Смысл названия романа судьба человека. Смысл названия рассказа шолохова "судьба человека"


Тема Великой Отечественной войны – одна из ведущих в русской литературе второй половины двадцатого столетия. Особое внимание ей уделил такой великий писатель как М. А. Шолохов. Предлагаю порассуждать над смыслом названия его рассказа «Судьба человека».

Что такое судьба? Думаю, каждый встречался с теми, кто в нее верит и считает жизнь предопределенной, и с теми, кто в судьбу не верит. Но в любом случае жизнь человека всегда в равной степени наполнена счастьем и бедами, белые полосы сменяются черными, как день сменяет ночь…

Вот и Андрей Соколов рассказывает своему слушателю о нелегком жизненном пути, который ему пришлось пройти.

Когда-то давно жил главный герой счастливо: имел желанную и любимую хозяйку-жену, сына и двух дочерей. Трудился добротно и на судьбу не серчал. Но всю его жизнь (также, как и жизнь других простых людей) в одно мгновение перевернуло одно страшное слово – война. Далее он едет на фронт, старательно несет службу, но вскоре попадает в плен. Все горести, свалившиеся на него, могли бы «сломать» любого рядового солдата, но не Соколова. Удары судьбы он принимал достойно, по-христиански, как подобает русскому человеку с большой буквы.

Показательным является эпизод поединка с Мюллером. Узнав о том, что Андрея вызывают к немецкому начальству, герой не только не струсил, но и пошел на смерть с гордостью, не позволив врагу увидеть страх в его глазах.

А как стойко он держался перед столом, ломящимся от угощений, когда сам уже и забыл о человеческой еде! Все это показывает лучшие качества солдата и человека: смелость, мужество и силу духа.

Не малую роль в его храбрости играла вера: вера в лучшее, ожидание встречи с родными (во сне Андрей говорил с семьей). Но очередным ударом для него стала весть о смерти жены и дочерей. Тяжело перенеся потерю, герой теперь живет одной надеждой на мирную жизнь с сыном, но и Анатолия ему пришлось похоронить.

Измученный, избитый переменчивой злой судьбой Андрей Соколов охладел к жизни. Только маленький мальчик, которому пришлось пережить не меньше горестей, смог оживить солдата: встретившись с Ванюшей рассказчик понял, что чтобы построить счастливое будущее им просто необходимо держаться вместе. «Два осиротелых человека», отец и сын отправились в долгий путь по дороге жизни.

Итог: в произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты. Испытания, которые пережил герой, - это испытания, выпавшие на долю целого поколения, прошедшего Великую Отечественную войну. От сюда и обобщение в название рассказа: «человек», а не просто «солдат» пережил все это.

Обновлено: 2018-05-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба че­ловека» был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, ста­ло возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. Раньше эти люди считались предателями и были ущемлены в своих гражданских правах. Многие, вер­нувшись из плена на Родину, после фашистскихконцлагерей попадали в сталинские, где условия, по свидетельствам пере­живших репрессии, были еще хуже, чем в фашистских. Типи­ческая судьба таких людей была показана Шолоховым в обра­зе Андрея Соколова. Помимо обращения к запретной прежде теме, в рассказе Шолохова «Судьба человека» есть и другие признаки, отлича­ющие его от шаблонных произведений советской литературы о войне. В них принято было подчеркивать самоотвержен­ность советских воинов, сознательно идущих на подвиг во имя социалистической Родины и ее вождя Сталина. Иными словами, непременным условием для писателей было изобра­жение героического характера в плакатном духе. А Андрей Соколов, несмотря на участие в молодые годы в гражданской войне, человек совершенно аполитичный, вполне равнодуш­ный к «великим социалистическим свершениям» и тому по­добной агитационной трескотне. Его патриотизм - чисто рус­ский, в нем почти незаметно «советское» влияние (разве что в Бога не верует). До войны он простой шофер, занятый исклю­чительно семейной жизнью и общением с друзьями, не прочь выпить. Когда начинается война, Андрей Соколов не торопит­ся отправиться добровольцем на фронт, что также было стан­дартом для плакатных героев советской литературы. Но когда получает повестку, то воспринимает ее как должное и отправ­ляется на войну с той же спокойной уверенностью в необходи­мости этого, как прежде выполнял свой служебный долг на работе. В то же время на фронте он проявляет незаурядное мужество, а когда вынужденно попадает в плен, то встречает своих смертельных врагов в ожидании пули лицом к лицу. Его смелость не показная, а естественная, что присуща была мно­гим русским людям. В первые дни плена он совершает еще один мужественный поступок: собственными руками уничто­жает предателя, который собирался выдать своего командира на казнь гитлеровцам. Несмотря на всю кажущуюся безыскусность и правдивость рассказа Шолохова «Судьба человека», заметны в нем и некая фальшь, человеческая и художественная неправда. По мень­шей мере, неполнота, недоговоренность. К примеру, есть в рассказе щекотливый эпизод, на кото­ром автор умело не заостряет внимание читателя. Это служ­ба Андрея Соколова в фашистской армии. Из концлагеря во­еннопленный попадает в шоферы немецкого майора. Носит немецкую форму. Не объяснено автором, как это возможно, если он не знает немецкого языка. Известно, что в конце вой­ны у гитлеровцев катастрофически не хватало солдат и они вынуждены были к каким-то второстепенным, не ответ­ственным должностям подпускать пленных. Но чтобы совет­ского военнопленного держали не в тылу, а в действующей армии?.. Очень сомнительно, чтобы такое могло происхо­дить в действительности. Вряд ли немцы были настолько доверчивы, чтобы не подозревать русского в стремлении при первом удобном случае отомстить за побои, унижения, не­посильный труд. Героический переход линии фронта с пленным фрицем и ценными документами - только это дало возможность Соко­лову избежать фильтрационного, а то и концентрационного лагеря. В принципе он остался, с точки зрения советской вла­сти тех лет, изменником Родины: ведь Андрей Соколов служил в вермахте. Правда, он искупил свою вину смелым поступком, и всё же судьба шолоховского героя в этом отношении оказа­лась нетипичной, просто исключительной - счастливее, чем у сотен тысяч других советских военнопленных: ему не при­шлось из немецкой неволи попасть в родную советскую. Подводя итог анализу рассказа Шолохова «Судьба челове­ка», можно сделать вывод, что для своего времени это было во многом правдивое изображение русского национального ха­рактера, но в условиях господства коммунистической идеоло­гии сказать всю правду о судьбах советских военнопленных писателю не удалось.

Написал рассказ «Судьба человека» в 1956-1957 годах, через много лет после окончания Великой Отечественной войны. В основу сюжета легла история обычного советского человека Андрея Соколова и пагубное влияние войны на его жизнь. Название художественного произведения, как правило, передает авторскую позицию или ключевую мысль. И в этом смысле, рассказ «Судьба человека» – не исключение.

Повествование в произведении ведется от первого лица, то есть от главного героя, который рассказывает постороннему человеку о своей жизни. Андрей Соколов принял встречного за шофера и угостил его табаком. Рассказчик сразу обратил внимание на глаза Андрея. Это были глаза «присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». А глаза, как известно, это зеркало души. Услышав о тяжелой судьбе Соколова, он понял, сколько страданий выпало на долю этого человека. Именно слово «судьба» в данном произведении является определяющим, поэтому оно положено в основу названия рассказа.

Как и тысячи других людей, Андрей столкнулся со всеми ужасами войны. Однако каждый человек по-разному переносит такие события: кого-то жизнь ломает, кого-то ожесточает, а кого-то делает сильнее. Потеряв всю семью во время Гражданской войны, Соколов не сдался, он сумел выучиться достойной профессии, создать новую семью. Андрей перебрался в Воронеж и некоторое время работал то плотником, то слесарем, а затем устроился шофером. Он женился на прекрасной девушке Ирине – воспитаннице детдома. У пары родилось трое детей: один сын и две дочери. Казалось бы, что еще нужно для счастья обычному человеку? Но снова вспыхнула война, и Андрея призвали в армию.

Годы службы во имя родины оказались самыми трудными. Андрей был не раз ранен, оказался в плену у немцев, скитался некоторое время по Германии, выполняя тяжелую работу, бывал в карцере, стоял лицом к лицу к лагерфюреру, но, ни разу не сдался, не упал духом. Сначала силы были на стороне немцев, но постепенно ситуация изменилась. Советские войска уверенно шли к победе, а к пленным, в свою очередь, стали лучше относится. Андрей был назначен шофером немецкого майора-инженера, от которого впоследствии смог сбежать. Оказавшись на родной земле, он в первую очередь написал письмо домой, но ответ пришел от соседа. Оказалось, что вся его семья, кроме сына, погибла от взрыва бомбы. Сын нашелся немного позже, но и он был убит немецким снайпером.

Вновь Андрей остался один. На всем свете не было ни одной родной души. В родные края возвращаться он не захотел, поэтому отправился к приятелю в Урюпинск. Это была бездетная чета, которая тепло его приняла. Через некоторое время Андрей столкнулся с маленьким беспризорным мальчиком Ванюшей , родители которого погибли во время войны. Несмотря на все испытания, через которые прошел Соколов, он сумел не ожесточиться. Взяв Ванюшу на воспитание, он подарил мальчику всю свою нерастраченную любовь и заботу. Он не просто подружился с ним, а заменил ему отца.

Таким образом, два осиротевших человека нашли друг друга и стали шагать по жизни вместе. Именно, усыновив такую же обездоленную душу, как он сам, Соколов смог постепенно вернуться к жизни. Неизвестно, как дальше сложилась их жизнь, так как рассказчик распрощался с Андреем и Ванюшей на берегу реки. Ясно одно, что судьба обычного человека, сумевшего найти в себе силы жить дальше после стольких тягот, заслуживает искреннего уважения.

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А. Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!". Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия в том, что человек несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

    В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и...

    Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека. Многие писатели, поэты...

    О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна...

    Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    Имя М.А.Шолохова известно всему человечеству. Его выдающейся роли в мировой литературе XX века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Проникновенность таково определение таланта Шолохова,...