Этнографические группы марийцев. В старинных вышивках применялся геометрический орнамент из ромбов и розеток, орнамент из сложных переплетений растительных элементов, в который включались фигурки птиц и животных. Марийцы практичны, рациональны, расчётливы

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона - город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности - зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны - порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии - 103 тысячи человек.

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.


Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока - волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 - Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.


Антропологический тип современных марийцев - субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.


Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры - кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма - пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем - узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты - объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.


Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.


Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.


Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры - полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент - шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.


Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов - тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.


Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава - аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо - управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава - богиня земли
  • Пурышо - бог судьбы
  • Азырен - сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.


Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта - аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.


Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых - отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев - актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.


Живое воплощение настоящей марийской красавицы - «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.


Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Видео

Есть что добавить?

Марийцы

МАРИ́ЙЦЫ -ев; мн. Народ финно-угорской языковой группы, составляющий основное население Марийской республики; представители этого народа, республики.

Мари́ец, -ри́йца; м. Мари́йка, -и; мн. род. -ри́ек, дат. -ри́йкам; ж. Мари́йский (см.). По-мари́йски, нареч.

мари́йцы

(самоназвание - марий, устаревшее - черемисы), народ, коренное население Марийской Республики (324 тыс. человек) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в России 644 тыс. человек (1995). Язык марийский. Верующие марийцы - православные.

МАРИЙЦЫ

МАРИ́ЙЦЫ (устар. - черемисы), народ в Российской Федерации, коренное население Марийской Республики (312 тыс. чел.), живут также в соседних областях Поволжья и Урала, в том числе в Башкирии (106 тыс. чел.), Татарии (18,8 тыс. чел.), Кировской области (39 тыс. чел.), Свердловской области (28 тыс. чел.), а также в Тюменской области (11 тыс. чел.)., Сибирском федеральном округе (13 тыс. чел.), Южном федеральном округе (13,6 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 604 тысячи марийцев (2002). Марийцы делятся на три территориальные группы: горные, луговые (или лесные) и восточные. Горные марийцы живут преимущественно на правом берегу Волги, луговые - на левом, восточные - в Башкирии и Свердловской области. Численность горных марийцев в России - 18,5 тысяч человек, восточных марийцев - 56 тысяч человек.
По антропологическому облику марийцы относятся к субуральскому типу уральской расы. В марийском языке, относящемся к волжско-финской группе финно-угорских языков, выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Среди марийцев широко распространен русский язык. Письменность - на основе кириллического алфавита. После вхождения марийских земель в состав Русского государства в 16 веке началась христианизация марийцев. Однако восточные и небольшие группы луговых марийцев христианства не приняли, у них до 20 века сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков.
Начало формирования марийских племен относится к рубежу первому тысячелетию нашей эры, этот процесс происходил преимущественно на правом берегу Волги, захватывая отчасти и левобережные районы. Первое письменное упоминание о черемисах (марийцах) встречается у готского историка Иордана (6 век). Упоминаются они и в «Повести временных лет». Большую роль в развитии марийского этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552), оказала русская культура. С конца 16 века началось переселение марийцев в Предуралье, усилившееся в 17-18 веках.
Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса. смолокурение), бортничество; позднее - пасечное пчеловодство, рыболовство. У марийцев развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.
Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужчины носили войлочные шляпы с небольшими полями и шапки. Для охоты, работы в лесу использовался головной убор типа накомарника. Марийская обувь - лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, блесток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты, кольца.
Разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с затылочной лопастью; заимствованные у русских сороки, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Женская верхняя одежда - прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.
Марийская кухня - вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, творожные сырники, напитки - пиво, пахта, крепкая медовуха. Семьи у марийцев преимущественно малые, но встречались и большие, неразделенные. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое.
Обращенные в 18 веке в православие, марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая. Среди восточных марийцев встречаются мусульмане. В народном искусстве своеобразна резьба по дереву и вышивка. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка (гусли, барабан, трубы). Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают «песни печали», сказки, предания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "марийцы" в других словарях:

    Марийцы … Википедия

    - (самоназвание марий устар. черемисы), нация, коренное население Марийской Республики (324 тыс. человек) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 644 тыс. человек (1992). Общая численность 671 тыс. человек. Язык марийский … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвания мари, Марий, черемисы) народ общей численностью 671 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 644 тыс. чел., в т.ч. Республика Марий Эл 324 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 12 тыс. чел., Украина 7 тыс.… … Современная энциклопедия

    МАРИЙЦЫ, ев, ед. иец, ийца, муж. То же, что мари (в 1 знач.). | жен. марийка, и. | прил. марийский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание марий, устаревшее черемисы), народ в Российской Федерации, коренное население Марийской Республики (324 тыс. человек) и соседних областей Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 644 тыс. человек. Язык марийский волжско… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 2 мари (3) черемисы (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Марийцы - (самоназвания мари, марий, черемисы) народ общей численностью 671 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 644 тыс. чел., в т.ч. Республика Марий Эл 324 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 12 тыс. чел., Украина 7 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Марийцы - (самоназв. мари, устаревшее русс. назв. черемисы). Делятся на горных, луговых и вост. Живут в респ. Марий Эл (на пр. берегу Волги и частично на лев. горные, остальные луговые), в Башк. (вост.), а также в небольшом кол ве в соседних респ. и обл.… … Уральская историческая энциклопедия

    марийцы Этнопсихологический словарь

    МАРИЙЦЫ - представители одного из финно угорских народов (см.), проживающего в Волжско Ветлужско Вятском междуречьи, Прикамьи и Приуральи и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Марийцы трудолюбивы, гостеприимны, скромны,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в VIII – XI вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами.

Происхождении этнонимов «мари» и «черемис»

Сложным и невыясненным остается и вопрос о происхождении этнонимов «мари» и «черемис». Значение слова «мари», самоназвания марийского народа, многие лингвисты выводят из индоевропейского термина «мар», «мер» в различных звуковых вариациях (переводится как «человек», «муж»). Слово «черемис» (так называли марийцев русские, а в несколько иной, но фонетически сходной огласовке – многие другие народы) имеет большое число различных трактовок. Первое письменное упоминание этого этнонима (в оригинале «ц-р-мис») встречается в письме хазарского кагана Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн-Шапруту (960-е гг.). Д.Е.Казанцев вслед за историком XIX в. Г.И.Перетятковичем пришел к выводу, что название «черемис» дали марийцам мордовские племена, и в переводе это слово означает «человек, живущий на солнечной стороне, на востоке». По мнению И.Г.Иванова, «черемис» – это «человек из племени Чера или Чора», иначе говоря, название одного из марийских племен соседние народы впоследствии распространили и на весь этнос. Широкой популярностью пользуется версия марийских краеведов 1920 – начала 1930-х годов Ф.Е.Егорова и М.Н.Янтемира, предположивших, что данный этноним восходит к тюркскому термину «воинственный человек». Ф.И.Гордеев, а также поддержавший его версию И.С.Галкин отстаивают гипотезу о происхождении слова «черемис» от этнонима «сармат» при посредничестве тюркских языков. Было высказано и ряд других версий. Проблема этимологии слова «черемис» осложнена еще и тем обстоятельством, что в средние века (вплоть до XVII – XVIII вв.) так называли в ряде случаев не только марийцев, но и их соседей – чувашей и удмуртов.

Литература

Подробнее см.: Свечников С.К. Методическое пособие "История марийского народа IX-XVI веков" Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2005

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название

Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.

В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге.
Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона - город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности - зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны - порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии - 103 тысячи человек.

Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область - 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан - 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия - 8 тыс. чел.
  • Свердловская область - 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край - 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан - 4 тыс. чел.
  • Украина - 4 тыс. чел.
  • Узбекистан - 3 тыс. чел.

Язык

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.


Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков.
К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена.
Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока - волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону.
В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии.
Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 - Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.

Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.


Антропологический тип современных марийцев - субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.


Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры - кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма - пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем - узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты - объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.


Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.


Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.


Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры - полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент - шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.


Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов - тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.


Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава - аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо - управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава - богиня земли
  • Пурышо - бог судьбы
  • Азырен - сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.


Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта - аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.


Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых - отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;

Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Известные марийцы

Один из самых известных марийцев - актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.


Живое воплощение настоящей марийской красавицы - «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.


Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Видео

Есть что добавить?

Мари - финно-угорский народ, который важно называть с ударением на букву «и», поскольку слово "мари" с ударением на первую гласную - название древнего разрушенного города. Погружаясь в историю народа, важно выучить правильное произношение его имени, традиции и обычаи.

Легенда о происхождении горных марийцев

Мари верят в то, что их народ родом с другой планеты. Где-то в созвездии Гнезда жила птица. Это была уточка, которая перелетела на землю. Здесь она отложила два яйца. Из них родились первые два человека, которые являлись братьями, так как произошли от одной мамы-утки. Один из них оказался добрый, а другой - злой. Именно от них пошла жизнь на земле, родились добрые и злые люди.

Марийцы хорошо знают космос. Они знакомы с небесными телами, которые известны современной астрономии. У этого народа до сих пор сохраняются свои специфические названия составляющих космоса. Большую Медведицу называют Лосем, а плеяду - Гнездом. Млечный путь у марийцев - это Звездная дорога, по которой путешествует Бог.

Язык и письменность

Марийцы имеют свой язык, который является частью финно-угорской группы. В нем есть четыре наречия:

  • восточное;
  • северо-западное;
  • горное;
  • луговое.

Вплоть до 16-го века горные марийцы не имели алфавита. Первый алфавит, на котором смогли записать их язык, был кирилличный. Его окончательное создание произошло в 1938 году, благодаря чему марийцы получили письменность.

Благодаря появлению алфавита появилась возможность записать фольклор марийцев, представленный сказками и песнями.

Религия горных мари

Вера мари была языческой до знакомства с христианством. Среди богов было много женских божеств, оставшихся от времени матриархата. Только богинь-матерей (ава) в их религии было 14. Храмов и жертвенников мари не строили, они молились в рощах под руководством своих жрецов (карт). Познакомившись с христианством, народ перешел в него, сохранив синкретичность, то есть соединив христианские обряды с языческими. Часть марийцев приняла ислам.

Когда-то давно в марийском селении жила строптивая девица необычайной красоты. Вызвав божий гнев, она была обращена в ужасное создание с огромными грудями, угольно-черными волосами и вывернутыми наоборот ступнями - Овду. Многие избегали ее, боясь, что она проклянет их. Говаривали, что Овда селилась на краю деревень близ глухих лесов или глубоких оврагов. В старину наши предки не раз встречали ее, но мы уже вряд ли когда-нибудь увидим эту устрашающей внешности девушку. По преданиям, она скрылась в темных пещерах, где живет в одиночестве по сей день.

Название этого места - Одо-Курык, оно так и переводится - гора Овды. Бескрайний лес, в глубине которого скрываются мегалиты. Валуны гигантских размеров и идеальной прямоугольной формы, сложенные так, что формируют зубчатую стену. Но их не сразу заметишь, кажется, что кто-то осознанно спрятал их от человеческого взгляда.

Однако ученые считают, что это не пещера, а крепость, построенная горными марийцами специально для обороны от враждебно настроенных племен - удмуртов. Большую роль играло местоположение оборонительного сооружения - гора. Крутой спуск, сменяемый резким подъемом, одновременно был главным препятствием для быстрого передвижения врагов и главным преимуществом для марийцев, так как они, зная тайные тропы, могли незаметно перемещаться и отстреливаться.

Но неизвестным остается, как марийцам удалось построить такое монументальное сооружение из мегалитов, ведь для этого необходимо обладать недюжинной силой. Возможно, только существа из мифов способны сотворить нечто подобное. Отсюда и появилось поверье, что крепость была построена Овдой, с целью укрыть свою пещеру от людских глаз.

В связи с этим Одо-Курык окружена особой энергетикой. Сюда приходят люди, обладающие экстрасенсорными способностями, чтобы найти источник этой энергии - пещеру Овды. Но местные жители стараются лишний раз не проходить мимо этой горы, боясь потревожить покой этой своенравной и непокорной женщины. Ведь последствия могут быть непредсказуемы, как и ее характер.

Известный художник Иван Ямбердов, в чьих картинах выражаются главные культурные ценности и традиции марийского народа, считает Овду не страшным и злым чудовищем, а видит в ней начало самой природы. Овда - это мощная, постоянно изменяющаяся, космическая энергия. Переписывая картины с изображением этого существа, художник никогда не делает копии, каждый раз это неповторимый оригинал, что еще раз подтверждает слова Ивана Михайловича об изменчивости этого женского природного начала.

По сей день горные марийцы верят в существование Овды, несмотря на то, что ее давно никто уже не видел. В настоящее время ее именем чаще всего называют местных знахарей, ведуний и травников. Их уважают и боятся потому, что именно они являются проводниками природной энергии в наш мир. Они способны чувствовать ее и управлять ее потоками, что и отличает их от обычных людей.

Жизненный цикл и обряды

Семья у марийцев моногамная. Жизненный цикл разделен на определенные части. Большим событием была свадьба, которая приобретала характер всеобщего праздника. За невесту платили выкуп. Кроме того, она обязательно должна была получить приданое, даже домашних животных. Свадьбы проходили шумно и многолюдно - с песнями, танцами, свадебным поездом и в праздничных национальных костюмах.

Особыми обрядами отличались похороны. Культ предков наложил отпечаток не только на историю народа горных марийцев, но и на похоронную одежду. Умершего марийца обязательно одевали в зимнюю шапку и рукавицы и отвозили на кладбище в санях, даже если на улице было тепло. Вместе с умершим в могилу клали предметы, которые могут помочь в загробной жизни: срезанные ногти, ветки колючего шиповника, кусок холста. Ногти были необходимы, чтобы карабкаться по скалам в мире мертвых, колючие ветки, чтобы отгонять злых змей и собак, а по холсту перейти в загробный мир.

Есть у этого народа музыкальные инструменты, сопровождающие разные события в жизни. Это деревянная труба, свирель, гусли и барабан. Развита народная медицина, рецепты которой связаны с позитивными и негативными понятиями мироустройства - жизненной силой, происходящей из космоса, волей богов, сглазом, порчей.

Традиции и современность

Для мари естественна приверженность традициям и обычаям горных марийцев до сегодняшнего дня. Они очень чтят природу, которая обеспечивает их всем необходимым. При принятии христианства они сохранили многие народные обычаи из языческой жизни. Ими пользовались для регулирования жизни вплоть до начала 20-го века. Например, развод оформляли, связывая пару веревкой и потом разрезая ее.

В конце 19-го века у марийцев появилась секта, которая пыталась модернизировать язычество. Религиозная секта Кугу сорта ("Большая свеча") действует до сих пор. В последнее время образовались общественные организации, которые ставили себе цель вернуть в современную жизнь традиции и обычаи древнего уклада жизни марийцев.

Хозяйство горных мари

Основу для пропитания марийцев составляло сельское хозяйство. Этот народ выращивал разные зерновые, коноплю и лен. На огородах высаживали корнеплоды и хмель. С 19-го века массово начали разводить картофель. В дополнение к огороду и полю держали животных, но это было не основное направление сельского хозяйства. Животные в хозяйстве были разные - мелкий и крупный рогатый скот, лошади.

Чуть больше трети горных марийцев не имели земли вообще. Основной статьей их дохода было производство меда, сначала в виде бортничества, потом самостоятельное разведение ульев. Также безземельные представители занимались рыболовством, охотой, заготовкой и сплавлением леса. Когда появились предприятия по лесозаготовке, много представителей мари уходили туда на заработки.

До начала 20-го века марийцы изготавливали большую часть орудий труда и охоты домашним способом. Сельским хозяйством занимались при помощи сохи, мотыги и татарского плуга. Для охоты употребляли капканы из дерева, рогатину, лук и кремниевые ружья. В домашних условиях занимались вырезанием из дерева, литьем кустарных серебряных украшений, женщины вышивали. Средства передвижения также были доморощенными - крытые повозки и телеги летом, сани и лыжи зимой.

Марийский быт

Жил этот народ большими общинами. Каждая такая община складывалась из нескольких селений. В древности в составе одной общины могли быть малые (урмат) и большие (насыл) родовые образования. Проживали марийцы небольшими семьями, многолюдные встречались очень редко. Чаще всего они предпочитали жить среди представителей своего народа, хотя иногда попадались смешанные общины с чувашами и русскими. Внешность горных марийцев мало чем отличается от русских.

В XIX столетии марийские селения были уличной структуры. Участки, стоящие в два ряда, вдоль одной линии (улицы). Дом - сруб с двускатной крышей, состоящий из клети, сеней и избы. В каждой избе обязательно была большая русская печь и кухня, отгороженная от жилой части. У трех стен стояли лавки, в одном углу - стол и хозяйский стул, «красный угол», полки с посудой, в другом - кровать и нары. Так в основном выглядел зимний дом марийцев.

Летом они жили в срубах без потолка с двускатной, иногда односкатной крышей и земляным полом. В центре устраивали очаг, над которым висел котел, для вывода дыма из избы в крыше делалось отверстие.

Помимо хозяйской избы, во дворе строили клеть, используемую в качестве кладовой, погреб, хлев, сарай, курятник и баню. Богатые марийцы строили клети в два этажа с галереей и балконом. Нижний этаж использовали как погреб, храня в нем продукты, а верхний этаж - как сарай для утвари.

Национальная кухня

Характерная черта марийцев в кухне - суп с клецками, пельмени, колбаса, сваренная из крупы с кровью, вяленая конина, слоеные блины, пироги с рыбой, яйцами, картофелем или семенем конопли и традиционный пресный хлеб. Также есть и такие специфические блюда, как жареное мясо белки, печеный еж, лепешки из рыбной муки. Частым напитком на столах были пиво, медовуха, пахта (обезжиренные сливки). Кто умел, тот на дому гнал картофельную или зерновую водку.

Одежда марийцев

Национальный костюм горного марийца - это штаны, распашной кафтан, поясное полотенце и пояс. Для пошива брали домотканую ткань изо льна и конопли. Мужской костюм включал несколько головных уборов: шапки, шляпы из войлока с небольшими полями, шапки, напоминающие современные накомарники для леса. На ноги надевали лапти, сапоги из кожи, валенки, чтобы обувь не намокала, к ней прибивали высокие деревянные подошвы.

Этнический женский костюм от мужского отличало наличие передника, поясных подвесок и всевозможных украшений из бисера, ракушек, монет, серебряных застежек. Также были различные головные уборы, которые надевали только замужние женщины:

  • шымакш - подобие колпака в форме конуса на каркасе из бересты с лопастью на затылке;
  • сорока - напоминает кичку, которую носили русские девушки, но с высокими боками и низким передом, свисающим на лоб;
  • тарпан - головное полотенце с очельем.

Национальный наряд можно увидеть на горных марийцах, фото которых представлены выше. Сегодня он является неотъемлемым атрибутом свадебной церемонии. Конечно, традиционный костюм был несколько изменен. Появились детали, отличающие его от того, что носили предки. Например, теперь белую рубаху сочетают с цветастым передником, верхнюю одежду украшают вышивкой и лентами, пояса ткут из разноцветных нитей, а кафтаны шьют из зеленой или черной ткани.