Название древнего населения коми края. Кто такие зыряне: особенности, происхождение, этнографические группы и интересные факты. Отдельные региональные группы

КОМИ, коми-зыряне (самоназвания - коми-морт, коми-войтыр; устаревший русский - зыряне), народ в России, коренное население Республики Коми. Численность 293,4 тысяч человек (2002, перепись); из них около 55 тысяч человек - ижемцы. В Республике Коми насчитывают 256,5 тысяч человек, в Тюменской области - 10,6 тысяч человек (в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе - 6,2 тысячи человек, в Ханты-Мансийском - 3,1 тысяч человек), Архангельской области - 5,7 тысяч человек (в том числе в Ненецком автономном округе - 4,5 тысячи человек), Мурманской области - 2,2 тысячи человек, Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 2,1 тысячи человек. Большинство говорит на коми-зырянском языке, практически все владеют русским языком. Верующие - православные (в том числе староверы).

Общие предки коми и коми-пермяков, вероятно, носители культуры Гляденово (3 век до нашей эры - 4/5 века нашей эры). Предки коми - упоминающаяся в летописях пермь вычегодская, расселённая в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Христианизация коми в конце 14 века связана с деятельностью святого Стефана Пермского. В 16-17 веках коми расселяются в верховьях Мезени и Вычегды, появляются на Ижме, верхней и нижней Печоре. В 15-17 веках, вероятно, сложились основные локальные группы коми: нижневычегодская (эжватас) на средней Вычегде (от Усть-Выми до Жешарта) и её притоках; вымская (емватас); сысольская (сыктылсаяс), включающая среднесысольскую и верхнесысольскую подгруппы; прилузская (лузсаяс) на верхней Лузе и Летке; удорская (удораса) на верхней Мезени и Вашке; верхневычегодская (вылысэжвасаяс). В 18 веке в ходе расселения коми далее на восток и север образовались группы верхнепечорских коми (печорас) и ижемцев на средней и нижней Печоре и Ижме, позднее - в Западной Сибири и на Кольском полуострове. У нижневычегодских и вымских коми прослеживаются значительные русский и вепсский компоненты, у прилузских - удмуртский и марийский, у удорцев верхней Мезени - русский и ненецкий, на Вашке - вепсский. С середины 18 века среди коми распространяется старообрядчество. В 1897 году насчитывалось около 153,6 тысяч коми. В 20 веке резко возросли иммиграция русских, количество смешанных браков (43,2% в 1979) и ассимиляция коми. Ныне коми составляют большинство в Ижемском, Усть-Куломском, Корткеросском, Сысольском, Прилузском и Сыктывдинском районах Республики Коми. Растёт численность коми в городах (7,8% в 1939, 47,8% в 2002). Вместе с тем в связи с ассимиляцией коми в городах в последние годы наблюдается тенденция к их деурбанизации. С конца 20 века формируется этнокультурное движение коми, образовано общество «Коми котыр» (1989) и его исполнительный орган - Комитет возрождения народа коми (1991), а также радикальная организация «Дорьям асьнымос» (1993). В 1992 в Сыктывкаре прошёл 1-й Всемирный конгресс финно-угорских народов. Распространено движение за законодательное придание этнографическим группам коми статуса коренных малочисленных народов.

Традиционная культура типична для народов Европейского Севера России (смотри ст. Народы и языки в разделе «Россия»). С начала 2-го тысячелетия распространилось земледелие, первоначально подсечно-огневое и переложное, с 15 века - трёхполье (в основном на юге); однако подсечно-огневая и переложная системы сохранялись до 20 века. Участки на подсеках (тыла) обрабатывали ручным орудием типа мотыги (куштан, кокан, копушай). С 12 века стали использовать соху (гэр) с неравными сошниками и отвалом, с начала 20 века - вятскую косулю и другие сохи-односторонки. Выращивали в основном ячмень, а также рожь, на юге - овёс, из технических культур - коноплю и лён. С конца 19 века распространяется картофель. Животноводство было особенно развито у удорцев. Разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей; лучшими считались печорские коровы и низкорослые и шерстистые лошади. Скот выпасали от 4-5 до 3 месяцев в году; пастьба была вольная, без пастухов. В 16-17 веках у удорцев, верхневычегодцев, печорцев ведущим стал пушной промысел и рыболовство, у ижемцев - оленеводство. Было развито товарное рыболовство, особенно у ижемцев и печорцев. Прилузцы собирали на продажу бруснику и чернику, печорские коми - кедровые орехи. Со 2-й половины 19 века на севере товарное значение приобрела добыча дичи (главным образом рябчиков), на юге распространились отхожие промыслы; в конце 19 - начале 20 века ижемцы поставляли на мировые рынки шкурки белых куропаток. Охотничье снаряжение включает особое копьё (койбедь) с железным наконечником на одном конце и деревянной лопаткой - на другом. Традиционные лыжи - голицы (лямпа) и подшитые (лызь); лёгкие сани (норт) охотник тащил сам или запрягал собак. На верхней Печоре были известны собачьи нарты, вероятно, заимствованные у обских угров или ямальских ненцев; оленеводы использовали оленьи нарты. Были развиты производство лепной керамики техникой ленточно-жгутового налепа (в основном женщины), деревянные посуды (мужчины), обработка бересты, прядение и ткачество, вязание. На Печоре было развито мануфактурное производство оленьей замши. В росписи по дереву сформировались местные стили, связанные со старообрядческой традицией: для нижневычегодских коми характерны лопатообразные прялки с цветочным орнаментом, нанесённым свободнокистевой росписью; для верхневычегодских и удорцев - веслообразные с геометрическими мотивами (крупные круги и др.). У удорцев бытовали также прялки, идентичные поморским мезенским, - лопатообразные с чёрно-охристой росписью, с изображениями коней, всадников, птиц и др.; распространены также прялки с трёхгранно-выемчатой и прорезной резьбой; для Вашки - с веслообразной, обычно недекорированной лопастью и т. д. Увымских, сысольских, летских и вычегодских коми известны индивидуальные стили росписи. У северных коми была распространена меховая мозаика.

Древнейший тип расселения, по-видимому, гнездовой: деревни-однодворки (сикт, грезд) примыкают к селу (погост) с церковью, административными зданиями и др.; на Сысоле и Лузе они окружают погост по радиусам, на Вычегде и Выми вытянуты в линию вдоль дороги или реки. В 19 веке в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные сёла беспорядочной или прибрежно-рядовой планировки. Уличная планировка распространилась в конце 19-20 века.

Основной тип традиционного жилища с 18 века -трёхраздельная (изба-сени-клеть или изба-сени-горница) изба (керка) северо-русского типа с крытым двором на высоком подклете с печью у входа и красным углом напротив. Различаются южный, или сысольский (Сысола, Луза), и северной, или вымский (Вымь, Вычегда, нижняя Сысола, Удорский район), типы связи: в сысольском варианте вход через сени с боковой стороны постройки, в вымском - с торцовой. На Удоре и в Полузье встречается более древний тип связи: общие для двух изб сени пристраиваются сзади и соединяют жилую часть с хозяйственным двором. Фронтон, кровля, наличники украшались резьбой и росписью, у северных коми на охлупне часто укрепляли оленьи рога. У сысольских, верхневычегодских и печорских коми распространён предположительно более древний (так называемый восточной-южнорусский) тип планировки с печью у передней стены устьем ко входу и красным углом у входа. Русскую печь клали в основном из необожжённого кирпича, до середины 19 века встречались глинобитные печи; к печи примыкал голбец (гэбэч).

Традиционная одежда коми сходна с северорусской, а у северных коми - также с ненецкой. Мужская рубаха (дэрэм, йэрнэс) туникообразного покроя, достигала в длину 80-85 см, имела разрез посередине или на правой стороне; на поясе носили сумочку (бива) для иглы, кремня и т. п. В женской одежде использовались покупные, у северных коми - драгоценные ткани. Женская рубаха (дэрэм) - туникообразная или с прямыми (на Летке - косыми) поликами, верхней частью (сос) из кумача или пестряди, нижней (мыг) - из грубого холста с боковыми клиньями; украшалась цветными вставками, красной, реже - красно-чёрной вышивкой, у нижневычегодцев, прилузцев, удорцев и ижемцев - с браным тканьём по вороту, подолу и рукавам. Поверх рубахи носили косоклинный сарафан со швом спереди (сарапан, кунтей, шушун, китайка и др.), подпоясанный плетёным узорным поясом (вэнь), и передник; у сысольцев и ижемцев с конца 19 века распространился прямой сарафан на лямках или с корсажем. Поверх сарафана носили нарядные короткие распашные кофты с длинными рукавами. Мужчины и женщины подпоясывались плетёными, на юге - вязаными поясами. Девичий головной убор - венок (гэлэведеч) на тканевой или берестяной основе с цветными лентами (до 12) сзади; свадебный (юрной) - высокий с высоким очельем, обтянутый красным сукном; женский - шапочки типа кокошника (самшура, сборник и т.п.), кики (сорока, юркэртэд, треюк) или повойника (юртыр, бабаюр, пэвэйник). Верхняя мужская и женская одежда - рубаха (шабур) из грубого холста со вставными клиньями по бокам, иногда с капюшоном; кафтан (дукэс, сукман) из белого, синего или серого сукна с запахом налево, отрезной спинкой и сборками на талии. На промысле носили прямоугольную накидку (лузан) с отверстием для головы, зимой - с пристежным капюшоном.

Традиционная пища - кислые супы (азя шыд), каша (рок), хлеб, оладьи, пироги, варёная, солёная, сушёная, жареная рыба, летом - холодные похлёбки на основе кваса (ырош), в праздники - рыбный пирог (чери нянь). К муке добавляли пихтовую сушёную и перемолотую на жерновах кору (кач). Собирали щавель, стебли и корни дикой моркови, молодые мужские соцветия ели, соцветия борщевика (азьгум); стебли борщевика заквашивали впрок. Мясо чаще употребляли северные коми. Из традиционных напитков распространены квас, отвары ягод и трав, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, по праздникам - пиво (сур).

Сохранялась большая семья, у ижемцев достигавшая численности 30-50 человек. Бытовали родовые знаки (пас), которыми метили дома, угодья, орудия труда, намогильные памятники и т. п. Группы родственных семей (котыр, у ижемцев и нижневычегодцев - чукэр, чукар, у печорцев - став) селились в одном поселении или конце села, до сих пор имеют общие участки на кладбище. Запрещался брак между родственниками до 6-го колена. У удорцев был известен брак с умыканием (кратча). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Скользящий счёт поколений, характерный для многих других уральских систем родства, отсутствует. Семейные и календарные обряды коми близки к северорусским. Характерны дохристианские праздник урожая (чарла рок, буквально - каша серпа), охотничьи очистительные ритуалы перед началом промысла; на Печоре известен весенний обряд проводов льда. В свадьбе часто участвовал колдун (видзысь), иногда заменявший дружку. Накануне свадьбы устраивались молодёжные собрания (колип) с играми и инсценировками в масках. В похоронно-поминальной обрядности отражены представления о множественности душ. Покойникам в гроб клали еду, в могиле гроб настилали берестой, на могиле иногда ставили сруб. Зимой молодёжь устраивала посиделки, где часто образовывались постоянные пары. На пасхальной неделе устраивали качели (потана качай), на Святки - ряжение (основные маски - коня и журавля). Сохранялись вера в леших (вэрса), духов-хозяев, колдовство, культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

Устное творчество. Сохраняются космогонические мифы о верховном боге Ене и его антиподе, «тёмном демиурге» Омэле, эпические сказания и легенды, сказки. Архаический пласт музыкального фольклора включает заклинательные песни («Изгнание репейника-татарника с поля», «Изгнание Клопа Хлопотовича из избы» и др.), свадебные, похоронные, поминальные, рекрутские и бытовые причитания (бердэтчанкыв), детские повествовательные песни и песни-сказки, «будильные» песенки, колыбельные (эвекайтэм), заклинки животных. Распространены локальные формы эпического фольклора: ижемские трудовые и бытовые лиро-эпические импровизации (нуранкыы), ижмо-колвинский богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни. К «классическому» слою относятся песни протяжные (нюжъэдлан сьыланкывъяс), календарные (рождественские, масленичные, весенние, жатвенные), свадебные, рекрутские, плясовые, игровые, хороводные, к позднему - частушки и поздние лирические песни. Большая часть песен исполняется многоголосно. Среди музыкальных инструментов: смычковый и щипковый сигудэк; флейты - продольная (пэлян гум, этика пэлян), многоствольные (куима чипсан, пэлянъяс), окарина (сэй пэлян); берестяной рожок (сюмэд буксан); натуральная труба (юсь пэлян); рябчиковый манок (сьела чипсан); деревянный барабан (пу барабан); скребковый идиофон (сярган); гармоника; балалайка и др.

Лит.: Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX - начало XX в. М., 1958; Кондратьева М. И., Кондратьев С. А. Коми народная песня. М., 1959; Осипов А. Г. О коми музыке и музыкантах. Сыктывкар, 1969; Микушев А. К., Чисталев П. И., Рочев Ю. Г. Коми народные песни. Сыктывкар, 1966-1971. Вып. 1-3; Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М., 1975; Чисталев П. И. Коми народные музыкальные инструменты. Сыктывкар, 1984; он же. Коми народные танцы. Сыктывкар, 1990; Коми-зыряне: Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993; Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994; Котов О. В., Рогачев М. Б., Шабаев Ю. П. Современные коми. Сыктывкар, 1996; Народы Поволжья и Приуралья. М., 2000; Зырянский мир: очерки о традиционной культуре коми народа. 2-е изд. Сыктывкар, 2004; Повод Н. А. Коми Северного Зауралья (XIX - первая четверть XX в.). Новосиб., 2006.

И. Л. Жеребцов, Н. Д. Конаков, В. Э. Шарапов; Н. И. Жуланова (устное творчество).

Немчинов Сергей. Духовный мир древних пермян

Зыряне

Зыряне (самоназвание коми, коми-морт (морт - "человек" - слово, заимствованное из какого-то иранского источника; ср.меря , мурома , марий, мордва , уд-мурт)). - народ финского или уральского класса туранского семейства, обитавший в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, зыряне очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков. Таково мнение Кеппена, Видемана, Шегрена, Макса Мюллера, Савваитова и Рогова, подтверждаемое и исследователями Смирновым И.Н. и Лыткиным Г.С . На территории Республики Коми проживает та часть этого народа (северные коми), которую раньше называли зырянами. Остальные коми обитают в Коми-Пермяцком национальном округе.

Непосредственные предки коми-зырян - этнотерриториальные группы (племена ) перми вычегодской сформировались в X-XIV вв. на местной основе охотничье-рыболовецких племен ванвиздинцев (IV-IX вв., этно-лингвистическая принадлежность дискуссионна) в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Путешественник Абу Хамида ал-Гарнати в первой пол.XII в. так описывал зырян: "А Булгар тоже огромный город, весь построен из сосны, а городская стена - из дуба... А у него <Булгара> есть область, жители которой платят харадж <подати>, а между ними и Булгаром месяц пути, называют её Вису. И есть др. область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров...

Жители Европейского Севера России. Самоеды. Зыряне. Лопари

А за Вису на море Мрака <Северным Ледовитым океаном> есть область, известная под названием Йура. Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной... А эти мечи... булгарцы везут в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и <её жители> покупают их за соболиные шкуры... Я видел группу их <людей из страны Вису> в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лён, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус...". Название "зыряне" встречается в источниках очень поздно. Некоторые исследователи считают первым упоминанием их одно место в Софийской I летописи под 1396 : "А се живущим около Перьми имена местом и странам и землям иноязычным:

Стефан Пермский. Икона

Двиняне, Устюжане, Вылежане, Вычегжане, Пенежане, Южане, Сирнане, Галичане, Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Печера, Вогуличи, Самоедь, Пертасы, Пермь Великая, Гамаль Чусовая <или: Глаголемая Чусовая>". Здесь среди других упомянуты сирныне, однако им нет места среди коми-зырянских земель, т.к. все эти земли по Вычегде и др.рекам поименованы особо. Зыряне и пермяки долгое время слыли под одним именем пермян и пермичей, что видно из Епифаниева жития Стефана Пермского (в XIV в.) и из многих грамот московского периода. Историю зыряне, особенно в её древнейшем периоде, Смирнов И. Н. не находит возможным отделять от истории пермяков. Происхождение названий: пермь и зыряне обращает на себя особенное внимание учёных. Возможно, слово "пермь" является производным от финского pereämaa - задняя сторона, или зырянского perjema - унаследованная земля; пермяцкое рäärma - однозначащее с зырянским syrià, syrja - украйна; следовательно пермяки и зыряне - слова однозначащие.

Зыряне и пермяки сами себя называют "коми", причём зыряне говорят "коми-войтыр" о целом народе и "коми-морт" об отдельном лице. Лыткин Г.С., придавая слову пермь лишь значение местности, обитаемой народом, совершенно отделяет от него слово зыряне. Основываясь на перечислении народов, упоминаемых Епифанием в житии Стефана Пермского, в т.ч. сырьян, или серьян, Лыткин Г.С. в этих последних усматривает зыряне Серьяне, по его мнению - русское слово от осеренить, серень, в смысле оттепели, соответствует зырянскому слову сыл; отсюда сыктыл-ва (талая река) - зырянское название р.Сысолы. Епископ Стефан буквально перевёл сыкты-тас - сысольцы, сысоляне - русским словом серьяне, сырьяне.

При этом во всех источниках того времени коми обозначаются как "перьмские люди", "пермичи", а не как "сирнане" или "зыряне". В Сырьянской волости в XVI в. так же жили не коми, а удмурты . Весьма возможно, что название "зыряне" возникло от имени одного из коми воевод к.XV в. - Зыран (1472 ).

Фигурка медведя с изображением человеко-лосей

В 1570-х слово сырьяне, т.е. сысоляне, изменённое в зыряне (по созвучию со словом зырны - теснить), заменяет прежнее слово пермяне. Опровергая мнения Савельева и Савваитова, Лыткин Г.С. не упомянул о замечании Попова К., который в производстве слова зыряне от сырьяне видел, м.прочим, то затруднение , что приведённые в одной рукописи алфавиты пермского и сырьянского языков существенно разнятся м.собою, а это препятствует считать пермян и зыряне одним народом (Попов К. считает слово "зыряне" русским - от зыря, зырить, вызырить - много пить. Он же приводит мнение Кичина, производящего слово зыряне от "сур", любимый зырянский напиток, и ряд др.объяснений, предлагаемых различными авторами). С толкованием Лыткина Г.С. не соглашается и Смирнов, указывая, м.прочим, на то, что независимо от Стефана Пермского и гораздо раньше 1570 в актах, касающихся Вятского края, упоминается Сырьянская волость в Слободском уезде .

Коньковая шумящая подвеска

Т.о., вопрос о происхождении слова зыряне нужно, по-видимому, считать ещё открытым. Что касается сырянцев или зырянцев, н.XVII в., то под этим названием понимались исключительно тюркские группы, частью кочевые ("зырянскме татары"), относительно которых отсылаем к "Истории Сибири" Миллера Г.Ф . В ряде мест имя этих тюрков связывается с названием Сырьянской волости. Употребляется в этих источниках и термин "зыряне" в применении к коми (и к отдельным представителям этого народа, служившим в Сибири и к населению Пермской земли в н.XVII в.), хотя слово "пермичи" употребляется гораздо чаще. Шегрен считает зырян за потомков Несторовой Печоры. Попов К. признаёт их потомками Чуди ; к тому же склонны Дмитриев и Смирнов. Новгородцы уже в XI в. брали дань с Печоры, следовательно, и со всех зыряне, находившихся на пути туда. В к.XIV в. среди зыряне утвердилось христианство , благодаря проповеди Стефана Пермского.

С водворением христианства в Коми крае установилась духовная связь с Москвой; влияние новгородцев упало, и вскоре страна перешла во власть московских великих князей .

Область первоначального пребывания коми-пермян, по мнению Смирнова, была обширна: на востоке границей её должна считаться р.Обь до Березова, на юге - рр.Чусовая, Кама до Вятки, северные притоки Ветлуги, Кострома, Клязьма, Протва; на западе, севере и северо-западе - границы губерний Московской, Владимирской , Костромской, Вологодской до р.Вашки, отсюда до Цыльмы; на севере - Цыльма, Печора и Уса, до поворота на север и оттуда - к Обдорску. В XVII в., по исследованию Дмитриева А., зыряне жили в следующих областях: по среднему течению р.Печоры, входившей в состав Пустозёрского уезда; к западу от Печоры они занимали современный Яренский и Сольвычегодский районы, возникшие на месте Перми Вычегодской, которая, с древнейшей столицей её, Иемдын, или Усть-Вым,

к к.XVI в. потеряла и политическое, и промышленное значение, вследствие уничтожения автономии пермских князей, прокладки нового сибирского пути через Пермь Великую и перевода епископской кафедры в Вологду. С древнейших времён существовали зырянские колонии и на левом притоке Мезени - Вашке, входившие в состав Мезенского уезда. Несколько зырянских колоний было и в Кеврольском (с 1780 - Пинежском) уезде. В Великоустюжском уезде в XVII в. упоминается волость Пермогорская, возникшая, по-видимому, из древней колонии вычегодских пермян.

В н.XX в. Вологодские зыряне, по занимаемым ими местам, подразделялись на вычегодских и удорских - в Яренском уезде, сысольских и печорских - в Усть-Сысольском уезде. В этих уездах зыряне составляли главную массу сельского населения и значительную часть городского. Кроме того, зыряне входили в состав населения городов Устюга-Великого, Лальска, Никольска и Вельска.

В Архангельской губернии - зыряне ижемские (частью переходит границу Вологодской губернии) и печорские . Т.о., зыряне занимали обширные бассейны Вычегды с притоками, средней Печоры с притоками и верховья Мезени, с Вашкою (Ижемские зыряне, постепенно заселившие Архангельскую Печору от Усть-Цыльмы до вологодских пределов, населяют и приток Печоры - Усу. Подолгу зыряне живут на промыслах и за Уралом, на Оби).

Общую численность зырян "Географический статистический словарь" Семёнова П.П. (1865) определял от 100 тыс. до 120 тыс.душ , а именно: в Вологодской губернии - от 80 тыс. до 110 тыс. и в Архангельской - 12 тыс. Попов К. (1874) насчитывал 91 тыс. зырян, из них 65 тыс. в Усть-Сысольском уезде, 19 тыс. в Яренском и 7 тыс. в бывшем Мезенском. Лыткин Г. С. (1889) склоняется более к первой цифре (По сведениям Истомина Ф. М., собранным во время поездки его в Печорский край в 1889, число печорских зыряне достигает 23 782 душ, из них 3 489 душ в 3 волостях Вологодской губернии,

И 20 293 душ в 4 волостях Архангельской губернии (см. "Об этнографическом изучении Печорского края", в "Трудах VIII съезда русских естествоиспытателей и врачей")). В к.XIX в. численность коми достигла уже 153,6 тыс.человек, ок.17 тыс. из них проживали вне Коми края (перепись 1897). На территории Сибири и Европейского Севера в районах компактного расселения образовалось несколько очагов формирования коми переселенческих групп. В настоящее время численность коми составляет 345 тыс.человек, в т.ч. в Республике Коми 291 тыс.человек (1989).

Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза. Зыряне остроумны, хитры и находчивы. Изобретательность их выразилась во множестве разнообразных способов ловли птиц, зверей и рыбы.

Типы коми (зырян)

Зыряне любознательны, любят грамотность и способны к учению. Зыряне - православные (есть и раскольники ); они религиозны и способны к глубокой привязанности; отличаются честностью, гостеприимством, бережливостью, смелостью и терпением. Им приписывают пристрастие к спиртным напиткам, хотя и не более, чем русским; зырянские девицы обвиняются в недостатке целомудрия. (Исключение составляют ижемки, отличающиеся строгой нравственностью); сутяжничество доведено у зыряне до высших пределов. Язык зыряне распадается на шесть наречий: сысольское, печорское, ижемское, вашкинское или удорское, вычегодское и лузское (по Попову К.), или на пять говоров: сысольский, вычегодский, ижемский, удорский и камский (по Лыткину Г.С.). Произведений самобытной народной словесности у зыряне почти нет; они любят пение, но песни их - неудобопонятные искажения русских песен на зырянский лад. Сказки и загадки по большей части заимствованы у русских.

Кöрт-Айка состязается в силе с другим колдуном

Суеверия и предрассудки отличаются большей осязательностью и живостью, чем у русских. Они верят в леших, водяных, кикимор, в суседка, в овинных, банных, в орта, в колдунов, еретиков, чакыдчисей, в порчу, в ведьм, и своеобразно объясняют многие явления природы.

Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек, села их многолюдны и тянутся иногда на несколько вёрст. Избы их - керки - отличаются массивностью и строятся из соснового леса; план и фасад построек заимствован у русских. Жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых брёвен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом.

Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома. Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет.

Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Заимствованная у русских одежда пополнена лишь соответственно условиям климата и занятий; особенно выделяется промысловый, охотничий наряд. Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа; главные напитки ырош - квас и сур - пиво, оба из ячного солода; праздничный напиток - гэрмога-чужва - сусло со стручковым перцем. Обычаи при родинах, свадьбах, похоронах, а равно и увеселения мало отличаются от русских. Паренье в банях - потребность каждого зыряне; парятся ежедневно.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционного хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило перейти к освоению территории, мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка сельскохозяйственной продукции за счёт др.отраслей. Зыряне занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. На Печоре, в ближайшей части её к Уралу, и на севере хлебопашества нет. Земледельческий район зырянского края Попов К. делит на две части: одна лежит по правую сторону р.Вычегды,

Сенокос коми крестьян

начиная от Усть-Сысольска, и находится в полосе начального хлебопашества, др.лежит по левую сторону и считается местностью по преимуществу земледельческой. Господствующее хлебное растение - ячмень, затем следуют: рожь (яренская пользуется известностью), овёс - только на юге, пшеница - плохого качества, лён и конопля - почти повсеместно. Система хозяйства трёхпольная; поля удобряют. Земля делится не по наличным душам, а по числу душ, оплачиваемых податями . Прибегают к найму работников и подёнщиков, также к помочам. У зыряне сохранился особый вид половничества ; половники бывают временные и постоянные. Сено косят горбушами. Из овощей возделывают картофель, капусту, репу, редьку и лук, но не повсеместно; на юге - хмель и горох. Скотоводство обусловлено обилием лугов и сочных трав. Держат помногу лошадей, коров и овец, тех и др.- исключительно комолых, также свиней, известных под названием чудских - тучных, с длинными ушами. Из домашних птиц - одни курицы, и то не везде.

Оленеводы коми и ненцы

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее к.XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к к.ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью ок.2 тыс.голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Обилие лесов способствует развитию звериного промысла, составляющего главное и любимое занятие зырян. Предметом охоты служат зайцы, горностаи, олени, лисицы, случайно - куницы, медведи, волки, росомахи, выдры и рыси, главным же образом - белки, добыча которых на весь край достигала в н.XX в. 1 млн.штук ежегодно.

Из птиц добывают куропаток, тетеревов, водяную дичь, но в особенности рябчиков, которых в хороший год бьют до 500 тыс.пар. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени и называются лесованьями: с к.СН до ДК и с ЯН до первых признаков весны. На охоту отправляются партиями от 2 до 12 человек и уходят иногда вёрст за 500. Ружья винтовочные, кремневые, изделия местных мастеров; вместо литых пуль запасают свинцовые проволоки, от которых и откусывают пульки зубами. Непременный спутник охотника - собака, отличающаяся у зырян неутомимостью, тонким чутьем и уменьем распознавать зверя. Дальнейшими принадлежностями охотника служат; матка, т.е. компас, вделанный в деревянную коробочку, нарты - узкие, длиною сажени в две; санки для провизии и добычи, и лыжи, с посохом особого устройства. Для остановок в лесах расположены промысловые избушки - пывзяны и ок.них щамьи - чуланы, в виде голубятни на столбах, для предохранения добычи от хищных зверей.

Коми

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах , в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки . Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Зырянский край , Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы , и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.


Среди этнографических групп коми выделяют вымичей , печорцев , сысольцев , верхневычегодцев , ижемцев , удорцев , прилузцев . Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Уклад жизни северян

Народы Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян.

Кухня коми

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Обряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции.

Сегодня постараемся составить краткое повествование о народе Коми, история которого уходит глубоко в века. О Республике Коми думаю все слышали — это коренное население указанного автономного образования. Коми живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»). В царской России именовались зырянами, теперь это название считается устаревшим. Природно-географические условия территории Коми края в целом достаточно пригодны для проживания человека, об этом свидетельствует его появление здесь еще в палеолите.

Выделяют несколько этнографических групп среди народа коми — вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Коми язык относится к финской ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи.

Коми с одной стороны в наибольшей степени усвоили русскую культуру, что произошло уже достаточно рано, но с другой стороны, им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и сохранить свой язык. И вовсе не случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при «старой системе» . Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась возможность изучить поближе мир восточных финно-угров — пусть даже поверхностно.

Самостоятельная история народа коми, согласно лингвистическим данным, началась в VII веке н. э. Их предки на рубеже III-II тыс. до н. э., являясь ещё частью единой финно-угорской общности, жили среди предков прибалтийско-финских, финно-волжских и угорских народов. После распада этой общности, приблизительно в середине II тыс. до н. э., формируются археологические культуры, в которых можно увидеть черты предков финно-пермских народов (коми и удмуртов).

Население казанской археологической культуры (XIV-IX века до и. э.) со всей очевидностью составляли предки современных пермяков. Эта культура может быть отнесена к Волго-Камскому бассейну, к восточной части более ранней волосовской культуры . К IX веку до н. э. были заселены также земли в бассейне р. Белой.

В Волго-Камском бассейне в VIII-III веках до н. э. существовала ананьинская археологическая культура, которая представляет собой следующую стадию этногенеза пермских финно-угров. Население ананьинской культуры между V и III веками до н. э. покинуло пойму р. Вятки и обосновалось на левом берегу Волги. Большая часть населения сосредоточилась в районе слияния Белой и Камы. Вследствие почти двухтысячелетнего совместного проживания финно-пермских народов близкородственность современных коми и удмуртского языков заметна даже не языковеду.

А соседями прапермян в этот период являлись народы иранского происхождения; иранское влияние проявляется в пермских языках и в настоящее время (к примеру, из иранских диалектов вошло в коми язык слово, которое и в венгерском языке является иранским заимствованием и сейчас звучит почти так же коми ezis (эзысь). венг. ez(st («серебро»).

Во второй половине I тыс. н. э. коми вступили в контакт с волжскими булгарами . Поскольку удмуртский язык сохранил намного больше булгарско-тюркских заимствований, чем коми-зырянский, можно предполагать, что предки зырян жили несколько севернее протоудмуртов. Соседями пермян были также древние венгры из поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и грамматическими элементами в пермских языках и в венгерском, которые в прочих финно-угорских языках отсутствуют.

Земледелие у Коми

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Животноводство

Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Дальнейшие миграции

Народа коми разделился на две группы в VIII-IX веках К этому времени археологи уже предполагают различие между культурами Поволжья и Прикамья. В ту эпоху ещё ни один источник не упоминает о зырянах, первое известие о них предположительно содержится в Киевской летописи в названиях «Пермь» и «Печера». Переселение зырян на северные территории в период после IX столетия продолжалось далее. В Х веке их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо-востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными прибалтийско-финскими народами.

Спасаясь от возраставших поборов и насильственной христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра позднесредневековой Бьярмии: Старая Пермь и Великая Пермь. Многочисленные топонимы (в том числе и само слово Пермь можно обнаружить в обоих этих местах. Следует упомянуть ещё об одном соседнем народе — о манси (вогулах).


При своём расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси, которые переселялись за Урал. Об этих битвах упоминают древние летописи. О манси впервые говорится в житии святого Стефана Пермского (Beликопермского) (1396 год). С XIV века коми-зыряне стали относиться к Московскому великому княжеству и начиная с этого периода, в их культурной и экономической жизни идёт бурное развитие, в первую очередь, под воздействием обращения в православие.

Под зырян даже сделали специальную азбуку. Известный церковный деятель — Стефан епископ Пермский или Великопермский (в миру Степан Храп), с детских лет знал зырянский язык наряду с русским. Он обучался в обители Ростова Великого, изучал, среди прочих греческий язык. Готовясь к духовно-просветительской и миссионерской работе на землях зырян, он ещё в 1372 году составил в Ростове зырянскую азбуку — Анбур. В азбуке Анбур он использовал кириллические и греческие буквы, а некоторые графические знаки создал сам на основе древних зырянских тавровых меток или родовых символов (пасов).

Это в частности говорит и о том, что зыряне имели письменность и задолго до этого. Их письменность опережала по развитию финнов и эстонцев. Что же касается языка, на основании некоторых исторических сведений нам известно, что в зырянских храмах зырянский язык в православных литургиях существовал вплоть до середины XVIII столетия.

Краткая хронолигия, начиная с 16-го века:

  • В XVI веке семья Строгановых получает от Ивана Грозного во владение земли южных коми (пермяков);
  • XVII-XVIII века — Спасаясь от поборов и дани, на северных землях некоторые группы коми перебираются ещё дальше к северу;
  • от самодийцев (ненцев) коми перенимают домашнее оленеводство;
  • небольшие группы коми переваливают через Уральский хребет, в Сибири создаются деревни коми;
  • 1780год — Небольшое поселение коми Усть-Сысольск (в настоящее время столица республики, с 1930 года носит название на языке коми: Сыктывкар) получает статус города;
  • XIX век — Происходит социальная дифференциация коми: наряду с традиционными занятиями (рыболовство, охота, разведение домашних оленей, на юге — сельское хозяйство) появляются купцы, первые представители интеллигенции, заводские рабочие (лесопилки, сталелитейные мастерские);
  • 1917 год — Семья Строгановых лишается своих частных владений;
  • 1921 год — Образуется Коми автономный округ (столица Усть-Сысольск, позднее Сыктывкар);
  • 1928 год — Образуется Коми-Пермяцкий автономный округ (столица Кудымкар, с 1938 года имеет статус города);
  • 1936 год Переименование: образуется Коми АССР; широкомасштабная русификация: появление многочисленных русскоязычных переселенцев, миграция на территорию коми, главным образом, в города;
  • бесчисленные лагпункты ГУЛАГа («зоны») на территории коми, погибают сотни тысяч заключённых от холода, голода, непосильного труда, расстрелов;
  • заключенные строят железную дорогу на север до Воркуты 1937 год — Промышленность (лесная, нефтяная, газовая, добывающая) дает 75% производства;
  • 1990 год Переименование: Социалистическая Республика Коми (Коми ССР) 1991 год — I съезд Коми народа.

Россия — многонациональная держава, которая объединила общей судьбой и историей сотни разноязычных народностей. Причиной тому стал практически непрекращающийся процесс присоединения новых территорий во время становления и развития Российского государства. Причем вхождение новых территорий, что характерно, в большинстве случаев происходило добровольно.

Кто такие зыряне (коми)? Почти 300-тысячный народ, проживающий в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе. Этническое образование отличается языковым и культурным своеобразием, собственными традициями и особой культурой. Небезосновательно их называли “русскими американцами” или “евреями Севера”.

Об этническом многообразии России

Этническое и культурное многообразие в России достигается сочетанием так называемых коренных народностей (население, которое обитало на определенных территориях до прибытия туда переселенцев), выходцев из соседних союзных республик (украинцы, белорусы, армяне, литовцы и т. д.) и мелких групп этносов, в большинстве проживающих за пределами России (венгры, чехи, вьетнамцы, сербы, ассирийцы и другие). Конечно, самой колоритной и многочисленной группой являются именно коренные народы.

Коротко о зырянах: кто это такие?

Что такое зыряне? Точнее кто это такие? Зырянами называют этническое образование, которое и в наши дни сохранило относительно небольшую численность в национальном составе Российской Федерации. Вплоть до 1917 года именно стояла на первом месте среди коренных жителей Российского государства, их образование уступало только евреям, а предприимчивость и культура выгодно отличали зырян от других славянских народов. При этом население также считалось русским, т. е. коренным народом России. Наравне с тем, как уже указывалось, зырян называли “евреями Севера” или “русскими американцами”.

Расселение и численность народности

Кто такие зыряне, невозможно определить целостно, не рассмотрев их численность и территорию расселения. Эти факторы во многом влияют и на развитие этнического образования в целом: немногочисленные народности постепенно вымирают, оставаясь лишь страницей в истории, а от территории проживания зависит и быт населения. Тот, по словам Карла Маркса, в свою очередь, определяет и сознание, общую культуру народа.

Сегодня общая численность зырян вместе с близкородственными малыми народностями по всему миру достигает около 400 тыс. человек. Преобладающее их количество и сейчас проживает на территориях, где появились первые зыряне, т. е. в России. Небольшая группа народности (чуть более 1500 человек) зафиксирована на Украине.

Если говорить о первых представителях этнического образования, численность зырян в различные периоды исторического развития достоверно неизвестна. Верить письменным источникам древних времен, конечно, можно, но также известно, что в них часто обнаруживается недостоверная информация. О зырянах же и вовсе не упоминалось в летописях и других документах до 1865 года, когда был опубликован “Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи”.

Кто такие зыряне (тогда уже население выделяли в отдельную этническую группу) какова их численность и в каких регионах народ проживал в России во второй половине XIX века, указано именно в этом источнике.

Согласно “Алфавитному списку народов…”, зыряне составляли 120 тыс. человек. Проживали они преимущественно в небольших уездах Архангельской, Пермской и Регион расселения зырян в древности называли Аримаспея (книгу с одноименным названием написал один из писателей Древней Эллады, но данный исторический источник, к сожалению, не сохранился до наших дней, - в ином случае велика вероятность, что документ мог бы открыть значительную часть истории древних зырян ).

Обширный ранее народ зыряне сегодня угасает, даже в памяти представителей этноса практически не осталось каких бы то ни было ясных преданий, которыми можно было бы восполнить недостаток исторической информации.

Антропология и генетика народа

Примерно в то же время, когда был издан “Алфавитный список народов…” в “Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона” дано описание внешности представителей этнической группы: зыряне наших дней (имеется в виду конец XIX — начало XX века) отличаются крепким телосложением. Они среднего роста, у большинства черные волосы и темно-карие или серые глаза. Высокие светловолосые люди с голубыми глазами встречаются редко среди народа зыряне.

Внешность их говорит о том, что зырян (как и современных представителей этноса) отличало крепкое здоровье и выносливость.

В то же время среднестатистический мозг зырян больше мозга славян на 20-30 грамм. Известно это было еще в дореволюционное время, источник информации - “Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона”, изданный в 1890-1907 годах. В области расселения зырян всегда было много школ и библиотек, чем в других регионах Русского Севера. Они также занимались оленеводством, охотой и рыболовством, земледелием. “На совести” зырян освоение Сибири и Дальнего Востока. Именно они осуществляли большую часть торговли между Сибирью и Москвой.

Этническая история зырян

Как уже говорилось, к нашему времени сохранилось мало источников, которые могли бы дать развернутый ответ на ряд вопросов. Кто такие зыряне на самом деле, как они появились, что отличало этническое образование на разных этапах истории — сейчас можно только догадываться, ссылаясь на краткие обрывки в различных письменных исторических источниках.

Известно, что первые зыряне заселяли берега Волги (в местах впадения реки в Оку и Каму) еще во втором веке до нашей эры. Несколько позднее началось расселение народна на север, а уже в IV—VIII вв. н. э. они населяли территории, где проживают их современные потомки. Позднее зыряне первыми перешли из-под власти Великого Новгорода под власть Москвы.

К XVIII веку завершился этап формирования этнического образования. Начало государственности народности положено во время образования СССР: в 1926 году сформирована Коми (Зырян). На тот момент в СССР проживало чуть более 200 тыс. представителей народа зыряне. Республика зырян претерпела еще несколько формальных преобразований в период с 1926 до 1992 года. На сегодняшний момент в состав РФ этот регион входит под названием Республика Коми.

Культура народности коми

Массовое распространение среди зырян с древних времен имели деревообрабатывающие промыслы. С этим связаны роспись и художественная резьба по дереву, которые являются одной из отличительных особенностей культуры зырян (коми). Распространенными видами рукоделия традиционно были ткачество и вышивание. Этнос значительное внимание уделяет народному целительству. Фольклор во многом схож с традиционной русской культурой.

Коми-зырянский язык

Родной язык народности зыряне — коми-зырянский — принадлежит к финно-угорской языковой семье и распадается на множество диалектов. В современной России родным коми-зырянский язык назвали всего 1560 тыс. представителей народности, что составляет примерно половину от общей численности коми-зырян.

Небольшое количество представителей этнического образования определяет коми-зырянский язык родным на Украине (4 тыс. человек) и в Казахстане (1,5 тыс.).

Происхождение названий народа

Происхождение названия “зыряне” до сих пор однозначно не выяснено. Существует несколько версий происхождения этнонима:

  • от русских глаголов “зырить” или “зыря”, которые означали “чрезмерно выпивать”;
  • самая правдоподобная версия — от глагола “зырны” — “вытеснять”, т. е. зыряне буквально "вытесненный откуда-то народ";
  • от древнего названия пива (“сур” ), т. е. “народ, опивающийся национальным напитком”;
  • от общепермского “сара” — мужчина (исторические источники позволяют утверждать, что когда-то зыряне называли себя суряне, сыряне и т. п.).

Что касается самого правдоподобного предположения о происхождении этнонима, оно подтверждается также тем фактом, что зырянами назвали народность коми и финны. В их языке название означало “житель окраины”, а “Пермь” — “дальняя земля”. Именно так коми, живущих в Пермском крае, начали называть зырянами. Сегодня же ученые разделяют коми-зырян и коми-пермяков.

С названием “коми” все обстоит более ясно. В научных кругах принято считать, что наименование произошло либо от реки Кама (т. е. дословно “человек, живущий на берегах реки Кама”), либо от прапермского “ком” — "мужчина, человек".

Коми или зыряне: как правильно?

Распространено утверждение, что зыряне и коми — это один и тот же народ. По сути, так оно и есть, однако и тут можно найти некоторые противоречия. Зыряне — это только одна разновидность народности коми, существуют еще и подобные им народы (пермяки, например).

В одной из летописей во времена Древней Руси наименование одной малой перенесли на все население, проживающее в Сибири. Этноним закрепился на долгие века и возникла путаница. Сегодня историческая справедливость восстановлена и первоначальное название заменено общим наименованием “коми”, но раньше они назывались зыряне.

Где сегодня проживают представители народа?

Сегодня численность коми-зырян в России едва достигает 200 тыс. человек. Современные зыряне традиционно проживают на территории Республики Коми. В национальном составе республики они составляют 23,7 % населения (65 % — русские), большинство проживает в сельской местности.

Небольшие группы народности проживают также в Мурманской, Кировской, Омской, Архангельской и других регионах РФ. Близкое к зырянам этническое образование (коми-пермяки) сосредоточено в Пермской области.

Численность народности в современных условиях стремительно сокращается. Если в графе национальность в 2002 году “коми-зыряне” указали 293 тыс. населения РФ, то в 2010 соответствующий показатель составил 228 тысяч человек. Зыряне (коми) относятся к вымирающим народам России.