Межнациональная дифференциация. Поурочный план - нации и межнациональные отношения. Антипод межнациональной интеграции

краткое содержание других презентаций

«Субкультуры и их представители» - Работа. Уровень демократизации общества. Кракеры. Классификация неформальных движений. Наиболее популярные молодежные субкультуры. Готы. Элита. Наркотизированные субкультуры. Приобретение новых друзей с общими интересами. Молодые люди. Молодёжные субъкультуры России. Проблема преодоления жизненных трудностей. Вывод: Классифицировать субкультуры сложно, изучая тему, я нашёл. Показать особенности. Новые веяния в российском обществе.

«Гражданское общество и политическое государство» - Связь правового государства и гражданского общества. Признаки правового государства. Правовое государство и гражданское общество. Сущность и признаки правового государства. Правовое государство. Понятие и подсистемы гражданского общества. Теории правового государства и гражданского общества. Идеи гражданского общества. Античность. Теории правового государства. Становление гражданского общества в современной России.

«Понятие политической системы общества» - Разветвленная совокупность различных политических институтов. Институт полномочных представителей. Политические институты. Политическая система общества. Функции Президента. Конституция. Государственная Дума. Народ. Структура Конституции. Институт депутатского запроса. Политическая система российского государства. Политическая система. Принцип разделения властей. Совет Федерации. Выборы.

«ЕГЭ «Общество»» - Впишите слово, которое пропущено. Общественные отношения. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Объяснения. Авторское понимание свободы. Вопросы власти. Установите соответствие между сферами жизни общества. Повышение налогов на бензин. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме. Признаки доиндустриального общества. Низкая социальная мобильность. Черты общества как динамичной системы.

«Детская жестокость» - Анкетирование. Проблемный вопрос. Жестокость. Проявление жестокости по отношению к девочкам и мальчикам. Конфликт. Родители. Проявление жестокости. Советы для родителей. Конфликтная ситуация. Ученик. Причины проявления жестокости. Жестокость по отношению к животным. Основные виды работы. Желание выделиться. Детская жестокость. Компьютер. Читаете ли вы художественную литературу. Конфликт со взрослыми.

«Военная служба по контракту» - Дополни предложение. Знания по вопросам. Вопросы для закрепления. Военная служба по контракту. Особенности службы по контракту. Государственные льготы. Сроки службы по контракту. Требования к кандидатам службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Основания для отказа. Цель урока.

Под межэтнической интеграцией понимается процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое. Межэтническая интеграция является результатом взаимодействия внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них общих черт . Вследствие этого складываются особые межэтнические общности, представляющие собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общего самосознания. Эти процессы характерны для всех длительно существующих полиэтнических государств. Они в той или иной форме отмечались в Римской, Османской, Российской империях. Межэтническая общность складывалась в Советском Союзе, этот процесс продолжается в Российской Федерации. Развертывание процессов межэтнической интеграции становится особенно интенсивным в эпоху зрелого капитализма, когда идет развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок.

В настоящее время межэтническая интеграция относительно интенсивно развертывается в некоторых развитых странах, например, в США, Канаде, Швейцарии, Испании и др. В СССР межэтническая интеграция шла как по основным историко-географическим регионам (например, между народами Средней Азии, Прибалтики, Поволжья и т. д.), так и в пределах всей страны. В результате этого происходило, хотя и весьма противоречиво, формирование межнациональной общности людей - советского народа, характеризующегося единством экономики и идеологии, распространением в межнациональном общении русского языка, общественной культуры и быта, а также связанным с этим общенациональным, общесоветским самосознанием. Этот процесс прерван в связи с распадом СССР.

В ходе межэтнической интеграции в России формируется государственно-политическая многонациональная общность людей - россияне. Межэтническую общность россиян объединяют единая территория, общность экономической жизни, общие черты образа жизни, культуры, общий язык - русский, которым в настоящее время владеют 98% населения, общность исторических судеб и интересов. Россияне - общность многонациональная, полиэтническая, объединяющая около 150 народов и этнических групп. Следовательно, эта общность более широкая, чем нация, обладающая собственными чертами. В то же время россияне не представляют собой нечто искусственное, оторванное от национальной почвы. В общности «россияне» диалектически сочетаются этническое и социальное, национальное и интернациональное.

Межэтническая интеграция наиболее характерна для развивающихся стран Азии и Африки с их сложной этнической структурой населения. В рамках некоторых азиатских государств (Индия, Пакистан, Индонезия и др.) формируются многомиллионные межэтнические общности. Идут процессы межэтнической интеграции в ряде стран Латинской Америки и Океании. Возникающие при этом общности носят не только государственно-политический, но и этнокультурный, метаэтнический характер. Однако следует отличать межэтническую интеграцию от этнической ассимиляции и этнической консолидации.

Классный час по теме: «Нации и межнациональные отношения »в9 классе

Цель классного часа :углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи классного часа:

1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

Тип классного часа – комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание),

Обеспечение классного часа: словари, раздаточный материал, доклады учащихся

Ход классного часа:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План классного часа:

  1. Этнические общности.
  2. Национальное самосознание.
  3. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
  4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
  5. Национальная политика.


Основные понятия : нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема классного часа : Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности .

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос – его основные черты и особенности».

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнос

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение поведение

Специфическая материальная и духовная культура

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации

Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

Задание : Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такоеисторическая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу : Приведите примеры национального интереса россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, какмежнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.


Межнациональная дифференциация –

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах .


Межнациональная интеграция –

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.


Формы межнациональной дифференциации

  1. Самоизоляция в целом
  2. Протекционизм в экономике
  3. Религиозный фанатизм
  4. Национализм в различных формах в политике и культуре


Формы межнациональной интеграции

  1. Экономические и политические союзы
  2. Транснациональные корпорации
  3. Международные культурные и народные центры
  4. Взаимопроникновение религий и культур, ценностей


Причины межнациональной интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС).




Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире .

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% (татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

  1. Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
  2. Рост сепаратистских тенденций на территории России.
  3. Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления : Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов :

  1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
  2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.
  3. Колониальное население.
  4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.



Виды межнациональных конфликтов :

  1. По поводу спорных территорий.
  2. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
  3. Из-за произвольного изменения административных границ.
  4. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
  5. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
  6. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов :

  1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным увствам всех этнических групп;
  2. проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
  3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
  4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов :

  1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
  2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
  3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Вопрос 5. Национальная политика.

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – являетсянациональная политика .


Гуманистические принципы политики в области национальных отношений


Основные принципы национальной политики


Условия гармонизации национальных отношений


1.Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.


1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.


1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.





ЭТНОС ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка и осознающих свое единство 1.Язык; 2.Религия; 3. Материальная и духовная культура; 4. Общность происхождения; 5. Общность исторической судьбы; 6. Общие черты психологического склада. ПРИЗНАКИ ЭТНОСА





РОД РОД – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). ПЛЕМЯ ПЛЕМЯ – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.


Возникла на основе территориальных, соседских связей исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ НАРОДНОСТЬ


НАЦИИ возникли на базе становления общности экономической жизни людей высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания Национальное самосознание Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации Национальное самосознание Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации историческая память историческая память родной язык родной язык традиции и обычаи традиции и обычаи национальное достоинство национальное достоинство патриотизм



В России более 100 этносов, в том числе около 30 наций Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства. Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства.








НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Многонациональная среда Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов.



МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИЯ – сотрудничество наций, сближение различных сторон жизни народов ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – стремление народов к национальной самостоятельности ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции


Процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: 1. Экономические и политические союзы 2. Транснациональные корпорации 3. Международные культурные центры 4. Взаимопроникновение религий, культур МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ




МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе Непродуманная политика ряда политических деятелей Ошибки и просчёты в национальном вопросе Канада – проблема франко-канадцев Франция – проблема провинции Бретань Великобритания – конфликт с Северной Ирландией Бельгия – фламандцы, валлоны Испания – баски Национальное меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства ПРИЧИНЫПРИЧИНЫПРИЧИНЫПРИЧИНЫ ПРИМЕРЫПРИМЕРЫПРИМЕРЫПРИМЕРЫ




(от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. ТОЛЕРАНТНОСТЬ




Демократизация всех сторон общественной жизни соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем предоставление всем народам максимально широкого самоуправления отказ национальных меньшинств от сепаратизма (стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии). постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом (идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим) и шовинизмом (неприязнь, ненависть к другим народам). ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА


Сочетать национальные и интернациональные интересы признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА


Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Ассимиляция – поглощение одной нации другой. Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Дискриминация – ущемление прав Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие ТЕРМИНЫТЕРМИНЫ Толерантность – терпимость Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма


ТЕСТ «НАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ " 1. О бщность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп: 1. класс; 2. сословие; 3. профессиональная группа; 4. этническая группа. 2. О бщность языка, культуры, территории, экономических связей характеризуется: 1. класс; 2. нация; 3. каста; 4. сословие. 3. В ерно ли, что: а) национальное самоопределение предполагает, что человек определяет свою национальность по самосознанию, а не по национальности родителей; б) национальное самоопределение предполагает возможность выбирать гражданство любой страны? 1. верно только а; 2. верно только б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны.


3. 3. Верно ли, что: а) причиной национальных противоречий часто бывают территориальные претензии; б) национальные противоречия периодически возникают в разных странах? 1. верно только а; 2. верно только б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны. 5. К акие из перечисленных социальных групп относятся к этническим? 1. каста; 2. гражданство; 3. нация; 4. народность; 5. сословие; 6. племя. КЛЮЧ: