Основные термины по литературе. Словарь литературоведческих терминов

>>Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллегория - иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.

Амфибрахий - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).

Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).


Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.

Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Дактиль - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.

Деталь (художественная) - выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.

Идея - основная мысль художественного произведения.

Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.


Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.

Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.

Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.

Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.


Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.

Монолог - речь одного человека в произведении.

Новелла - повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.

Олицетворение - перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.

Описание - словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).

Пародия - смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).

Пафос - в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.

Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.

Повесть - один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Портрет - изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Поэзия - стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).

Поэма - один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

Притча - небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.

Проза - нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).

Прототип - реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.

Рассказчик - образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.

Ритм - повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.

Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стих - стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах.

Стихотворная речь - в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.

Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.

Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.

Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.

Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.

Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.

Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.

Эпиграмма - краткое сатирическое стихотворение.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.

Юмор - в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.

Ямб - двусложный размер стиха с ударением на втором слоге

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Часть I. Вопросы поэтики

АКТ , или ДЕЙСТВИЕ - относительно законченная часть литературного драматического произведения или его театрального представле­ния. Деление спектакля на А. впервые было осуществлено в римском теат­ре. Трагедии античных авторов, классицистов, романтиков строились обычно в 5 А. В реалистической драматургии XIX в., наряду с пятиактной, появляется четырех- и трехактная пьеса (А.Н.Островский, А.П.Чехов) . Од­ноактная пьеса характерна для водевилей. В современной драматургии существуют пьесы с различным количеством А.

АЛЛЕГОРИЯ - иносказательное выражение отвлеченного поня­тия, суждения или идеи посредством конкретного образа.

Напр., трудолю­бие - в образе муравья, беззаботность – в образе стрекозы в басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

А. однозначна, т.е. выражает строго определенное понятие (ср. с многозначностью символа). Аллегоричны многие пословицы, поговорки, басни, сказки.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных звуков в том же самом или близком сочетании с целью усиления выразительности художественной речи.

Как сл адко дре мл ет сад темно- з е л еный,

Объятый негой ночи го л у б ой,

Сквозь я бл они, цветами у б е л енной.

Как сл адко светит месяц з о л отой!...

(Ф.И.Тютчев)

В приведенном примере А. (сл - мл - зл - лб - бл – бл - сл - зл) способствует передаче наслаждения красотой цветущего сада.

АМФИБРАХИЙ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге:

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»)

АНАПЕСТ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударе­нием на третьем слоге:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

(Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»)

АНАФОРА , или ЕДИНОНАЧАТИЕ - стилистическая фигура; повторение одного и того же слова или группы слов в начале рядом стоящих строк или строф (в стихе), в начале смежных фраз или абзацев (в прозе).

Клянусь я первым днем творенья.

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(М.Ю.Лермонтов. «Демон»)

По аналогии с лексической А. иногда говорят о фонической А. (повторе­ние одинаковых звуков в начале слов), о композиционной А. (повторение одинаковых сюжетных мотивов в начале эпизодов).

АНТИТЕЗА - в художественном произведении резкое противопос­тавление понятий, образов, ситуаций и т.д.:

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

(А.С.Пушкин. «Ты и я»)

А. может быть в основе композиции всего произведения. Напр., в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» противопоставлены сцены бала и экзекуции.

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению. Употребляются А. для того, чтобы подчеркнуть разность явлений. А.С.Пушкин так характеризует Ленского и Онегина:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(«Евгений Онегин»)

А. используются также для того, чтобы передать внутреннюю сложность, противоречивость явления или чувства:

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

(М.Ю.Лермонтов. «А.О.Смирновой»)

АРХАИЗМ - слово, устаревшее по своему лексическому значению или грамматической форме. А. используются для передачи исторического колорита эпохи, а также для художественной выразительности речи автора и героя: они, как правило, придают ей торжественность. Напр., А.С.Пушкин, говоря о задачах поэта и поэзии, достигает возвышенного пафоса при помощи А.:

Восстань , пророк, и виждь , и внемли ,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(«Пророк»)

Иногда А. вводятся в произведение с юмористической или сатирической целью. Напр., А.С.Пушкин в поэме «Гаврилиада» создает сатирический образ святого Гавриила, сочетая А. («преклонил», «восстал», «рек») со сниженными словами и выражениями («хватил в висок», «ударил прямо в зубы»).

АССОНАНС - повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков.

«В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд!»

В этой фразе настойчивое повторение звуков о, у создает впечатление стона, пла­ча замученных тяжелым трудом людей.

АРХЕТИП - в современном литературоведении: первообраз, мо­дель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно «дремлю­щая» в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым пер­вобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - за­щита) . А. проявляет себя в отдельных мотивах или в сюжете произведения в целом. Архетипичны образы и мотивы фольклора народов мира. Созна­тельная или бессознательная трансформированная (измененная) архетипичность присуща творчеству отдельных писателей. Ее вскрытие при ана­лизе усиливает восприятие художественного образа во всем его новатор­ском своеобразии, остро ощутимом как бы «на фоне» его вечной (архетипической) сути. Напр., мотив превращения человека злой силой в какое-либо иное существо (присущий разным фольклорным системам) в литера­туре подчеркивает трагизм и хрупкость человеческой судьбы (Ф.Кафка. «Превращение»).

АФОРИЗМ - глубокая обобщающая мысль, выраженная с предель­ной лаконичностью в отточенной форме:

Привычка свыше нам дана.

Замена счастию она.

А. отличается от пословицы тем, что принадлежит какому-либо автору.

БЕЛЫЙ СТИХ - силлабо-тонический нерифмованный стих. Б.С. особенно распространен в стихотворной драматургии (чаще пятистопный ямб), т.к. удобен для передачи разговорных интонаций:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

(А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

В лирике Б.С. встречается, но реже. См.: «Вновь я посетил...» А.С.Пушкина, «Слышу ли голос твой...» М.Ю.Лермонтова.

БЕССОЮЗИЕ , или АСИНДЕТОН - стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки:

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

(А.С.Пушкин. «Полтава»)

БЛАГОЗВУЧИЕ , или ЭВФОНИЯ - приятное для слуха звучание слов, придающее дополнительную эмоциональную окраску поэтической речи.

Русалка плыла по реке голубой

Озаряема полной луной:

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов. «Русалка»)

Здесь слова звучат мягко, плавно, сообщая стиху особую лирическую гар­монию. Б. создается всеми видами звуковых повторов (рифмой, аллитера­цией, ассонансом), а также интонацией фраз. Требования к Б. меняются в зависимости от жанра, индивидуальных поэтических вкусов или литера­турного течения (напр., футуристы считали благозвучными резкие звуко­вые сочетания).

ВАРВАРИЗМ - слово иностранного происхождения, не ставшее органичным достоянием того национального языка, в котором употреблено. Напр., обрусевшие слова «диплом» и «декрет» (с франц.) не варваризмы, а слова «мадам», «пардон» (с франц.) - варваризмы.

Monsieur l "Abbe , француз убогой.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В русской литературе В. используются тогда, когда нужно точно назвать описываемое явление (при отсутствии соответствующего русского слова), передать особенности жизни людей других национальностей, создать са­тирический образ человека, преклоняющегося перед всем иностранным и Др.

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ - при трактовке сюжета как действия - те отрывки литературного произведения, которые не продвигают развития действия. К В.Э.К. относятся различные описания внешности героя (портрет), природы (пейзаж), описание жилища (интерьер), а также монологи, диалоги героев и лирические отступления автора. Так, вторая глава романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» начина­ется подробным описанием деревни, а затем дома, где поселился герой. В.Э.К. позволяют многограннее и детальнее раскрыть характер дейст­вующих лиц (т.к. их сущность проявляется не только в поступках, но и в портрете, в восприятии природы и т.д.). В.Э.К. создают также фон для происходящего.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - силлабо-тонический рифмованный стих, в кото­ром строки имеют разную длину (неодинаковое количество стоп). Осо­бенно распространен вольный ямб (с колебанием стоп от 1 до 6), который называется также басенным стихом, т.к. чаще всего встречается в произве­дениях этого жанра.

Медведь (1 стопа)

Попался в сеть, (2 стопы)

Над смертью издали шути, как хочешь смело: (6 стоп)

Но смерть вблизи - совсем другое дело! (5 стоп)

(И.А.Крылов. «Медведь в сетях»)

ВУЛЬГАРИЗМ - грубое, не отвечающее литературной норме слово. В. иногда вводятся в речь героя с целью его характеристики. Напр., Собакевич такими словами передает свое отношение к чиновникам города: «Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: про­курор; да и тот, если сказать правду, свинья» (Н.В.Гоголь. «Мертвые ду­ши»).

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они об­ладать не могут. Гиперболизируются самые разные свойства: размер, ско­рость, количество и др. Напр.: «Шаровары шириной в Черное море» (Н.В.Гоголь, «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Особенно широко Г. употребляется в русских былинах.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений: «Я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено...» (Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»). Г. способна передать развитие какого-либо чувства героя, его душевную взволнованность или отразить динамизм событий, драматизм ситуаций и др.

ГРОТЕСК - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контра­стных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического. Г. всегда резко нарушает границы правдоподобия, придает изображению условные, причудливые, странные формы. Напр., чинопочитание одного из гоголевских героев так велико, что он преклоняется перед своим собственным носом, оторвавшимся от его лица и ставшим чиновником выше его по рангу («Нос»). Широко поль­зовались Г. М.Е.Салтыков-Щедрин, В.В.Маяковский и др.

ДАКТИЛЬ - в силлабо-тоническом стихе - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на первом слоге:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)

ДВУСТИШИЕ - простейшая строфа, состоящая из двух рифмованных стихов:

В море царевич купает коня;

Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»

Фыркает конь и ушами прядет.

Брызжет и плещет и дале плывет.

(М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна»)

ДИАЛЕКТИЗМ - нелитературное слово или выражение, характер­ное для речи людей, живущих в определенной местности (на Севере, на Юге, в к-л. области). Д., как правило, имеют соответствия в литературном языке. Так, в селах, где живут казаки, говорят: «баз» (двор), «курень» (из­ба); на Севере говорят: «баско» (красиво), «паря» (парень) . Писатели об­ращаются к Д. с целью создать убедительный, реалистический образ героя. В русской литературе широко использовали Д. Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский и др. Д. отчасти способны выполнять функцию исторического колорита (В.М.Шукшин. «Я пришел дать вам во­лю...»).

ДИАЛОГ - обмен репликами двух или нескольких лиц в литератур­ном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, ис­пользуется и в эпических произведениях (напр., Д. Чичикова и Собакевича).

ЖАРГОН , или АРГО - нелитературный искусственный язык, понят­ный лишь к.-л. кругу посвященных людей: определенной социальной про­слойке (светский Ж., воровской Ж.), людям, объединенным общим время­препровождением (картежный Ж.) и др. Напр.: «А «крючков»-то - чертова стая!..» (И.Л.Сельвинский. «Вор»). «Крючки» здесь означает «милиция». Писатели обращаются к Ж., чтобы передать социальную принадлежность героя, подчеркнуть его духовную ограниченность и др.

ЗАВЯЗКА - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее раз­вертывание событий в произведении. Напр., а «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева 3. является вспыхнувшая любовь Лаврецкого и Лизы, стал­кивающаяся с косной моралью окружающей среды. 3. может быть мотиви­рована предшествующей ей экспозицией (такова 3. в названном романе) и может быть внезапной, неожиданной, «открывающей» произведение, что придает особую остроту развитию действия. Такой 3. часто пользуется, напр., А.П.Чехов («Супруга»).

ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК , или ЗАУМЬ - чисто эмоциональный язык, основанный на не на значении слов, а на наборе звуков, будто бы выражаю­щих определенное состояние поэта. Выдвинут писателями-футуристами (1910-20 гг. в русской литературе). 3. Я. является, безусловно, разруше­нием искусства как формы познания и отражения действительности. Напр.:

Алебос,

Тайнобос.

Безве!

Бу-бу,

Баоба,

Убав!!!

(А.Е.Крученых. «Весель зау»)

В некоторой степени заумь служила поиском новых художественных средств, напр., авторских неологизмов («крылышкуя золотописьмом тончайших крыл...» - так говорит В.Хлебников о кузнечике).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - стремление при помощи звуков намекнуть на звуковые особенности к.-л. конкретного явления действительности. 3. делает художественный образ выразительнее. В юмористическом рассказе А.П.Чехова так описывается старый поезд: «Почтовый поезд... мчится на всех парах... Локомотив свистит, пыхтит, шипит, сопит... «Что-то бу­дет, что-то будет!» - стучат дрожащие от старости лет вагоны... Огогого-го - о -о! - подхватывает локомотив». («В вагоне»). Особенно часто 3. ис­пользуется в поэзии (С.Черный. «Пасхальный перезвон»).

ИНВЕРСИЯ - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе. Удачная И. придает создаваемому образу большую выразительность. Молодость, лег­кость спешащего на давно начавшийся бал Онегина поэт подчеркивает та­кой инверсией:

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

ИНОСКАЗАНИЕ - выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Напр., о маленьком ребенке: «Какой большой человек идет!» И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов. Особенно яркими видами И. являются аллегория и эзопов язык.

ИНТОНАЦИЯ - мелодия звучащей речи, позволяющая передать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки той или иной фразы. Благо­даря И. одно и то же высказывание (напр., приветствие «Здравствуйте, Мария Ивановна!») может звучать по-деловому, или кокетливо, или иро­нично и др. И. создается в речи повышением и понижением тона, паузами, темпом речи и др. На письме основные особенности И. передаются с по­мощью пунктуации, пояснительных слов автора по поводу речи дейст­вующих лиц. И. особую роль играет в стихе, где она может быть напевной, декламационной, говорной и др. В создании интонации стиха участвуют стихотворные размеры, длина строки, рифма, клаузула, паузы, строфы.

ИНТРИГА - сложный, напряженный, запутанный узел событий, лежащий в основе развития драматического (реже - эпического) произведе­ния. И. - результат продуманной, упорной, нередко тайной борьбы персо­нажей (напр., пьесы А.Н.Островского, романы Ф.М.Достоевского).

КАЛАМБУР - игра слов, основанная на тождественном или очень сходном звучании разных, по значению слов. К. строятся на омонимах или шуточной этимологии. К. обычно характеризует героя как остроумного, живого человека: «Я приехал в Москву, плачу и плачу» (П.А.Вяземский. «Письмо к жене», 1824).

КАТРЕН , или ЧЕТВЕРОСТИШИЕ - самая популярная в русском стихосложении строфа. Рифмовка строк в К. может быть разная:

1. абаб (перекрестная):

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ.

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

(Н.А.Некрасов. «Железная дорога»)

2. аабб (смежная):

Не дождаться мне видно свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко над землей.

И у двери стоит часовой!

(М.Ю.Лермонтов. «Соседка»)

3. абба (опоясная):

Бог помочь зам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли.

КОМПОЗИЦИЯ - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определен­ное расположение и взаимодействие всех компонентов произведений: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портре­та), а также монологов, диалогов., авторских лирических отступлений и др. В зависимости от художественных целей, приемы и принципы, ле­жащие в основе К., могут быть самыми разнообразными. Так, напр., ос­новой расположения картин в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» яв­ляется контраст, хорошо передающий основную мысль об антигуман­ной сущности внешне добропорядочного и блестящего полковника. А В «Мертвых душах» одним из композиционных приемов является повто­рение однотипных ситуаций (приезд Чичикова к очередному помещику, встреча героя, обед) и описаний (усадебный пейзаж, интерьер и т.д.). Этот прием позволяет передать мысль о разнообразии характеров по­мещиков и в то же время их однотипности, заключающейся в бессмыс­ленности праздного существования за счет крестьян. Кроме того, про­водится мысль о многоликом приспособленчестве Чичикова. К. эпичес­ких произведений особенно разнообразна по составляющим ее компонентам; в К. драматических произведений особо значительную роль выполняют сюжет, монологи и диалоги; в К. лирических произведений, как правило, отсутствует сюжетное начало.

КУЛЬМИНАЦИЯ - та точка в развитии сюжета, когда кон­фликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборст­вующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени. Напр., в «Дворянском гнезде» И.С.Тургенева противоречие между любовью героев и законами общественной среды достигает особого накала в эпизоде, изображающем приезд жены Лаврецкого Варвары Павловны. Это К. романа, т.к. от то­го, как поведут себя главные герои, зависит исход конфликта: смогут или нет Лаврецкий и Лиза отстоять свое чувство?

ЛЕКСИКА - словарный состав языка. Обращаясь к той или иной Л., писатель руководствуется прежде всего задачами создания художе­ственного образа. В этих целях важен выбор автором точного и меткого слова (см.: синонимы, антонимы), умение использовать его переносное значение (см.: тропы), а также лексико-стилистические оттенки (см.: архаизмы, просторечия, жаргонизмы и Др.). Особенности Л. в речи ге­роя служат средством его характеристики. Напр., речь Манилова со­держит много слов ласкательных («душенька», «ротик») и эпитетов, выражающих высшую (даже «дважды высшую») степень к.-л. качества («препочтеннейший», «прелюбезнейший»), что говорит о сентимен­тальности и восторженности его характера (Н.В.Гоголь. «Мертвые ду­ши»). Литературоведческий анализ Л. произведения должен вести к по­ниманию характера героя и авторского отношения к изображаемому.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ АВТОРА - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выраже­нии его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позво­ляют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе. Напр., во второй главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» повествование о влюбившейся Татьяне вдруг преры­вается, и автор высказывает свое мнение по вопросам искусства клас­сицистического, романтического и реалистического (принципы которо­го он утверждает в романе,. Затем вновь идет повествование о Татьяне. Примером лирического отступления в прозе могут служить раздумья автора о будущем России в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя (см. конец XI главы).

ЛИТОТА - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут. Напр.: коляска Чичикова «легка, как перышко» (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»). Преуменьшаться могут самые разные свойства: размер, толщина, расстояние, время и др. Л. повышает выра­зительность художественной речи.

МЕТАФОРА - один из основных тропов художественной речи; скрытое сравнение предмета или явления по сходству их признаков. В М. (в отличие от сравнения) обозначаются словом не оба предмета (или явления), которые сопоставляются, а только второй, первый же лишь подразумевается.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)

В этом примере две М.: улей по сходству сравнивается с кельей, нектар - с данью, хотя сами понятия «улей» и «нектар» не называются. Грамматически М. Может быть выражена разными частями речи: суще­ствительным (приведенные примеры), прилагательным («огненный поцелуй») , глаголом («поцелуй прозвучал на губах моих» -М.Ю.Лермонтов. «Тамань»), деепричастием («В каждый гвоздик души­стой сирени, Распевая, вползает пчела» - А.А.Фет). Если образ раскры­вается путем нескольких метафорических выражений, то такая М. на­зывается развернутой: см. стихотворение «В степи мирской, печальной и безбрежной» А.С.Пушкина, «Чаша жизни» М.Ю.Лермонтова.

МЕТОНИМИЯ - перенесение значения с одного явления на дру­гое не на основе сходства их признаков (что отмечается в метафоре), а только по к.-л. их смежной связи. В зависимости от конкретного харак­тера смежности выделяют множество видов М. Назовем самые распро­страненные.

1. Содержимое называется вместо содержащего: «Трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин. «Зимний вечер»);

3. Материал, из которого сделана вещь, называется вместо самой веши: «Янтарь в устах его дымился» (А.С.Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»);

4. Место, где находятся люди, называется вместо самих людей: «Пар­ тер и кресла - все кипит» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

МНОГОСОЮЗИЕ , или ПОЛИСИНДЕТОН - стилистическая фигура; особое построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом. М. может сообщать художественной речи постепенность, лиризм и др. оттенки. «Земля вся в серебряном свете, и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий...» (Н.В.Гоголь. «Майская ночь»).

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

(А.С.Пушкин. «Осень»)

МОНОЛОГ - достаточно продолжительная речь героя в литературном произведении. М. особенно значим в драматургии, используется в эпических произведениях, своеобразно проявляет себя в лирике (М. лирического героя). М. передает чувства, мысли персонажа, включает сообщения о его прошлом или будущем и т.д. М. может быть произне­сен вслух (прямой М.) или мысленно (внутренний М). Примером мо­жет служить известный М. Онегина, обращенный к Татьяне, который начинается словами: «Когда бы жизнь домашним кругом\ Я огра­ничить захотел...» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», гл. IV, строфы ХШ-XVI).

НЕОЛОГИЗМ - вновь образовавшееся в языке слово или словосочетание, созданное для обозначения нового предмета или явления, напр., «компьютерный вирус». Писатели же создают свои индивиду­альные Н. с целью усиления образности и эмоциональности художест­венной речи, особенно поэтической. Напр., поэт так передает свое впе­чатление от умолкнувшей городской улицы: «...приземистые зданья Оцерквенели, как вчерашний день» (Л.Мартынов. «Новый Арбат»). Н. можно найти у многих писателей XIX и XX вв. Некоторые из них, очень точно выражая к.-л. чувство или явление, навсегда вошли в со­став русского языка: «промышленность», «явление» (Н.М.Карамзин); «славянофил» (К.Н.Батюшков): «охотиться» (Н.М.Загоскин); «стушеваться» (Ф.М.Достоевский).

Акмеизм – течение в русской поэзии первых двух десятилетий 20 века, центром которого был кружок «Цех поэтов», а главной трибуной – журнал «Апполон». Акмеисты противопоставляли социальному содержанию искусства реализм материальной матери-природы и чувственную пластически-вещную ясность художественного языка, отказываясь от поэтики туманных намеков и мистики символизма во имя «возврата к земле», к предмету, к точному значению слова (А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, М.Зенкевич, О.Мандельштам).

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

1. смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;

2. образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

Аллитерация - повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт

Алогизм – художественный прием, противоречащими логике словосочетаниями подчеркивающий внутреннюю противоречивость определенных драматических или комических ситуаций – для доказательства как бы от противного некую логичность и, следовательно, истинность позиции автора (а за ним - и читателя), понимающего нелогичное словосочетание как образное выражение (название романа Ю.Бондарева «Горячий снег»).

Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог - ударный среди безударных - в стопе. Схема: U-U| U-U:

Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А.А.Фет

Анапест - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: UU- | UU-:

У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота…
Н.А.Некрасов.

Анафора - единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
А.С.Пушкин.

Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Я царь - я раб, я червь - я бог!
Г.Р.Державин

Ассонанс - многократное повторение в стихотворной речи (реже - в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Усиливает выразительность речи.


Стало в комнате темно.
Заслоняет склон окно.
Или это снится сон?
Дин-дон. Динь-дон.
И.П.Токмакова.

Афоризм – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли. Афоризмами нередко становятся отдельные строки стихов или фразы прозы: «Поэзия – вся! – езда в незнаемое». (В.Маяковский)

Баллада - повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. В основе баллады - необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимоотношений человека и общества, людей между собой, важнейшие черты человека.

Бард – поэт-певец, обычно - исполнитель своих стихов, положенных часто на свою же музыку.

Белый стих - нерифмованные стихи с метрической организацией (т.е. организованные через систему ритмически повторяющихся акцентов). Широко распространен в устном народном творчестве и активно использовался в 18 веке.

Ты прости-ка, краса девичья!
Я навек с тобою расстануся,
Молодехонька наплачуся.
Отпущу тебя я, красота,
Отпущу тебя со ленточками...
Народная песня.

Верлибр - современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой (в ней отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху. Их особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с паузой в конце каждой строки и ослабленная симметричность речи (ударение падает на последнее слово строки).

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
А.Блок

Вечный образ – образ из произведения классики мировой литературы, выражающий определенные черты человеческой психологии, ставший нарицательным именем того или иного типа: Фауст, Плюшкин, Обломов, Дон Кихот, Митрофанушка и др.

Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону».

Герой лирический - образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.

Герой литературный – персонаж, действующее лицо литературного произведения.

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.

Градация - стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Виды градации: возрастающая (климакс) и убывающая (антиклимакс).
Возрастающая градация:

Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Былина о Вольге и Микуле

Нисходящая градация:

Муха! меньше мухи! уничтожился в песчинку.
Н.В.Гоголь

Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Дактиль - трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе. Схема: -UU| -UU:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
М.Ю.Лермонтов

Декадентство – явление в литературе (и искусстве в целом) конца 19 – начала 20 века, отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории.

Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.

Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.

Драма – 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.

Единоначатие – прием повторения схожих звуков, слов, языковых построений в начале смежных строк или строф.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут…

К.Симонов

Жанр литературный – исторически развивающийся тип литературных произведений, основные признаки которого, постоянно меняясь вместе с развитием многообразия форм и содержания литературы, порой отождествляются с понятием «вид»; но чаще термином жанр определяется тип литературы по признаку содержания и эмоциональной характеристики: сатирический жанр, детективный жанр, жанр исторического очерка.

Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения.

Зачин – начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д. («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»).

Звукопись - прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению. В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы. Звукопись усиливает изображение определенного явления, действия, состояния.

Звукоподражание - разновидность звукописи; использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи («гром грохочет», «ревут рога», «кукушки кукованье», «эха хохотанье»).

Идея художественного произведения – главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Имажинизм – появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения, а не средством выражения сути содержания и отражения действительности. Распалось само собой в 1927 году. Одно время к этому течению примыкал С.Есенин.

Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от явлений действительности.

Импровизация – непосредственное создание произведения в процессе исполнения.

Инверсия - нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

И девы песнь едва слышна

Долины в тишине глубокой.

А.С.Пушкин

Интерпретация – истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения в литературе и критике.

Интрига – система, а подчас и загадочность, сложность, таинственность событий, на распутывании которых построен сюжет произведения.

Ирония – вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.

Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе». Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования. Строгая иерархия жанров. Высокие: трагедия, эпопея, ода. Низкие: комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого жанров не допускается. Ведущий жанр – трагедия.

Коллизия – порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения.

Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Контекст – общий смысл (тема, идея) произведения, выраженный во всем его тексте или в достаточно содержательном отрывке, сцепления, связи с которым не должна терять цитата, да и вообще любой отрывок.

Конфликт художественный – образное отражение в художественном произведении действий сил борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений как личностных, так и общественных. Конфликт придает остроту сюжету.

Кульминация – в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

Лейтмотив - выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.

Лирика - один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. В центре художественного внимания - образ-переживание. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы.

Лирическое отступление – отклонение от описаний событий, характеров в эпическом или лиро-эпическом произведении, где автор (или лирический герой, от имени которого ведется повествование) выражает свои мысли и чувства по поводу описываемого, свое отношение к нему, обращаясь непосредственно к читателю.

Литота – 1. Прием преуменьшения явления или деталей его – обратная гипербола (сказочный «мальчик с пальчик» или «мужичок … в больших рукавицах, а сам с ноготок» Н.Некрасов).

2. Прием характеристики того или иного явления не прямым определением, а отрицанием противоположного определения:

Ключ к природе не потерян,

Не напрасен гордый труд…

В.Шаламов

Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
А.С.Пушкин

Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Разновидности метафоры:

1. лексическая метафора, или стертая, в которой прямое значение полностью уничтожено; «дождь идет», «время бежит», «стрелка часов», «дверная ручка»;

2. простая метафора - построенная на сближении предметов или по одному какому-либо общему признаку у них: «град пуль», «говор волн», «заря жизни», «ножка стола», «заря пылает»;

3. реализованная метафора - буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов: «Да на вас же лица нет - на вас только рубашка и брюки» (С.Соколов).

4. развернутая метафора - распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение (например, стихотворение А.С.Пушкина «Телега жизни» или «Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться» (В.Набоков)

Метафора обычно выражается существительным, глаголом, а потом уже и другими частями речи.

Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий: «стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «вел мечи на при обильный» - вел воинов в бой; «сычок запел» - скрипач заиграл на своем инструменте.

Мифы – произведения народной фантазии, олицетворяющие действительность в образе богов, демонов, духов. Родились в глубокой древности, предшествуя религиозному и тем более научному осмыслению и объяснению мира.

Модернизм – обозначение многих течений, направлений в искусстве, определяющих стремление художников отразить современность новыми средствами, совершенствующими, модернизирующими – по их представлению – традиционные средства в соответствии с историческим прогрессом.

Монолог – речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.

Мотив - 1. Мельчайший элемент сюжет; простейший, неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся). Из многочисленных мотивов складываются различные сюжеты (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты и др.). Данное значение термина чаще используется в отношении произведений устного народного творчества.

2. «Устойчивая семантическая единица» (Б.Н.Путилов); «семантически насыщенный компонент произведения, родственный теме, идее, но не тождественный им» (В.Е.Хализев); сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент (например, мотив смерти в «Сказке о мертвой царевне...» А.С.Пушкина, мотив холода в «легком дыхании» - «Легкое дыхание» И.А.Бунина, мотив полнолуния в «Мастере и Маргарите» М.А.Булгакова).

Натурализм – направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно точное и объективное воспроизведение действительности, порой приводившее к подавлению индивидуальности автора.

Неологизмы – новообразованные слова или выражения.

Новелла – небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.

Образ художественный – 1. Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность. 2. Термином «образ» обозначают иногда тот или иной троп в произведении (образ свободы – «звезда пленительного счастья» у А.С.Пушкина), а также того или иного литературного героя (образ жен декабристов Е.Трубецкой и М.Волконской у Н.Некрасова).

Ода - стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

Оксюморон, или оксиморон - фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев

Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.

Парадокс – в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.

Параллелизм - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).

В непогоду ветер
Воет - завывает;
Буйную головку
Злая грусть терзает.
В.А.Кольцов

Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Повторение - фигура, состоящая в повторении слов, выражений, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.

Всяк дом мне чужд, всяк храм не пуст,
И все - равно и все - едино…
М.Цветаева

Подтекст – смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста.

Поэзия - особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. Часто термин поэзия употребляется в значении «произведения разных жанров в стихах». Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане - образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.

Поэма - крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

Прототип – реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.

Пьеса – общее обозначение предназначенного для сценического представления литературного произведения – трагедии, драмы, комедии и т.п.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Размер стихотворный - последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп - в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки. В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (4-стопный ямб; 5-стопный ямб и пр.).

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.

Реминисценция – использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено (М.Лермонтов – «Город пышный, город бедный» (о Санкт-Петербурге) – у Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (о Москве).

Рефрен - повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях - припев).

Нам в бой идти приказано:

«Да здравствует свобода!»

Свобода! Чья? Не сказано.

А только - не народа.

Нам в бой идти приказано –

«Союзных ради наций»,

А главного не сказано:

Чьих ради ассигнаций?

Ритм - постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Рифма - звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи.

Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (либо ответ принципиально невозможен, либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику). Риторический вопрос активизирует внимание читателя, усиливает его эмоциональную реакцию.

«Русь! куда же несешься ты?»
«Мертвые души» Н.В.Гоголя
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
«Клеветникам России» А.С.Пушкин

Род – один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.

Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.

Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Сарказм – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.

Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.

Сентиментализм – литературное течение конца 18 – начала 19 веков. Возник как протест против превратившихся в догму канонов классицизма в искусстве, отражающих уже превратившуюся в тормоз общественного развития канонизацию феодальных социальных отношений.

Силлабическое стихосложени е - слоговая система стихосложения, основанная на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге; равносложие. Длина стиха определяется количеством слогов.

Не любити тяжело
И любити тяжело,
А тяжелее всего
Любя любовь не достать.
А.Д.Кантемир

Силлабо-тоническое стихосложение - слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основана на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. В зависимости от системы чередования ударных и безударных слогов различаются двухсложные и трехсложные размеры.

Символ - образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символом, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением.

Символизм – литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое (Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов).

Синекдоха – художественный прием замещения ради выразительности – одного явления, предмета, объекта и т.д. – соотносимого с ним другими явлениями, предметами, объектами.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

А.С.Пушкин.

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения:

Полны добра перед итогом года,
Как яблоки антоновские, дни.
А.Т.Твардовский

Стихотворение - небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Стопа - устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которые повторяются в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной (ямб U-, хорей -U) и трехсложной (дактиль -UU, амфибрахий U-U, анапест UU-).

Строфа - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.

Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения.

Тема - круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Тоническое стихосложение - система стихосложения, в основе которой - равенство ударных слогов в стихах. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов - произвольное.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Трагедия – вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.

Трагикомедия – драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.

Тропы - слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений.

Умолчание - фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
Но смерть… но власть… но бедствия народны….
А.С.Пушкин

Фабула – череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Финал – часть композиции произведения, заканчивающая его. Может порой совпадать с развязкой. Иногда финалом служит эпилог.

Футуризм – художественное течение в искусстве первых двух десятилетий 20 века. Рождением футуризма принято считать опубликованный в 1909 году в парижском журнале «Фигаро» «Манифест футуристов». Теоретиком и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф.Мариенетти. Главным содержанием футуризма было экстремистское революционное свержение старого мира, его эстетики в частности, вплоть до языковых норм. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И.Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В.Маяковский.

Хорей - двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: -U|-U|-U|-U|:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С.Пушкин

Цитата – дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора – как подтверждение своей мысли авторитетным, бесспорным утверждением, а то и наоборот – как формулировка, требующая опровержения, критики.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Экспрессия - подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.

Элегия - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Эпиграф – выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Эпизод – фрагмент сюжета литературного произведения, описывающий некий целостный момент действия, составляющего содержание сочинения.

Эпитет - художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, Аи...

Эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным. Нередко эпитет имеет метафорический характер. Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, горячее сердце, веселый ветер, т.е. метафорический эпитет использует переносное значение слова.

Эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении. От очерка отличается тем, что в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений.

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Ямб - двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: U-|U-|U-|U-|:

Открылась бездна, звезд полна

Звездам числа нет, бездне дна.