Необыкновенный колокольный орган - карильон. Колокол церковный как музыкальный инструмент Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокол - инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.
Наука, изучающая колокола, называется кампанология.
В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).
История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII-XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.
Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.
В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, `неблагочестивые` имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола `Козёл` и `Баран`, названые так за резкий, `блеющий` звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван `Лебедем` за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду - `Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango` (`Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю`). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай `крестин колокола` (соответствует православному освящению колокола).
Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

3. Колокола как музыкальный инструмент

Колокол и колокольчик - древнейшие и по сей день широко распространенные самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Первоначальная их функция - сигнальная. Сразу условимся, что это два разных инструмента, и критерий их отличия - не размер, а пространственная закрепленность на одном месте (столбе, колокольне, звоннице) и возможность войти в подбор аналогичных инструментов. Наше внимание будет сосредоточено именно на колоколе, а также на самостоятельном инструменте более сложного порядка - подборе колоколов, закрепленном на звоннице. Колокольчик же мы будем рассматривать как предок колокола, широко распространенный до настоящего времени и ставший основой множества других самостоятельных инструментов.

Эволюция колокола определялась первоначально поиском оптимального варианта сигнального инструмента - его оптимальной формы, материала и способа изготовления. Позднее появилось стремление к красоте звучания. Надо сказать, что не у всех, народов этот поиск был связан именно с колоколом. Многие народы в качестве основных сигнальных инструментов использовали разные виды барабанов или духовых. Так что все эти столько несхожие между собой инструменты первоначально были родственны по функции.

Прежде чем обрести свой классический вид, колокол прошел длительную эволюцию и отбор, отделившись от родственных инструментов (колокольчиков, кимвалов, гонгов, звонцов, бубенчиков, бил и клепал). Общей тенденций было увеличение веса колоколов. Однако развитие колокольчиков издавна пошло по особому руслу: они утвердились как самостоятельный инструмент (по назначению и бытованию), и поэтому их нельзя рассматривать как "маленькие колокола". Таким образом, колокольчики - не только ближайшие предшественники колокола, но и его современники, не вытесненные из обихода своими более мощными собратьями. Общими качествами у этих инструментов являются форма и материал, из которого их изготавливают, отличия - в размере, бытовании и назначении.

Современная форма колокола была найдена далеко не сразу. Существовали четырехгранные, цилиндрические, полусферические, бочкообразные колокола. Поиск в области формы привел к появлению самостоятельной разновидности сигнальных идиофонов, непосредственных предшественников колоколов на Руси - бил и клепал, пришедших к нам из Византии. Била и клепала - металлические или деревянные доски различной формы и толщины, которые, как и колокола, подвешивали или носили в руках. Звук извлекался специальным молотком. Форма их была разнообразна: прямоугольная, дугообразная, секирообразная, круглая, кольцевая, пропеллерообразная с различной толщиной на разных участках (от чего зависела высота звучания). Принципиальной разницы между билом и клепалом нет. В разных источниках как те, так и другие фигурируют то как деревянные, то как металлические. Но материал мог быть и иным.

Появившиеся позже колокола далеко не везде окончательно вытеснили била. Их звук больше нравился, например, старообрядцам, которых привлекало, что он не разносится слишком далеко. Поэтому от бил не отказывались, создавая еще большее разнообразие звучания одновременным использованием этих инструментов. [ 2 с.118 ]

Колокол - инструмент с определенной высотой основного тона, часто весьма завуалированной обертонами, что давало в прошлом повод некоторым авторам относить его к инструментам без определенной высоты. Эта особенность - завуалированность основного тона сложным и богатым обертоновым рядом - одно из основных качеств, отличающих колокол и ставящих его в обособленное, промежуточное положение между инструментами со звуком определенной высоты и так называемыми шумовыми (с неопределенной высотой звучания).

Не менее важным выразительным средством колокола, нежели тембр, является ритм. Он был основным средством обновления звучания колокола, так как абсолютная высота и тембр могли лишь незначительно варьироваться исполнителем.

В колоколах русского типа последние четыре столетия звук извлекался ударом языка об поясок колокола. Для часового колокола было возможно звукоизвлечение с помощью молотка. Колокола в Древней Руси раскачивались, и при движении стенка колокола соприкасалась с языком. В XX веке в Англии стали применять электронные колокола, где звук рождается электронным вибратором.

Классическая русская техника звона раскачкой языка сформировалась по мере увеличения веса колоколов и дала новое направление этому искусству. Со временем способ звона раскачкой колокола весьма прочно забылся, хотя и сохранялся в некоторых (преимущественно западных) областях.

В Псковско-Печерском монастыре до сих пор совместно применяются оба вида техники звона. В Англии существует своя техника звона, при которой колокол не просто раскачивается, а совершает полный оборот вокруг своей оси.

При помощи лишь одного колокола достигалось большое разнообразие сигналов культового, магического, общественно-политического, бытового назначения. Сигнальные звоны, адресованные всем и каждому, при всем их разнообразии должны были быть и достаточно простыми для восприятия.

Постепенное усложнение сигналов стимулировало развитие выразительных средств звона, которые, в свою очередь, расширяли возможности инструмента. Заметили, например, что звон двух колоколов богаче, чем одного.

Когда же, после свержения татаро-монгольского ига, наступил расцвет колокололитейного и строительного искусства, колокола стали осознанно соединять в подборы. С их появлением не только расширились возможности прикладных звонов, но и эмоциональное воздействие неизмеримо возросло: звоны стали по-настоящему художественным явлением и могли выполнять не только информативную, но и чисто эстетическую функцию.

Венская классическая школа

Творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью...

Гений Марис Лиепа

По окончанию МАХУ Марис Лиепа вернулся в Ригу, работать в Государственном театре оперы и балета Латвийской ССР. Там он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды"...

Музыкальные фестивали в культурном пространстве СПб: технологии организации и проведения

Фестиваль (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестиваль первоначально возник в Великобритании в начале 18 века. В 20 в...

Особенности развития музыкального бизнеса в контексте интернет-технологий

Музыкальный бизнес является составным элементом в системе шоу-бизнеса, который основан на извлечении прибыли при производстве и реализации музыкального продукта или предоставлении услуг в индустрии развлечения...

Прическа в стиле "барокко"

¦профессиональные машинки для стрижки волос, а также всевозможные щипцы, плойки, расчески, ножницы, щетки, зажимы, бигуди, машинки, спецодежда, бритвы, полотенца и т.д. Расчески и щетки для волос - инструменты, используемые чаще всего...

Стимулирование инновационной активности библиотечного персонала

Наибольшее значение для развития персонала имеет система, позволяющая на основе повышения квалификации специалистов развивать их профессиональные знания и умения в области инновационной культуры...

Сценарий массового праздника "Нам есть чем гордиться!"

Музыка в театрализованном представлении играет первостепенную роль в формировании идейно-тематического замысла и художественно-эмоционального содержания...

(как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Колокола используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов Богослужения) и в музыке. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

Классический колокол как музыкальный инструмент

Колокола средних размеров и включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблен колокол весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые, в виде длинных трубок. См. колокола (музыкальный инструмент).


Благодаря столь важным общественным функциям колокол приобре­тал значение государственного символа, становился частью национа­льного самосознания. Утрата колокола говорила о потере независимо­сти, была знаком беды и скорби. И когда в 1510 году Василий Ш, ве­ликий князь Московский, прислал в поверженный Псков дьяка Долмато­ва с повелением отобрать у псковичей их вечевой колокол, - те, "удариша челом в землю, не могли против его ответа дать от слез и туги сердечные. Только тые не испустили слез, иже младенцы, сосу­щие млеко. И бе тогда во Пскове плач и стенание во всех домах, друг друга обнимающе. И спустиша колокол вечной у святой Троицы и начаша псковичи, на колокол смотря, плакати по овоей старине к по своей воле..."

Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и назидатель­ными поверьями. Считалось, например, что он умолкает в неволе, на чужбине: "Князь Александр (Васильевич Суздальский) из Володимера вечный колокол святой богородицы возил в Суздаль, и колокол не на­чал звонити, яко же был в Володимере; и виде Александр, яко сгру­бил святой богородицы, и повелел его пакы везти в Володимер и поставиша его в свое место, и пакы бысть глас яко же и прежде бого­угоден" .

Именно этой традиции следовал А.И. Герцен, назвав "Колоколом" вольную русскую газету, которую он издавал в Лондоне, скульптор М.О. Микешин, взявший профиль колокола за основу памятника "Тыся­челетие России" в Новгороде. Изображение колокола можно найти и в богатом бронзовом горельефе, опоясывающем этот памятник у самого основания и представляющем собой галерею виднейших деятелей россий­ской истории. В группе "военных людей и героев" заметна фигура еди­нственной женщины - это Марфа Гэрецкая, вдова новгородского посад­ника, возглавлявшая в 70-х годах ХУ века энергичную, но безуспеш­ную борьбу за независимость Новгорода от московского царя. Со сле­зами на глазах, опустив голову и скрестив на груди руки, Марфа-По­садница стоит над разбитым вечевым колоколом, символом утраченной новгородской вольности.

Ранние русские колокола, небольшие по весу, размещались либо между двумя столбами, либо между столбом и стеной храма; сверху над ними мог сооружаться навес. С возрастанием веса колоколов и их количества при храме все их собрание стали размещать в многопролет­ном сооружении, которое стояло уже не на земле, а не стене храма. Летопись сообщает, что в 1515 году при перестройке церкви Рождест­ва Богородицы в Московском кремле "князь Василий Иванович... петье поставил вверху, а в старой же (церкви) было на земле". Примерно в то же время возникает тип колокольни, стоящей отдельно от храма на собственном фундаменте. Самый ранний из известных примеров такого типа - трехъярусная трехпролетная звонница Покровского собора на Рву (более известного как храм Василия Блаженного), до наших дней не сохранившаяся.

Оригинальными сооружениями, свойственными лишь Древней Руси и

нe имеющими аналогов на Западе, были церкви "иже под колоколы". Первый храм такого типа - деревянная церковь Иоанна Лествичника, возведенная в Московском кремле в 1329 году. Наиболее ранний из сохранившихся примеров - Духовная церковь в Троице-Сергиевой лавре, встроенная в 1476 году. Колокола здесь размещались в вытянутых вверх нишах барабана, несущего церковную главу, и в нишах пониже, обрамленных арками в форме традиционных русских кокошников.

В начале ХVI века появляется новый вариант этого типа - стол­пообразная церковь "иже под колоколы". Точная дата его появления 1508 год, когда на смену старому храму Иоанна Лествичника был вы­строен новый, каменный - тот, что позже был прозван Иваном Великим. Трёхъярусный восьмигранный столп имеет на каждой грани каждого яруса, но одной нише для колокола. Внутри него есть небольшая церковь, так что собственно колокольней, как полагают некоторые, назвать его не­льзя. Но основное назначение Ивана Великого построивший его Иван Ш видел, по всей вероятности, не в этом. Он задумал его как триумфа­льную колонну. Для ниши над главным входом государь повелел отлить гигантcкий по тем временам 450-пудовый колокол, а в нишах следующе­го яруса поместил плененные колокола Твери, Пскова, Новгорода... К ним прибавились впоследствии новые трофейные колокола - смоленский, корсунские... Потом появились Ростовский, Даниловский, Марьинский, отлитые для далеких от Москвы церквей и монастырей, но оказавшиеся здесь взамен разбитых и поврежденных - как "представители" всех зе­мель огромной страны.

Колокола как музыкальный инструмент

Колокол и колокольчик - древнейшие и по сей день широко распро­страненные самозвучащие ударные музыкальные инструменты. Первонача­льная их функция - сигнальная. Сразу условимся, что это два раз­ных инструмента, и критерий их отличия - не размер, а простран­ственная закрепленность на одном месте (столбе, колокольне, звонни­це) и возможность войти в подбор аналогичных инструментов. Наше внимание будет сосредоточено именно на колоколе, а также на самостояте­льном инструменте более сложного порядка - подборе колоколов, закре­пленном на звоннице. Колокольчик же мы будем рассматривать как пре­док колокола, широко распространенный до настоящего времени и став­ший основой множества других самостоятельных инструментов (молоточковые колокольчики, треугольник и.т.д.).

Эволюция колокола определялась первоначально поиском оптималь­ного варианта сигнального инструмента - его оптимальной Формы, ма­териала и способа изготовления. Позднее появилось стремление к кра­соте звучания. Надо сказать, что не у всех, народов этот поиск был связан именно с колоколом. Многие народы в качестве основных сиг­нальных инструментов использовали разные виды барабанов или духовых Так что все эти столько несхожие между собой инструменты первонача­льно были родственны по функции.

Прежде чем обрести свой классический вид, колокол прошел дли­тельную эволюцию и отбор, отделившись от родственных инструментов (колокольчиков, кимвалов, гонгов, звонцов, бубенчиков, бил и кле­пал). Общей тенденций было увеличение веса колоколов. Однако разви­тие колокольчиков издавна пошло по особому руслу: они утвердились как самостоятельный инструмент (по назначению и бытованию), и поэто­му их нельзя рассматривать как "маленькие колокола". Таким образом, колокольчики - не только ближайшие предшественники колокола, но и его современники, не вытесненные из обихода своими более мощными собратьями. Общими качествами у этих инструментов являются Форма и материал, из которого их изготавливают, отличия - в размере, быто­вании и назначении.

Современная форма колокола была найдена далеко не сразу. Существовали четырехгранные, цилиндрические, полусферические, бочко­образные колокола (I).1 Поиск в области формы привел к появлению самостоятельной разновидности сигнальных идиофонов, непосредствен­ных предшественников колоколов на Руси - бил и клепал, пришедших к нам из Византии. Била и клепала - металлические или деревянные дос­ки различной формы и толщины, которые, как и колокола, подвешивали или носили в руках. Звук извлекался специальным молотком. Форма их была разнообразна: прямоугольная, дугообразная, секирообразная, круглая, кольцевая, пропеллерообразная с различной толщиной на раз­ных участках (от чего зависела высота звучания). Принципиальной ра­зницы между билом и клепалом нет. В разных источниках как те, так и другие фигурируют то как деревянные, то как металлические. Но мате­риал мог быть и иным.

Звук била не отличался большой силой, но за счет ритмического разнообразия и возможности повышать и понижать его, ударяя в разных местах с разной силой, "клепания" (как называли звон в било и кле­пало) были весьма выразительны (см. пример

Появившиеся позже колокола далеко не везде окончательно вытес­нили била. Их звук больше нравился, например, старообрядцам, кото­рых привлекало, что он не разносится слишком далеко. Поэтому от бил не отказывались, создавая еще большее разнообразие звучания одно­временным использованием этих инструментов.

Не менее сложными и длительными были поиски в области материа­ла и способа изготовления колокола. Хотя металлические колокольчики появились уже в ранний бронзовый век, опыты с друг тли материалами продолжались. Существовали колокола (уже не колокольчики) деревян­ные, стеклянные, фарфоровые, каменные, глиняные. Для металлических литых колоколов далеко не сразу был найден сплав, дающий наиболее красивый, сильный и продолжительный звук. Качество звука и долго- . временность эксплуатации зависели от особенностей технологии отлив­ки не только самого колокола, но и его языка, а также от способа его подвески.

Колокол - инструмент с определенной высотой основного тона, часто весьма завуалированной обертонами, что давало в прошлом повод некоторым авторам относить его к инструментам без определенной вы­соты. Эта особенность - завуалированноеть основного тона сложным и богатым обертоновым рядом - одно из основных качеств, отличающих колокол и ставящих его в обособленное, промежуточное положение меж­ду инструментами со звуком определенной высоты и так называемыми пщумовыми" (с неопределенной высотой звучания).

В разное время разными знатоками выдвигались во многом несхо­жие требования к акустике колокола. Так мастер Гемони из Цютпфена (ХУП век) полагал, что хороший колокол должен иметь три октавы, две квинты и большую или малую терцию. (Сразу отметим возможность малой терций в спектре колокола, к чему еще придется вернуться). Английские литейщики добивались нижних обертонов гармонического спектра, но тоже с малой, а не большой терцией. Именно ее ан­гличане отмечали как признак, отличающий колокол от других инстру­ментов. Д.Рогаль-Левицкий констатирует допустимость не только обе­их терций, но и чистой кварты. Реальные же обертоновые ряды, приводимые в различных источниках, показывают, что единого правила не существовало, колокола по тембру были очень индивидуальны. Сле­довательно, мы можем выводить лишь наиболее общие закономерности, раз и навсегда отказавшись от попыток установить единое непреложное правила.

Рассмотрим качественный состав обертоновых рядов коло­колов, наиболее благозвучных с точки зрения Сараджева. Как уже го­ворилось, при всей несхожести акустических требовании к колоколу в разных источниках, все они указывают на необходимость консонантно­го сочетания нижних обертонов. И Сараджев консонантным сочетаниям отдает явное предпочтение. Двадцать восемь колоколов, имеющих в ни­жней части спектра сочетание квинты и кварты, вошли в эти три груп­пы (а всего среди исследованных Сараджевым колоколов таких нашлось тридцать один). В названных группах они распределились следующим образом: I - 15; 2-3; 3 - 10. Девять из двенадцати случаев терции (большой и малой) после квинты и кварты отнесены звонарем к "хоро­шим или "достопримечательным" колоколам. Точно так же анализ убе­ждает, что те колокола, в спектрах которых есть отдельные гармони­ческие обертоны, фрагменты гармонических спектров, предпочтительнее тех, в которых частоты не кратны частоте основного тона. Очень цен на октава в нижней части спектра, далее по убывающей следует квин­та. Кварта, тритон и малая септима явно не имеют преимущество перед всеми остальными возможными интервалами.

Итак, несмотря на наличие негармонических обертонов, по пред­ставлению К.К. Сараджева, спектр (или, как он называл, - "индивиду­альность") колокола не представлял собой неопределенного смешения гармоник.

Отмечавшаяся нередко слушателями и исследователями диссонантность звука.колокола, по существу, для этого инструмента таковой не является; это характерная черта, определяющая основные закономерно­сти искусства звона.

Классическая гармония учит, что терцовое строение аккорда име­ет обоснование в природе звука. Но почему учитывается звук только с гармоническим спектром? Ведь слуховой опыт им не ограничивается. А не обусловленно ли в какой-го мере усложнение гармонии в процес­се развития (в частности - усложнение» состава аккорда) природой "немузыкальных" звуков, в том числе звука колокола?

Не менее важным выразительным средством колокола, нежели тембр, является ритм. Он был основным средством обновления звучания коло­кола, так как абсолютная высота и тембр могли лишь незначительно варьироваться исполнителем.

В колоколах русского типа последние четыре столетия звук из­влекался ударом языка об поясок колокола. Для часового коло­кола было возможно звукоизвлечение с помощью молотка. Колокола в Древней Руси раскачивались, и при движении стенка колокола соприка­салась с языком. В XX веке в Англии стали применять электронные ко­локола, где звук рождается электронным вибратором.

Классическая русская техника звона раскачкой языка сформирова­лась по мере увеличения веса колоколов и дала новое направление этому искусству. Со временем способ звона раскачкой колокола весьма прочно забылся, хотя и сохранялся в некоторых (преимущественно западных) областях. В Псковско-Печерском монастыре до сих пор совме­стно применяются оба вида техники звона. В Англии существует своя техника звона, при которой колокол не просто раскачивается, а сове­ршает полный оборот вокруг своей оси.

При помощи лишь одного колокола достигалось большое разнообра­зие сигналов культового, магического, общественно-политического, бытового назначения. Сигнальные звоны, адресованные всем и каждому, при всем их разнообразии должны были быть и достаточно простыми для восприятия.

Постепенное усложнение сигналов стимулировало развитие вырази­тельных средств звона, которые, в свою очередь, расширяли возможно­сти инструмента. Заметили, например, что звон двух колоколов бога­че, чем одного. Когда же, после свержения татаро-монгольского ига, наступил расцвет колокололитейного и строительного искусства, коло­кола стали осознанно соединять в подборы. С их появлением не только расширились возможности прикладных звонов, но и эмоциональное воздействие неизмеримо возросло: звоны стали по-настоящему художествен­ным явлением и могли выполнять не только информативную, но и чисто эстигическую функцию.

Рождение качественно нового, по сравнению с отдельным колоко­лом, инструмента следует отнести к тому времени, когда колокол, слишком тяжелый, чтобы его держать в руке, стали подвешивать на сто­лбе или деревянных козлах. Поскольку на перекладине столба можно повесить два и больше колоколов, заметили, что на двух колоколах звон богаче, чем на одном: можно не только закодировать большее ко­личество сигналов, но и сделать их звучание красивее. С соединением в едином комплексе нескольких колоколов встал вопрос о согласова­нии их звучания.

Трубчатые колокола

Широкое распространение в наше время получили оркестровые, или трубчатые, колокола. Это два ряда вертикально подвешенных на раме длинных, до­вольно тонких стальных труб, расположенных в хроматической последовательности так, что трубы первого ряда издают звуки, соответствующие белым клавишам фортепиано, а второго - черным в общем диапазоне от с1 до f2 (американские и англий­ские модели) или от f до f2 (инструменты, производимые евро­пейскими континентальными фирмами). Ударяют по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молотком с резиновой прокладкой. Возможны последовательности отдельных звуков,"двойные" ноты, аккорды - с по­мощью другого исполнителя, а также glissando.

Звук трубчатых колоколов свет­лый, торжественный, очень богатый обертонами, с длительно затухаю­щим, своеобразно детонирующим ("плывущим") отзвуком. Для заглу­шения отзвуков (при необходимости) имеется общий для всех труб "де­мпфер", приводимый в действие на­жатием педали: con pedale - звук приглушенный, senza pedale - от­крытое звучание. Вот отрывки из "Серенады" для кларнета, скрипки, контрабаса, ударных и фортепиано А.Шнитке - soli на колоколах. В этом произведении ударник выполня­ет функцию дирижера, причем зву­чание колоколов является важным организующим началом. Им же используются колокола в “Концерте для скрипки с оркестром №2”

Примеры использования натуральных колоколов

В качестве примеров использования натуральных колоколов можно указать на кантату Г. Свиридова "Деревянная Русь", в которой использован один колокол cis в его же "Поэме памяти Есенина" использованы четыре колокола (с, е, e1, a1). Карл Орф в "Carmina burana" наряду с трубчатыми колоколами пользует­ся также тремя (f, с2, f2) натуральными. В Одиннадцатой сим­фонии Д. Д. Шостаковича использованы колокола c1, g1, b1, h1.

Так же к колоколам в своих произведениях обращались такие композиторы как Э. Денисов “Солнце инков” (см. приложение 3), В. Лютославский “ Три поэмы Анри Мишо”(см. приложение 4), О. Мессиан, „Et exspocto resurrectionem mortuorum" для оркестра деревянных и медных духавых инструментов и металлических ударных (см. приложение 5) и многие другие, эту тему можно развить, но уже в другой работе.

Ко́локол - инструмент, источник звука , имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров (« Царь-колокол »). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana - колокол и от λόγος - учение, наука).

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке , в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат , для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII-XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, "неблагочестивые" имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола "Козёл" и "Баран", названые так за резкий, "блеющий" звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван "Лебедем" за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду - "Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango" ("Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю"). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай "крестин колокола" (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило - коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни . На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов .

Церковные колокола в Русской Православной Церкви

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» , Мусоргский - в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин - в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков - в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский - в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым , Р. Щедриным , В. Гаврилиным , А. Петровым и другими.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами . Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии , Нидерландах . При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте . На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича . В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев , построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного, carillon ). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, кариллон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге мастером из Голландии Йо Хаузеном в начале XXI века.

Колокола Китая

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (см. напр.

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу . О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана . По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

  • Почтовые марки