Выставка «Юрий Купер. Театральный роман. Юрий Купер. Театральный роман Совет Юрия Купера начинающим иллюстраторам

Театральный музей им. А.А. Бахрушина с 21 апреля по 28 мая 2017 года представляет в пространстве Каретного сарая Главного здания выставку «Юрий Купер. Театральный роман». Один из самых успешных русских художников, добившихся признания на Западе, на счету которого более 50 персональных выставок в престижных галереях мира, как сценограф сотрудничал со множеством именитых театральных режиссёров. Первая исключительно театральная выставка художника представит эскизы декораций и костюмов, созданные за последние 10 лет для театров России и Белоруссии.

Юрий Купер рисует на металле, стекле, шёлке, делает коллажи, использует принты. Его театральные эскизы также не обходятся без необычных материалов и особой техники, придающей работам художника редкую пронзительность и красоту – Юрий Купер любит состаривать свои творения, словно накидывая на них пелену времени.

Известный искусствовед Михаил Герман сказал о художнике: «Юрий Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой». Купер сочетает в себе художника, архитектора, писателя, мыслителя. Одним из его проектов в России стала реконструкция интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова. В сценографии он ищет новый театральный язык: он не создаёт декорации, а вырабатывает идею особого пространства, формирует эстетический образ спектакля.

С Юрием Купером работали Роберт Альтман из Чикаго и Марсель Марешаль из Парижа, прославленные российские режиссёры Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Алов, Владимир Наумов, Владимир Петров и др. Отдельно следует отметить работу художника с Никитой Михалковым, им вместе удалось придумать собственный театральный мир. Итоги этого сотрудничества – спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленный в Италии в 1988 году с Марчелло Мастроянни в главной роли, и премьера 2016 года в Государственном Театре киноактёра – спектакль «Метаморфозы» по произведениям А. Чехова и И. Бунина. Материалов итальянского спектакля почти не сохранилось, а «Метаморфозы» можно будет увидеть на выставке.

Юрий Купер также покажет эскизы декораций и костюмов для музыкального театра: оперы «Борис Годунов» в Большом театре в Москве /2007, реж. Александр Сокуров/, «Отелло» в Перми /2008, реж. Владимир Петров/, «Кармен» в Ростове /2008, реж. Юрий Лаптев/, «Евгений Онегин» в Самаре /2012, реж. Владимир Петров/, «Орестея» /неосуществлённая постановка в Михайловском театре, реж. А. Сокуров/, балет «Щелкунчик» в Большом театре в Минске /2010, реж. Александра Тихомирова/.

Выставка проходит в Каретном сарае.
Телефон: +7 /495/ 953 44 70, +7 /499/ 238 61 30.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В музее им. И. Н. Крамского 13 декабря открылась выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Юрий Купер – один из самых известных современных художников, его работы хранятся в известных музеях мира – от Третьяковской галереи до музея Метрополитен в Нью-Йорке.

В центре экспозиции представлена книга «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, иллюстрированная Юрием Купером. В коллекции музея хранится один из пятидесяти экземпляров этого уникального произведения – «книга художника». Её форма традиционна для этого жанра – книга состоит из отдельных листов, которые сложены в специальную папку-футляр. От начала до конца художник является автором создаваемой книги, прорабатывая не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы листа. При этом текст книги становится лишь одной из составляющих комплексного художественного сообщения.

В музее рассказали, что специфика работ не позволяет экспонировать «книгу художника» Юрия Купера в открытом доступе посетителям музея, увидеть внутреннее авторское оформление и оригинальные литографии, каждая из которых представляет самостоятельное произведение искусства и подписана художником. Для выставочного проекта были сделаны компьютерные копии, которые очень необычно оформлены, как будто встроены в затуманенное стекло. Однако на выставке представлены и несколько оригинальных литографий Юрия Купера из книги иллюстраций к трагедии Пушкина.

На выставке представлены 17 иллюстраций Юрия Купера. На них зритель не увидит очевидных сюжетов и главных героев трагедии Пушкина. Как рассказала заведующая экспозиционным отделом музея Ольга Рябчикова, проходят иллюстрации к иллюстрации вместе с художником, можно почувствовать историю приближения к поэту, уловить дух времени, в котором он творил.
Практически до самого открытия не было известно, сможет ли приехать Юрий Купер в Воронеж. Однако 77-летний художник решил лично представить свои работы в музее им. И. Н. Крамского. Юрий Купер рассказал, что работал над иллюстрациями к «Моцарту и Сальери» около года, а вдохновило на их создание посещение музея-заповедника «Михайловское», где Пушкин работал над «Маленькими трагедиями».

— Что касается иллюстраций, как, впрочем, и других форм в театре и кино, мы живем во времена такого шлягера, то есть эпатажа, когда режиссер, иллюстратор совершенно без чуткости влезает в поэзию, пьесу и находит возможность интерпретировать ее, как ему хочется, — сказал на открытии Юрий Леонидович. – Для меня самым важным в иллюстрации всегда было место действия. Но, в трагедии «Моцарт и Сальери» место действия – это Зальцбург, корчма. Персонажей в основном двое и слепой скрипач. Если я буду рисовать улицы Зальцбурга, эту корчму, два сидящих персонажа, то это будет не достойно поэзии Пушкина. Когда я думал, что мне делать с этими иллюстрациями, я поехал в «Михайловское». И был поражен предметами, которые там представлены. Я себя почувствовал детективом на месте преступления. Я увидел бокал, из которого был отравлен Моцарт, кусок ткани, перо… Я решил иллюстрировать поэзию Пушкина через предметность и гобеленность.

Иллюстрации выполнены в технике литографии. Художник рассказал, что делал многослойные изображения, которые давали богатство фактур. Произведения Юрия Купера сложно перепутать с работами других авторов благодаря его особенному, узнаваемому стилю. На его картинах, иллюстрациях все предметы подернуты дымкой, то есть сфумато.

— Эта дымка из моего детства, из пыльного коридора в коммунальной квартире. Он никогда не ремонтировался, в нём светила маленькая лампочка и все предметы сквозь пыль казались фантастическими, — рассказал Юрий Купер.

И хотя выставка открывалась в будний день, на третьем этаже музея был многолюдно. Посмотреть работы Юрия Купера пришли его воронежские коллеги, студенты академии искусств.

— Ещё до открытия я посмотрел всю экспозицию. В работах Юрия Купера читается, что автор признался в любви и Моцарту, и Пушкину, — отметил на открытии воронежский художник Алексей Загородных. – Иллюстрации не буквальны, но каждая работа здесь наполнена предощущением. У каждого зрителя есть свой жизненный опыт, и посетитель будет по-своему воспринимать изображенные предметы. Меня очень тронуло перо. Перо, которым Моцарт писал ноты, Пушкин писал трагедию, а кто-то из злопыхателей – доносы. И все это сошлось в иллюстрациях.

Юрия Купера многое связывает с Воронежем. В 2012 году была закончена реставрация воронежского драмтеатра им. А. В. Кольцова, интерьеры которого проектировал Купер. В 2013 году в музее им. И. Н. Крамского была персональная выставка художника. В 2015 году вышел роман Юрия Купера «сфумато», презентация книги прошла в книжном клубе «Петровский».

— Я горд тем, что притащил Купера в Воронеж, — сказал на открытии художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров. – Я рад, что он согласился делать со мной проект реставрации театра, несмотря на свою его занятость, углубленность во многие сферы художественной деятельности. Эстетика Юрия Леонидовича мне очень близка. Это человек, который может стоять в Петербурге возле обваливающейся стены и восторгаться тем, как там кусок отломился. Это очень греет, потому что он не парадный художник. Но сам он по натуре человек-праздник, имеющий огромное количество друзей, который способен встать утром и написать стихотворение. У него такое жизнелюбие, которое никак не сочетается со сфумато – сквозным образом его работ.

Выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» будет работать до 14 января 2018 года. Стоимость входного билета – 50 рублей.

ПОЛЕЗНОЕ

Совет Юрия Купера начинающим иллюстраторам

— В иллюстрации важно стараться внедряться в текст автора очень тактично и особенно не самовыражаться, а думать об авторе. Сейчас питерское издательство «Редкая книга» предложило мне проиллюстрировать Экклезиаст (раздел Ветхого Завета). Что там можно проиллюстрировать, если там сплошные сентенции, что можно внести в эту божественную книгу? Главное ощущение от этой книги, которое у меня было, – необычайное спокойствие и тишина. Поэтому можно иллюстрировать это травой, морем, цветами, но с атмосферным состоянием. Тогда это вас приблизит к книге. И таких вариантов много, но главное – не прямое иллюстрирование.

СПРАВКА

Юрий Купер (родился в 1940 году в Москве) - художник, график, иллюстратор, сценограф, ювелир, чьи работы выставляются в музеях и галереях по всему миру. Художник-постановщик фильма «Солнце» Александра Сокурова, автор книги «Московский натюрморт» (Лондон, 1975), пьесы «12 картин из жизни художника», а также декораций и костюмов к спектаклю по ней в постановке Владимира Петрова (МХАТ, 2007).

Фото : из группы музея им. И. Н. Краскогого в «ВКонтакте».

Театральный музей им. А.А. Бахрушина представляет в пространстве Каретного сарая Главного здания выставку «Юрий Купер. Театральный роман». Один из самых успешных русских художников, добившихся признания на Западе, на счету которого более 50 персональных выставок в престижных галереях мира, как сценограф сотрудничал со множеством именитых театральных режиссёров. Первая исключительно театральная выставка художника представит эскизы декораций и костюмов, созданные за последние 10 лет для театров России и Белоруссии.

Юрий Купер рисует на металле, стекле, шёлке, делает коллажи, использует принты. Его театральные эскизы также не обходятся без необычных материалов и особой техники, придающей работам художника редкую пронзительность и красоту – Юрий Купер любит состаривать свои творения, словно накидывая на них пелену времени.

Известный искусствовед Михаил Герман сказал о художнике: «Юрий Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой». Купер сочетает в себе художника, архитектора, писателя, мыслителя. Одним из его проектов в России стало реконструкция интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова. В сценографии он ищет новый театральный язык: он не создаёт декорации, а вырабатывает идею особого пространства, формирует эстетический образ спектакля.

С Юрием Купером работали Роберт Альтман из Чикаго и Марсель Марешаль из Парижа, прославленные российские режиссёры Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Алов, Владимир Наумов, Владимир Петров и др. Отдельно следует отметить работу художника с Никитой Михалковым, им вместе удалось придумать собственный театральный мир. Итоги этого сотрудничества – спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленный в Италии в 1988 году с Марчелло Мастроянни в главной роли, и премьера 2016 года в Государственном Театре киноактёра – спектакль «Метаморфозы» по произведениям А. Чехова и И. Бунина. Материалов итальянского спектакля почти не сохранилось, а «Метаморфозы» можно будет увидеть на выставке.

Юрий Купер также покажет эскизы декораций и костюмов для музыкального театра: оперы «Борис Годунов» в Большом театре в Москве /2007, реж. Александр Сокуров/, «Отелло» в Перми /2008, реж. Владимир Петров/, «Кармен» в Ростове /2008, реж. Юрий Лаптев/, «Евгений Онегин» в Самаре /2012, реж. Владимир Петров/, «Орестея» /неосуществлённая постановка в Михайловском театре, реж. А. Сокуров/, балет «Щелкунчик» в Большом театре в Минске /2010, реж. Александра Тихомирова/.

Юрий Купер родился в 1940 году в Москве. Закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. В 1967 году стал членом Союза художников СССР. В 1972 году эмигрировал в Израиль, затем жил во Франции и Великобритании. В 2016 году вновь получил российское гражданство. Работы Юрия Купера работы хранятся в Третьяковской галерее, Музее Метрополитен, в коллекциях Министерства культуры Франции, Библиотеки Конгресса США и др., выставляются лучшими галереями мира.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.