В чем сила русских традиций. Русская жизненная сила. Опыт и традиции славянского делоуправления. Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное


Недавно я посетил родину предков – город Арзамас и нижегородские земли. А вчера слушал профессора Дугина А.Г. на конференции «Дни Петербургской философии 2011».

Принято считать, что жизнь бурлит и фонтанирует в столицах. Однако вОды для этого собираются и накапливаются в провинциях. Именно из провинции стекаются в столицу таланты и деньги. И утекают за границу деньги и таланты тоже из столиц

Россия это не Москва, и уж тем более не Санкт-Петербург.

Четыре века назад тогдашняя «элита» (бояре) сдали Москву полякам, а освобождение Москвы и России началось по инициативе «провинции» – свободных граждан нижегородских земель.

Откуда же черпает силы Россия?

Когда я бываю в провинции, всегда стараюсь посетить баню, чтобы узнать, чем живут и о чём думают люди. А говорят люди с горечью о положении в стране, болеют за Россию. Жаль, что наши правители не могут по примеру римских императоров посещать публичные бани, чтобы узнать из первых рук, что на самом деле думает народ.

Русские пошли именно из новгородских земель. Именно здесь зародилась русская демократия.
Согласно летописному преданию «Повесть временных лет» (созданному в XI - начале XII веках), название РУСЬ произошло от варягов племени русь, призванных славянскими и финно-угорскими племенами (чудь, словене, кривичи и весь) в 862 году.

Автор словаря русского языка С.И.Ожегов пишет, что "варяги в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах".

Первый русский князь – варяг Рюрик – согласно Ипатьевской летописи сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.


Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета доктор философских наук Герман Филиппович Сунягин считает, что в своё время мы приобщились к двум передовым очагам того времени: к византийской духовности и к варяжской военной демократии.

В России разрозненные государства были едины в культурном и в антропологическом смысле. Они, конечно бы объединились, если бы не монгольское нашествие, которое толкнуло нас на неестественный путь развития.

Монголы создали так называемый «русский улус» по образцу других своих административно-территориальных образований. Это означало деспотический способ управления территорией, и ростки нашей демократии очень быстро улетучились.


Но в конце концов мы оказались сильнее монголов. В результате была создана великая держава, рассчитанная на экспансию, построенная по монгольскому образцу.

Да, управление было деспотическим. А как иначе можно было управлять такой огромной разнородной территорией, как не деспотическим способом? Это была жизненная необходимость!

Государство на Руси всегда было самой главной ценностью, поскольку именно оно удерживало колоссальные просторы и разнородных людей в неком едином целом. И властная вертикаль была в этой ситуации неизбежна. Деспотический способ правления дал форму организации этого колоссального пространства. Как и у монголов, она состоит из ставки и многочисленных податных территорий.


Так и до сих пор: у нас есть Москва, где собраны все деньги, и есть податные территории, живущие на дотации из центра.

В отличие от Европы, которая расположена южнее, Россия производит меньше прибавочного продукта. В Европе могут снимать два-три урожая и спокойно распределять избыток естественным рыночным способом. В России, чтобы распределять ограниченный прибавочный продукт, нужна была мощная центральная власть. Московская ставка вначале собирала с податных территорий этот прибавочный продукт, но потом и распределяла, – за счёт чего и выживал народ

Россия, по мнению западных историографов, была «империей наоборот»: она не пила соки из других народов, а отдавала свои ресурсы, распространяя культуру.

В русской истории русский народ выступал как пушечное мясо и тягловая сила империи.
Историк Ключевский выразил это формулой: «государство богатело, а народ хирел».

«Мне жаль тебя, русская мысль, и тебя, русский народ! Ты являешься каким-то голым существом после тысячелетней жизни, без имени, без наследия, без будущности, без опыта. Ты, как бесприданная фривольная невеста, осуждён на позорную участь сидеть у моря и ждать благодетельного жениха, который взял бы тебя в свои руки, а не то ты принуждена будешь отдаться первому покупщику, который, разрядив и оборвав тебя со всех сторон, бросит тебя потом, как ненужную, истасканную тряпку!» (1866 год В.О.Ключевский “Курс русской истории” т.9 стр. 276).

Что важнее: империя или национальное государство (родина)?

Патриотизм – это любовь к Отечеству, а не к государству!


Сумеем ли мы удержать эту территорию без сильного государства?
Как выйти нам из нового «смутного времени» ?
Если Спарта и Рим погибли, что может существовать вечно?

Профессор Сунягин Г.Ф. считает, что есть разные способы угасания империи. Рим исчез вместе с системообразующим народом. То же было и с Византией, от которой осталась только великая культура.
А вот Великобритания выжила, потому что великая английская империя сконцентрировалась на возделывании метрополии.

Мы исчезнем как Рим и Византия целиком и полностью, или мы благоустроим, по примеру Англии, нашу русскую метрополию. И даже, исчерпав свои пассионарные силы, мы останемся при ней, как нормальный европейским народ. Мы должны быть к этому готовы. Рано или поздно это будет. И готовность состоит в том, чтобы предоставлять свободу регионам, потратить оставшиеся силы на благоустройство района нашего этнического формирования, который будет точно наш и который никто у нас не заберёт.

Основная мысль статьи Солженицына «Как обустроить Россию» состояла в развитии земства, то есть опять же провинции (территорий).

Но известно, что в провинциях России всегда были сильны центробежные тенденции. Как сделать, чтобы центробежные тенденции сменились на центростремительные, причём безо всякого насилия со стороны центра?

«Модернизация экономики не может быть модернизацией, которая идёт из центра. Она должна опираться на активность граждан, на местные региональные инициативы, иначе просто ничего не получится», – признал Президент Д.А.Медведев – «…распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов».

Именно из глубинных русских земель черпает силы Россия.

Трудные времена рождают в обществе сплочённость и солидарность, без которой не выжить.

«Русская Идея», рождённая горьким опытом нашей истории, проста: СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!

Русская идея, как и любая другая идея, является проявлением жизненной необходимости. Она сформирована всей нашей историей, где главным было выживание русской нации и обретение ею целостности как народа. Отсюда и одно из положений русской идеи о том, что индивидуальное спасение невозможно, спастись можно только вместе.

Если в тёплых странах выжить можно и по одному, то у нас, в нашем суровом климате выжить можно только вместе, помогая друг другу. Европа расположена в зоне уверенного земледелия, где могут снимать по два урожая в год. А в России урожай, даже если всё делаешь вовремя и правильно, не гарантирован. Поэтому на Западе развито представление о личной ответственности за судьбу, а у нас народ живёт сообща, верой и надеждой.

Если на Западе богатство было мерилом праведности, то у нас в России праведность не в личном обогащении, а в жизни по совести, в готовности помогать и делиться, без чего в наших суровых условиях не выжить.

Из этого родилась и «русская соборность» как коллективный разум.

В европейской культуре делается акцент на ценность индивидуальности, она превалирует над ценностью общности и государства.

У нас одному не выжить. И потому ценность общности превалирует над ценностью индивида. Отсюда положение «Русской Идеи» о необходимости самопожертвования личности ради светлого будущего всего народа.

Достаточно вспомнить самые трудные моменты нашей истории, чтобы понять очевидную истину: наша сила в единстве – в единстве многообразия!


Именно из-за феодальной раздробленности русских княжеств, монголам удалось покорить Русь.
Если мы не преодолеем разногласий (как это сделали нижегородцы в 1611 году), то погибнет Россия. Если мы не объединимся, как это сделали наши предки на Куликовом поле, то не будет России.

Но стоит ли государство того, чтобы ради его сохранения погибли миллионы людей?
В России всегда главной ценностью было государство, потому что оно обеспечивало сохранение территорий и защищало людей, ради всех, жертвуя многими.

Сейчас у нас – «разруха, припорошенная гламуром».
Чтобы её преодолеть, России нужно не единомыслие, а согласие.
Уж лучше пусть власти дружат, чем враждуют.
Лучше фига в кармане, чем гражданская война.

Сила русской земли в Вере! Как только народ теряет веру (в правителей, в церковь, в священнослужителей, в Бога, в справедливость) так случаются революции.

Главная проблема нашей жизни – потеря Веры в будущее. Русский народ всегда жил Верой. А теперь живём в постоянном страхе перед будущим.

Раньше верили в царя батюшку, потом верили в коммунизм, теперь верим…

Нашему народу сколько не обещай, ему всё мало.

А всё потому, что русский верой живёт. Без веры на этом пространстве выжить невозможно! Вера – единственное утешение и спасение!

Известный немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер, разделявший идеи национал-социализма, в 1943 году говорил про Россию: «Мы (немцы) никогда не победим русских, пока не осознаем их метафизическую тайну. А тайна в том, что они являются землёй будущего. Русские – это не понятая самими собой, никем другим, тайная земля будущего… История земли будущего содержится в ещё не освобождённой для себя самой сущности русскости».

"Жить в благополучных в материальном отношении странах легко. А вот чем ты будешь жить в наших ужасных условиях? Мы, русские, не хотим согласиться с приоритетом материального над духовным, хотя и не в состоянии абсолютно освободиться от бытовых проблем. Выживание по типу “пойду на всё, но никогда не буду голодать!” чуждо нашей культуре, проповедующей ценность самопожертвования. Прагматизм никогда не был и никогда не будет чертой русской души.

Вот ведь весь мир живёт умом, только у нас от ума одно горе, - а всё потому, что русский сердцем живёт! Нажива не отличительная особенность нашего национального характера.

Если на Западе люди в большей мере обеспокоены идеей личного счастья, то в России их мучит идея счастья всеобщего - как всех осчастливить, даже если для этого необходимо пожертвовать собственной жизнью. Выживать за счет спекуляции - вряд ли это может быть идеалом русского человека, который, напротив, готов сознательно пойти на материальные лишения, дабы ощутить духовную свободу.

Русские - это вечное недовольство собой. Мы, подобно детям, готовы слушать всех, кто встал в позу учителя, и потому представители высокоразвитых стран думают, что они взрослее. Но ведь взрослость определяется не умением получать, а желанием отдавать, причем безо всякой выгоды для себя.

Отличительная черта русской души - бескорыстность; ни для какого другого народа совесть не является такой мучительной проблемой, как для нашего, потому что совесть заставляет жертвовать выгодой.

Да, русская душа задаёт неземные ориентиры, возможно, они невыполнимы, но зато не позволяют уснуть в сытом самодовольстве. Сытость убивает душу. Ведь это тело даётся душе, а не душа телу.

Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, - в этом пренебрежении материальным и заключено духовное средоточие».

А как Вы считаете, В ЧЁМ СИЛА РОССИИ?

В чем сила русских? Вопрос о том, в чем сила русских, довольно часто обсуждается в разных кругах. Одни говорят, что никакой особенной силы у русских нет и все попытки говорить о ней - это просто желание потешить свое национальное самолюбие. Но другие люди с такой точкой зрения не согласны, они думают, что русский народ уникален, он имеет свою силу и харизму, которые часто непостижимы для западных соседей. Мы присоединимся ко второй группе и выясним, в чем сила русского духа заключается. Уникальность русских людей признаем не только мы сами, носители своей нации, но и иностранцы, многим из которых трудно понять загадку русской души. Самобытность русских признают по всему миру, так давайте же попытаемся выяснить, в чем сила русских, чем русский народ отличается от других и привлекает к себе внимание. Сила русского народа Каждый народ обладает своими типичными национальными чертами, они есть и у русских. Именно в этом и заключается сила русских людей. Давайте поговорим о том, какие же это качества. Первое качество - это трудолюбие и талант. Многие русские люди - личности одаренные, у нас много талантов, некоторых из них переманивают на Запад. У нас богатое культурное наследие и много выдающихся ученых в различных областях. Русский человек - это хороший работник, особенно если ему нравится его работа и если нужно заботиться о своей семье. Русский человек может привыкнуть к любым условиям работы, неприхотлив и готов трудиться. Второе качество - свободолюбие. Вспомните, сколько раз нашу страну пытались захватить разные враги! Ни одному не удалось сделать этого, Россия крепко стоит на своих ногах, никому не позволяя отобрать свое право на свободу. И во многом это заслуга наших людей, ведь русский народ патриотичен и даже в тяжелые времена готов защищать свою Родину. Ярчайший тому пример - это участие в мировых войнах, и не только в них. С этим качеством непосредственно связаны сила воли, смелость, упорство и мужество русских людей, и с этим действительно трудно поспорить! Следующее качество - терпение, а вместе с ним и умение адаптироваться, что позволяет русским выживать. Русский народ действительно очень терпелив, он готов стоически переносить трудности жизни, стараясь не падать духом и даже в самые тяжелые времена находить повод для радости и улыбки. Не секрет, что в России жить трудно, много людей находятся за чертой бедности, экономика и социальная сфера - не на лучшем уровне, климат суровый. Жить в таких условиях трудно, но русский народ благодаря своему терпению и стойкости не сдается и борется за свое место под солнцем. Доброта, гостеприимство, широта души - эти качества хорошо известны многим иностранцам, приезжающим в нашу страну погостить. Кто как не русская бабушка вкусно накормит путника и оставит на ночлег совершенно бескорыстно? А если «сломался» на трассе, обязательно кто-нибудь из русских водителей остановится и попытается помочь. Примеров таких можно найти много, русские действительно добрые и общительные люди, если найти к ним подход и относиться благожелательно. Многие считают, что русские угрюмы, ведь по улицам мы ходим именно такие. Но сами посудите, кому захочется сильно улыбаться после долгой учебы или работы вечером на улице, когда темно, холодно и устал? Но стоит разговориться с русским человеком, и вы поймете, что он вполне добродушен и даже готов помочь, если его помощь требуется. Конечно, не все такие, но все же в большинстве у нас именно добрые люди. И наконец, еще одно качество русских - это нравственность, основанная на истинном природном древнем Православии, вере и славлении русским природным Богам, которое крепкими корнями проросло в русской национальности. Духовная нравственность и чистота не чужеземная и инородная, а своя родовая, стремление к лучшему у русского человека исходят от Бога. Сила русского слова Говоря о силе русских людей, нельзя не сказать о силе русского слова. Русский язык многогранный и богатый, он веками складывался и обогащался, и это происходит до сих пор. Сила русского слова заключается в том, что с помощью него можно зажечь в сердцах людей надежду и любовь, желание стремиться к лучшему, объединить народ. В русском языке есть множество таких слов и выражений, которые в разных ситуациях могут сильно повлиять на человека. Пример силы русского слова - это речи командующих, которые те произносили своим воинам перед важными битвами. Сила русского слова заряжала солдат, они шли на войну и побеждали. Сила русского оружия Главная сила оружия в России - это сами люди, потому что за свою Родину они готовы бороться с врагами и голыми руками, никому не отдавая ее. Если же говорить об оружии, как средстве борьбы, то и тут Россия не проигрывает. На сегодняшний день наша страна богата различными видами оружий, и это неудивительно, ведь богатый военный опыт и постоянный контроль за неприкосновенностью границ прямо влияет на это. Кроме того, развитие оружейного производства в России не стоит на месте, постоянно предлагаются и развиваются разные технологии, создаются и накапливаются новые разнообразные оружия. Вспомните хотя бы «Катюши» Великой Отечественной! Немцы были в ужасе от поражающего эффекта этого оружия, названного милым женским именем. Русская нечистая сила Русская нечисть - еще один пример русской самобытности. Те, кому бабушки рассказывали в детстве сказки и предания, связанные с русской нечистью, хорошо знают, о чем идет речь. На русской нечисти построен фольклор нашего народа, а это очень богатая и ценная часть русской культуры. Многие слышали о зеленоволосых и сладкоголосых русалках, обитающих в реках и морях, о лешем, охраняющем лес, о водяном, следящем за водоемами, о банщике, кикиморах... а о домовом и говорить не приходится, многие верят в него и в наше время! Сила русского духа проявляется в различных гранях и в разных областях, мы же поговорили лишь о нескольких. Но даже исследуя этот небольшой материал, можно познать силу и самобытность русского народа. «Если выстрелить в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки». Эта пословица как нельзя лучше отражает жизнь общества не знающего своих корней. Кто мы? Как родилась Русская земля? Как жили и во что верили предки наши? Где те родники духовности, что издревле питали Русь и откуда берёт начало славянская ведическая традиция. Жив и велик род славянский, и духовная жизнь наша подобна реке многоводной, которая благодаря древней традиции и вере очищается от наносного. Она является основой самой жизни, языка, песен и былин, народных праздников и обрядов. И эта вера издревле именовалась Православием, ибо славяне славили Правь, следовали Стезёй Прави. Всегда славяне ведали Правду, знали Пра-Веды, древнейшие Веды, священные предания об истоке родной веры, бывшей первой верой всех народов Земли. Вера наших предков формировалась на базе мудрости и знаний, полученных ими через созерцание явлений природы и всего сущего, доступного органам чувств и пониманию человека в процессе его развития. Они верили в основу Мироздания, величественную и вечную первопричину и называли этот родник Вселенной коротким и емким словом - РОД. Изучай Наследие своего народа и своей РОДины - это знание укрепит твой дух, возвеличит Душу, придаст силы в трудные минуты жизни.

«Стоит только русскому Императору отпустить себе бороду, и он непобедим», – сказал гениально Наполеон, проникая мыслию из своего лонгвудского уединения в тайны исторической жизни народов, – еще темные, еще не раскрывшиеся в то время сознанию просвещенного мира. Едва ли нужно объяснять, что под символом «бороды» разумеется здесь образ и подобие русского народа, в значении его духовной и нравственной исторической личности. Другими словами: пусть только русское государство проникнется вполне духом русской народности и оно получит силу жизни неодолимую и ту крепость внутреннюю, которой не сломить извне никакому натиску ополчившегося Запада.

Полезно припомнить это слово Наполеона I ввиду загадочных действий Наполеона III, как будто готовящих нам войну и ополчающих на нас снова весь Запад. Неужели племянник забыл слово дяди, – он, не оставивший праздным, обновивший в своем сознании всякое изречение, всякую мысль этого, по выражению русского поэта, «огромного человека, расточителя славы»? Чем объясним мы теперь такую азартную игру французской дипломатии в вопросе о Польше? За кого принимает император французов Россию, что не боится своим вмешательством, своими предложениями вызвать в ней именно ту силу, которую разумел первый император, обсуживая, после 1815 года, исторические судьбы России? Думает ли Наполеон III, что Россия уступит? Но чем же заслужили мы такое презрительное мнение о нас и разве мы не те, что были в 1812 году и в тот период времени, когда Наполеон I томился на острове Св. Елены, под стражею океана?

Нельзя и думать, чтоб Людовик‑Наполеон забыл изречение родоначальника Наполеонидов, – и остается предположить, что он в словах дяди о России видит только одно указание: чем бы должна была быть Россия, но чего однако в действительности, по мнению Наполеона III, она вовсе не представляет. Он ошибается; он не видит, что возможность приблизиться к источнику силы всегда при нас и с нами; он не подозревает, что мы несравненно ближе теперь к этому источнику, чем были 50 и 45 лет тому назад, что этот засоренный всяким мусором, свезенным с заднего двора Европы, источник начинает наконец нами расчищаться. То, чту составляет наше действительное могущество, то остается до сих пор невидимым и неведомым Западу; то, напротив, что он видит и ведает, что способен понимать и ценить, что только и может назваться могуществом с его точки зрения, то, без всякого сомнения, представляется ему слабее его собственного могущества. Только этою ложною оценкой нашей настоящей, кровной силы и можно объяснить ту слепую самоуверенность западных держав, с которою они предприняли свой дипломатический поход на Россию.

Частные сведения, полученные нами из Парижа и помещаемые нами ниже, в этом же номере, подтверждают такое предположение: как лет 10 тому назад существовало в Европе преувеличенное понятие о нашем внешнем могуществе, так и теперь господствует там не только преувеличенное, но совершенно ошибочное понятие о нашем будто бы государственном бессилии: доказательством может служить также французская статья о нашем войске («impuis‑sance militaire»), вызвавшая ответ русского инвалида. Впрочем, ошибка Европы не в этом: ее выводы, пожалуй, и верны и согласны с ее логической посылкой на внешние признаки могущества и силы; ошибка в том, что эти условные признаки нисколько не выражают истинной меры нашего могущества. Постараемся стать на точку зрения Европы – Людовика‑Наполеона, например, и посмотреть на Россию его глазами: как и чем представляется ему Россия?

Ему, как и всей Европе, Россия известна только своею европейски принаряженною стороною, только в европейском костюме, надетом на нее Петром I; костюм, или мундир был щеголеват, пояс перетягивал ее стан в рюмочку, и она в глазах европейцев представлялась статным и красивым молодцом; но мы все хорошо понимали и чувствовали, что этот мундир был тесен и узок, члены отекали кровью, движения были несвободны и вялы. Этот мундир наконец стал лопаться по швам, а наконец позволено было и правительством расстегнуть его на все пуговицы: мы вздохнули легче и вольнее, мы возвратили себе свободу движений и гибкость членов, – но очень может быть, что этот расстегнутый и лопнувший кое‑где мундир представляется и не совсем красивым для европейского глаза, кажется ему признаком какой‑то распущенности и дряблости. Чтоб не вводить его в смущение и соблазн, следовало бы и совсем отказаться от мундира и надеть свое русское платье. Это сравнение с мундиром довольно наглядно поясняет нашу мысль. Европа знает Россию только со стороны государственной и воображает, что она создана Петром, существует единственно как мысль и дело Петра.

Петербург называют окошком, прорубленным из России в Европу; действительно, только в это окошко и сквозь это окошко и глядит Европа на Россию, а потому и судит о России только по Петербургу. Она убеждена, что могучая Империя, которой она так долго и неутомимо боялась, жила только благодаря своему могучему бюрократическому механизму и своим внешним материальным средствам. В благонадежность этих внешних средств она в первый раз перестала верить со времени Восточной войны и, замечая теперь некоторое расстройство в бюрократическом механизме, льстит себя приятной надеждой, что все силы Империи, крепость и связь частей ее, окончательно подорваны: она не может понять, что это расстройство для нас спасительно, совершается вполне сознательно и свидетельствует о стремлении не только России, но и правительства заменить механизм прежней немецкой администрации естественною свободою органических, до сих пор стесненных отправлений.

Европа видела только могучую централизацию, какое‑то наружное, отвлеченное, государственное единство, и не подозревала присутствия повсеместной, не государственной, а бытовой жизни, которою Россия есть, живет и движется, она не понимала, как глубоко вкоренено в русском народе сознание единства и целости русской земли, какая исполинская сила лежит в этой возможности ощущать и чувствовать себя пятидесятимиллионным братством!..

От взора Европы укрывалось до сих пор, что только подкладка, так сказать, внутренней органической силы давала движение и силу петровскому государственному механизму, что только Русью жила и держалась Российская Империя, несмотря на все преграды, положенные органическому развитию Руси безусловным господством западной цивилизации, отступничеством русского общества от русской народности и вообще немецкими мастерами и подмастерьями государственных дел. От взаимного отношения народной Руси и официальной России зависит мера истинной, а не мнимой силы русского государства. Когда мы были сильны в смысле западном, – мы были слабы в нашем народном, русском смысле, и эта слабость не замедлила обнаружиться в Восточную войну. Мы возвращаемся теперь к источнику силы и являемся слабыми в глазах европейцев! Это понятно. Нам остается им показать – какова наша настоящая, не мишурная сила.

Но, может быть, возразят нам, Запад и не сомневается в истине изречения Наполеона I, но он убежден, что Петровская реформа уже навеки оторвала нас от источника жизни и крепости, что иссяк этот источник, что подсох корень могучего дерева. Может быть, и действительно Запад рассчитывает так: «что мы, русские, уже неспособны к возрождению в смысле народном, что в России существует только одна официальная, так сказать, казенная Россия и народная Русь давно заглохла, а с официальной Россией ему не трудно будет справиться; что Россия 1812 года, внушившая Наполеону слова, приведенные выше, была цельнее России 1863 г., представляющей заметное разложение своих общественных элементов, которого не было прежде». И в самом деле количество штыков у нас теперь меньше, чем было десять лет тому назад, курс на наши деньги стоит ниже, бумажных денег больше, а положение дел в Варшаве должно представляться человечку, совершившему переворот 2 декабря, явлением или непонятным, или же понятным только как симптом, как признак вполне благоприятный для всякого постороннего вмешательства во внутренние дела России; как залог, наконец, нашей непременной уступки всякому строгому и соединенному требованию Западной Европы. При таких внешних признаках нашего могущества, почему же и не предъявить таких требований? Россия на войну не пойдет, рассуждают европейцы, а если и пойдет, так 1812 год теперь не возобновится: «она слишком объевропеилась, чтоб проявить суровую, „варварскую“ энергию той эпохи, ее правительство никогда не решится опереться на народные массы, ее государственные принципы слишком резко противоречат началам русской народности, ее государственные люди никогда не отважатся и неспособны даже прибегнуть к мере, указываемой Наполеоном I, – и это противоречие, разлад и недоразумение между народом и государством помогут одержать нам легкую над Россией победу».

Так рассуждают иностранцы, таково общественное мнение об нас всей Европы, таково, вероятно, мнение и Людовика‑Наполеона и министров британской королевы!

Но они ошибаются! Мы верим, что только разочарование принесет им война, если она состоится, а едва ли она может не состояться при таком взгляде на нас Европы; да и нам, кажется, не остается другого средства, чтобы разбить ее ложные надежды, сокрушить ее корыстные расчеты, добиться вновь подобающего нам почета, и отвадить ее от охоты вмешиваться в наши внутренние дела. Мы должны явить миру, что Русь жива и существует, что внешние признаки слабости и разложения суть признаки нашего внутреннего перерождения; что, наконец, то, что в 12‑м году являлось только эпизодически плодом сверхъестественного напряжения народного духа, пробивавшегося сквозь толстую кору казенности и тупости русского общественного сознания, то, надеемся мы, скоро станет нормальным ходом русской народной и государственной жизни.

Нам предстоит доказать, что наши общественные недуги только накожные наросты, или вернее сыпь, освобождающая организм от внутренней болезни и свидетельствующая о выздоровлении: пусть только не вгоняют ее внутрь насильственными репрессивными мерами, и пособят ей высыпаться свободно… Европа должна будет убедиться, что имеет дело не с государством только, но со всем русским народом и что польский вопрос есть именно вопрос не правительственный, а всей русской земли, что, наконец, не латинским и немецким стихиям разрешить этот вопрос и умирить Польшу: этот вопрос может быть разрешен и Польша умирена только свободным воздействием на поляков и на нас самих духовных и органических сил русского народа, без всякого постороннего вмешательства, нашею собственною властью и соизволением!

Европа не может понять, но ей придется понять, что Петровская реформа, задержавшая на время внутреннюю жизнь народного организма, оказала ту историческую заслугу России, что вызвала к деятельности народное самосознание, просветила мыслью наши бытовые и непосредственные силы, заставила понять и уразуметь духовную сущность наших народных начал, оценить, наконец, по достоинству пригодность и пользу того могущества, порядка и благоустройства, на которые потрачено было столько сил и которыми думали у нас во время оно гордиться! Мы прозрели. Вне народа и народности не спасут нас никакие системы самой лучшей немецкой отделки, никакие штуцера бельгийской работы и пушки английского изобретения, никакие советы, примеры и приемы действий французского императора – никакие дипломатические союзы: мы сами должны быть с собою в союзе, а этот союз для нас возможен только тогда, когда мы вполне отречемся от русских преданий Петербургского периода нашей истории. В этом единственно залог нашей победы и успеха.

Мы, может быть, накануне войны; вспомним же и мы, сами для себя, изречение Наполеона: «стоит русскому Государю отпустить себе бороду, и он непобедим…».

Вопрос о том, в чем сила русских, довольно часто обсуждается в разных кругах. Одни говорят, что никакой особенной силы у русских нет и все попытки говорить о ней — это просто желание потешить свое национальное самолюбие. Но другие люди с такой точкой зрения не согласны, они думают, что русский народ уникален, он имеет свою силу и харизму, которые часто непостижимы для западных соседей. Мы присоединимся ко второй группе и выясним, в чем сила русского духа заключается.

Уникальность русских людей признаем не только мы сами, носители своей нации, но и иностранцы, многим из которых трудно понять загадку русской души. Самобытность русских признают по всему миру, так давайте же попытаемся выяснить, в чем сила русских, чем русский народ отличается от других и привлекает к себе внимание.

Сила русского народа

Каждый народ обладает своими типичными национальными чертами, они есть и у русских. Именно в этом и заключается сила русских людей. Давайте поговорим о том, какие же это качества.

Первое качество — это трудолюбие и талант. Многие русские люди — личности одаренные, у нас много талантов, некоторых из них переманивают на Запад. У нас богатое культурное наследие и много выдающихся ученых в различных областях. Русский человек — это хороший работник, особенно если ему нравится его работа и если нужно заботиться о своей семье. Русский человек может привыкнуть к любым условиям работы, неприхотлив и готов трудиться.

Второе качество — свободолюбие. Вспомните, сколько раз нашу страну пытались захватить разные враги! Ни одному не удалось сделать этого, Россия крепко стоит на своих ногах, никому не позволяя отобрать свое право на свободу. И во многом это заслуга наших людей, ведь русский народ патриотичен и даже в тяжелые времена готов защищать свою Родину. Ярчайший тому пример — это участие в мировых войнах, и не только в них. С этим качеством непосредственно связаны сила воли, смелость, упорство и мужество русских людей, и с этим действительно трудно поспорить!

Следующее качество — терпение, а вместе с ним и умение адаптироваться, что позволяет русским выживать. Русский народ действительно очень терпелив, он готов стоически переносить трудности жизни, стараясь не падать духом и даже в самые тяжелые времена находить повод для радости и улыбки. Не секрет, что в России жить трудно, много людей находятся за чертой бедности, экономика и социальная сфера — не на лучшем уровне, климат суровый. Жить в таких условиях трудно, но русский народ благодаря своему терпению и стойкости не сдается и борется за свое место под солнцем.

Доброта, гостеприимство, широта души — эти качества хорошо известны многим иностранцам, приезжающим в нашу страну погостить. Кто как не русская бабушка вкусно накормит путника и оставит на ночлег совершенно бескорыстно? А если «сломался» на трассе, обязательно кто-нибудь из русских водителей остановится и попытается помочь. Примеров таких можно найти много, русские действительно добрые и общительные люди, если найти к ним подход и относиться благожелательно. Многие считают, что русские угрюмы, ведь по улицам мы ходим именно такие. Но сами посудите, кому захочется сильно улыбаться после долгой учебы или работы вечером на улице, когда темно, холодно и устал? Но стоит разговориться с русским человеком, и вы поймете, что он вполне добродушен и даже готов помочь, если его помощь требуется. Конечно, не все такие, но все же в большинстве у нас именно добрые люди.

И наконец, еще одно качество русских — это религиозность. Православие крепкими корнями проросло в русской национальности, духовная нравственность и чистота, стремление к лучшему у русского человека исходят от Бога. Мы сейчас говорим о тех людях, которые живут по законам Божьим, которые смиренны, кротки, доброжелательны и мягкосердечны.

Сила русского слова

Говоря о силе русских людей, нельзя не сказать о силе русского слова. Русский язык многогранный и богатый, он веками складывался и обогащался, и это происходит до сих пор. Сила русского слова заключается в том, что с помощью него можно зажечь в сердцах людей надежду и любовь, желание стремиться к лучшему, объединить народ. В русском языке есть множество таких слов и выражений, которые в разных ситуациях могут сильно повлиять на человека. Пример силы русского слова - это речи командующих, которые те произносили своим воинам перед важными битвами. Сила русского слова заряжала солдат, они шли на войну и побеждали.

Сила русского оружия

Главная сила оружия в России — это сами люди, потому что за свою Родину они готовы бороться с врагами и голыми руками, никому не отдавая ее. Если же говорить об оружии, как средстве борьбы, то и тут Россия не проигрывает. На сегодняшний день наша страна богата различными видами оружий, и это неудивительно, ведь богатый военный опыт и постоянный контроль за неприкосновенностью границ прямо влияет на это. Кроме того, развитие оружейного производства в России не стоит на месте, постоянно предлагаются и развиваются разные технологии, создаются и накапливаются новые разнообразные оружия. Вспомните хотя бы «Катюши» Великой Отечественной! Немцы были в ужасе от поражающего эффекта этого оружия, названного милым женским именем.

Русская нечистая сила

Русская нечисть — еще один пример русской самобытности. Те, кому бабушки рассказывали в детстве сказки и предания, связанные с русской нечистью, хорошо знают, о чем идет речь. На русской нечисти построен фольклор нашего народа, а это очень богатая и ценная часть русской культуры. Многие слышали о зеленоволосых и сладкоголосых русалках, обитающих в реках и морях, о лешем, охраняющем лес, о водяном, следящем за водоемами, о банщике, кикиморах... а о домовом и говорить не приходится, многие верят в него и в наше время!

Сила русского духа проявляется в различных гранях и в разных областях, мы же поговорили лишь о нескольких. Но даже исследуя этот небольшой материал, можно познать силу и самобытность русского народа.