Археологические памятники (вещественные источники). Исторические источники Вещественные исторические

Систематические археологические исследования, проводившиеся как на Балканском полуострове (в Афинах, Олимпии, Дельфах) и островах Родос и Делос, так и на малоазийском побережье Эгейского моря (в Милете, Пергаме), дали историкам огромное количество самых разнообразных источников. В результате почти полуторавековых археологических исследований в руки антиковедов попали самые разнообразные и порой уникальные источники, открывшие много ранее неизвестного или малознакомого в истории Древней Греции. Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, акты купли-продажи и т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Так, существует множество пространных надписей, регулирующих отношения между Афинами и их союзниками, например постановление афинского Народного собрания о статусе города Эрифр в союзе (60-е годы V в. до н. э.) и города Халкиды (445 г. до н. э.). Весьма содержательными являются надписи о законодательно установленных взносах разных городов I Афинского морского союза с 454 по 425 г. до н. э. К концу IV в. до н. э. относится очень важная надпись из Херсонеса (совр. Севастополь), так называемая Херсонесская присяга о государственном устройстве Херсонеса. Благодаря успехам нумизматики в настоящее время возрастает значение монет как исторического источника. Найденные в очень большом количестве (ежегодно находят по нескольку тысяч монет), они представляют массовый материал, который может быть подвергнут статистической обработке. Изучение веса монет, имеющихся на них символов и знаков, надписей, состава монетных кладов, распределения монет позволяет получить сведения самого разнообразного характера (о денежном обращении, товарном производстве, о торговых и политических отношениях городов, о религиозных воззрениях, событиях культурной жизни и др.). Наиболее полными публикациями имеющихся монетных собраний являются каталоги Британского музея, а также сводка всех кладов греческих монет, которая была предпринята Американским нумизматическим обществом в 1973 г. Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества. На территории Греции, других стран Средиземноморья и Причерноморья работают ежегодно сотни археологических экспедиций, которые ведут крупномасштабные работы. Археологический материал самый разнообразный: открыты целые города (раскопки Олинфа, Херсонеса Таврического, Коринфа), общегреческие святилища (храмовые комплексы в честь Аполлона в Дельфах и на Делосе), знаменитый религиозно-спортивный комплекс в Олимпии (при раскопках 1876-1881 гг. обнаружены 130 скульптур, 1000 надписей, 6000 монет, несколько тысяч бронзовых вещей, не считая фундаментов многих зданий). Интересные данные получены при изучении отдельных комплексов, например при раскопках квартала гончаров в Афинах и афинской центральной площади - агоры, исследовании афинского Акрополя, театра в Эпидавре, некрополя в Танагре и других аналогичных комплексов. Здесь обнаружены сотни тысяч вещей различного назначения - орудия труда, оружие, предметы повседневного быта. Постоянные археологические изыскания проводятся в греческих городах Северного Причерноморья, в городах Ольвии (включая Березань), Херсонесе Таврическом, Пантикапее, Фанагории и многих других. Но одни археологические находки (остатки крепостей, дворцов, храмов, художественных произведений, керамики и утвари, некрополи, орудия труда и оружие) не могут дать полного представления об исторических процессах развития общества. Материальные свидетельства прошлого можно интерпретировать по-разному. Поэтому без подкрепления археологического материала данными других источников многие аспекты древней истории грозят остаться белыми пятнами в наших знаниях о прошлом.


Письменные источники Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. В отличие от поэтов, в произведениях которых трудно отделить художественный вымысел от жизненной реальности, историки стремятся дать правдивую историю, подобрать действительные факты. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540-478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480-400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. За недостатком данных они обращались к мифам, стремясь рационалистически истолковать содержащиеся там сведения. Критический анализ мифологической традиции, проведенный логографами, был довольно поверхностным, и потому многим приводимым ими фактам не стоит доверять. Логографы не ограничивались лишь толкованием мифологической традиции. В свои произведения они включали вполне достоверные сведения географического и этнографического характера, добытые ими во время их путешествий по разным греческим городам и странам Восточного Средиземноморья. В трудах логографов миф и действительность слабо различались и это определило ограниченное значение их трудов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Первым собственно историческим исследованием был труд Геродота из Галикарнасса (485-425 гг. до н. э.), названного еще в древности «отцом истории». Геродот родился в состоятельной семье, получил хорошее образование, принимал участие в политической борьбе в своем городе, был изгнан победившими противниками. Находясь в изгнании, Геродот много путешествовал, объездил почти все страны. Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм. Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретацией легендарно-мифологических сюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества. Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом былПлатон (427-347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своими социально-политическими взглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства. Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена , судебные речи Лисия, торжественное красноречиеИсократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества. Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

Тема 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

План

    Виды исторических источников, их внешняя и внутренняя критика.

    Хронологическая классификация источников.

    Типологическая классификация источников.

    Виды исторических источников,

их внешняя и внутренняя критика

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.

Внешняя критика – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).

Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.

Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.

2. Хронологическая классификация исторических источников

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

Общая периодизация отечественной истории

I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

1) период разложения первобытного общества и формиро­вания предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

    период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков фео­дальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) об­щества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

    период существования советского общества в сложив­шейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

    период перехода советского общества от военизирован­ной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

    период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

    письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Типологическая классификация исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

    Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

    Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

    Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

    Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

    Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

    Печати (изучаются сфрагистикой).

    Гербы (изучаются геральдикой).

    Почтовые марки (изучаются филателией).

    Эмблемы (изучаются эмблематикой).

    Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

    Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

    Древние тексты (изучаются палеографией).

    Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

    Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

    Юридические документы (изучаются дипломатикой).

    Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

    Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

    Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

    Имена собственные (изучаются ономастикой).

    Географические названия (изучаются топонимикой).

    Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников :

1) летописи;

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

8) публицистика;

9) научные труды.

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

Вещественные источники во всем их многообразии (от предметов археологии до современных машин и бытовых предметов). Это, кстати, позволяет учесть, что в результате деятельности человека изменялся и растительный и животный мир (флора и фауна). К данному типу можно отнести не только чучела животных, птиц и муляжи плодов, гербарии (выставленные в музеях), но и самих животных, птиц, растения и другие природно-географические источники исторического (искусственного) происхождения.

ПРИМЕР: Орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др. Ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др

Каждая эпоха оставляет за собой след в виде культуры, на основе которой и складывается общественный исторический опыт. Преобладающую часть этих произведений, памятников культуры составляют отнюдь не письменные, а вещественные источники, отображая ту естественную часть, которую мы называем материальной культурой.

Вещи, окружающие нас и наших предков - это предметы созданные человеком для удовлетворения своих многосторонних потребностей. С точки зрения социологии, ни их место в окружающем мире, ни размер не имеют значения; главное - их целесообразность, прямая связь с назначением, т. е. зависимость формы от воли и труда людей. Этот бесконечно многообразный мир (от палки-копалки до космических кораблей) противопоставляется другому миру - миру «не вещей», миру природных объектов

^ Вещественными источниками называются материальные объекты, созданные трудом человека и отражающие информацию о прошлом. Понятие «вещественный источник» является более универсальным по сравнению с категориями «археологический источник», «музейный предмет» или «музейный экспонат». Археологическими источниками называются те предметы, которые были найдены в результате археологических раскопок. Музейные предметы (экспонаты) -- это вещественные источники, которые находятся в фондах и экспозиции музея. Поэтому вещественные источники включают в себя как археологические источники, так и музейные предметы. Категория «вещественный источник» наиболее близка принятому в западной археологии термину «артефакт» , под которым понимается «любой объект, сделанный или видоизмененный человеком».

Вещественные источники классифицируются по следующим критериям: выполняемой функции, материалу изготовления. По функциональному критерию можно выделить следующие группы: архитектурные сооружения, оружие, орудия труда, мебель, посуда, одежда, обувь, транспортные средства, украшения и др., по материалу изготовления -- каменные и деревянные архитектурные сооружения, каменное, бронзовое и железное оружие и орудия труда и т. д.

Понятие артефакта приближает к пониманию вещественного источника. Ибо последний, являясь носителем социальной информации, включает не только «вещи» в обыденном понимании (то, что имеет определенное функциональное значение), но и то, что мы относим к произведениям искусства.

Артефакты – продукт мировосприятия, представлений людей о том, как объекты должны выглядеть, и как их можно использовать. Каждая культура имеет свои собственные корни, которые диктуют и определяют форму артефактов. Спустя некоторое время возникает разрыв в традиции, усложняющий понимание дошедших до нас вещей. Л.С. Клейн определяет их как «древности» – объект изучения археологии (их еще называют археологическими памятниками). К археологическим памятникам относят ископаемые орудия труда, оружие, одежду, украшения, поселения и остатки отдельных жилищ, надмогильные и культовые постройки, древние архитектурные памятники и т. д. Следует подчеркнуть, что археологи используют письменные и другие источники, позволяющие дополнить и воссоздать мир вещей изучаемого периода.

Изучая и интерпретируя археологические, вещественные памятники, археологи как бы переводят информацию с «языка вещей» в понятную нам знаковую форму – языковую систему, а также систему графической информации.

Покойников нередко хоронили вместе с их вещами. Такие предметы, как оружие, орудия труда, различные сосуды, архитектурные остатки, фрагменты материи, могут многое сказать нам о том, как жили эти люди. В гробницах и раскопанных остатках зданий часто можно найти статуи, настенные живописные росписи и мозаики с изображением сцен из повседневной жизни. Виды древнего письма были обнаружены на глиняных черепках, стенах зданий и свитках папируса (разновидность бумаги). Эти письмена рассказывают нам о древних правителях, законах и религиозных верованиях.

Изучение устных традиций

Как гибнут памятники старины

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о про-шлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихий-ных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. Материал с сайта

В любой семье хранят свою историю: старые пись-ма и документы, фотографии или кино- и видеозапи-си. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только приро-ду. Человек своими непродуманными действиями то-же наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.

Сил, которые способны уничтожить про-шлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия враже-ского войска город был уничтожен, но под землёй оста-лись фундаменты строений, множество предметов, при-надлежавших людям. В древнем монастыре сохрани-лась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных ве-щей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Картинки (фото, рисунки)

  • Эти вещи сопровождали человека в разные времена
  • Письменные источники: 1 - страница рукописной книги; 2 - письмена на глине; 3 - страница печатной книги; 4 - письмо на бересте; 5 - свиток из папируса; 6 - надпись на резной кости
  • Вещественные источники: старинные народные женские и мужские костюмы
  • Предметы домашнего обихода, утварь, украшения, орудия труда - разнообразные вещественные источники
  • Великие памятники древности: 1 - Парфенон, Древняя Греция, V в. до н. э.; 2 - Большой Сфинкс, Древний Египет, 3-е тысячелетие до н. э.; 3 - мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Жемчужина мусульманского искусства в Индии. Построен в XVII в.; 4 - буддистский храм Хорюдзи, Япония. Самая древняя деревянная постройка в мире. В переводе на русский язык слово «хорюдзи» означает «храм процветания закона». Построен в VII в.

  • Почтовая станция XIX в. Россия, г. Екатеринбург. Почтовая станция в Екатеринбурге была построена в XIX в. Подобные станции в XVII-XIX вв. служи­ли средством сообщения между российскими городами. Здесь путешествующие могли поменять лошадей и отдох­нуть. Сейчас это здание - памятник архитектуры, музей, рассказывающий об истории почты в России.
  • Ветряная мельница. Голландия, недалеко от г. Роттердама. Ветряной мельнице, которая находится в Голландии, бо­лее 200 лет. Со временем она стала памятником истории развития техники.
  • Воротник кельтской мужской рубашки

§ 4 Тема: Вещественные источники

Аспект : извлечение информации

Стимул: если выполнишь все задания, то узнаешь об источниках которые дают информацию ученым историкам и археологам о прошлом человечества.

Задачная формулировка : развитие информационной и коммуникативной компетенции.

Задания.

Прочитай текст.

Вещественные источники - это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость изучения их специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок, восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения эпох, когда не существовало ещё письменности вообще, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии.

Этнология (греч. народ + -логос - учение, наука) - наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины «этнография».

Этнология («наука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»), народоведение, культурная антропология.

По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.

1. Ответь на вопросы

1) Какое значение имеет археология для изучения истории?

2) Что относится к вещественным источникам?

3) Чем отличаются вещественные источники от письменных?

4) Какие ученые занимаются изучение вещественных источников?

5) Какой период истории помогают изучать вещественные источники?

2. Дай определения терминам

Этнология – …

Этнография – …

Археология - …

Модельный ответ

1. Ответь на вопросы

1) На территории Казахстана, Урала, Сибири, Средней Азии во время археологических раскопок было найдено множество предметов, погребений и поселений эпохи бронзы.

3) Нуринский период, Атасуский период, Бегазы – дандыбаевский период.

4) Академик А.Х. Маргулан

5) На отрогах гор Бегазы было изучено более 50 курганов этой культуры.

Название эпохи Хронологические рамки Особенности эпохи

Эпоха бронзы

2 тысячелетие до н.э. Изготовление сплава олова и меди, получившего название, бронза.

В эпоху бронзы начинается освоение цветных металлов и золота, скотоводство превратилось в одно из основных хозяйственных занятий человека. Так же развитие получило земледелие, люди использовали для обработки земли мотыгу, поэтому земледелие эпохи бронзы получило название мотыжное земледелие.

2. Заполни таблицу

3. Убери лишнее.

1) Эпоха бронзы делиться на периоды:

В) Медный период

2) Большое количество памятников эпохи бронзы найденно в следующих регионах Казахстана:

В) Южном Казахстане

3) К достижениям эпохи бронзы относят:

В) Приручение домашних животных

4) К археологическим культурам эпохи бронзы относятся:

В) каркаралинская

5) В сплав бронзы входит.