобожденной Орловщины. В 1944 году после снятия блокады едет в Ленинград, здесь рождается книга очерков - “Свидание с Ленинградом” : “Я видел десятки европейских городов и жил в восьми столицах. Чувство гармонии, которое мне дается Ленинградом, нигде не повторялось... да, Ленинград остался со своим единством прошлого и настоящего, старый и вечный город. Но прикоснемся к его ранам” . В 1942 году была написана пьеса “Испытание чувств” , а также ряд очерков.

В военное время Константин Александрович Федин приступил к созданию трилогии, отмеченной большим эпическим размахом, - “Первые радости” (1945), “Необыкновенное лето” (1947-1948), “Костер” (кн. 1-я - “Вторжение” , 1961; кн. 2-я - “Час настал” , 1965). Повествование трилогии погружено в незатихающие раздумья писателя об историческом пути России, о социально-нравственных проблемах революции. Хотя Федин отходил в трилогии от темы Европы, все здесь обращено именно к культурному, социальному облику XX века в целом. От романа к роману писатель следил за сменой поколений, за взлетами, расцветами и затуханием судеб своих персонажей. Главные события связаны с именем Кирилла Извекова, целеустремленной, нравственно привлекательной личности. Герой проходит все испытания, выпавшие на долю его народа, - годы революции, гражданская война, первые шаги строительства советской жизни, репрессии, война (“Герои сами сложили этот сюжет, другого они сложить не могли” ). В трилогии глубже всего раскрылись фединские “представления о русской земле - как о Мире, о русском народе, как о Человеке” . Роман “Костер” остался незавершенным.

Константин Александрович Федин был видным общественным деятелем, на протяжении многих лет возглавлял Союз писателей (1959-1971), был членом Германской академии искусств; неоднократно получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий. Его произведения переведены на многие языки.

Появившиеся в последние годы в печати фрагменты дневников Константина Александровича Федина разных лет, писем раскрывают глубокие борения художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от официальной идеологии.

Использованные материалы: - Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь. Т.2. - Москва: Просвещение, 1998.
- Ткачева И. "В родном городе легче дышится..." - Памятники Отечества: Сердце Поволжья. - М.: Памятники Отечества, 1998.

Константин Александрович Федин родился 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1892 года в семье приказчика писчебумажного магазина Александра Ерофеевича Федина и его жены Анны Павловны в маленьком дворовом флигеле на Большой Сергиевской улице Саратова (ныне улица Чернышевского).

В период с 1899 по 1901 гг. Федин получает начальное образование в Сретенском начальном училище (сегодня в этом здании расположен Государственный музей К. А. Федина), в 1901 году поступает в Саратовское коммерческое училище. В 1907 году Федин тайно от родителей уезжает в Москву, затем с 1908 по 1911 гг. обучается в Козловском коммерческом училище (ныне город Мичуринск). Первые литературные опыты Федина относятся к 1910 году. Это было подражанием Гоголю. «Его „Шинель“, — пишет Федин в своей «Автобиографии», — осталась надолго одним из глубочайших моих внутренних потрясений».

С 1911 по 1914 гг. Федин — студент Московского коммерческого института (ныне — Институт Народного хозяйства им. Плеханова). В 1913-1914 гг. — первая публикация в «Новом Сатириконе» под псевдонимом «Нидефак».

В 1914 году Федин был направлен в Германию для углубленного изучения немецкого языка, где в связи с началом Первой мировой войны оставался в качестве гражданского военнопленного № 52 до 1918 года. С 1916 по 1917 годы Федин работает актером в театре оперетты г. Циттау, работает над романом «Глушь», рукопись которого была уничтожена автором в 1928 году. Годы пребывания Федина в Германии стали ценным материалом для создания романа «Города и годы» (1924 г.), принесшего Федину европейскую известность.

4 сентября 1918 года Федин возвращается в Москву, в 1919 году работает в Сызрани, редактируя газету «Сызранский Коммунар». В журнале «Отклики» публикуются рассказы Федина «Сказка», «Триолет мая», статьи «Спартаковцы», «И на земле мир…», «Максим Горький».

В 1920 году начинается переписка Федина с Максимом Горьким. Федин посылает Горькому рукописи рассказов «Прискорбие» (не публиковался), «Дядя Кисель» (впервые опубликован в газете «Сызранский Коммунар» от 22 и 23 ноября 1919 г.).

В 1921 году входит в группу «Серапионовы братья».

В период с 1921 по 1923 гг. Федин публикует повести и рассказы «Сад», «Анна Тимофеевна», «Пустырь», «Рассказ об одном утре». Рассказ «Сад» удостоен первой премии на конкурсе Дома литераторов. В 1924 году выходит первое издание романа «Города и годы», в 1926 году — «Наровчатовские хроники», в 1928 году — «Братья».

В 1928 году Федин совершает поездку за границу, где встречается с Иоганнесом Бехером, Эрнестом Толлером, Лионом Фейхтвангером, Арнольдом Цвейгом, Леонгардом Франком. В 1932 г. посещает Ромена Роллана в Вильневе. В 1933 году встречается в Париже с Л. Франком, А. Мальро, Луи Арагоном.

В августе 1934 года Федин выступает на Первом Всесоюзном съезде писателей и избирается в состав правления Союза.

В 1934 году выходит книга Федина «Похищение Европы».

В 1936 году Федин с семьей переезжает в Переделкино.

В 1939 году Федин награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1941 году появляется журнальная публикация книги «Горький среди нас», а в 1944 году выходит отдельное издание.

С октября 1941 по январь 1943 гг. Федин с семьей живет в эвакуации в городе Чистополе. В сентябре- — августе 1943 года он выезжает в действующую армию под Орел.

Присутствует на процессе военных преступников в Нюрнберге в качестве корреспондента газеты «Известия». В 1947 году Федин утвержден профессором Литературного института им. А. М. Горького по кафедре «Советская литература и творчество».

В период с 1946 по 1948 год Федин издает романы, написанные на саратовском материале: «Первые радости» и «Необыкновенное лето».

В 1951 году избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1958 году избран академиком Академии наук СССР. В 1960 году Федину присвоено почетное звание доктора философии (университет им. Гумбольдта, Берлин).\

В 1967 году к 75-летию писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

русский советский писатель и журналист

Константин Федин

Краткая биография

Константи́н Алекса́ндрович Фе́дин (24 февраля 1892, Саратов - 15 июля 1977, Москва) - русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент. Первый секретарь (1959-1971) и председатель правления (1971-1977) Союза писателей СССР. Член АН СССР и Немецкой академии искусств (ГДР) (1958). Герой Социалистического Труда (1967).

Биография и творчество

Родился 12 (24) февраля 1892 года в Саратове в семье владельца писчебумажного магазина. С детства был увлечён писательством. Не желая по настоянию отца идти «в коммерсанты», убегал из дома. В 1911 году всё же поступил в Московский коммерческий институт.

Первые публикации относятся к 1913 году – сатирические «мелочи» в «Новом сатириконе». Весной 1914 года, окончив 3-й курс, уезжает в Германию для совершенствования в немецком языке, где его застала Первая мировая война (1914-1918). До 1918 года живёт в Германии на положении гражданского пленного, работает актёром в городских театрах Циттау и Герлица. В сентябре 1918 года возвращается в Москву, служит в Наркомпросе. В 1919 году живёт в Сызрани, работает секретарём городского исполкома, редактирует газету «Сызранский коммунар» и журнал «Откли­ки». В октябре 1919 года мобилизован и направлен в Петроград в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, где служил до перевода в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда»; вступает в ряды РКП(б). Печатается в «Петроградской правде».

Весной 1921 года Федин входит в содружество «Серапионовы братья»; назначается ответственным секретарём, а вскоре и членом редколлегии журнала «Книга и революция». В этом же году Федин выходит из партии, объяснив это необходимостью «все силы отдать писательству». 1921–1922 гг. - секретарь редакции Государственного издательства в Петрограде; член правления писательской артели «Круг» и кооперативного издательства «Круг» (1923–1929); ответственный секретарь журнала «Звезда» (1924–1926); председатель правления «Издательства писателей в Ленинграде» (1928–1934). В 1920-е годы Фединым написаны повести «Анна Тимофевна» (1921–1922), «Наровчатская хроника» (1924–1925), «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1925–1926), «Старик» (1928–1929), ряд рассказов. За рассказ «Сад» (1921) Федин получил первую премию на конкурсе «Дома литераторов» в Петрограде.

В эти же годы им написаны два его лучших романа: «Города и годы», в котором отразились впечатления о жизни в Германии в годы Первой мировой войны и опыт гражданской войны в России и «Братья» – роман о России революционной поры. Оба романа посвящены судьбам интеллигенции в революции и были с воодушевлением восприняты читателями как в России, так и за рубежом (с 1926 по 1929 гг. романы были изданы в переводах на немецкий, польский, чешский, испанский, французский языки). О «Братьях» Стефан Цвейг писал Федину 10 декабря 1928 года: «Вы обладаете тем, что так непонятно большинству в русских художниках (и чего я, к моему сожалению, совершенно лишён),- великолепной способностью изображать, с одной стороны, народное, совсем простое, человеческое, и одновременно создавать изысканные артистические фигуры, раскрывать духовные конфликты во всех их метафизических проявлениях».

Заболев тяжёлой формой туберкулёза лёгких, с сентября 1931 по ноябрь 1932 года Федин лечится в Давосе (Швейцария), а затем в Санкт-Блазиене (Германия). В 1933–1934 гг. как член оргкомитета Федин участвует в подготовке Первого Всесоюзного съезда писателей. До 1937 года Федин продолжал жить в Ленинграде (Литейный проспект 33), потом переехал в Москву. В 1933-35 годах работает над романом «Похищение Европы» - первым в советской литературе политическим романом. Роман «Санаторий „Арктур“» (1940), написанный по впечатлениям от пребывания в санатории для туберкулёзных больных в Давосе, тематически перекликается с «Волшебной горой» Томаса Манна. Выздоровление героя – советского подданного на фоне находящегося под гнётом экономического кризиса Запада накануне прихода к власти фашистов символизирует преимущества советского строя.

В годы войны, с октября 1941 по январь 1943 год, живёт с семьёй в эвакуации в городе Чистополь. В ноябре 1945 – феврале 1946 года - специальный корреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе. В годы войны им написаны три цикла очерков по впечатлениям от поездок на прифронтовые и освобождённые от оккупации области, а также книга воспоминаний «Горький среди нас» о литературной жизни Петрограда начала 1920-х годов, о группе «Серапионовы братья» и роли, которую играл Горький в судьбах начинающих писателей. Книга неоднократно подвергалась жёстокой официальной критике за искажение образа Горького и в полном объёме была напечатана лишь в 1967 году. К. И. Чуковский писал об этой книге «Словом, как ни смотри, с какой стороны ни подойди, это вершинная книга из всех современных мемуарных. Книга классическая. И я рад, что она избавлена от прежних увечий».

Начиная с 1943 года работает над трилогией «Первые радости» (1943–1945), «Необыкновенное лето» (1945–1948), «Костёр» (начат в 1949; вторая книга осталась незаконченной). В 1957 году вышел сборник «Писатель, искусство, время» (1957), включивший в себя публицистические статьи о писательском труде и очерки о писателях классиках и современниках. Об этой книге Борис Пастернак писал Федину: «Я с большим опозданием начал читать твою книгу, и спешу сказать тебе о восторге, охватившем меня с первых страниц… Также хороши как Пушкин , почти все «Вечные спутники». Неожиданно хороша статья об Эренбурге, в том же почти уровне. О Блоке и Зощенке – с какими-то препятствиями, без такого сквозного, победоносного бушевания…».

С 1947 по 1955 гг. Федин - руководитель секции прозы, а затем председатель правления (1955–1959) Московского отделения Союза писателей СССР. Первый секретарь (1959–1971) и председатель правления (1971–1977) СП СССР.

В 1958 году Федин был избран академиком АН СССР по Отделению литературы и языка.

В период до Великой Отечественной Войны Федин занимал активную общественную позицию, неоднократно выступая защитником права писателя на свободу творчества и отстаивая традиции великой русской литературы. Однако в послевоенный период соответственно занимаемым им постам «руководителя советской литературы» его позиция по наиболее острым моментам литературной жизни страны становится всё более пассивной и полностью соответствующей линии партии и правительства. Федин не выступил в защиту Б. Л. Пастернака, с которым до этого дружил 20 лет. Его отсутствие на похоронах друга объяснялось не трусостью, но тяжёлой болезнью, совпавшей со смертью поэта. Он действительно выступил в секретариате Союза писателей против публикации романа А. И. Солженицына «Раковый корпус», хотя ранее приветствовал публикацию в «Новом мире» «Одного дня Ивана Денисовича». Он также подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

Семья

  • Первая жена - Дора Сергеевна Федина (урожденная Александер; 1895 - 11 апреля 1953), работала машинисткой в частном издательстве Гржебина.
    • Дочь - Нина Константиновна (21.09.1922 - 11.01.2018), актриса.
  • Вторая (гражданская) жена - Ольга Викторовна Михайлова (1905-1992).

Фото

Памятник К. А. Федину в Саратове

Могила Федина на Новодевичьем кладбище Москвы

Оригинальная почтовая марка к 100-летию со дня рождения Федина . Россия, 1992.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (23.02.1967)
  • четыре ордена Ленина (23.02.1962; 23.02.1967; 23.02.1972; 17.09.1975)
  • орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; 25.02.1952)
  • медали
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени ГДР
  • золотой орден «Звезда дружбы народов» награда Государственного Совета ГДР.
  • Сталинская премия первой степени (1949) - за романы «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-1948)

Память

  • Именем Константина Федина названа одна из площадей Саратова, а также улицы в Москве (Северное Измайлово) и Чебоксарах, Чувашия.
  • Музей Константина Федина в Саратове
  • Памятник К. А. Федину в Саратове. Скульпторы Кибальников А. П., Протков В. Н.; архитектор Менякин Ю. И..
  • Саратовский государственный педагогический институт имени К. А. Федина.

Киновоплощения

  • 2011 - Фурцева - Анатолий Яббаров
Категории: