Биографии, истории, факты, фотографии. Оскар фингал о флаэрти уилс уайльд английский литератор Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Во второй половине девятнадцатого века это имя было синонимом слова «парадокс». Этот человек был образцом элегантности и изящества, и звали его Оскар Уайльд. Книги, трактаты, пьесы, сказки и все, что выходило из-под его пера, мгновенно становилось популярным. Однако, как многим ярким личностям, ему не была суждена долгая жизнь.

Родные Оскара Уайльда

Отец Оскара - Уильям Уайльд был известнейшим отоларингологом и офтальмологом в Ирландии. За свою прекрасную многолетнюю работу он был удостоен рыцарского звания. С годами мистер Уайльд смог на собственные деньги открыть пункт бесплатной медицинской помощи для малоимущих Дублина. В свободное время он писал книги об ирландской культуре.

Горячо любимой матери будущего писателя - Джейн Уайльд, тоже не была чужда литература. Во времена бурной молодости эта героическая женщина была членом революционного движения «Молодые ирландцы» и одно время писала для них патриотические стихи.

В своих сыновьях Уильяме и Оскаре Джейн и уделяла их воспитанию все свое время. Она пыталась привить мальчикам любовь к ирландской литературе. Также миссис Уайльд знакомила своих детей и с литературой и культурой Древней Греции и Рима.

Кроме старшего брата, была у Оскара и младшая сестренка Изола. Однако у этой малышки была очень краткая биография. Оскар Уайльд позже посвятил ее памяти одно из своих стихотворений - Requiescat, так как она умерла в десятилетнем возрасте.

Детство и юность писателя

Раннее детство Оскара прошло в Дублине в роскошном доме, украшенном бюстами греческих и римских философов, а также многочисленными картинами. Возможно, именно обстановка отчего дома зародила в сердце впечатлительного юноши любовь к прекрасному.

Родители Оскара не жалели денег на образование детей. С самого детства у него была французская и немецкая гувернантки. Так что, отправляясь в девятилетнем возрасте на учебу в Королевскую школу Портора, близ Дублина, мальчик прекрасно говорил на французском и немецком языках.

Вдали от родительского дома в новой обстановке скоро создал себе прекрасную репутацию юный Оскар Уайльд. Цитаты остроумные этого ученика переходили из уст в уста среди его товарищей. Кроме того, он успевал неплохо учиться. Так, парню удалось окончить школу с золотой медалью и заслужить стипендию для продолжения обучения в Дублинском колледже Святой Троицы.

Три года колледжа сильно повлияли на мировоззрение Уайльда. Здесь он увлекся античностью и эстетизмом, со временем создавая свой собственный стиль поведения и манеру общения, которые впоследствии так восхищали его поклонников.

Прекрасно зарекомендовав себя в колледже, Оскар Уайльд заслужил стипендию на обучение в Оксфорде, где он провел следующие четыре года. За это время он еще больше стал почитателем античности, а также был увлечен идеями Джона Рескина. Окончательно мировоззрение юного Уайльда помогла сформировать поездка в Грецию и Италию.

Краткая биография: Оскар Уайльд в Лондоне и США

Закончив учебу, молодой эстет решил остаться жить в столице королевства. К тому времени он избавился от акцента, выдававшего в нем ирландца, и научился говорить на прекрасном литературном языке. Молодому обаятельному джентльмену с изящным стилем и отменным юмором быстро нашлось место в высших кругах культурной элиты Лондона. Довольно скоро он стал «тем самым Уайльдом». Его слушали, цитировали и восхищались.

В 1881 году Оскар Уайльд издал свою первую книгу, стихотворения Poems. Она моментально стала популярной и была переиздана пять раз.

В следующем году признанный эстет совершил путешествие в США. Здесь он читал лекции об искусстве и эстетике. За год жизни в Америке стал практически живой легендой Оскар Уайльд. Цитаты этого остряка и рассказы о его приключениях практически не сходили с газетных страниц. Репортеры следовали за ним повсеместно, наблюдая за тем, как блестяще он выпутывается из различных ситуаций, не роняя при этом своего достоинства. Вернувшись из путешествия, Уайльд сказал свою знаменитую фразу: «Америку я уже цивилизовал — остались только небеса».

Личная жизнь Оскара Уайльда

После возвращения домой Уайльд неожиданно женился. Его избранницей стала Констанс Ллойд. Вскоре у четы Уайльд родились двое прекрасных мальчиков Сирил и Вивиан.

Увлекшись отцовством, сочиняет для своих сыновей Оскар Уайльд сказки. Эти произведения оказались столь прекрасными, что вскоре были изданы в виде двух сборников. Несмотря на трагизм, они полны истинной красоты и являются одними из самых популярных и читаемых произведений писателя.

К сожалению, у счастливой семейной жизни писателя была довольно краткая биография. Оскар Уайльд с 1891 года начинает общаться с молодым дворянином по имени Альфред Дуглас. С этого времени его отношения с супругой становятся только формальностью.

Пик популярности писателя

Близкая дружба с Дугласом продлилась у Оскара Уайльда с 1981 по 1895 г. Интересно, что этот период оказался самым плодотворным в творчестве писателя. И хотя многие популярные произведения этого автора были написаны раньше (роман «Портрет Дориана Грея», рассказ «Кентервильское привидение»), славу Уайльду в то время принесли именно его остроумные пьесы.

Постановка на сцене комедийных пьес «Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным», написанных Оскаром Уайльдом, сделали этого джентльмена самым известным человеком в Лондоне.

В эти же годы писал не только пьесы Оскар Уайльд. Книги со статьями писателя об эстетизме и его взглядах на общество и его мораль также увидели свет в тот период. Это были знаменитые «Замыслы» и «Душа человека при социализме».

Судебное разбирательство, заключение и последние годы

Из-за «нездоровых» отношений Оскара с юным Альфредом отец парня спровоцировал скандал. В результате серии манипуляций писатель оказался на скамье подсудимых по обвинению в непристойных отношениях с другими мужчинами.

Оскар Уайльд употребил все свое красноречие, защищая себя. Не раз зал ему аплодировал и прославлял как героя. Однако писатель все же был осужден на 2 года тюремного заключения. И весь свой срок он отсидел.

Пока Оскар был за решеткой, умерла его мать, а супруга уехала в другую страну, взяв для сыновей и себя другую фамилию.

После выхода на свободу наш герой увидел, что многие его былые товарищи, а также Альфред Дуглас отвернулись от него.

При поддержке своих истинных друзей Оскар Уайльд перебрался жить во Францию и поменял свое имя на псевдоним Себастьян Мельмот. В новой стране он опубликовал свое последнее произведение - «Балладу Редингской тюрьмы», которое было подписано именем С.3.3.

Также в этот период он пишет парочку заметок, в которых высказывает свое мнение об устройстве жизни заключенных. Примечательно, что его мысли вскоре стали частью законопроекта, принятого в 1989 г..

Так и не вернувшись на родину, Оскар Уайльд умер в ноябре 1900 и был похоронен в Париже.

К сожалению, у этого яркого мыслителя и писателя была краткая биография. Оскар Уайльд умер, когда ему не исполнилось и пятидесяти. С другой стороны, для такой личности, как Оскар Уайльд, это, возможно, был лучший вариант. Ведь он ушел из литературы и жизни на пике, не успев наскучить ни себе, ни своим читателям, а для такого эстета это было очень важно.

Биография

Ранний период

Оскар Уайльд родился в доме 21 по улице Уэстлэнд-роу в Дублине и был вторым ребёнком от брака сэра Уильяма Уайльда и Джейн Франчески Уайльд (старший брат Уильям, «Уилли», был на два года старше). Джейн Уайльд под псевдонимом «Speranza» (ит. «надежда») писала стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» в 1848 году и всю жизнь оставалась ирландской националисткой. Стихи участников этого движения она читала Оскару и Уилли, прививая им любовь к этим поэтам. Интерес леди Уайльд к неоклассическому возрождению был очевидным по обилию древнегреческих и древнеримских картин и бюстов в доме. Уильям Уайльд был ведущим в Ирландии ото-офтальмологом (ушным и глазным хирургом) и был посвящён в рыцари в 1864 году за службу врачом-консультантом и помощником специального уполномоченного по переписи населения Ирландии . Он также писал книги по ирландской археологии и фольклору . Он был филантропом и учредил бесплатный медицинский пункт, обслуживающий бедняков города. Размещённый с обратной стороны дублинского Тринити-колледжа, медпункт перерос впоследствии в городскую глазную и ушную больницу, которая теперь расположена на Адэлэйд-роуд.

Помимо детей от брака с женой, сэр Уильям Уайльд был отцом троих детей, рождённых до супружества: Генри Уилсон (род. 1838), Эмили и Мэри Уайльд (род. соответственно в 1847 и 1849 гг.; девочки не состояли в родстве с Генри). Сэр Уильям признал отцовство незаконнорождённых детей и оплачивал их обучение, однако воспитывались они своими родственниками отдельно от жены и законнорождённых детей.

Изола умерла в восемь лет от менингита . Стихотворение «Requiescat» (лат. «да покоится (с миром)») написано в память о ней:

Образование

В Лондоне Уайльда знали все. Он был самым желаемым гостем в любом салоне. Но одновременно на него обрушивается шквал критики, которую он с лёгкостью - совсем по-уайльдовски - отбрасывает от себя. На него рисуют карикатуры и ждут реакции. А Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой (с по он редактор журнала «Женский мир» ). О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу .

Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита , вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».

Истоки уайльдовской эстетической теории

Немалое значение имела и вторая знаковая фигура в английском искусствоведении - властитель дум Уолтер Патер (Пейтер) , взгляды которого ему показались особенно близкими. Патер отвергал этическую основу эстетики, в отличие от Рёскина. Уайльд решительно встал на его сторону: «Мы, представители школы молодых, отошли от учения Рёскина… потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль… В наших глазах законы Искусства не совпадают с законами морали».

Таким образом, истоки особой эстетической теории Оскара Уайльда - в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей Англии середины XIX века - Джона Рёскина и Уолтера Патера (Пейтера) .

Творчество

Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает - . В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севила» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «„Счастливый принц“ и другие сказки» (The Happy prince and Other Tales, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates, ), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок искусства лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, ) и др. В 1890 г. вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея » (The Picture of Dorian Gray).

Каталог книг книжного магазина, где впервые был издан «Портрет Дориана Грея»

С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье , Дюма-сына , Сарду , - «Веер леди Уиндермир » (Lady Windermere’s Fan, ), «Женщина, не стоящая внимания» (A Woman Of No Importance, ), «Идеальный муж» (An Ideal Husband, ), «Как важно быть серьёзным» (The Importance Of Being Earnest, ). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей пьесы. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов. В 1891 году Уайльд написал на французском языке драму «Саломея» (Salomé), которая, однако, в Англии была запрещена для постановки долгое время.

В тюрьме он написал свою исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» ( , опубл. ; полный неискажённый текст впервые опубл. в ). А в конце 1897 г., уже находясь во Франции, своё последнее произведение - «Балладу Редингской тюрьмы » (Ballade of Reading Gaol, ), которую он подписал «С.3.3.» (таков был его тюремный номер в Рединге).

Рукопись стихотворения «Impressions du Matin»

Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства . Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики .

Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Мальчик-Звезда» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентервильское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются победой любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом ["Душа человека при социализме" (The soul of man under socialism, )], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм . В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов , поражающих парадоксов , оксюморонов . Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.

Библиография

Пьесы

  • Вера, или Нигилисты (1880)
  • Герцогиня Падуанская (1883)
  • Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
  • Веер леди Уиндермир (1892)
  • Женщина, не стоящая внимания (1893)
  • Идеальный муж (1895)
  • Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
  • Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908)
  • Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)

Романы

  • Портрет Дориана Грея (1891)

Повести и рассказы

  • Преступление лорда Артура Сэвила
  • Портрет господина У. Х.
  • Натурщик-миллионер
  • Сфинкс без загадки

Сказки

Из сборника «„Счастливый принц“ и другие сказки» :

  • Счастливый Принц
  • Соловей и роза
  • Великан-эгоист
  • Преданный Друг
  • Замечательная ракета

Из сборника «Гранатовый домик» :

  • Юный король
  • День рождения Инфанты
  • Рыбак и его Душа
  • Мальчик-звезда

Поэмы :

Стихотворения в прозе (пер. Ф. Сологуба)

  • Поклонник (The Disciple)
  • Творящий благо (The Doer of Good)
  • Учитель (The Master)
  • Учитель мудрости (The Teacher of Wisdom)
  • Художник (The Artist)
  • Чертог суда (The House of Judgement)

Эссе

  • Душа человека при социализме (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)

Сборник «Замыслы » (1891):

  • Упадок искусства лжи (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Кисть, перо и отрава (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
  • Критик как художник (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Истина масок (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»)

Письма

  • De Profundis (лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь» ; 1897) - письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
  • «Оскар Уайльд. Письма» - письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда (Пер. с англ. В. Воронина, Л. Мотылёва, Ю. Розантовской. - СПб: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2007. - 416 с.).

Лекции и эстетические миниатюры

  • Ренессанс английского искусства
  • Заветы молодому поколению
  • Эстетический манифест
  • Женское платье
  • Ещё о радикальных идеях реформы костюма
  • На лекции м-ра Уистлера в десять часов
  • Отношение костюма к живописи. Чёрно-белый этюд о лекции м-ра Уистлера
  • Шекспир о сценическом оформлении
  • Американское нашествие
  • новые книги о Диккенсе
  • Американец
  • «Униженные и оскорблённые» Достоевского
  • «Воображаемые портреты» м-ра Пейтера
  • Близость искусств и ремёсел
  • Английские поэтессы
  • Лондские натурщики
  • Евангелие от Уолта Уитмена
  • Последний томик стихов м-ра Суинберна
  • Китайский мудрец

Стилизованные псевдоработы

  • Телени, или Оборотная сторона медали (Teleny, or The Reverse of the Medal)
  • Завещание Оскара Уайльда (The Last Testament of Oscar Wilde; 1983; написана книга

Большая советская энциклопедия: Уайльд, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения» (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905).
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма («Душа человека при социализме», 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками «искусства для искусства». Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В «Балладе Редингской тюрьмы» декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки («Счастливый принц», «Звездный мальчик») и «Стихотворения в прозе» У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - «Портрет Дориана Грея» (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признает, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея» (1893; первоначально на французском языке), «Флорентийская трагедия» (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Как важно быть серьезным» (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж» (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник «Замыслы», 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч.А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.

Биография

Уайльд (Wilde)-Оскар (1854 - 1900), английский писатель. В изысканно-орнаментованных стихах близок французским символистам. Лирические, возвышенные по стилю сказки. В философском романе "Портрет Дориана Грея" (1891) развенчал декадентское представление о красоте, чуждой нравственности. Социально-критические тенденции в комедиях "Веер леди Уиндермир" (1892), "Идеальный муж" (1895), "Как важно быть серьёзным" (1899). Трагедии; статьи о литературе и искусстве; автобиографическая поэма "Баллада Редингской тюрьмы" (1898). (СЭС, М, "Советская энциклопедия", 1987). Wilde, Oscar (Fingal O"Flahertie Wills), 16 октября 1854, Дублин - 30 ноября 1900, Париж), английский поэт и драматург. Сын знаменитого хирурга, учился в Тринити-колледже в Дублине, а затем в Оксфорде, и с юности прославился остроумием. Последователь эстетизма, в начале 1880-х ездил по Америке с лекциями и зарекомендовал себя в лондонских кругах остряком и острословом. Его единственный роман "Портрет Дориана Грея" сочетает в себе элементы буржуазной морали. Мрачная пьеса "Саломея" (1893) была положена на музыку Р. Штраусом. (Кроме выше названных, пользующаяся успехом пьеса "Женщина, не стоящая внимания" (1893). Комедия "Как важно быть серьёзным" - сатира на фальшь викторианского общества - на родине считается величайшим достижением писателя. Поистине блестящими считаются его два критических диалога "Упадок лжи" и "Критик как художник". Несмотря на то что он состоял в счастливом браке, в 1891 вступил в интимную связь с молодым лордом Альфредом Дугласом, сыном маркиза Куинсберри. Обвинённый Куинсберри в гомосексуализме, Увйльд подал в суд за клевету, но проиграл. Его арестовали по обвинению в гомосексуализме, и это судебное разбирательство приобрело международную известность. Заключённый в Редингской тюрьме, написал ответное письмо своему любовнику, которое затем было отредактировано и опубликовано как De Profundis (1905). После выхода из тюрьмы переехал в Париж. Единственная его работа того времени "Баллада Редингской тюрьмы" была посвящена нечеловеческим условиям жизни арестантов. Умер внезапно от приступа менингита. (Britannica, Настольная энциклопедия, Москва, АСТ Астрель, 2006, том II). Оскар Уайльд, писатель большого, но во многом болезненного таланта, выступал против реализма. Утверждал, что форма в искусстве важнее содержания и художественные произведения не несут в себе никаких моральных или общественных идеалов. Цель искусства - доставлять эстетическое наслаждение. К счастью, многие его произведения опровергают его воззрения. Правда жизни ворвалась в его прелестные фантастические сказки (сборники "Счастливый принц" (1888) и "Гранатовый домик" (1891)). В последний вошла сказка "Мальчик-звезда".

Информация

Полное имя Уайльда - Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс. Его отец был выдающимся врачом, и за особые заслуги он, бывший аптекарь, был пожалован дворянским титулом. Мать тоже была очень талантлива: знала много языков, писала стихи, очерки. Оба слыли людьми со странностями даже в родной Ирландии, где чудаки не редкость. Оскар Уайльд получил отличное образование: в 1879 году он окончил Оксфордский университет. По окончании университета Уайльд с наслаждением окунулся в литературную и светскую жизнь. Его первый сборник стихов (1881) был встречен восторженно. Но главным его достоинством было неподражаемое умение вести беседу. Никто не мог подражать его таланту и остроумию. Уайльд стремился не просто блистать, а удивлять и даже шокировать общество. В Америке он читал лекции по искусству. А искусством для него была вся жизнь, которую он играл, как актёр на сцене. Но не всю жизнь Уайльд оставался баловнем судьбы. В 1895 году он был приговорён к двум годам каторжной тюрьмы и открыто признан безнравственным человеком. Его книги сожгли. Уайльда лишили прав отцовства, он потерял всё своё состояние, жена его умерла от горя. Бернард Шоу единственный человек в Англии, который пытался смягчить участь Уайльда. Остаток жизни Уайльд прожил в нищете и болезни. Скончался он в Париже, в квартале бедноты.

Оскар Уайльд (полное имя - Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд / Oscar Fingal O"Flahertie Wills Wilde) родился 16 октября 1854 г. в Дублине, в протестантской семье хирурга сэра Уильяма Уайльда. Мать Оскара - леди Джейн Франчески Уайльд - светская дама, которая также писала стихи под псевдонимом Speranza - Надежда, подчеркивая этим своё сочувствие освободительному движению Ирландии.

Уайльд изучал классическую литературу в колледже Святой Троицы в Дублине, после чего получил стипендию на обучение в Оксфордском университете (Магдален колледж). Окончил Оксфорд в 1878 г. с отличием, и там же получил престижную премию Ньюдигейт за стихотворное произведение «Равенна» (Ravenna, 1878). В университетские годы Уайльд был известен своим экстравагантным образом жизни и прогрессивными убеждениями, был сторонником эстетизма, из-за чего получил плохую репутацию.

По окончании университета, благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в литературные круги. Его первый поэтический сборник «Стихи» написан в духе прерафаэлитов, опубликован в 1881 году, незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в Северную Америку.

После женитьбы на Констанс Ллойд в 1884, свет увидел ряд сборников рассказов для детей, изначально написанных для его сыновей.

Период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда охватывает 1887-1895. В эти годы появились: сборник рассказов «Преступление лорда Артура Севиля» (Lord Savile’s crime, 1887), два тома сказок «Счастливый принц» (The Happy prince, 1888) и «Гранатовый домик» (A House of pomegranates, 1892), цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда - «Упадок лжи» (The Decay of Lying, 1889), «Критик как художник» (The Critic as Artist, 1890) и др. В 1891 вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда - роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray).

С 1892 начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, - «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan, 1892), «Женщина, не стоящая внимания» (A woman of no importance, 1893), «Идеальный муж» (An ideal husband, 1894), «Как важно быть серьёзным» (The importance of being earnest, 1895). Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. В 1893 году Уайльд написал на французском языке драму в стихах «Саломея», имевшую ещё больший успех. Пьесе было отказано в лицензии в Лондоне, однако позже в 1905 она послужила основой для одноименной оперы Рихарда Штраусса, и была опубликована в Англии в переводе близкого друга Уайльда лорда Альфреда Дугласа.

Отец лорда Дугласа, маркиз Куинсберри, не одобрял близкие отношения своего сына с драматургом сомнительной репутации. После того как маркиз публично оскорбил Уайльда, разгорелась бурная ссора, которая послужила поводом для тюремного заключения Уайльда в 1895 за гомосексуализм (согласно действовавшему тогда закону, карающему «непристойное поведение» или содомию). Его осудили на два года тюремного заключения и исправительных работ, после чего Уайльд обанкротился, и его здоровье серьёзно ослабло. В тюрьме он написал одно из последних своих произведений - исповедь в виде письма к лорду Дугласу «De profundis» (1897, опубл. 1905; полный неискажённый текст впервые опубл. в 1962). Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, в 1897 Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebastian Melmoth). В то время он написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (Ballade of Reading Gaol, 1898). Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Он был похоронен в Париже.

Основной образ у Уайльда - денди-вивёр, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельчённого ницшеанства. Конечная цель индивидуализма Уайльда - полнота проявления личности, усматриваемая там, где личность нарушает установленные нормы. «Высшие натуры» Уайльда наделены утончённой извращённостью. Пышный апофеоз самоутверждающейся личности, разрушающей все преграды на пути своей преступной страсти, представляет собой «Саломея». Соответственно кульминационной точкой эстетизма Уайльда оказывается «эстетика зла». Однако воинствующий эстетический имморализм является у Уайльда лишь исходным положением; развитие идеи всегда приводит в произведениях Уайльда к восстановлению прав этики.

Любуясь Саломеей, лордом Генри, Дорианом, Уайльд всё же вынужден осудить их. Ницшеанские идеалы терпят крушение уже в «Герцогине Падуанской». В комедиях Уайльда совершается «снятие» имморализма в комическом плане, его имморалисты-парадоксалисты оказываются на практике блюстителями кодекса буржуазной морали. Почти все комедии строятся на искуплении некогда совершённого антиморального поступка. Следуя по пути «эстетики зла», Дориан Грей приходит к уродливому и низменному. Несостоятельность эстетического отношения к жизни без опоры в этическом - тема сказок «Звёздное дитя» (The star child), «Рыбак и его душа» (The Fisherman and his soul). Рассказы «Кентрвилльское привидение» (The Canterville ghost), «Натурщик-миллионер» и все сказки Уайльда кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным, помощи бедным. Проповедь красоты страдания, христианства (взятого в этико-эстетическом аспекте), к которой Уайльд пришёл в тюрьме (De profundis), была подготовлена в его предшествующем творчестве. Не чужд был Уайльд и заигрываний с социализмом [«Душа человека при социалистическом строе» (The soul of man under socialism, 1891)], который в представлении Уайльда ведёт к праздной, эстетской жизни, к торжеству индивидуализма.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания - не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Уайльд с его погоней за изысканными ощущениями, с его гурманским физиологизмом чужд метафизических стремлений. Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане. Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение - показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг.